|
Психология художественного творчестваIHHO. Сама красота определяет качество естест- IFO жизнетворчества. Все мировые законы эсте- 1: Без эликсира Прекрасного невозможна ни ус- 1ая психотерапия, ни эффективное преподава- 1ни любая другая деятельность человека. В йсе встречаются три Царства, построенные по 1И тем же канонам математически выверенной Вии. Человек находится в одновременной связи нией небесных сфер, пропорциями биологиче- груктур и гармонично устроенным внутренним геским миром. И лишь когда наше физическое гйие - интерьеры, ландшафты и тексты дефор- 1тся и деградируют, мы неизбежно оказываемся шками безобразия и дисгармонии. Тогда-то че- 1раболеваёт и душою, и телом. В нем, призван- ыть средоточием Космоса, Биоса и Психоса, вы- <ныхв согласии с канонами меры и пропорции, {ается связи, удерживающие мир от губящих все [диссонансов и несоответствий. В этом - одна еВных причин отчуждения человека от себе по- ре, разрыва отношений с живым миром и рас- >ния себя как целого. Именно сегодняшнее гла- )вание безобразия, нечуткости и профанации
433
- корень всего того, что нас так гнетет, что всем нам так не нравится.
Психологическая культура перво-наперво подразу- мевают продуманную и системную художественную воспитанность каждого из нас, ибо красота, воспри- нятая и осознанная, составляет единую основу жизни и духовности. Красота есть глубиннейшая ипостась самого бытия, корень сознания и фундамент всякого сотрудничества, вне которого немыслимо существова- ние целого. Культурность в известном смысле синони- мична художничествованию!
Во все времена искусство рассматривалось мудреца- ми как основа основ упорядочивания, охранения и ор- ганизации общественной жизни. Музыкой исцеляли человека. Роскошными гобеленами оздоравливали психическую атмосферу сумрачных залов средневеко- вых замков. Дивными ароматами пробуждали в душах возвышенные переживания. К примеру, в средневеко- вом Китае весьма весомым критерием определения ре- ального положения дел в той или иной провинции счи- талось состояние звучащей в ней музыки. Иной наме- стник мог поплатиться головой за то безобразие, кото- рое императорские инспектора усматривали в музыке, звучащей в управляемой им провинции. В связи с кри- зисом современного искусства, с пресловутыми пост- модернизмом и видеократией становится понятна та опасность, которой подвергается современная полити- ческая жизнь, а возможно и здоровье самих людей.
Разрушение красоты неизбежно ведет к гибели все- го живого. К сожалению, это вовсе не преувеличение. Нас губит именно властолюбие-и жадность, лживость и лень, злоба и тупость, глупость и зависть - не безо- бразно ли все это? Можно до хрипоты спорить о том, что первично - некрасивое или безнравственное, но то, что предметы эти теснейшим образом взаимосвя- заны, вряд ли кто-либо рискнет отрицать.
Все Наши творения, отношения и дети - плод на- шего собственного художничествования. Началом, ох- раняющим жизнь на планете, смело может быть назва- на присущая каждому из нас от рождения неутолимая
434
прекрасного. Красивое всегда и приятно и по- : Психотерапевтам известен нехитрый прием, >ствующий примирению невротика с самим со- ежащий в основе его исцеления. Возьмите дик- поудобнее расположитесь в кресле и, не торо- "<ни на что не отвлекаясь, отправьте звуковое ю себе самим. Говорите о чем угодно, ругайтесь, !ре, печальтесь и обвиняйте. Рано ли, поздно ли, Щиепременно выговоритесь, выплеснетесь, осво- """<сь. И затем, в спокойной обстановке прослуши- 1ись собственного голоса, вы не сможете не за- > того, что по приближении к завершению этого ого послания используемые Вами слова и выра- [.как бы сами собой будут становиться все более ж красивыми и приятными, а вибрации голоса помалу обретут гармоничную благозвучность. кдому из нас на протяжении всей жизни предо- 1<а возможность в любую минуту приняться за 1вние мира и приступить к оздоровлению самого . Красивое слово, прекрасная мысль, гармоничное че - перед нами открыты мириады возможнос- TiHHoro художничества. Важно только при этом ься самим собой. Почему-то многие считают, беднее непременно означает неконтролируемое ) эмоций, вульгарность помыслов и хаотич- 1явижений. Тот, кто так думает, попросту еще не Цбя, он просто не успел познакомиться с самим цИбо индивидуальность каждого из нас в суще- Вйоем прекрасна и восхитительна. Лишь неверие в рйэоязнь свободы закрывает многим из нас путь к >му творчеству собственной судьбы. гг, то там слышится: <Брось ты свои художест- > как все!> Но человек, по определению, не мо- т>.таким как все, он может быть.лишь в чем-то la кого-то. Человек, как целое, подобно горо- сотканный из противоречивых и разнопоряд- 1лементов, он неизменно является неповтори- "ивидуальностью. Важно только стараться об забывать, иллюзорно принимая ту или иную сть за общую картину своего индивидуального осмоса.
435
Истинный художник страдает, когда ему приходит- ся писать <под заказ>. Это безобразно в живописи и чудовищно в музыке, но в сто раз страшнее в художни- честве собственной жизни. И без того роботности вну- три нас более чем достаточно. Для того чтобы стать свободным и счастливым человеком, надлежит по- нять, что мы - вовсе нероботы, несмелые и чуткие художники. Такова единственная альтернатива всепо- глощающей жестокости машинной цивилизации. Ис- тинное творчество по определению интуитивно, ибо в художничестве своем человек черпает смыслы, формы и содержания, таящиеся в неведомых глубинах его собственной души. Художничеству нельзя научить, но ему можно позволить раскрыться и утвердиться пре- доставлением свободы и своевременной подачей доб- рого совета.
Вспоминается почти анекдотическая история, рас- сказанная мне одним из моих друзей художников. Об- ладая незаурядным талантом живописца, повинуясь глубинному нравственному наитию, после окончания средней школы он решил не тратить время на получе- ние так называемого высшего образования, которое в большинстве случаев не столько раскрывает талант, сколько создает все условия для его успешного зака- пывания. Как-то пришел он устраиваться на работу в реставрационное бюро. Предъявив свои картины и получив полное их одобрение, он вдруг удивленно столкнулся с вопросом своего будущего работодателя: <А диплом о высшем образовании у вас есть?> Ни- сколько не смутившись, он с печальной улыбкой на устах ответствовал: <Вы так ничего и не поняли. Я - Художник!>
Итак, красота - основа всего жизнеспособного и плодотворного в человеке. Поиски красоты тождест- венны поискам смысла, ибо реальное всегда красиво. При этом дар восприятия Прекрасного по значимости и высоте ни в чем не уступает дару творческого автор- ства. Духовность может быть определена как неистре- бимая тяга к гармонии - гармонии, не сводящейся к пошловатой псевдокрасивости творений поп-культу- ры, но понимаемой глубоко и широко. Разрушение же
436
неизбежно приводит к гибели всего живого амом человеке, так и вокруг него. ех на устах слова Ф.М. Достоевского и Н.К. Ре- щкрасоте, как единственной спасительнице мира. расоты немыслимо само существование челове- ибо дисгармоничное может быть понимаемо еступное в отношении законов природы, нару- jSKOTOpbix рано или-поздно карается. Нет нужды гь художничество лишь как создание живопис- потен или написание очередной прелюдии. присутствует и в работе опытного кулинара, и Честве ответственного журналиста, и в заботли- ,оде за смертельно больным человеком. К приме- <1тный психолог-консультант, признавая относи- сть личного мира каждого, прежде всего стре- 1-разыскать красоту во всем том психическом ма- 16, который в той или иной форме предъявляет ишедший за помощью человек. Лишь усмотрев чувствовав гармонию обозначенной проблемы, рог способен обнажить скрытые причины проис- 1го и терапевтически способствовать естествен- Цасширению поля сознания своего собеседника. 1>ненно важным нам представляется умение по- 1усматривать прекрасное. Предпосылки для раз- искусства такого взгляда на мир от рождения саждому. Разумеется, человека необходимо ува- 1ьно и заботливо пестовать, предоставляя ему Леность развития священного дара прекраснови- 10днако и сам он, стремясь улучшить собствен- Изнь и желая порадоваться окружающему суше- нию, должен развивать в себе этот дар. Сколь f слова <украшение> и <воскрешение>! И пусть и похвалой человеку отныне будут слова <ХУ- 1ИК!>, <МАСТАК!>, <МАСТЕР!>. мы все художники собственной жизни, и смыс- <скрешения человечества является предостав- 1 каждому из нас возможность стать Художника- Даром, один из философов Беларуси определил ie вида Homo sapiens - Homo pulcheris - Чело- прекрасный, и залог нашего будущего успеха в iix) мы всегда знаем, как стать красивее.
л.с. ВЫГОТСКИЙ ИСКУССТВО и жизнь
В каком отношении эстетическая реакция стоит ко всем остальным реакциям человека, как в свете этого понимания уясняется роль и значение искусства в об- щей системе поведения человека?
Мы знаем, что до сих пор на этот вопрос даются со- вершенно разные ответы и совершенно по-разному расценивается роль искусства, которая одними автора- ми сводится к величайшему достоинству, а другими - приравнивается к обыкновенной забаве и отдыху.
Совершенно понятно, что оценка искусства будет всякий раз стоять в прямой зависимости от того пси- хологического понимания, с которым мы к искусству подойдем. И если мы хотим решить вопрос о том, в ка- ком отношении находятся искусство и жизнь, если мы хотим поставить проблему искусства в плоскости при- кладной психологии, - мы должны вооружиться ка- ким-нибудь общетеоретическим взглядом, который позволил бы нам иметь твердую основу при решении этой задачи.
Первое и самое распространенное мнение, с кото- рым здесь приходится столкнуться исследователю, это мнение о том, что искусство будто бы заражает нас ка- кими-то чувствами и что оно основано на этом зара- жении. <Вот на этой-то способности людей заражать- ся чувствами других людей и основана деятельность искусства, - говорит Толстой.- ...Чувства, самые разнообразные, очень сильные и очень слабые, очень значительные и очень ничтожные, очень дурные и очень хорошие, если только они заражают читателя, зрителя, слушателя, составляют предмет искусства>.
Эта точка зрения сводит, таким образом, искусство к обыкновеннейшей эмоции и утверждает, что ника- кой существенной разницы между обыкновенным чувством и чувством, которое вызывает искусство, нет
438
едовательно, искусство есть простой резона- джель и передаточный аппарат для заражения и. Никакого специфического отличия у искус- 1а. потому оценка искусства и должна исходить ц случае из того же самого критерия, из кото- щдим мы, когда оцениваем всякое чувство. ро может быть дурно и хорошо, если оно зара- дурным или хорошим чувством; само по себе о как таковое не дурно и не хорошо, это толь- аувства, который приходится оценивать в за- и оттого, что на нем скажешь. Отсюда совер- гественно Толстой делал вывод, что искусст- шт оценке с общеморальной точки зрения, и ал как высокое и хорошее то искусство, кото- <валоего моральное одобрение, и возражал это, которое заключало в себе предосудитель- о точки зрения поступки. Многие критики Ятакие же выводы из его теории и расценивали произведение искусства с точки зрения того одержания, которое в нем заложено, и если ржание вызывало их одобрение, они относи- пвалой к художнику, и наоборот. Какова эти- а и эстетика - вот лозунг этой теории. бочайшую неправильность обнаружил сам 1,; когда попытался быть последовательным в йственных выводах. В виде иллюстрации сво- <и он сопоставляет два художественных впе- я: одно - которое произвело на него пение ю хоровода баб, величавших вышедшую замуж и другое - которое осталось у него от игры ного музыканта, исполнившего сонату Бетхо- /с 101. В пении баб выражалось такое опреде- увство радости, бодрости и энергии, что оно ) заразило самого Толстого, и он пошел к до- m и веселый. С этой точки зрения песня баб настоящее искусство, которое передает опре- ; и сильное чувство, и так как второе впечат- мнительно не содержало в себе такого явного 1ИЯ, то он готов признать, что соната Бетхове-
439
на только неудачная попытка искусства, не содержа- j щая никакого определенного чувства и потому ничем 1 не замечательная. Уже на этом примере совершенно очевидно, до каких нелепых выводов должен дойти . авто, когда он в основу понимания искусства поло- жит критерий заразительности. С этой точки зрения Бетховен не содержит никакого определенного чувст- ва, а пение баб элементарно и заразительно весело. Прав совершенно Ёвлахов, когда говорит, что если это так, <то самым <настоящим>, самым <истинным> ис- кусством нужно признать военную и бальную музыку, так как та и другая заражают еще более>. И Толстой последователен: он действительно наряду с народны- ми песнями признает в музыке лишь <марши и танцы разных композиторов> произведениями, <приближа- ющимися к требованиям всемирного искусства>. <Ес- ли бы Толстой сказал, что веселость баб привела его в хорошее настроение, то против этого положения ни- чего нельзя было бы возразить>, - справедливо заме- чает рецензент его статьи В.Г. Вальтер. <Это значило бы, что с помощью языка чувств, выразившегося в пе- нии баб (он мог бы выразиться и просто в орании, и, вероятно, так и было), Толстой заразился их веселос- тью. Но При чем тут искусство? Толстой не говорит, хорошо ли пели бабы, но неужели, если бы они не пе- ли, а просто весело галдели, стуча в косы, неужели их веселость была бы меньше заразительна, в особеннос- ти в день свадьбы дочери>.
Нам думается, что если мы сравним по заразитель- ности обыкновенный крик ужаса и сильнейший ро- ман или трагедию, то произведение искусства не вы- держит этого сравнения, и очевидно, что надо привне- сти нечто еще иное к простой заразительности для то- .го, чтобы понять, что такое искусство. Очевидно, искусство производит какое-то другое впечатление, и В этом смысле очень прав Лонгин, который говорит: <Нужно тебе знать, что другое дело изображение у ора- тора и другое у поэта, а также, что цель изображения в поэзии - трепет, в прозе же - выразительность>. Вот
440
впет, который составляет цель поэзии, в отли- выразительности, равной заразительности, в 11 не уловлен совершенно формулой Толстого. 1, чтобы окончательно убедиться в том, что он t, нам следует обратиться к тому искусству, на feOH указывает, к искусству бальной и военной >, и посмотреть, является ли целью этого искус- ствительно простая заразительность или нет. кицкий полагает, что эстетика ошибается, когда 1,что искусство имеет целью возбуждение толь- яических чувств. По его мнению, искусство вы- "Целый ряд общих эмоций, а эстетические эмо- WOT лишь декоративную роль. <Например, ис- воинственного периода народной жизни бы- испособлено главным образом к возбуждению веко-воинственных эмоциональных волнений роений. И теперь, например, военная музыка дует вовсе не для того, чтобы доставлять солда- ?войне эстетические удовольствия, а для того, возбуждать и потенцировать воинственные и. Смысл средневекового искусства (не исклю- дьптуры и архитектуры) заключался главным в возбуждении возвышенно-религиозных Лирика, приспособлена к одним, сатира к 1, драма и трагедия опять к иным сторонам на- 1(>циональной психики и проч. и проч...>. >воря о том, что военная музыка на самой вой- <мя боя никаких воинственных эмоций не вы- Можно усомниться и в.том, что вообще вопрос вставлен правильно. Так, например, Овсянико- йский гораздо более прав, когда полагает, что вя лирика и музыка <подымает дух> войска, иевляет> на подвиг, но ведь они не разрешают- ой эмоцией или боевым аффектом. Они скорее <т и дисциплинируют боевой пыл, а кроме того, 1вают взвинченную нервную систему и прого- Грах. Приободрять психику, успокаивать взбу- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|