|
Психология общих способностей
Понятие лкреативность» в контексте психологического знания приобрело значение только к началу 50-х годов.
В 1950 году пионер в области креативности Дж. Гилфорд в обращении при вступлении в должность президента Американской психологической ассоциа- ции предложил психологам сосредоточить свое внимание на изучении способно- сти к творчеству. По его оценке, лишь 0,2% всех опубликованных к 1950 году в Psychological Abstract резюме были посвящены психологии креативности.
Как это ни удивительно, с 50-х годов положение изменилось крайне незначи- тельно. И многие психологи, в частности Стернберг, считают креативность лзо- лушкой» психологии. Хотя следует отметить, что в 50-е годы интерес к иссле- дованию творческих способностей несколько возрос: были созданы несколько лабораторий и институтов, стали выходить журналы и монографии, но, по оцен- кам Стернберга, всего лишь 0,5% статей в Psychological Abstract (с 1975 по 1995 год) имели отношение к проблеме креативности. Из 1200 американских университетов, имеющих факультеты психологии, только в 76 читался курс по психологии креативности. Как правило, лабораторий по исследованию креатив- ности не открывают, исследовательских и преподавательских вакансий для спе- циалистов в области психологии творчества крайне мало.
Исследования творческих способностей в Программе Американской психо- логической ассоциации помещены под рубрикой лПсихология искусства». В нашей стране (имеется в виду Россия) исследования по психологии творче- ских способностей проводятся в рамках программы лОдаренные дети», финан- сируемой Министерством общего и профессионального образования РФ.
Публикации по креативности сосредоточены в двух крупных журналах:
лThe Creative Behavior», основанном в 1967 году, и лThe Creativity Research Journal», который существует с 1988 года. Однако в первом журнале, ориенти- рованном на широкий круг читателей, преобладают теоретические и обзорные статьи. Второй журнал рассчитан на психологов-исследователей.
Одной из причин такого отношения к психологии творческих способностей со стороны психологов-экспериментаторов являлась нечеткость определения креативности как способности и отсутствие методик для ее диагностики.
лПсихометрическая революция» в исследованиях креативности началась в начале 60-х годов и до сей поры не окончена.
Главными идеологами лпсихометрического» подхода к исследованию креа- тивности стали Дж. Гилфорд и Э. П. Торренс.
КОНЦЕПЦИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЖ. ГИЛФОРДА И Э.П.ТОРРЕНСА
Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфор- да [29]. Основанием этой концепции явилась его кубообразная модель струк-
184
Глава 7
туры интеллекта: материал х операции х результаты Д SOI (structure of the intellect).
Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мысли- тельных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В прин- ципе конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравне- ния), но это множество всегда ограничено.
Таким образом, Гилфорд отождествил способность к конвергентному мыш- лению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измеряемым высокоскоро- стными тестами IQ.
Дивергентное мышление определяется как лтип мышления, идущего в раз- личных направлениях» (Дж. Гилфорд). Такой тип мышления допускает варьи- рование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и ре- зультатам.
Гилфорд считал операцию дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности. Иссле- дователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способ- ностей со способностями к обучению и интеллектом. Одним из первых на раз- личие творческой способности и интеллекта обратил внимание Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относиться к ним), что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем.
Дальнейшие достижения в области исследования и тестирования креативно- сти связаны в основном с работой психологов Южнокалифорнийского уни- верситета, хотя весь спектр исследований креативности их деятельностью не ограничивается.
Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности: 1) оригиналь- ность Д способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
2) семантическая гибкость Д способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования; 3) образная адаптивная гибкость Д способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4) семантическая спонтанная гибкость Д способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентиро- ванной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности. Позже Гилфорд упоминает шесть параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого числа идей; 3) гибкость Д способность продуцировать разнообразные идеи;
4) оригинальность Д способность отвечать на раздражители нестандартно;
5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность ре- шать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.
Общие творческие способности
185
На основе этих теоретических предпосылок Гилфорд и его сотрудники раз- работали тесты программы исследования способностей (ARP), которые тес- тируют преимущественно дивергентную продуктивность.
Приведем примеры тестов.
1. Тест легкости словоупотребления: лНапишите слова, содержащие указан- ную букву» (например, ло»).
2. Тест на использование предмета: лПеречислите как можно больше спосо- бов использования каждого предмета» (например, консервной банки).
3. Составление изображений. лНарисуйте заданные объекты, пользуясь сле- дующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция. Каждую фигуру можно использовать многократно, меняя ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или лишние».
И так далее. Всего в батарее тестов Гилфорда 14 субтестов, из них 10 Д на вербальную креативность и 4 Д на невербальную креативность. Тесты предназ- начены для старшеклассников и людей с более высоким уровнем образова- ния. Надежность тестов Гилфорда колеблется от 0,6 до 0,9. Показатели их
Рис. 39. Фигурный тест Торренса. Образец задании и пример обработки задании
186
Глава 7
хорошо согласуются друг с другом (Анастази). Время выполнения тестов ог- раничено.
Дальнейшее развитие эта программа получила в исследованиях Торренса [30]. Торренс разрабатывал свои тесты в ходе учебно-методической работы по. развитию творческих способностей детей [31]. Его программа включала в себя несколько этапов. На первом этапе испытуемому предлагали вербальные задачи на решение анаграмм. Он должен был выделить единственно верную гипотезу и сформулировать правило, ведущее к решению проблемы. Тем самым тренирова- лось конвергентное мышление (по Гилфорду).
На следующем этапе испытуемому предлагали картинки. Он должен был развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуа- ции, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия.
Затем испытуемому предлагали разные предметы. Его просили перечислить возможные способы их применения. Согласно Торренсу, такой подход к тренин- гу способностей позволяет освободить человека от заданных извне рамок, и он начинает мыслить творчески и нестандартно. Под креативностью Торренс пони- мает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. д. Он считает, что творческий акт делится на восприятие про- блемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. Идеальный, по Торренсу, тест должен тестировать протекание всех указанных операций, но в реальности Торренс огра- ничился адаптацией и переработкой методик Южнокалифорнийского универси- тета для своих целей.
Торренс утверждал, что не стремился создать факторно-чистый тест, поэтому показатели отдельных тестов отражают один, два или несколько факторов Гил- форда (легкость, гибкость, оригинальность, точность).
В состав батареи Торренса входит 12 тестов, сгруппированных в три серии:
вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующие соответственно сло- весное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словес- но-звуковое творческое мышление.
1. Словесная шкала включает в себя семь заданий. В трех первых заданиях испытуемый должен задавать вопросы таким образом, чтобы полученные ответы помогли ему отгадать содержание загадочных изображений. Ис- пытуемый должен записать все вопросы, на которые он хотел бы получить ответ, перечислить все возможные причины и последствия ситуаций, изоб- раженных на рисунке. В 4-м задании фиксируются способы использова- ния игрушки в игре. В 5-м задании перечисляются возможные способы необычного употребления обычных предметов. В 6-м задании задаются вопросы по поводу свойств тех же предметов, а в 7-м задании испытуе- мый должен рассказать обо всем, что может случиться, если возникнет какая-либо неправдоподобная ситуация. Оценивается легкость, гибкость и оригинальность ответа.
Общие творческие способности __ 187
2. Изобразительная шкала состоит из трех заданий. Первое задание состоит в том, что испытуемый должен на белом листе бумаги нарисовать картин- ку, используя данную фигуру. Во втором задании испытуемому предлага- ют дорисовать несколько линий, чтобы получились осмысленные изоб- ражения. В третьем задании испытуемого просят составить как можно больше изображений с помощью пары параллельных линий или кругов. Оценивается легкость, гибкость, оригинальность, точность.
3. Словесно-звуковая шкала состоит из двух заданий, которые предъявляются путем воспроизведения магнитофонной записи. В тесте лЗвуки и образы» в качестве стимулов используются знакомые и незнакомые звуки. Во втором задании лЗвукоподражание и образы» используются звукоподра- жательные слова, имитирующие звуки, присущие какому-либо объекту (жи- вотному, механизму и т. д.). Испытуемый должен написать, на что похожи эти звуки. Оценивается оригинальность ответа.
Надежность тестов Торренса (по данным автора) очень велика: от 0,7 до 0,9. Вербальные тесты более надежны, чем изобразительные.
В отличие от тестов Гилфорда, тесты Торренса предназначены для более широкого спектра возрастов: от дошкольников до взрослых.
Факторный анализ тестов Торренса выявил факторы, соответствующие спе- цифике заданий, а не параметрам легкости, гибкости, точности и оригинальности. Корреляции этих параметров внутри одного одного теста выше, чем корреляции аналогичных параметров разных тестов.
Рассмотрим характеристику основных параметров креативности, предло- женных Торренсом. Легкость оценивается как быстрота выполнения тестовых заданий, и, следовательно, тестовые нормы получаются аналогично нормам тес- тов скоростного интеллекта. Гибкость оценивается как число переключении с одного класса объектов на другой в ходе ответов. Проблема заключается в разбиении ответов испытуемого на классы. Число и характеристика классов определяется экспериментатором, что порождает произвольность. Оригиналь- ность оценивается как минимальная частота встречаемости данного ответа в однородной группе. В тестах Торренса принята следующая модель: если ответ испытуемого встречается менее чем в 1 % случаев, то он оценивается 4 балла- ми, если ответ встречается менее чем в 1-2 % случаев, испытуемый получает 3 балла и так далее. Когда ответ встречается более чем в 6 % случаев, присва- ивается 0 баллов. Тем самым оценки оригинальности лпривязаны» к частотам ответов, которые дает выборка стандартизации. Опыт применения тестов Тор- ренса показывает, что влияние характеристик группы, в которой получены нор- мы, очень велико, и перенос норм с выборки стандартизации на другую (пусть аналогичную) выборку дает большие ошибки, а зачастую и просто невозможен.
Точность в тестах Торренса оценивается по аналогии с тестами интеллекта. Исследования, проведенные аспиранткой института психологии РАН Е. Г. Алие- зой, показали, что оригинальность и беглость тесно коррелируют между собой:
чем больше ответов, тем они оригинальнее, и наоборот.
Глава 7
188
Успешность выполнения данных тестов определяется скоростными каче- ствами психики, и критики справедливо указывают на влияние скоростного ин- теллекта при решении тестов, диагностирующих, по мысли их разработчиков, креативность. Наиболее последовательную критику работ Гилфорда, Торренса и их последователей дали М. Воллах и Н. Коган [32]. В исследованиях Торренса и Гилфорда выявлена высокая положительная корреляция уровня IQ и уровня, креативности. Чем выше уровень интеллекта, тем больше вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц с высокоразвитым интеллектом могут встречаться и низкие показатели креатив- ности. Между тем при низком IQ никогда не обнаруживается высокая диверген- тная продуктивность. Торренс даже предложил теорию интеллектуального по- рога. Он полагает, что при IQ ниже 115-120 баллов (среднее плюс стандартное отклонение) интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор. При коэффициенте интеллекта выше 120 творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами [30].
При этом корреляции между креативностью и интеллектом выше, если при тестировании в обоих случаях используется аналогичный материал (словесный, числовой, пространственный и пр.), и ниже, если материал тестов интеллекта и креативности разнороден.
На первый взгляд эти результаты соответствуют гипотезе о парциальности креативности. Возможно, креативности как общего свойства не существует, она определяется только по отношению к тому или иному материалу и, вопреки мнению Торренса, базируется не на общем интеллекте, а на лпарциальных» интел- лектуальных факторах, таких как пространственный интеллект, вербальный ин- теллект, математический интеллект и пр. (по Терстоуну).
КОНЦЕПЦИЯ М. ВОЛЛАХА И Н. КОГАНА
М. Воллах и Н. Коган считают, что перенесение Гилфордом, Торренсом и их последователями тестовых моделей измерения интеллекта на измерение креа- тивности привело к тому, что тесты креативности попросту диагностируют IQ, как и обычные тесты интеллекта (с поправкой на лшумы», создаваемые специфич- ной экспериментальной процедурой). Эти авторы высказываются против жест- ких лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответа, то есть отвергают такой критерий креативности, как точ- ность. В этом положении они ближе к исходной мысли Гилфорда о различии дивергентного и конвергентного мышления, чем сам ее автор. По мнению М. Вол- лаха и Н. Когана, а также таких авторов, как П, Верной и Д. Харгривс [38], для проявления творчества нужна непринужденная, свободная обстановка. Желатель- но, чтобы исследование и тестирование творческих способностей проводилось в обычных жизненных ситуациях, когда испытуемый может иметь свободный дос- туп к дополнительной информации по предмету задания.
Общие творче»
Многие;
ная мотива! личности, :.
Воллах. тивности. Г им было w вопрос. Те;
участникап испытуемо: Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|