|
Психология общих способностейвысоким уровнем андрогенов лучше выполняют тесты на пространственное мышление, чем их лнормальные» сверстницы.
Оригинальные исследования провел Р. Л. Вудфорд. Он давал задания на про- странственное мышление женщинам до родов и после них, поскольку именно в эти периоды наблюдается максимальное колебание уровня гормонов. Когда у женщин снижался уровень эстрогенов в крови, выполнение пространственных тестов резко улучшалось. В исследованиях других авторов обнаружено сниже- ние умственной активности в предменструальную и менструальную фазы цикла [9]. Что касается математических способностей, то у мужчин связь между уров- нем гормонов и успешностью обратная (по аналогии с пространственными способностями), а у женщин корреляция отсутствует.
Попытки лпреодолеть разницу полов», как правило, предпринимают исследо- ватели-женщины. В частности, Д. П. Уабер [10] предположила, что различия в успешности выполнения тестов определяются не полом, а индивидуальной ско- ростью созревания (которая находится под контролем гормонов), следовательно, все индивиды, опережающие в своем развитии сверстников, должны лучше вы- полнять вербальные тесты, чем пространственные. Поскольку девочки опережа- ют мальчиков в развитии, их речевые навыки доминируют над пространственны- ми. Тем самым взаимодействуют два фактора: пол и индивидуальность темпа общего развития. Д. П. Уабер успешно проверила свою гипотезу, но больше ник- то ее данные не подтвердил [9].
В 1983 году Валерия Шут (Калифорнийский институт) провела лкритиче- ское исследование», ей удалось показать, что женщины с высоким уровнем андрогенов действительно лучше справляются с пространственными тестами, но у мужчин зависимость обратная, а именно: чем ниже содержание андрогенов, тем успешнее мужчина справляется с тестом на пространственное мышление!
Ряд авторов выдвигает концепцию лоптимума» гормонального фона. Схема- тически она выглядит так (рис. 28).
Камилла Бенбоу (Университет штата Айова, США) обнаружила, что половые различия в частоте встречаемости высокого уровня математических способно- стей (верхняя часть тестовой шкалы) очень велики: на 13 мужчин приходится 1 женщина [9].
Что касается пространственных способностей, то здесь проблема более запу- тана. Предоставим слово Т. В. Виноградовой и В. В. Семенову: лВ 1961 году Р. Е. Стэнфорд получил данные, свидетельствующие о том, что способности к про- странственному воображению передаются от матери к сыну и от отца к дочери, но
Женщины
с низким уровнем
андрогенов
Женщины
с высоким уровнем
андрогенов
Мужчины
с низким уровнем
андрогенов
Мужчины
с высоким уровнем
андрогенов
Рис. 28. Связь успешности решения тестов и уровня андрогенов
не от отца к сыну. Эти результаты заставили его предположить существование генетического механизма наследования пространственных способностей, сцеп- ленных с полом. Однако в работе Д. Гудинафа и его коллег с помощью метода генетических маркеров было продемонстрировано, что показатели, объединен- ные под одним названием пространственных способностей, радикальным обра- зом различаются по механизму наследования. Кроме того, известны случаи ге- нетической и гормональной патологии (например, синдром ШершевскогоДТер- нера, ХО синдром, мужской псевдогермафродитизм), при которой особенности когнитивной сферы не согласуются с выдвинутой генетической моделью. Эти факты заставляют усомниться в существовании элементарной генетической основы половых различий познавательных способностей» [II],
Данные клиники поражения зон коры больших полушарий головного мозга свидетельствуют о различной роли передних и задних отделов коры, а также правого и левого полушарий в выполнении когнитивных функций мужчинами и женщинами. Так, при осмыслении слов мужчины пользуются преимущественно левым полушарием, а женщины Д обоими. У женщин встречается передняя лока- лизация системы выбора действий (сенсомоторной регуляции), а у мужчин Д задняя. Поэтому при повреждении задних отделов мужчины хуже справляются с тестом лКубики Косса» (сложение фигуры по заданному образцу), а у женщин тот же эффект наблюдается при поражении передних отделов.
По теории Н. Ленсделла [12], подтвержденной его собственными наблюдени- ями над больными эпилепсией и данными позднейших исследований, отделы мозга, отвечающие за пространственные и вербальные способности, у мужчин располагаются в противоположных полушариях, а у женщин приблизительно поровну представлены в обоих полушариях. Поэтому у мужчин поражение левого полушария ухудшает выполнение вербальных тестов, а поражение право- го полушария Д невербальных задач, а у женщин успешность выполнения вер-
бальных и невербальных тестов не зависит от того, какое полушарие поврежде- но. Кроме того, девочки одинаково хорошо левой и правой рукой распознают на ощупь предметы, между тем как мальчики значительно успешнее выполняют эти задания левой рукой.
Наиболее распространенное объяснение этих явлений Д эволюционное:
возникновение в ходе естественного отбора в период антропогенеза специали- зации нервной системы мужчин и женщин как приспособления к жестко опре- деленным жизненным функциям. Мужчины Д путешественники и охотники, женщины следят за домом и ухаживают за детьми и т. д. и пр. Но это только гипотеза.
Результаты исследований вербальных, математических и пространственных способностей дают противоположные результаты. Еще более противоречивы данные, касающиеся общего умственного развития. Однако известно, что девочки на ранних этапах (до 7 лет) обычно опережают мальчиков в интеллектуальном созревании. Но, как правило, к 20-30 годам средние показатели IQ мужчин и женщин не отличаются, однако разброс значений IQ у мужчин, как мы уже отмечали, значительно больше, чем у женщин. Среди мальчиков больше как умственно отсталых, так и интеллектуально одаренных. Именно мальчики пре- обладают среди победителей школьных олимпиад. Что касается диагностики общей креативности, то здесь до сей поры не получено сколько-нибудь убеди- тельных результатов наличия или отсутствия половых различий. Практически по всем параметрам, характеризующим с точки зрения Дж. Гилфорда, Э. Д. Тор- ренса и пр. креативность, то есть по легкости генерирования идей, продуктивно- сти ассоциаций, оригинальности, спонтанности, гибкости мышления Д различий не обнаружено.
Непонятно преобладание мужчин среди творческих людей всех времен и народов. Снова можно применить теорию специальных факторов, социальных отношений, которые характерны для патриархата Д глобального доминирования мужчин. А последнее объяснить насилием мужчин над женщинами: лсила есть Д ума не надо». Но я Д не феминистка и не женоненавистник.
ЛИЧНОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ
Основоположник факторной модели интеллекта Ч. Спирмен полагал, что ин- теллект: 1) не зависит от прочих личностных черт человека, 2) не включает в свою структуру неинтеллектуальные качества (интересы, мотивацию достиже- ний, тревожность и т. д.). При этом он считал фактор общей умственной энергии реально существующим, обладающим рядом гипотетических свойств, а именно:
количественной характеристикой, степенью инерции энергии (скорость перехода от одного вида активности к другому), динамикой истощаемости энергии (лег- кость ее восстановления после умственной работы). Позже он все же выделил четыре типа интеллектуальности: 1-й тип интеллекта характеризуется быстро-
той понимания нового, 2-й Д полнотой познания, 3-й отличается лздравым смыс- лом», 4-й Д оригинальностью решений.
Согласно модели черт личности лБольшая пятерка», интеллект входит в число основных пяти измерений личности в качестве независимого фактора, наряду с совестливостью, дружелюбием, эмоциональностью и экстраверсией.
Однако исследователи по-прежнему пытаются установить взаимозависи- мость личностных черт и уровня развития интеллекта. Естественно, основные попытки связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами лично- сти и основными интеллектуальными факторами.
В 1985 году Д.Л.Робинсон (13) тестировал испытуемых с помощью тестов EPQ Айзенка и WAIS (шкалы интеллекта Векслера). Он установил, что экстра- верты лучше справляются с невербальной частью теста, а интроверты более успешно выполняют вербальные задания.
Однако Робинсон не обнаружил различий в уровне развития общего интел- лекта. Он же предложил и теоретическую схему, объясняющую эти результаты на основе павловской и айзенковской моделей функционирования мозга. Робин- сон полагает, что уровень активированности талимокортикальной системы опре- деляет не только экстраверсиюДинтроверсию, но и различия в интеллектуаль- ном развитии. Экстраверты, поскольку они стремятся повысить исходный уро- вень активации до оптимума, взаимодействуя со средой, должны быстрее при- обретать моторные навыки и координирующие их интеллектуальные операции, то есть лучше вырабатывать инструментальные рефлексы (по Спирмену). На- против, у интровертов должна быть выше скорость выработки классических условных рефлексов (по И. Павлову), они должны лучше решать задачи, требу- ющие сенсорного научения. Тем самым, у экстравертов должен быть лучше развит невербальный интеллект, а у интровертов Д вербальный. Наиболее силь- ным аргументом было теоретическое доказательство Робинсоном существова- ния связей между эстраверсиейДинтроверсией и интеллектом, которое он опуб- ликовал в 1986 году [14]. Опираясь на свои исследования, он вычислил теорети- ческие значения экстраверсии, интроверсии и психотизма, исходя из эмпирических интеллектуальных профилей испытуемых, полученных по методи- ке WAIS. Теоретические значения были сопоставлены с данными эмпирическо- го исследования. Оказалось, что вычисленные значения интроверсии и психотиз- ма были выше у тех лиц, которые были реально интровертами и психотиками.
Однако, по последним данным Барретта и Айзенка, различия в успешности выполнения субтестов шкалы Векслера между интровертами и экстравертами весьма незначительны. Значимая разница наблюдалась только по двум тестам.
В результатах выполнения интеллектуального теста Джексона (МАВ) меж- ду экстравертами и интровертами не было различий ни по одному из субтестов. В 1969 году Айзенк и Коксон провели сравнительные исследования уровня обще- го интеллекта (IQ) у экстравертов и интровертов. Было обследовано свыше 4000 детей (мальчиков и девочек) и получены данные, представленные в табл. 18. Как видно, уровень экстраверсии слабо коррелирует с IQ. Однако эти результаты
можно объяснить более спокойной реакцией экстравертов на ситуацию тести- рования (исходя из представлений самого Айзенка о природе экстраверсии и интроверсии) [151.
Тем самым, несмотря на привлекательность теории Робинсона, точку в дис- куссии ставить рано.
Так, например, Д. Роулинг и М. Карни, анализируя корреляции между шкалами опросника EPQ и четырьмя субтестами "WAIS (лАрифметический», лОсведомлен- ность», лШифровка», лПоследовательность картинок») в условиях ограниченно- го и неограниченного времени решения тестов, выявили достоверную связь меж- ду экстраверсией и продуктивностью. Согласно Айзенку, интроверты должны сильнее реагировать на дефицит времени, чем экстраверты. Это предположение подтвердилось. Кроме того, при ограничении времени тестирования экстраверты лучше справились с субтестом лОбщая осведомленность», а интроверты Д с субтестом лШифровка» По Айзенку, экстраверты выполняют все задания бы- стрее интровертов, но менее аккуратно. И действительно, при решении лабиринт- ных задач выявлено, что экстраверты характеризуются большей быстротой, мень- шей аккуратностью и меньшей рефлексивностью (особенно в условиях недостат- ка информации). При нарастании дефицита информации экстраверты ускоряют свои действия и становятся менее рефлексивными, а интроверты наоборот 1151.
Есть данные, поддерживающие теорию Робинсона; немецкие психологи выя- вили, что интроверты, в отличие от экстравертов, показывают по всем субтестам более высокие баллы, хорошо выполняют вербальные тесты, более способны осмысленно интерпретировать бессмысленный рисунок, а экстраверты более успешно выполняют моторные тесты.
Таблица 18. Уровень IQ экстравертированных и интровертированных детей [151
ИнтровертыАмбивертыЭкстраверты М д МДМД Тест 192,2093,5294,4196,4896,57100,35 Тест 295,1197,1199,32100,0999,65104,39
М
мальчики; Д Д девочки,
Многочисленные аналитические исследования дали самые противоречивые результаты. Корреляция между экстраверсией и интеллектом изменяется с по- зитивной для возраста 11 лет (0,22 Д у девочек и 0,27 для мальчиков) на негативную к возрасту 14 лет (-0,25 Д для девочек и -0,10 Д для мальчиков). Исследование 2185 венгерских детей (7-15 лет и 14-15 лет) дало следую- щие результаты; в возрасте 14-15 лет получены положительные корреляции между началом сексуальной жизни и интеллектом у девочек и нулевые или же отрицательные у мальчиков.
Что касается связей между нейротизмом, стабильностью и интеллектом, то никаких явных зависимостей не обнаружено. Разноречивые данные получены в исследованиях о связи психотизма (по Айзенку) и интеллекта. Айзенком выяв- лена слабая зависимость между интеллектом и психотизмом [4]. Между тем Д. Саклофски и Д. Костура при исследовании канадских школьников установи- ли, что интеллект и психотизм связаны нелинейно: у лиц с выраженным психо- тизмом разброс интеллектуальных параметров значительно больше, чем у не- психотиков: чем выше уровень психотизма, тем больше вероятность отклонения интеллекта от среднего как вверх, так и вниз по шкалам [16].
Исследование Кэттелла, другого лидера факторной психологии личности, так- же было направлено на выявление зависимостей между интеллектом и личнос- тными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16 PF [17].
Были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q лсила суперэго» (0,18), фактором I лсензитивность» (0,12) и фактором Q3 (0,22). Кроме того, при тестировании студентов универ- ситетов были выявлены корреляции интеллекта с радикализмом (фактор Q), доминантностью (фактор Е) и интенсивностью внутренней духовной жизни (фак- тор М). Но данные других исследований иные. Так, в исследовании военно- служащих армии США выявились отрицательные корреляции вербального интел- лекта с фактором А (-0,25), фактором F (-0,35) и фактором I (-0,35). Получена отрицательная корреляция экстраверсии (факторы А и F) и интеллекта [5].
Наконец, в работе Бранда и Игана [18] предложена оригинальная трехмерная модель, объединяющая ряд эмпирических зависимостей между эмоционально- стью и общим интеллектом. Они предположили, что с увеличением уровня интеллекта растет дисперсия (область возможных состояний) как интеллекта, так и значений эмоциональности по двум диполярным координатам: лволяД аффект» и лэнергияДсознательность».
Однако на сегодняшний день в пределах факторной теории личности ответа на вопрос о связи интеллекта и личностных черт нет.
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов тема взаимосвя- зи интеллекта и особенностей личности мало разработана, данные, полученные разными исследователями, зачастую противоположны [19].
В 1987 году В. В. Печенков выявил связь между уровнями вербального, невер- бального и общего интеллекта (по WAIS), успешностью обучения в школе и эмоци- ональными переживаниями. Он показал, что преобладание негативных эмоций у школьника положительно коррелирует как с успеваемостью, так и с показателя- ми интеллекта. Причем у мальчиков выше тревожность: ее уровень положи- тельно коррелирует с левополушарным доминированием и вербальным интел- лектом. У девочек преобладает страх, который связан с невербальным интеллек- Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|