|
Психология общих способностейуровнем креативности и возможными вариантами ее развития. Но при этом следует отметить, что значительное количество (33%) высококреативных испы- туемых не удерживаются на более высокой ступени развития креативности; их системы жизнедеятельности восстанавливают прежнее равновесие, возвращают- ся к привычному состоянию. В то же время 15% низкокреативных испытуемых, наоборот, обретают новое равновесие на более высоком уровне развития. Поэто- му высокая креативность и объективная возможность повышать ее не всегда совпадают. На наш взгляд., этот результат отчасти освещает некоторые пробле- мы природы креативности.
Принято считать, что креативность личности связана с некоторыми фактора- ми биологической природы (наследственность, задатки), а также с определенны- ми характеристиками среды. Причем оба эти фактора определяют не только наличие-отсутствие креативных свойств, но и лмасштаб» творческих особеннос- тей (количественную характеристику креативности). Предполагается, что для индивидуума с раннего возраста определены некоторые рамки развития креатив- ности.
Наши результаты показывают, что ограниченность развития креативности состоит не в том, что у человека объективно нет возможности лвыйти за преде- лы собственного Я» (определение творчества по Н. Роджерс [16]). Реально его уровень креативности может скачкообразно повыситься (что и происходило с испытуемыми, отнесенными к 1-му типу), но скачок этот не является целесооб- разным для системы жизнедеятельности. Иными словами, выйдя лза пределы собственного Я», человек не обретает там новой Я-идентификации. Следователь- но, подобный выход только нарушает равновесие, угрожает нормальному функ- ционированию системы, поэтому вызывает внутреннее сопротивление, тенденцию к вытеснению потенциальных возможностей. Возможно, в какой-то степени именно этим обстоятельством объясняются такие лантикреативные» свойства, как ригидность мышления, стереотипность видения мира и т. д.
От чего же зависят изменяемость и устойчивость систем, которые лпозволя- ют» или лне позволяют» индивидууму повысить свой уровень креативности?
На наш взгляд, эта проблема требует специального исследования. Однако и проведенное нами экспериментальное исследование позволяет констатировать, что существует проблема целесообразности повышения креативности, а отсут- ствие или низкая степень выраженности креативных свойств имеют определен- ную значимость и внутреннюю обоснованность в рамках системы жизнедеятель- ности индивида. Проведенное исследование формирования креативности позволи- ло выявить следующее:
232
Глава 8
1. Повышение креативности, обусловленное соответствующим влиянием микросреды, не является однонаправленным. Общая тенденция изменения креативности такова: вслед за значительным повышением креативности наблюдается ее некоторое понижение.
2. Повышение креативности сопровождается некоторой невротизацией де- тей, в основе которой лежат те же механизмы, что и в основе процесса формирования креативности: установка на проблемность восприятия ок- ружающего, поиск многообразных возможностей действия осложняет про- цессы выбора, принятия решений; при этом затрудняется действие систем психологической защиты.
3. Повышение креативности связно с изменениями системного характера и в большей или меньшей степени нарушает равновесие в системе жизне- деятельности личности.
4. Общая динамика креативности в ходе эксперимента объясняется тем, что психика стремится восстановить равновесие, нарушенное формированием креативных свойств и установок.
5. Существуют два основных типа индивидуального реагирования на наруше- ние равновесия, связанного с повышением креативности: восстановление прежней системы путем понижения креативности или обретение систе- мой новой устойчивости без понижения креативности.
6. Не для всех людей повышение креативности является целесообразным:
для испытуемых с первым типом реагирования оно связано с выражен- ным эмоциональным дискомфортом, в то время как испытуемые второго типа испытывают более позитивные эмоции. Высокая креативность и вы- раженная способность к ее развитию не всегда присущи одному человеку.
Более сложным является вопрос о факторах, влияющих на проявление и раз- витие креативности во второй сензитивный период ее развития (по Торренсу) Д в 12-13 лет. Проведение формирующего эксперимента на подростках не дает эффекта, поскольку невозможно (да и бессмысленно) контролировать всю сферу их жизнедеятельности или хотя бы основную ее часть. Экспериментальное воз- действие будет сведено на нет или искажено совокупностью влияний других фак- торов, неподконтрольных исследователю. Тем более, в этом возрасте мы имеем дело с личностью уже во многом сложившейся, аккумулировавшей различные социокультурные влияния и переработавшей их в определенную, хотя и неус- тойчивую систему отношений с миром.
Более эффективен при исследовании развития креативности подростков биографический метод. Он был применен Е. А. Корсунским в докторском дис- сертационном исследовании (лРазвитие литературных способностей школьни- ков». М, 1993). Автор использовал как собственные многолетние наблюдения за людьми, проявившими способности к литературному творчеству (вербальную креативность) в раннем детстве, так и анализ автобиографий писателей. Опрос 137 писателей показал, что они отмечают особую роль наставника и подражания на раннем этапе литературных занятий.
чя-еи у»-»» -ХХХХ_» 1 " _ TT :f.
Развитие творческих способностей ______ _______ 233
Писателям было предложено назвать необходимые условия для развития литературных способностей. Были названы следующие внешние условия: нали- чие наставника (68,6%), влияние семьи (40,8%), публикации в ранние годы (55,8%), время и эпоха (18%). Наставниками писателей были школьные учителя литературы, родственники, другие писатели. Важную роль имело литературное творчество членов семьи, наличие домашней библиотеки, любовь родителей к чтению, семейные чтения вслух.
Эти данные совпадают с предположениями М. Арнаудова о том, что литера- турная одаренность поэта зависит от литературных способностей матери, талант которой есть лишь более слабая степень таланта сына. Литературными склонно- стями обладали матери Гете, Бернса, Ламартина, Вазова и многих других поэтов и писателей. Неизвестно, однако, что здесь играет роль: генетика или раннее подражание.
Наиболее интересны результаты, полученные Е. А. Корсунским в ходе на- блюдения за развитием таланта в течение жизни. Он отмечает наличие почти у всех наблюдавшихся литературно одаренных детей сильного и яркого воображе- ния, речевых способностей и чувства формы. Творческие способности проявля- ются, как правило, рано, в 5 лет. Обычно дети начинают сочинять, неожиданно для себя и для других, сказки и стихи. Подражание творческим образцам как этап перехода от наивного творчества к творчеству лвзрослому» наступает в 8- 15 лет, и в произведениях юных авторов пропадают творческие элементы (но- визна, оригинальность). Но к 16-17 годам творческие элементы появляются вновь после продления фазы первичного подражания.
Фаза подражания может затянуться, как это случилось, например, с М. Иса- ковским Д с 15 до 27 лет, но она неизбежно присутствует при становлении писателя. Подражание необходимо для овладения культурно закрепленным спо- собом творческой деятельности.
Причинами лзадержки» М. Исаковского на стадии подражательства, по мне- нию Корсунского, были отсутствие творческой среды в школе, болезнь глаз. Это привело к медленному и позднему становлению творческих способностей.
Самый интересный вывод автора, полученный на основе анализа фактов ис- следования, звучит следующим образом: развитие вербальной памяти и высокий уровень интеллекта препятствуют проявлению оригинального литературного творчества в подростковом возрасте, а отсутствие богатого воображения, прояв- ляющееся в раннем детстве (3-5 лет), впоследствии не компенсируется ничем.
Тем самым подражание, конечно, является психологическим механизмом присвоения способностей (вторичной креативности), но базируется на изначаль- но (по крайней мере с 3-5 лет) развитом воображении, речевых способностях и чувстве формы.
Мой аспирант Н. М. Гнатко предположил существование двух уровней раз- вития креативности: потенциального и актуального. Аналогом является разде- ление Кэттеллом интеллекта на лтекучий» и формируемый на его основе лкрис- таллизованный».
234
Глава 8
Развитие та
С точки зрения Гнатко, потенциальная креативность Д это креативность до- деятельностная, характеризующая индивида с точки зрения его готовности к при- обретению актуальной креативности, к проявлению творческой активности [17].
Если пользоваться лфотографической» метафорой, то можно сказать, что потенциальная креативность есть светочувствительная эмульсия, подражание образцу выступает как процесс экспозиции, а среда способствует проявлению и закреплению изображения Д актуальной креативности.
Противопоставление двух форм креативности отражает связь адаптивной и не- адаптивной активностей: неадаптивная активность может проявляться только по отношению к некоторой среде, требующей адаптации и соблюдения регламента.
Подражание как бы возводит индивида на последнюю ступеньку развития социокультурной среды, достигнутую людьми: дальше идет только неизвестное. Индивид должен и может шагнуть в неизвестное, лишь оттолкнувшись от пред- шествующей ступени развития культуры. Неслучайно заметил Ян Парандов- ский: лАбсолютная творческая самобытность Д миф и напоминает греческие сказания о людях, не имевших родителей и выросших из-под земли» (лАлхимия слова»).
Гнатко [17] попытался проследить процесс овладения креативами социально- значимой деятельностью и выявить роль подражания. Объектами исследования были выбраны 15 шахматистов, получивших социальное признание в качестве творческих личностей с конца прошлого столетия по наше время.
В исследовании применялись биографический и праксиметрический (изуче- ние шахматных партий) методы. Обычно при использовании биографического метода дается лишь качественное описание процесса жизнедеятельности. Гнатко предложил модификацию классического варианта биографического метода, ос- нованную на введении количественных показателей (см. рис. 50). Стандартизи- рованность процедуры обеспечивается отбором только печатных источников биографического плана, где персонаж был представлен субъектом шахматной
деятельн! 5 незавго
Квалп мализова тент-aHaJ. вых един рий текс:
В хоя вался су/ образца
В ка1 предлож;
Рис. 51.,
КАТЕГОРИЯ ПЕРВОГО ПОРЯДКА
КАТЕГОРИЯ А
Общая положительная оценка (включая готовность к подражанию и реализацию последнего) шахматистом-последователем каких-либо шахматных проявлений шахматиста-образца
КАТЕГОРИЯ ВТОРОГО ПОРЯДКА
КАТЕГОРИЯ А1
Когнитивная положительная оценка
КАТЕГОРИЯ А2
Эмоциональная положительная оценка
КАТЕГОРИЯ A3
Идентификация последователя с образцом
КАТЕГОРИЯ А4
Поведенческая положительная оценка
Рис. 50. Двухуровневая категориальная модель контент-анализа изучаемого биографи- ческого материала
Пра1 вавшиха тельные (инициа гласова. их базе;
ражани;
тивные<1 щие по:-
На эффицш цу, 3) » индексе деке те
Развитие творческих способностей
235
деятельности. Достоверность анализа обеспечивалась набором не менее 4- 5 независимых источников биографических сведении о каждом шахматисте.
Квалификация материала производилась с помощью контент-анализа (фор- мализованного статистического средства первичной обработки текста). Кон- тент-анализ предусматривает подсчет частоты (и объема) упоминаний смысло- вых единиц в тексте. Была предложена двухуровневая модель выделения катего- рий текста.
В ходе исследования после подсчета числа категорий 2-го порядка подсчиты- вался суммарный индекс: лудельный вес» положительной оценки шахматиста- образца в биографическом тексте.
В качестве интерпретационной модели была использована классификация, предложенная Е. Б. Кисиным и В. А. Просецким [18] (рис. 51).
по Просецкому
по К и с и н у
ПОДРАЖАНИЕ- КОПИРОВАНИЕ
КОПИРОВАНИЕ
ИМИТАЦИЯ
ТВОРЧЕСКОЕ ПОДРАЖАНИЕ
ПОДРАЖАНИЕ
ПОДРАЖАТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ
Рис. 51. Временная структура онтогенеза подражания
Праксиметрическая методика состояла в следующем. Все ходы анализиро- вавшихся шахматных партий были разделены на воспроизводящие (подража- тельные, встречавшиеся ранее в партиях других шахматистов), импровизации (инициативные, лидейные» ходы, порожденные лздесь-и-теперь») и действия со- гласования (шахматные ходы, согласующие первые и вторые и возникающие на их базе). Кроме того, среди действий-подражаний были выделены действия-под- ражания шахматисту-образцу и прочие подражательные действия. А линициа- тивные» действия разделены на собственно творческие и неверные (ослабляю- щие позицию) действия.
На основе отношения этих показателей вычислялись общие индексы: 1) ко- эффициент подражательности, 2) коэффициент подражания конкретному образ- цу, 3) коэффициент лтворчества». Кроме того, использовался и ряд производных индексов (индекс освоенности деятельности, индекс доминирования образца, ин- декс творческости и пр.).
236
Глава 8
Параллельно рассматривались шахматные партии шахматиста-образца. Надо сказать, что среди 15 шахматистов высокого уровня, чье творчество анализиро- валось, были представители разных эпох (П. Морфи Д середина прошлого сто- летия, А. Е. Карпов Д наше время), представители разных шахматных школ (М. И. Чигорин Д Россия, 3. Тараш Д Германия), представители разных направ- лений (Х.-Р. Капабланка Д позиционное направление, А. А. Алехин Д комбина- ционное), социальных слоев (Х.-Р. Капабланка Д выходец из богатой семьи, М. И. Чигорин Д воспитанник Гатчинского сиротского института) и так далее.
Тем показательнее полученные в исследовании результаты. Гнатко выявил, что освоение креативами шахматной деятельности опосредуется подражатель- ной активностью. Эта активность состоит из двух принципиально и объективно различных фаз: а) фазы подражания общим нормативным способам шахматной деятельности, б) фазы подражания (включая личностную идентификацию) из- бранному шахматисту-образцу. Развитие подражательной активности связано с повышением уровня освоенности деятельности и снижением общего числа под- ражательных действий. Переход шахматиста от подражания к собственно-твор- ческой фазе сопровождается освобождением от идентификации с личностью шахматиста-образца, резким снижением числа подражательных действий и воз- растанием числа творческих.
Модель этого процесса отображена на рис. 52.
ПОДРАЖАТЕЛЬНАЯ СТАДИЯ АКТИВНОСТИ КРЕАТИВА
Развитие твоц
Для д1 теста Topj] Резул]
Испыту- емые (по.,
1. (муж.)
2. (муж.)1
3. (муж.)1
Выбор определенного вида деятельности
4. (жен.)>
Выделение избранного варианта (паттерна) осуществления данного вида деятельности Д обретение образца для подражания
ПОДРАЖАНИЕ- КОПИРОВАНИЕ
5. (муж.
ТВОРЧЕСКОЕ ПОДРАЖАНИЕ
6.(муж.
Достижение первичной идентификации с личностью образца
Освобождение от отработанной идентификации с личностью образца Д обретение самостоятельной творческой личности
ПОДРАЖАТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
7. (муж.
8. (муж..
9. (муж..
Рис. 52. Схема этапов развития подражательной активности креатива в ходе освоения им избранного вида деятельности.
Второе исследование Н. М. Гнатко было посвящено подражанию у детей. Испытуемыми были 80 учащихся 5-7-х классов, посещавших шахматный фа- Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|