|
Психология общих способностейОднако результаты исследований К. Ямамото, а также Д. Хардгривса и И. Бол- тона позволяют ввести гипотезу лнижнего порога»: конвергентный интеллект (IQ) ограничивает проявления креативности при низких значениях IQ, при IQ выше некоторого лпорога» творческие достижения от интеллекта не зависят.
В исследованиях Гилфорда и Кристиансена также было выявлено, что при низком IQ практически не бывает проявлений творческой одаренности, в то вре- мя как среди людей с высоким IQ встречаются лица и с высоким, и с низким уровнем развития дивергентного мышления.
Торренс [14], обобщив собственные исследования, пришел к выводу, что связь между уровнем интеллекта и креативностью односторонняя. Он предложил мо- дель интеллектуального порога: до уровня IQ < 120 креативность и интеллект образуют единый фактор, выше этого порога факторы креативности и интеллекта проявляются как независимые. Иначе говоря, до какого-то уровня IQ ограничивает проявление креативности, выше лпорога» креативность лвырывается на свободу».
Казалось бы, модель линтеллектуального порога» получила явное подтвержде- ние. Но результаты исследований Когана и Воллаха опровергли теорию лнижне- го» порога. Коган и Воллах модифицировали процедуру тестирования: сняли вре- менной лимит, отказались от показателя лправильности» (по Гилфорду), устрани- ли момент соревновательности. В итоге факторы креативности и интеллекта оказались независимыми [15). Была выявлена и описана особая группа детей с высоким уровнем креативности, но с интеллектом ниже среднего.
В 1980 году вышла работа Д. X. Додда и Р. М. Уайта [8], в которой проанали- зированы результаты исследования связей между IQ и оценками дивергентной продуктивности (рис. 55).
60 120 140 КЗ
Рис. 55. Соотношение между дивергентной продуктивностью и интеллектом
Распределение индивидов в пространстве двух координат (IQ и дивергент- ная продуктивность) удивительно напоминает распределения, полученные при исследовании связей интеллекта и обучаемости, а также интеллекта и успешно- сти профессиональной деятельности. Интеллект ограничивает лсверху» уровень творческой продуктивности. Наивысшие показатели по тестам дивергентного мышления показывают индивиды с максимальными значениями IQ. Обратное не верно.
Каким же образом совместить результаты Когана и Воллаха, а также резуль- таты, полученные в нашей лаборатории, с теорией лвысокого» интеллектуального порога? Неужели все дело в различии процедур получения данных или же сте- пень регламентированности условий деятельности определяет лнижний» порог IQ для проявления креативности?
Проверялась гипотеза о возможности формирования креативности как общей личностной диспозиции (включающей мотивационную, когнитивную и поведен- ческую составляющие) у детей 3-5 лет [5]. В ходе исследования выявлены две важные закономерности: 1) нелинейный характер изменения креативности в ходе исследования и 2) последовательность формирования компонентов креатив- ности Д от мотивационных Д к когнитивным и поведенческим.
Если креативная продуктивность испытуемых детей в ходе формирующего эксперимента превышала некоторый (всегда индивидуально определенный) уро- вень, то у них начинали проявляться признаки дезадаптивного, неврозоподобного поведения (росла тревожность, капризность, агрессивность, эмоциональная сензи- тивность и т.д.). Эти признаки напоминают особенности поведения детей с низ- ким уровнем интеллекта и высокой креативностью, как их описывают Воллах и
Глава 9
Коган. Следовательно, можно объяснить этот эффект превышением уровня кре- ативности индивидуального уровня линтеллектуального порога», который опре- деляет успешность адаптации. К концу формирующего эксперимента у большин- ства детей уровень креативности был выше, чем в начале, но меньше, чем в середине исследования, то есть достиг некоторого индивидуального оптимума.
Хотя методика диагностики креативности в нашей работе отличалась от тес- тов креативности Торранса и Гилфорда и состояла в фиксации проявлений твор- ческого поведения детей при спонтанной ситуативной игре, результаты ее можно объяснить с помощью той же модели линтеллектуального порога». Базовым ус- ловием формирования креативности и ее проявления в повседневной жизни яв- ляется формирование у индивида творческой мотивации. По нашим данным, опти- мальным периодом ее формирования является возраст от 3,5 до 4 лет.
Итак, можно заключить, что творческая активность детерминируется творче- ской (внутренней) мотивацией, проявляется в особых (нерегламентированных) условиях жизнедеятельности, но лверхним» ограничителем уровня ее проявления служит уровень общего (лфлюидного», по Кэттелу) интеллекта. Аналогично суще- ствует и лнижний» ограничитель: минимальный уровень интеллекта, до достиже- ния которого креативность не проявляется.
Условно отношение между творческой продуктивностью и интеллектом мож- но свести к неравенству вида:
IQ лдеятельности» < Cr < IQ линдивида»
Если исходить из этого отношения, то речь не может идти об линтеллектуаль- ном пороге». Интеллект индивида выступает в качестве лверхнего ограничите- ля», потолка потенциальных творческих достижений. Использует или нет индивид отведенные ему природой возможности, зависит от его мотивации, компетентнос- ти в той сфере творчества, которую он для себя избрал, и, разумеется, от тех внешних условий, которые предоставляет ему общество. Нижний линтеллектуаль- ный порог» определяется лрегламентированностью» сферы, в которой индивид проявляет свою творческую активность.
лОДНОМЕРНАЯ МОДЕЛЬ»
Попытаемся обобщить приведенные выше результаты. Уточним еще раз основные понятия:
1. Индивидуальная продуктивность является мерой пригодности индивида к той или иной сфере жизнедеятельности (творческой, учебной, профессио- нальной). Индивидуальная продуктивность может оцениваться актуальной успеваемостью, уровнем профессиональных достижений, успешностью решения тестов на креативность (гибкость, уникальность, оригинальность и пр.).
Структура общи»
2. Уровенн теллектг интелле
Между эт1 женная на грД
Рис. 56. Мол
Здесь: Y лект; Xj Д . альная прод ности; AYi );
рия оценки
Дадим (Е
1. лВер:. Верхняя тижений) зэ Пределн
где О < k л индивида; I ния» в дея;
2. лНи::
Нижню требовани; порога». Е.
2. Уровень интеллекта определяется успешностью выполнения тестов ин- теллекта (типа лПрогрессивных матриц» Равена), тождествен флюидному интеллекту (Gf), по Кэттеллу, или общему интеллекту, по Спирмену.
Между этими переменными существует определенная зависимость, отобра- женная на графике (рис. 56).
YA
Yi
OL
YJ
Xj Xi
Рис. 56. Модель интеллектуального диапазона
Х
Здесь: Y Д продуктивность; Х Д интеллект; Xi Д индивидуальный интел- лект; Xj Д линтеллектуальный порог» деятельности; Yi Д предельная индивиду- альная продуктивность; Yj Д требуемая минимальная продуктивность в деятель- ности; AYi Xj Д диапазон продуктивности, а Д определяется строгостью крите- рия оценки продуктивности (чем строже критерий, тем меньше успех к).
Дадим более подробное описание модели.
1. лВерхний порог»
Верхняя граница продуктивности (предельный уровень индивидуальных дос- тижений) задается индивидуальным уровнем интеллекта.
Предельный уровень достижений является линейной функцией от интеллекта:
Р = k (Gf) + С и Pi Р
max. I max.I
где О < k 1 определяется спецификой внешних условий; Gf Д уровень IQ i-го индивида; С Д начальный уровень компетентности, необходимый для лвхожде- ния» в деятельность; Pi Д индивидуальная продуктивность.
2. лНижний порог»
Нижнюю границу индивидуальных достижений в деятельности определяют требования деятельности, которые проявляются в феномене линтеллектуального порога». Если IQ индивида ниже определенного значения, то индивид не может
проявить минимально необходимую продуктивность и лне проходит по конкур- су». Следовательно, продуктивность индивида не может быть ниже определенного минимального значения, соответствующего уровню нижнего интеллектуального порога деятельности
Р = Gf Р < Р
Хmm. i ~ j min - i
где Gf. Д уровень интеллектуального порога j-й деятельности.
3. Диапазон достижений
Индивидуальная продуктивность определяется, помимо IQ, уровнем мотива- ции и лприобщенностью к задаче» (иначе, уровнем специальных навыков и зна- ний, аналог Д лкристаллизованный» интеллект).
Следовательно, можно предположить, что недостаток мотивации и компетент- ности препятствует индивиду достичь верхнего порога индивидуальных достиже- ний. Возможно:
Р, = k (Gf, ДMX Gf,),
где М Д величина, обратная уровню мотивации (лнедомотивированность»); Gf Д недостаток компетентности.
Модель имеет три любопытных следствия:
1. Успех вхождения индивида в деятельность определяется лишь уровнем индивидуального интеллекта и сложностью деятельности.
2. Уровень конкретных индивидуальных достижений зависит от мотивации и компетентности личности и связан с содержанием деятельности.
3. Предельно высокий уровень индивидуальных достижений зависит только от индивидуального IQ, но не зависит от трудности деятельности и ее со- держания.
Модель (назовем ее лмоделью интеллектуального диапазона») имеет еще два интересных следствия.
Во-первых, согласно приведенным выше теоретическим соображениям, у ин- теллектуально одаренных индивидов корреляции между успешностью деятель- ности и уровнем интеллекта должны быть ниже, чем по всей выборке. Причина этого Д в расширении диапазона продуктивности: дисперсия продуктивности у одаренных людей больше, чем по выборке в целом.
Корреляции между успешностью выполнения отдельных тестов (или продук- тивностью выполнения деятельностей у одаренных личностей) должны быть ниже, чем у лобычных» людей. Причины этого эффекта: независимость успешно- сти решения тестов друг от друга (они связаны только через G-фактор); большой разброс показателей продуктивности у одаренных; обусловленность положения индивида в плоскости координат лтесты Д интеллект» мотивацией и компетент- ностью. Этот феномен обнаружен в многочисленных корреляционных исследова-
ниях: действительно, у интеллектуально одаренных испытуемых корреляции ус- пешности тестов ниже, чем для генеральной совокупности.
Во-вторых, для высокоодаренных испытуемых характерна лпила» достиже- ний в разных сферах деятельности, успешности по разным учебным дисципли- нам и при выполнении тестовых заданий. Действительно, индивидуальный интел- лект определяет лишь верхний порог достижений. У одаренных индивидов диа- пазон возможных достижений шире, чем у всех прочих. Поэтому, при независимости достижений в разных областях, в среднем для группы одарен- ных разница показателей по отдельным тестам, задачам и т. д. будет больше, чем по генеральной совокупности.
И неслучайно множество корреляционных исследований показывает, что ин- теллектуальная одаренность сопровождается большим разбросом индивидуаль- ных достижений в различных сферах деятельности, по предметам обучения и т. д.
Модель может быть расширена для описания структуры интеллекта с учетом его основных групповых факторов.
СТРУКТУРА ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТА. ИМПЛИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ
Как уже упоминалось, Ч. Спирмен выявил в структуре общего интеллекта лингвистический (вербальный), механический (пространственно-динамический) и математический факторы.
Критики концепции Спирмена (в частности, Торндайк) отрицали существова- ние общей умственной способности и считали, что следует говорить о множестве независимых способностей (от 3 до 120 лфакторов»). Однако, когда Айзенк и Спирмен подвергли статистической обработке данные Торндайка, они обнаружи- ли ошибочность его расчетов и выявили в данных оппонента общий фактор интеллекта.
Практически все исследователи выявляли три основных подфактора общего интеллекта, которые были первоначально выявлены Ч. Спирменом: числовой, про- странственный, вербальный.
Например, в исследованиях Р. Е. Сноу и его коллег [1] выделены следующие структуры: 1) общий фактор, который тестируется такими тестами, как лПрогрес- сивные матрицы» Равена, тестом, свободным от культуры, Кэттелла и пр., занимает вершину иерархии; 2) на втором уровне обобщенности выделяются три (как и у Спирмена) основных фактора, причем один из них более тесно связан с генераль- ным фактором; 3) низший уровень иерархии занимает десять подфакторов.
Н. Хомский в 60-е годы выдвинул гипотезу о том, что ребенок рождается с механизмом овладения языком и изначально обладает восприимчивостью к универсальным свойствам грамматики языка.
Позже ряд исследователей (Дж. Макнамара, М. Дональдсон и др.) показали, что дети усваивают язык только после того, как у них проявляется способность
понимать смысл ситуации, связанных с социальным поведением людей. Ряд изящ- ных экспериментов продемонстрировали справедливость этого вывода.
Отсюда можно сделать вывод о первичности лэмоционально-поведенческого кода» и операций, связанных с ним, по отношению к естественной речи и способ- ности оперировать лнатуральным» языком.
Дональдсон пишет по этому поводу: лНа ранних стадиях развития, до того как у ребенка сформируется полное осознание языка, язык включен в поток со- бытий, в связи с которыми он используется. До тех пор пока это происходит, ребенок понимает не отдельные слова, он интерпретирует ситуацию в целом. Его больше заботит смысл того, что делают люди, когда они говорят и действуют, чем значение слов... В то же время ребенок занят структурированием, извлече- нием смысла ситуаций, даже когда никаких слов не произносится; порой ка- жется, что, когда они все-таки звучат, на понимание ребенком прозвучавшего высказывания сильно влияет, как он сам структурирует контекст» [16]. Таким образом, лпервичным» является поведенческий интеллект (он же Д смысловой). Основные предположения таковы: 1) между групповыми факторами интеллекта (по СпирменуДГилфорду) существует иерархическая импликативная зависимость, факторы неортогональны; 2) для развития фактора следующего уровня необхо- дим минимальный уровень развития предыдущего фактора; 3) генетическая оче- редность формирования факторов интеллекта: поведенческий, вербальный, про- странственный, формальный.
Итак, лповеденческое мышление» первично, следовательно, прав Гилфорд, вы- делявший поведенческий (лсоциальный») интеллект в качестве самостоятельно- го фактора наряду с вербальным (смысловым), пространственным и арифметиче- ским.
Операции поведенческого интеллекта, с моей точки зрения, обладают следую- щими признаками:
1) контекстуальностью Д смысл операции зависит от ситуации;
2) непрерывностью Д хотя действие конечно (определяется достижением цели), но движение Д непрерывно;
3) нет необратимости операций во времени (в прошлое не вернешься, лчашка разбита»);
4) эмоциональной насыщенностью;
5) неоднозначностью смысла операций Д следствие ситуационной зависимости.
Язык позволяет выйти за пределы наличной ситуации: он как бы выносит вовне точку отсчета и позволяет субъекту лдецентрироваться» Д выйти за преде- лы ситуации (взаимодействия лЯ» и другого), лвстать над ситуацией».
Первый шаг на пути усвоения языка и формирования речевого мышления Д освобождение последнего от связи с конкретными событиями и овладение им как самостоятельной структурой. Наибольшая трудность возникает при освобожде- нии высказывания от ситуационного контекста. Звучащая речь и речевое мышле- ние, строящееся на этой основе, также обладают рядом признаков:
1) содержание операции зависит от контекста;
2) мышление (содержание и операции) является непрерывным (главная труд- ность возникает у ребенка при обучении чтению Д необходимость выделе- Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|