Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Психология художественного творчестваторой дал высшее выражение Шиллер. Эта теория ис- кусства как игры имеет то существенное против себя возражение, что она никак не позволяет нам понять искусство как творческий акт и что она сводит искус- ство к биологической функции упражнения органов, то есть в конечном счете к чрезвычайно незначитель- ному у взрослого человека фкту. Гораздо сильнее все те теории, которые показывают, что искусство есть не- обходимый разряд нервной энергии и сложный прием уравновешивания организма и среды в критические минуты нашего поведения. Только в критических точ- ках нашего пути мы обращаемся к искусству, и это позволяет нам понять, почему предложенная нами формула раскрывает искусство именно как творчес- кий акт. Для нас совершенно понятно, если мы глядим на искусство как на катарсис, что искусство не может
450
Дунуть там, где есть просто живое и яркое чувст- ве самое искреннее чувство само по себе не в со- пи создать искусство. И для этого ему не хватает ""то техники и мастерства, потому что даже чув- лраженное техникой, никогда не создает ни ли- ого стихотворения, ни музыкальной симфо- пятого и другого необходим еще и творческий "одоления этого чувства, его разрешения, побе- 1.НИМ, и только когда этот акт является налицо, ь.тогда осуществляется искусство. Вот почему и <ятие искусства требует творчества, потому что восприятия искусства недостаточно просто ис- ? пережить то чувство, которое владело автором, Этично разобраться и в структуре самого произ- кй- необходимо еще творчески преодолеть свое нное чувство, найти его катарсис, и только тог- ""вие искусства скажется сполна.
ВЫГОТСКИЙ Л.С. Психология искусства. - М., 1986, С.301-313.
Б.Г. АНАНЬЕВ ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА
Несмотря на огромную популярность искусства, -оказалось, что психологические закономерности его исследованы совершенно недостаточно.
Единственная отечественная работа в этой области <Психология искусства> Л.С. Выготского - исследо- вание, которое, на мой взгляд, не раскрывает глубоко даже закономерности процесса литературного творче- ства. Выготский - прекрасный психолог, однако в на- званной выше работе он совершенно игнорирует лич- ностный принцип при исследовании закономернос- тей психологии искусства. Между тем психологии ис- кусства не может быть без анализа личности творца.
Кроме того, основная модель искусства для Выгот- ского - литература, в большей степени даже художе- ственная проза. Бесспорно, литература - наиболее благодатный материал для психологического анализа, наиболее понятный вид искусства с точки зрения рас- смотрения психологических механизмов творчества.
Но есть искусства, которые более <непонятны> и трудны для психологического изучения. На мой взгляд,- музыкальное творчество намного сложнее. Массу психологических парадоксов ставит проблема сценического переживания актера. У театральной психологии много граней соприкосновения с психо- логией литературного творчества, однако мир театра несравненно сложнее для психологического анализа, чем мир литературы. Или различные формы изобрази- тельной деятельности, отражающие глубокие корни человеческого сознания. Все эти виды деятельности. мало изучены психологией.
Нужна психология искусств, а затем психология искусства (конкретного). Психология искусств при- звана установить наиболее общие закономерности ] всех видов художественной деятельности, раскрыть механизмы становления личности человека-творца, j
452
ализировать различные формы воздействия ис- 1 на человека.
ме время - самая значительная эпоха в разви- уки. Это гигантский рост научной информации, я научная революция, интеграция наук, изуча- одну и ту же группу явлений, и глубинная опе- рация, дифференциация различных научных на- >ний. Нечто сходное происходит и с искусством. 1сны дискуссии о прогрессе науки в сравнении с gTBOM. Искусство способно идти за лаукой. С ис- Й>М происходит то же самое, что и с наукой. С стороны, дифференциация, специализация, рние новых видов искусств (кинематография, 1вние, новые средства построения в живописи, ауре, калейдовизия, электронная, музыка), с i- интеграция систем различных искусств. ременный спектакль (оперный, драматичес- ? синтез многих искусств. Появляются новые i жанры искусства, совершенствуются формы (тонирования сценических искусств под влия- хнических средств.
fpecc в современной архитектуре или в совре- й литературе связан также с развитием многих искусств.
3 году при Ленинградском отделении Союза яей была создана Комиссия по взаимосвязям пуры, искусства и науки, в 1967 г. в Научном со- истории мировой культуры Академии наук й>1ла организована постоянная Комиссия ком- IOTO изучения художественного творчества для рИации исследований в этой области и разра- рворетических проблем. Благодаря инициативе ателя Комиссии профессора Б.С. Мейлаха по- Дпроводятся симпозиумы, посвященные пси- Вйтворчества. Именно на симпозиумах, объеди- К-ученых и деятелей искусства, возникла стро- ка площадка нового научного направления, "ивного, современного, сближающего науку и о. Применение в науке и искусстве киберне- принципов не менее важно, чем их объеди-
453
нение и сближение. Безусловно, объединение и сбли- жение не могут быть абсолютными. При стирании граней между наукой и искусством последнее потеря- ет свою специфику. А без искусства человеческая жизнь невозможна.
Благодаря чему возможно сближение не только на- уки и искусства, но и различных искусств?
Проблема взаимодействия, интеграции искусств имеет самое непосредственное отношение к психоло- гии искусств.
На мой взгляд, такое сближение возможно благода- ря тому, что оно соответствует природе человеческой личности.
Художественная одаренность именно такова, что она предполагает готовность человека к разным видам художественной деятельности. Первичная нерасчле- ненность художественной одаренности - предпосыл- ка для формирования специальных художественных способностей. Интереснейшие взаимосвязи художе- ственных способностей в творческом процессе круп- ных деятелей искусства обнаружены В.Л.Дранковым. Многие писатели и поэты в критические моменты <решали> творческие проблемы не литературным, а графическим способом. У одних это схема, у других - рисунок, у третьих - жанровая сценка, у четвертых - пейзаж. Очень своеобразна линия взаимодействия ли- тературного и изобразительного в творческой деятель- ности Пушкина, Лермонтова. Как показал Дранков, различные формы взаимодействия литературных и изобразительных способностей Пушкина и Лермон- това обусловливались особенностями их творческого метода. Пушкин передавал идеи в образной, живопис- но-пластической форме. Для Лермонтова, склонного к рефлексии, характерны аналитические формы мыш- ления. Изобразительные способности Пушкина явля- лись творческой потенцией его таланта и формирова- лись параллельно с литературным творчеством. Изоб- разительная деятельность Лермонтова развивалась от- носительно самостоятельно. Этюды, рисунки, зарисовки Пушкина предваряли воплощение образ-
454
психологического содержания поэтического iny Пушкина можно проследить связь образа и рисунках. Изобразительное творчество Лер- "- великолепная <экспериментальная лабора- еэта. Прекрасные написанные маслом карти- <ящиеся в Пушкинском доме, отражают не юдели для литературного изображения, но и Щбудущего метода литературного творчества. "жой живописи нет имени Лермонтова. Вина в 1 художников, и <ученых сектантов>. Картины рова, на мой взгляд, являются творениями ионального художника. ько Лермонтов и Пушкин обладали много- йм талантом. Могу без преувеличения за- зо каждый пятый выдающийся писатель, поэт 1ря к живописи, рисованию, скульптуре: Гей- Гюго, Достоевский, Есенин, Маяковский, IH, Мюссе, Одоевский, По, Тагор, Твен, А. Л. Толстой, Тургенев, Уайльд, Шевченко, мбург и многие другие. ительный художник Чюрленис был прекрас- позитором. Картина <Колокол> - увекове- дерть, подземное звучание низких тонов. ьтура, ни жанр, ни направление в искусстве t на многостороннее развитие таланта. Это в тередь связано с природой человека, с исто- эазвития.
1мся к возрастной психологии. Какие виды энного творчества доминируют у детей в он- Статистика, частотный анализ свидетельст- > раньше всего формируются способности к йческой деятельности (психомоторика), не- юзже - способности музыкальные. Бесспор- 15 музыкальные способности - редкое даро- <солютный слух не характерен для большин- 8й. Более частое явление - изобразительное ю. Акварель, аппликация, лепка - каждый в впекается этим. Сейчас во многих странах шизуются международные выставки детско- зительного творчества, общество проявляет
455
особую заботу о развитии изобразительных способно- стей ребенка. Очень много детей рисует, но очень ма- ло тех, кто продолжает рисовать, когда сензитивныц период завершается, очень мало тех ребят, которые хо- тят быть профессиональными художниками, хотя могли бы ими стать.
Если сравнить подростка с 6-7-летним ребенком, оказывается: в 15-летнем возрасте в 2-3 раза меньше лиц, увлекающихся этим видом художественного творчества.
Если допустить, с известными оговорками, что сце- ническая игра, артистическое творчество есть продол- жение детской игры, а развитие артистических спо- собностей в какой-то степени должно подготавли- ваться в игровой деятельности, то можно было бы предполагать в зрелом возрасте наличие значительно- го числа лиц с развитыми актерскими способностями. Однако с возрастом значительно уменьшается круг людей, способных от природы производить сценичес- кие действия.
С литературным творчеством происходит обратное: очень мало детей, сочиняющих стихи в 4-5-летнем возрасте. То, что ребенок делает с речью в возрасте от 2 до 5-7 лет, не считается проявлением литературных способностей. Нет этого и в 7-8-летнём возрасте. А за- -тем -~ резкий сдвиг: каждый третий подросток пишет стихи, очерки, ведет дневник, обнаруживает склонно- сти к продуктивной работе в том или ином жанре ли- тературного творчества.
В начале 30-х гг. под эгидой Союза писателей СССР было проведено изучение литературного творчества детей и подростков путем организации конкурсов че- рез журналы. Оказалось: каждый из юных литерато- ров-победителей имел некоторый литературный опыт, оригинальный словарь, воплощенный в образной ре- чи. Самыми популярными кружками в то время были кружки литературного творчества.
Однако с возрастом потребность в литературном творчестве, так же как и в изобразительном, утрачива- ется..А что происходит со способностями? Они не те-
456
Ц. Литературное творчество - это не только ху- 1венная деятельность, это канал скрытого раз- Многих других видов творчества, важный инст- 1формирования общей одаренности человека. юособности к литературному творчеству и не даются в талант, они все-таки <работают> на ование личности, образного мышления. зная речь, способности к перевоплощению, 1.через канал литературного перевоплощения, 1театральному, кинематографическому творче- рочки зрения теории развития личность в про- йадиализаиии проходит разные циклы творчес- га, соответствующие разным видам деятельно- эти виды деятельности не становятся веду- ответствующие способности формируются. ? место занимает музыкальное искусство, на- лоциональное по силе воздействия на челове- .. Выготского HQT ни слова о музыке. Но я ду- Лхологии искусств без музыки не существует. ракая область художественной деятельности, рв наибольшей степени управляема, хотя меха- 1равления очень сложен. Эмоциональное воз- Ц музыки таково, что вызывает у многих людей рши. На многих людей действует только такая которая стимулирует работу представлений. 1>лния, блеск, гром, высочайшие проявления все это человек видит и слышит в музыке. А ?с теми, кто не видит этого, а эмоционально г на музыку на грани истерической реакции, юго состояния? Слышимая музыка у многих г все другое.
йчески оказывается: те, кого можно считать иональными музыкантами, а также люди с хо- зыкальной подготовкой воспринимают му- яионально, чувствуя то или иное настроение атывая никаких зрительных ассоциаций. Бо- ..Зрительные ассоциации иногда им мешают. Щьныелюди переживают движение в музыке, 1<К)нальность. Многие тяготеют к графическо- Йщению музыкального звуковедения, возмож-
457
но, это связано с графическим воплощением карт-цц Цвет и музыка - явления столь же близкие, как рит) и графика. Основоположник идей световой музыки / Скрябин был убежден в возможности успешного р{ шения проблемы цветового транспонирования музыа кальных эмоций. Почему многие попытки перевод музыкального языка на язык цвета заканчиваются неЛ удачей? Потому что для многих инженеров, занимаю- щихся этим вопросом, музыка - набор цветов, за ко торым не видно структуры. Какова природа адекват-1 ных зрительно-слуховых координаций, синестезий? Они в первую очередь связаны с типологическими особенностями человека и не детерминированы ни ха<1 рактером деятельности, ни свойствами музыки, "i
Чрезвычайно интересная проблема для психологии искусств, а также для музыкальной психологии - про- блема взаимосвязи речи и музыки. Бесспорно, истоки 1 музыкального искусства связаны с развитием речи, языка. Первоначально появилось пение, вокальное искусство, затем игра на ударных и других инструмен- тах. Вокальное искусство по праву занимает особое)! место в музыке. Оно как наиболее синтетический и <коммуникабельный> жанр испытывает в большой! степени все плюсы и минусы современных массовых j цивилизаций. Субпродукт вокального творчества - плохая эстрада, представленная так называемыми ВИД (вокально-инструментальными ансамблями), - 1 опасен не только для художественного вкуса, но и для самого вокального искусства. Вокальное искусство; должно изучаться не только музыкальной психологи- ей, но и психологией социальной, так как этот вид ис- кусства и творчества находится в функциональной за- , висимости от социально-психологической природы общества. Связь музыки и речи здесь в первую очередь определяется характером коммуникации. Цепочку j взаимосвязей речи и музыки следует изучить на мате-j риале анализа всех жанров музыки. Именно речь дает возможность адекватно выразить характер, фабулу, программу о музыке.
458
>ь, являясь мощной силой в развитии раз- >екусств, соединяясь с музыкой в единое дят к возникновению уникального син- > жанра - оперы, которая не обходится ни изосновных искусств. взаимосвязи речи и музыки имеет много дровней психологического анализа. Интереснейших вопросов - вопрос о ней- <ческой природе речевого и музыкального
ого развития характерно единство речево- ?чевой моторики (артикуляционный меха- То и другое локализуется в левом полуша- ализация речевого слуха ярко выражена и у игательная асимметрия, оказывается, не иг- Гвенной роли. Левое полушарие через спе- одостигает уникального уровня развития. рке механизм музыкального слуха? Приведу (яьный факт: много лет назад ко мне обрати- мой военной организации за консультацией отбора радистов в специальную школу. Ока- i проверке: великолепные музыканты были Цыми радистами, хотя обладали прекрасным ITMOM. Почему? Дело в том, что для срочной ia микросигнал важен не музыкальный слух, 1-
зм музыкального слуха связан с деятельнос- ти полушария -правого. Клинические ис- ая свидетельствуют о том, что нарушение слу- 1)ференцировок, различения высоты звуков повреждением правого полушария. Иначе возговой субстрат речевого и музыкального дин, для эффективного развития обоих видов 5ходима совместная деятельность двух полу- го происходит, если усиленно развивается 1 полушарие? Музыкальных слух, как извест- не у всех и, на мой взгляд, одна из причин ормозящее влияние со стороны речевого слу- и парадоксально, высокое развитие речи мо- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|