Психология общих способностей



12 страница


среднего по всей выборке. В окончательную экспериментальную группу вошло  

839 пар. В результате выявлены очень высокие корреляции у монозиготных  

близнецов как по общему интеллекту, так и по результатам тестирования спе-  

циальных способностей (владение английским языком, математикой, понимание  

значений слов и т. д.).  

 

Не удалось выявить значимые корреляции между степенью дифференциро-  

ванности родительского отношения к близнецам и показателями интеллекта:  

 

среда влияла на уровень интеллекта, но не оказала влияния на степень внутрипар-  

ного сходства близнецов. Не оказывал влияния на сходство близнецов по интел-  

лекту и стиль семейного воспитания, хотя сам уровень интеллекта зависел от  

того, сколько времени с детьми проводил отец.  

 

Влияние генетической составляющей на различия в общем интеллекте рав-  

но как минимум 0,50. Причем данные исследования весьма надежны и воспро-  

изводятся на разных выборках, разными исследователями, в разное время и в  

различных этнокультурных условиях.  

 

Рассмотрим более детально, какова доля генетической детерминации индиви-  

дуальных различий при развитии специальных познавательных способностей.  

 

Первоначально исследователей интересовало различие в показателях на-  

следуемости вербального и невербального интеллекта. В качестве наиболее рас-  

пространенного инструмента для подобных исследований большинство психоге-  

нетиков выбрало тест Д. Векслера.  

 

С. Ванденберг выявил значимые различия в величине показателя наследуе-  

мости способностей, тестируемых отдельными субтестами шкалы Векслера:  

 

наибольший показатель наследуемости был у способностей, тестируемых вер-  

бальной шкалой (лОбщая осведомленность», лАрифметический», лОбщая понят-  

ливость», лСловарный», лШифровка», лСходство»), а также у субтестов невер-  

бальной шкалы лКубики Косса» и лПоследовательные картинки». Между тем  

по субтестам лСложение фигур», лНедостающие детали» различия между груп-  

пами МЗ и ДЗ близнецов оказались незначительными. Более того, различия в  

уровне вербального интеллекта в целом более генетически детерминированы,  

 

 

 

Развитие интеллекта  

 

Все эти исследования подвергались в разное время критике за отсутствие  

контроля влияния экспериментатора на результаты тестирования, нерепре-  

зентативность выборок, искусственное завышение сходства близнецов по лич-  

ностным характеристикам из-за особенностей процедуры отбора испытуемых  

и т. д.  

 

В дальнейших исследованиях психогенетики пытались увеличить объем вы-  

борок, контролировать их репрезентативность, унифицировать условия проведе-  

ния тестирования.  

 

Приведем результаты наиболее известных психогенетических исследований,  

проведенных в 70-80-е годы. Наиболее часто упоминаются исследования Дж. Ло-  

элина и Р. Николса [7]. Авторы применили Национальный тест качества знаний  

(NMSQT), отобрав около 1500 пар однополых близнецов из 600 тысяч школь-  

ников 17 лет. Причем средний уровень интеллекта близнецов не отличался от  

"оеднего по всей выборке. В окончательную экспериментальную группу вошло  

9 пар. В результате выявлены очень высокие корреляции у монозиготных  

 

знецов как по общему интеллекту, так и по результатам тестирования спе-  

 

льных способностей (владение английским языком, математикой, понимание  

учений слов и т. д.).  

 

Не удалось выявить значимые корреляции между степенью дифференциро-  

ванности родительского отношения к близнецам и показателями интеллекта:  

 

среда влияла на уровень интеллекта, но не оказала влияния на степень внутрипар-  

ного сходства близнецов. Не оказывал влияния на сходство близнецов по интел-  

лекту и стиль семейного воспитания, хотя сам уровень интеллекта зависел от  

того, сколько времени с детьми проводил отец.  

 

Влияние генетической составляющей на различия в общем интеллекте рав-  

но как минимум 0,50. Причем данные исследования весьма надежны и воспро-  

изводятся на разных выборках, разными исследователями, в разное время и в  

личных этнокультурных условиях.  

 

смотрим более детально, какова доля генетической детерминации индиви-  

 

различий при развитии специальных познавательных способностей.  

оначально исследователей интересовало различие в показателях на-  

следуемости вербального и невербального интеллекта. В качестве наиболее рас-  

пространенного инструмента для подобных исследований большинство психоге-  

нетиков выбрало тест Д. Векслера.  

 

С. Ванденберг выявил значимые различия в величине показателя наследуе-  

способностей, тестируемых отдельными субтестами шкалы Векслера:  

 

ж показатель наследуемости был у способностей, тестируемых вер-  

 

-.пои шкалой (лОбщая осведомленность», лАрифметический», лОбщая понят-  

ливость», лСловарный», лШифровка», лСходство»), а также у субтестов невер-  

бальной шкалы лКубики Косса» и лПоследовательные картинки». Между тем  

по субтестам лСложение фигур», лНедостающие детали» различия между груп-  

пами МЗ и ДЗ близнецов оказались незначительными. Более того, различия в  

уровне вербального интеллекта в целом более генетически детерминированы,  

 

 

 

чем в уровне невербального интеллекта. Влияние средовой составляющей на  

невербальный интеллект гораздо более значительно [8].  

 

Наиболее полное и интересное исследование провел в 1979 году Р. Роуз: он  

сравнивал семьи взрослых МЗ близнецов, их супругов и детей. Исследование  

проводилось, в частности, для выявления влияния так называемого лматеринско-  

го эффекта»: при его наличии полусибсы, матери которых являются МЗ близне-  

цами, будут обладать большим сходством по уровню интеллекта, чем полусибсы,  

у которых отцы МЗ близнецы. Этот эффект выявился только для двух субтес-  

тов шкалы Векслера. Кроме того, был обнаружен аддитивный характер наследо-  

вания способностей, входящих в структуру невербального интеллекта.  

 

Наконец, Дж. Горн с коллегами (1982), анализируя результаты техасского  

исследования, пришел к выводу, что показатели невербального и вербального  

интеллекта в равной мере детерминированы генотипом, но изменчивость невер-  

бального интеллекта в большей мере обусловлена семейной средой [9].  

 

Если взять за основу факторную структуру способностей (по Терстоуну), то  

становится очевидно, что многочисленные исследования практически полностью  

воспроизводят один и тот же порядок, показывающий меру генетической детер-  

минации тех или иных способностей. В наибольшей мере генетически детерми-  

нированы уровни развития вербальных способностей (V-factor), пространствен-  

ные (S-factor), беглость речи (W-factor). Относительно математических способ-  

ностей результаты, полученные в различных исследованиях, расходятся.  

 

Однако особое внимание исследователи уделяют пространственным способ-  

ностям (в смысле Л. Терстоуна и М. Мерфи). В психологии устоялась точка  

зрения, согласно которой пространственный интеллект относительно независим  

от скоростного, измеряемого групповыми тестами интеллекта (а по некоторым  

данным Д корреляция между ними отрицательная), и, более того, в некоторых  

исследованиях выявлена отрицательная корреляция пространственных и вер-  

бальных способностей. Пространственный интеллект является одной из основ-  

ных специальных познавательных способностей (по данным Дж. Дефриза). Как  

мы уже отмечали, Терстоун выделяет две основные составляющие простран-  

ственного фактора: во-первых, это способность к мысленному вращению двух-  

или трехмерных объектов в пространстве (пространственное воображение);  

 

во-вторых, ряд способностей, определяющих успешность опознания простран-  

ственных конфигураций при изменении их ориентации (коррелирует с лполеза-  

висимостьюДполенезависимостью», успешностью решения сенсомоторных за-  

дач и пр.).  

 

Однако исследования Д. Гудинафа и его коллег [10], проведенные с помощью  

методов генетических маркеров, не выявили единого механизма наследования  

пространственных способностей. Гудинаф отобрал для исследования 30 семей, в  

каждой из которых было не менее трех сыновей. В качестве лгенетических  

маркеров» брались красно-зеленая цвето-слепота (дальтонизм) и одна из групп  

крови (XYa). Пара братьев, совпадающих по одному из генетических маркеров,  

сравнивалась с парами братьев, различающихся по этому маркеру. Предполага-  

 

лось (по механизму сцепленного наследования), что если у братьев, совпадающих  

по маркеру, сходство по уровню развития пространственных способностей будет  

больше, чем у братьев, различающихся по маркеру, то пространственные способ-  

ности детерминированы генетически. Были использованы 7 различных тестов  

пространственных способностей. В итоге не выявлено единого генетического  

механизма детерминации различий в пространственных способностях [2].  

 

Что касается лполезависимостиДполенезависимости», тестируемой с помо-  

щью теста лВключенных фигур» Н. Уиткина или с помощью теста лСтерженьД  

рамка», то, по данным Н. С. Егоровой, сходство в результатах, показываемых  

МЗ близнецами, очень велико (г = 0,70), между тем корреляции у ДЗ близнецов  

очень низки 0 < г < 0,24.  

 

Хотя М. С. Егоровой и удалось выявить влияние распределения ролей в  

паре МЗ близнецов (внутрипарное сходство оказалось выше в группах со ста-  

бильным распределением ролей без явного лидерства), но генетическая детер-  

минация полезависимости оказалась очень велика.  

 

Наиболее противоречивы результаты исследований генетической детерми-  

нации математических способностей.  

 

В исследовании Т. Фога и Р. Пломина [11] не выявлено наследуемости мате-  

матических способностей, а в исследованиях А. Гарфинкеля, Дж. Лоэлина и  

Р. Николса [12] были выявлены значимые различия внутригрупповых корреля-  

ций МЗ и ДЗ близнецов. Правда, исследование А. Гарфинкеля проведено в русле  

концепции Ж. Пиаже о природе интеллекта, и в качестве экспериментальных  

проб были использованы 15 задач Ж. Пиаже. В экспериментальную группу  

вошли 197 монозиготных и 72 дизиготные пары 4Д8-летних близнецов. Оказалось,  

что наследственные факторы и образование родителей обусловливают 50 % вари-  

антности показателей логического мышления по Ж. Пиаже. Но возникает зако-  

номерный вопрос, тождественны ли математические способности уровню разви-  

тия интеллекта по Ж. Пиаже.  

 

Существует масса обзоров, обобщающих данные близнецовых исследований.  

К числу наиболее известных относится обзор Р. Николса, содержащий сводку  

211 исследований [12].  

 

Наибольшая разница величин внутрипарных корреляций между моно- и ди-  

зиготными близнецами наблюдается в уровне развития пространственного мыш-  

ления, способности к логическим рассуждениям, в точности и успешности осво-  

ения языков, а также в успешности изучения специальных дисциплин (возможно,  

определяется вербальным интеллектом). Наименьшая разница между МЗ и ДЗ  

близнецами Д в уровне развития дивергентного мышления. Обобщение данных  

десяти психогенетических исследований дивергентного мышления, проведенное  

Николсом, свидетельствует, что генотип определяет не более 22 % дисперсии  

дивергентного мышления. Напомню, что для общего интеллекта этот процент  

близок по данным Айзенка к 70-80. Напрашивается вывод (подкрепленный мно-  

гими исследованиями), что креативность, в отличие от интеллекта, в большей  

мере детерминирована средовыми влияниями, нежели интеллект (если считать  

основой креативности дивергентное мышление).  

 

Общие способности в большей мере генетически детерминированы, чем  

специальные; различия в уровне вербального интеллекта в большей мере обус-  

ловлены наследственностью, чем различия в уровне невербального интеллекта.  

 

Сегодня исследователи не удовлетворяются регистрацией сходств Д разли-  

чий корреляций показателей МЗ и ДЗ близнецов и организуют лонгитюдное ис-  

следование. Наиболее известным является Луисвилльское исследование, прово-  

дившееся с 1957 года до середины 80-х годов. В нем было прослежено развитие  

500 пар МЗ близнецов от 0 до 15 лет. Параллельно исследовалось 950 пар сибсов.  

 

Таблица 10. Показатели наследуемоеЩ и их ранговые места,  

полученные при диагностировании специальных способностей (J. Loehlin, R. Nichols, 1976)  

 

Специальные способностиD. Dewett, 1954L. Thurstone, 1955S.Vanderberg, 1962S.Vanderberg, 1966  

hРангhРангhРангhРанг  

Вербальные0,6810,6420,6210,434  

Пространственные0,5140,7610,5940,721  

Математические0,0750,3450,6120,562  

Рассуждение0,6420,2660,2850,095  

Беглость речи0,6430,5930,6130,553  

ПамятьДД0,3940,206ДД  

Количество парДЗ/МЗ26/2653/4537/4536/76  

 

План исследования включал тестирование уровня интеллекта по сопостави-  

мым шкалам. Тестирование до 2 лет проводилось по шкале Бейли, с 2,5 до 3 лет  

интеллект тестировался с помощью шкалы СтэнфордДБине, позже использова-  

лись версии шкалы Векслера для дошкольников, младших школьников и подрост-  

ков. Каждого близнеца тестировали разные экспериментаторы.  

 

В результате была выявлена общая закономерность: возрастание в течение  

первых 15 лет жизни внутрипарного сходства показателей интеллекта у монози-  

готных близнецов и падение показателей сходства у дизиготных близнецов.  

Более того, профили индивидуального развития у монозиготных близнецов бо-  

лее сходны, чем у дизиготных близнецов. Причем уровень корреляции показате-  

 

Таблица 11. Ранговые места показателей наследуемости специальных способностей  

(S. Vanderberg, 1962) [8]  

 

СубтестыF-отношенияРанги  

Общая осведомленность (I)3,881  

Общая понятливость (С)2,255  

Арифметический (А)2,783  

Сходство (S)1,817  

Повторение цифр (D)1,539  

Словарный (V)3,142  

Шифровка (DS)2,066  

Недостающие детали (PC)1,5010  

Кубики Косса (BD)2,354  

Последовательные картинки (РА)1,748  

Сложение фигур (ОА)1.3611  

КоличествоM360  

ДЗ60  

 

р<0,05  

 

р<0,01  

 

р<0,001  

 

лей общего интеллекта у M3 близнецов был равен уровню надежности теста  

(г=0,85).  

 

Тестирование близнецов, их братьев и сестер (в возрасте 8 лет) показало, что  

величина корреляции общего и вербального интеллектов для дизиготных близнецов,  

сибсов, а также сибсов и членов близнецовой пары практически одинакова. Сход-  

ство семейной среды и генотипов влияет на интеллект близнецов и неблизне-  

цов в одинаковой мере (кроме M3 близнецов Д сходство их интеллектов оп-  

ределяется генотипом). И вместе с тем, начиная с 2 лет, увеличивается корреля-  

ция интеллекта с такими характеристиками семейной среды, как образование  

родителей, социально-экономический статус, когнитивные и личностные особен-  

ности матери, ладекватность среды личностным особенностям детей» и т. д.  

 

Таблица 12. Внутрипарное сходство показателей интеллекта близнецов по данным  

Луисвилльского исследования (по A. Matheny et al., Behavorial contrasts in twinships:  

 

Stabiiify and patterns of differences (П childhood / /  

Child Development. 1981. V. 52. P. 579-588)  

 

Количество парr  

ВозрастMZDZMZDZ  

3 мес.72900,660,67  

6 мес.811010,750,72  

9 мес.73840,670,51  

12 мес.89920,680,63  

18 мес.921130,820,65  

24 мес.881150,810,73  

30 мес.72930,850,65  

36 мес.1041250,880,79  

4 года1051200,830,71  

5 лет1291380,850,66  

6 лет1391410,860,59  

7 лет1161190,860,59  

8 лет1461380,830,66  

9 лет85860,830,65  

15 лет78640,880,54  

 

увеличение  

Причем ко;  

 

нец, в рабоз  

шей мере я  

хогенетика  

А. Ю. Пан;:  

 

в 7,5 и в с  

бального v  

годам. У Ji  

возрастом.  

растает к  

 

Для он  

ется пока::  

 

КОЭффИЦИ!  

 

средовыми  

в больше:  

 

переходе  

 

Автод  

ный хара  

ствуют в  

близнеце  

видуаль!-  

бальный.  

поэтому  

претацда  

 

НЕРОДС  

 

ПРИЕМ!  

 

РОДИТЕ1  

 

Ш БЛИЗШ  

 

р < 0,05 для r > i-p,  

 

р<0,01 дляг>гД  

 

В Чешском лонгитюдном исследовании замеры интеллекта проводились  

ежегодно. Данные, полученные чешскими исследователями, аналогичны резуль-  

татам Луисвилльского лонгитюда: после четырех лет уменьшается сходство фе-  

нотипа близнецов, а показатель наследуемости общего интеллекта растет. К 6-  

7 годам он превышает величину 0,50. Пожалуй, только в исследовании Н. С. Кан-  

тонистовой [13], которая применяла тест Векслера (возраст 7Д10 лет), выявлено  

 

Два  

 

Рис.1"




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 774
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Психология общих способностей » 31 страница
  • Психология общих способностей » 21 страница
  • Психология общих способностей » 22 страница
  • Психология общих способностей » 23 страница
  • Психология общих способностей » 24 страница
  • Психология общих способностей » 25 страница
  • Психология общих способностей » 26 страница
  • Психология общих способностей » 27 страница
  • Психология общих способностей » 28 страница
  • Психология общих способностей » 29 страница
  • Психология общих способностей » 30 страница
  • Психология общих способностей » 11 страница
  • Психология общих способностей » 32 страница
  • Психология общих способностей » 33 страница
  • Психология общих способностей » 34 страница
  • Психология общих способностей » 35 страница
  • Психология общих способностей » 40 страница
  • Психология общих способностей » 39 страница
  • Психология общих способностей » 38 страница
  • Психология общих способностей » 37 страница
  • Психология общих способностей » 36 страница
  • Психология общих способностей » 1 страница
  • Психология общих способностей » 9 страница
  • Психология общих способностей » 8 страница
  • Психология общих способностей » 7 страница
  • Психология общих способностей » 6 страница
  • Психология общих способностей » 5 страница
  • Психология общих способностей » 20 страница
  • Психология общих способностей » 4 страница
  • Психология общих способностей » 3 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь