Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Психология общих способностей » 16 страница



Психология общих способностей



16 страница


та. Он был идеологом и пропагандистом исследовательской программы, которая  

получила название лжесткий путь» или лновая биология интеллекта».  

 

МОДЕЛЬ А.Н.ЛЕБЕДЕВА  

 

Одна из наиболее оригинальных психофизиологических теорий интеллекта,  

предсказывающая некоторые параметры поведения испытуемых при решении  

задач, предложена А. Н. Лебедевым.  

 

В качестве основных параметров в его модели используется частота альфа-  

ритма (1 колебание в 0,1 с) и время максимальной рефракторной задержки  

(около 0,01 с). И тот и другой показатель может индивидуально варьировать.  

 

Лебедев полагает, что скорость переработки информации человеком опре-  

деляется индивидуальной величиной этих показателей у конкретного испытуе-  

мого.  

 

Несколько сложнее обстоит дело с лкогнитивным ресурсом» Д объемом крат-  

ковременной памяти и внимания. Согласно экспериментам академика М. Н. Лива-  

нова, явление лзахвата ритма» происходит тогда, когда разница величины периода  

двух колебательных процессов не превышает 0,01 с. Суть этого явления в том,  

что два независимых колебательных процесса сливаются в один, что и регистри-  

руется при записи энцефалограммы. Следовательно, чем меньше индивидуальное  

время рефракторной задержки, тем больше отдельных колебаний можно лупако-  

вать» в общий процесс. Если предположить, что каждая единица информации  

кодируется процессом определенной частоты, то общее число таких единиц не  

должно быть выше константы Мюллера (7±2), характеризующей объем крат-  

ковременной памяти. Тем самым индивидуальная скорость переработки инфор-  

мации и число единиц, удерживаемых в кратковременной памяти субъекта, явля-  

ются связанными величинами.  

 

При минимальной величине рефракторной задержки и максимальном инди-  

видуальном периоде колебаний альфа-ритма индивид будет иметь максимальный  

лкогнитивный ресурс» Д способность оперировать одновременно наибольшим  

числом единиц информации.  

 

Идея использовать регистрацию ЭЭГ для диагностики индивидуальной ин-  

теллектуальной одаренности принадлежит Лебедеву, который попытался найти  

объективные признаки интеллектуального развития в энцефалограмме. Были  

записаны энцефалограммы более 100 обычных школьников в возрасте от 10 до  

15 лет, а также 100 взрослых. Из них были отобраны записи пяти самых отста-  

ющих детей и пяти наименее интеллектуально развитых взрослых (интеллект  

измерялся тестом Равена). Затем из нескольких сотен учащихся города Зеле-  

 

114  

 

Глава 5  

 

Интеллект в структ-  

 

 

 

А. Н. Лебедев  

 

нограда были отобраны шесть наиболее интеллектуально одаренных детей. У них  

были зарегистрированы ЭЭГ покоя в симметричных пунктах лобных, централь-  

ных и затылочных областей.  

 

Задача состояла в том, чтобы определить на основании ЭЭГ полюса линтел-  

лектуального градусника», который позволил бы измерять показатели интеллек-  

та независимо от возраста.  

 

Энцефалограммы одаренных детей, лдвоечников» и низкоинтеллектуальных  

взрослых были обработаны методами спектрального и множественного регрес-  

сионного анализов.  

 

Лебедеву удалось получить регрессионное уравнение для прогнозирования  

уровня психометрического интеллекта. В него вошли восемь показателей, в том  

числе несколько Д с отрицательным знаком: возраст, мощность альфа-ритма в  

диапазоне 7,8Д9 Гц, а средняя частота альфа-ритма Д с положительным знаком,  

что, на мой взгляд, противоречит исходным представлениям о связи параметров  

электрической активности мозга и интеллекта. Наибольший вес в детерминации  

IQ имеет, согласно регрессионной модели Лебедева, синхронизация фаз колеба-  

ний в лобных областях при их рассогласовании в центральных и затылочных, а  

также синхронизация волн альфа-ритма в лобных и центральных областях при  

рассогласовании фаз в затылочных долях.  

 

Предсказание уровня развития интеллекта оказалось чрезвычайно успеш-  

ным: г = 0,98.  

 

В дальнейших исследованиях А. Н. Лебедев с коллегами использовали рег-  

рессионную модель для прогноза интеллектуальных достижений при решении  

 

тестовых задач. Испытывались 200 человек в возрасте от 6 до 60 лет, в том  

числе 12 одаренных детей. В качестве критерия интеллектуальных достижений  

детей использовали оценки успеваемости, IQ взрослых определяли с помощью  

теста Равена. Наилучшие совпадения прогноза и достижений получены для вы-  

борки интеллектуально одаренных детей.  

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ  

ГОЛОВНОГО МОЗГА И СПОСОБНОСТИ  

 

Открытие функциональной асимметрии коры больших полушарий породило  

тысячи исследований, в которых изучалась связь доминирования одного из полу-  

шарий с выраженностью у человека тех или иных познавательных способностей.  

 

Напомним, что люди с доминирующим правым полушарием головного мозга  

являются левшами, а с доминирующим левым полушарием Д правшами. Выде-  

ляют также амбидекстров Д лиц, в равной мере владеющих обеими руками, а  

также переученных левшей.  

 

Считается, что левшей и правшей рождается поровну, но, поскольку наша  

европейская культура Д ллевополушарная» и требует ведущей правой руки, то  

в ходе социализации происходит переучивание врожденных левшей. Более под-  

робно данные о функциональной асимметрии коры больших полушарий голов-  

ного мозга, а также о праворукостиДлеворукости изложены в специальной  

литературе [I].  

 

лЛевополушарный» человек хуже решает образно-пространственные задачи,  

менее чутко воспринимает интонации, мелодии. Он словоохотлив, имеет богатый  

словарный запас, хорошее абстрактное мышление, любит классифицировать  

предметы и явления. У него преобладают положительные эмоции. У лправопо-  

лушарного» снижены речевые способности. Он хуже классифицирует, охотнее  

объясняется мимикой и жестами, чем речью. У него преобладает образное мыш-  

ление и отрицательный эмоциональный фон.  

 

Индивидуальный профиль асимметрий психических функций выражается не  

только в право- или леворукости, но и в соотношении доминирования рук, ног,  

зрения и слуха. Полное ллевшество» встречается очень редко, а полные правши  

составляют лишь 40 % от выборки. Чаще всего встречаются смешанные профи-  

ли асимметрий.  

 

Что касается левшества, то чаще всего встречается левшество слуха, затем Д  

левшество ноги, зрения и, наконец, реже всего встречается леворукость.  

 

У мужчин чаще доминирует правое или преимущественно правое полушарие, чем  

у женщин. Причины и механизмы этого явления достоверно не установлены.  

 

Огромное значение имеет изучение левшества и способностей левшей. При-  

ведем наиболее важные факты. Леворукость распространена у артистов, худож-  

ников, спортсменов и лиц, занятых физическим трудом, реже Д у инженеров. Но  

среди представителей разных видов спорта левшество распространено неравно-  

 

 

 

 

 

мерно: практически нет левшей среди стрелков, баскетболистов и штангистов,  

но много Д среди мастеров каратэ (16 %) и борцов.  

 

В целом личные особенности ллевшей» очень плохо изучены, хотя левосто-  

ронняя асимметрия зрения характерна для 30% испытуемых, а слуха Д для 37%  

и более.  

 

Левши чаще совершают ошибки в стрессовых ситуациях: для летчиков-  

левшей характерны ошибки в распознавании зеркального отражения, простран-  

ственные иллюзии. Левши более креативны, чем правши, и более эмоциональны  

(как мужчины, так и женщины), лучше адаптируются к перемене климатических  

условий, у них более выражены художественные способности. Левшами были:  

 

Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пикассо, Александр Македонский, Юлий Це-  

зарь, Карл Великий, Наполеон, Льюис Кэрролл, Николай Лесков, И. П. Павлов,  

Дж. Максвелл, А. Пуанкаре и многие другие гениальные представители рода  

человеческого. Из наших выдающихся современников можно назвать, например,  

Пола Маккартни и президента США Билла Клинтона. Но среди леворуких чаще,  

чем среди правшей, встречаются лица с неврозами и конституциональными пси-  

хопатиями.  

 

Существует ли корреляционная зависимость показателей сенсорного, мотор-  

ного и когнитивного левшества с уровнем интеллекта и оценками академиче-  

ской успеваемости?  

 

М. А. Матова выявила, что дети с левосторонней асимметрией слуха и зрения  

характеризуются более высоким уровнем развития вербального и невербально-  

го интеллекта, а дети с доминированием левого уха лучше запоминают невер-  

бальные стимулы. Часто исследователи указывают на затруднения, которые ис-  

пытывают левши при традиционном школьном обучении, обычно они характеризу-  

ются учителями как эмоционально неустойчивые, утомляемые. Поэтому психологи  

рекомендуют родителям и педагогам не переучивать детей-левшей. В школах  

США и Великобритании левши луравнены в правах» с правшами.  

 

Что касается связи правшестваДлевшества с успешностью профессиональ-  

ной деятельности, то достоверных данных мало. Известно, что процент левшей очень  

высок среди непрошедших медицинскую комиссию при приеме в летное училище.  

Кроме того, среди летчиков, погибших в авариях, больше левшей, чем правшей.  

 

Основная функция левого полушария Д сознательная произвольная регуля-  

ция и дискретное преобразование информации. Установлено, что левое полуша-  

рие отвечает за рекурсивное лвычисление» локальных обобщенных признаков  

объекта, дискретные операции. Оно выделяет фигуру из фона и работает с инфор-  

мацией в фокусе внимания. Как следствие, оно ответственно за дискурсивное,  

понятийное мышление, прогнозирование будущих событий, выдвижение гипотез.  

 

Левое полушарие Д лформальный логик», распознающий ложные высказыва-  

ния от истинных, орган рефлексии, сознания и регуляции произвольных действий  

и когнитивного обучения. В левом полушарии представлена дискретная модель  

мира, разбитая на отдельные элементы, расклассифицированные и лразложенные  

по полочкам». Семантическая память, память лвремени жизни» (по А. Бергсону Д  

 

Интеллект в структуре п  

 

лпамять духа») о  

ведении этого пол  

 

Поскольку лев?  

но за чувство лMI:  

 

левого полушария  

полушарие Д не  

шлым и будущим.  

 

Правое полуш.  

переработку инфс  

шарие производи"  

пространственные  

объекта, оно име11  

периферией. Тем  

внимания. Правое  

непроизвольной, ::  

 

стом. Оно мыслит  

тез. Это полушад  

актуальным врем;  

 

человеческого бе  

зации, всех поде  

полушарие обидн  

 

Если все выи  

будут отличаться  

 

Остановимся!  

шарий головногс  

Асимметрия  

Даксом, сельски;  

 

полушария голоп  

между поражен»  

 

Позже П. БД  

доле. На основе;  

 

он считал левое  

тами К. Липман:  

 

явления в облаг  

ботаны методик;  

 

время операции:  

 

аминала-натрия.  

95% праворукга  

руких речь так;:  

 

чевые центры ?  

признаки двустг  

Позже Р. Сп  

лушарий являе  

 

 

 

лпамять духа») о событиях, случившихся лтам и тогда», также находятся в  

ведении этого полушария, в ней хранятся осознанные социальные стереотипы.  

 

Поскольку левое полушарие Д лорган сознания», постольку оно ответствен-  

но за чувство лмы», социальную систему значимостей. С функционированием  

левого полушария связывают положительные эмоции и чувство юмора. Левое  

полушарие Д не лсухарь», а веселый, даже эйфоричный логик, живущий про-  

шлым и будущим, но не сегодняшним днем.  

 

Правое полушарие ответственно за подсознательные процессы, аналоговую  

переработку информации, непроизвольную регуляцию поведения. Правое полу-  

шарие производит непрерывные преобразования информации (топологические,  

пространственные и пр.), оценку симметрии, структурированности, сложности  

объекта, оно имеет дело не с фигурой, а с фоном, не с центром внимания, а с  

периферией. Тем самым оно обеспечивает не концентрацию, а распределение  

внимания. Правое полушарие является хранителем непрерывной картины мира,  

непроизвольной, эмоциональной памяти, памяти, связанной с социальным контек-  

стом. Оно мыслит интуитивно, чувственно, образно, осуществляя проверку гипо-  

тез. Это полушарие лверифицирующее», полушарие правды. Оно имеет дело с  

актуальным временем, действиями лздесь и теперь». Правое полушарие Д орган  

человеческого бессознательного, орган подражания и бессознательной социали-  

зации, всех подсознательных барьеров. Оно все воспринимает всерьез Д это  

полушарие обиды и депрессии.  

 

Если все вышеизложенное верно, то совсем нетрудно понять, чем ллевши»  

будут отличаться от лправшей».  

 

Остановимся на основных теориях и фактах, связанных с асимметрией полу-  

шарий головного мозга и относящихся к проблеме способностей.  

 

Асимметрия в функциях полушарий обнаружена еще в 1836 году Марком  

Даксом, сельским врачом, который установил связь между повреждением левого  

полушария головного мозга и потерей речи у сорока больных. Причиной связи  

между поражением правого полушария и нарушением речи он не выявил.  

 

Позже П. Брока обнаружил, что центр речи локализован в левой лобной  

доле. На основе его работ Дж. Джексон выдвинул идею о ведущем полушарии:  

 

он считал левое полушарие мозга ведущим, а правое Д ведомым. Вслед за рабо-  

тами К. Липмана, К. Вернике и других авторов в XX веке были открыты новые  

явления в области функциональной межполушарной асимметрии. Были разра-  

ботаны методики прямого раздражения участка мозга электрическим током во  

время операции и методика временного наркоза полушария с помощью введения  

аминала-натрия в одну из сонных артерий (тест Дж. Вада). Оказалось, что у  

95% праворуких людей речь контролируется левым полушарием, у 70 % лево-  

руких речь также контролировалась левым полушарием, у 15 % леворуких ре-  

чевые центры были локализованы в правом полушарии и у 15 % левшей были  

признаки двустороннего контроля речи.  

 

Позже Р. Сперри (Нобелевский лауреат 1981 года) открыл, что каждое из по-  

лушарий является ведущим в реализации определенных психических функций.  

 

 

 

До сих пор нет ясности в вопросе о детерминации левшестваДправшества  

в онтогенезе. Существуют генетические, средовые теории, а также концепция  

патологического происхождения левшества.  

 

Но наиболее важным открытием за последние годы является обнаружение  

функциональной асимметрии коры больших полушарий у приматов и других  

высших животных. И раньше было известно, что животные многих видов пред-  

почитают пользоваться либо левой (50 % особей), либо правой лапами (почти  

50 %). А 90 % людей предпочитают пользоваться правой рукой, и лишь 10% Д  

левой.  

 

Исследования В. Л. Бианки [2] показали, что двигательно-пространственные  

асимметрии существуют даже у низших животных. Бианки предложил модель,  

описывающую отношения между полушариями, исходя из принципов асиммет-  

рии, доминированности и комплементарности. Согласно Бианки, существуют  

лишь два способа познания мира Д дедуктивный и индуктивный. При дедукции  

синтез предшествует анализу, при индукции Д наоборот. Каждая функция регу-  

лируется обоими полушариями, но доминантность Д подчиненность меняется в  

зависимости от вида решаемой задачи, от этапа обработки информации или реа-  

лизации действия.  

 

Основные факты, относящиеся к межполушарной асимметрии у человека,  

были получены с помощью операции расщепления мозга (комиссуротопии), при  

которой рассекается так называемое мозолистое тело, обеспечивающее связь  

между полушариями. Р. Сперри и Р. Майерс, рассекая мозолистое тело у кошек,  

 

Таблица 15. Литерализация принципов обработки информации  

в больших полушариях мозга животных (В. Л. Бианки, 1985 [2])  

 

Левое полушариеПравое полушарие  

Индуктивное познаниеДедуктивное познание  

Восприятие абстрактных признаковВосприятие конкретных признаков  

Последовательная обработкаОдновременная обработка  

Примат аналитического признакаПримат синтетического (целостного) восприятия  

Восприятие времениВосприятие пространства  

 

обнаружили, что при этом зрительная информация, предъявляемая одному полу-  

шарию, становится недоступной для другого.  

 

Затем исследования проводились на больных тяжелыми формами эпилепсии,  

у которых полностью рассекали мозолистое тело. Изучение поведения этих  

людей позволило сделать вывод, что левое полушарие ответственно за аналити-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 647
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Блаватская Елена Петровна » Является Ли Самоубийство Преступлением » 1 страница
  • Психология общих способностей » 14 страница
  • Психология общих способностей » 15 страница
  • Психология общих способностей » 17 страница
  • Психология общих способностей » 18 страница
  • Психология общих способностей » 19 страница
  • Психология общих способностей » 20 страница
  • Психология общих способностей » 21 страница
  • Психология общих способностей » 22 страница
  • Психология общих способностей » 23 страница
  • Психология общих способностей » 24 страница
  • Психология общих способностей » 29 страница
  • Психология общих способностей » 25 страница
  • Психология общих способностей » 13 страница
  • Психология общих способностей » 12 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь