Психология общих способностей



15 страница


 

 

 

зХ 0 2 4 6 8 10 12 14 16  

 

1. Быстрота восприятия (Thurstone. 1955)  

 

2. Интеллект (по Bayley, 1970)  

 

3. Суждения (Thurstone, 1955)  

 

Рис. 24. Интеллектуальное развитие ребенка и подростка (по Ж, Годфруа. Что такое  

прогресс. М.: Прогресс, 1993)  

 

Развитие общих интеллектуальных способностей зависит не только от воз-  

раста, но и от вида деятельности (учебной и профессиональной), которой занима-  

ется человек.  

 

В последнее время данные о снижении интеллекта у лиц пожилого возраста  

подвергаются критике. Сохраняются, в первую очередь, индивидуальные разли-  

чия интеллекта. Сторонники концепции об индивидуальной стабильности IQ в  

течение жизни приводят целый ряд аргументов. Так, по результатам тестирова-  

ния учеников средней школы и колледжей, успешность выполнения интеллекту-  

альных тестов остается практически неизменной в течение обучения [30].  

В частности, Т. Хансен провел исследование интеллекта 613 мальчиков-третье-  

классников и сравнил результаты с их же показателями через 10 лет перед  

поступлением на службу в армию. Корреляция оказалась равной 0,73. В ряде  

 

других исследований получены еще более высокие корреляции между уровнем  

интеллекта, измеренного в раннем детстве, и более поздними результатами  

(0,46< г<0,83).  

 

Разумеется, с течением времени корреляция результатов раннего тестиро-  

вания уменьшалась, но все равно была высокой: через 10 лет она оставалась на  

уровне 0,65, а через 25 лет Д на уровне 0,60. Дж. Андерсон [31] выдвинул  

гипотезу лперекрытия» для объяснения связи между результатами тестирования  

интеллекта в разном возрасте. В течение жизни индивид не утрачивает приоб-  

ретенные знания и интеллектуальные навыки, потому константа IQ отражает  

отношение частьДцелое между существовавшим потенциалом и вновь приоб-  

ретенным. Однако критики концепции стабильности IQ считают, что можно го-  

ворить лишь о постоянстве уровня интеллекта в среднем по выборке, в то время  

как индивидуальные показатели могут у одних людей ухудшаться, а у других Д  

улучшаться в течение жизни.  

 

Исследования калифорнийских психологов показали, что индивидуальные  

показатели интеллекта с 6 до 18 лет могут изменяться в пределах 30 единиц  

(при а = 15). Эти изменения были связаны не со спонтанными колебаниями, а с  

различиями в семейном окружении: у детей, оказавшихся в благоприятной  

эмоциональной среде, уровень интеллекта постоянно повышался, а у детей, по  

отношению к которым родители не проявляли достаточной заботы, наблюдался  

процесс снижения уровня интеллекта. По данным американских исследователей,  

решающим фактором, влияющим на относительный прогресс или регресс в  

развитии интеллекта, оказался уровень образования родителей. Что касается  

эмоциональных отношений, то эмоциональная подчиненность родителям влияла  

на спад IQ в возрасте от 4,5 до 6 лет. Подъем же IQ связан с эмоциональным  

одобрением со стороны родителей, поощрением инициативы и рассудительно-  

сти, а также формированием родителями у ребенка еще не нужных для адапта-  

ции в данном возрасте умений и навыков.  

 

Развитие интеллекта в школьном возрасте определяется преимущественно  

внутренней мотивацией ребенка Д стремлением к высоким достижениям, тягой  

к соперничеству и любознательностью.  

 

Более серьезные проблемы возникают при исследовании интеллекта взрос-  

лых. Как уже отмечалось выше, большая часть исследований изменения интел-  

лекта взрослых отмечает подъем показателей от 17 до 20Д30 лет, а затем Д  

резкое снижение. Особо резкое падение уровня интеллекта наблюдается после  

60 лет (данные получены по тесту Векслера WAIS) [32]. Однако эти данные  

подвергаются обоснованной критике. Во-первых, эти результаты получены ме-  

тодом срезов, то есть исследование проводилось одномоментно на группах лю-  

дей разных возрастов. Но различия групповых данных могут быть обусловлены  

не возрастными особенностями, а тем, что люди, вошедшие в разные возрастные  

группы, принадлежат к различным поколениям и обладают разным уровнем  

образования и культуры. Уровень образования населения с течением времени  

повышается, и это неизбежно отражается в повышении результативности выпол-  

 

нения теста WAIS молодым поколением. Старшие по возрасту люди хуже вы-  

полняют тесты, потому что они менее образованны. Вторым аргументом явля-  

ются результаты, полученные в лонгитюдных исследованиях, противоречащие  

результатам, полученным методом срезов. Во всех лонгитюдных исследованиях,  

которые основаны на повторном тестировании одних и тех же людей, имеющих  

высокий интеллектуальный и/или образовательный уровень, замечены тенден-  

ции к увеличению уровня интеллекта от 5 до 40 лет. Сходные результаты полу-  

чены при обследовании лиц со средним уровнем интеллекта и образования,  

а также при изучении умственно отсталых испытуемых [33]. Наиболее тщатель-  

ное исследование по этому вопросу провели К. В. Шай и С. Р. Стротер в 1968 году  

[33]. Они обследовали с помощью теста элементарных умственных способностей  

500 человек, отобранных из популяции 18000 человек случайным образом.  

В возрастные группы входили по 25 мужчин и 25 женщин в возрасте от 20 до  

70 лет с интервалом 5 лет. Через 7 лет 302 человека из исходной выборки были  

вновь протестированы. Сравнение данных, полученных методом срезов и лонги-  

тюдным методом, показало, что все лица, ранее принадлежащие молодому поко-  

лению, лучше выполняют тест. Кроме того, лонгитюд показал, что по определен-  

ным тестам результативность практически не изменяется с возрастом, и лишь  

по некоторым наблюдается небольшое, но значимое снижение. Пространствен-  

ный интеллект остается неизменным примерно до 60 лет, после чего наблюдает-  

ся снижение продуктивности. Тест на логическое мышление лучше всего выпол-  

няют люди в возрасте от 35 до 45 лет, а после 45 начинается снижение средних  

показателей. Вербальный интеллект улучшается до 55-60 лет, снижение насту-  

пает к 65-70 годам. Наконец, арифметический тест практически одинаково ус-  

пешно выполняют испытуемые от 25 до 60 лет (с некоторым улучшением), после  

60 лет наступает ухудшение.  

 

Анализируя данные многочисленных исследований, ведущий американский  

специалист в области тестирования интеллекта А. Анастази [30] приходит к  

выводу, что снижение интеллекта, связанное с возрастом, проявляется только  

после 60 лет, а до этого периода различия средних данных по разным возраст-  

ным группам объясняются различиями поколений по уровню образования и  

культуры. Результаты эмпирических исследований говорят о жесткой связи  

интеллектуальной продуктивности людей в 60-80 лет с их профессией: некото-  

рые интеллектуальные функции с годами могут развиваться даже в преклон-  

ном возрасте. Однако с возрастом все же происходит снижение продуктивно-  

сти основного показателя интеллекта, а именно лобщего интеллекта», за счет  

замедления мыслительного процесса, связанного со снижением скорости обра-  

ботки информации. Причем скоростные показатели интеллекта по многочис-  

ленным данным снижаются уже с 30 лет. Считается, что из парциальных спо-  

собностей больше всего страдают мнемические процессы, связанные с ак-  

тивным восприятием и долгосрочным хранением информации, а способность  

к краткосрочному удержанию информации снижается с возрастом весьма не-  

значительно. Снижается скорость кодирования и актуализации информации в  

кратковременной памяти.  

 

 

 

Рис. 25. Развитие кристаллизованного и флюидного интеллекта в течение жизни (по  

J. R. Neselroade, R. В. Cattell (eds.). Handbook of Multivariate Experimental Psycology.  

N.Y.: Plenum Press, 1988)  

 

Главной особенностью изменения интеллекта при старении является диффе-  

.циация психических функций. В молодости основные парциальные способно-  

и (пространственные, вербальные, арифметические и пр.) могут изменяться  

гносительно независимо друг от друга. В пожилом возрасте проявляется диф-  

ференцировка функций на лкристаллизованные» и лтекучие» (по Кэттеллу).  

Напомним, что, по Кэттеллу, лкристаллизованные» функции зависят от трениров-  

ки, образования, приобщенности к культуре (логическое мышление, способность  

к счету, знания и пр.). Под лтекучими» способностями Кэттелл понимал способ-  

ности, позволяющие осуществлять гибкое и быстрое восприятие и обработку  

информации (скорость обработки информации). Эти способности обусловлены  

генетически. На наш взгляд, кэттелловский лтекучий интеллект» тождественен  

Фактору лобщей умственной энергии» по Спирмену.  

 

Данные исследований возрастных изменений познавательных функций свиде-  

ельствуют о том, что лкристаллизованные» функции мало зависят от процесса  

старения, их структура не изменяется, они могут тренироваться (способность  

заучивать стихи). Что касается скоростных способностей (лтекучий интел-  

лект»), то, как правило, они снижаются при старении, особенно после 60 лет.  

 

Результаты В. Д. Освальда, полученные при исследовании стариков, страда-  

ющих деменцией (снижением интеллекта при органическом заболевании мозга),  

также свидетельствуют в пользу разведения этих двух видов интеллекта: кри-  

таллизованные функции у дементных больных могут даже улучшиться при  

упражнениях, но лтекучий интеллект» резко снижается при старческой демен-  

ции. Больным трудно удерживать новую информацию, запомнить ее, они с тру-  

дом воспроизводят материал, не успевают воспринимать, обрабатывать и отыски-  

 

вать в памяти необходимую информацию (при телефонном разговоре, переходе  

через улицу, просмотре телепередачи и пр.) и так далее.  

 

Можно сделать вывод, что общий интеллект в течение жизни претерпевает  

определенные изменения: развиваясь особенно интенсивно от 0 до 12 лет, дости-  

гая оптимума развития к 20-30 годам, его уровень несколько снижается и затем  

падает после 60 лет. лКристаллизованный интеллект» либо снижается незначи-  

тельно, либо остается неизменным и может даже развиваться.  

 

 

 

Интеллект в стр:  

 

Глава 5  

 

Интеллект  

в структуре психики  

 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА  

 

Психофизиологический подход основан на предположении, что некоторые  

особенности работы головного мозга определяют свойства психических процес-  

сов и составляют физиологическую основу психических способностей.  

 

Наиболее ярким представителем психофизиологического редукционизма яв-  

ляется Г. Айзенк, полагавший, что интеллект определяется скоростью перера-  

ботки информации нервной системой. Скорость же переработки информации  

связана с уровнем активированности нервной системы.  

 

Точка зрения Г. Айзенка получает поддержку многих исследователей. В ча-  

стности, В. Вайс, исследуя в Германии три поколения родственников математи-  

чески одаренных детей, выдвинул предположение: лГипотетический аутосомный  

рецессивный аллель в гомозиготном состоянии является предпосылкой высоко-  

го уровня развития математических и технических способностей, а также высо-  

кого значения IQ (более 130). Предполагается, что обнаруженные наследствен-  

ные различия объясняются различиями в "скорости переработки информации"  

мозгом, а та, в свою очередь, может быть связана с наследственным полиморфиз-  

мом некоего фермента, ограничивающего скорость синаптической передачи» [I].  

 

Главный аргумент против психофизиологического подхода содержится в дан-  

ных самих психогенетических близнецовых исследований: коэффициент наследуе-  

мости индивидуальных различий параметров ЭЭГ, ВП (вызванных потенциалов)  

и пр. всегда меньше, чем коэффициенты наследуемости свойств интеллекта.  

 

Однако Айзенк последовательно отстаивал точку зрения на интеллект как на  

свойство нейрофизиологическое по своей природе. Какие же аргументы он ис-  

пользовал для обоснования своей позиции?  

 

Айзенк считал интеллект проявлением скорости переработки информации  

нервной системой индивида. И соответственно главным аргументом для него  

были высокие положительные коэффициенты корреляции между результатом  

тестирования лскоростного интеллекта» и электрофизиологическими показате-  

лями.  

 

Цитируя обзор исследований по физиологии интеллекта Т. Гаслера с соавто-  

рами, он делает следующие выводы:  

 

1) существует небольшая корреляционная связь параметров ЭЭГ и IQ у  

нормальных детей;  

 

2) она особенно выражена для детей с пограничными случаями умственной  

отсталости и задержки развития;  

 

3) дети более зрелые по параметрам ЭЭГ имеют более высокий IQ;  

 

4) с IQ в большей степени коррелирует распределение частот ЭЭГ, нежели  

топографическое распределение.  

 

Кроме того, было обнаружено, что амплитуды усредненных вызванных потен-  

циалов (УВП) положительно коррелируют с IQ, а латентный период и дисперсия  

ВП Д отрицательно: корреляции варьировали в пределах от 0,20 до 0,40.  

 

В исследованиях А. и Д. Хендриксон была выявлена устойчивая зависимость  

между результатом выполнения теста Векслера и параметрами УВП: сложно-  

стью, изменчивостью и комплексным показателем лсложность минус измен-  

чивость». Коэффициент корреляции между отдельными субтестами и тремя эти-  

ми показателями оказался очень велик, причем интенсивность УП положитель-  

но коррелировала с показателями интеллекта, изменчивость Д отрицательно,  

а комплексный показатель Д положительно (см. табл. 14). Особо высокие пока-  

затели были получены для субтестов вербальной шкалы: лОсведомленность»,  

лАрифметический». лСловарный», лСходство» и значительно меньшие Д для  

субтестов невербальной шкалы, что в очередной раз опровергает взгляды Век-  

слера на природу и детерминацию развития вербального и невербального интел-  

лектов.  

 

Эти данные (табл.- 14) были воспроизведены в ряде работ и послужили  

обоснованием теории Д. Хендриксона. При обработке информации нервная си-  

стема допускает ошибки. Измеряя интеллект, мы фиксируем меру влияния зада-  

ния на ошибочность работы нервной системы. Ошибки при переработке инфор-  

мации нервной системой проявляются в большей изменчивости усредненных  

вызванных потенциалов и меньшей их сложности.  

 

Другая модель, объясняющая уровень IQ особенностями переработки инфор-  

мации в центральной нервной системе, предложена Е. Шафер. Эффективно фун-  

кционирующий мозг нуждается в меньшем числе нейронов для обработки из-  

вестного стимула и в большем Д для неизвестного. Поэтому у индивида  

с высокой адаптивностью нервной системы будет небольшая амплитуда УВП на  

неизвестный стимул и большая Д на новый неожиданный стимул, что будет  

сопровождаться высоким значением IQ. У индивидов с низкой адаптивностью  

 

Таблица 14. Корреляция между характеристиками усредненных вызванных  

потенциалов (изменчивости, сложности и объединенного показателя) с субтестами  

векслеровскои шкалы интеллекта  

 

Субтесты шкалы ВекслераИзменчивостьСложностьСложность минус изменчивость  

1-0,640,550,68  

2-0,500,530,59  

3-0,570,560,65  

4-0,690,540,71  

5-0,540,490,59  

6-0,570,620,68  

7-0,690,680.78  

8-0,280,320,35  

9-0,470,520,57  

10-0,500,450,54  

11-0,360,450,46  

12-0,320,450,44  

13-0,560,530,60  

Шкала Векслера в целом-0,720,720,83  

 

при предъявлении нового и известного сигналов величины амплитуд УВП будут  

мало различаться.  

 

В экспериментах эта гипотеза нашла подтверждение.  

 

Г. Айзенк считал, что большой интерес вызывает результат исследования  

Д. и В. Молфезе. Они рассматривали ВП на предъявление сигнала у детей через  

36 часов после рождения, а через три года измеряли уровень их умственного  

развития. Оказалось, что существуют значимые корреляции амплитуды ВП и  

показателей вербального интеллекта. Это лишний раз свидетельствует о том, что  

вербальный интеллект контролируется генетически как видоспецифическая об-  

щая способность человека, что и выражается в величинах коэффициентов кор-  

реляций психометрических и многих физиологических параметров.  

 

Айзенк приводит немало аргументов в пользу значения биохимических  

процессов в детерминации интеллекта: в них он видит источник лпсихической  

энергии» (Ч. Спирмен), которая определяет уровень интеллекта.  

 

Сам Айзенк не создал завершенной нейрофизиологической теории интеллек-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 724
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Психология общих способностей » 31 страница
  • Психология общих способностей » 21 страница
  • Психология общих способностей » 22 страница
  • Психология общих способностей » 23 страница
  • Психология общих способностей » 24 страница
  • Психология общих способностей » 25 страница
  • Психология общих способностей » 26 страница
  • Психология общих способностей » 27 страница
  • Психология общих способностей » 28 страница
  • Психология общих способностей » 29 страница
  • Психология общих способностей » 30 страница
  • Психология общих способностей » 7 страница
  • Психология общих способностей » 32 страница
  • Психология общих способностей » 33 страница
  • Психология общих способностей » 34 страница
  • Психология общих способностей » 35 страница
  • Психология общих способностей » 36 страница
  • Психология общих способностей » 37 страница
  • Психология общих способностей » 40 страница
  • Психология общих способностей » 39 страница
  • Психология общих способностей » 38 страница
  • Психология общих способностей » 20 страница
  • Психология общих способностей » 11 страница
  • Психология общих способностей » 12 страница
  • Психология общих способностей » 13 страница
  • Психология общих способностей » 14 страница
  • Психология общих способностей » 16 страница
  • Психология общих способностей » 17 страница
  • Психология общих способностей » 18 страница
  • Психология общих способностей » 19 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь