Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Психология художественного творчества » 34 страница



Психология художественного творчества



34 страница


стихии? Мы будем говорить о том, что до  

этом удивительном этапе творчества, когд  

<и звуков и смятенья полн...> (Пушкин),)  

говорятсамигении.  

 

Наплыв чувств иногда столь неистовы  

ся выразить себя с такой энергией, что ч  

щает бессилие слов. Герцен писал о такод  

<Для чего я не знаю музыки, какая симф<Я  

ла бы из моей души теперь. Вот слышит  

венное adagio, но нет сил выразиться. надО  

сказать, нежели сказано: presto, presto Mt  

бурное, неукротимое presto>.  

 

Момент вдохновения, исключительно  

творческой мощи, сила интуиции иногда  

такой интенсивности, что не осознаются 1Й  

мим автором, не управляются его холодит  

ком, и поэтому плодотворные результаты  

одушевления оказываются временами моя  

для самого художника или ученого. В таких t  

которые из них признавали, как это ни napaj  

что то или иное их произведение кажется иМ  

возможностей или появление его они не мс  

 

296  

 

д Блок говорил о <Двенадцати>: <Оно  

ця и больше себя. Это - настоящее>.  

ся ни одна творческая личность не может  

выше себя самой, - превзойти можно  

g себя. Каждый может сделать только то,  

> "е и никто не сделает того, что ему не дано.  

а человек не подозревает силы своих возмож-  

"и недооценивает их и собственные блестя-  

".ения может воспринимать с чувством  

д д поскольку творческие резервы великих  

ы то нет ничего странного в том, что они не  

отдают себе отчет в них.  

 

(ноъение и является тем состоянием, когда с  

яой мошью раскрываются все творческие воз-  

"дсти личности; бьют полным потоком все источ-  

1нергии; разум, воля, воображение, фантазия  

устремляются водном направлении, подстеги-  

1сти1мулируя ДРУГ Друга. Оживает прапамять, при-  

квоплетаются логика мысли и магия образов,  

иданно возникают непредугаданные видения,  

йотся прозрения, и как бы силой колдовства все  

истраивается в слова текста, воплотившего пред-  

вованное когда-то, задуманное когда-то, но те-  

ртавшее явью, поражающей непредвиденным со-  

енством, глубиной идей и живописностью кар-  

амого автора. Эти часы не только продуктивны  

векделает больше), но они благотворно сказыва-  

ли на качестве труда: он все делает лучше, ловчее,  

юнее. Состояния эти истощают духовные силы,  

рят просветление.  

 

Чем больней душе мятежной,  

Тем ясней миры.  

(А. Блок.)  

 

ние не может заменить ни знаний, ни ма-  

но, разбудив способность мгновенно обо-  

Ї широкий круг явлений и обострив интуи-  

помогает схватывать их внутреннюю органи-  

у Убывать то, к чему может привести только  

зное изучение действительности. Белинский  

 

писал о Пушкине, что многое у поэта  

действительности, но угадано чувством Bij  

новения и что в переводах из Корана он ai  

ется в дух Магомета. Академику Крачку  

статочно было угадывать дух Корана, а  

точно воспроизводить его по-русски. Хо  

для ученого важно, но он должен угада  

точное, адекватное значение исследуем(  

 

И хотя поэтам принадлежат самые Kf  

о вдохновении, о моментах их особо раде  

ния с музами, вдохновение не менее ре)  

творчество ученого. Это состояние заме  

сал В.И. Вернадский: <Нобываютдругие  

да сильно и смело рвешься вперед, когда  

нимаешь все, что казалось раньше непо>  

достижимым; тогда чувствуешь какую-тс  

вую силу в себе, чувствуешь ясно связь с  

что было и жило раньше, что работало каЯ  

чувствуешь ясную, непонятную, невыраЗ!  

ми связь с тем, что будет работать на том  

го позже... те силы, какие скрываются >1  

хочу узнать те причины, которые заста  

ляться в тех правильных, математически  

формах, в каких мы всюду видим и чувст)  

но из звеньев этой гармонии материи м  

живые существа>. Эта характеристика  

ценна тем, что в ней говорится не прое  

состоянии духа, как это обычно дeлae  

творческой силы человека с творческой-  

роды, об осознании себя как элемента кс  

гармонии, ощущении своего места в цеп  

ких поколений.  

 

Вдохновение не является прерогативой  

личностей, в том числе гениев, - веды  

любому человеку, в том числе людям физк  

да. И сказать, что оно гениев посещает  

можно лишь в том смысле, что они больи  

неоднократно переживают это состояние.  

работает, тот чаще испытывает бурный п  

именуемый вдохновением, и в этом смыс  

 

298  

 

личности находятся в лучшем положении,  

Рые труженики в сравнении с теми, кто  

Гд неистинной жизнью, а праздность -  

 

астояшей.  

 

и образ гения, объятого вдохновением, в  

ом мнении часто порождается легковес-  

рфильмами и романами. Гений, взбираясь  

у вершин Кавказа и вдохновленный откры-  

видом, еще не отдышавшись, уже декла-  

 

в глубокой теснине Дарьяла,  

Где роется Терек во мгле...  

 

"шум проливного дождя возникают удивитель-  

ош: <Слезы людские, о слезы людские>. Не  

JacTepeTb шишку от ударившего по голове ябло-  

еныи формулирует закон всемирного тяготения.  

это могло быть и, вероятно, было. Но для того,  

(создать совершенство, надо иметь великий ум,  

[ный талант. Многие поэты попадали под про-  

Jfi дождь, но только Тютчев переложил вызван-  

рй ассоциации в бессмертный стих. Шедевры  

Ьтне вдохновение само по себе, а уже давно на-  

йный поэтом или ученым жизненный и научный  

знания, умение точно, а у поэтов и эстетически  

ценно выразить свои мысли, чувства, впечатле-  

1;И роль вдохновения в этих случаях - это функ-  

екры, воспламенившей то, что уже готово было  

Нуть, превратившись в пламень творчества.  

яо по себе вдохновение, и в этом Эдисон прав,  

?спечивает успех творчеству, его значительные  

Кения, - ведь оно только толчок, дополнитель-  

1имул к деятельности и последнюю заменить не  

Доказательством бесплодности одного вдохно-  

шляется то, что его может испытывать даже че-  

""рческом отношении бесплодный и беспер-  

"""- Оно не может превратить среднего поэта  

ьного. Академик А. И. Белецкий в замечатель-  

тс <В мастерской художника слова>, опровер-  

. Ї полной непроизвольности, импровизаци-  

""ического слова, писал: <Этот <тяжкий  

 

пламенный недуг> может пройти, как гц:  

ческие недомогания... без всякого вне  

Любой из неисчислимого, особенно в Hfj  

стихотворцев может испытывать то же;<1  

ные моменты испытывает великий поэт,?  

и искренне рассказывает, например, Над  

и чудесах, совершавшихся в его <убогойа  

он сам также искренне вынужден приз>  

зумные жгучие звуки>, вызванные из л  

ную ночь страстным чувством, умира>  

стих выходит бессильным и слабым, не  

призрачную силу экстатического подъе  

 

В одном из стихотворений Баратьц  

<Глупцы не чужды вдохновенья...> Нс  

пытающаяся оседлать Пегаса, выгляд>  

вдохновение рождает жалкие плоды:  

 

Его капустою раздует,  

А лавром он не расцветет.  

 

Сущность вдохновения прекрасно  

окончательно развенчав мысли о его J-  

божественной по своему происхождени  

властном художнику экстазе, который п(,  

такое состояние, по мнению Платона, ч  

ковой мере проявляет интерес к истинно  

му, доброму и злому. В <Эстетике> Гегеля-  

тинное вдохновение возникает поэтомуЯ  

какого-нибудь определенного содержаЩ  

овладевает фантазия, чтобы дать ему ху1  

выражение>. Немецкий философ правит  

что повод к творчеству может явиться и  

случае единственно важное требование  

состоит лишь в том, чтобы он серьезно ЗЯ1  

ся этим материалом и чтобы предмет его и  

в его душе чем-то живым. <Тогда вдохни  

придет само собой>. Гегель не отрицает  

художника творить (черпать материал) <л  

го себя>, когда <его радостное настрое>)  

побуждением к творчеству> и он художе  

слаждается <собственной радостью>.  

 

300  

 

ецное вдохновение, говорит Гегель, <за-  

менно в том, что поэт полностью погло-  

предметом, целиком уходит в него и не ус-  

" до тех пор, пока он не придаст художест-  

g законченный, отчеканенный характер>.  

Гегеля на вдохновение как на <полное по-  

"рдметом> замечательно точно схватывает  

" его природу, но и способ его рождения. Как  

,010 услышать от людей творческого труда  

да отсутствие вдохновения, наблюдать их на-  

g усилия ускорить его приход. Некоторые хотят  

подъем не трудом, а бездельем, нытьем, бес-  

тратой драгоценного времени. Гегель реши-  

те соглашается с тем, что вдохновение можно  

искусственно или <посредством чисто духов-  

дмерения творить>. Он категорически также  

ал против отождествления вдохновения с чув-  

1вый возбуждением. <Но одна лишь горячая  

,Йце не есть вдохновение, и шампанское не со-  

юэтического произведения>. Вызвать вдохнове-  

йобое время по своему усмотрению не под силу  

iy, в том числе и гению. <Самый большой гений  

сколько угодно ложиться на зеленую траву и  

?ть в небо утром и вечером, когда дует свежий  

,- все же его не коснется тихое дыхание вдохно-  

 

ачестве доказательства он приводил пример  

онтеня, который сидел в Шампани в погребе,  

по 6 тысяч бутылок вина, но <в него не влилось  

поэтического>. Гегель пишет, что ни чувствен-  

збуждение, ни голая воля и решение не достав-  

ЬРОДЛИННОГО вдохновения.  

 

Рые гении в поисках вдохновения приноси-  

гвы Бахусу. Влечением к вину отдельные уче-  

wяли их способность творить шедевры. Не  

? и очень сомнительной мысли и замеча-  

"ииский поэт Эмиль Верхарн, описывая  

д"Дское застолье времен Тенирса в стихо-  

""" <Старинные мастера>:  

 

301  

 

И здесь же мастера, пьянчуги, едо>  

Насквозь правдивые и чуждые жем  

Крепили весело фламандские станку,  

Творя Прекрасное от пьянства и до ц  

 

Об Ибн Сине (Авиценне) говорили, <Ц  

тил вторую половину своей жизни вин  

зать бесполезность первой, прошедшей в  

следованиях. Но исследования, однако,.  

всю жизнь. Арабоязычная поэзия его вр<  

поздних времен воспевала вино как истс  

жизни. Арабский поэт Абу Навас писа  

удалось найти, да они и не пытались нг  

средства против житейских невзгод, чем.  

 

Но то, что арабские и персидские поз  

ли с помощью образного слова, кое-кто  

исследователей пытался доказать науч  

Так, Джаннет Маркс считает, что наркоз  

нение способствуют развитию гениально  

торых их работах говорится о положите>  

нии (хотя и не отрицается негативное) ни  

ти человека <гена алкоголизма>. После  

служить стимулятором мозга, и это увели  

ятностьдля носителя этого гена попасть  

<Кто есть Кто>.  

 

Легкий путь в гении обещают подоб1  

ции. Но можно и просчитаться, употреблю  

в надежде активизировать этот ген. А что  

века вообще его нет или этот ген - фанто]  

станешь, алкоголиком - наверняка. Ту  

многие варианты, но, вероятно, все гф<  

Прав Гегель, считавший, что ни один ше  

стве не был создан с помощью шампансю  

ние о том, что наркотические стимулятор  

вуют творению чего-то исключительного-  

все еще очень живуче. Выдающийся мексШ  

дожник Давид Сикейрос не без юмора в et  

pax рассказывает, как он и его друзья пытал  

дости проверить это заблуждение на деле>  

вдохновили слова Риверы: <Все необычны  

ключительное в искусстве тольтеков, как т  

 

302  

 

художников Мексики, в особенности  

объясняется тем, что они творили под  

"ЇР <каннабис индика>, то есть марихуаны>.  

ццые этим открытием, пишет Сикейрос,  

свое недалекое славное будущее, мы  

пешеме курить марихуану, чтобы достичь  

ошенства древних мастеров доиспанской  

" закурившись марихуаны, Сикейрос со сво-  

ощниками забрался на леса семиметровой  

Ї .обы продолжать работу над росписью стен  

колледжей. Но в тот момент, пишет худож-  

гца наше воображение и наша фантазия до-  

едосягаемых высот>, они свалились вниз. От  

1 спас песок, на который они упали. Все же  

от вынуждены были проваляться в постели.  

в чай и в спиртные напитки. Кончил он тем, что  

1 в сумасшедший дом, где продолжал творить  

>вры>, по его словам, не имеющие равных в ми-  

: иронией Сикейрос заканчивает рассказ об этом  

ии поучительными словами: <Мне кажется, наша  

жа состояла в следующем: коль скоро мы, худож-  

ц, вообще безумцы по своей природе, то примене-  

ой травки переполняет чашу нашего и без того  

1иком богатого воображения, то есть, иными сло-  

и, приводит нас к невменяемости. Давайте же об-  

иться тем, что нам присуще от рождения, и баста>.  

Д.едостаток таланта вино не восполняет, отсутствие  

и не компенсирует присутствие алкоголя, в кото-  

(рще никому не удалось найти истину, хотя совет  

иъее именно там существует много столетий. Вре-  

ГРУДа можно заполнить выпивкой, но нельзя заме-  

ьтворческое вдохновение состоянием опьянения.  

менее общественное мнение издавна снис-  

"ьно относилось к возлияниям художников в  

"Уса. В записной книжке поэта П. Вяземского  

чен такой эпизод, рассказанный ему Денисом Да-  

- Когда граф Растопчин представлял Карам-  

"ьему атаману Платову, герою войны 1812 го-  

т подливая в чашку значительную долю рома,  

 

303  

 

сказал: <Очень рад познакомиться, я всегд  

чинителей, потому что они все пьяниць  

такое представление прославленного в(я  

возвышенном и использовал Гейне в ев  

ном ответе на вопрос, как он представля<  

ническую любовь. Ответ поэта гласил:  

Платов>.  

 

Хорошо известны слова Чайковского,  

вение - гостья капризная и не любит  

нивых. 1  

 

Убедительным доказательством того, -ij  

кое вдохновение - закономерный резуд  

женного труда, является то, что на непИ  

реться, то есть воспользоваться его воод  

силой в той области, которую не знаешйй)  

представители так называемого неоаванг  

искусства, правда, пытались пойти вопре1  

тине: сочинять на рояле музыку, не умея  

рать, создавать на холсте картину, не умея  

т.д., полагаясь только на внутреннее озари  

ческийпорыв.  

 

Сошлемся также на авторитет композЩ  

Стравинского. Он писал: <Профан вооб  

для творчества надо ждать вдохновения.  

заблуждение. Я далек оттого, чтобы сов  

вдохновение. Напротив, вдохновение -l  

ла, которая присутствует в любой челов  

тельности... Но эта сила приводится вдей(  

ем, а усилие - это и есть труд>.  

 

Без знания и умения вдохновение не <  

этому о степени художественного мастере  

дить не по способности художника <вызьи  

состояние вдохновения, а по уровню его 1  

нального искусства. Измерить последнее т  

бенно у гениев, но его уровень, часто как и,  

ренности, разный. Но умение, какого бы yt  

ни достигало, - стартовая площадка для noJ  

новения.  

 

Что же касается гениев, то они, хотя и не l  

рицали роли вдохновения в творчестве,  

 

304  

 

Q все же больше полагались на труд. В  

к тересны высказывания Гоголя. Ктобу-  

что многие страницы его произведений  

истинным вдохновением. И все же он не  

" ряд постоянству последнего. Своего друга  

оуба, автора <Тарантаса>, он часто укорял в  

ei-o жалобы - <не пишется> - отвечал: <А  

" " пишите... возьмите хорошенькое перыш-  

пенько его очините, положите перед собой  

мам и начните таким образом: <мне сегодня  

не пишется>. Напишите это много раз сряду, и  

рз придет хорошая мысль в голову! За ней дру-  

пепя, ведь иначе никто не пишет, и люди, обуре-  

" постоянным вдохновением, редки, Владимир  

дрович!> А в письме к нему же он как бы даль-  

"язвивал эту мысль: <Все будет у вас обдумываться,  

Сажаться и устраиваться во время самого написа-  

1>. Сам В.А. Соллогуб принадлежал, кажется, к  

дутех писателей, которые слишком много надежд  

дагали на вдохновение. Он и творческий кризис  

мя в последние годы жизни склонен былобъяс-  

ь недооценкой великим писателем вдохновения:  

Прежде гений руководил им, тогда он уже хотел ру-  

<одить гением. Прежде ему невольно писалось, по-  

им он хотел писать и, как Гете, смешал свою личность  

1цкнезависимым от его личности вдохновением>.  

1- Роден вообще не верил во вдохновение. Обращаясь  

художникам, он советовал: <Больше терпения! Не  

надейтесь на вдохновение. Вдохновение вообще не су-  

сдвествует>.  

 

у- Подчеркивая связь труда и вдохновения, мы не мо-  

ем согласиться с тем, что эти главнейшие особенно-  

сти творческого процесса взаимозаменимы или что их  

но четко отделить друг от друга, как совершенно  

Разные этапы деятельности. Они взаимопроникают,  

симулируя один другого. Поэтому всякие попытки  

"Ротивопоставить вдохновение и труд, разделить их не  

"Ыглядят убедительными.  

 

Вдохновение, пишет Жоли, - нечто такое, что за-  

Долговременный труд, завершает неразреши-  

 

305  

 

мую вначале попытку, дает путеводную  

ринте идей и чувств, придает окончатся  

идее. Поэтому оно приносит не столько  

тревогу, сколько облегчение и спокойствщ  

роших словах о вдохновении сомнителы  

первая часть мысли, ибо вдохновение, скс  

няет труд, оживляя и активизируя его, йщ  

 

Но не одно творчество может вызвать




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 753
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Блаватская Елена Петровна » Является Ли Самоубийство Преступлением » 1 страница
  • Психология художественного творчества » 21 страница
  • Психология художественного творчества » 31 страница
  • Психология художественного творчества » 30 страница
  • Психология художественного творчества » 29 страница
  • Психология художественного творчества » 28 страница
  • Психология художественного творчества » 27 страница
  • Психология художественного творчества » 26 страница
  • Психология художественного творчества » 25 страница
  • Психология художественного творчества » 24 страница
  • Психология художественного творчества » 23 страница
  • Психология художественного творчества » 22 страница
  • Психология художественного творчества » 32 страница
  • Психология художественного творчества » 20 страница
  • Психология художественного творчества » 19 страница
  • Психология художественного творчества » 18 страница
  • Психология художественного творчества » 17 страница
  • Психология художественного творчества » 16 страница
  • Психология художественного творчества » 15 страница
  • Психология художественного творчества » 14 страница
  • Психология художественного творчества » 13 страница
  • Психология художественного творчества » 11 страница
  • Психология художественного творчества » 42 страница
  • Психология художественного творчества » 52 страница
  • Психология художественного творчества » 51 страница
  • Психология художественного творчества » 50 страница
  • Психология художественного творчества » 49 страница
  • Психология художественного творчества » 48 страница
  • Психология художественного творчества » 47 страница
  • Психология художественного творчества » 46 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь