|
Психология художественного творчествастихии? Мы будем говорить о том, что до этом удивительном этапе творчества, когд <и звуков и смятенья полн...> (Пушкин),) говорятсамигении.
Наплыв чувств иногда столь неистовы ся выразить себя с такой энергией, что ч щает бессилие слов. Герцен писал о такод <Для чего я не знаю музыки, какая симф<Я ла бы из моей души теперь. Вот слышит венное adagio, но нет сил выразиться. надО сказать, нежели сказано: presto, presto Mt бурное, неукротимое presto>.
Момент вдохновения, исключительно творческой мощи, сила интуиции иногда такой интенсивности, что не осознаются 1Й мим автором, не управляются его холодит ком, и поэтому плодотворные результаты одушевления оказываются временами моя для самого художника или ученого. В таких t которые из них признавали, как это ни napaj что то или иное их произведение кажется иМ возможностей или появление его они не мс
296
д Блок говорил о <Двенадцати>: <Оно ця и больше себя. Это - настоящее>. ся ни одна творческая личность не может выше себя самой, - превзойти можно g себя. Каждый может сделать только то, > "е и никто не сделает того, что ему не дано. а человек не подозревает силы своих возмож- "и недооценивает их и собственные блестя- ".ения может воспринимать с чувством д д поскольку творческие резервы великих ы то нет ничего странного в том, что они не отдают себе отчет в них.
(ноъение и является тем состоянием, когда с яой мошью раскрываются все творческие воз- "дсти личности; бьют полным потоком все источ- 1нергии; разум, воля, воображение, фантазия устремляются водном направлении, подстеги- 1сти1мулируя ДРУГ Друга. Оживает прапамять, при- квоплетаются логика мысли и магия образов, иданно возникают непредугаданные видения, йотся прозрения, и как бы силой колдовства все истраивается в слова текста, воплотившего пред- вованное когда-то, задуманное когда-то, но те- ртавшее явью, поражающей непредвиденным со- енством, глубиной идей и живописностью кар- амого автора. Эти часы не только продуктивны векделает больше), но они благотворно сказыва- ли на качестве труда: он все делает лучше, ловчее, юнее. Состояния эти истощают духовные силы, рят просветление.
Чем больней душе мятежной, Тем ясней миры. (А. Блок.)
ние не может заменить ни знаний, ни ма- но, разбудив способность мгновенно обо- Ї широкий круг явлений и обострив интуи- помогает схватывать их внутреннюю органи- у Убывать то, к чему может привести только зное изучение действительности. Белинский
писал о Пушкине, что многое у поэта действительности, но угадано чувством Bij новения и что в переводах из Корана он ai ется в дух Магомета. Академику Крачку статочно было угадывать дух Корана, а точно воспроизводить его по-русски. Хо для ученого важно, но он должен угада точное, адекватное значение исследуем(
И хотя поэтам принадлежат самые Kf о вдохновении, о моментах их особо раде ния с музами, вдохновение не менее ре) творчество ученого. Это состояние заме сал В.И. Вернадский: <Нобываютдругие да сильно и смело рвешься вперед, когда нимаешь все, что казалось раньше непо> достижимым; тогда чувствуешь какую-тс вую силу в себе, чувствуешь ясно связь с что было и жило раньше, что работало каЯ чувствуешь ясную, непонятную, невыраЗ! ми связь с тем, что будет работать на том го позже... те силы, какие скрываются >1 хочу узнать те причины, которые заста ляться в тех правильных, математически формах, в каких мы всюду видим и чувст) но из звеньев этой гармонии материи м живые существа>. Эта характеристика ценна тем, что в ней говорится не прое состоянии духа, как это обычно дeлae творческой силы человека с творческой- роды, об осознании себя как элемента кс гармонии, ощущении своего места в цеп ких поколений.
Вдохновение не является прерогативой личностей, в том числе гениев, - веды любому человеку, в том числе людям физк да. И сказать, что оно гениев посещает можно лишь в том смысле, что они больи неоднократно переживают это состояние. работает, тот чаще испытывает бурный п именуемый вдохновением, и в этом смыс
298
личности находятся в лучшем положении, Рые труженики в сравнении с теми, кто Гд неистинной жизнью, а праздность -
астояшей.
и образ гения, объятого вдохновением, в ом мнении часто порождается легковес- рфильмами и романами. Гений, взбираясь у вершин Кавказа и вдохновленный откры- видом, еще не отдышавшись, уже декла-
в глубокой теснине Дарьяла, Где роется Терек во мгле...
"шум проливного дождя возникают удивитель- ош: <Слезы людские, о слезы людские>. Не JacTepeTb шишку от ударившего по голове ябло- еныи формулирует закон всемирного тяготения. это могло быть и, вероятно, было. Но для того, (создать совершенство, надо иметь великий ум, [ный талант. Многие поэты попадали под про- Jfi дождь, но только Тютчев переложил вызван- рй ассоциации в бессмертный стих. Шедевры Ьтне вдохновение само по себе, а уже давно на- йный поэтом или ученым жизненный и научный знания, умение точно, а у поэтов и эстетически ценно выразить свои мысли, чувства, впечатле- 1;И роль вдохновения в этих случаях - это функ- екры, воспламенившей то, что уже готово было Нуть, превратившись в пламень творчества. яо по себе вдохновение, и в этом Эдисон прав, ?спечивает успех творчеству, его значительные Кения, - ведь оно только толчок, дополнитель- 1имул к деятельности и последнюю заменить не Доказательством бесплодности одного вдохно- шляется то, что его может испытывать даже че- ""рческом отношении бесплодный и беспер- """- Оно не может превратить среднего поэта ьного. Академик А. И. Белецкий в замечатель- тс <В мастерской художника слова>, опровер- . Ї полной непроизвольности, импровизаци- ""ического слова, писал: <Этот <тяжкий
пламенный недуг> может пройти, как гц: ческие недомогания... без всякого вне Любой из неисчислимого, особенно в Hfj стихотворцев может испытывать то же;<1 ные моменты испытывает великий поэт,? и искренне рассказывает, например, Над и чудесах, совершавшихся в его <убогойа он сам также искренне вынужден приз> зумные жгучие звуки>, вызванные из л ную ночь страстным чувством, умира> стих выходит бессильным и слабым, не призрачную силу экстатического подъе
В одном из стихотворений Баратьц <Глупцы не чужды вдохновенья...> Нс пытающаяся оседлать Пегаса, выгляд> вдохновение рождает жалкие плоды:
Его капустою раздует, А лавром он не расцветет.
Сущность вдохновения прекрасно окончательно развенчав мысли о его J- божественной по своему происхождени властном художнику экстазе, который п(, такое состояние, по мнению Платона, ч ковой мере проявляет интерес к истинно му, доброму и злому. В <Эстетике> Гегеля- тинное вдохновение возникает поэтомуЯ какого-нибудь определенного содержаЩ овладевает фантазия, чтобы дать ему ху1 выражение>. Немецкий философ правит что повод к творчеству может явиться и случае единственно важное требование состоит лишь в том, чтобы он серьезно ЗЯ1 ся этим материалом и чтобы предмет его и в его душе чем-то живым. <Тогда вдохни придет само собой>. Гегель не отрицает художника творить (черпать материал) <л го себя>, когда <его радостное настрое>) побуждением к творчеству> и он художе слаждается <собственной радостью>.
300
ецное вдохновение, говорит Гегель, <за- менно в том, что поэт полностью погло- предметом, целиком уходит в него и не ус- " до тех пор, пока он не придаст художест- g законченный, отчеканенный характер>. Гегеля на вдохновение как на <полное по- "рдметом> замечательно точно схватывает " его природу, но и способ его рождения. Как ,010 услышать от людей творческого труда да отсутствие вдохновения, наблюдать их на- g усилия ускорить его приход. Некоторые хотят подъем не трудом, а бездельем, нытьем, бес- тратой драгоценного времени. Гегель реши- те соглашается с тем, что вдохновение можно искусственно или <посредством чисто духов- дмерения творить>. Он категорически также ал против отождествления вдохновения с чув- 1вый возбуждением. <Но одна лишь горячая ,Йце не есть вдохновение, и шампанское не со- юэтического произведения>. Вызвать вдохнове- йобое время по своему усмотрению не под силу iy, в том числе и гению. <Самый большой гений сколько угодно ложиться на зеленую траву и ?ть в небо утром и вечером, когда дует свежий ,- все же его не коснется тихое дыхание вдохно-
ачестве доказательства он приводил пример онтеня, который сидел в Шампани в погребе, по 6 тысяч бутылок вина, но <в него не влилось поэтического>. Гегель пишет, что ни чувствен- збуждение, ни голая воля и решение не достав- ЬРОДЛИННОГО вдохновения.
Рые гении в поисках вдохновения приноси- гвы Бахусу. Влечением к вину отдельные уче- wяли их способность творить шедевры. Не ? и очень сомнительной мысли и замеча- "ииский поэт Эмиль Верхарн, описывая д"Дское застолье времен Тенирса в стихо- """ <Старинные мастера>:
301
И здесь же мастера, пьянчуги, едо> Насквозь правдивые и чуждые жем Крепили весело фламандские станку, Творя Прекрасное от пьянства и до ц
Об Ибн Сине (Авиценне) говорили, <Ц тил вторую половину своей жизни вин зать бесполезность первой, прошедшей в следованиях. Но исследования, однако,. всю жизнь. Арабоязычная поэзия его вр< поздних времен воспевала вино как истс жизни. Арабский поэт Абу Навас писа удалось найти, да они и не пытались нг средства против житейских невзгод, чем.
Но то, что арабские и персидские поз ли с помощью образного слова, кое-кто исследователей пытался доказать науч Так, Джаннет Маркс считает, что наркоз нение способствуют развитию гениально торых их работах говорится о положите> нии (хотя и не отрицается негативное) ни ти человека <гена алкоголизма>. После служить стимулятором мозга, и это увели ятностьдля носителя этого гена попасть <Кто есть Кто>.
Легкий путь в гении обещают подоб1 ции. Но можно и просчитаться, употреблю в надежде активизировать этот ген. А что века вообще его нет или этот ген - фанто] станешь, алкоголиком - наверняка. Ту многие варианты, но, вероятно, все гф< Прав Гегель, считавший, что ни один ше стве не был создан с помощью шампансю ние о том, что наркотические стимулятор вуют творению чего-то исключительного- все еще очень живуче. Выдающийся мексШ дожник Давид Сикейрос не без юмора в et pax рассказывает, как он и его друзья пытал дости проверить это заблуждение на деле> вдохновили слова Риверы: <Все необычны ключительное в искусстве тольтеков, как т
302
художников Мексики, в особенности объясняется тем, что они творили под "ЇР <каннабис индика>, то есть марихуаны>. ццые этим открытием, пишет Сикейрос, свое недалекое славное будущее, мы пешеме курить марихуану, чтобы достичь ошенства древних мастеров доиспанской " закурившись марихуаны, Сикейрос со сво- ощниками забрался на леса семиметровой Ї .обы продолжать работу над росписью стен колледжей. Но в тот момент, пишет худож- гца наше воображение и наша фантазия до- едосягаемых высот>, они свалились вниз. От 1 спас песок, на который они упали. Все же от вынуждены были проваляться в постели. в чай и в спиртные напитки. Кончил он тем, что
1 в сумасшедший дом, где продолжал творить
>вры>, по его словам, не имеющие равных в ми-
: иронией Сикейрос заканчивает рассказ об этом
ии поучительными словами: <Мне кажется, наша
жа состояла в следующем: коль скоро мы, худож-
ц, вообще безумцы по своей природе, то примене-
ой травки переполняет чашу нашего и без того
1иком богатого воображения, то есть, иными сло-
и, приводит нас к невменяемости. Давайте же об-
иться тем, что нам присуще от рождения, и баста>.
Д.едостаток таланта вино не восполняет, отсутствие
и не компенсирует присутствие алкоголя, в кото-
(рще никому не удалось найти истину, хотя совет
иъее именно там существует много столетий. Вре-
ГРУДа можно заполнить выпивкой, но нельзя заме-
ьтворческое вдохновение состоянием опьянения.
менее общественное мнение издавна снис-
"ьно относилось к возлияниям художников в
"Уса. В записной книжке поэта П. Вяземского
чен такой эпизод, рассказанный ему Денисом Да-
- Когда граф Растопчин представлял Карам-
"ьему атаману Платову, герою войны 1812 го-
т подливая в чашку значительную долю рома,
303
сказал: <Очень рад познакомиться, я всегд
чинителей, потому что они все пьяниць
такое представление прославленного в(я
возвышенном и использовал Гейне в ев
ном ответе на вопрос, как он представля<
ническую любовь. Ответ поэта гласил:
Платов>.
Хорошо известны слова Чайковского,
вение - гостья капризная и не любит
нивых. 1
Убедительным доказательством того, -ij
кое вдохновение - закономерный резуд
женного труда, является то, что на непИ
реться, то есть воспользоваться его воод
силой в той области, которую не знаешйй)
представители так называемого неоаванг
искусства, правда, пытались пойти вопре1
тине: сочинять на рояле музыку, не умея
рать, создавать на холсте картину, не умея
т.д., полагаясь только на внутреннее озари
ческийпорыв.
Сошлемся также на авторитет композЩ
Стравинского. Он писал: <Профан вооб
для творчества надо ждать вдохновения.
заблуждение. Я далек оттого, чтобы сов
вдохновение. Напротив, вдохновение -l
ла, которая присутствует в любой челов
тельности... Но эта сила приводится вдей(
ем, а усилие - это и есть труд>.
Без знания и умения вдохновение не <
этому о степени художественного мастере
дить не по способности художника <вызьи
состояние вдохновения, а по уровню его 1
нального искусства. Измерить последнее т
бенно у гениев, но его уровень, часто как и,
ренности, разный. Но умение, какого бы yt
ни достигало, - стартовая площадка для noJ
новения.
Что же касается гениев, то они, хотя и не l
рицали роли вдохновения в творчестве,
304
Q все же больше полагались на труд. В
к тересны высказывания Гоголя. Ктобу-
что многие страницы его произведений
истинным вдохновением. И все же он не
" ряд постоянству последнего. Своего друга
оуба, автора <Тарантаса>, он часто укорял в
ei-o жалобы - <не пишется> - отвечал: <А
" " пишите... возьмите хорошенькое перыш-
пенько его очините, положите перед собой
мам и начните таким образом: <мне сегодня
не пишется>. Напишите это много раз сряду, и
рз придет хорошая мысль в голову! За ней дру-
пепя, ведь иначе никто не пишет, и люди, обуре-
" постоянным вдохновением, редки, Владимир
дрович!> А в письме к нему же он как бы даль-
"язвивал эту мысль: <Все будет у вас обдумываться,
Сажаться и устраиваться во время самого написа-
1>. Сам В.А. Соллогуб принадлежал, кажется, к
дутех писателей, которые слишком много надежд
дагали на вдохновение. Он и творческий кризис
мя в последние годы жизни склонен былобъяс-
ь недооценкой великим писателем вдохновения:
Прежде гений руководил им, тогда он уже хотел ру-
<одить гением. Прежде ему невольно писалось, по-
им он хотел писать и, как Гете, смешал свою личность
1цкнезависимым от его личности вдохновением>.
1- Роден вообще не верил во вдохновение. Обращаясь
художникам, он советовал: <Больше терпения! Не
надейтесь на вдохновение. Вдохновение вообще не су-
сдвествует>.
у- Подчеркивая связь труда и вдохновения, мы не мо-
ем согласиться с тем, что эти главнейшие особенно-
сти творческого процесса взаимозаменимы или что их
но четко отделить друг от друга, как совершенно
Разные этапы деятельности. Они взаимопроникают,
симулируя один другого. Поэтому всякие попытки
"Ротивопоставить вдохновение и труд, разделить их не
"Ыглядят убедительными.
Вдохновение, пишет Жоли, - нечто такое, что за-
Долговременный труд, завершает неразреши-
305
мую вначале попытку, дает путеводную
ринте идей и чувств, придает окончатся
идее. Поэтому оно приносит не столько
тревогу, сколько облегчение и спокойствщ
роших словах о вдохновении сомнителы
первая часть мысли, ибо вдохновение, скс
няет труд, оживляя и активизируя его, йщ
Но не одно творчество может вызвать Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|