Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Психология общих способностейции)» [4].
Поскольку всякий психический процесс (в том числе Д познавательный) является временной характеристикой функционирования соответствующей сис- темы, В. Д. Шадриков выделяет способности мыслительные, восприятия, памяти и так далее. Способности, по Шадрикову, являются общими в смысле отнесенно- сти к конкретным видам деятельности: не существует, с этой точки зрения, ллетных», лкулинарных», лмузыкальных», лпедагогических» и прочих способно- стей. Но остается неясным, если рассуждать в терминах Шадрикова, есть ли функциональные психические системы более общие, чем те, которые соответ- ствуют отдельным познавательным процессам, описанным в учебниках по об- щей психологии?
Оставим пока в стороне вопрос о том, является ли любая психическая сис- тема функциональной (по П. Н. Анохину), то есть системой, обеспечивающей достижение полезного результата.
Правда, Шадриков вводит понятие общей одаренности, определяя ее как пригодность к широкому кругу деятельностей или сочетание способностей, от каждой из которых зависит успешность выполнения той или иной деятельности, но и в этом случае общее не предшествует частному, а наоборот есть результат лсборки» отдельных элементов.
Различая специальные и общие способности, Д. Н. Завалишина вслед за Б. М. Тепловым связывает общие способности с более общими условиями веду- щих форм человеческой деятельности, а специальные Д с отдельными видами деятельности [5]. Тем самым вновь проводится линия лдеятельностной редук- ции»: способности конституируются не по видам психических функциональных систем, а по видам деятельности.
Разумнее было бы предположить, что способности связаны с какими-то общими сторонами функционирования психики, которые проявляются не в кон- кретных деятельностях или группах деятельностей, а в общих формах внешней активности (поведения) человека.
Следуя Б. Ф. Ломову [б], выделявшему три функции психики: коммуникатив- ную, регуляторную и познавательную, можно было бы говорить о коммуникатив- ных, регуляторных и познавательных способностях. В данной книге речь пойдет лишь о группе познавательных способностей (точнее Д когнитивных).
Воспользуемся когнитивной парадигмой (как она ни условна) и рассмотрим работу психики как единой системы, перерабатывающей информацию.
В этом процессе можно выделить: 1) приобретение, 2) применение, 3) преоб- разование и сохранение знаний.
Тем самым мы получаем следующую схему, где компонентами выступают три перечисленные выше системы (рис. 1)
Эта система имеет один вход и один выход. Способность к применению знаний можно было бы отождествлять с интеллектом как способностью решать задачи на основе имеющихся знаний (тестовый интеллект).
Обучаемость является способностью к приобретению знаний, а креативность (общая творческая способность) Д способностью к преобразованию знаний (с ним связано воображение, фантазия, порождение гипотез и пр.).
Сохранение знаний преимущественно связывается с долговременной памятью, но, поскольку ее содержание не является актуальной психической реальностью (в отличие от содержания кратковременной памяти), есть основания считать этот процесс физиологическим, либо, по крайней мере, Д психофизиологиче- ским. Дальнейшее изложение будет посвящено природе и взаимоотношениям трех основных общих способностей.
Каждой из них соответствует специфическая мотивация и специфическая форма активности, как-то: креативности Д мотивация самоактуализации (по А. Маслоу) и творческая активность, интеллекту Д мотивация достижений и адаптивное поведение, обучаемости Д познавательная мотивация.
Частично эти предварительные соображения будут подтверждены, частично Д опровергнуты при изложении и анализе результатов экспериментальных иссле- дований в следующих главах книги.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодалев А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. 1984. № 1.
2. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.., 1959.
3. Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
4. Шадриков В. Д. Способности, одаренность, талант / /Развитие и диагностика способно- стей. Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков М.: Наука, 1991. С. 11.
5. Завалишина Д. Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагности- ка способностей. М.: Наука, 1991.
6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
Глава 2
Общие
интеллектуальные
способности
Термин линтеллект», помимо своего научного значения (которое у каждого теоретика свое), как старый крейсер ракушками, оброс бесконечным количе- ством обыденных и популяризаторских истолкований. Реферирование работ ав- торов, которые в той или иной мере касались этого предмета, заняло бы не одну сотню страниц. Поэтому проведем краткий обзор и выберем наиболее приемле- мую трактовку понятия линтеллект».
Основным критерием выделения интеллекта как самостоятельной реально- сти является его функция в регуляции поведения. Когда говорят об интеллекте как некоторой способности, то в первую очередь опираются на его адаптационное значение для человека и высших животных. Интеллект, как полагал В. Штерн, есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным усло- виям. Приспособительный акт (по Штерну) Д это решение жизненной задачи, осуществленной посредством действия с мысленным (лментальным») эквива- лентом объекта, посредством лдействия в уме» (или же, по Я. А. Пономареву, лво внутреннем плане действия» [1]). Благодаря этому решение некоторой про- блемы субъект осуществляет здесь и теперь без внешних поведенческих проб, правильно и одноразово: пробы, проверка гипотез осуществляются во лвнутрен- нем плане действия».
Согласно Л. Полани [2], интеллект относится к одному их способов приоб- ретения знаний. Но, на взгляд большинства других авторов, приобретение знаний (ассимиляция, по Ж. Пиаже) выступает лишь побочной стороной процесса при- менения знаний при решении жизненной задачи. Важно, чтобы задача была дей- ствительно новой или, по крайней мере, имела компонент новизны. С проблемой интеллектуального поведения тесно связана проблема лтрансфера» Д переноса лзнаний Д операций» из одной ситуации на другую (новую).
Но в целом развитый интеллект, по Ж. Пиаже, проявляется в универсальной адаптивности, в достижении лравновесия» индивида со средой.
; Любой интеллектуальный акт предполагает активность субъекта и наличие саморегуляции при его выполнении. По мнению М. К. Акимовой, основой интел- лекта является именно умственная активность, в то время как саморегуляция лишь обеспечивает необходимый для решения задачи уровень активности. К этой точке зрения примыкает Э. А. Голубева [3, 4], полагающая, что активность и саморегуляция являются базовыми факторами интеллектуальной продуктив-
, ности, и добавляет к ним еще и работоспособность.
Во взгляде на природу интеллекта как на способность содержится рацио- нальное зерно. Оно становится заметным, если взглянуть на эту проблему с точки зрения отношений сознательного и бессознательного в психике человека. Еще В. Н. Пушкин рассматривал мыслительный процесс как взаимодействие со-
; знания и подсознания. На разных этапах решения проблемы ведущая роль от
| одной структуры переходит к другой. Если на стадии постановки задачи и ана- лиза доминирует сознание, то на стадии линкубации идеи» и порождения гипотез решающую роль играет активность бессознательного. В момент линсайта» (нео- жиданного открытия, озарения) идея прорывается в сознание благодаря лкорот- кому замыканию» по принципу лключ Д замок», что сопровождается яркими эмоциональными переживаниями. На стадии же отбора и проверки гипотез, а также оценки решения вновь доминирует сознание.
Можно заключить, что при интеллектуальном акте доминирует, регулирует процесс решения сознание, а подсознательное выступает в качестве объекта регуляции, то есть в субдоминантном положении.
Для удобства изобразим следующую схему:
ДДД> доминантное воздействие
ДД->Х субдоминантное воздействие (обратная связь)
Рис. 2. Принципиальная схема регуляции интеллектуального акта
Интеллектуальное поведение сводится к принятию правил игры, которые системе, обладающей психикой, навязывает среда. Критерием интеллектуального поведения является не преобразование среды, а открытие возможностей среды для адаптивных действий индивида в ней. По крайней мере, преобразование среды (творческий акт) лишь сопутствует целесообразной деятельности челове- ка, а его результат (творческий продукт) есть лпобочный продукт деятельности», по терминологии Пономарева, который осознается илине осознается субъектом.
Можно дать первичное определение интеллекта как некоторой способности, определяющей общую успешность адаптации человека к новым условиям. Ме- ханизм интеллекта проявляется в решении задачи во внутреннем плане дей- ствия (лв уме») при доминировании роли сознания над бессознательным. Одна- ко подобное определение столь же спорно, как и все другие.
Дж. Томпсон [5] также полагает, что интеллект есть лишь абстрактное поня- тие, которое упрощает и суммирует ряд поведенческих характеристик.
Поскольку интеллект как реальность существовал до психологов, как и хи- мические соединения Д до химиков, постольку важно знать его лобыденные» характеристики. Р. Стернберг впервые предпринял попытку дать определение понятию линтеллект» на уровне описания обыденного поведения. В качестве метода он избрал факторный анализ суждений экспертов. В конечном счете выделились три формы интеллектуального поведения: 1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное), 2) способность решать проблемы, 3) практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.) [б].
Вслед за Р. Стернбергом М. А. Холодная выделяет минимум базовых свойств интеллекта: разноуровневые свойства, характеризующие достигнутый уровень раз- вития отдельных познавательных функций (как вербальных, так и невербальных), и презентации действительности, лежащие в основе процессов (сенсорное раз-
личие, оперативная память и долговременная память, объем и распределение внимания, осведомленность в определенной содержательной сфере и т. д.);
2) комбинаторные свойства, характеризующиеся способностью к выявлению и формированию разного рода связей и отношений в широком смысле слова Д способность комбинировать в различных сочетаниях (пространственно-времен- ных, причинно-следственных, категориально-содержательных) компоненты опы- та; 3) процессуальные свойства, характеризующие операциональный состав, при- емы и отражение интеллектуальной деятельности вплоть до уровня элементар- ных информационных процессов; 4) регуляторные свойства, характеризующие обеспечиваемые интеллектом эффекты координации, управления и контроля психической активности» [7].
Однако можно долго блуждать в потемках субстанциональных определений интеллекта. На помощь в затруднительных случаях такого рода приходит изме- рительный подход. Интеллект можно определить через процедуру его измерения как способность решать определенным образом сконструированные тестовые задачи.
Позиция автора этой книги состоит в том, что все психологические теории являются не субстанциональными, а операциональными (по М.Бунге). То есть любой психологический конструкт, описывающий психологическое свойство, процесс, состояние, имеет смысл лишь в сочетании с описанием процедуры иссле- дования, диагностики, измерения поведенческих проявлений этого конструкта. При изменении процедуры измерения конструкта изменяется и его содержание.
Следовательно, рассуждения о том, что такое интеллект, нужно вести в рам- ках операционального подхода. Наиболее ярко он проявляется в факторных моделях интеллекта.
Общая идеология факторного подхода сводится к следующим основным предпосылкам; 1) подразумевается, что интеллект, как и любая другая психиче- ская реальность, является латентным, то есть он дан исследователю только через различные косвенные проявления при решении жизненных задач; 2) интеллект является латентным свойством некоторой психической структуры (лфункцио- нальной системы»), оно может быть измерено, то есть интеллект есть линейное свойство (одномерное или многомерное); 3) множество поведенческих проявле- ний интеллекта всегда больше, чем множество свойств, то есть можно придумать много интеллектуальных задач для выявления всего лишь одного свойства;
4) интеллектуальные задачи объективно различаются по уровню трудности;
5) решение задачи может быть правильным или неправильным (или может как угодно близко приближаться к правильному); 6) любую задачу можно решить правильно за бесконечно большое время.
Следствием этих положений является принцип квазиизмерительной проце- дуры; чем труднее задача, тем более высокий уровень развития интеллекта тре- буется для ее правильного решения.
При формировании измерительного подхода к интеллекту мы неявно опира- емся на представление о некотором идеальном интеллектуале или же об лиде-
альном интеллекте» как некоторой абстракции. Человек, обладающий идеаль- ным интеллектом, может правильно и в одиночку решить мыслительную задачу (или множество задач) произвольно большой сложности за бесконечно малое время и, добавим, невзирая на внутренние и внешние помехи. Обычно же люди думают медленно, часто ошибаясь, утомляясь, периодически предаваясь интел- лектуальной лени и пасуя перед сложными заданиями.
В измерительном подходе есть определенное противоречие. Дело в том, что на практике не используется универсальная точка отсчета Д лидеальный интеллект», хотя ее применение и оправдано теоретически. Каждый тест по- тенциально может быть выполнен со 100 % успешностью, поэтому испытуемые должны располагаться на одной прямой, в зависимости от величины своего от- ставания от идеального интеллектуала. Однако на практике в настоящее вре- мя принята не шкала отношений, предполагающая объективную абсолютную точку отсчета (лабсолютный нуль», как в шкале температур Кельвина), а шка- ла интервалов, в которой абсолютная точка отсчета отсутствует. На шкале интервалов люди располагаются, в зависимости от уровня развития индивиду- ального интеллекта, по правую или левую сторону от условного лсреднего» интеллектуала.
Подразумевается, что распределение людей по уровню интеллекта, как и большинство биологических и социальных признаков, описывается законом нор- мального распределения. Среднеинтеллектуальный человек Д это наиболее часто встречающийся в популяции индивид, решающий задачу средней трудно- сти с вероятностью 50 % или за лсреднее» время.
Основная суть измерительного подхода Д в процедуре и содержании тесто- вых задач. Важно определить, какие задания направлены на диагностику интел- лекта, а какие Д на диагностику других психических свойств.
Акцент смещается на интерпретацию содержания заданий: являются ли они новыми для субъекта и требуется ли для их успешного решения проявление таких признаков интеллекта, как автономные действия в умственном простран- стве (в ментальном плане).
Операциональное понимание интеллекта выросло из первичного представле- ния об уровне умственного развития, определяющего успешность выполнения любых познавательных, творческих, сенсомоторных и прочих задач и проявляю- щегося в некоторых универсальных характеристиках поведения человека.
Эта точка зрения опирается на труды А. Бине, посвященные диагностике умственного развития детей. В качестве лидеального интеллектуала» Бине, ве- роятно, представлял человека западноевропейской цивилизации, овладевшего некоторыми базовыми знаниями и умениями, и признаком нормального разви- Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|