Психология художественного творчества



51 страница


торой дал высшее выражение Шиллер. Эта теория ис-  

кусства как игры имеет то существенное против себя  

возражение, что она никак не позволяет нам понять  

искусство как творческий акт и что она сводит искус-  

ство к биологической функции упражнения органов,  

то есть в конечном счете к чрезвычайно незначитель-  

ному у взрослого человека фкту. Гораздо сильнее все  

те теории, которые показывают, что искусство есть не-  

обходимый разряд нервной энергии и сложный прием  

уравновешивания организма и среды в критические  

минуты нашего поведения. Только в критических точ-  

ках нашего пути мы обращаемся к искусству, и это  

позволяет нам понять, почему предложенная нами  

формула раскрывает искусство именно как творчес-  

кий акт. Для нас совершенно понятно, если мы глядим  

на искусство как на катарсис, что искусство не может  

 

450  

 

Дунуть там, где есть просто живое и яркое чувст-  

ве самое искреннее чувство само по себе не в со-  

пи создать искусство. И для этого ему не хватает  

""то техники и мастерства, потому что даже чув-  

лраженное техникой, никогда не создает ни ли-  

ого стихотворения, ни музыкальной симфо-  

пятого и другого необходим еще и творческий  

"одоления этого чувства, его разрешения, побе-  

1.НИМ, и только когда этот акт является налицо,  

ь.тогда осуществляется искусство. Вот почему и  

<ятие искусства требует творчества, потому что  

восприятия искусства недостаточно просто ис-  

? пережить то чувство, которое владело автором,  

Этично разобраться и в структуре самого произ-  

кй- необходимо еще творчески преодолеть свое  

нное чувство, найти его катарсис, и только тог-  

""вие искусства скажется сполна.  

 

ВЫГОТСКИЙ Л.С. Психология искусства. -  

М., 1986, С.301-313.  

 

Б.Г. АНАНЬЕВ  

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА  

 

Несмотря на огромную популярность искусства,  

-оказалось, что психологические закономерности его  

исследованы совершенно недостаточно.  

 

Единственная отечественная работа в этой области  

<Психология искусства> Л.С. Выготского - исследо-  

вание, которое, на мой взгляд, не раскрывает глубоко  

даже закономерности процесса литературного творче-  

ства. Выготский - прекрасный психолог, однако в на-  

званной выше работе он совершенно игнорирует лич-  

ностный принцип при исследовании закономернос-  

тей психологии искусства. Между тем психологии ис-  

кусства не может быть без анализа личности творца.  

 

Кроме того, основная модель искусства для Выгот-  

ского - литература, в большей степени даже художе-  

ственная проза. Бесспорно, литература - наиболее  

благодатный материал для психологического анализа,  

наиболее понятный вид искусства с точки зрения рас-  

смотрения психологических механизмов творчества.  

 

Но есть искусства, которые более <непонятны> и  

трудны для психологического изучения. На мой  

взгляд,- музыкальное творчество намного сложнее.  

Массу психологических парадоксов ставит проблема  

сценического переживания актера. У театральной  

психологии много граней соприкосновения с психо-  

логией литературного творчества, однако мир театра  

несравненно сложнее для психологического анализа,  

чем мир литературы. Или различные формы изобрази-  

тельной деятельности, отражающие глубокие корни  

человеческого сознания. Все эти виды деятельности.  

мало изучены психологией.  

 

Нужна психология искусств, а затем психология  

искусства (конкретного). Психология искусств при-  

звана установить наиболее общие закономерности ]  

всех видов художественной деятельности, раскрыть  

механизмы становления личности человека-творца, j  

 

452  

 

ализировать различные формы воздействия ис-  

1 на человека.  

 

ме время - самая значительная эпоха в разви-  

уки. Это гигантский рост научной информации,  

я научная революция, интеграция наук, изуча-  

одну и ту же группу явлений, и глубинная опе-  

рация, дифференциация различных научных на-  

>ний. Нечто сходное происходит и с искусством.  

1сны дискуссии о прогрессе науки в сравнении с  

gTBOM. Искусство способно идти за лаукой. С ис-  

Й>М происходит то же самое, что и с наукой. С  

стороны, дифференциация, специализация,  

рние новых видов искусств (кинематография,  

1вние, новые средства построения в живописи,  

ауре, калейдовизия, электронная, музыка), с  

i- интеграция систем различных искусств.  

ременный спектакль (оперный, драматичес-  

? синтез многих искусств. Появляются новые  

i жанры искусства, совершенствуются формы  

(тонирования сценических искусств под влия-  

хнических средств.  

 

fpecc в современной архитектуре или в совре-  

й литературе связан также с развитием многих  

искусств.  

 

3 году при Ленинградском отделении Союза  

яей была создана Комиссия по взаимосвязям  

пуры, искусства и науки, в 1967 г. в Научном со-  

истории мировой культуры Академии наук  

й>1ла организована постоянная Комиссия ком-  

IOTO изучения художественного творчества для  

рИации исследований в этой области и разра-  

рворетических проблем. Благодаря инициативе  

ателя Комиссии профессора Б.С. Мейлаха по-  

Дпроводятся симпозиумы, посвященные пси-  

Вйтворчества. Именно на симпозиумах, объеди-  

К-ученых и деятелей искусства, возникла стро-  

ка площадка нового научного направления,  

"ивного, современного, сближающего науку и  

о. Применение в науке и искусстве киберне-  

принципов не менее важно, чем их объеди-  

 

453  

 

нение и сближение. Безусловно, объединение и сбли-  

жение не могут быть абсолютными. При стирании  

граней между наукой и искусством последнее потеря-  

ет свою специфику. А без искусства человеческая  

жизнь невозможна.  

 

Благодаря чему возможно сближение не только на-  

уки и искусства, но и различных искусств?  

 

Проблема взаимодействия, интеграции искусств  

имеет самое непосредственное отношение к психоло-  

гии искусств.  

 

На мой взгляд, такое сближение возможно благода-  

ря тому, что оно соответствует природе человеческой  

личности.  

 

Художественная одаренность именно такова, что  

она предполагает готовность человека к разным видам  

художественной деятельности. Первичная нерасчле-  

ненность художественной одаренности - предпосыл-  

ка для формирования специальных художественных  

способностей. Интереснейшие взаимосвязи художе-  

ственных способностей в творческом процессе круп-  

ных деятелей искусства обнаружены В.Л.Дранковым.  

Многие писатели и поэты в критические моменты  

<решали> творческие проблемы не литературным, а  

графическим способом. У одних это схема, у других -  

рисунок, у третьих - жанровая сценка, у четвертых -  

пейзаж. Очень своеобразна линия взаимодействия ли-  

тературного и изобразительного в творческой деятель-  

ности Пушкина, Лермонтова. Как показал Дранков,  

различные формы взаимодействия литературных и  

изобразительных способностей Пушкина и Лермон-  

това обусловливались особенностями их творческого  

метода. Пушкин передавал идеи в образной, живопис-  

но-пластической форме. Для Лермонтова, склонного  

к рефлексии, характерны аналитические формы мыш-  

ления. Изобразительные способности Пушкина явля-  

лись творческой потенцией его таланта и формирова-  

лись параллельно с литературным творчеством. Изоб-  

разительная деятельность Лермонтова развивалась от-  

носительно самостоятельно. Этюды, рисунки,  

зарисовки Пушкина предваряли воплощение образ-  

 

454  

 

психологического содержания поэтического  

iny Пушкина можно проследить связь образа и  

рисунках. Изобразительное творчество Лер-  

"- великолепная <экспериментальная лабора-  

еэта. Прекрасные написанные маслом карти-  

<ящиеся в Пушкинском доме, отражают не  

юдели для литературного изображения, но и  

Щбудущего метода литературного творчества.  

"жой живописи нет имени Лермонтова. Вина в  

1 художников, и <ученых сектантов>. Картины  

рова, на мой взгляд, являются творениями  

ионального художника.  

ько Лермонтов и Пушкин обладали много-  

йм талантом. Могу без преувеличения за-  

зо каждый пятый выдающийся писатель, поэт  

1ря к живописи, рисованию, скульптуре: Гей-  

Гюго, Достоевский, Есенин, Маяковский,  

IH, Мюссе, Одоевский, По, Тагор, Твен, А.  

Л. Толстой, Тургенев, Уайльд, Шевченко,  

мбург и многие другие.  

ительный художник Чюрленис был прекрас-  

позитором. Картина <Колокол> - увекове-  

дерть, подземное звучание низких тонов.  

ьтура, ни жанр, ни направление в искусстве  

t на многостороннее развитие таланта. Это в  

тередь связано с природой человека, с исто-  

эазвития.  

 

1мся к возрастной психологии. Какие виды  

энного творчества доминируют у детей в он-  

Статистика, частотный анализ свидетельст-  

> раньше всего формируются способности к  

йческой деятельности (психомоторика), не-  

юзже - способности музыкальные. Бесспор-  

15 музыкальные способности - редкое даро-  

<солютный слух не характерен для большин-  

8й. Более частое явление - изобразительное  

ю. Акварель, аппликация, лепка - каждый в  

впекается этим. Сейчас во многих странах  

шизуются международные выставки детско-  

зительного творчества, общество проявляет  

 

455  

 

особую заботу о развитии изобразительных способно-  

стей ребенка. Очень много детей рисует, но очень ма-  

ло тех, кто продолжает рисовать, когда сензитивныц  

период завершается, очень мало тех ребят, которые хо-  

тят быть профессиональными художниками, хотя  

могли бы ими стать.  

 

Если сравнить подростка с 6-7-летним ребенком,  

оказывается: в 15-летнем возрасте в 2-3 раза меньше  

лиц, увлекающихся этим видом художественного  

творчества.  

 

Если допустить, с известными оговорками, что сце-  

ническая игра, артистическое творчество есть продол-  

жение детской игры, а развитие артистических спо-  

собностей в какой-то степени должно подготавли-  

ваться в игровой деятельности, то можно было бы  

предполагать в зрелом возрасте наличие значительно-  

го числа лиц с развитыми актерскими способностями.  

Однако с возрастом значительно уменьшается круг  

людей, способных от природы производить сценичес-  

кие действия.  

 

С литературным творчеством происходит обратное:  

очень мало детей, сочиняющих стихи в 4-5-летнем  

возрасте. То, что ребенок делает с речью в возрасте от  

2 до 5-7 лет, не считается проявлением литературных  

способностей. Нет этого и в 7-8-летнём возрасте. А за-  

-тем -~ резкий сдвиг: каждый третий подросток пишет  

стихи, очерки, ведет дневник, обнаруживает склонно-  

сти к продуктивной работе в том или ином жанре ли-  

тературного творчества.  

 

В начале 30-х гг. под эгидой Союза писателей СССР  

было проведено изучение литературного творчества  

детей и подростков путем организации конкурсов че-  

рез журналы. Оказалось: каждый из юных литерато-  

ров-победителей имел некоторый литературный опыт,  

оригинальный словарь, воплощенный в образной ре-  

чи. Самыми популярными кружками в то время были  

кружки литературного творчества.  

 

Однако с возрастом потребность в литературном  

творчестве, так же как и в изобразительном, утрачива-  

ется..А что происходит со способностями? Они не те-  

 

456  

 

Ц. Литературное творчество - это не только ху-  

1венная деятельность, это канал скрытого раз-  

Многих других видов творчества, важный инст-  

1формирования общей одаренности человека.  

юособности к литературному творчеству и не  

даются в талант, они все-таки <работают> на  

ование личности, образного мышления.  

зная речь, способности к перевоплощению,  

1.через канал литературного перевоплощения,  

1театральному, кинематографическому творче-  

рочки зрения теории развития личность в про-  

йадиализаиии проходит разные циклы творчес-  

га, соответствующие разным видам деятельно-  

эти виды деятельности не становятся веду-  

ответствующие способности формируются.  

? место занимает музыкальное искусство, на-  

лоциональное по силе воздействия на челове-  

.. Выготского HQT ни слова о музыке. Но я ду-  

Лхологии искусств без музыки не существует.  

ракая область художественной деятельности,  

рв наибольшей степени управляема, хотя меха-  

1равления очень сложен. Эмоциональное воз-  

Ц музыки таково, что вызывает у многих людей  

рши. На многих людей действует только такая  

которая стимулирует работу представлений.  

1>лния, блеск, гром, высочайшие проявления  

все это человек видит и слышит в музыке. А  

?с теми, кто не видит этого, а эмоционально  

г на музыку на грани истерической реакции,  

юго состояния? Слышимая музыка у многих  

г все другое.  

 

йчески оказывается: те, кого можно считать  

иональными музыкантами, а также люди с хо-  

зыкальной подготовкой воспринимают му-  

яионально, чувствуя то или иное настроение  

атывая никаких зрительных ассоциаций. Бо-  

..Зрительные ассоциации иногда им мешают.  

Щьныелюди переживают движение в музыке,  

1<К)нальность. Многие тяготеют к графическо-  

Йщению музыкального звуковедения, возмож-  

 

457  

 

но, это связано с графическим воплощением карт-цц  

Цвет и музыка - явления столь же близкие, как рит)  

и графика. Основоположник идей световой музыки /  

Скрябин был убежден в возможности успешного р{  

шения проблемы цветового транспонирования музыа  

кальных эмоций. Почему многие попытки перевод  

музыкального языка на язык цвета заканчиваются неЛ  

удачей? Потому что для многих инженеров, занимаю-  

щихся этим вопросом, музыка - набор цветов, за ко  

торым не видно структуры. Какова природа адекват-1  

ных зрительно-слуховых координаций, синестезий?  

Они в первую очередь связаны с типологическими  

особенностями человека и не детерминированы ни ха<1  

рактером деятельности, ни свойствами музыки, "i  

 

Чрезвычайно интересная проблема для психологии  

искусств, а также для музыкальной психологии - про-  

блема взаимосвязи речи и музыки. Бесспорно, истоки 1  

музыкального искусства связаны с развитием речи,  

языка. Первоначально появилось пение, вокальное  

искусство, затем игра на ударных и других инструмен-  

тах. Вокальное искусство по праву занимает особое)!  

место в музыке. Оно как наиболее синтетический и  

<коммуникабельный> жанр испытывает в большой!  

степени все плюсы и минусы современных массовых j  

цивилизаций. Субпродукт вокального творчества -  

плохая эстрада, представленная так называемыми  

ВИД (вокально-инструментальными ансамблями), - 1  

опасен не только для художественного вкуса, но и для  

самого вокального искусства. Вокальное искусство;  

должно изучаться не только музыкальной психологи-  

ей, но и психологией социальной, так как этот вид ис-  

кусства и творчества находится в функциональной за- ,  

висимости от социально-психологической природы  

общества. Связь музыки и речи здесь в первую очередь  

определяется характером коммуникации. Цепочку j  

взаимосвязей речи и музыки следует изучить на мате-j  

риале анализа всех жанров музыки. Именно речь дает  

возможность адекватно выразить характер, фабулу,  

программу о музыке.  

 

458  

 

>ь, являясь мощной силой в развитии раз-  

>екусств, соединяясь с музыкой в единое  

дят к возникновению уникального син-  

> жанра - оперы, которая не обходится ни  

изосновных искусств.  

взаимосвязи речи и музыки имеет много  

дровней психологического анализа.  

Интереснейших вопросов - вопрос о ней-  

<ческой природе речевого и музыкального  

 

ого развития характерно единство речево-  

?чевой моторики (артикуляционный меха-  

То и другое локализуется в левом полуша-  

ализация речевого слуха ярко выражена и у  

игательная асимметрия, оказывается, не иг-  

Гвенной роли. Левое полушарие через спе-  

одостигает уникального уровня развития.  

рке механизм музыкального слуха? Приведу  

(яьный факт: много лет назад ко мне обрати-  

мой военной организации за консультацией  

отбора радистов в специальную школу. Ока-  

i проверке: великолепные музыканты были  

Цыми радистами, хотя обладали прекрасным  

ITMOM. Почему? Дело в том, что для срочной  

ia микросигнал важен не музыкальный слух,  

1-  

 

зм музыкального слуха связан с деятельнос-  

ти полушария -правого. Клинические ис-  

ая свидетельствуют о том, что нарушение слу-  

1)ференцировок, различения высоты звуков  

повреждением правого полушария. Иначе  

возговой субстрат речевого и музыкального  

дин, для эффективного развития обоих видов  

5ходима совместная деятельность двух полу-  

го происходит, если усиленно развивается  

1 полушарие? Музыкальных слух, как извест-  

не у всех и, на мой взгляд, одна из причин  

ормозящее влияние со стороны речевого слу-  

и парадоксально, высокое развитие речи мо-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 668
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Психология художественного творчества » 40 страница
  • Психология художественного творчества » 27 страница
  • Психология художественного творчества » 28 страница
  • Психология художественного творчества » 29 страница
  • Психология художественного творчества » 30 страница
  • Психология художественного творчества » 31 страница
  • Психология художественного творчества » 32 страница
  • Психология художественного творчества » 33 страница
  • Психология художественного творчества » 34 страница
  • Психология художественного творчества » 35 страница
  • Психология художественного творчества » 36 страница
  • Психология художественного творчества » 37 страница
  • Психология художественного творчества » 38 страница
  • Психология художественного творчества » 39 страница
  • Психология художественного творчества » 26 страница
  • Психология художественного творчества » 41 страница
  • Психология художественного творчества » 42 страница
  • Психология художественного творчества » 43 страница
  • Психология художественного творчества » 44 страница
  • Психология художественного творчества » 45 страница
  • Психология художественного творчества » 46 страница
  • Психология художественного творчества » 47 страница
  • Психология художественного творчества » 48 страница
  • Психология художественного творчества » 49 страница
  • Психология художественного творчества » 50 страница
  • Психология художественного творчества » 52 страница
  • Психология художественного творчества » 13 страница
  • Психология художественного творчества » 1 страница
  • Психология художественного творчества » 2 страница
  • Психология художественного творчества » 3 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь