|
Психология общих способностейуровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции (роль бессознательного) и не может быть получен на основе логического вывода.
Основой успеха решения творческих задач, по Пономареву, является лспо- собность действовать в уме» (СДУ), определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действия (ВПД). Эта способность, возможно, является содер- жательно структурным эквивалентом понятия общей способности, лгенерально- го интеллекта».
С креативностью сопряжены два личностных качества, а именно: интенсив- ность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, ко- торые возникают при мыслительном процессе.
Пономарев рассматривает творческий акт как включенный в контекст ин- теллектуальной деятельности по схеме: на начальном этапе, этапе постановки проблемы, активное сознание, затем, на этапе решения Д бессознательное, а на третьем этапе, когда происходит отбор и проверка правильности решения Д вновь активизируется сознание. Естественно, если мышление изначально логично, то есть целесообразно, то творческий продукт может появиться лишь в качестве побочного. Но этот вариант процесса является лишь одним из возможных.
В качестве лментальной единицы» измерения творческости мыслительного акта, лкванта» творчества Пономарев предлагает рассматривать разность уров- ней, доминирующих при постановке и решении задачи (задача всегда решается на более высоком уровне структуры психологического механизма, чем тот, на ко- тором приобретаются средства к ее решению).
Подведем некоторые итоги: деятельность, в отличие от творчества, возника- ет вследствие внешних или внутренних рациональных причин (лдля того чтобы» или лпотому что»). Творчество спонтанно, непланируемо. Деятельность целесо- образна, произвольна, рациональна и сознательно регулируема. Творчество неце- лесообразно, непроизвольно, иррационально и не поддается (в момент творче- ского акта) регуляции со стороны сознания. Деятельность побуждается опреде- ленной мотивацией, функционирует по типу лотрицательной обратной связи»:
достижение результата завершает этап деятельности.
В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчужде- ния человека от мира, направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу лположительной обратной связи»: творческий продукт только подстеги- вает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.
Творчество есть жизнь бессознательного. Его механизм Д взаимодействие активного доминирующего бессознательного с пассивным (рецептивным), субдо- минантным сознанием.
Общие творческие способности
167
Я. А. Пономарев
Деятельность есть жизнь сознания. Ее психологический механизм сводится к взаимодействию активного, доминирующего сознания с пассивным (рецептив- ным), субдоминантным бессознательным.
Психическая жизнь Д это процесс смены двух форм внутренней и внешней активности: творчества и деятельности. Локально в обыденной жизни домини- рует процесс деятельности: мы ставим цели, достигаем их или не достигаем, но кажется, что этот процесс вечен.
Глобально же в жизни человека побеждает если не творчество, пробуждаю- щееся эпизодически, то процесс дезадаптации: биологическая смерть полагает предел любой деятельности. Поэтому стоит быть в заботах дня оптимистом, помня, как завещали латиняне, о смерти. Индивидуальный оптимизм локален, пессимизм Д глобален.
Закономерен вопрос: почему одни люди проявляют преимущественно адап- тивную активность, а другие Д творческую? Какими особенностями психики опре- деляется преимущественное функционирование структуры лсознаниеДбессоз- нательное» в определенном режиме? Почему творческая активность одних людей более продуктивна, нежели других? Почему есть люди, в равной мере наделенные и творческими и интеллектуальными способностями?
Окончательного ответа на эти и другие вопросы не найдено, но ряд исследо- ваний, о которых будет сказано в последующих главах, дает некоторую информа- цию относительно природы творческих способностей.
168
Глава 7
Общие творчес!»
К слову, сам термин лфункционирование», как и лфункциональная система», неприменим для характеристики механизма, обеспечивающего творческую ак- тивность. Функциональная система служит для достижения полезного системе результата. Такое определение приемлемо для систем, обеспечивающих адаптив- ное (целесообразное) поведение, но не для систем, цель функционирования кото- рых не определена. Такое множество результатов креативной активности не является ограниченным: всегда может быть найден хотя бы еще один элемент, который может входить в это множество, расширяя границы его определения.
ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТИ К ТВОРЧЕСТВУ. КОНЦЕПЦИЯ РЕДУКЦИИ ТВОРЧЕСТВА К ИНТЕЛЛЕКТУ
Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом.
1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одарен- ность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творче- ской активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведе- ния играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствитель- ность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
Особняком стоит концепция Д. Б. Богоявленской, которая вводит понятие креативной активности личности, полагая, что она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с точки зрения Богоявленской, является ситуативно нестимулированной активно- стью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Кре- ативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности:
летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям [10].
2. Творческая способность (креативность) является самостоятель- ным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Гру- бер, Я. А. Пономарев). В более лмягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является лтеория интеллектуального порога» Э. П. Торренса: если IQ ниже 115Д120, интеллект и креативность образуют еди- ный фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью [II].
Предположение Торренса на удивление хорошо соответствует данным Д. Пер- кинса [12], согласно которым для каждой профессии существует нижний допус- тимый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ выше этого уровня, то прямой
связи межд» лении успеш-
3. Высон- творческих:
ской формьн ляют практп берг, Г. АЙЗ! В этом Айзенк,, и тестами П ность есть ! творческое его получен прошлые з> задачи [13]
В поел гласно Сте;
зации дейл может Bbig вании. ECJJ творческоо
Как бь тами. Сто» на резуль, ческая раз биография на основе шкалу Стт оценки дл достижега дика учи" выводы с Но тем и ность и I:
Было:
навыков Оказало Л. Терме по даннн лицу 15)
Наин да, коте учащихл
Общие творческие способности
:ских
связи между интеллектом и уровнем достижении нет. Главную роль в опреде- лении успешности работы играют личностные ценности и черты характера.
3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфиче- ской формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разде- ляют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайс- берг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие).
В этом разделе попытаемся рассмотреть третью точку зрения.
Айзенк, опираясь на значимые (но все же невысокие) корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал мнение, что креатив- ность есть компонент общей умственной одаренности. Уайсберг утверждает, что творческое мышление диагностируется по качеству продукта, а не по способу его получения. Всякий познавательный процесс, с его точки зрения, опирается на прошлые знания и влечет их преобразования в соответствии с требованиями задачи [131.
В последнее время распространение получила концепция Стернберга. Со- гласно Стернбергу, интеллект участвует и в решении новых задач, и в автомати- зации действий. По отношению к внешнему миру интеллектуальное поведение может выражаться в адаптации, выборе типа внешней среды или ее преобразо- вании. Если человек реализует третий тип отношений, то при этом он проявит творческое поведение [14].
Как бы то ни было, теоретические рассуждения должны подкрепляться фак- тами. Сторонники редукции творческих способностей к интеллекту опираются на результаты эмпирических исследований, к числу которых относится класси- ческая работа Л. Термена и К. Кокс [15]. В 1926 году они проанализировали биографии 282 западноевропейских знаменитостей и попытались оценить их IQ на основе достижений в возрасте от 17 до 26 лет. Кроме того, они опирались на шкалу СтэнфордДВине для оценки их интеллекта в детстве. При этом в ходе оценки достижений учитывались не только интеллектуальные, но и творческие достижения, что априорно ставит под вопрос правильность выводов. Если мето- дика учитывает в IQ не только интеллектуальные, но и творческие показатели, выводы о связи CQ к Teapwc/wx .ообяостей являются артефактами метода. Но тем не менее результаты, полученные К. Кокс, получили широкую извест- ность и вошли во многие учебники психологии [16].
Было проведено сравнение возрастных показателей приобретения знаний и навыков у знаменитых людей с аналогичными данными выборки обычных детей. Оказалось, что IQ знаменитостей значительно выше среднего (158,9). Отсюда Л. Термен сделал вывод, что гении Д это те люди, которых еще в раннем детстве по данным тестирования можно отнести к категории высокоодаренных (см. таб- лицу 15).
Наибольший интерес представляют результаты Калифорнийского лонгитю- да, который организовал Л. Термен в 1921 году. Термен и Кокс отобрали из учащихся 95 средних школ Калифорнии 1528 мальчиков и девочек в возрасте
170
Глава 7
ВАШИНГТОН
ДАРВИН
РЕМБРАНДТ
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
МОЦАРТ
ДИККЕНС
ДЕКАРТ
110
120
130
140
150
160
170
180
190
200
210
I IQ в 26 лет I IQ в 17 лет
Рис. 37. IQ знаменитых людей в возрасте 17 и 26 лет
от 8 до 12 лет с IQ 135 баллов, что составило 1% от всей выборки. Уровень интеллекта определялся по тесту СтэнфордДБине. Контрольная выборка была сформирована из учащихся тех же школ. Выяснилось, что интеллектуально ода- ренные дети опережают своих сверстников в уровне развития в среднем на два школьных класса.
В ходе исследования проводилось три среза по измерению IQ: 1927-1928, 1932-1940 и 1951-1952 годы. Последняя проверка осуществлена Д.Фельдма- ном через 60 лет после начала исследования: он проверил достижения членов выборки Термена с 135 < IQ < 180 и с IQ > 180.
800 мужчин с IQ, превышающим 135 баллов, входящих в выборку Термена, опубликовали к 50-м годам 67 книг (21 Д художественные произведения и 46 Д научные монографии), получили 150 патентов на изобретения, 78 человек стали докторами философии, 48 стали докторами медицины и т. д. Фамилии 47 мужчин вошли в справочник лЛучшие люди Америки за 1949 год». Эти показатели в 30 раз превысили данные по контрольной выборке.
Надо сказать, что испытуемые, отобранные Терменом, отличались ранним развитием (рано начали ходить, говорить, читать, писать и пр.). Все интеллекту- альные дети успешно закончили школу, 2/3 получили университетское образо- вание, а 200 человек стали докторами наук.
Что касается творческих достижений, то результаты не так однозначны. Ни один ранний интеллектуал из выборки Термена не проявил себя как исключи- тельно талантливый творец в области науки, литературы, искусства и т. д. Никто из них не внес существенного вклада в развитие мировой культуры.
Интересно, что у членов обследуемой группы в 1955 году доход был в 4 раза выше среднего дохода на душу населения в США. Практически все они добились
Глава 7
Общие творческие способности
171
210
Уровень а была >но ода- на два
-1928, ельдма- членов
ермена, и 46 Д к стали мужчин s 30 раз
ранним ллекту- образо-
[ны. Ни :ключи- . Никто
Х 4 раза )бились
Л. Термен
высокого социального статуса. Таким образом, ранние интеллектуалы чрезвы- чайно успешно адаптировались в обществе. Интеллект не только не является препятствием, но служит необходимым условием достижения успеха в демок- ратическом обществе.
Однако высокий (и даже сверхвысокий) уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом. Компен- сируется ли социальным успехом отсутствие творческих достижений? И столь ли привлекательна личная участь творческого человека, при всей прижизненной и (возможно!) посмертной славе? На эти вопросы я постараюсь ответить в следующих разделах книги.
Отсутствие однозначной связи между интеллектом и креативностью стало основой двух исследовательских подходов, альтернативных редукционистскому. Их можно обозначить как личностно-мотивационный и психометрический,
ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способнос- тей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действи- тельно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на твор- ческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование опре-
172 Глава?
деленной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности Д лЧеловека творческого».
Знаниями об особенностях творческой личности психологи обязаны не столько своим усилиям, сколько работе литературоведов, историков науки и культуры, искусствоведов, которые так или иначе касались проблемы творческой личности, ибо нет творения без творца.
Творчество есть выход за пределы заданного (пастернаковское лповерх ба- рьеров»). Это лишь негативное определение творчества, но первое, что бросается в глаза, Д сходство поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, обще- принятого.
Есть две противоположные точки зрения: талант Д это максимальная сте- пень здоровья, талант Д это болезнь.
Традиционно последнюю точку зрения связывают с именем гениального Чезаре Ломброзо. Правда сам Ломброзо никогда не утверждал, что существует прямая зависимость гениальности и безумия, хотя и подбирал эмпирические примеры в пользу этой гипотезы: лСедина и облысение, худоба тела, а также плохая мускульная и половая деятельность, свойственная всем помешанным, очень часто встречается у великих мыслителей (...). Кроме того, мыслителям, наряду с помешанными, свойственны: постоянное переполнение мозга кровью (гиперемия), сильный жар в голове и охлаждение конечностей, склонность к острым болезням мозга и слабая чувствительность к голоду и холоду» [17].
Ломброзо характеризует гениев как людей одиноких, холодных, равнодуш- Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|