|
Психология художественного творчестватической содержательности. 1
С чего начать анализ лексики этого типа? Видимо с таких слов, которым фонетическая мотивирован- ность нужнее всего. Обратим внимание на слова, вы зывающие и обозначающие различные чувства. Таки словам необходима выразительность, яркость звуча- ния, подчеркивающая, усиливающая их <чувствен ное>, экспрессивное содержание. Рассмотрим некото> рые характеристики звучания, выданные машиной для такой лексики. _ Грымза - грубый. ) Добро - хороший, активный, сильный, величеств венный.
Дылда - большой, грубый, медлительный. Жратва - грубый. Жуть - плохой, темный, страшный. Карга - грубый, страшный, угловатый. Кошмар - темный, страшный. Кощей - страшный, угловатый. Крах - темный, страшный. Ласка - хороший. Любовь - хороший, нежный, светлый. Очарование - хороший, прекрасный. Ругань - грубый, громкий, злой. Ужас - большой, темный, страшный, медленный Хам - плохой, грубый, темный, отталкивающий. Харя - плохой, отталкивающий. Хиляк - плохой, слабый, хилый, медлительный. Хлюпик - слабый, медлительный. Хрыч - плохой, грубый, отталкивающий, ме. тельный. Чудовище - страшный.
Как по-вашему, соответствуют ли этихарактерисч- ки признаковым значениям слов? Едва ли кто-нибул ответит отрицательно. Звучание и значение во все приведенных словах, несомненно, находятся во взаим ном соответствии. Вот почему эти слова так вырази
156
i и жизнеспособны. Они эмоционально окраше- широко употребляются в речи, особенно разго- "ной, а также в художественных произведениях. интересно, что у слов такого типа гармония звуча- и значения проявляется наиболее ярко по не- кольшм основным для признакового значения ха-
.еристикам, остальные признаки как бы игнориру- фонетической формой. Это происходит, очевид- "д потому, что в признаковом значении таких слов ццень сильно подчеркнута одна какая-либо сторона, ппм аспект. Например, хиляк или хлюпик - слабый, "дссивный человек, но эти признаки так выделены в значении, что становятся буквально понятийными, и звучание слова всячески подчеркивает именно эти признаки, все другие характеристики отступают, они не важны. Иначе говоря, и звучание, и значение в этих случаях узконаправленны, но ярки. Звучание создает мощную поддержку признакового значения, еще бо- лее усиливая его. Отсюда можно сделать вывод, что между степенью выразительности слова и степенью соответствия его звучания и значения существует пря- мая связь.
Судите сами. По шкале <безопасный - страшный> слова страх, ужас, жуть получили признак <страшный>, но для слова страх по этой шкале F=3,6; ужас - 3,7; жуть - 4,1. Другими словами, <устрашающий> характер звучания в этом ряду нарастает от слова страх к слову жуть. Но и экспрессивная окраска нарастает так же!
Случайно? Нет, это не игра случая, это мудрое уст- ройство языка, использующего все возможности для того, чтобы выразить значение как можно более точно и ярко!
Продолжим поиск соответствий звучания и значе- ния, обратившись теперь к словам, которым, казалось бы, нет необходимости иметь яркую и выразительную звуковую форму. Возьмем, скажем, названия растений, птиц, животных, явлений природы и т.п. Слова самые Лычные. Мы их постоянно слышим и произносим и едва ли замечаем что-то особенное в их звучании.
157
хороший, маленький, светлый, бол1
Но послушайте, как твердо звучат слова дуб, б). граб и как мягко - ива, липа. Баобаб звучит мощнс тяжело, мимоза - нежно, невесомо. Слово бамбук - крепкое и звонкое, а тюльпан - изысканное и краси- вое. И даже представить себе нельзя, чтобы было на- оборот: могучее дерево назвали бы словом лилия, } нежный цветок - словом баобаб. :
Или это все наши субъективные суждения? Фанта зии, порожденные образами растений? Посмотрим щ <машинные> характеристики звуковой формы таки слов.
Апельсин шой.
Арбуз - большой, величественный, могучий. Баобаб - большой, могучий. Дуб - хороший, нежный, женственный, светльп красивый.
Ива - хороший, нежный, светлый, красивый. Лен - хороший, нежный, женственный, светлый красивый, яркий, округлый. Лопух - грубый, темный. Лилия - хороший, нежный, женственный. Лютик - светлый, красивый, гладкий, легкий, ок1 руглый.
Мимоза - нежный, женственный. Рябина - хороший, светлый, яркий. ТЬ)льпан - хороший, нежный, красивый. Чаща - темный, шероховатый, страшный. Яблоко - хороший, большой, красивый, гладки> яркий, округлый.
Не обманули нас наши впечатления. Все так есть - звучания слов гармонично слиты с их значени ями, что придает словам жизненную силу, обеспечива ет широкое их употребление в прямом и в переносно] значениях. Почему дуб - символ мощи, силы, муже ственности, а ива или рябина - нежности и женствен ности? Конечно, в первую очередь потому, что дуб- мощное и могучее дерево, а ива - гибкое и трепетной рябина - тонкое и красивое. Но и звучание, поддет
158
пая именно эти характеристики, тоже помогает <одушевлению>.
Или возьмите слово лилия. Оно стало женским менем не только благодаря красоте цветка, но, несо-
gHHO, благодаря красоте и женственности звучания. д рдт- из слова лопух имя никак не получится - звучит плохо- Зато в переносном значении грубость звучания пользуется точно: <Эх ты, лопух> - характеристика дюдь не лестная, хотя в самом-то растении что же плохого?
Слова растительного мира - не исключение. Вся окружающая человека природа давно отлилась, отпе- чаталась в словах, обкатанных, отшлифованных язы- ком и временем.
Звучание слова весна получает очень подходящую к значению характеристику <нежный>, а вулкан - <большой>, <сильный>, <величественный>, <гром- кий> - опять-таки в полном соответствии со значени- ем. Еще несколько примеров. Гроза - большой, сильный, быстрый, яркий, злой. Заря - светлый, яркий. Лето - нежный, хороший, светлый, добрый. Море - большой, могучий.
Облако - большой, гладкий, округлый, подвиж- ный.
Огонь - хороший, большой, сильный, красивый, величественный, яркий. Озеро - светлый. Туча - темный, страшный. Холод - плохой, грубый, страшный. Шквал - темный, шероховатый, страшный, мо- гучий.
Поражает точная организация звуковой формы на- званий многих зверей, птиц и других существ. Послу- шайте, как <рычит> слово барс или рысь. И признаки звуковой формы соответствующие: барс - <грубый>, <сильный>, <быстрый>; рысь - <темный>, <сильный>, <страшный>. Но сравните: лань, олень. Чувствуете контраст в звучании? Машина подтверждает наши впечатления, выдавая для этих слов совсем иные ха-
159
рактеристики: <хороший>, <быстрый>, <красивый1 <гладкий>, j Другие примеры. Аист - хороший, большой, светлый, красивы легкий. .
Альбатрос - большой, сильный, красивый, велич< ственный. }
Иволга - хороший, нежный, красивый, легки< яркий. Кабан - грубый, быстрый. Краб - быстрый, шероховатый, угловатый. Крыса - отталкивающий, страшный, тусклый. Лебедь - хороший, нежный, женственный, све лый.
Паук - темный, страшный, тихий. Птица - маленький, быстрый. Удав - большой, медленный, гладкий, тихий. Филин-плохой, темный.
Слова, запечатлевшие мир природы, обладают кон кретным значением с четким признаковым аспекте> Поэтому так легко сопоставлять их форму с содержу нием.
Да и другие слова, слова с конкретным значением такой точки зрения - благодатный материал. Пол чив <машинные> характеристики их звуковой форМ1 мы без затруднений обнаруживаем соответствие этч характеристик значениям слов.
Атаман - мужественный, величественный, гро> кий, могучий. Базар - большой, громкий. Бирюза - нежный, яркий. Блеск - быстрый, яркий.
Бой - большой, мужественный, активный, сил1 ный, громкий.
Дым - большой, темный, медленный. Молот - большой, могучий. Овал - округлый.
Орда - большой, грубый, активный, громкий. Прыщ - плохой.
160
уддр _ сильный, страшный. цорь - плохой, страшный. i- _ хороший, светлый. Янтарь - красивый, яркий.
Но не только слова с конкретным значением под- аст-ны действию фонетической мотивированности. рли признаковое значение проявляется достаточно е-тхо в словах с абстрактным значением, то звучание т-их слов также дает в общем соответствующие ха- рактеристики. Так, для звучания слова добро получен признак <добрый>, а для слова зло - <злой>. Ясно, что этого достаточно, чтобы говорить о соответствии зна- чения и звучания, независимо от того, какие оценки получат эти слова по другим шкалам. Гармонирует зву- чание и значение и в других абстрактных словах.
Борьба - большой, мужественный, активный, сильный.
Отвага - хороший, большой, мужественный, ак- тивный, сильный, величественный. Очарование - хороший, сильный, красивый. Уныние - темный, тусклый. Юность - хороший, нежный, светлый, красивый. Вы, наверное, заметили, что соответствия звучания и значения до сих пор демонстрировались на словах, давно бытующих в языке. И это не случайно. Язык, как система самонастраивающаяся, веками сравнива- ет варианты, отбирает из них лучшие и постоянно шлифует отобранные слова, обеспечивая им наилуч- шие условия функционирования. Отбор и шлифовка идут по разным направлениям, но в том числе, конеч- но, и по линии гармонии звучания и значения. Поэто- му и не мудрено, что слова-старожилы дают наиболее яркие результаты.
Однако действие фонетической мотивированности распространяется и на слова, недавно вошедшие в язык, по хорошо в нем закрепившиеся. Агрегат - большой, сильный, подвижный. Бульдозер - активный, сильный, громкий. Гангстер - грубый, мужественный, сильный, быст- РЬ1Й, злой.
161
Мотор - хороший, большой, тяжелый, могучий. Робот - хороший, большой, мужественный, активы ный, сильный, страшный. Стюардесса - хороший, светлый, красивый, лег-1 кий. ч Трактор - большой, грубый, активный, быстрыйД могучий, подвижный. 1 Среди этих примеров есть один уникальный. Слов робот единственное из всех <просчитанных> на маши-1 не получило, казалось бы, взаимоисключающие ха-1 рактеристики <хороший> и <страшный>. Что это, слу-Э чайность? Может быть. А может быть, и удивительно точное соответствие звучания нашему двойственному отношению к <механическому человеку>. Ведь появ ляется же у этого слова синоним-соперник, звучащий более <нежно> - кибер. Не исключено, что этим заим ствованным словам еще предстоит пройти <обкатку> q русском языке, j Все приведенные примеры соответствия звучания значения - это только малая часть выданного маши-j ной огромного числа слов, для которых характерно гармоничное единство содержания и фонетической формы. Такие соответствия, конечно, не случайны - для этого они слишком многочисленны и часто порад зительно точны. 1 Правда, иногда при сопоставлении звучания и зна чения несколько коробит стилистическая шероховат тость характеристик звучания и даже их стилистичес1 кая неуместность в приложении к значению, j Например, признак <грубый>, полученный для xaj рактеристики звучания слов бор, булат, граната, лоЩ дым и др., кажется не совсем подходящим, хотя ясно что во всех этих случаях слова обозначают что-то <не1 нежное>. Или, скажем, звучание слов апельсин, еМ ива, лето, лилия, липа и др. оказалось <безопасным> Этот признак нельзя считать безразличным для дан ных слов, так как если бы по этой шкале был получи противоположный признак <страшный>, мы должно были бы принять его в расчет как противоречащие
162
признаковому значению. В данном случае показатель р отражает тот факт, что все эти слова звучат <не уст- рашающе>, <не пугающе>, но нет подходящего прила- гательного, чтобы описать этот оттенок их признако- дого значения. Такие ситуации возникают очень час- то. Например, апельсин, ива, лилия, лист, тюльпан - явно нечто <незлое>, а краб и паук - <неженственное>, но признаки <добрый> или <мужественный> в приме- нении к значениям этих слов оказываются стилисти- чески неуместными.
Конечно, стилистические тонкости вообще не должны учитываться,, когда речь идет о характеристи- ках звуковой формы слова. Но поскольку эти характе- ристики сопоставляются с признаковым значением, желательно все же уменьшить стилистическую шеро- ховатость.
Это можно сделать несколькими способами. Во- первых, использовать возможность взаимозамены од- нородных шкал внутри одного измерения. Вспомните признаковое пространство. Каждое измерение этого пространства может быть задано любой шкалой, вхо- дящей в это измерение. Например, представителем измерения оценки может быть не только шкала <хоро- ший - плохой>. В этой роли могут выступать (пусть с несколько меньшим успехом) также шкалы <краси- вый - отталкивающий>, <светлый - темный>, <доб- рый - злой>. Другими словами, измерение - это не одна шкала, а пучок шкал, внутри которого шкалы становятся в какой-то мере взаимозаменяемыми. В измерении силы взаимозаменяемы шкалы <силь- ный - слабый>, <женственный - мужественный>, <нежный - грубый>; в измерении подвижности - <ак- тивный - пассивный>, <быстрый - медленный>, <по- движный - медлительный>.
Значит, в том случае, когда для характеристики зву- чания слова получены значимые показатели F по не- скольким шкалам одного измерения, мы вправе выби- Рать лишь тот из признаков, который стилистически наиболее удачен в отношении значения слова. Так,
163
для звучания слов ива, лилия, липа, лист, лютик, тюлц пан получены значимые F по трем признакам оцени <хороший>, <красивый>, <добрый>. Вполне допусти> выбрать из них только наиболее подходящий призн <красивый>, а остальные опустить. Для слов дым, кра4 паук получено два признака группы силы: <грубый> i <мужественный>. В данном случае лучше оставит только признак <грубый>. >
Дублирование шкал служит также <подстраховкой в тех случаях, когда случайные колебания средне приводят к нежелательным сдвигам их в границ нейтральной зоны. Например, слова жмот, жратва зв чатявно <плохо>, но вот обида -их F по шкале <хор ший - плохой> составляет 3,4, т.е. чуть-чуть <не дот гивает> до признака <плохой>. И здесь выручает <ду лер> - шкала <красивый - отталкивающий>. По не эти слова получают признак <отталкивающий>, как их F соответственно равны 3,8 и 3,7. В результ произвол случайности несколько ограничивается.
Во-вторых, можно сделать список признаков бол гибким, задавая шкалы не парой полярных признака а набором синонимов для каждого полюса шкалы. То да вместо противопоставления <нежный - грубый список будет содержать две полярные группы: <нея ный, женственный, мягкий, ласковый - грубый, м" жественный, суровый, крепкий, твердый, жестки жестокий>. Это даст уже большую свободу стилистич ского выбора. И если, к примеру, слова алмаз, 60х1 гангстер, гранит, дуб, холод, хулиган получили знач мые F по признаку <мужественный>, то в применены к каждому из этих слов полученный признак мож1 будет разнообразить стилистическими вариантами: маз - <твердый>, бокс - <мужественный>, гангстер ; <жестокий>, гранит - <жесткий>, дуб - <крепкий>, х лод - <суровый>, хулиган - <грубый>. В случаях словами лен, невеста, мимоза, тина детализируется пр1 знак <нежный>: лен - <ласковый>, невеста - <жене венный>, мимоза - <нежный>, тина - <мягкий>. :
Наконец, можно вообще исключить некоторв <половинки> шкал. Например, для признака <страв
164
" нет подходящего антонима. Прилагательное "дасный> стилистически явно неудачно в приме- значению большинства слов. Поэтому по " "g <безопасный - страшный> можно учитывать
о левые отклонения (F>3,5), приписывая им заки <страшный, устрашающий, пугающий>, а 1знак <безопасный> исключить.
Qec стилистические правки такого рода, конечно, mg больше подчеркнут соответствия между звучания- ми и значениями слов. Кстати сказать, впечатление .диетической неуместности некоторых признаков появляется именно в результате явного соответствия звучания и значения для большинства слов. Причем цясто эти соответствия непредсказуемы, неожиданны. Можно было предвидеть, что слова лилия или лютик получат характеристику звучания <нежный> - мы Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|