Психология общих способностей



38 страница


Однако результаты исследований К. Ямамото, а также Д. Хардгривса и И. Бол-  

тона позволяют ввести гипотезу лнижнего порога»: конвергентный интеллект  

(IQ) ограничивает проявления креативности при низких значениях IQ, при IQ  

выше некоторого лпорога» творческие достижения от интеллекта не зависят.  

 

В исследованиях Гилфорда и Кристиансена также было выявлено, что при  

низком IQ практически не бывает проявлений творческой одаренности, в то вре-  

мя как среди людей с высоким IQ встречаются лица и с высоким, и с низким  

уровнем развития дивергентного мышления.  

 

Торренс [14], обобщив собственные исследования, пришел к выводу, что связь  

между уровнем интеллекта и креативностью односторонняя. Он предложил мо-  

дель интеллектуального порога: до уровня IQ < 120 креативность и интеллект  

образуют единый фактор, выше этого порога факторы креативности и интеллекта  

проявляются как независимые. Иначе говоря, до какого-то уровня IQ ограничивает  

проявление креативности, выше лпорога» креативность лвырывается на свободу».  

 

Казалось бы, модель линтеллектуального порога» получила явное подтвержде-  

ние. Но результаты исследований Когана и Воллаха опровергли теорию лнижне-  

го» порога. Коган и Воллах модифицировали процедуру тестирования: сняли вре-  

менной лимит, отказались от показателя лправильности» (по Гилфорду), устрани-  

ли момент соревновательности. В итоге факторы креативности и интеллекта  

оказались независимыми [15). Была выявлена и описана особая группа детей с  

высоким уровнем креативности, но с интеллектом ниже среднего.  

 

В 1980 году вышла работа Д. X. Додда и Р. М. Уайта [8], в которой проанали-  

зированы результаты исследования связей между IQ и оценками дивергентной  

продуктивности (рис. 55).  

 

60 120 140 КЗ  

 

Рис. 55. Соотношение между дивергентной продуктивностью и интеллектом  

 

Распределение индивидов в пространстве двух координат (IQ и дивергент-  

ная продуктивность) удивительно напоминает распределения, полученные при  

исследовании связей интеллекта и обучаемости, а также интеллекта и успешно-  

сти профессиональной деятельности. Интеллект ограничивает лсверху» уровень  

творческой продуктивности. Наивысшие показатели по тестам дивергентного  

мышления показывают индивиды с максимальными значениями IQ. Обратное не  

верно.  

 

Каким же образом совместить результаты Когана и Воллаха, а также резуль-  

таты, полученные в нашей лаборатории, с теорией лвысокого» интеллектуального  

порога? Неужели все дело в различии процедур получения данных или же сте-  

пень регламентированности условий деятельности определяет лнижний» порог  

IQ для проявления креативности?  

 

Проверялась гипотеза о возможности формирования креативности как общей  

личностной диспозиции (включающей мотивационную, когнитивную и поведен-  

ческую составляющие) у детей 3-5 лет [5]. В ходе исследования выявлены две  

важные закономерности: 1) нелинейный характер изменения креативности в  

ходе исследования и 2) последовательность формирования компонентов креатив-  

ности Д от мотивационных Д к когнитивным и поведенческим.  

 

Если креативная продуктивность испытуемых детей в ходе формирующего  

эксперимента превышала некоторый (всегда индивидуально определенный) уро-  

вень, то у них начинали проявляться признаки дезадаптивного, неврозоподобного  

поведения (росла тревожность, капризность, агрессивность, эмоциональная сензи-  

тивность и т.д.). Эти признаки напоминают особенности поведения детей с низ-  

ким уровнем интеллекта и высокой креативностью, как их описывают Воллах и  

 

Глава 9  

 

Коган. Следовательно, можно объяснить этот эффект превышением уровня кре-  

ативности индивидуального уровня линтеллектуального порога», который опре-  

деляет успешность адаптации. К концу формирующего эксперимента у большин-  

ства детей уровень креативности был выше, чем в начале, но меньше, чем в  

середине исследования, то есть достиг некоторого индивидуального оптимума.  

 

Хотя методика диагностики креативности в нашей работе отличалась от тес-  

тов креативности Торранса и Гилфорда и состояла в фиксации проявлений твор-  

ческого поведения детей при спонтанной ситуативной игре, результаты ее можно  

объяснить с помощью той же модели линтеллектуального порога». Базовым ус-  

ловием формирования креативности и ее проявления в повседневной жизни яв-  

ляется формирование у индивида творческой мотивации. По нашим данным, опти-  

мальным периодом ее формирования является возраст от 3,5 до 4 лет.  

 

Итак, можно заключить, что творческая активность детерминируется творче-  

ской (внутренней) мотивацией, проявляется в особых (нерегламентированных)  

условиях жизнедеятельности, но лверхним» ограничителем уровня ее проявления  

служит уровень общего (лфлюидного», по Кэттелу) интеллекта. Аналогично суще-  

ствует и лнижний» ограничитель: минимальный уровень интеллекта, до достиже-  

ния которого креативность не проявляется.  

 

Условно отношение между творческой продуктивностью и интеллектом мож-  

но свести к неравенству вида:  

 

IQ лдеятельности» < Cr < IQ линдивида»  

 

Если исходить из этого отношения, то речь не может идти об линтеллектуаль-  

ном пороге». Интеллект индивида выступает в качестве лверхнего ограничите-  

ля», потолка потенциальных творческих достижений. Использует или нет индивид  

отведенные ему природой возможности, зависит от его мотивации, компетентнос-  

ти в той сфере творчества, которую он для себя избрал, и, разумеется, от тех  

внешних условий, которые предоставляет ему общество. Нижний линтеллектуаль-  

ный порог» определяется лрегламентированностью» сферы, в которой индивид  

проявляет свою творческую активность.  

 

лОДНОМЕРНАЯ МОДЕЛЬ»  

 

Попытаемся обобщить приведенные выше результаты.  

Уточним еще раз основные понятия:  

 

1. Индивидуальная продуктивность является мерой пригодности индивида  

к той или иной сфере жизнедеятельности (творческой, учебной, профессио-  

нальной). Индивидуальная продуктивность может оцениваться актуальной  

успеваемостью, уровнем профессиональных достижений, успешностью  

решения тестов на креативность (гибкость, уникальность, оригинальность  

и пр.).  

 

Структура общи»  

 

2. Уровенн  

теллектг  

интелле  

 

Между эт1  

женная на грД  

 

Рис. 56. Мол  

 

Здесь: Y  

лект; Xj Д .  

альная прод  

ности; AYi );  

 

рия оценки  

 

Дадим (Е  

 

1. лВер:.  

Верхняя  

тижений) зэ  

Пределн  

 

где О < k л  

индивида; I  

ния» в дея;  

 

2. лНи::  

 

Нижню  

требовани;  

порога». Е.  

 

2. Уровень интеллекта определяется успешностью выполнения тестов ин-  

теллекта (типа лПрогрессивных матриц» Равена), тождествен флюидному  

интеллекту (Gf), по Кэттеллу, или общему интеллекту, по Спирмену.  

 

Между этими переменными существует определенная зависимость, отобра-  

женная на графике (рис. 56).  

 

YA  

 

Yi  

 

OL  

 

YJ  

 

Xj Xi  

 

Рис. 56. Модель интеллектуального диапазона  

 

Х  

 

Здесь: Y Д продуктивность; Х Д интеллект; Xi Д индивидуальный интел-  

лект; Xj Д линтеллектуальный порог» деятельности; Yi Д предельная индивиду-  

альная продуктивность; Yj Д требуемая минимальная продуктивность в деятель-  

ности; AYi Xj Д диапазон продуктивности, а Д определяется строгостью крите-  

рия оценки продуктивности (чем строже критерий, тем меньше успех к).  

 

Дадим более подробное описание модели.  

 

1. лВерхний порог»  

 

Верхняя граница продуктивности (предельный уровень индивидуальных дос-  

тижений) задается индивидуальным уровнем интеллекта.  

 

Предельный уровень достижений является линейной функцией от интеллекта:  

 

Р = k (Gf) + С и Pi Р  

 

max. I max.I  

 

где О < k 1 определяется спецификой внешних условий; Gf Д уровень IQ i-го  

индивида; С Д начальный уровень компетентности, необходимый для лвхожде-  

ния» в деятельность; Pi Д индивидуальная продуктивность.  

 

2. лНижний порог»  

 

Нижнюю границу индивидуальных достижений в деятельности определяют  

требования деятельности, которые проявляются в феномене линтеллектуального  

порога». Если IQ индивида ниже определенного значения, то индивид не может  

 

 

 

проявить минимально необходимую продуктивность и лне проходит по конкур-  

су». Следовательно, продуктивность индивида не может быть ниже определенного  

минимального значения, соответствующего уровню нижнего интеллектуального  

порога деятельности  

 

Р = Gf Р < Р  

 

Хmm. i ~ j min - i  

 

где Gf. Д уровень интеллектуального порога j-й деятельности.  

 

3. Диапазон достижений  

 

Индивидуальная продуктивность определяется, помимо IQ, уровнем мотива-  

ции и лприобщенностью к задаче» (иначе, уровнем специальных навыков и зна-  

ний, аналог Д лкристаллизованный» интеллект).  

 

Следовательно, можно предположить, что недостаток мотивации и компетент-  

ности препятствует индивиду достичь верхнего порога индивидуальных достиже-  

ний. Возможно:  

 

Р, = k (Gf, ДMX Gf,),  

 

где М Д величина, обратная уровню мотивации (лнедомотивированность»); Gf Д  

недостаток компетентности.  

 

Модель имеет три любопытных следствия:  

 

1. Успех вхождения индивида в деятельность определяется лишь уровнем  

индивидуального интеллекта и сложностью деятельности.  

 

2. Уровень конкретных индивидуальных достижений зависит от мотивации и  

компетентности личности и связан с содержанием деятельности.  

 

3. Предельно высокий уровень индивидуальных достижений зависит только  

от индивидуального IQ, но не зависит от трудности деятельности и ее со-  

держания.  

 

Модель (назовем ее лмоделью интеллектуального диапазона») имеет еще два  

интересных следствия.  

 

Во-первых, согласно приведенным выше теоретическим соображениям, у ин-  

теллектуально одаренных индивидов корреляции между успешностью деятель-  

ности и уровнем интеллекта должны быть ниже, чем по всей выборке. Причина  

этого Д в расширении диапазона продуктивности: дисперсия продуктивности у  

одаренных людей больше, чем по выборке в целом.  

 

Корреляции между успешностью выполнения отдельных тестов (или продук-  

тивностью выполнения деятельностей у одаренных личностей) должны быть  

ниже, чем у лобычных» людей. Причины этого эффекта: независимость успешно-  

сти решения тестов друг от друга (они связаны только через G-фактор); большой  

разброс показателей продуктивности у одаренных; обусловленность положения  

индивида в плоскости координат лтесты Д интеллект» мотивацией и компетент-  

ностью. Этот феномен обнаружен в многочисленных корреляционных исследова-  

 

ниях: действительно, у интеллектуально одаренных испытуемых корреляции ус-  

пешности тестов ниже, чем для генеральной совокупности.  

 

Во-вторых, для высокоодаренных испытуемых характерна лпила» достиже-  

ний в разных сферах деятельности, успешности по разным учебным дисципли-  

нам и при выполнении тестовых заданий. Действительно, индивидуальный интел-  

лект определяет лишь верхний порог достижений. У одаренных индивидов диа-  

пазон возможных достижений шире, чем у всех прочих. Поэтому, при  

независимости достижений в разных областях, в среднем для группы одарен-  

ных разница показателей по отдельным тестам, задачам и т. д. будет больше, чем  

по генеральной совокупности.  

 

И неслучайно множество корреляционных исследований показывает, что ин-  

теллектуальная одаренность сопровождается большим разбросом индивидуаль-  

ных достижений в различных сферах деятельности, по предметам обучения и т. д.  

 

Модель может быть расширена для описания структуры интеллекта с учетом  

его основных групповых факторов.  

 

СТРУКТУРА ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТА.  

ИМПЛИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ  

 

Как уже упоминалось, Ч. Спирмен выявил в структуре общего интеллекта  

лингвистический (вербальный), механический (пространственно-динамический) и  

математический факторы.  

 

Критики концепции Спирмена (в частности, Торндайк) отрицали существова-  

ние общей умственной способности и считали, что следует говорить о множестве  

независимых способностей (от 3 до 120 лфакторов»). Однако, когда Айзенк и  

Спирмен подвергли статистической обработке данные Торндайка, они обнаружи-  

ли ошибочность его расчетов и выявили в данных оппонента общий фактор  

интеллекта.  

 

Практически все исследователи выявляли три основных подфактора общего  

интеллекта, которые были первоначально выявлены Ч. Спирменом: числовой, про-  

странственный, вербальный.  

 

Например, в исследованиях Р. Е. Сноу и его коллег [1] выделены следующие  

структуры: 1) общий фактор, который тестируется такими тестами, как лПрогрес-  

сивные матрицы» Равена, тестом, свободным от культуры, Кэттелла и пр., занимает  

вершину иерархии; 2) на втором уровне обобщенности выделяются три (как и у  

Спирмена) основных фактора, причем один из них более тесно связан с генераль-  

ным фактором; 3) низший уровень иерархии занимает десять подфакторов.  

 

Н. Хомский в 60-е годы выдвинул гипотезу о том, что ребенок рождается  

с механизмом овладения языком и изначально обладает восприимчивостью к  

универсальным свойствам грамматики языка.  

 

Позже ряд исследователей (Дж. Макнамара, М. Дональдсон и др.) показали,  

что дети усваивают язык только после того, как у них проявляется способность  

 

понимать смысл ситуации, связанных с социальным поведением людей. Ряд изящ-  

ных экспериментов продемонстрировали справедливость этого вывода.  

 

Отсюда можно сделать вывод о первичности лэмоционально-поведенческого  

кода» и операций, связанных с ним, по отношению к естественной речи и способ-  

ности оперировать лнатуральным» языком.  

 

Дональдсон пишет по этому поводу: лНа ранних стадиях развития, до того  

как у ребенка сформируется полное осознание языка, язык включен в поток со-  

бытий, в связи с которыми он используется. До тех пор пока это происходит,  

ребенок понимает не отдельные слова, он интерпретирует ситуацию в целом.  

Его больше заботит смысл того, что делают люди, когда они говорят и действуют,  

чем значение слов... В то же время ребенок занят структурированием, извлече-  

нием смысла ситуаций, даже когда никаких слов не произносится; порой ка-  

жется, что, когда они все-таки звучат, на понимание ребенком прозвучавшего  

высказывания сильно влияет, как он сам структурирует контекст» [16]. Таким  

образом, лпервичным» является поведенческий интеллект (он же Д смысловой).  

Основные предположения таковы: 1) между групповыми факторами интеллекта  

(по СпирменуДГилфорду) существует иерархическая импликативная зависимость,  

факторы неортогональны; 2) для развития фактора следующего уровня необхо-  

дим минимальный уровень развития предыдущего фактора; 3) генетическая оче-  

редность формирования факторов интеллекта: поведенческий, вербальный, про-  

странственный, формальный.  

 

Итак, лповеденческое мышление» первично, следовательно, прав Гилфорд, вы-  

делявший поведенческий (лсоциальный») интеллект в качестве самостоятельно-  

го фактора наряду с вербальным (смысловым), пространственным и арифметиче-  

ским.  

 

Операции поведенческого интеллекта, с моей точки зрения, обладают следую-  

щими признаками:  

 

1) контекстуальностью Д смысл операции зависит от ситуации;  

 

2) непрерывностью Д хотя действие конечно (определяется достижением  

цели), но движение Д непрерывно;  

 

3) нет необратимости операций во времени (в прошлое не вернешься, лчашка  

разбита»);  

 

4) эмоциональной насыщенностью;  

 

5) неоднозначностью смысла операций Д следствие ситуационной зависимости.  

 

Язык позволяет выйти за пределы наличной ситуации: он как бы выносит  

вовне точку отсчета и позволяет субъекту лдецентрироваться» Д выйти за преде-  

лы ситуации (взаимодействия лЯ» и другого), лвстать над ситуацией».  

 

Первый шаг на пути усвоения языка и формирования речевого мышления Д  

освобождение последнего от связи с конкретными событиями и овладение им как  

самостоятельной структурой. Наибольшая трудность возникает при освобожде-  

нии высказывания от ситуационного контекста. Звучащая речь и речевое мышле-  

ние, строящееся на этой основе, также обладают рядом признаков:  

 

1) содержание операции зависит от контекста;  

 

2) мышление (содержание и операции) является непрерывным (главная труд-  

ность возникает у ребенка при обучении чтению Д необходимость выделе-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 731
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь