Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Психология общих способностей » 10 страница



Психология общих способностей



10 страница


ным предприятием лИМАТОН» (Санкт-Петербург). Тест Векслера для взрос-  

лых WAIS также выпускается предприятием лИМАТОН» и поступает в рознич-  

ную и оптовую продажу.  

 

Другую русскоязычную адаптацию теста WISC предприняли под руковод-  

ством Ю. 3. Гильбуха сотрудники отдела психодиагностики НИИ психологии  

Украины (Киев) в 1992 году. Руководство лИзмерение интеллекта детей» под  

ред. Гильбуха и прилагаемый к нему тест WISC производится и распространяет-  

ся научно-практическим центром лПсиходиагностика и дифференцированное  

обучение» (Киев).  

 

Автор не располагает сведениями об использовании и адаптации в России и  

странах СНГ шкалы WPPSI.  

 

Тест Векслера очень часто применяется в исследованиях отечественных  

психологов. В качестве примера подобного рода работ приведем исследование  

аспиранта лаборатории психологии способностей Института психологии РАН  

А. В. Чернина [13]. Автор использовал тест WISC для определения влияния соци-  

альных и биологических факторов на уровень интеллекта детей 5-6 лет перед  

поступлением их в школу.  

 

Учитывались следующие факторы: 1) социальные: образование и профессия  

родителей, состав семьи, материальная обеспеченность и другие, 2) биологиче-  

ские: актуальное состояние здоровья, пренатальная травматизация и течение  

родов, перенесенные острые и хронические заболевания и другие.  

 

Наиболее отчетливая корреляция развития различных особенностей интел-  

лекта детей обнаружена с профессией родителей. Причем профессия матери  

связана со становлением вербального интеллекта (субтесты лАрифметический»,  

лПонятливость», лСходство»). У детей, матери которых Д преподаватели и врачи,  

вербальный интеллект выше. Профессия отцов отражается в развитии невер-  

бального интеллекта (субтесты лПоследовательные картинки», лКубики Косса»,  

лСложение фигур»). Наиболее благоприятны для развития интеллекта детей  

такие профессии отцов, как учитель, инженер.  

 

 

 

Естественно, что общий IQ коррелирует с уровнем образования родителей.  

Это может объясняться как генетическими (что вероятнее), так и средовыми  

факторами.  

 

Неблагополучное, стремительное течение родов и связанная с ним гипоксия  

головного мозга отрицательно влияют на развитие интеллекта детей, по преиму-  

ществу Д вербального, что в очередной раз подтверждает мысль о его биологи-  

ческой детерминации (отчасти Д генетической). Из невербальных функций  

особо страдают функции, связанные с пространственным мышлением (субтест  

лКубики Косса»). Таким образом, при пренатальной травматизации страдают  

интеллектуальные способности, тесно связанные с врожденным общим интел-  

лектом. Следует заметить, что общая двигательная и познавательная активность  

детей положительно коррелировала с вербальным интеллектом.  

 

В целом же первоначальная гипотеза Д. Векслера о врожденности и психо-  

физиологической обусловленности развития невербального интеллекта и о соци-  

ально-средовой обусловленности развития вербального интеллекта опровергну-  

та: факты свидетельствуют о прямо противоположной зависимости.  

 

ТЕСТЫ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА  

 

Группа этих тестов весьма многочисленна. Практически все они основаны  

на модели структуры интеллекта Терстоуна или на различных модификациях  

этой модели. Все тесты этой группы являются скоростными, то есть требуют от  

испытуемого проявить высокую продуктивность за небольшой промежуток вре-  

мени. Тесты структуры интеллекта можно проводить как индивидуально, так и  

с группой испытуемых, поэтому их относят к лгрупповым тестам».  

 

Тесты структуры интеллекта имеют прототипы, существовавшие до возник-  

новения факторных теорий интеллекта. К числу подобных относится аналити-  

ческий тест интеллекта О. Мейли (AIT), предложенный им в 1928 году и состо-  

ящий из 6 субтестов. Но в нашей стране он распространения не получил.  

 

Аналогом тестов структуры интеллекта является тест интеллекта лПсихо-  

логические профили», разработанный Г. И. Россолимо в 1909 году.  

 

Тест включал в себя 11 субтестов. С его помощью определялся уровень раз-  

вития психических процессов. Тип интеллекта испытуемого выявлялся на основе  

анализа профиля баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов.  

 

К числу наиболее широко применяемых в России тестов структуры интел-  

лекта принадлежит тест Р. Амтхауэра (Amthauer Intelligenz-Struktur-Test, 1ST).  

Тест предложен автором в 1953 году (последняя редакция Д 1973 года). Он  

предназначался для дифференцированного отбора кандидатов на разные виды  

профессионального обучения и для профессионального отбора [14]. На русском  

языке тест впервые описан в монографии В. М. Блейхера и Л. Ф. Бурлачука  

лПсихологическая диагностика интеллекта и личности» (Киев: Вища школа.  

1978).  

 

 

 

Тест составлен Амтхауэром в трех формах: А, В и С. Модификация 1ST Д  

70 имеет четыре формы (А, В, С, D).  

 

Р. Амтхауэр рассматривал интеллект как специализированную подструктуру  

в целостной структуре личности, состоящую из различных факторов (речевого,  

счетно-математического, пространственных представлений, мнемического).  

 

Автор при составлении теста исходил из двух предпосылок: 1) корреляция  

результатов каждого субтеста с результатами по всему тесту должна быть  

максимальной, 2) корреляция между субтестами должна быть возможно мини-  

мальной (но положительной).  

 

Тест валидизирован на максимально широкой профессиональной выборке и  

предназначен для испытуемых от 13 до 60 лет.  

 

Р. Амтхауэр ввел только возрастные нормы, полагая установленной зависи-  

мость социального опыта от возраста испытуемого.  

 

Тест диагностирует четыре компонента интеллекта: вербальный, счетно-ма-  

тематический, пространственный, мнемический. Корреляция этих факторов (три  

из которых аналогичны факторам Спирмена) равна 0,36. Время выполнения  

теста 90 мин.  

 

В тест входят 9 субтестов. Во всех субтестах, кроме 4, 5 и 6, использованы  

задания закрытого типа.  

 

1. лЛогический отбор» (LS) Д исследуется лчувство языка» по Р. Амтхауэ-  

ру. Испытуемый должен завершить предложение, выбрав подходящее сло-  

во из списка.  

 

2. лОпределение общих признаков» (GE) Д исследуется способность к по-  

нятийной абстракции. Даются пять слов, из которых испытуемый должен  

выбрать единственное, не имеющее смысловой связи с остальными.  

 

3. лАналогии» (AN) Д тестируются комбинаторные способности. Даются  

три слова, между первым и вторым есть смысловая связь. Испытуемый  

должен подобрать к третьему слову четвертое, которое находилось бы с  

ним в аналогичной связи.  

 

4. лКлассификация» (KL) Д оценивается способность к суждению. Испыту-  

емый должен обозначить два слова общим понятием.  

 

5. лСчет» (RA) Д тестируется уровень развития арифметического мышле-  

ния. Испытуемый должен решить 20 арифметических задач.  

 

6. лРяды чисел» (ZR) Д тестируется индуктивное мышление. Нужно уста-  

новить закономерность числового ряда, продолжить его.  

 

7. лВыбор фигур» (FS) Д исследуется пространственное воображение.  

Предъявляются разделенные на части фигуры. Нужно выбрать фигуру,  

соответствующую разделенной.  

 

8. лКубики» (WU) Д тестируется умение мысленно оперировать объемными  

телами в пространстве. Дается рисунок куба в измененном положении.  

Нужно из предложенных рисунков выбрать куб, соответствующий данному  

(см. рис. 18).  

 

 

 

9. лЗадание на сосредоточение внимания и память» (ME). Предлагается за-  

помнить ряд слов и найти эти слова среди других.  

 

Каждое правильное решение оценивается в один балл (кроме 4-го субтеста).  

Первичные оценки переводятся в шкальные. Суммы первичных баллов по всем  

субтестам переводятся в общую оценку уровня интеллекта.  

 

Отдельно анализируется профиль. Амтхауэр предполагает, что в том случае,  

когда наивысшие результаты получены по первым четырем субтестам, у испытуе-  

мого развиты лтеоретические способности». В том случае, когда результаты луч-  

ше по последним пяти субтестам, более развиты лпрактические способности».  

 

Показатели ретестовой надежности теста (при повторном обследовании че-  

рез один год): 0,83-0,9. Надежность параллельных форм Д 0,95. Корреляция с  

учебной успеваемостью, по данным Амтхауэра, Д 0,46, с экспертными оценками  

уровня интеллекта Д 0,62.  

 

В СССР тест часто адаптировался. Наиболее известные адаптации сделаны  

Л. К. Акимовой с соавторами в 1984 году [151 и В. Н. Намазовым и А. Н.Жмы-  

риковым в 1988 году [16]. Первая адаптация была проведена на выборке школь-  

ников 7-10-х классов (450 человек). Проверялась ретестовая надежность; те-  

стировался 101 человек через один год (г=0,83). Корреляция общего балла по  

тестированию с учебной успеваемостью варьировала от 0,44 до 0,52. Вычисля-  

лись корреляции: между вербальным субтестом и успеваемостью по гуманитар-  

ным предметам (колебались в пределах от 0,20 до 0,53), а также между резуль-  

татами пространственных субтестов и успеваемостью по техническим предме-  

там (от 0,23 до 0,34).  

 

Рис. 18. Образец задания и инструкции к субтесту VIII тестовой батареи Р. Амтхауэра.  

Первый ряд фигур состоит из пяти разных кубов, обозначенных буквами а, б, в, г, д. Кубы  

расположены так, что из шести граней вы у каждого куба видите три. В каждом из последующих  

рядов вам предлагается один из этих пяти кубов, повернутый по-новому. Ваша задача Д  

определить, которому из пяти. кубов соответствует куб, приведенный в очередном задании.  

В перевернутых кубах,естественно, могут появиться и новые значки.  

Куб 01 представляет измененное положение куба а. Поэтому обведите на своих листах отве-  

тов в разделе VIII в строке 01 букву ла». Второй куб 02 соответствует кубу д, третий 03 Д  

кубу б, 04 Д в.05 Д г.  

 

 

 

Адаптация В. Н. Намазова и А. Н. Жмырикова, осуществленная на базе Мос-  

ковского городского центра профконсультации, касалась переформировки зада-  

ний вербальных субтестов. Стандартизация теста проводилась на учащихся стар-  

ших классов средних школ, ПТУ (16-17 лет), студентах и курсантах вузов (18-  

21 год), инженерно-технических работниках и управленцах (22Д25 лет). Авторы  

не ограничились только нормами для разных возрастных групп, были вычислены  

нормы для учащихся ПТУ, учащихся средних школ, студентов и курсантов 1-  

2-х курсов, а также специалистов, имеющих высшее образование.  

 

Авторы адаптации предлагают свой вариант интерпретации оценок теста  

структуры интеллекта, исходя из качественной выборки испытуемых (род заня-  

тий, образование, возраст) и стандартных оценок в единицах IQ.  

 

Надежность теста проверялась повторным тестированием испытуемых че-  

рез 4 недели, и коэффициент корреляции лтестДретест» изменялся в зависимо-  

сти от выборки от 0,74 до 0,91.  

 

Оценки лтеоретического интеллекта» (4 первых субтеста) сравнивались с  

достижениями по гуманитарным предметам, а оценки лпрактического интеллек-  

та» (5Д9-й субтесты) Д с достижениями в лточных науках» (физике и матема-  

тике). Коэффициенты корреляции колебались от 0,58 до 0,89.  

 

Тест Амтхауэра применялся во многих отечественных исследованиях, в ча-  

стности при изучении влияния ситуации на проявление испытуемыми интеллек-  

туальных способностей.  

 

Быть может, наиболее часто используются на практике и в исследователь-  

ской работе тесты DAT и GATB.  

 

Тест DAT (Differential Apttitude Test) создан в 1947 году и неоднократно  

пересматривался. Батарея была предназначена для тестирования учащихся VIIД  

XII классов средней школы США в ходе профессиональной консультации.  

 

Создатели тестов включали в него задания, выполнение которых позволило  

бы прогнозировать успешность обучения в высшей школе. Авторы исходили не  

только из практических нужд, но и учитывали результаты факторно-аналитиче-  

ских исследований.  

 

Батарея разбита на две формы: S и Т. Тест включает в себя 8 субтестов.  

 

1. Вербальное мышление. Используются двойные аналогии. От испытуемого  

требуется заполнить пропуски слов в предложении, выбрав нужную пару  

слов из списка.  

 

2. Числовые способности. Испытуемому предлагают простые уравнения. Он  

должен выбрать подходящий ответ.  

 

3. Абстрактное мышление. Испытуемый должен продолжить серию геомет-  

рических фигур.  

 

4. Пространственные отношения. Предъявляются развертки геометрических  

тел. Испытуемый должен выбрать фигуру, соответствующую развертке.  

 

5. Техническое мышление. даны картинки, описывающие определенную фи-  

зическую ситуацию. Нужно ответить на вопрос, поняв физический прин-  

цип действия механизма.  

 

6. Скорость и точность восприятия. Предъявляется серия буквенных пар,  

одна из которых выделена. Испытуемый должен найти эту комбинацию на  

бланке ответов.  

 

7. Грамотность. Испытуемому предъявляется список слов, он должен прове-  

рить правильность их написания.  

 

8. Использование языка. Дается предложение, которое содержит граммати-  

ческие или синтаксические ошибки. Испытуемый должен их найти.  

 

Общее время выполнения теста очень велико (до 5 часов), поэтому часто  

применяют сокращенные варианты.  

 

Нормы были получены на основе обработки результатов тестирования бо-  

лее 64 тыс. учащихся средних школ 33 штатов и округа Колумбия.  

 

Тест DAT относится к тестам предельных возможностей. Надежность теста  

очень велика (0,90). Взаимные корреляции субтестов близки к 0,50. Результа-  

ты сопоставления данных теста с оценками школьной успеваемости показали,  

что корреляции достаточно велики.  

 

К числу наиболее прогностичных относятся субтесты лВербальное мышле-  

ние» (0,39-0,50), лЧисловые способности» (0,32-0,48), лПредложения» (0,30-  

0,52). Суммарный показатель теста лЧисловые способности» и лВербальное  

мышление» характеризует способность к обучению (коэффициент корреляции  

с учебными достижениями варьирует в пределах 0,70-0,80).  

 

Корреляция показателей DAT с успешностью производственной деятельно-  

сти колеблется от 5 до 45 % в различных исследованиях.  

 

В нашей стране DAT используется сравнительно редко. В частности, Е. В. Кузь-  

мина, Н. Е. Милитанская использовали переведенные 5 субтестов теста DAT  

(реадаптирован в Братиславе, ЧССР, в 1973 году) при исследовании связи общих  

умственных способностей и профессиональных интересов школьников. В ис-  

следовании применялись субтесты: лВербальное мышление», лЧисловые способ-  

ности», лТехническое мышление», лАбстрактное мышление», лПространственные  

отношения».  

 

Авторы установили, что склонность к профессиям типа лчеловекДчеловек»  

(по Е. А. Климову) отрицательно коррелирует с общим интеллектом (г= Д0,40)  

и уровнем технического мышления (г = -0,30). Вместе с тем уровень общего  

интеллекта положительно коррелирует с интересом к физике и математике  

(0,31; 0,34).  

 

Несколько ранее (в 1940 году, позднейшая версия 1956 года), чем DAT, была  

разработана другая батарея общих способностей Д GATB. GATB создана по  

заказу Службы занятости США для целей профессиональной ориентации и рас-  

становки кадров в армии и в государственных учреждениях. Разработчики  

GATB провели факторный анализ 50 тестовых батарей (в каждой было от 15 до  

29 субтестов) и обнаружили, что они во многом идентичны. Были отобраны  

59 субтестов, которые после обработки данных сгруппировались в 10 факторов.  

Первоначально для диагностики способностей использовались 15 субтестов.  

 

В позднейшую версию GATB вошли 12 субтестов, а число факторов было сокра-  

щено до 9.  

 

Стандартные нормы были получены на выборке 4000 рабочих и служащих  

США. Надежность теста весьма велика (г = 0,90). Внешняя валидность теста  

характеризуется высокой положительной корреляцией с успешностью профес-  

сиональной деятельности. Для разных групп она колеблется от 0,40 до 0,84. Для  

большинства профессий этот показатель равен 0,6. На базе GATB разработан  

ряд модификаций Д батареи для определенных групп профессий (SATB Д Spe-  

cial Aptitude Test Battery, NATB и другие).  

 

На основе многолетних обследований в США установлены системы показа-  

телей, характеризующих способности, необходимые для овладения той или иной




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 883
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Психология общих способностей » 15 страница
  • Психология общих способностей » 23 страница
  • Психология общих способностей » 22 страница
  • Психология общих способностей » 21 страница
  • Психология общих способностей » 20 страница
  • Психология общих способностей » 19 страница
  • Психология общих способностей » 18 страница
  • Психология общих способностей » 17 страница
  • Психология общих способностей » 16 страница
  • Психология общих способностей » 24 страница
  • Психология общих способностей » 14 страница
  • Психология общих способностей » 13 страница
  • Психология общих способностей » 12 страница
  • Психология общих способностей » 11 страница
  • Психология общих способностей » 9 страница
  • Психология общих способностей » 8 страница
  • Психология общих способностей » 32 страница
  • Психология общих способностей » 39 страница
  • Психология общих способностей » 40 страница
  • Психология общих способностей » 38 страница
  • Психология общих способностей » 37 страница
  • Психология общих способностей » 36 страница
  • Психология общих способностей » 35 страница
  • Психология общих способностей » 34 страница
  • Психология общих способностей » 33 страница
  • Психология общих способностей » 7 страница
  • Психология общих способностей » 31 страница
  • Психология общих способностей » 30 страница
  • Психология общих способностей » 29 страница
  • Психология общих способностей » 28 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь