Психология общих способностей



40 страница


жившей умы по обе стороны Атлантического океана, стала монография Ричарда  

Хернстайна и Чарльза Мюррея лКривая колокола. Интеллект и классовая струк-  

тура американского общества».  

 

Авторы основываются на психометрической теории интеллекта. Книга посвя-  

щена анализу различий показателей IQ у различных социальных и этнических  

групп. Мюррей и Хернстайн вводят понятие лкогнитивный класс» Д социальная  

 

3. IQ = 90 - 110. Лица с нормальным интеллектом. Их в США Д 125 млн  

(50%).  

 

4. IQ = 75 - 90. Лица с низким интеллектом. В США проживает 50 млн  

(20%).  

 

5. IQ = 50 Д 75. Лица с очень низким интеллектом. В США их 5%, или 12,5  

млн.  

 

Обособляющаяся от остального общества интеллектуальная элита играет все  

большую роль в американском обществе (политика, бизнес, наука), исключение  

составляют лишь сфера искусства и спорт.  

 

Слой лбедных» (по критериям США) состоит из 4-й и 5-й групп. Бедность  

порождает бедность: у ребенка бедняка шансов самому стать бедным в 6 раз  

больше, чем у ребенка богатых родителей. Казалось бы, интеллект здесь ни при  

чем и все дело в социальном положении. Но роль IQ перевешивает влияние  

социально-экономического статуса родителей. Оказалось, что дети у родителей с  

низким IQ в 15 раз чаще становятся бедняками, чем дети родителей с высоким  

IQ. Среди них больше безработных, бросивших школу, преступников-рецидивис-  

тов и наркоманов. У преступников-рецидивистов средний IQ еще ниже, чем у  

других лиц, совершивших преступления.  

 

Помимо интеллектуального расслоения общества, наблюдаются и другая тен-  

денция. Женщины с высоким IQ (1-я и 2-я группы) рожают меньше детей, чем  

женщины с низким IQ. Последние часто заводят внебрачных детей еще в школь-  

ном возрасте и живут на пособие.  

 

Тем самым относительная численность лвысших интеллектуальных классов»  

снижается, а лнизших интеллектуальных классов» Д растет.  

 

По мнению Мюррея и Хернстайна, федеральные программы лравенства классов»  

реализуют стратегию лрасизма наоборот». Лишь 0,1% ассигнований из средств, вы-  

деляемых на обучение в США, идет на программы работы с одаренными и талантли-  

выми детьми. На помощь отстающим школьникам расходуется 92% всех средств.  

Это приводит к падению уровня американского школьного образования. Сегод-  

няшние школьники не способны решить задачи, с которыми справлялись их пят-  

надцатилетние сверстники 100 лет назад. Более того, средний IQ у афроамерикан-  

цев, поступивших в университеты, был ниже, чем у белых студентов, поскольку  

программа лпозитивных действий» предусматривает для последних более высо-  

кий проходной балл. Система привилегий для лрасовых меньшинств» действует и  

при приеме на работу. Никаких проблем такой подход не решает, а создает еще  

один латентный и неконтролируемый источник расовой напряженности.  

 

После выхода книги в свет авторы подверглись политическим нападкам, по-  

скольку высказанные в ней мысли задевали лрасовые чувства» и служили осно-  

ванием сокращения ассигнования на социальные программы.  

 

Американские психологи опубликовали в одном из номеров Wall Street Jour-  

nal (13 декабря, 1994 ) открытое письмо, содержащее 25 тезисов, в которых они  

дали оценку книги лКривая колокола» и полемизировали с журналистами, весьма  

 

вольно толковавшими результаты исследований Мюррея и Хернстайна. Они  

констатировали существование индивидуальных различий в уровне интеллекта,  

привели определение интеллекта, оценили применимость тестов для измерения  

IQ. Несмотря на то что кривые распределения IQ у представителей различных  

этносов и рас перекрываются, существуют значимые различия средних значе-  

ний: у выходцев из Восточной Азии и евреев они выше, чем у представителей  

белого населения, у выходцев из Южной Америки и афроамериканцев Д ниже.  

 

Показатель IQ коррелирует с уровнем доходов и социальным статусом. Тен-  

денций к сглаживанию различий в уровне IQ между различными группами не  

наблюдалось (по крайней мере, последние 20-30 лет). Авторы письма высказыва-  

лись против принятия политических решений или решения о запрете тех или  

иных программ на основе данных научных исследований. Исследования помогают  

лишь оценить вероятность успеха и побочные результаты достижения соци-  

альных целей с помощью тех или иных средств, но не формировать цели социаль-  

ной политики.  

 

Последней крупной публикацией, посвященной проблемам, поднятым в книге  

Мюррея и Хернстайна, стала статья лИнтеллект: известное и неизвестное», опуб-  

ликованная в органе Американской психологической ассоциации American  

psychologist (№ 2, февраль, 1996). Авторы публикации, признанные специалисты  

по интеллекту: У. Найсер, Н. Броди, Дж. Пломин, Р. Стернберг и др. подробно  

излагают основные теории интеллекта, данные факторного анализа, приводят ана-  

лиз тестов, результаты психогенетических исследований и т. д. Они очень осто-  

рожны в выводах.  

 

В свою очередь, эта статья вызвала оживленную дискуссию на страницах  

журнала и ряд последующих выступлений в популярных изданиях.  

 

С моей точки зрения, высокая социальная значимость исследований только  

вредит им, особенно на их начальной теоретической фазе, когда требуется сме-  

лость теоретических обобщений.  

 

Наука делается по недосмотру начальства. Так было во все времена и у всех  

наций. Только последствия для исследователей были разные. В качестве примера  

обращусь к истории нашего отечества и советской психологической науки. Наи-  

более полно и объективно этот вопрос рассмотрен в статье Н. С. Курска лПедо-  

логия и психотехника о нравственном, интеллектуальном и физическом уровне  

развития населения СССР в двадцатые годы» (опубликован в Психологическом  

журнале, №3, 1997).  

 

Еще до 1917 года исследователи отмечали низкий уровень интеллекта у рос-  

сийских детей. Наблюдения В. П. Щербинина (1906) показали, что не менее двух  

третей школьников отягощены невро- и психопатологической наследственно-  

стью, плохо учатся, у них плохая наблюдательность, слабая воля и неустойчивое  

настроение.  

 

Но после 20-х годов исследования психологов, свидетельствующие о низком  

уровне интеллектуального развития населения СССР, касались не только детей, но  

 

270 Послесловие  

 

и взрослых, причем анализировались данные, полученные на разных социальных  

и этнических выборках.  

 

Главные выводы этих исследований: 1) низкий (в среднем) уровень развития  

представителей среднеазиатских народов; 2) отставание в среднем уровне ин-  

теллектуального развития представителей крестьянско-пролетарской части насе-  

ления от представителей лбывших эксплуататорских классов»; 3) общее отстава-  

ние среднего уровня интеллекта советских детей от уровня среднего значения IQ  

американских и немецких детей.  

 

Не будем здесь касаться проблем этнических (результаты исследования из-  

ложены в статье Н. Курска), упомяну лишь, что по данным Н. Н. Шпильрейна,  

полученным в 1923 году при исследовании студентов Коммунистического уни-  

верситета трудящихся Востока, уровень вербального интеллекта евреев и славян  

не различался, но был выше, чем у башкиров и татар.  

 

Несколько слов об исследованиях представителей разных социальных слоев,  

проводившихся в 20-30 годы. Е. В. Гурьянов, А. А. Смирнов, М. В. Соколов и  

П. А. Шевырев в 1928-1929 годах обследовали с помощью теста БинеДТэрмена  

детей 8,5-11,5 лет, живущих в Московской области. Оказалось, что среднее зна-  

чение IQ советских школьников было на 7% ниже, чем у их американских свер-  

стников. Дети служащих (73 ребенка) превосходили по уровню интеллекта детей  

рабочих (141 ребенок) и тем более Д детей крестьян (200 детей). Аналогичные  

данные были в то же время получены харьковским психологом М. Сыркиным.  

 

В принципе эти результаты не противоречили данным американских и не-  

мецких психологов.  

 

Результаты обследования живущих в СССР рабочих, крестьян и служащих  

совпадают с результатами, полученными на детской выборке. Они откровенно  

противоречат господствующей идеологии. Поэтому педологи и психотехники  

были обвинены в лизвращениях». Исследования общих способностей населения  

в нашей стране не возобновлены до сих пор, что в очередной раз свидетельству-  

ет об эфемерности преобразований в российском обществе.  

 

Если в США большим вниманием правящих кругов пользуются дети с про-  

блемами умственного развития, то в нашем отечестве Министерство образова-  

ния более благосклонно к интеллектуально и творчески одаренным детям.  

 

С 1997 года действует программа лОдаренные дети» в рамках президентской  

программы лДети России». Проблема детей, рано проявляющих общие и специ-  

альные способности, Д особый момент, на котором я также хочу остановиться в  

заключении.  

 

Детская одаренность определяется как высокий и сверхвысокий уровень раз-  

вития способностей ребенка, проявляющийся в очевидных выдающихся достиже-  

ниях в той или иной сфере деятельности.  

 

От одаренных отличают талантливых детей, тех, результаты деятельности ко-  

торых уже имеют социальную значимость.  

 

По мнению В. С. Юркевич, кроме очевидной одаренности существуют также  

скрытая и потенциальная форма одаренности.  

 

екая, Н. С. Лейтес, Ю. Д. Бабаева, В. С. Юркевич, М. А. Холодная, Д. В. Ушаков,  

А. В. Матюшкин и другие исследователи (она опубликована в книге лРабочая  

концепция одаренности». М.: Министр, 1998).  

 

К моменту выхода этой книги из печати, я надеюсь, уже будут опубликованы  

многие руководства из серии лОдаренные дети».  

 

И наконец, несколько слов об исследовательской программе выявления фак-  

торов социальной микросреды на развитие способностей детей, реализуемой со-  

трудниками Института психологии РАН.  

 

К сожалению, простая констатация лведущей роли культурных факторов» в  

развитии общих способностей ничего не дает ни науке, ни практике. Ритуальные  

словесные формулы адептов лкультурно-исторической психологии» уже давно  

вошли во все психологические учебники, как наши, так и зарубежные. Но пробле-  

ма в том, какие же факторы культурно-социальной среды и каким образом вли-  

яют на культурное развитие способностей ребенка? Психология развития начина-  

ется там, где кончается психогенетика, но без психогенетической подоплеки все  

рассуждения о культурной детерминации психических функций повисают в воз-  

духе. Также и роль среды в формировании способностей при психогенетическом  

исследовании будет выявлена, если при планировании учесть основные парамет-  

ры среды. Речь идет о взаимодействии ребенка с его ближайшем окружением:  

 

семьей, сверстниками, учителями, другими взрослыми и детьми.  

 

Для примера, который может иллюстрировать отношение интеллекта и куль-  

турных влияний, я приведу результаты одного исследования.  

 

Оно принадлежит Вивату Воравонгу, тайскому психологу. Мы пытались выяс-  

нить, как уровни общего интеллекта учителя и ученика влияют на их взаимоотно-  

шения. Было проведено кросскультурное исследование в течение 1995Д1997 го-  

дов на российской (Москва) и тайской (Бангкок) выборках. Применялся культур-  

но свободный тест интеллекта Кэттелла и специально сконструированные тесты  

для определения эмоциональных отношений.  

 

Основные результаты исследования представлены на рис. 60 и 61.  

 

Легко заметить следующие закономерности: при низком уровне интеллекта  

(как учителей, так и учеников) типы эмоционального отношения в российской и  

тайской культурных выборках не различаются. Культуральные различия в отно-  

шениях проявляются лишь на выборках испытуемых, обладающих высоким уров-  

нем интеллекта.  

 

Можно более жестко сформулировать вывод: носителями национальной куль-  

туры являются лица с высоким уровнем интеллекта, и именно при сравнении  

таких групп проявляются все этнокультурные различия. Общий интеллект обес-  

печивает успешное овладение культурой, в том числе Д национальной: умные  

российские учителя более дифференцированно подходят к учащимся, для интел-  

лектуального тайского учителя все ученики Д одинаковы, ибо важнее в этой  

культуре роль и ее точное исполнение, а не индивидуальные особенности испол-  

нителя.  

 

ft  

 

Послесловие  

 

273  

 

POCCtИнтеллект учителяИЯ :1/0,05Интеллект ученикаТУИнтеллект учителяНИЛАНД1Интеплекгг ученика1  

высокий уровеньвысокий уровень  

высокий уровеньсредний уровеньвысокий уровеньсредний уровень  

 

..-ХХ"0,01 »HU3KUUуровеньнизкий уровень  

 

1 высокий уровень  

высокий уровень  

низкий уровеньсредний уровеньHU3KUUуровень..-ХХХ6,05средний уровень  

HU3KUUуровеньнизкий уровень  

 

 

Рис. 60. Отношение учителей к ученикам в зависимости от их уровня интеллекта  

(пунктирная линия обозначает негативное отношение, сплошная Д позитивное)  

 

Сегодня наиболее исследовано влияние семейных отношений на развитие спо-  

собностей. Уже ясно, что эмоциональные отношения ребенка ко взрослому, а так-  

же стиль семейного воспитания, особенности структуры семейных отношений  

оказывают огромное воздействие на развитие способностей детей. Это воздей-  

ствие осуществляется как непосредственно, так и опосредованно: через формиро-  

вание определенных особенностей личности и мотивации ребенка (рис. 62).  

 

Интеллект учениковРОССИЯИнтеллект учителейИнтеллект учениковТАИЛАНДИнтеллект учителей  

высокийвысокий  

интеллектинтеллект  

Р005  

интеллектнизкийинтеллектнизкий  

интеллектинтеллект  

высокийвысокий  

низкийинтеллектнизкийинтеллект  

интеллектнизкийинтеллектнизкий  

интеллектинтеллект  

 

Рис. 61. Отношение учеников к учителям в зависимости от их уровня интеллекта  

 

Послесловие  

 

ВРЕМЯ  

Общий фактор (G -f)  

 

"Текучий"  

интеллект  

 

Потенциальная  

креативность  

 

Актуальная  

креативность  

 

 

 

Имплицитная  

обучаемость  

 

Вербальный фактор  

 

Пространственный фактор  

 

Формально-числовой фактор  

 

Эксплицитная  

обучаемость  

 

лКристалли-  

зованный»  

интеллект  

 

Рис. 63. Схема развития общих способностей  




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 862
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Психология общих способностей » 26 страница
  • Психология общих способностей » 29 страница
  • Психология общих способностей » 28 страница
  • Психология общих способностей » 27 страница
  • Психология общих способностей » 25 страница
  • Психология общих способностей » 30 страница
  • Психология общих способностей » 31 страница
  • Психология общих способностей » 32 страница
  • Психология общих способностей » 33 страница
  • Психология общих способностей » 34 страница
  • Психология общих способностей » 13 страница
  • Психология общих способностей » 2 страница
  • Психология общих способностей » 3 страница
  • Психология общих способностей » 4 страница
  • Психология общих способностей » 5 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь