Психология художественного творчества



49 страница


IHHO. Сама красота определяет качество естест-  

IFO жизнетворчества. Все мировые законы эсте-  

1: Без эликсира Прекрасного невозможна ни ус-  

1ая психотерапия, ни эффективное преподава-  

1ни любая другая деятельность человека. В  

йсе встречаются три Царства, построенные по  

1И тем же канонам математически выверенной  

Вии. Человек находится в одновременной связи  

нией небесных сфер, пропорциями биологиче-  

груктур и гармонично устроенным внутренним  

геским миром. И лишь когда наше физическое  

гйие - интерьеры, ландшафты и тексты дефор-  

1тся и деградируют, мы неизбежно оказываемся  

шками безобразия и дисгармонии. Тогда-то че-  

1раболеваёт и душою, и телом. В нем, призван-  

ыть средоточием Космоса, Биоса и Психоса, вы-  

<ныхв согласии с канонами меры и пропорции,  

{ается связи, удерживающие мир от губящих все  

[диссонансов и несоответствий. В этом - одна  

еВных причин отчуждения человека от себе по-  

ре, разрыва отношений с живым миром и рас-  

>ния себя как целого. Именно сегодняшнее гла-  

)вание безобразия, нечуткости и профанации  

 

433  

 

- корень всего того, что нас так гнетет, что всем нам  

так не нравится.  

 

Психологическая культура перво-наперво подразу-  

мевают продуманную и системную художественную  

воспитанность каждого из нас, ибо красота, воспри-  

нятая и осознанная, составляет единую основу жизни  

и духовности. Красота есть глубиннейшая ипостась  

самого бытия, корень сознания и фундамент всякого  

сотрудничества, вне которого немыслимо существова-  

ние целого. Культурность в известном смысле синони-  

мична художничествованию!  

 

Во все времена искусство рассматривалось мудреца-  

ми как основа основ упорядочивания, охранения и ор-  

ганизации общественной жизни. Музыкой исцеляли  

человека. Роскошными гобеленами оздоравливали  

психическую атмосферу сумрачных залов средневеко-  

вых замков. Дивными ароматами пробуждали в душах  

возвышенные переживания. К примеру, в средневеко-  

вом Китае весьма весомым критерием определения ре-  

ального положения дел в той или иной провинции счи-  

талось состояние звучащей в ней музыки. Иной наме-  

стник мог поплатиться головой за то безобразие, кото-  

рое императорские инспектора усматривали в музыке,  

звучащей в управляемой им провинции. В связи с кри-  

зисом современного искусства, с пресловутыми пост-  

модернизмом и видеократией становится понятна та  

опасность, которой подвергается современная полити-  

ческая жизнь, а возможно и здоровье самих людей.  

 

Разрушение красоты неизбежно ведет к гибели все-  

го живого. К сожалению, это вовсе не преувеличение.  

Нас губит именно властолюбие-и жадность, лживость  

и лень, злоба и тупость, глупость и зависть - не безо-  

бразно ли все это? Можно до хрипоты спорить о том,  

что первично - некрасивое или безнравственное, но  

то, что предметы эти теснейшим образом взаимосвя-  

заны, вряд ли кто-либо рискнет отрицать.  

 

Все Наши творения, отношения и дети - плод на-  

шего собственного художничествования. Началом, ох-  

раняющим жизнь на планете, смело может быть назва-  

на присущая каждому из нас от рождения неутолимая  

 

434  

 

прекрасного. Красивое всегда и приятно и по-  

: Психотерапевтам известен нехитрый прием,  

>ствующий примирению невротика с самим со-  

ежащий в основе его исцеления. Возьмите дик-  

поудобнее расположитесь в кресле и, не торо-  

"<ни на что не отвлекаясь, отправьте звуковое  

ю себе самим. Говорите о чем угодно, ругайтесь,  

!ре, печальтесь и обвиняйте. Рано ли, поздно ли,  

Щиепременно выговоритесь, выплеснетесь, осво-  

"""<сь. И затем, в спокойной обстановке прослуши-  

1ись собственного голоса, вы не сможете не за-  

> того, что по приближении к завершению этого  

ого послания используемые Вами слова и выра-  

[.как бы сами собой будут становиться все более  

ж красивыми и приятными, а вибрации голоса  

помалу обретут гармоничную благозвучность.  

кдому из нас на протяжении всей жизни предо-  

1<а возможность в любую минуту приняться за  

1вние мира и приступить к оздоровлению самого .  

Красивое слово, прекрасная мысль, гармоничное  

че - перед нами открыты мириады возможнос-  

TiHHoro художничества. Важно только при этом  

ься самим собой. Почему-то многие считают,  

беднее непременно означает неконтролируемое  

) эмоций, вульгарность помыслов и хаотич-  

1явижений. Тот, кто так думает, попросту еще не  

Цбя, он просто не успел познакомиться с самим  

цИбо индивидуальность каждого из нас в суще-  

Вйоем прекрасна и восхитительна. Лишь неверие в  

рйэоязнь свободы закрывает многим из нас путь к  

>му творчеству собственной судьбы.  

гг, то там слышится: <Брось ты свои художест-  

> как все!> Но человек, по определению, не мо-  

т>.таким как все, он может быть.лишь в чем-то  

la кого-то. Человек, как целое, подобно горо-  

сотканный из противоречивых и разнопоряд-  

1лементов, он неизменно является неповтори-  

"ивидуальностью. Важно только стараться об  

забывать, иллюзорно принимая ту или иную  

сть за общую картину своего индивидуального  

осмоса.  

 

435  

 

Истинный художник страдает, когда ему приходит-  

ся писать <под заказ>. Это безобразно в живописи и  

чудовищно в музыке, но в сто раз страшнее в художни-  

честве собственной жизни. И без того роботности вну-  

три нас более чем достаточно. Для того чтобы стать  

свободным и счастливым человеком, надлежит по-  

нять, что мы - вовсе нероботы, несмелые и чуткие  

художники. Такова единственная альтернатива всепо-  

глощающей жестокости машинной цивилизации. Ис-  

тинное творчество по определению интуитивно, ибо в  

художничестве своем человек черпает смыслы, формы  

и содержания, таящиеся в неведомых глубинах его  

собственной души. Художничеству нельзя научить, но  

ему можно позволить раскрыться и утвердиться пре-  

доставлением свободы и своевременной подачей доб-  

рого совета.  

 

Вспоминается почти анекдотическая история, рас-  

сказанная мне одним из моих друзей художников. Об-  

ладая незаурядным талантом живописца, повинуясь  

глубинному нравственному наитию, после окончания  

средней школы он решил не тратить время на получе-  

ние так называемого высшего образования, которое в  

большинстве случаев не столько раскрывает талант,  

сколько создает все условия для его успешного зака-  

пывания. Как-то пришел он устраиваться на работу в  

реставрационное бюро. Предъявив свои картины и  

получив полное их одобрение, он вдруг удивленно  

столкнулся с вопросом своего будущего работодателя:  

<А диплом о высшем образовании у вас есть?> Ни-  

сколько не смутившись, он с печальной улыбкой на  

устах ответствовал: <Вы так ничего и не поняли. Я -  

Художник!>  

 

Итак, красота - основа всего жизнеспособного и  

плодотворного в человеке. Поиски красоты тождест-  

венны поискам смысла, ибо реальное всегда красиво.  

При этом дар восприятия Прекрасного по значимости  

и высоте ни в чем не уступает дару творческого автор-  

ства. Духовность может быть определена как неистре-  

бимая тяга к гармонии - гармонии, не сводящейся к  

пошловатой псевдокрасивости творений поп-культу-  

ры, но понимаемой глубоко и широко. Разрушение же  

 

436  

 

неизбежно приводит к гибели всего живого  

амом человеке, так и вокруг него.  

ех на устах слова Ф.М. Достоевского и Н.К. Ре-  

щкрасоте, как единственной спасительнице мира.  

расоты немыслимо само существование челове-  

ибо дисгармоничное может быть понимаемо  

еступное в отношении законов природы, нару-  

jSKOTOpbix рано или-поздно карается. Нет нужды  

гь художничество лишь как создание живопис-  

потен или написание очередной прелюдии.  

присутствует и в работе опытного кулинара, и  

Честве ответственного журналиста, и в заботли-  

,оде за смертельно больным человеком. К приме-  

<1тный психолог-консультант, признавая относи-  

сть личного мира каждого, прежде всего стре-  

1-разыскать красоту во всем том психическом ма-  

16, который в той или иной форме предъявляет  

ишедший за помощью человек. Лишь усмотрев  

чувствовав гармонию обозначенной проблемы,  

рог способен обнажить скрытые причины проис-  

1го и терапевтически способствовать естествен-  

Цасширению поля сознания своего собеседника.  

1>ненно важным нам представляется умение по-  

1усматривать прекрасное. Предпосылки для раз-  

искусства такого взгляда на мир от рождения  

саждому. Разумеется, человека необходимо ува-  

1ьно и заботливо пестовать, предоставляя ему  

Леность развития священного дара прекраснови-  

10днако и сам он, стремясь улучшить собствен-  

Изнь и желая порадоваться окружающему суше-  

нию, должен развивать в себе этот дар. Сколь  

f слова <украшение> и <воскрешение>! И пусть  

и похвалой человеку отныне будут слова <ХУ-  

1ИК!>, <МАСТАК!>, <МАСТЕР!>.  

мы все художники собственной жизни, и смыс-  

<скрешения человечества является предостав-  

1 каждому из нас возможность стать Художника-  

Даром, один из философов Беларуси определил  

ie вида Homo sapiens - Homo pulcheris - Чело-  

прекрасный, и залог нашего будущего успеха в  

iix) мы всегда знаем, как стать красивее.  

 

л.с. ВЫГОТСКИЙ  

ИСКУССТВО и жизнь  

 

В каком отношении эстетическая реакция стоит ко  

всем остальным реакциям человека, как в свете этого  

понимания уясняется роль и значение искусства в об-  

щей системе поведения человека?  

 

Мы знаем, что до сих пор на этот вопрос даются со-  

вершенно разные ответы и совершенно по-разному  

расценивается роль искусства, которая одними автора-  

ми сводится к величайшему достоинству, а другими -  

приравнивается к обыкновенной забаве и отдыху.  

 

Совершенно понятно, что оценка искусства будет  

всякий раз стоять в прямой зависимости от того пси-  

хологического понимания, с которым мы к искусству  

подойдем. И если мы хотим решить вопрос о том, в ка-  

ком отношении находятся искусство и жизнь, если мы  

хотим поставить проблему искусства в плоскости при-  

кладной психологии, - мы должны вооружиться ка-  

ким-нибудь общетеоретическим взглядом, который  

позволил бы нам иметь твердую основу при решении  

этой задачи.  

 

Первое и самое распространенное мнение, с кото-  

рым здесь приходится столкнуться исследователю, это  

мнение о том, что искусство будто бы заражает нас ка-  

кими-то чувствами и что оно основано на этом зара-  

жении. <Вот на этой-то способности людей заражать-  

ся чувствами других людей и основана деятельность  

искусства, - говорит Толстой.- ...Чувства, самые  

разнообразные, очень сильные и очень слабые, очень  

значительные и очень ничтожные, очень дурные и  

очень хорошие, если только они заражают читателя,  

зрителя, слушателя, составляют предмет искусства>.  

 

Эта точка зрения сводит, таким образом, искусство  

к обыкновеннейшей эмоции и утверждает, что ника-  

кой существенной разницы между обыкновенным  

чувством и чувством, которое вызывает искусство, нет  

 

438  

 

едовательно, искусство есть простой резона-  

джель и передаточный аппарат для заражения  

и. Никакого специфического отличия у искус-  

1а. потому оценка искусства и должна исходить  

ц случае из того же самого критерия, из кото-  

щдим мы, когда оцениваем всякое чувство.  

ро может быть дурно и хорошо, если оно зара-  

дурным или хорошим чувством; само по себе  

о как таковое не дурно и не хорошо, это толь-  

аувства, который приходится оценивать в за-  

и оттого, что на нем скажешь. Отсюда совер-  

гественно Толстой делал вывод, что искусст-  

шт оценке с общеморальной точки зрения, и  

ал как высокое и хорошее то искусство, кото-  

<валоего моральное одобрение, и возражал  

это, которое заключало в себе предосудитель-  

о точки зрения поступки. Многие критики  

Ятакие же выводы из его теории и расценивали  

произведение искусства с точки зрения того  

одержания, которое в нем заложено, и если  

ржание вызывало их одобрение, они относи-  

пвалой к художнику, и наоборот. Какова эти-  

а и эстетика - вот лозунг этой теории.  

бочайшую неправильность обнаружил сам  

1,; когда попытался быть последовательным в  

йственных выводах. В виде иллюстрации сво-  

<и он сопоставляет два художественных впе-  

я: одно - которое произвело на него пение  

ю хоровода баб, величавших вышедшую замуж  

и другое - которое осталось у него от игры  

ного музыканта, исполнившего сонату Бетхо-  

/с 101. В пении баб выражалось такое опреде-  

увство радости, бодрости и энергии, что оно  

) заразило самого Толстого, и он пошел к до-  

m и веселый. С этой точки зрения песня баб  

настоящее искусство, которое передает опре-  

; и сильное чувство, и так как второе впечат-  

мнительно не содержало в себе такого явного  

1ИЯ, то он готов признать, что соната Бетхове-  

 

439  

 

на только неудачная попытка искусства, не содержа- j  

щая никакого определенного чувства и потому ничем 1  

не замечательная. Уже на этом примере совершенно  

очевидно, до каких нелепых выводов должен дойти .  

авто, когда он в основу понимания искусства поло-  

жит критерий заразительности. С этой точки зрения  

Бетховен не содержит никакого определенного чувст-  

ва, а пение баб элементарно и заразительно весело.  

Прав совершенно Ёвлахов, когда говорит, что если это  

так, <то самым <настоящим>, самым <истинным> ис-  

кусством нужно признать военную и бальную музыку,  

так как та и другая заражают еще более>. И Толстой  

последователен: он действительно наряду с народны-  

ми песнями признает в музыке лишь <марши и танцы  

разных композиторов> произведениями, <приближа-  

ющимися к требованиям всемирного искусства>. <Ес-  

ли бы Толстой сказал, что веселость баб привела его в  

хорошее настроение, то против этого положения ни-  

чего нельзя было бы возразить>, - справедливо заме-  

чает рецензент его статьи В.Г. Вальтер. <Это значило  

бы, что с помощью языка чувств, выразившегося в пе-  

нии баб (он мог бы выразиться и просто в орании, и,  

вероятно, так и было), Толстой заразился их веселос-  

тью. Но При чем тут искусство? Толстой не говорит,  

хорошо ли пели бабы, но неужели, если бы они не пе-  

ли, а просто весело галдели, стуча в косы, неужели их  

веселость была бы меньше заразительна, в особеннос-  

ти в день свадьбы дочери>.  

 

Нам думается, что если мы сравним по заразитель-  

ности обыкновенный крик ужаса и сильнейший ро-  

ман или трагедию, то произведение искусства не вы-  

держит этого сравнения, и очевидно, что надо привне-  

сти нечто еще иное к простой заразительности для то-  

.го, чтобы понять, что такое искусство. Очевидно,  

искусство производит какое-то другое впечатление, и  

В этом смысле очень прав Лонгин, который говорит:  

<Нужно тебе знать, что другое дело изображение у ора-  

тора и другое у поэта, а также, что цель изображения в  

поэзии - трепет, в прозе же - выразительность>. Вот  

 

440  

 

впет, который составляет цель поэзии, в отли-  

выразительности, равной заразительности, в  

11 не уловлен совершенно формулой Толстого.  

1, чтобы окончательно убедиться в том, что он  

t, нам следует обратиться к тому искусству, на  

feOH указывает, к искусству бальной и военной  

>, и посмотреть, является ли целью этого искус-  

ствительно простая заразительность или нет.  

кицкий полагает, что эстетика ошибается, когда  

1,что искусство имеет целью возбуждение толь-  

яических чувств. По его мнению, искусство вы-  

"Целый ряд общих эмоций, а эстетические эмо-  

WOT лишь декоративную роль. <Например, ис-  

воинственного периода народной жизни бы-  

испособлено главным образом к возбуждению  

веко-воинственных эмоциональных волнений  

роений. И теперь, например, военная музыка  

дует вовсе не для того, чтобы доставлять солда-  

?войне эстетические удовольствия, а для того,  

возбуждать и потенцировать воинственные  

и. Смысл средневекового искусства (не исклю-  

дьптуры и архитектуры) заключался главным  

в возбуждении возвышенно-религиозных  

Лирика, приспособлена к одним, сатира к  

1, драма и трагедия опять к иным сторонам на-  

1(>циональной психики и проч. и проч...>.  

>воря о том, что военная музыка на самой вой-  

<мя боя никаких воинственных эмоций не вы-  

Можно усомниться и в.том, что вообще вопрос  

вставлен правильно. Так, например, Овсянико-  

йский гораздо более прав, когда полагает, что  

вя лирика и музыка <подымает дух> войска,  

иевляет> на подвиг, но ведь они не разрешают-  

ой эмоцией или боевым аффектом. Они скорее  

<т и дисциплинируют боевой пыл, а кроме того,  

1вают взвинченную нервную систему и прого-  

Грах. Приободрять психику, успокаивать взбу-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 563
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь