|
Психология общих способностейческие процессы, а правое Д за синтетические. Поэтому правое полушарие лучше справляется с пространственными задачами, а левое Д с вербальными.
По мнению большинства психологов, начало латерализации функций совпа- дает с началом овладения языком и продолжается до наступления половой зрелости. Правда, исследования Э. Леннеберга показали, что процесс латерализа- ции продолжается и после полового созревания.
Согласно традиционным представлениям о координации деятельности обо- их полушарий головного мозга в процессе осуществления интеллектуального акта, за постановку задачи и проверку гипотез отвечает левое полушарие, а за интуитивное решение Д правое. Правда, Р. М. Грановская и И. А. Березная [31 приводят четыре возможные схемы процесса решения задачи.
1. Задача ставится сознательно левым полушарием и уходит в подсознание (правое полушарие), где и осуществляется решение. При озарении, сопро- вождаемом эмоциональной лвспышкой», в левом полушарии возникает осознание.
2. Постановка задачи осуществляется в правом полушарии, которое порож- дает некоторый прогноз возможных событий. Человек сознательно преоб- разует гипотезу в решение и осознает его левым полушарием.
3. Постановка задачи также происходит в правом полушарии, там же отыс- кивается решение. Затем следует озарение и осознание решения левым полушарием.
4. Постановка задачи, решение и осознание осуществляется левым полушарием.
Правое полушарие Метафорический смысл речи Чувство юмора Эмоциональная окраска речи Интонация устной речи (просодия) Звуковысотные отношения, тембр и гармония в музыке
Пространственные понятия и представления, стерео- скопическое зрение, вращение образов в мыслительном пространстве
1 Пространственные координаты, общая пространственная ориентация
Геометрия, игра в шахматы Восприятие гештальтов
школу Б. М. " ву, способное минируют леп могут быть вд ческие и физ!
Поэтому л корреляционга деятельности выполнения TI
Причем П1 зовались мето) модификации..
ТОрОВ СВОЙСТЕ
раммы, кожно:
Программа свойств нервн] цепции Павло]:
общих у чело]:
исключительно ков», лмыслит исследований
| Левая и правая части внешнего пространства
1 Различение мимики и жестов
Узнавание лиц Эмоциональные реакции
Нетрудно заметить, что все тестовые задачи предполагают сознательное вос- приятие их условий (через инструкцию) и осознанное выполнение, то есть соот- ветствуют 1-й и 2-й моделям. Тем самым тестовый общий интеллект Д это левополушарный интеллект.
Если, повторим еще раз, справедлива изложенная выше теория.
РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
Наиболее значимые результаты психофизиологии общих способностей по- лучены представителями научной школы, которую чаще всего обозначают как
школу Б. М. Теплова Д В. Д. Небылицина. Напомню, что, согласно Б. М. Тепло- ву, способности не сводятся к наличным знаниям, умениям и навыкам, но детер- минируют легкость и быстроту их приобретения. Он считал, что способности не могут быть врожденными, врожденными являются только лзадатки» Д анатоми- ческие и физиологические особенности нервной системы.
Поэтому основное внимание исследователи этой школы уделили выявлению корреляционных связей между физиологическими показателями и результатами деятельности (успешностью обучения, продуктивностью труда, показателями выполнения тестов и т.д.).
Причем первоначально для определения свойств нервной системы исполь- зовались методики, разработанные И. П. Павловым и его учениками, или же их модификации. Начиная с середины 60-х годов и по сей день в качестве индика- торов свойств нервной системы использовались параметры электроэнцефалог- раммы, кожно-гальванической реакции и вызванные потенциалы.
Программа исследований, имевших своей целью выявление связи основных свойств нервной системы и способностей, основывалась на теоретической кон- цепции Павлова, включающей учение о свойствах высшей нервной деятельности, общих у человека и животных, и специфической типологии, распространяемой исключительно на людей, в соответствии с которой они делятся на лхудожни- ков», лмыслителей» и представителей лсреднего типа». Еще одним основанием исследований стали представления о межполушарной асимметрии функций.
Таблица 17. Данные о связи общих и специально человеческих типов ВНД (по Э. А. Голубевой [4])
Группы испытуемыхСредние значения показателей Тест ВекслераМетодика Коссова Вербальный интеллектНевербальный интеллектРазность уровней вербального и невербальногоНепроизвольное запоминание интеллектов Меланхолики Флегматики Сангвиники Холерики126.2 119,6 121,8 118,6107,5 115,4 117,4 111,518,7 4,2 4,4 7,13,24 5,0 5,4 5,69 Оценка разности по t-критерию между группами Д меланхоликов и флегматиков Д меланхоликов иД4,186 2,530Д сангвиников Д меланхоликов и2,1692,4852,592 холериков
Примечание: Знаком отмечен уровень значимости при р < 0,05 и знаком Д при р < 0,001.
Наиболее полно эта программа была реализована в исследованиях Э. А. Го- лубевой и сотрудников ее лаборатории (Психологический институт РАО). Ре- зультаты исследований сведены в таблицу (см. табл. 17).
Голубева [4] считает, что общие способности связаны со свойствами темпе- рамента на уровне биологических основ и их психических проявлений. Она выделяет следующие общие способности: общая работоспособность, непосред- ственный и опосредованный типы активности, непроизвольный и произвольный типы саморегуляции.
Непосредственная активность характеризуется предпочтением разнообраз- ных действий и заданий на скорость выполнения. Голубева считает, что уровень развития непосредственной активности определяется активированностью нервной системы. Опосредованный тип активности она связывает с другим полюсом этого свойства Д инактивированностью, которая проявляется в методичности и систе- матичности действий. Голубева полагает, что детерминация этих типов активно- сти связана с доминированием одного из полушарий головного мозга. По ее
данным, испытуемые с правополушарным доминированием отличаются сильной нервной системой, лабильностью нервной системы, высокой активированностью, развитием невербальных когнитивных функций, активностью непроизвольной сферы. Они лучше учатся, успешнее решают задачи в условиях дефицита време- ни, устойчивы к стрессу, поэтому лучше сдают экзамены, предпочитают интен- сивные формы обучения (например, иностранному языку) и т.д. лЛевополушар- ные» низкоактивированны, они лучше успевают по гуманитарным предметам, лучше планируют деятельность, точнее выполняют работу. В целом у них лучше развиты саморегуляция, произвольность действий, вербальные функции. Они бо- лее инертны, у них слабая нервная система, устойчивая к монотонии. Если заме- нить понятия лвысокоактивированныеДнизкоактивированные» на лэкстравер- тыДинтроверты» (по Айзенку), то данные Голубевой почти идентичны результа- там Д. Робинсона [5].
Тем самым корреляция между темпераментальными свойствами личности и параметрами интеллекта интерпретируется сторонниками психофизиологиче- ского подхода как причинная зависимость. Возможно, что темпераментальные свойства лишь опосредуют проявление способностей в той или иной жизненной ситуации и тем самым помогают их функциональной тренировке и развитию. Помимо того, темпераментальные черты определяют способ существования ин- дивида, выбор оптимальной среды, выбор ситуаций и видов деятельности, в кото- рых способности могут развиваться.
СПОСОБНОСТИ ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ
Первичное деление человечества на мужчин и женщин и доминирующая роль мужчин в современном обществе привели к тому, что научная психология Д это преимущественно психология мужчины в возрасте от 18 до 30 лет. Для всех очевидно преобладание мужчин, оно прослеживается во все культурно-истори- ческие эпохи, особенно в таких сферах, как наука, искусство, политика.
Попытки объяснения различий между мужчинами и женщинами в уровне социальных и профессиональных достижений сводятся к двум схемам: 1) биоло- гические (генетические) различия между мужчинами и женщинами считаются главной причиной; или же 2) социальные условия благоприятны для доминиро- вания мужчин, система воспитания и распределения ролей дает больше шансов для развития способностей мужчин. Если принять последнее объяснение, вновь возникает вопрос: а откуда берутся условия, благоприятствующие развитию спо- собностей у мужчин?
Генетики полагают, что мужчины являются носителями эволюционирующих признаков, а женщины Д консервативных. Соответственно величина вариации любых признаков у мужчин больше, чем у женщин, при равенстве средних значе- ний признаков, кроме лэволюционно прогрессивных». Средние значения боль- шинства признаков у мужчин выше, чем у женщин.
Печально, что в ход и, главное, в интерпретацию исследований вмешиваются людские страсти.
Феминистки обвиняют исследователей-мужчин в склонности интерпретиро- вать результаты исследований, исходя из чисто мужских предубеждений по от- ношению к женщинам. В свою очередь, мужчины-психологи нетерпимы к попыт- кам сведения причин различий в уровне развития познавательных и прочих способностей к социальным детерминантам (пресловутому социальному доми- нированию мужчины во всех сферах жизни). В целом исследовательницы-феми- нистки (как, впрочем, все левые радикалы) склонны к социологическому редук- ционизму, а исследователи-женоненавистники Д к биологическому.
Но прежде чем перейти к объяснениям, изложим факты.
Большинство исследователей считают, что различия в способностях мужчин и женщин связаны не с общим уровнем интеллекта, а с развитием готовых и специальных умственных способностей (факторов 2-го и 3-го уровней).
Женщины лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой ин- формации и изображений (субтест 1 теста GABT). Они лучше запоминают лока- лизацию предметов в пространстве, их взаиморасположение. Как правило, они превосходят мужчин в тестах на быстроту перечисления объектов одной кате- гории (субтесты батарей Гилфорда на креативность). У женщин лучше развита тонкая моторика (субтесты 9-12 теста GABT). Они превосходят мужчин в скорости арифметических операций (лАрифметический тест»).
Мужчины значительно лучше, чем женщины, выполняют пространственные тесты (лзадачи Шеппарда» Д см. рис, 26, лкубики Амтхауэра»). Это относится, в первую очередь, к заданиям, требующим пространственного представления и мысленного вращения предметов. Значительно выше у мужчин точность прице- ливания. Они лучше выполняют задания на различение, на поиск простых фигур, лспрятанных» в сложных (тесты на лполезависимостьДполенезависимость»). Мужчины .значительно превосходят женщин в тестах оценки математических способностей (соответствующие субтесты DAT, GABT, тест Амтхауэра и пр.).
К. Кернз и Ш. Беренбиери (Чикагский университет) установили, что половые различия в успешности выполнения задач на пространственное мышление суще- ствуют у детей еще до полового созревания. Известно, что половые гормоны влияют на различия в органическом развитии мозга с самого раннего возраста. Поэтому средовое воздействие невозможно отделить от особенностей физиоло- гического созревания.
При решении задач на запоминание маршрута выяснилось, что мужчины быстрее выучивают маршрут, но женщины запоминают больше путевых ориен- тиров. Первоначально полагали, что пространственный и математический ин- теллекты являются лвторичными половыми признаками» мужчин, при измере- нии этих способностей наблюдаются максимальные половые различия. По дан- ным Дж. Стенли и его сотрудников, превосходство мужчин над женщинами по уровню развития этих способностей (среди 10 % наиболее продуктивных) выра- жается отношением 2 : 1 [5].
То, что эти различия в пространственном мышлении возникают еще до по- лового развития, подтверждается многочисленными данными. Мальчики уже в 8-9 лет лучше ориентируются в пространстве. Если шестилеток попросить сконструировать трехмерную модель школьной комнаты, то мальчики лучше справятся с заданием, чем девочки.
Что касается математических способностей, то различия между мальчиками и девочками до подросткового возраста не обнаруживается, они проявляются в 11Д12 лет (в первую очередь Д при решении задач высокого уровня сложности и в математическом творчестве) и с течением жизни возрастают. Хотя многие авторы пытаются связать более высокий уровень математических способностей мальчиков с развитием зрительно-пространственного интеллекта, но, как мы увидим далее, скорее всего это различные способности по психофизиологиче- скому механизму, их обеспечивающему. Попытки объяснить более высокое ка- чество выполнения математических тестов разницей в уровне математической
Рис. 26. Варианты пар из методики Шеппарда и Мизлера, демонстрирующие мысленную ротацию зрительных образов в ментальном пространстве (по Shepard R. N.. Cooper L. A. Mental images and transformations. Cambridge, MA: MIT Press/Bradford Books, 1982)
подготовки, усвоением социальных стереотипов (лматематика Д не женская профессия» и пр.) не привели к успеху. Как бы то ни было, девочки, успешно прошедшие курсы математики, в 3 раза реже, чем мальчики, желают работать в этой области. Более того, из 2000 математически одаренных школьников США девочки в 2 раза реже выбирают профессию математика. При решении матема- тических задач девочки больше тревожатся, чем мальчики. Они приписывают успехи и неудачи внешним факторам (сложность задания) и везению, а мальчи- ки Д своим способностям.
Способности
Успех
Рис. 27. Функциональная связь способностей и мотивации
Были попытки объяснить эти различия не полом, а личностными особеннос- тями, в частности половой ролью, которую выполняет индивид: маскулинизиро- ванные женщины лучше справлялись с тестами на математические способности [б]. Вообще, женщины с мужскими чертами характера добиваются больших успехов в науке, чем женщины с лобычными» женскими особенностями лич- ности.
У женщин более развиты перцептивные и вербальные способности, у муж- чин Д зрительно-пространственные. По данным многочисленных исследований, эти различия проявляются к 10-11 годам. Речь девочек богаче, они раньше овладевают навыками чтения, и различия в уровне вербальных способностей женщин и мужчин сохраняются до старости [7].
За последние 20 лет различия между мужчинами и женщинами в успешности выполнения тестов на пространственные отношения уменьшились, хотя Т. Л. Хил- тон и обнаружила в 1985 году (суммировав данные 23 тысяч испытуемых) значимые различия между юношами и девушками в выполнении этих тестов [8].
Самые интересные данные получены при сравнении гомосексуальных и гете- росексуальных мужчин. Гомосексуалы занимают как бы промежуточное поло- жение по шкале лмужчинаДженщина» по результатам выполнения тестов струк- туры интеллекта. Так, они хуже выполняют тесты на пространственный интеллект, но зато лучше справляются с заданиями на быстроту перечисления предметов од- ной категории. Следует, однако, заметить, что различия практически отсутствуют при выполнении тестов словарного запаса и вербальных суждений.
Особого внимания заслуживают результаты исследовании влияния гормо- нального фона на успешность решения задач [9]. Высокий уровень тестостерона в крови положительно коррелирует с успешностью выполнения женщинами задач на пространственное мышление, у мужчин зависимость обратная. Мужчи- ны с низким уровнем тестостерона лучше справляются с математическими тестами, чем мужчины с высоким уровнем этого гормона. Между тем у жен- щин подобной зависимости не выявлено. Кроме того, выявлено, что девочки с Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|