Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Психология общих способностей » 17 страница



Психология общих способностей



17 страница


ческие процессы, а правое Д за синтетические. Поэтому правое полушарие  

лучше справляется с пространственными задачами, а левое Д с вербальными.  

 

По мнению большинства психологов, начало латерализации функций совпа-  

дает с началом овладения языком и продолжается до наступления половой  

зрелости. Правда, исследования Э. Леннеберга показали, что процесс латерализа-  

ции продолжается и после полового созревания.  

 

Согласно традиционным представлениям о координации деятельности обо-  

их полушарий головного мозга в процессе осуществления интеллектуального  

акта, за постановку задачи и проверку гипотез отвечает левое полушарие, а за  

интуитивное решение Д правое. Правда, Р. М. Грановская и И. А. Березная [31  

приводят четыре возможные схемы процесса решения задачи.  

 

1. Задача ставится сознательно левым полушарием и уходит в подсознание  

(правое полушарие), где и осуществляется решение. При озарении, сопро-  

вождаемом эмоциональной лвспышкой», в левом полушарии возникает  

осознание.  

 

2. Постановка задачи осуществляется в правом полушарии, которое порож-  

дает некоторый прогноз возможных событий. Человек сознательно преоб-  

разует гипотезу в решение и осознает его левым полушарием.  

 

3. Постановка задачи также происходит в правом полушарии, там же отыс-  

кивается решение. Затем следует озарение и осознание решения левым  

полушарием.  

 

4. Постановка задачи, решение и осознание осуществляется левым полушарием.  

 

 

 

 

 

Правое полушарие  

Метафорический смысл речи  

Чувство юмора  

Эмоциональная окраска речи  

Интонация устной речи (просодия)  

Звуковысотные отношения, тембр и гармония в музыке  

 

Пространственные понятия и представления, стерео-  

скопическое зрение, вращение образов в мыслительном  

пространстве  

 

1 Пространственные координаты, общая пространственная  

ориентация  

 

Геометрия, игра в шахматы  

Восприятие гештальтов  

 

школу Б. М. "  

ву, способное  

минируют леп  

могут быть вд  

ческие и физ!  

 

Поэтому л  

корреляционга  

деятельности  

выполнения TI  

 

Причем П1  

зовались мето)  

модификации..  

 

ТОрОВ СВОЙСТЕ  

 

раммы, кожно:  

 

Программа  

свойств нервн]  

цепции Павло]:  

 

общих у чело]:  

 

исключительно  

ков», лмыслит  

исследований  

 

| Левая и правая части внешнего пространства  

 

1  

Различение мимики и жестов  

 

Узнавание лиц  

Эмоциональные реакции  

 

Нетрудно заметить, что все тестовые задачи предполагают сознательное вос-  

приятие их условий (через инструкцию) и осознанное выполнение, то есть соот-  

ветствуют 1-й и 2-й моделям. Тем самым тестовый общий интеллект Д это  

левополушарный интеллект.  

 

Если, повторим еще раз, справедлива изложенная выше теория.  

 

РОССИЙСКАЯ ШКОЛА  

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ  

 

Наиболее значимые результаты психофизиологии общих способностей по-  

лучены представителями научной школы, которую чаще всего обозначают как  

 

 

 

 

 

школу Б. М. Теплова Д В. Д. Небылицина. Напомню, что, согласно Б. М. Тепло-  

ву, способности не сводятся к наличным знаниям, умениям и навыкам, но детер-  

минируют легкость и быстроту их приобретения. Он считал, что способности не  

могут быть врожденными, врожденными являются только лзадатки» Д анатоми-  

ческие и физиологические особенности нервной системы.  

 

Поэтому основное внимание исследователи этой школы уделили выявлению  

корреляционных связей между физиологическими показателями и результатами  

деятельности (успешностью обучения, продуктивностью труда, показателями  

выполнения тестов и т.д.).  

 

Причем первоначально для определения свойств нервной системы исполь-  

зовались методики, разработанные И. П. Павловым и его учениками, или же их  

модификации. Начиная с середины 60-х годов и по сей день в качестве индика-  

торов свойств нервной системы использовались параметры электроэнцефалог-  

раммы, кожно-гальванической реакции и вызванные потенциалы.  

 

Программа исследований, имевших своей целью выявление связи основных  

свойств нервной системы и способностей, основывалась на теоретической кон-  

цепции Павлова, включающей учение о свойствах высшей нервной деятельности,  

общих у человека и животных, и специфической типологии, распространяемой  

исключительно на людей, в соответствии с которой они делятся на лхудожни-  

ков», лмыслителей» и представителей лсреднего типа». Еще одним основанием  

исследований стали представления о межполушарной асимметрии функций.  

 

Таблица 17. Данные о связи общих и специально человеческих типов ВНД  

(по Э. А. Голубевой [4])  

 

Группы испытуемыхСредние значения показателей  

Тест ВекслераМетодика Коссова  

Вербальный интеллектНевербальный интеллектРазность уровней вербального и невербальногоНепроизвольное запоминание  

интеллектов  

Меланхолики Флегматики Сангвиники Холерики126.2 119,6 121,8 118,6107,5 115,4 117,4 111,518,7 4,2 4,4 7,13,24 5,0 5,4 5,69  

Оценка разности по t-критерию между группами Д меланхоликов и флегматиков Д меланхоликов иД4,186 2,530Д  

сангвиников Д меланхоликов и2,1692,4852,592  

холериков  

 

Примечание: Знаком отмечен уровень значимости при р < 0,05 и знаком Д при р < 0,001.  

 

Наиболее полно эта программа была реализована в исследованиях Э. А. Го-  

лубевой и сотрудников ее лаборатории (Психологический институт РАО). Ре-  

зультаты исследований сведены в таблицу (см. табл. 17).  

 

Голубева [4] считает, что общие способности связаны со свойствами темпе-  

рамента на уровне биологических основ и их психических проявлений. Она  

выделяет следующие общие способности: общая работоспособность, непосред-  

ственный и опосредованный типы активности, непроизвольный и произвольный  

типы саморегуляции.  

 

Непосредственная активность характеризуется предпочтением разнообраз-  

ных действий и заданий на скорость выполнения. Голубева считает, что уровень  

развития непосредственной активности определяется активированностью нервной  

системы. Опосредованный тип активности она связывает с другим полюсом этого  

свойства Д инактивированностью, которая проявляется в методичности и систе-  

матичности действий. Голубева полагает, что детерминация этих типов активно-  

сти связана с доминированием одного из полушарий головного мозга. По ее  

 

данным, испытуемые с правополушарным доминированием отличаются сильной  

нервной системой, лабильностью нервной системы, высокой активированностью,  

развитием невербальных когнитивных функций, активностью непроизвольной  

сферы. Они лучше учатся, успешнее решают задачи в условиях дефицита време-  

ни, устойчивы к стрессу, поэтому лучше сдают экзамены, предпочитают интен-  

сивные формы обучения (например, иностранному языку) и т.д. лЛевополушар-  

ные» низкоактивированны, они лучше успевают по гуманитарным предметам,  

лучше планируют деятельность, точнее выполняют работу. В целом у них лучше  

развиты саморегуляция, произвольность действий, вербальные функции. Они бо-  

лее инертны, у них слабая нервная система, устойчивая к монотонии. Если заме-  

нить понятия лвысокоактивированныеДнизкоактивированные» на лэкстравер-  

тыДинтроверты» (по Айзенку), то данные Голубевой почти идентичны результа-  

там Д. Робинсона [5].  

 

Тем самым корреляция между темпераментальными свойствами личности и  

параметрами интеллекта интерпретируется сторонниками психофизиологиче-  

ского подхода как причинная зависимость. Возможно, что темпераментальные  

свойства лишь опосредуют проявление способностей в той или иной жизненной  

ситуации и тем самым помогают их функциональной тренировке и развитию.  

Помимо того, темпераментальные черты определяют способ существования ин-  

дивида, выбор оптимальной среды, выбор ситуаций и видов деятельности, в кото-  

рых способности могут развиваться.  

 

СПОСОБНОСТИ ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ  

 

Первичное деление человечества на мужчин и женщин и доминирующая роль  

мужчин в современном обществе привели к тому, что научная психология Д это  

преимущественно психология мужчины в возрасте от 18 до 30 лет. Для всех  

очевидно преобладание мужчин, оно прослеживается во все культурно-истори-  

ческие эпохи, особенно в таких сферах, как наука, искусство, политика.  

 

Попытки объяснения различий между мужчинами и женщинами в уровне  

социальных и профессиональных достижений сводятся к двум схемам: 1) биоло-  

гические (генетические) различия между мужчинами и женщинами считаются  

главной причиной; или же 2) социальные условия благоприятны для доминиро-  

вания мужчин, система воспитания и распределения ролей дает больше шансов  

для развития способностей мужчин. Если принять последнее объяснение, вновь  

возникает вопрос: а откуда берутся условия, благоприятствующие развитию спо-  

собностей у мужчин?  

 

Генетики полагают, что мужчины являются носителями эволюционирующих  

признаков, а женщины Д консервативных. Соответственно величина вариации  

любых признаков у мужчин больше, чем у женщин, при равенстве средних значе-  

ний признаков, кроме лэволюционно прогрессивных». Средние значения боль-  

шинства признаков у мужчин выше, чем у женщин.  

 

Печально, что в ход и, главное, в интерпретацию исследований вмешиваются  

людские страсти.  

 

Феминистки обвиняют исследователей-мужчин в склонности интерпретиро-  

вать результаты исследований, исходя из чисто мужских предубеждений по от-  

ношению к женщинам. В свою очередь, мужчины-психологи нетерпимы к попыт-  

кам сведения причин различий в уровне развития познавательных и прочих  

способностей к социальным детерминантам (пресловутому социальному доми-  

нированию мужчины во всех сферах жизни). В целом исследовательницы-феми-  

нистки (как, впрочем, все левые радикалы) склонны к социологическому редук-  

ционизму, а исследователи-женоненавистники Д к биологическому.  

 

Но прежде чем перейти к объяснениям, изложим факты.  

 

Большинство исследователей считают, что различия в способностях мужчин  

и женщин связаны не с общим уровнем интеллекта, а с развитием готовых и  

специальных умственных способностей (факторов 2-го и 3-го уровней).  

 

Женщины лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой ин-  

формации и изображений (субтест 1 теста GABT). Они лучше запоминают лока-  

лизацию предметов в пространстве, их взаиморасположение. Как правило, они  

превосходят мужчин в тестах на быстроту перечисления объектов одной кате-  

гории (субтесты батарей Гилфорда на креативность). У женщин лучше развита  

тонкая моторика (субтесты 9-12 теста GABT). Они превосходят мужчин в  

скорости арифметических операций (лАрифметический тест»).  

 

Мужчины значительно лучше, чем женщины, выполняют пространственные  

тесты (лзадачи Шеппарда» Д см. рис, 26, лкубики Амтхауэра»). Это относится,  

в первую очередь, к заданиям, требующим пространственного представления и  

мысленного вращения предметов. Значительно выше у мужчин точность прице-  

ливания. Они лучше выполняют задания на различение, на поиск простых фигур,  

лспрятанных» в сложных (тесты на лполезависимостьДполенезависимость»).  

Мужчины .значительно превосходят женщин в тестах оценки математических  

способностей (соответствующие субтесты DAT, GABT, тест Амтхауэра и пр.).  

 

К. Кернз и Ш. Беренбиери (Чикагский университет) установили, что половые  

различия в успешности выполнения задач на пространственное мышление суще-  

ствуют у детей еще до полового созревания. Известно, что половые гормоны  

влияют на различия в органическом развитии мозга с самого раннего возраста.  

Поэтому средовое воздействие невозможно отделить от особенностей физиоло-  

гического созревания.  

 

При решении задач на запоминание маршрута выяснилось, что мужчины  

быстрее выучивают маршрут, но женщины запоминают больше путевых ориен-  

тиров. Первоначально полагали, что пространственный и математический ин-  

теллекты являются лвторичными половыми признаками» мужчин, при измере-  

нии этих способностей наблюдаются максимальные половые различия. По дан-  

ным Дж. Стенли и его сотрудников, превосходство мужчин над женщинами по  

уровню развития этих способностей (среди 10 % наиболее продуктивных) выра-  

жается отношением 2 : 1 [5].  

 

То, что эти различия в пространственном мышлении возникают еще до по-  

лового развития, подтверждается многочисленными данными. Мальчики уже в  

8-9 лет лучше ориентируются в пространстве. Если шестилеток попросить  

сконструировать трехмерную модель школьной комнаты, то мальчики лучше  

справятся с заданием, чем девочки.  

 

Что касается математических способностей, то различия между мальчиками  

и девочками до подросткового возраста не обнаруживается, они проявляются в  

11Д12 лет (в первую очередь Д при решении задач высокого уровня сложности  

и в математическом творчестве) и с течением жизни возрастают. Хотя многие  

авторы пытаются связать более высокий уровень математических способностей  

мальчиков с развитием зрительно-пространственного интеллекта, но, как мы  

увидим далее, скорее всего это различные способности по психофизиологиче-  

скому механизму, их обеспечивающему. Попытки объяснить более высокое ка-  

чество выполнения математических тестов разницей в уровне математической  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 26. Варианты пар из методики Шеппарда и Мизлера, демонстрирующие мысленную  

ротацию зрительных образов в ментальном пространстве (по Shepard R. N.. Cooper L. A.  

Mental images and transformations. Cambridge, MA: MIT Press/Bradford Books, 1982)  

 

подготовки, усвоением социальных стереотипов (лматематика Д не женская  

профессия» и пр.) не привели к успеху. Как бы то ни было, девочки, успешно  

прошедшие курсы математики, в 3 раза реже, чем мальчики, желают работать в  

этой области. Более того, из 2000 математически одаренных школьников США  

девочки в 2 раза реже выбирают профессию математика. При решении матема-  

тических задач девочки больше тревожатся, чем мальчики. Они приписывают  

успехи и неудачи внешним факторам (сложность задания) и везению, а мальчи-  

ки Д своим способностям.  

 

Способности  

 

Успех  

 

Рис. 27. Функциональная связь способностей и мотивации  

 

Были попытки объяснить эти различия не полом, а личностными особеннос-  

тями, в частности половой ролью, которую выполняет индивид: маскулинизиро-  

ванные женщины лучше справлялись с тестами на математические способности  

[б]. Вообще, женщины с мужскими чертами характера добиваются больших  

успехов в науке, чем женщины с лобычными» женскими особенностями лич-  

ности.  

 

У женщин более развиты перцептивные и вербальные способности, у муж-  

чин Д зрительно-пространственные. По данным многочисленных исследований,  

эти различия проявляются к 10-11 годам. Речь девочек богаче, они раньше  

овладевают навыками чтения, и различия в уровне вербальных способностей  

женщин и мужчин сохраняются до старости [7].  

 

За последние 20 лет различия между мужчинами и женщинами в успешности  

выполнения тестов на пространственные отношения уменьшились, хотя Т. Л. Хил-  

тон и обнаружила в 1985 году (суммировав данные 23 тысяч испытуемых)  

значимые различия между юношами и девушками в выполнении этих тестов [8].  

 

Самые интересные данные получены при сравнении гомосексуальных и гете-  

росексуальных мужчин. Гомосексуалы занимают как бы промежуточное поло-  

жение по шкале лмужчинаДженщина» по результатам выполнения тестов струк-  

туры интеллекта. Так, они хуже выполняют тесты на пространственный интеллект,  

но зато лучше справляются с заданиями на быстроту перечисления предметов од-  

ной категории. Следует, однако, заметить, что различия практически отсутствуют  

при выполнении тестов словарного запаса и вербальных суждений.  

 

Особого внимания заслуживают результаты исследовании влияния гормо-  

нального фона на успешность решения задач [9]. Высокий уровень тестостерона  

в крови положительно коррелирует с успешностью выполнения женщинами  

задач на пространственное мышление, у мужчин зависимость обратная. Мужчи-  

ны с низким уровнем тестостерона лучше справляются с математическими  

тестами, чем мужчины с высоким уровнем этого гормона. Между тем у жен-  

щин подобной зависимости не выявлено. Кроме того, выявлено, что девочки с




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 672
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Психология общих способностей » 29 страница
  • Психология общих способностей » 20 страница
  • Психология общих способностей » 21 страница
  • Психология общих способностей » 22 страница
  • Психология общих способностей » 23 страница
  • Психология общих способностей » 24 страница
  • Психология общих способностей » 25 страница
  • Психология общих способностей » 26 страница
  • Психология общих способностей » 27 страница
  • Психология общих способностей » 28 страница
  • Психология общих способностей » 19 страница
  • Психология общих способностей » 30 страница
  • Психология общих способностей » 31 страница
  • Психология общих способностей » 32 страница
  • Психология общих способностей » 33 страница
  • Психология общих способностей » 34 страница
  • Психология общих способностей » 35 страница
  • Психология общих способностей » 37 страница
  • Психология общих способностей » 38 страница
  • Психология общих способностей » 6 страница
  • Психология общих способностей » 15 страница
  • Психология общих способностей » 14 страница
  • Психология общих способностей » 13 страница
  • Психология общих способностей » 12 страница
  • Психология общих способностей » 11 страница
  • Психология общих способностей » 10 страница
  • Психология общих способностей » 9 страница
  • Психология общих способностей » 8 страница
  • Психология общих способностей » 7 страница
  • Психология общих способностей » 36 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь