Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Психология художественного творчестваэтой стадии обучения он должен в максимальной сте- пени реализовать свои индивидуальные качества че- ловека - художника - творца.
Можно ли представить себе, что в течение двух лет, предшествовавших этому моменту, активно не обога- щался бы тот самый фонд подсознания, о котором мы говорили выше, не накапливались бы впечатления, не происходила бы активная работа души и ума? Иначе говоря, не создавались бы условия для всемерного раз- вития тех художественных качеств личности, что в свое время давали право членам приемной комиссии Говорить о наличии общей одаренности абитуриента? Вопрос, конечно, риторический. Но вот другая сторо- на проблемы с небольшим отступлением. Бываютслу- чэи, когда выпускники института, из числа наиболее Требовательных к себе и уже поигравшие в театре не- сколько сезонов, просят своих бывших преподавате- ли разрешения присутствовать на уроках. Примеча- 1ьно в этом то, что их интерес вызывают не занятия
395
на старших курсах, где репетируются спектакли, начальные уроки, где идет еще видимая работав <школой>, над элементами актерского мастерства. свидетельство того, что они по-новому ощутили вень профессиональных требований к специаль способностям. Возникла потребность <почистить рышки>, что-то переосмыслить. 1
Почему же эта требовательность к специальЦ способностям возникла у актера с определен опозданием? <1
Когда мы стоим около рояля и наблюдаем, им наблюдаем, а не только слушаем игру пианиста смотрим, как рука художника переносит на бумагу холст видимую натуру, мы наглядно видим, что и> но мы не умеем, чем не владеем. Значение этих) ний для достижения художественных задач безусдс и доказательно. Педагог по фортепиано имеет 1 можность так сыграть этюд, так заразить своим ис нением ученика, что тот будет стремиться вл( максимальный труд в технику, дабы приблизь художественному совершенству.
Психотехника актера - это нечто менее очевил менее заметное внешне. Получив диплом и начав ботать в театре, бывший студент попадает в атмос художественных впечатлений, и плЬхих и хороши? его природное начало, его художественные задатк) самая общая одаренность интенсивно развивав формируя более высокие критерии творчества. -
Возникает довольно своеобразная ситуация. С ной стороны, необходимо развивать творческое дивидуальное начало. С другой стороны, студент) добирают в специальных умениях потому, что он> достаточно чувствуют их значение для будущей> фессии. - Нова ли эта проблема? Отнюдь нет. i В своих воспоминаниях оЛ.Ф. Макарьеве я пй <Как устранить противоречия занятий на первом 1 се? Как сделать так, чтобы рядом с ремеслом, те> гией, упражнениями активно развивалась лично( сторона? Эта тема не сходила с повестки дня, ко
396
1057 ГОДУ вновь была организована Студия при Ле- нинградском ТЮЗе.
\ у себя дома и в театре <теребил> меня Леонид Фе- дорович этим вопросом. Беспокойство это и раздумья "родили идею заниматься на первом курсе... сонета- ми Шекспира.
Это было совершенно в духе Макарьева. Это был такой исключительный повод, такой пре- красный материал, позволяющий поставить проблему нравственности, добра и зла, любви и ненависти. Упражнения для ума и сердца. Темперамент мысли, глубина и темперамент отно- шений.
Мне посчастливилось принимать участие в разра- ботке этой идеи. Так родились сонет-исповедь, сонет- открытие, сонет-обвинение>.
Надеюсь, что это будет воспринято как пример по- становки вопроса, а не как призыв заниматься именно сонетами Шекспира.
<Специальные способности, - писал Б. Г. Ана- ньев, - связаны как генетически, так и структурно с одаренностью. Внутри тех или иных специальных способностей ПРОЯВЛЯЕТСЯ общая одаренность инди- вида, соотнесенная с более общими условиями веду- щих форм человеческой деятельности>.
Опыт практической педагогики неопровержимо свидетельствует, что если специальные способности не будут развиваться под тотальным воздействием ин- тенсивно развивающихся общих способностей, они выродятся в безжизненную, обескровленную технику.
Мне представляется, что в наших учебных теат- ральных заведениях произошел неправомерный сдвиг в сторону приоритета специальных способностей. То- му есть много причин. Одна из них в том, что разви- вать специальные способности проще, чем общие. Педагогу требуется для этого лишь определенная сум- а знаний и собственных умений. Развитие же общих способностей требует того, что можно было бы на- звать искусством педагогики, ибо они связаны с ощу- щением интуитивных процессов, с такими категория-
397
ми, как вкус, мера, тонкость, глубина, ощущено мы, чувства целого, атмосферы и т.д. и т.п., т.е что нельзя просчитать, а можно лишь уловить,- ствовать. Это есть, собственно говоря, искуств тому, чему нельзя научить. И чем выше воспитан? нике порог этих ощущений, тем интенсивнее 6yj стремиться к подкреплению их способностями альными.
Могут ли теоретические кафедры быть в сто] этих проблем?
Лекции по общеобразовательным дисци также должны служить главной цели художеств учебного заведения - развитию творческого п( ала студентов. С этой позиции история театра, лЯ туры, изобразительных искусств - это прежде история и процессы творческих поисков, худ венных открытий и идей, история понимания чтения ролей классического и современного pel ара. Все это, разумеется, никак не отрицает не(Л мость объективных знаний, фактов, связи их с рическими событиями.
К сожалению, такую цель ставят перед собой; отдельные преподаватели. Традиционная переда товых знаний <из головы в голову> по-прежне1 минирует.
В связи с изложенным представляется бесспо] что развитие общей одаренности студентов - именно та единственная и главенствующая зада круг которой способны и обязаны объединиться дры всех факультетов.
Надо признать, что проблема эта в такой пос ке никогда не подвергалась обсуждению. Надо комментировать?..
Академик В. Г. Афанасьев так определяет п( целостной системы: <Целостную систему можно делить как совокупность объектов, взаимоде1 которых обусловливает наличие новых интеграт качеств, не свойственных образующим ее ч: компонентам. В этом прежде всего и заключая
398
целостной системы от простой суммативной """.емы, совокупности, конгломерата, смеси. . g целостной системе внутренние связи частей меж-
собои являются преобладающими по отношению к ению этих частей и к внешнему воздействию на
с позиции этого определения приходящие к нам дц1уриенты представляют собой пример той самой умативной системы. Они демонстрируют опреде- дцые движенческие способности, отсутствие де- фектов речи, определенное своеобразие внутреннего мира. Но энергия внутренней жизни не переходит в жизнь тела, а жизнь тела в энергию речи, и наоборот. Но <наличие новых интегративных качеств> не возни- кает. Не есть ли сплав специальных способностей и общей одаренности личности основа для создания це- лостной системы творческого организма актера и ре- жиссера? И разве можно создать такой сплав, если не учить тому, чему нельзя научить?
ШВЕДЕРСКИЙ А.С. Можно ли учить тому, чему нельзя научить? // Диагностика и развитие художественной одаренности. Сборник. - СПб., 1992, стр. 67- 75.
Михаил ЯМПОЛЬСКИЙ ЛИЦО-МАСКА И ЛИЦО-МАШИНА
Удвоение обыкновенно работает как своеобр машина. Диаграммы вырабатываются этой маин там, где удвоение производит различие, где <ор нал> деформируется. Чтение деформации станов возможным только при наличии удвоения. J] двойник позволяет обнаружить диаграмму там дублирующая машина вписывает трансформац <оригинал>. 1
Такая модель хорошо работает, когда за телом1 никаеттень <демона>, когда производятся маски, да снятая с тела кожа анаморфно дублирует тело,} да лицу приписывается чужой голос или разлй вписывается в тело отсутствием или смертью. Од> удвоение является и неизбежной практикой лк>< актерства, даже если актер старается избегать я1 действа. Оставшиеся главы книги будут посвяЩ актерам, точнее, специальным актерским технй деформации, с помощью которых осуществляется моотчуждение от собственного лица или тела. ;
В этой главе речь пойдет о некоторых опытах J Кулешова, чье творчество представляет в конте1 этой книги особый интерес. Кулешов рассматрй тело <натурщика> (кулешовское определение акт как чисто динамическую поверхность, функцион ванне которой может быть сведено к ряду дефо ций. Последовательно опираясь на смесь из сиб Дельсарта и Далькроза, Кулешов разработал собст) ную сугубо формальную концепцию поведения на щика, в идеале <механизированного>, предельно ного существа. Этот человек-машина, процесс раб которого Кулешов откровенно называл <механи ким процессом>, должен ритмически сворачивать разворачиваться, напрягаться и расслабляться пс данию режиссера. Кулешов писал:
400
человеческое тело, как всякий живой организм, e-i- стремление увеличивать свою площадь в неко- obix случаях жизненного процесса, а в некоторых - .ьшать ее, то есть обладает способностью сверты- цд и развертывания. Общую линию свертывания и
ртывания, хотя бы она происходила с нарушени- в движении, легко уследить и обратно построить. цловек может подниматься и опускаться по отноше- io к той поверхности, на которой он работает, он может занимать ударные и неударные положения, на- онеи его тело и весь процесс движения происходит в различных сменах разных напряжений. В нем может gTb избыток сил и упадок их, которые по-разному отразятся на характере жеста. Наконец, натурщик должен знать психологическое и физиологическое значение движения и распределять гармонически длительности>.
Иронический В. Туркин, процитировав этот абзац, заметил: <Это почти и вся <теория> Льва Кулешова в части, касающейся мастерства кино-актера>. Действи- тельно, в текстах Кулешова мы почти ничего не найдем такого, что касалось бы каких-то иных выразительных возможностей человека, кроме заключенных в механи- зированном жесте свертывания или развертывания, стягивания к центру или растягивания, то есть чисто диаграмматической деформации поверхности, отража- ющей изменение приложенных к телу сил.
Такое <раздувающееся> и <сдувающееся> тело в принципе противостоит всякому психологическому чтению тех поверхностных событий, театром которых оно является. Натурщики Кулешова становятся похо- жими на Алису из сказки Льюиса Кэрролла, которая то растет, то сжимается, у которой неожиданно вытя- гивается шея и т.д. Жиль Делез, исследовавший пове- дение такого тела, заметил, что оно порывает с норма- ми традиционной причинности, увязывающими вся- кое изменение телесной поверхности с причиной, скрытой внутри. Делез заменяет эту традиционную причинность иной, когда поверхностные события со- полагаются в серии и ряды. Каузальность в этих сери-
401
ях не связывает поверхностное событие с невиди внутренней причиной, но сцепляет события между бой в цепочки следствий без внутренних при <...Тем легче события, всегда являясь лишь следст ми, могут взаимодействовать друг с другом в фун> квази-причин или вступать во всегда обратимые о шения квази-причинности...> >
Между тем тело актера имеет по меньшей мере ну часть, которая не может сворачиваться и разв чиваться, занимать ударные и неударные положен которая имеет фундаментальное значение в сфере разительности, - это лицо. Лицо оказывается той1 стью тела, которая в наименьшей степени подвлае механизации, и в этом смысле на фоне <констру визма> Кулешова и его соратников оно предстает ким-то неподвластным системе архаическим элещ том, явно архаическим наследием того <дурного шлого>, когда движения тела были безнадежно не ганизованными и неконтролируемыми. "
Кулешов как бы переворачивал ход эволюции ч веческого тела. Очевидно, что именно лицо с eroj разительной мимикой является наиболее поздл эволюционным образованием. Оно отмечает ди( ренциацию чисто моторной динамики тела от <вь) зительных> движений, мимики, которым отвод специализированная область. <Выразительные> ) жения в основном концентрируются вокруг рт есть главного органа производства речи - еще од экспрессивной системы. Возникновение мимич зоны вокруг речевого отверстия отмечает связь мц ки с дыханием, с <пневмой>, с <внутренним>, ci щим изнутри. Лицо пожалуй, единственная час ла, сопротивляющаяся делезовской редукции к поверхностным событиям. Даже гротескные т формации лица в карикатурах противостоят 41, <поверхностному> чтению, во всяком случае они гут пониматься как процедура подчеркнутой тр формации внутреннего в чисто внешнее, телеснс верхностное.
402
То что эволюционно является новейшим образова- "g для Кулешова - знак архаики. Новая кинемато- рдфия, согласно Кулешову, должна строиться на точности во времени>, <точности в пространстве>, чности организации>, это <кинематография, фик- дируюшая организованный человеческий и натурный ериал>. Никакой точной организации лицо не дает. ом связано с мистицизмом психологизма, против второго Кулешов выступал часто и запальчиво и ко- .i-opbiU связывал с русской психологической драмой, <ложной с начала и до конца - лгущей одновременно и кинематографии и жизни>.
Как бы там ни было, при всей неудовлетвореннос- ти лицом избавиться от него все же не представляется возможным., Кулешов неохотно смиряется с его суще- ствованием, но указывает, что по своим возможностям оно не идет ни в какое сравнение с руками - идеаль- ным аналогом неких механических рычагов. Законо- мерно режиссер видит в руках и ногах гораздо более эффективное средство выразительности, чем в лице:
<...Мы знаем, что руки выражают буквально все: происхождение, характер, здоровье, профессию, отношение человека к явлениям; ноги - почти то же самое.
Лицо, по существу, все выражает значительно ску- пее и бледнее, у него слишком узкий диапазон работы, слишком мало выражающих комбинаций>.
Отсутствие <комбинаций> и <узкий диапазон рабо- ты> - это отрицание возможностей лица именно с точки зрения его механики - лоб или глаз не могут сворачиваться и разворачиваться в таком пространст- венно-динамическом диапазоне, как рука и нога. Ми- кродвижения мимики с ее неисчерпаемым богатст- вом, с точки зрения телесной механики, слишком не- значительны, чтобы принимать их в расчет.
Тем не менее лицо занимает весьма значительное место в режиссерской практике Кулешова, начиная со Именитых фильмов без пленки. Некоторые сцены в их строятся на навязчивом показе лиц натурщиков.
403
Вот, например, фрагмент либретто фильма без ruiei <Месть>: <12. Лицо клерка.
13. Лица двух.
14. Лицо машинистки.
15. Раскрытый шкаф. Клерк у шкафа.
16. Лицо клерка.
17. Лицо машинистки.
18. Лица двух>.
Эти характерные для Кулешова монтажные сю1, лиц, разумеется, противоречат декларативному не1 верию к лицу как органу выразительности. Как же вй таки мыслит себе лицо в качестве такого органа Ку1 шов? Мне представляется, что кулешовские ли можно разделить на две категории. Первую мож обозначить как <лицо-маску>, вторую - как <лиц машину>.
Начну со второй категории, как наиболее пол выражающей утопию кулешовской телесности. Лиь машина - это такое лицо, которое вопреки своей ах томической норме ведет себя по законам механизм ванного тела натурщика. Это, по существу, лицо, п вращенное в тело-машину. Это лицо, работающее законам не свойственной ему телесности, воспро водящее в своем <узком диапазоне> работу рук и н1 Каждая составляющая такого лица превращаете свободный механический орган. При этом свобода кого органа выражается в его полной автономий других <органов> лицевой выразительности. Сист ность мимики нарушается таким лицом, и на ме традиционной экспрессивной системности возни>. делезовская псевдопричинность, случайная связь ч1 то поверхностных телесных событий.
В книге Кулешова <Искусство кино> (1929) co жится характерное описание функционирования ца-машины:
<С большой осторожностью следует переходить. Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|