|
Психология художественного творчестваоценке примитивных форм искусства. Такой подход дает нам возможность увидеть, что даже самые про- стые изделия могут удовлетворять требованиям высо- кого качества. Мы ищем представления, сформиро- ванные под влиянием непосредственного опыта, а не окаменелые образы, создаваемые в результате дейст- вия механически применяемых схем. Важно то, что благодаря формам, цветам или каким-то иным средст- вам образы могут стать доступными для наблюдения и при этом выступают с максимальной действенностью и ясностью. Форма служит не для гедонистического умиротворения, а является необходимым инструмен- ~fQM передачи полезньргсробщений:
Очевидно, что большинство пациентов, подверга- ющихся лечению искусством, находится в затрудни- тельном положении из-за плачевного состояния пре- подавания искусств. Недостаток практики, отсутствие уверенности, следование невысоким образцам - все это мешает обычному человеку развить свои природ- . ные творческие способности. Думается, что врачи не могут не учитывать такую печальную ситуацию. Они не должны считать, что для их конкретных задач каче- ство работы, выполненной пациентом, никакого зна- чения не имеет.
Эстетическое совершенство, по сути дела, есть не что иное, как средство, с помощью которого художе- ственные высказывания достигают своей цели.
Образы при этом не только должны быть правди- выми, они также должны быть доведены до как можно
737
лучшей реализации; ведь именно благодаря своей прозрачности и мощи объект искусства воздействует на человека, в том числе и на автора произведения.
Мы не делаем в этом отношении каких-то разли- чий между великими произведениями немногих сча- стливцев и скромными работами, созданными в каби- нете врача. Однако, отделяя все же великое искусство от заурядного, мы хотим указать на два противопо- ложных пути. С одной стороны, путь от великих про- изведений к простейшим связан с падением ориги- нальности, сложности, со снижением здравого смыс- ла. Стоит, тем не менее, подчеркнуть, что даже фольк- лорные мотивы или рисунки детей обладают каждый своим определенным уровнем цельности и совершен- ства и способствуют развитию и процветанию челове- ческого разума. С другой стороны, большое искусство противостоит падению эстетических вкусов, вызван- ному коммерциализацией индустрии развлечений, а также деятельностью средств массовой информации. Идущее отсюда растление умов мешает людям нала- дить связи с ихсобственной деятельностью и развить творческие способности. Именно это, следовательно, является наиболее опасным препятствием, мешаю- щим работе врача, лечащего искусством.
Когда искусство свободно от сковывающих и па- губных для него уз, оно обнаруживает настолько жест- кую и бескомпромиссную логику, что автору произве- дения не .остается ничего другого, как представить факты в соответствии с их внутренней природой, не- зависимо от личных желаний или опасений. Искусст- во может настолько безошибочно передавать события и факты, что те с гораздо большей силой, чем в по- вседневной практике, предъявляют свои требования и претензии. Здесь уместно вспомнить об одной моей студентке в колледже, талантливой и умной молодой женщяне, которая вела в то время мучительную борь- бу с противоречиями, порожденными воспитанными в ней с детства религиозными убеждениями и вызыва- ющим у нее резкий протест поведением отдельных ре- лигиозных лиц и властей. Когда конфликт, разреше-
738
ние которого требовало от нее большого мужества, был в самом разгаре, девушка решила исполнить фраг- мент сольной хореографии под названием (<Танец ве- ликого инквизитора>. В этом танце, родившемся под влиянием образа стоящей перед глазами фигуры и во- преки осознанным намерениям и традиционным нор- мам, она передала грубый и демонический характер догматизма, что сделало для нее неизбежной встречу лицом к лицу с фактами, с которыми ей всячески не хотелось соприкасаться за пределами танца. Нет ника- ких сомнений в том, что цельность девушки как тан- цовщицы помогла становлению ее как личности.
В заключение позволю себе высказать предположе- ние, что лечение искусством, вовсе не заслуживающее того, чтобы его считали пасынком среди искусств, можно рассматривать как модель, способную вернуть различные искусства к высокой творческой продук- тивности. Мне представляется бесспорным, что в по- следнее время деятельности наших художников, скульпторов и прочих мастеров, как правило, не хва- тало искры подлинности. Любовные интрижки с чис- то формальными чувствами, увлеченность примитив- ными прелестями насилия и эротики привели к тому уровню, который мы имеем сегодня в галереях и музе- ~ях. Эти произведения среднего качества кажутся та- лантливыми, но мало к чему обязывающими и не ста- вящими перед собой какие-то цели.
В таких ситуациях первенство должны захватить прикладные искусства, а лечение искусством как раз относится к таковым. Цель всех этих искусств состо- ит в том, чтобы на своем примере показать, что вся- кое искусство, дабы не потерять силу и не угаснуть, должно отвечать важнейшим потребностям и запро- сам человека. Эти потребности часто более заметны в среде больных, а потому более очевидной является и та польза, которую извлекают для себя больные от встречи с искусством. Показывая, что оно может сде- лать для людей измученных И страдающих, искусство напоминает нам о своем предназначении служить каждому.
739
СТИЛЬ КАК ПРОБЛЕМА ГЕШТАЛЬТА
До тех пор, пока культура ведет себя самым обыч- ным образом и никак себя не проявляет, проблемы природы стиля не возникает. Постоянныепризнаки культурных ситуаций могут оставаться незамеченны- ми и потому не доставляют никаких проблем. Лишь с появлением ряда альтернативных течений, провоци- рующих их неизбежное сравнение, лишь когда на сме- ну преобладающим в культуре однородности и одно- образию приходят различные стили, борющиеся за приоритетное положение, сама культура находит в своей среде и выдвигает на передний план мыслите- лей, волей-неволей вынужденных решать, какой именно базис нужен для оптимального функциониро- вания культуры и каковы те условия, которые способ- ствуют или угрожают такому функционированию. Что же касается нашей культуры, то она, по всей видимос- ти, вступила сегодня в свою критическую фазу. Так, музыковед Ф. Блюм называет девятнадцатый век (<ис- терзанным> и (<полным противоречий> - образ, осо- бенно пугающий потому, что этот период идет вслед за классическим веком музыки, отличающимся ярко вы- раженным постоянством и однотипностью эстетичес- ких вкусов и устремлений. Между тем двадцатый век еще более ошеломил нас сверхбыстрым появлением разных путей зарождения живописи. Эта волнующая ситуация поставила ряд вопросов, касающихся необ- ходимых условий развития творческого стиля.
Стиль как способ эстетического воздействия
Вопросы эти представляются нам крайне актуаль- ными, ибо относятся не только к качеству произведе- ний искусства, но и к характерным особенностям их авторов, а этот аспект анализа является новым. Раз- ные культуры предложили сразу несколько способов оптимального решения конкретных художественных задач, и хотя все эти способы были вполне приемле- мы, выбор конкретного решения мог быть удачным только в рамках сложившейся традиции. Так, живший
эпоху классической античности Витрувий считал, то с точки зрения степени уместности альтернатив- ный выбор между дорическим, ионическим и ко- ринфским ордерами должен определяться характером рожества, в честь которого возводится храм. В своей, бказавшей заметное влияние на теорию стилей книге (<Стиль и иконография> Ян Белостоцкий отмечает, {TO в классической риторике величественный стиль ючи резко отличается от вторичного, более простого 1ТИЛЯ. В какой-то степени похожая ситуация имеет ICCTO в китайской и японской каллиграфии. Так, сов- >м разным целям служили ясный, простой напоми- (ающий печатные буквы стиль kaisho, более мягкий, с округлыми буквами стиль gyosho и плавный, непри- ужденный рукописный стиль socho. Обратившись, аконец, к нашему недавнему прошлому, вспомним ро письмо Николя Пуссена к одному из его патро- ов, шевалье де Шантелу, в котором Пуссен рассмат- ивает разные способы построения музыки у древних уеков и пишет, что картины тоже следовало бы рисо- ать разными способами в зависимости от конкрет- ых особенностей изображаемых объектов. Ссылаясь а письмо Пуссена, Ян Белостоцкий замечает, что во ЙНОГИХ "1УЧ11Ч1]ЛДЧЦД-ПрПП1ГГ1.1п.1<1М1.1 (ТГ[Н1П,ТТ Ягвительности являются различиями в способе изо- кения, т.е. объясняются характером содержания, а ice свойствами социального окружения и прихотью зчика, для которого создаются картины. Он, в ча- 1ости, указывал, что в девятнадцатом веке некото- ie стили прошлого, такие, как классицизм или Гати- 1, стали модальными прецедентами, появление кото- Bix было вызвано разными задачами, а потому даже иличие форм выражения, относящихся к романтиз- у, правильнее было бы описывать в терминах модаль- ых, а не стилистических противопоставлений.
Способы изображения на картинах, диктуемые энкретными целями, обычно считались не завися- (ими от личности их автора. Так, Пуссен полагал, что набираемая манера письма не зависит от авторского юшения и не должна ему приписываться. Пуссен
"> Їн -Ьел 1
v>a>>tu <цз>.
тюак юп t3pa(b .шп пшп iui3 " ом tu м > 1 . ог w м( гтЛ до
>Ч
"и> inh l-iM. (
ия: ч> чупм W ш
MOMigvii м ош) п ч мшмам-п 9odu вас п<Ц >> Bahw шз ~1rod(k )о Юнпээ
т w упши гпнювшм Г-ОННЭВШМ
aMWovt-af MOtfo шощ nvn хпнь. du ШОШЕ 1 VOM. нan{ мшамш tavavadv? "aEvd
злич"1 емтюельмсчг
был вынужден защищаться именно таким образом, поскольку к тому времени стало очевидно,-что искус- ство - это не просто техника и мастерство компози- ционного построения картины, но прежде всего отра- жение в ней личности самого художника. Уже работы Микеланджело показали, что изменения в его стиле с течением времени были связаны не со сменой содер- жания вкусов у его патронов, а с ростом зрелости раз- мышлений и чувств художника. В еще больщей мере это стало свойственным будущему поколению худож- ников, и когда в наше время Пикассо легко переходит от одной стилистической манеры к другой, мы больше уже не можем объяснять его искусство одной только ловкостью рук мастера. Стиль как проявление лично- сти и свойств социального контекста стал синдромом, по которому мы судим о культуре в целом и об отдель- ных ее признаках. Поколение, обеспокоенное (<кри- зисом личности>, вынуждено было заняться выявле- нием условийсуществования стилей, обусловливаю- щих их распространение или исчезновение. В более узких рамках искусства стиль стал одной из предпосы- лок хорошего качества произведения. А потому не удивительно, что среди авторов высказываний о при- роде стиля есть не только философы и психологи, но и крупнейшие историки искусств.
Современные представления о стиле и связанные с ними проблемы
Кроме того, были и чисто профессиональные при- чины для беспокойства по поводу стиля. Историки искусств постепенно начинали разочаровываться в традиционной модели истории искусств, которая представляет собой линейную последовательность изолированных замкнутых периодов, каждый из кото- рых отличается постоянством признаков и возможно- стью датировки, т.е. установления начала и конца сво- его бытования. По мере того как ученым открывалась подлинная сложность исторических фактов, явлений и событий, возникала все большая необходимость в
742
новой модели, учитывающей все виды пересечений, исключений, охватов, разделений и сдвигов во време- ни. Четкие границы между последовательными стиля- ми становились размытыми и спорными. Эрвин Па- нофский открывает свою книгу об эпохе Возрождения и о возрождении западного искусства следующими словами: (<Современная наука со все большим и боль- шим скептицизмом начинает относиться к периодиза- ции стилей>. И все же, несмотря на внешнюю неупо- рядоченность общей картины, выявившуюся в ходе научных изысканий, глубинная парадигма сохрани- лась и продолжает сохраняться неизменной. Практика использования стилей в качестве рубрик, определяю- щих период (ср. романский) или индивида (ср. ку- бист), существует и по сей день.
Нам кажется, что к основным проблемам, вызван- ным таким положением дел, можно было бы подойти с позиций теории гештальтов. Дело в том, что пробле- мы стиля относятся к структуре, а теория гештальтов наряду с критикой структурализма много внимания уделяла и продолжает уделять вопросам структуры, описывая ее с большой теоретической и практической точностью. Ниже я буду частично опираться на зако- ны, уже сформулированные в рамках этой теории, а "кроме того,.осмелюсь предложить некоторое возмож- ное ее расширение, которое в конечном счете могло бы, видимо, занять определенное место среди работ в данной области. Прежде чем, однако, это сделать, я коротко рассмотрю ряд аспектов той же проблемати- ки, которые еще ждут подробного изучения в рамках развиваемого здесь подхода.
Постоянство стилей
Прежде всего стиль - это интеллектуальное поня- тие, рожденное под влиянием несметного числа пер- цептуальных наблюдений. Сказанное относится как к стилю вообще, так и к каждой его конкретной разно- видности. А потому было бы полезно всякий раз на- учиться узнавать, идет ли речь о понятии или о его
743
перцептуальном источнике. Как психический конст- рукт стиль, подобно всем прочим понятиям, остается неизменным, (<пока не замечен другой>. Такое поня- тие, как, например, маньеризм, может время от време- ни меняться, однако, если мы хотим им пользоваться как инструментом анализа, оно в каждый данный мо- мент должно иметь постоянное значение.
Спор о стилях возникает лишь в том случае, когда свойство (<быть постоянным> приписывается рефе- ренту концепта, то есть реальному, фактическому объ- екту - прообразу стиля. В традиционной модели ис- тории искусств, о которой я упоминал выше, постоян- ство рассматривается как необходимое условие бытия стиля. Скептики могут задать вопрос: в каком именно отношении стили могут считаться постоянными?
Каковы критерии постоянства? Если считать, что стиль должен называться (<постоянным> лишь в слу- чае, когда все его свойства остаются неизменными, то придется признать, что никаких постоянных стилей никогда не существовало. Можно было бы попытать- ся ослабить требование постоянства, определив, ка- кие признаки стиля являются существенными, и далее выяснить, постоянны или нет именно эти признаки. Аналогично, если под стилем понимается не простая сумма признаков, а структура, то можно каждый раз узнавать, считается ли постоянной именно структура, а не сумма признаков. Между тем и тут остаются нере- шенными некоторые проблемы. Готовы ли мы считать стилем художника только то, что сохраняется инвари- антным, когда его ранние работы уступают место по- здним? Или мы будем различать ранний и поздний стиль? И если да, то сколько изменений и какие имен- но мы разрешим с тем, чтобы после этого можно было говорить о (<некоем> стиле? . Вспомним, что к определению понятия стиля мож- но подойти, с двух сторон; речь идет о дедуктивном и индуктивном подходе. Арнольд Хаузер, например, за- дает вопрос, следует ли рассматривать известные принципы Вельфлина как априорные категории, и сам же отвечает на него отрицательно, что вполне пра-
744
1ьно, ибо иначе эти принципы поднялись бы в ран- и стали бы относиться к порождающим факторам, >зможности которых устанавливались бы исходя из Некоторого общего условия, свойственного природе тдивида или искусства. Так, Цветан Тодоров, как от- мечает, ссылаясь на него, Энн Банфильд, различает 1сторические и теоретические жанры в литературе. Последние он выводит из некоего теоретического по- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|