Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Психология художественного творчестваве о словах> Л. В. Успенского. <Слова> этой <фразы> лишены понятийного значения, но тем не менее мы, в общем, довольно хорошо представляем, о чем идет речь: некое существо женского рода как-то так что-то сделало с существом мужского рода и продолжает что- то вытворять с его детенышем. И эта информация по- ставляется нам только морфологическими формами <слов>.
Морфологическая мотивировка помогает легко по- нимать значение даже неизвестного нам слова, если мы знаем, что означают составляющие этого слова (корни, приставки, суффиксы, окончания). Если из- вестно, что такое стена и газета, то мы без дополни- тельных объяснений поймем, что такое стенгазета. Мы легко понимаем слова, построенные из известных нам морфологических <кирпичиков>: пар-о-ход, при- шел, пере-ход-и-ть и т.п.
Еще один тип мотивированности - смысловой. Зная, что такое нос собаки, мы сразу сообразим, что такое нос корабля, потому что в первом случае это пе-
147
редняя, заостренная часть морды животного, а во вто-.1 ром - тоже передняя и тоже заостренная часть судна. 1
Вы говорите: <Я учусь в Х классе. У нас простор-1 ный, светлый класс. Наш класс очень дружный>. И ед-1 ва ли замечаете, что одно и то же слово класс употре-j били в трех разных значениях: <ступень обучения> <комната для занятий в школе> и <группа учеников> Смысловая мотивировка здесь так сильна, что перено-1 сы значения кажутся совершенно естественными. Щ такими переносами наполнен весь язык. Ручка - это1 не только <маленькая рука>, как подсказывает морфо-1 логическая мотивировка, это и любое приспособле-1 ние, которое держат в руке или за которое берутся ру-1 кой: шариковая ручка, ручка двери. Человек идет, поезд1 идет, время идет, дождь идет - все это разные значе-j ния слова идет, но любое из них можно объяснить, ис-1 ходя из первоначального <передвигаться пешком> поезд движется, передвигается; время протекает, тоже как бы движется из прошлого в будущее; дождь выпа- дает, его капли движутся сверху вниз, как бы приходят на землю.
ЗНАЧЕНИЕ И ЗВУЧАНИЕ
То, что смысловая и морфологическая мотивиро" ванность существуют, очевидно. Тут не о чем спорите и нечего доказывать. :
Но с третьим типом мотивированности - фонети- ческим - все гораздо сложнее. Поскольку мы, как правило, не осознаем фонетической значимости, то естественно, не можем сознавать и фонетической мо4. тивированности слова. Нужны специальные доказав тельства того, что звучание и значение слова стремят ся к взаимному соответствию. Такие доказательств как раз и можно получить, вычисляя фонетическую значимость слов и сопоставляя затем полученные результаты с признаковым аспектом значения те же слов. 1
Конечно, чтобы доказательства были убедительных ми, нужно <просчитать> многие тысячи слов, потом
148
g огромных лексических запасах языка всегда 10 подобрать десяток-другой примеров для под- ррдения любой гипотезы. Только большой матери- выявит какие-то общеязыковые тенденции. И здесь д выручку приходит электронно-вычислительная рика, с помощью которой мы вычислили фонети- цескую значимость десятков тысяч слов (пока только существительных).
Давайте познакомимся поближе с работой ЭВМ. Слова для расчета берутся в <звукобуквенном> виде, т.е. из звуковых характеристик учитывается только мягкость согласных и ударение. Мягкость согласных машина определяет сама по простому правилу: соглас- ные которые могут быть мягкими и твердыми, смяг- чаются пере И, Е, Ю, Я и мягким знаком. А вот мес- то ударения нужно каким-либо способом указать. На- пример, с помощью апострофа. Так что слова вводят- ся в машину в обычном печатном виде, только с отметкой об ударении.
Конечно, <звукобуквенная> форма слова отличает- ся от звуковой. Например, слово любовь мы произно- сим как [лубоф], но с такой формой записи нам по- чему-то трудно согласиться, не так ли? Все же нам ка- жется, что после Л звучит не совсем У, а на конце сло- ва - не совсем Ф Это происходит потому, что на восприятие этого слова в сознании влияет его буквен- ная форма. Ведь пишется Ю, а не У. А Ю оценивается вовсе не так, как У. На конце слова пишется ВЬ, а в других его формах (любви, любовью) звучит вовсе не Ф, а В. Поэтому нам покажется, пожалуй, более под- ходящей формой ЛЮБОВ. Именно в таком виде рас- считает это слово машина по формуле фонетической значимости F.
<Лексикон> машины, ее словарный запас - это хранящийся в ее памяти список шкал. Так что описать фонетическую значимость слова машина может толь- ко с помощью прилагательных, задающих шкалы. По каждой шкале она рассчитывает фонетическую значи- мость очередного слова и сама выбирает характерис- тики этой значимости.
149
Чтобы пояснить, как ока это делает, напомним, что означают показатели F. Например, после вычислений оказалось, что звуковая форма слова апельсин получи- ла по шкале <большой - маленький> оценку 3,5 (т.е. F=3,5), а слово арбуз - оценку 2,2.
(Маркировка шкалы <большой - маленький>: 1 - очень большой, 2 - большой, 3 - никакой, 4 - ма- ленький, 5 - очень маленький.)
Мы условились считать, что нейтральная зона шка- лы занимает промежуток от 2,5 до 3,5. Поэтому все ве- личины F, которые попадают в зоны от 2,5 и меньше и от 3,5 и больше, считаются значимыми.
Оценка 2,2 меньше, чем 2,5, следовательно, она значима и обозначает, что звуковая форма слова арбуз построена в среднем из <больших> звуков. Другими словами, фонетическая значимость слова арбуз может быть охарактеризована по этой шкале признаком <большой>.
Оценка 3,5 тоже значима, следовательно, для зву- ковой формы слова апельсин формула F дает признак <маленький>.
Оценки для слов вальс, ива, лицо попадают в неит- , ральную зону (2,6; 3,0; 3,4), поэтому поданной шкале звуковым формам этих слов нельзя приписать ника- кого признака, они <никакие>. Вы скажете, что между оценками 2,6 и 3,4 все же большое различие, почему . же мы одинаково считаем звучание слов вальс и лицо поданной шкале <никаким>? Возможно, что различие, оценок в этом случае и отражает какие-то тенденции. 1 Но не будем забывать того, что и средние оценки зву-1 ков и частотности звуков - величины вероятностные, " т.е. подверженные случайным колебаниям, j . Поэтому и формула F дает величины не абсолют-1 ные, а вероятностные. В таком случае каждой из этих-1 величин нужно обеспечить простор для возможных колебаний. Зоны шкалы и с.оздают такой простор. Вот мы и считаем, что промежуток от 2,5 до 3,5 необходи и достаточен для случайных колебаний <нейтральной точки> (3,0), а если отклонения выйдут за эти грани-1
150
Q перестанут быть случайными - окажутся зна- чимыми.
отсюю легко вывести четкое правило для машины: для некоторого слова по данной шкале F<2,5, то д характеристики фонетической значимости слова (бирается первый антоним шкалы, если F>3,5 - второй. По этому правилу машина отбирает из своего песикона признаки и печатает их с указанием соот- дтвующих величин F. Например, результат анализа диетической значимости слова бык выглядит так: 1 _- большой (2,0), грубый (4,0), мужественный (4,0), темный (3,5), сильный (2,4), громкий (2,3), мо- гучий (2,2).
Поскольку этот набор характеризует содержатель- ность звуковой формы, а не значение слова, то нет на- добности, скажем, согласовывать признаки со словами в роде или числе. И если для слова белка по шкале <бы- стрый - медленный> F=2,4, то соответствующий при- знак приписывается слову в форме <быстрый>, а не <быстрая>, потому что это признак звучания комплек- са б-е-л-к-а, но не зверька под названием <белка>.
Однако понятно, что результаты такого <автомати- ческого> анализа имеют смысл только в том случае, если полученные характеристики содержательности звучаний слов сопоставляются с характеристиками признакового аспекта их значения.
Такую, казалось бы, <сознательную> часть работы тоже может выполнить электронно-вычислительная машина, если, конечно, мы дадим ей необходимую информацию о признаковых аспектах значений слов, причем информация должна быть выражена количе- ственно. А для этого необходимо измерить признако- вое значение слов. И желательно получить результаты измерения в тех же единицах, в которых уже измерена фонетическая значимость слов.
А что это за единицы? Во всех наших измерениях такими единицами являются деления шкал. Так, мо- жет быть, измерять признаковые значения слов на тех же признаковых шкалах? Оказывается, вполне воз- можно. Например, мы задаем информантам шкалу
151
<хороший - плохой> в точно таком же виде, как для измерения значимости звуков (очень хороший - 1, хороший -2, никакой - 3, плохой - 4, очень пло- хой - 5), и предлагаем для оценки не звуки, а словах Информанты, понятно, будут реагировать отнюдь не на звучание, а на значение слов, и мы измерим как ргс то, что хотели, - признаковый аспект значения. При- чем средние оценки будут получены в тех же единица> шкалы, что и для звуков!
Так, по ответам информантов средняя оценка для слова дом составляет 2,2. Это значит, что в коллектив ном сознании носителей языка со словом дом связана представление о чем-то хорошем. Показатель фонети ческой значимости звукового комплекса того же слов (F) оказывается равным 2,3, т.е. звучание этого слов тоже оценивается как <хорошее>. Сопоставив эти ДЕ цифры (2,2 и 2,3), можно уверенно сказать, что по этс му признаку звучание и значение слова дом находяте в соответствии.
Имея в своей памяти оценки признакового значе ния слов, машина легко сопоставляет их с вычислен ными ею оценками фонетической значимости тех ж< слов и делает вывод о сходстве или различии сравни ваемых аспектов. Такой способ сопоставления точен; объективен.
Но у нас с вами несколько иная задача. Мы хоти> обнаружить фонетическую мотивированность сло1 проследить за взаимоотношениями между их звучани ями и значениями, и готовые <машинные> ответы ма ло нам в этом помогут. Будет гораздо нагляднее, есл мы станем оперировать не цифрами, а непосредствен но содержательными характеристиками звучания значения.
Для этого достаточно взять выданные машиной хг рактеристики фонетической значимости и устанавли вать их соответствие (или несоответствие) признаке вому значению слов интуитивно, по своему разуме нию. Ведь в большинстве случаев мы достаточно яс1 осознаем признаковые значения. Действительно, к будет спорить, что дом - это, в общем-то, что-то хо{
152
щее, а хам
плохое, что мимоза - нежная, а гангстер -
убы и, что птица - быстрая, а удав - медленный? песь, конечно, есть определенная опасность. На- iep, слово бокс получило <хорошую> оценку зву- цм (F=2,4). А как эта оценка соотносится с призна- ём значением? Хороший это вид спорта или пло- Мнения могут разделиться. Одним бокс нравит- д другие смотреть не могут. В этом случае несообразнее всего такую шкалу просто не учиты- д поскольку признаковое значение по ней выраже- Q нечетко. Зато относительно шкал <женственный - существенный> или <быстрый - медленный> разно- гласий, пожалуй, не будет, и то, что звуковая форма слова бокс получила по этим шкалам оценки <мужест- венный> (4,1) и <быстрый> (2,2), единодушно будет признано как свидетельство соответствия звучания и значения.
Может возникнуть еще и такая ситуация. Слово ар- буз получило такие характеристики звучания: <боль- шой> (2,2), <мужественный> (3,9), <сильный> (2,4), <громкий> (2,2), <могучий> (2,3). Но с признаковым значением этого слова можно соотнести лишь первую характеристику: хотя арбузы бывают и большие, и ма- ленькие, все же в нашем представлении арбуз - это скорее что-то большое, чем маленькое. Остальными характеристиками и противоположными им арбуз об- ладать не может. Он не может быть мужественным или женственным, сильным или слабым, громким или ти- хим, могучим или хилым. Поэтому здесь нет основа- ния говорить ни о соответствиях, ни о противоречиях звучания и значения по этим признакам. Они просто безразличны для арбуза. Другими словами, совершен- но неважно, какие оценки получит этот звуковой ком- плекс по таким признакам - получи он любые оцен- ки, это все равно не будет свидетельствовать ни о про- тиворечиях, ни о соответствиях звучания значению. В тех случаях, когда для значения слова выданные ма- шиной признаки <безразличны>, их также не следует Учитывать, важно обратить внимание лишь на сущест- венные для признакового значения характеристики.
153
Попробуем проанализировать таким способом от- ношения между звучаниями и значениями слов н< простом и наглядном материале, а именно на словах, называющих какое-либо звучание или звучащий; предмет: рык, шорох, писк, барабан, свирель и т.п. Яс- но, что звуковая форма таких слов непременно долж-i на соответствовать характеру называемого звучания.- Машина просто <обязана> выдать для звуковой фор- мы слова рев признак <громкий>, а для слова тишь -. <тихий>. Иначе не может быть. И если бы вдруг полу- чилось наоборот (рев - <тихий>, а тишь - <громкий>) нам пришлось бы заключить, что или вся наша систе- ма анализа фонетической значимости неправильна или звучания и значения слов не связаны между co6of никакими отношениями.
Что ж, давайте посмотрим. Вот характеристики зву-i чания слов, выданные машиной по существенным для: данных слов шкалам.
Барабан - большой, грубый, громкий. Бас - мужественный, сильный Бубен - яркий, громкий. , Взрыв - большой, грубый, сильный, страшный, громкий. Вой - громкий. Вопль - сильный. Гонг - сильный, быстрый, яркий. 1))ом - грубый, сильный, злой. Грохот - грубый, сильный, шероховатый, страш ный.
Гул - большой, грубый, сильный. Лепет - хороший, маленький, нежный, слабый тихий. Набат - сильный, громкий. Писк - маленький, слабый, тихий. Рев - громкий. , Рокот - большой, грубый, активный, сильный, тя-s желый, страшный, громкий. Рык - грубый, сильный, страшный. Свирель - светлый.
154
активный, сильный громкий.
Тишь - тихий. трель - хороший, радостный. треск - шероховатый, угловатый. рац - плохой, грубый, шероховатый. рип - плохой, шероховатый, страшный, тихий. Шелест - шероховатый, тихий. Шепот - тихий. Шорох - шероховатый, тихий. да, все так, как и должно было быть: и рев - <гром- кий>, и тишь - <тихий>. И во всех остальных случаях результаты весьма показательны. Не правда ли, когда читаешь признаки, полученные для этих слов, неволь- но создается иллюзия, что это признаки значений, а не звучаний? Настолько точно, настолько явно их зву- чания соответствуют значениям! Звуковая форма здесь, конечно, небезразлична к содержанию, не про- извольна, напротив, она своим звучанием подчерки- вает, поддерживает, буквально выражает содержание.
Интересно, что соответствия звучания и значения обнаруживаются не только по линии <звуковых> при- знаков типа <громкий - тихий>, но и по другим при- знакам, которые описывают звучание образно. На- пример, звуковой комплекс треск получил характери- стики <шероховатый> и <угловатый>. И хотя звук не может иметь осязательных или линейных признаков, тем не менее согласитесь, что сухой, резкий, прерыви- стый треск не назовешь гладким, плавным, округлым, это действительно какой-то шершавый, ломаный звук. Или звучание слова свирель. Оно получило един- ственную характеристику - <светлый>. И хотя это не <звуковой>, а <зрительный> признак, все же звучание свирели действительно представляется нам светлым.
Итак, фонетическая мотивированность явно суще- ствует и вместе со смысловой и морфологической мо- тивированностью обеспечивает тесную взаимосвязь между содержанием и формой слова.
Правда, <звуковые> слова - это лишь небольшая и специфическая группа лексики. Собственно говоря, неудивительно, что на таком материале получены хо- рошие результаты. Так и должно было быть. А вот как
155
поведут себя обычные слова? Обнаружится ли у ни стремление звуковой формы и содержания к взаимо соответствию? Вот главный вопрос всей теории фоне Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|