Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Психология общих способностей » 18 страница



Психология общих способностей



18 страница


высоким уровнем андрогенов лучше выполняют тесты на пространственное  

мышление, чем их лнормальные» сверстницы.  

 

Оригинальные исследования провел Р. Л. Вудфорд. Он давал задания на про-  

странственное мышление женщинам до родов и после них, поскольку именно в  

эти периоды наблюдается максимальное колебание уровня гормонов. Когда у  

женщин снижался уровень эстрогенов в крови, выполнение пространственных  

тестов резко улучшалось. В исследованиях других авторов обнаружено сниже-  

ние умственной активности в предменструальную и менструальную фазы цикла  

[9]. Что касается математических способностей, то у мужчин связь между уров-  

нем гормонов и успешностью обратная (по аналогии с пространственными  

способностями), а у женщин корреляция отсутствует.  

 

Попытки лпреодолеть разницу полов», как правило, предпринимают исследо-  

ватели-женщины. В частности, Д. П. Уабер [10] предположила, что различия в  

успешности выполнения тестов определяются не полом, а индивидуальной ско-  

ростью созревания (которая находится под контролем гормонов), следовательно,  

все индивиды, опережающие в своем развитии сверстников, должны лучше вы-  

полнять вербальные тесты, чем пространственные. Поскольку девочки опережа-  

ют мальчиков в развитии, их речевые навыки доминируют над пространственны-  

ми. Тем самым взаимодействуют два фактора: пол и индивидуальность темпа  

общего развития. Д. П. Уабер успешно проверила свою гипотезу, но больше ник-  

то ее данные не подтвердил [9].  

 

В 1983 году Валерия Шут (Калифорнийский институт) провела лкритиче-  

ское исследование», ей удалось показать, что женщины с высоким уровнем  

андрогенов действительно лучше справляются с пространственными тестами, но  

у мужчин зависимость обратная, а именно: чем ниже содержание андрогенов,  

тем успешнее мужчина справляется с тестом на пространственное мышление!  

 

Ряд авторов выдвигает концепцию лоптимума» гормонального фона. Схема-  

тически она выглядит так (рис. 28).  

 

Камилла Бенбоу (Университет штата Айова, США) обнаружила, что половые  

различия в частоте встречаемости высокого уровня математических способно-  

стей (верхняя часть тестовой шкалы) очень велики: на 13 мужчин приходится  

1 женщина [9].  

 

Что касается пространственных способностей, то здесь проблема более запу-  

тана. Предоставим слово Т. В. Виноградовой и В. В. Семенову: лВ 1961 году  

Р. Е. Стэнфорд получил данные, свидетельствующие о том, что способности к про-  

странственному воображению передаются от матери к сыну и от отца к дочери, но  

 

 

 

Женщины  

 

с низким уровнем  

 

андрогенов  

 

Женщины  

 

с высоким уровнем  

 

андрогенов  

 

Мужчины  

 

с низким уровнем  

 

андрогенов  

 

Мужчины  

 

с высоким уровнем  

 

андрогенов  

 

Рис. 28. Связь успешности решения тестов и уровня андрогенов  

 

не от отца к сыну. Эти результаты заставили его предположить существование  

генетического механизма наследования пространственных способностей, сцеп-  

ленных с полом. Однако в работе Д. Гудинафа и его коллег с помощью метода  

генетических маркеров было продемонстрировано, что показатели, объединен-  

ные под одним названием пространственных способностей, радикальным обра-  

зом различаются по механизму наследования. Кроме того, известны случаи ге-  

нетической и гормональной патологии (например, синдром ШершевскогоДТер-  

нера, ХО синдром, мужской псевдогермафродитизм), при которой особенности  

когнитивной сферы не согласуются с выдвинутой генетической моделью. Эти  

факты заставляют усомниться в существовании элементарной генетической  

основы половых различий познавательных способностей» [II],  

 

Данные клиники поражения зон коры больших полушарий головного мозга  

свидетельствуют о различной роли передних и задних отделов коры, а также  

правого и левого полушарий в выполнении когнитивных функций мужчинами и  

женщинами. Так, при осмыслении слов мужчины пользуются преимущественно  

левым полушарием, а женщины Д обоими. У женщин встречается передняя лока-  

лизация системы выбора действий (сенсомоторной регуляции), а у мужчин Д  

задняя. Поэтому при повреждении задних отделов мужчины хуже справляются  

с тестом лКубики Косса» (сложение фигуры по заданному образцу), а у женщин  

тот же эффект наблюдается при поражении передних отделов.  

 

По теории Н. Ленсделла [12], подтвержденной его собственными наблюдени-  

ями над больными эпилепсией и данными позднейших исследований, отделы  

мозга, отвечающие за пространственные и вербальные способности, у мужчин  

располагаются в противоположных полушариях, а у женщин приблизительно  

поровну представлены в обоих полушариях. Поэтому у мужчин поражение  

левого полушария ухудшает выполнение вербальных тестов, а поражение право-  

го полушария Д невербальных задач, а у женщин успешность выполнения вер-  

 

бальных и невербальных тестов не зависит от того, какое полушарие поврежде-  

но. Кроме того, девочки одинаково хорошо левой и правой рукой распознают на  

ощупь предметы, между тем как мальчики значительно успешнее выполняют эти  

задания левой рукой.  

 

Наиболее распространенное объяснение этих явлений Д эволюционное:  

 

возникновение в ходе естественного отбора в период антропогенеза специали-  

зации нервной системы мужчин и женщин как приспособления к жестко опре-  

деленным жизненным функциям. Мужчины Д путешественники и охотники,  

женщины следят за домом и ухаживают за детьми и т. д. и пр. Но это только  

гипотеза.  

 

Результаты исследований вербальных, математических и пространственных  

способностей дают противоположные результаты. Еще более противоречивы  

данные, касающиеся общего умственного развития. Однако известно, что девочки  

на ранних этапах (до 7 лет) обычно опережают мальчиков в интеллектуальном  

созревании. Но, как правило, к 20-30 годам средние показатели IQ мужчин и  

женщин не отличаются, однако разброс значений IQ у мужчин, как мы уже  

отмечали, значительно больше, чем у женщин. Среди мальчиков больше как  

умственно отсталых, так и интеллектуально одаренных. Именно мальчики пре-  

обладают среди победителей школьных олимпиад. Что касается диагностики  

общей креативности, то здесь до сей поры не получено сколько-нибудь убеди-  

тельных результатов наличия или отсутствия половых различий. Практически  

по всем параметрам, характеризующим с точки зрения Дж. Гилфорда, Э. Д. Тор-  

ренса и пр. креативность, то есть по легкости генерирования идей, продуктивно-  

сти ассоциаций, оригинальности, спонтанности, гибкости мышления Д различий  

не обнаружено.  

 

Непонятно преобладание мужчин среди творческих людей всех времен и  

народов. Снова можно применить теорию специальных факторов, социальных  

отношений, которые характерны для патриархата Д глобального доминирования  

мужчин. А последнее объяснить насилием мужчин над женщинами: лсила есть Д  

ума не надо». Но я Д не феминистка и не женоненавистник.  

 

ЛИЧНОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ  

 

Основоположник факторной модели интеллекта Ч. Спирмен полагал, что ин-  

теллект: 1) не зависит от прочих личностных черт человека, 2) не включает в  

свою структуру неинтеллектуальные качества (интересы, мотивацию достиже-  

ний, тревожность и т. д.). При этом он считал фактор общей умственной энергии  

реально существующим, обладающим рядом гипотетических свойств, а именно:  

 

количественной характеристикой, степенью инерции энергии (скорость перехода  

от одного вида активности к другому), динамикой истощаемости энергии (лег-  

кость ее восстановления после умственной работы). Позже он все же выделил  

четыре типа интеллектуальности: 1-й тип интеллекта характеризуется быстро-  

 

 

 

той понимания нового, 2-й Д полнотой познания, 3-й отличается лздравым смыс-  

лом», 4-й Д оригинальностью решений.  

 

Согласно модели черт личности лБольшая пятерка», интеллект входит в  

число основных пяти измерений личности в качестве независимого фактора,  

наряду с совестливостью, дружелюбием, эмоциональностью и экстраверсией.  

 

Однако исследователи по-прежнему пытаются установить взаимозависи-  

мость личностных черт и уровня развития интеллекта. Естественно, основные  

попытки связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами лично-  

сти и основными интеллектуальными факторами.  

 

В 1985 году Д.Л.Робинсон (13) тестировал испытуемых с помощью тестов  

EPQ Айзенка и WAIS (шкалы интеллекта Векслера). Он установил, что экстра-  

верты лучше справляются с невербальной частью теста, а интроверты более  

успешно выполняют вербальные задания.  

 

Однако Робинсон не обнаружил различий в уровне развития общего интел-  

лекта. Он же предложил и теоретическую схему, объясняющую эти результаты  

на основе павловской и айзенковской моделей функционирования мозга. Робин-  

сон полагает, что уровень активированности талимокортикальной системы опре-  

деляет не только экстраверсиюДинтроверсию, но и различия в интеллектуаль-  

ном развитии. Экстраверты, поскольку они стремятся повысить исходный уро-  

вень активации до оптимума, взаимодействуя со средой, должны быстрее при-  

обретать моторные навыки и координирующие их интеллектуальные операции,  

то есть лучше вырабатывать инструментальные рефлексы (по Спирмену). На-  

против, у интровертов должна быть выше скорость выработки классических  

условных рефлексов (по И. Павлову), они должны лучше решать задачи, требу-  

ющие сенсорного научения. Тем самым, у экстравертов должен быть лучше  

развит невербальный интеллект, а у интровертов Д вербальный. Наиболее силь-  

ным аргументом было теоретическое доказательство Робинсоном существова-  

ния связей между эстраверсиейДинтроверсией и интеллектом, которое он опуб-  

ликовал в 1986 году [14]. Опираясь на свои исследования, он вычислил теорети-  

ческие значения экстраверсии, интроверсии и психотизма, исходя из  

эмпирических интеллектуальных профилей испытуемых, полученных по методи-  

ке WAIS. Теоретические значения были сопоставлены с данными эмпирическо-  

го исследования. Оказалось, что вычисленные значения интроверсии и психотиз-  

ма были выше у тех лиц, которые были реально интровертами и психотиками.  

 

Однако, по последним данным Барретта и Айзенка, различия в успешности  

выполнения субтестов шкалы Векслера между интровертами и экстравертами  

весьма незначительны. Значимая разница наблюдалась только по двум тестам.  

 

В результатах выполнения интеллектуального теста Джексона (МАВ) меж-  

ду экстравертами и интровертами не было различий ни по одному из субтестов.  

В 1969 году Айзенк и Коксон провели сравнительные исследования уровня обще-  

го интеллекта (IQ) у экстравертов и интровертов. Было обследовано свыше 4000  

детей (мальчиков и девочек) и получены данные, представленные в табл. 18. Как  

видно, уровень экстраверсии слабо коррелирует с IQ. Однако эти результаты  

 

можно объяснить более спокойной реакцией экстравертов на ситуацию тести-  

рования (исходя из представлений самого Айзенка о природе экстраверсии и  

интроверсии) [151.  

 

Тем самым, несмотря на привлекательность теории Робинсона, точку в дис-  

куссии ставить рано.  

 

Так, например, Д. Роулинг и М. Карни, анализируя корреляции между шкалами  

опросника EPQ и четырьмя субтестами "WAIS (лАрифметический», лОсведомлен-  

ность», лШифровка», лПоследовательность картинок») в условиях ограниченно-  

го и неограниченного времени решения тестов, выявили достоверную связь меж-  

ду экстраверсией и продуктивностью. Согласно Айзенку, интроверты должны  

сильнее реагировать на дефицит времени, чем экстраверты. Это предположение  

подтвердилось. Кроме того, при ограничении времени тестирования экстраверты  

лучше справились с субтестом лОбщая осведомленность», а интроверты Д  

с субтестом лШифровка» По Айзенку, экстраверты выполняют все задания бы-  

стрее интровертов, но менее аккуратно. И действительно, при решении лабиринт-  

ных задач выявлено, что экстраверты характеризуются большей быстротой, мень-  

шей аккуратностью и меньшей рефлексивностью (особенно в условиях недостат-  

ка информации). При нарастании дефицита информации экстраверты ускоряют  

свои действия и становятся менее рефлексивными, а интроверты наоборот 1151.  

 

Есть данные, поддерживающие теорию Робинсона; немецкие психологи выя-  

вили, что интроверты, в отличие от экстравертов, показывают по всем субтестам  

более высокие баллы, хорошо выполняют вербальные тесты, более способны  

осмысленно интерпретировать бессмысленный рисунок, а экстраверты более  

успешно выполняют моторные тесты.  

 

Таблица 18. Уровень IQ экстравертированных и интровертированных детей [151  

 

ИнтровертыАмбивертыЭкстраверты  

М д МДМД  

Тест 192,2093,5294,4196,4896,57100,35  

Тест 295,1197,1199,32100,0999,65104,39  

 

М  

 

мальчики; Д Д девочки,  

 

Многочисленные аналитические исследования дали самые противоречивые  

результаты. Корреляция между экстраверсией и интеллектом изменяется с по-  

зитивной для возраста 11 лет (0,22 Д у девочек и 0,27 для мальчиков) на  

негативную к возрасту 14 лет (-0,25 Д для девочек и -0,10 Д для мальчиков).  

Исследование 2185 венгерских детей (7-15 лет и 14-15 лет) дало следую-  

щие результаты; в возрасте 14-15 лет получены положительные корреляции  

между началом сексуальной жизни и интеллектом у девочек и нулевые или же  

отрицательные у мальчиков.  

 

Что касается связей между нейротизмом, стабильностью и интеллектом, то  

никаких явных зависимостей не обнаружено. Разноречивые данные получены в  

исследованиях о связи психотизма (по Айзенку) и интеллекта. Айзенком выяв-  

лена слабая зависимость между интеллектом и психотизмом [4]. Между тем  

Д. Саклофски и Д. Костура при исследовании канадских школьников установи-  

ли, что интеллект и психотизм связаны нелинейно: у лиц с выраженным психо-  

тизмом разброс интеллектуальных параметров значительно больше, чем у не-  

психотиков: чем выше уровень психотизма, тем больше вероятность отклонения  

интеллекта от среднего как вверх, так и вниз по шкалам [16].  

 

Исследование Кэттелла, другого лидера факторной психологии личности, так-  

же было направлено на выявление зависимостей между интеллектом и личнос-  

тными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16 PF [17].  

 

Были установлены очень незначительные позитивные корреляции между  

интеллектом и фактором Q лсила суперэго» (0,18), фактором I лсензитивность»  

(0,12) и фактором Q3 (0,22). Кроме того, при тестировании студентов универ-  

ситетов были выявлены корреляции интеллекта с радикализмом (фактор Q),  

доминантностью (фактор Е) и интенсивностью внутренней духовной жизни (фак-  

тор М). Но данные других исследований иные. Так, в исследовании военно-  

служащих армии США выявились отрицательные корреляции вербального интел-  

лекта с фактором А (-0,25), фактором F (-0,35) и фактором I (-0,35). Получена  

отрицательная корреляция экстраверсии (факторы А и F) и интеллекта [5].  

 

Наконец, в работе Бранда и Игана [18] предложена оригинальная трехмерная  

модель, объединяющая ряд эмпирических зависимостей между эмоционально-  

стью и общим интеллектом. Они предположили, что с увеличением уровня  

интеллекта растет дисперсия (область возможных состояний) как интеллекта,  

так и значений эмоциональности по двум диполярным координатам: лволяД  

аффект» и лэнергияДсознательность».  

 

Однако на сегодняшний день в пределах факторной теории личности ответа  

на вопрос о связи интеллекта и личностных черт нет.  

 

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов тема взаимосвя-  

зи интеллекта и особенностей личности мало разработана, данные, полученные  

разными исследователями, зачастую противоположны [19].  

 

В 1987 году В. В. Печенков выявил связь между уровнями вербального, невер-  

бального и общего интеллекта (по WAIS), успешностью обучения в школе и эмоци-  

ональными переживаниями. Он показал, что преобладание негативных эмоций у  

школьника положительно коррелирует как с успеваемостью, так и с показателя-  

ми интеллекта. Причем у мальчиков выше тревожность: ее уровень положи-  

тельно коррелирует с левополушарным доминированием и вербальным интел-  

лектом. У девочек преобладает страх, который связан с невербальным интеллек-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 568
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Психология общих способностей » 20 страница
  • Психология общих способностей » 12 страница
  • Психология общих способностей » 13 страница
  • Психология общих способностей » 14 страница
  • Психология общих способностей » 15 страница
  • Психология общих способностей » 16 страница
  • Психология общих способностей » 17 страница
  • Психология общих способностей » 19 страница
  • Психология общих способностей » 30 страница
  • Психология общих способностей » 37 страница
  • Психология общих способностей » 38 страница
  • Психология общих способностей » 39 страница
  • Психология общих способностей » 40 страница
  • Психология общих способностей » 35 страница
  • Психология общих способностей » 34 страница
  • Психология общих способностей » 33 страница
  • Психология общих способностей » 32 страница
  • Психология общих способностей » 31 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь