|
Психология общих способностейжившей умы по обе стороны Атлантического океана, стала монография Ричарда Хернстайна и Чарльза Мюррея лКривая колокола. Интеллект и классовая струк- тура американского общества».
Авторы основываются на психометрической теории интеллекта. Книга посвя- щена анализу различий показателей IQ у различных социальных и этнических групп. Мюррей и Хернстайн вводят понятие лкогнитивный класс» Д социальная
3. IQ = 90 - 110. Лица с нормальным интеллектом. Их в США Д 125 млн (50%).
4. IQ = 75 - 90. Лица с низким интеллектом. В США проживает 50 млн (20%).
5. IQ = 50 Д 75. Лица с очень низким интеллектом. В США их 5%, или 12,5 млн.
Обособляющаяся от остального общества интеллектуальная элита играет все большую роль в американском обществе (политика, бизнес, наука), исключение составляют лишь сфера искусства и спорт.
Слой лбедных» (по критериям США) состоит из 4-й и 5-й групп. Бедность порождает бедность: у ребенка бедняка шансов самому стать бедным в 6 раз больше, чем у ребенка богатых родителей. Казалось бы, интеллект здесь ни при чем и все дело в социальном положении. Но роль IQ перевешивает влияние социально-экономического статуса родителей. Оказалось, что дети у родителей с низким IQ в 15 раз чаще становятся бедняками, чем дети родителей с высоким IQ. Среди них больше безработных, бросивших школу, преступников-рецидивис- тов и наркоманов. У преступников-рецидивистов средний IQ еще ниже, чем у других лиц, совершивших преступления.
Помимо интеллектуального расслоения общества, наблюдаются и другая тен- денция. Женщины с высоким IQ (1-я и 2-я группы) рожают меньше детей, чем женщины с низким IQ. Последние часто заводят внебрачных детей еще в школь- ном возрасте и живут на пособие.
Тем самым относительная численность лвысших интеллектуальных классов» снижается, а лнизших интеллектуальных классов» Д растет.
По мнению Мюррея и Хернстайна, федеральные программы лравенства классов» реализуют стратегию лрасизма наоборот». Лишь 0,1% ассигнований из средств, вы- деляемых на обучение в США, идет на программы работы с одаренными и талантли- выми детьми. На помощь отстающим школьникам расходуется 92% всех средств. Это приводит к падению уровня американского школьного образования. Сегод- няшние школьники не способны решить задачи, с которыми справлялись их пят- надцатилетние сверстники 100 лет назад. Более того, средний IQ у афроамерикан- цев, поступивших в университеты, был ниже, чем у белых студентов, поскольку программа лпозитивных действий» предусматривает для последних более высо- кий проходной балл. Система привилегий для лрасовых меньшинств» действует и при приеме на работу. Никаких проблем такой подход не решает, а создает еще один латентный и неконтролируемый источник расовой напряженности.
После выхода книги в свет авторы подверглись политическим нападкам, по- скольку высказанные в ней мысли задевали лрасовые чувства» и служили осно- ванием сокращения ассигнования на социальные программы.
Американские психологи опубликовали в одном из номеров Wall Street Jour- nal (13 декабря, 1994 ) открытое письмо, содержащее 25 тезисов, в которых они дали оценку книги лКривая колокола» и полемизировали с журналистами, весьма
вольно толковавшими результаты исследований Мюррея и Хернстайна. Они констатировали существование индивидуальных различий в уровне интеллекта, привели определение интеллекта, оценили применимость тестов для измерения IQ. Несмотря на то что кривые распределения IQ у представителей различных этносов и рас перекрываются, существуют значимые различия средних значе- ний: у выходцев из Восточной Азии и евреев они выше, чем у представителей белого населения, у выходцев из Южной Америки и афроамериканцев Д ниже.
Показатель IQ коррелирует с уровнем доходов и социальным статусом. Тен- денций к сглаживанию различий в уровне IQ между различными группами не наблюдалось (по крайней мере, последние 20-30 лет). Авторы письма высказыва- лись против принятия политических решений или решения о запрете тех или иных программ на основе данных научных исследований. Исследования помогают лишь оценить вероятность успеха и побочные результаты достижения соци- альных целей с помощью тех или иных средств, но не формировать цели социаль- ной политики.
Последней крупной публикацией, посвященной проблемам, поднятым в книге Мюррея и Хернстайна, стала статья лИнтеллект: известное и неизвестное», опуб- ликованная в органе Американской психологической ассоциации American psychologist (№ 2, февраль, 1996). Авторы публикации, признанные специалисты по интеллекту: У. Найсер, Н. Броди, Дж. Пломин, Р. Стернберг и др. подробно излагают основные теории интеллекта, данные факторного анализа, приводят ана- лиз тестов, результаты психогенетических исследований и т. д. Они очень осто- рожны в выводах.
В свою очередь, эта статья вызвала оживленную дискуссию на страницах журнала и ряд последующих выступлений в популярных изданиях.
С моей точки зрения, высокая социальная значимость исследований только вредит им, особенно на их начальной теоретической фазе, когда требуется сме- лость теоретических обобщений.
Наука делается по недосмотру начальства. Так было во все времена и у всех наций. Только последствия для исследователей были разные. В качестве примера обращусь к истории нашего отечества и советской психологической науки. Наи- более полно и объективно этот вопрос рассмотрен в статье Н. С. Курска лПедо- логия и психотехника о нравственном, интеллектуальном и физическом уровне развития населения СССР в двадцатые годы» (опубликован в Психологическом журнале, №3, 1997).
Еще до 1917 года исследователи отмечали низкий уровень интеллекта у рос- сийских детей. Наблюдения В. П. Щербинина (1906) показали, что не менее двух третей школьников отягощены невро- и психопатологической наследственно- стью, плохо учатся, у них плохая наблюдательность, слабая воля и неустойчивое настроение.
Но после 20-х годов исследования психологов, свидетельствующие о низком уровне интеллектуального развития населения СССР, касались не только детей, но
270 Послесловие
и взрослых, причем анализировались данные, полученные на разных социальных и этнических выборках.
Главные выводы этих исследований: 1) низкий (в среднем) уровень развития представителей среднеазиатских народов; 2) отставание в среднем уровне ин- теллектуального развития представителей крестьянско-пролетарской части насе- ления от представителей лбывших эксплуататорских классов»; 3) общее отстава- ние среднего уровня интеллекта советских детей от уровня среднего значения IQ американских и немецких детей.
Не будем здесь касаться проблем этнических (результаты исследования из- ложены в статье Н. Курска), упомяну лишь, что по данным Н. Н. Шпильрейна, полученным в 1923 году при исследовании студентов Коммунистического уни- верситета трудящихся Востока, уровень вербального интеллекта евреев и славян не различался, но был выше, чем у башкиров и татар.
Несколько слов об исследованиях представителей разных социальных слоев, проводившихся в 20-30 годы. Е. В. Гурьянов, А. А. Смирнов, М. В. Соколов и П. А. Шевырев в 1928-1929 годах обследовали с помощью теста БинеДТэрмена детей 8,5-11,5 лет, живущих в Московской области. Оказалось, что среднее зна- чение IQ советских школьников было на 7% ниже, чем у их американских свер- стников. Дети служащих (73 ребенка) превосходили по уровню интеллекта детей рабочих (141 ребенок) и тем более Д детей крестьян (200 детей). Аналогичные данные были в то же время получены харьковским психологом М. Сыркиным.
В принципе эти результаты не противоречили данным американских и не- мецких психологов.
Результаты обследования живущих в СССР рабочих, крестьян и служащих совпадают с результатами, полученными на детской выборке. Они откровенно противоречат господствующей идеологии. Поэтому педологи и психотехники были обвинены в лизвращениях». Исследования общих способностей населения в нашей стране не возобновлены до сих пор, что в очередной раз свидетельству- ет об эфемерности преобразований в российском обществе.
Если в США большим вниманием правящих кругов пользуются дети с про- блемами умственного развития, то в нашем отечестве Министерство образова- ния более благосклонно к интеллектуально и творчески одаренным детям.
С 1997 года действует программа лОдаренные дети» в рамках президентской программы лДети России». Проблема детей, рано проявляющих общие и специ- альные способности, Д особый момент, на котором я также хочу остановиться в заключении.
Детская одаренность определяется как высокий и сверхвысокий уровень раз- вития способностей ребенка, проявляющийся в очевидных выдающихся достиже- ниях в той или иной сфере деятельности.
От одаренных отличают талантливых детей, тех, результаты деятельности ко- торых уже имеют социальную значимость.
По мнению В. С. Юркевич, кроме очевидной одаренности существуют также скрытая и потенциальная форма одаренности.
екая, Н. С. Лейтес, Ю. Д. Бабаева, В. С. Юркевич, М. А. Холодная, Д. В. Ушаков, А. В. Матюшкин и другие исследователи (она опубликована в книге лРабочая концепция одаренности». М.: Министр, 1998).
К моменту выхода этой книги из печати, я надеюсь, уже будут опубликованы многие руководства из серии лОдаренные дети».
И наконец, несколько слов об исследовательской программе выявления фак- торов социальной микросреды на развитие способностей детей, реализуемой со- трудниками Института психологии РАН.
К сожалению, простая констатация лведущей роли культурных факторов» в развитии общих способностей ничего не дает ни науке, ни практике. Ритуальные словесные формулы адептов лкультурно-исторической психологии» уже давно вошли во все психологические учебники, как наши, так и зарубежные. Но пробле- ма в том, какие же факторы культурно-социальной среды и каким образом вли- яют на культурное развитие способностей ребенка? Психология развития начина- ется там, где кончается психогенетика, но без психогенетической подоплеки все рассуждения о культурной детерминации психических функций повисают в воз- духе. Также и роль среды в формировании способностей при психогенетическом исследовании будет выявлена, если при планировании учесть основные парамет- ры среды. Речь идет о взаимодействии ребенка с его ближайшем окружением:
семьей, сверстниками, учителями, другими взрослыми и детьми.
Для примера, который может иллюстрировать отношение интеллекта и куль- турных влияний, я приведу результаты одного исследования.
Оно принадлежит Вивату Воравонгу, тайскому психологу. Мы пытались выяс- нить, как уровни общего интеллекта учителя и ученика влияют на их взаимоотно- шения. Было проведено кросскультурное исследование в течение 1995Д1997 го- дов на российской (Москва) и тайской (Бангкок) выборках. Применялся культур- но свободный тест интеллекта Кэттелла и специально сконструированные тесты для определения эмоциональных отношений.
Основные результаты исследования представлены на рис. 60 и 61.
Легко заметить следующие закономерности: при низком уровне интеллекта (как учителей, так и учеников) типы эмоционального отношения в российской и тайской культурных выборках не различаются. Культуральные различия в отно- шениях проявляются лишь на выборках испытуемых, обладающих высоким уров- нем интеллекта.
Можно более жестко сформулировать вывод: носителями национальной куль- туры являются лица с высоким уровнем интеллекта, и именно при сравнении таких групп проявляются все этнокультурные различия. Общий интеллект обес- печивает успешное овладение культурой, в том числе Д национальной: умные российские учителя более дифференцированно подходят к учащимся, для интел- лектуального тайского учителя все ученики Д одинаковы, ибо важнее в этой культуре роль и ее точное исполнение, а не индивидуальные особенности испол- нителя.
ft
Послесловие
273
POCCtИнтеллект учителяИЯ :1/0,05Интеллект ученикаТУИнтеллект учителяНИЛАНД1Интеплекгг ученика1 высокий уровеньвысокий уровень высокий уровеньсредний уровеньвысокий уровеньсредний уровень
..-ХХ"0,01 »HU3KUUуровеньнизкий уровень
1 высокий уровень высокий уровень низкий уровеньсредний уровеньHU3KUUуровень..-ХХХ6,05средний уровень HU3KUUуровеньнизкий уровень
Рис. 60. Отношение учителей к ученикам в зависимости от их уровня интеллекта (пунктирная линия обозначает негативное отношение, сплошная Д позитивное)
Сегодня наиболее исследовано влияние семейных отношений на развитие спо- собностей. Уже ясно, что эмоциональные отношения ребенка ко взрослому, а так- же стиль семейного воспитания, особенности структуры семейных отношений оказывают огромное воздействие на развитие способностей детей. Это воздей- ствие осуществляется как непосредственно, так и опосредованно: через формиро- вание определенных особенностей личности и мотивации ребенка (рис. 62).
Интеллект учениковРОССИЯИнтеллект учителейИнтеллект учениковТАИЛАНДИнтеллект учителей высокийвысокий интеллектинтеллект Р005 интеллектнизкийинтеллектнизкий интеллектинтеллект высокийвысокий низкийинтеллектнизкийинтеллект интеллектнизкийинтеллектнизкий интеллектинтеллект
Рис. 61. Отношение учеников к учителям в зависимости от их уровня интеллекта
Послесловие
ВРЕМЯ Общий фактор (G -f)
"Текучий" интеллект
Потенциальная креативность
Актуальная креативность
Имплицитная обучаемость
Вербальный фактор
Пространственный фактор
Формально-числовой фактор
Эксплицитная обучаемость
лКристалли- зованный» интеллект
Рис. 63. Схема развития общих способностей Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|