|
Психология художественного творчествавают активность системы нервных клеток, отвечаю- щих за данные действия>.
Истеричка у Шарко работает совершенно иначе, чем классический актер психологической школы, чья мимика обыкновенно считается отражением его внут- реннего состояния. Она выражает страсти, не имею- щие никакого отношения к ее внутреннему состоя- нию и даже недоступные ее сознанию. Шарко объяс- нял систему этих механических, чисто рефлекторных движений тем, что они осуществляются на фоне <спя- щего> эго и затрагивают лишь чрезвычайно узкий спектр изолированных от психической сферы в широ- ком смысле нервных центров. Центры эти Шарко не относил к коре головного мозга, а скорее к области спинного мозга и называл связанные с ними ощуще- ния <мышечным чувством>:
<В подобном каталептическом состоянии в боль- шинстве случаев мы имеем единственную возмож- ность вступить в отношения с таким образом загипно- тизированным человеком: через мышечное чувство. Только жест или поза, которую мы придаем субъекту, сообщают ему об идее, которую мы хотим ему пере- дать. Например, сжимая его кулаки, мы видим, как го- лова его отклоняется назад, а лоб, брови и основание носа морщатся в угрожающем выражении>.
Полнейшая <изоляция>, по выражению Шарко, та- ких реакций от мира эго отчуждает экспрессивность лица от <мира души>. Мимика истерички воспроизво- дит лишь некую память мышц, <мышечное чувство> и является поэтому чисто механическим, мускульным отражением движения тела. И хотя в эти рефлектор- ные отражения как бы вписана мышечная память, предшествующий экспрессивный опыт, они все же почти целиком относятся к моторным автоматизмам. По существу своему они - амнезичны.
Если представить мимику в качестве означающего, то ее означаемым будет не <темная> область психики, а <ясная> механическая сфера оторванной от психики
424
ености. Знаменитый эксперт по гипнозу доктор Элит Бернхайм утверждал, например, что гипно- провоцирующий состояние каталепсии, являет- том чистого внушения. Фрейд, переведший на кий книгу Бернхайма, так суммировал егодокт- f своем предисловии к переводу: , Доктор Бернхайм утверждает на этих страницах, ю явления гипнотизма имеют одно и то же про- дение: они возникают из внушения, сознатель- аеи, которая была введена в мозг гипнотизируе- 1<<ерез внешнее влияние и была принята им, как ы она возникла спонтанно>. ким образом, экспрессивная моторика загипно- эванной истерички лишь превращает чисто нее> в иллюзорно <внутреннее>. <Внутреннего>, ?, в действительности не существует вовсе. Этот r на чисто внешнюю стимуляцию связывает по- рие истерички с многовековой философской 1Цматикой машины, которая не может функцио- рать без внешней причины, а потому как модель 11ка предполагает наличие Бога. Фрейд прило- Чёмалые усилия, чтобы доказать, что <внушение Кет произвести ничего такого, что бы не содер- жа сознании или не было в него введено>. ио <классической> истерички увязывается со лесным механизмом, становясь его неотъемле- астью. Такое изменение знаковой функции ми- щеняет и ее механику. Лицо истерички принима- К1здо более отчетливые и неестественные масоч- Цйражения, которые лишь условно могут быть со- 1ны с определенным психическим состоянием. Неадекватность> выражения может быть связана что Фрейд определял как <незнание> истерией ии нервной системы. Вслед за Жане Фрейд за- чтов истерические параличи вовлечены не э реальные анатомические части тела, сколько юпространенные идеи органов тела: Яй (истерия) касается органов в соответствии с .популярным значением их имен: нога - это > ее перехода в бедро, рука - это член, располо-
425
женный наверху и очерченный в соответствии с фор- мой нашей одежды>.
Этот факт позволял Фрейду понять телесные симп- томы истеричек в терминах ассоциации идей. В на- шем контексте он имеет несколько иное значение. Он отчасти объясняет <неорганичность> истерической моторики и экспрессивности. Но он же в какой-то ме- ре показывает и ограниченность чисто механической утопии движения тела. Даже в самых крайних-случаях механизации движения тела мы сталкиваемся с неким <концептуальным> пониманием его органов. В этом смысле плавное движение глаз, например, будучи по- верхностно механическим, в действительности явля- ется <концептуальным>. Оно лишь концептуально имитирует представления о механическом движении при полной несогласованности с подлинно анатоми- ческой механикой глазного яблока.
Телесность истеричек в большой степени повлияла на театр немецкого экспрессионизма, выработавший особый конвульсИвньГй тип поведения актера, далекий от рациональной ритмизации и машинизации тела. Франк Ведекинд, например, сознательно ориентиро- вавшийся на тип гипнотического поведения, поражал зрителей серией конвульсий, проходивших по его телу и глубоко деформировавших его природную органику. Характерно, чтов практике экспрессионистского теат- ра большое значение играла маска. Телесность немец- кого экспрессионистского театра как будто заражена <концептуальностью истерического движения.
Знаменитым образцом истерического перформанса были выступления танцовщицы Мадлен, появившей- ся в Мюнхене в 1903 году и бесследно исчезнувшей после 1912 года. Мадлен выходила на сцену с гипноти- зером, который вводил ее в транс. Ее танец в состоя- нии транса претендовал на то, чтобы быть одновре- менно спонтанным самопроявлением ее тела и про- дуктом внушения гипнотизера.
Театральный критик и врач доктор Сайф так опи- сывал выступление Мадлен в Мюнхене в 1905 году:
426
ICH появляется спокойная и ловкая. Однако с ента, как неподвижный взгляд и жесты Маг- ружают ее в транс, она впадает в странное со- ?и с ней происходит полная перемена. Черты становятся неподвижными, глаза начинают Цяд очень странных, необычных поз, придава- яленам экспериментатором, выдают почти jli лишь слегка изменяющуюся ригидность, ха- До для гипнотической каталепсии. Такого со- Цяельзя добиться одной лишь имитацией. 1;. при звуках музыки, новое и поразительное Цце происходит во всем облике Мадлен. Черты Оживают. Мадлен встает и сопровождает музы- 1рикиваемые пожелания жестами и пантоми- 1ми выражениями, говорящими о грусти, бла- 1 восторге, ярости - то есть обо всех эмоци- ffjn этом говорящими весьма точным образом и ггствии с высотой, громкостью, окраской зву- валами и ритмом. Если же музыка вдруг пре- 1йг, вновь возвращается каталепсия: последнее ie как будто замерзает>.
ение Мадлен на сцене отражает одну сущест- эсобенность истерической телесности. После движение члена прекращалось или приоста- Йось воздействие электростимуляции на ми- е мышцы лица, больная на длительное время 1а -без изменений свою псевдоэкспрессивную Намерзающее движение> из рецензии Сайфа). "бывшую истеричку Шарко называл <экспрес- бтатуей> и замечал: <Неподвижность получен- Йм образом поз исключительно благоприятна графического воспроизведения>. яагоприятные обстоятельства Шарко исполь- щйее чем широко, создав впечатляющую фото- ркую иконографию Сальпетриер. 1-"Маска истерички оказывается не просто эк- ?о живой фотографией, некой метафоричес- ?ьсией, на которой отпечатываются выраже- , поза. Истеричка действует как фотографи- тпарат. В этих застывших экспрессивных по-
427
зах лицо-маска и лицо-машина объединяются воеди- но в странном симбиозе. Псевдомеханическое тело обнаруживает тесную связь между ними. Связь эта прежде всего возникает благодаря периоду <потерян- ного времени> в работе телесной машины, описанно- му Гельмгольцем. Гельмгольц измерил время между возникновением иннервации и сокращением мышцы, время передачи нервного импульса, во время которо- го мускул сохраняет пассивность. Это <потерянное время> всегда вписано в работу любого живого меха- низма, а по мнению последователя Гельмгольца и од- ного из создателей хронофотографии Этьена Марея, это время, <состоящее в отношении междудлительно- стью и тратой энергии, (...) является фундаменталь- ным компонентом экономики тела. Время, расходуе- мое на любую деятельность, или время реакции - это функция внутренних законов энергии и движения, присущих телу>.
Фотографирование, также основанное на <времени реакции> или <потерянном времени>, вступает, таким образом, в отношения органической связи с телом- машиной и лицом-маской. Согласно справедливому наблюдению Хиллеля Шварца, пластика <идеального> телесного поведения оказывается в прямой зависимо- сти от типа регистрирующей его технологии. Она ме- няется от <живой картины> к <современному танцу> вместе с развитием фотографии, а затем и появлением кинематографии. Экспрессивность человеческого те- ла в таком контексте действительно зависит от некой механической диаграмматической машины, детерми- нирующей его динамику.
Лицо истерички сохраняет все свойства лишенной выразительности маски, ее статичность и пустоту, и одновременно отмечено энергичным отпечатком ме- ханического мускульного движения лица-машины. Механика лица-машины здесь как бы преобразуется в серию фаз-масок. Речь как бы идет о фотографирова- нии движущейся машины, которая может быть оста- новлена в любой момент своего движения.
428
указательно, что в 1922 году Кулешов начинает р1рно фотографировать своих натурщиков. Хох- (>споминала: <В это время Кулешов начал сни- актеров мастерской у себя дома на фото. Он сни- lftac в разных этюдах, в разных ракурсах, в разном К1СНИИ. Из этих фотографий был составлен аль- 1который он называл <прейскурант мастерской>, ястрирующий ассортимент наших актерских воз- юстей>.
№ди фотографий натурщиков значительное мес- вимают изображения гримас, подчеркнутых до ка мимических движений лица. Эти фотогра- 1меют мало общего с традиционными изображе- 1 актеров в роли, как правило, акцентирующими ессивность мимики. Перед нами скорее <экс- 1вные статуи> Шарко, демонстрирующие пико- азы лицевой механики, возможности мускуль- еханизма лица. При всех поправках и отличиях, 1>графия натурщиков Кулешова лежит в той же рости, что иконография истеричек Шарко. 1это неудивительно: за фотографиями француз- упсихиатра и советского режиссера стоит во мно- "йДная идеология. Такое утверждение может по- ся странным, особенно если принять в расчет э <новый> человек советской утопии - это рациональное существо, способное к тотальному тельному контролю своего поведения, в то время теричка - не более чем бессознательный авто- Яравляемый извне. Но эта противоположность не оказывается куда менее фундаментальной. ационализация конструктивистского человека твляется за счет элиминации того темного пси- wo образования, которое называется <душой>. ние человека отчуждается от любой случайнос- бой непредсказуемости, от связи с психологиче- >1истицизмом. Новый человек советской утопии JIH управлять собой как другим, тем самым пре- йя свое тело в некое подобие марионетки. При Яфазум, управляющий телом как механическим гом, приобретает некий безличный характер, он
429
становится разумом <другого>. Осуществляется как бы уже знакомое нам раздвоение, столь характерное для ситуации истерички, традиционно описывавшейся в терминах <диссоциации>. Странным образом натур- щик как бы объединяет в себе и волю врача и тело па- циентки, поскольку и разум и тело выступают в нем как разум и тело другого.
Конструктивистский принцип уравнивания тела с механизмом неожиданным образом перекликается не только с картезианством, но и с определенным типом психозов, которые начинают привлекать внимание психиатров и психоаналитиков в конце XIX - начале XX века. Психоанализ как будто открывает конструк- тивистского человека в параноике и шизофренике почти одновременно с теоретиками и практиками ис- кусства.
В ранних <Исследованиях истерии> Фрейд и Брей- ер уже описывали этиологию истерии через метафору <чужого тела, которое долгое время спустя после про- никновения (в живую ткань) все еще продолжает быть работающим агентом>.
Механика истерии оказывается действительно сходной с механикой картезианского автомата, при- водимого в действие извне, <чужим телом>.
В 1911 году Фрейд обратился к анализу болезни Да- ниэля Пауля Шр.ебера, параноика, считавшего, что Бог с помощью нервов-проводов-лучей лишает его воли и руководит его действиями. Провода-лучи машины-Бо- га превращают Шребера также в своего рода машину. <Влияющая машина> становится объектом рассмотре- ния ученика Фрейда Виктора Тауска, опубликовавше- го в 1919 году свое исследование. Именно в это время Кулешов приступает к своим первым экспериментам. Тауск описывает случаи шизофрении, при которых па- циенты считают, что на них влияет некая мащина, ли- шающая их воли и самих их превращающая в механи- ческих кукол. Любопытно, что в эссе Тауска <влияю- щая машина> описывается как кинематограф:
<...Эта машина - обычно волшебный фонарь или кинематограф (...). Она производит или уничтожает
430
чувства с помощью волн и лучей или таинст- ил, которые не могут быть объяснены на ос- и познаний пациента в физике. В подобных машина часто называется <аппаратом внуше- 1е конструкция не может быть объяснена, но ее <я состоит в том, чтобы передавать или <выка- 1 мысли или чувства (...). Она производит мо- 1движения в теле>.
( подверженные воздействию <влияющей ма- ,сами становятся похожими на нее, симуля- ~х)й машины. Шизофреническая машина Тау- пощенная в кинематографе, действительно вует на тело. Лицо-машина и лицо-маска на- jfiOe Кулешова, работая как камера и экран, нео- "Ым образом воспроизводят работу кинемато- 1стеричка Шарко преображается в светочувст- ую пластинку. Невротик, как и конструкти- Н натурщик, оказываются в сфере воздействия ней машины> кинематографа. Изобретение обретение истерии и психоанализа вырабаты- вый антропологический миф, который, обога- > новыми эстетическими идеями, отражается в механического <чудовища> Кулешова.
Я М ПОЛЬСКИ И М. Демон и лабиринт. - М., 1996, стр.253-276.
Константин СЕЛЬЧЕНОК ХУДОЖЕСТВО НАШЕЙ ЖИЗНИ
В объяснении причин и движущих сил, организую- щих наш собственный жизненный путь, мы привыкли ссылаться на так называемые <объективные условия>. При этом мы словно нарочно забываем о своем собст- венном художничестве, о том, что все те психологиче- ские игры и жизненные сценарии, которые мы разыг- рываем на подмостках сцены, именуемой жизнью, мы выписываем и формируем сами.
Да, все мы без исключения - художники. Наши действия зависят от наших собственных восприятий, от видения проблем и интуитивного усмотрения ре- сурсов, позволяющих нам, в соответствии с нашей собственной внутренней природой, формировать ткань собственного индивидуального существования.
Мало кто осознает, что этика по сути своей эстетич- на. Вспомним центральный смысл творчества Алисте- ра Кроули: <Делай все то, что ты хочешь, т.е. то, что те- бе нравится>. Мы забываемо том, что слова <нравст- венность> и <нравиться> являются однокоренными.
Истинное счастье человеческое состоит в восприя- тии красоты и проистекающем из него созидании прекрасного. Юнгианские аналитики знают о том, что глубинным действующим началом нашей внут- ренней и внешней жизни являются динамически пе- реплетающиеся архетипы, образы, персонажи. При
432
1.ый из нас в постановке жизненной пьесы временно является и драматургом, и режиссе- [ критиком, .и зрителем, и каждым из актеров именно.
<рода творит по законам красоты. Художник 1 Меру своих способностей стремится подражать >ству природы. Художественное - вовсе не си- 1 искусственного, надуманного, неестественно- згинно художественное - это всегда нечто жи- вущее и животворящее. И.П. Шмелев писал о ITO всякая красота неизменно является биологи- рктивной. Биоактивными являются любые гар- (ческие структуры, выстраивающиеся в строгом 1тствии с математическими законами, основан- на все тех же принципах красоты. 1сота законна, математична и человечна одно- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|