Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Психология общих способностей
зХ 0 2 4 6 8 10 12 14 16
1. Быстрота восприятия (Thurstone. 1955)
2. Интеллект (по Bayley, 1970)
3. Суждения (Thurstone, 1955)
Рис. 24. Интеллектуальное развитие ребенка и подростка (по Ж, Годфруа. Что такое прогресс. М.: Прогресс, 1993)
Развитие общих интеллектуальных способностей зависит не только от воз- раста, но и от вида деятельности (учебной и профессиональной), которой занима- ется человек.
В последнее время данные о снижении интеллекта у лиц пожилого возраста подвергаются критике. Сохраняются, в первую очередь, индивидуальные разли- чия интеллекта. Сторонники концепции об индивидуальной стабильности IQ в течение жизни приводят целый ряд аргументов. Так, по результатам тестирова- ния учеников средней школы и колледжей, успешность выполнения интеллекту- альных тестов остается практически неизменной в течение обучения [30]. В частности, Т. Хансен провел исследование интеллекта 613 мальчиков-третье- классников и сравнил результаты с их же показателями через 10 лет перед поступлением на службу в армию. Корреляция оказалась равной 0,73. В ряде
других исследований получены еще более высокие корреляции между уровнем интеллекта, измеренного в раннем детстве, и более поздними результатами (0,46< г<0,83).
Разумеется, с течением времени корреляция результатов раннего тестиро- вания уменьшалась, но все равно была высокой: через 10 лет она оставалась на уровне 0,65, а через 25 лет Д на уровне 0,60. Дж. Андерсон [31] выдвинул гипотезу лперекрытия» для объяснения связи между результатами тестирования интеллекта в разном возрасте. В течение жизни индивид не утрачивает приоб- ретенные знания и интеллектуальные навыки, потому константа IQ отражает отношение частьДцелое между существовавшим потенциалом и вновь приоб- ретенным. Однако критики концепции стабильности IQ считают, что можно го- ворить лишь о постоянстве уровня интеллекта в среднем по выборке, в то время как индивидуальные показатели могут у одних людей ухудшаться, а у других Д улучшаться в течение жизни.
Исследования калифорнийских психологов показали, что индивидуальные показатели интеллекта с 6 до 18 лет могут изменяться в пределах 30 единиц (при а = 15). Эти изменения были связаны не со спонтанными колебаниями, а с различиями в семейном окружении: у детей, оказавшихся в благоприятной эмоциональной среде, уровень интеллекта постоянно повышался, а у детей, по отношению к которым родители не проявляли достаточной заботы, наблюдался процесс снижения уровня интеллекта. По данным американских исследователей, решающим фактором, влияющим на относительный прогресс или регресс в развитии интеллекта, оказался уровень образования родителей. Что касается эмоциональных отношений, то эмоциональная подчиненность родителям влияла на спад IQ в возрасте от 4,5 до 6 лет. Подъем же IQ связан с эмоциональным одобрением со стороны родителей, поощрением инициативы и рассудительно- сти, а также формированием родителями у ребенка еще не нужных для адапта- ции в данном возрасте умений и навыков.
Развитие интеллекта в школьном возрасте определяется преимущественно внутренней мотивацией ребенка Д стремлением к высоким достижениям, тягой к соперничеству и любознательностью.
Более серьезные проблемы возникают при исследовании интеллекта взрос- лых. Как уже отмечалось выше, большая часть исследований изменения интел- лекта взрослых отмечает подъем показателей от 17 до 20Д30 лет, а затем Д резкое снижение. Особо резкое падение уровня интеллекта наблюдается после 60 лет (данные получены по тесту Векслера WAIS) [32]. Однако эти данные подвергаются обоснованной критике. Во-первых, эти результаты получены ме- тодом срезов, то есть исследование проводилось одномоментно на группах лю- дей разных возрастов. Но различия групповых данных могут быть обусловлены не возрастными особенностями, а тем, что люди, вошедшие в разные возрастные группы, принадлежат к различным поколениям и обладают разным уровнем образования и культуры. Уровень образования населения с течением времени повышается, и это неизбежно отражается в повышении результативности выпол-
нения теста WAIS молодым поколением. Старшие по возрасту люди хуже вы- полняют тесты, потому что они менее образованны. Вторым аргументом явля- ются результаты, полученные в лонгитюдных исследованиях, противоречащие результатам, полученным методом срезов. Во всех лонгитюдных исследованиях, которые основаны на повторном тестировании одних и тех же людей, имеющих высокий интеллектуальный и/или образовательный уровень, замечены тенден- ции к увеличению уровня интеллекта от 5 до 40 лет. Сходные результаты полу- чены при обследовании лиц со средним уровнем интеллекта и образования, а также при изучении умственно отсталых испытуемых [33]. Наиболее тщатель- ное исследование по этому вопросу провели К. В. Шай и С. Р. Стротер в 1968 году [33]. Они обследовали с помощью теста элементарных умственных способностей 500 человек, отобранных из популяции 18000 человек случайным образом. В возрастные группы входили по 25 мужчин и 25 женщин в возрасте от 20 до 70 лет с интервалом 5 лет. Через 7 лет 302 человека из исходной выборки были вновь протестированы. Сравнение данных, полученных методом срезов и лонги- тюдным методом, показало, что все лица, ранее принадлежащие молодому поко- лению, лучше выполняют тест. Кроме того, лонгитюд показал, что по определен- ным тестам результативность практически не изменяется с возрастом, и лишь по некоторым наблюдается небольшое, но значимое снижение. Пространствен- ный интеллект остается неизменным примерно до 60 лет, после чего наблюдает- ся снижение продуктивности. Тест на логическое мышление лучше всего выпол- няют люди в возрасте от 35 до 45 лет, а после 45 начинается снижение средних показателей. Вербальный интеллект улучшается до 55-60 лет, снижение насту- пает к 65-70 годам. Наконец, арифметический тест практически одинаково ус- пешно выполняют испытуемые от 25 до 60 лет (с некоторым улучшением), после 60 лет наступает ухудшение.
Анализируя данные многочисленных исследований, ведущий американский специалист в области тестирования интеллекта А. Анастази [30] приходит к выводу, что снижение интеллекта, связанное с возрастом, проявляется только после 60 лет, а до этого периода различия средних данных по разным возраст- ным группам объясняются различиями поколений по уровню образования и культуры. Результаты эмпирических исследований говорят о жесткой связи интеллектуальной продуктивности людей в 60-80 лет с их профессией: некото- рые интеллектуальные функции с годами могут развиваться даже в преклон- ном возрасте. Однако с возрастом все же происходит снижение продуктивно- сти основного показателя интеллекта, а именно лобщего интеллекта», за счет замедления мыслительного процесса, связанного со снижением скорости обра- ботки информации. Причем скоростные показатели интеллекта по многочис- ленным данным снижаются уже с 30 лет. Считается, что из парциальных спо- собностей больше всего страдают мнемические процессы, связанные с ак- тивным восприятием и долгосрочным хранением информации, а способность к краткосрочному удержанию информации снижается с возрастом весьма не- значительно. Снижается скорость кодирования и актуализации информации в кратковременной памяти.
Рис. 25. Развитие кристаллизованного и флюидного интеллекта в течение жизни (по J. R. Neselroade, R. В. Cattell (eds.). Handbook of Multivariate Experimental Psycology. N.Y.: Plenum Press, 1988)
Главной особенностью изменения интеллекта при старении является диффе- .циация психических функций. В молодости основные парциальные способно- и (пространственные, вербальные, арифметические и пр.) могут изменяться гносительно независимо друг от друга. В пожилом возрасте проявляется диф- ференцировка функций на лкристаллизованные» и лтекучие» (по Кэттеллу). Напомним, что, по Кэттеллу, лкристаллизованные» функции зависят от трениров- ки, образования, приобщенности к культуре (логическое мышление, способность к счету, знания и пр.). Под лтекучими» способностями Кэттелл понимал способ- ности, позволяющие осуществлять гибкое и быстрое восприятие и обработку информации (скорость обработки информации). Эти способности обусловлены генетически. На наш взгляд, кэттелловский лтекучий интеллект» тождественен Фактору лобщей умственной энергии» по Спирмену.
Данные исследований возрастных изменений познавательных функций свиде- ельствуют о том, что лкристаллизованные» функции мало зависят от процесса старения, их структура не изменяется, они могут тренироваться (способность заучивать стихи). Что касается скоростных способностей (лтекучий интел- лект»), то, как правило, они снижаются при старении, особенно после 60 лет.
Результаты В. Д. Освальда, полученные при исследовании стариков, страда- ющих деменцией (снижением интеллекта при органическом заболевании мозга), также свидетельствуют в пользу разведения этих двух видов интеллекта: кри- таллизованные функции у дементных больных могут даже улучшиться при упражнениях, но лтекучий интеллект» резко снижается при старческой демен- ции. Больным трудно удерживать новую информацию, запомнить ее, они с тру- дом воспроизводят материал, не успевают воспринимать, обрабатывать и отыски-
вать в памяти необходимую информацию (при телефонном разговоре, переходе через улицу, просмотре телепередачи и пр.) и так далее.
Можно сделать вывод, что общий интеллект в течение жизни претерпевает определенные изменения: развиваясь особенно интенсивно от 0 до 12 лет, дости- гая оптимума развития к 20-30 годам, его уровень несколько снижается и затем падает после 60 лет. лКристаллизованный интеллект» либо снижается незначи- тельно, либо остается неизменным и может даже развиваться.
Интеллект в стр:
Глава 5
Интеллект в структуре психики
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
Психофизиологический подход основан на предположении, что некоторые особенности работы головного мозга определяют свойства психических процес- сов и составляют физиологическую основу психических способностей.
Наиболее ярким представителем психофизиологического редукционизма яв- ляется Г. Айзенк, полагавший, что интеллект определяется скоростью перера- ботки информации нервной системой. Скорость же переработки информации связана с уровнем активированности нервной системы.
Точка зрения Г. Айзенка получает поддержку многих исследователей. В ча- стности, В. Вайс, исследуя в Германии три поколения родственников математи- чески одаренных детей, выдвинул предположение: лГипотетический аутосомный рецессивный аллель в гомозиготном состоянии является предпосылкой высоко- го уровня развития математических и технических способностей, а также высо- кого значения IQ (более 130). Предполагается, что обнаруженные наследствен- ные различия объясняются различиями в "скорости переработки информации" мозгом, а та, в свою очередь, может быть связана с наследственным полиморфиз- мом некоего фермента, ограничивающего скорость синаптической передачи» [I].
Главный аргумент против психофизиологического подхода содержится в дан- ных самих психогенетических близнецовых исследований: коэффициент наследуе- мости индивидуальных различий параметров ЭЭГ, ВП (вызванных потенциалов) и пр. всегда меньше, чем коэффициенты наследуемости свойств интеллекта.
Однако Айзенк последовательно отстаивал точку зрения на интеллект как на свойство нейрофизиологическое по своей природе. Какие же аргументы он ис- пользовал для обоснования своей позиции?
Айзенк считал интеллект проявлением скорости переработки информации нервной системой индивида. И соответственно главным аргументом для него были высокие положительные коэффициенты корреляции между результатом тестирования лскоростного интеллекта» и электрофизиологическими показате- лями.
Цитируя обзор исследований по физиологии интеллекта Т. Гаслера с соавто- рами, он делает следующие выводы:
1) существует небольшая корреляционная связь параметров ЭЭГ и IQ у нормальных детей;
2) она особенно выражена для детей с пограничными случаями умственной отсталости и задержки развития;
3) дети более зрелые по параметрам ЭЭГ имеют более высокий IQ;
4) с IQ в большей степени коррелирует распределение частот ЭЭГ, нежели топографическое распределение.
Кроме того, было обнаружено, что амплитуды усредненных вызванных потен- циалов (УВП) положительно коррелируют с IQ, а латентный период и дисперсия ВП Д отрицательно: корреляции варьировали в пределах от 0,20 до 0,40.
В исследованиях А. и Д. Хендриксон была выявлена устойчивая зависимость между результатом выполнения теста Векслера и параметрами УВП: сложно- стью, изменчивостью и комплексным показателем лсложность минус измен- чивость». Коэффициент корреляции между отдельными субтестами и тремя эти- ми показателями оказался очень велик, причем интенсивность УП положитель- но коррелировала с показателями интеллекта, изменчивость Д отрицательно, а комплексный показатель Д положительно (см. табл. 14). Особо высокие пока- затели были получены для субтестов вербальной шкалы: лОсведомленность», лАрифметический». лСловарный», лСходство» и значительно меньшие Д для субтестов невербальной шкалы, что в очередной раз опровергает взгляды Век- слера на природу и детерминацию развития вербального и невербального интел- лектов.
Эти данные (табл.- 14) были воспроизведены в ряде работ и послужили обоснованием теории Д. Хендриксона. При обработке информации нервная си- стема допускает ошибки. Измеряя интеллект, мы фиксируем меру влияния зада- ния на ошибочность работы нервной системы. Ошибки при переработке инфор- мации нервной системой проявляются в большей изменчивости усредненных вызванных потенциалов и меньшей их сложности.
Другая модель, объясняющая уровень IQ особенностями переработки инфор- мации в центральной нервной системе, предложена Е. Шафер. Эффективно фун- кционирующий мозг нуждается в меньшем числе нейронов для обработки из- вестного стимула и в большем Д для неизвестного. Поэтому у индивида с высокой адаптивностью нервной системы будет небольшая амплитуда УВП на неизвестный стимул и большая Д на новый неожиданный стимул, что будет сопровождаться высоким значением IQ. У индивидов с низкой адаптивностью
Таблица 14. Корреляция между характеристиками усредненных вызванных потенциалов (изменчивости, сложности и объединенного показателя) с субтестами векслеровскои шкалы интеллекта
Субтесты шкалы ВекслераИзменчивостьСложностьСложность минус изменчивость 1-0,640,550,68 2-0,500,530,59 3-0,570,560,65 4-0,690,540,71 5-0,540,490,59 6-0,570,620,68 7-0,690,680.78 8-0,280,320,35 9-0,470,520,57 10-0,500,450,54 11-0,360,450,46 12-0,320,450,44 13-0,560,530,60 Шкала Векслера в целом-0,720,720,83
при предъявлении нового и известного сигналов величины амплитуд УВП будут мало различаться.
В экспериментах эта гипотеза нашла подтверждение.
Г. Айзенк считал, что большой интерес вызывает результат исследования Д. и В. Молфезе. Они рассматривали ВП на предъявление сигнала у детей через 36 часов после рождения, а через три года измеряли уровень их умственного развития. Оказалось, что существуют значимые корреляции амплитуды ВП и показателей вербального интеллекта. Это лишний раз свидетельствует о том, что вербальный интеллект контролируется генетически как видоспецифическая об- щая способность человека, что и выражается в величинах коэффициентов кор- реляций психометрических и многих физиологических параметров.
Айзенк приводит немало аргументов в пользу значения биохимических процессов в детерминации интеллекта: в них он видит источник лпсихической энергии» (Ч. Спирмен), которая определяет уровень интеллекта.
Сам Айзенк не создал завершенной нейрофизиологической теории интеллек- Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|