Психология общих способностей



24 страница


уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта  

с объектом и возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт  

предполагает включение интуиции (роль бессознательного) и не может быть  

получен на основе логического вывода.  

 

Основой успеха решения творческих задач, по Пономареву, является лспо-  

собность действовать в уме» (СДУ), определяемая высоким уровнем развития  

внутреннего плана действия (ВПД). Эта способность, возможно, является содер-  

жательно структурным эквивалентом понятия общей способности, лгенерально-  

го интеллекта».  

 

С креативностью сопряжены два личностных качества, а именно: интенсив-  

ность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, ко-  

торые возникают при мыслительном процессе.  

 

Пономарев рассматривает творческий акт как включенный в контекст ин-  

теллектуальной деятельности по схеме: на начальном этапе, этапе постановки  

проблемы, активное сознание, затем, на этапе решения Д бессознательное, а на  

третьем этапе, когда происходит отбор и проверка правильности решения Д вновь  

активизируется сознание. Естественно, если мышление изначально логично, то  

есть целесообразно, то творческий продукт может появиться лишь в качестве  

побочного. Но этот вариант процесса является лишь одним из возможных.  

 

В качестве лментальной единицы» измерения творческости мыслительного  

акта, лкванта» творчества Пономарев предлагает рассматривать разность уров-  

ней, доминирующих при постановке и решении задачи (задача всегда решается на  

более высоком уровне структуры психологического механизма, чем тот, на ко-  

тором приобретаются средства к ее решению).  

 

Подведем некоторые итоги: деятельность, в отличие от творчества, возника-  

ет вследствие внешних или внутренних рациональных причин (лдля того чтобы»  

или лпотому что»). Творчество спонтанно, непланируемо. Деятельность целесо-  

образна, произвольна, рациональна и сознательно регулируема. Творчество неце-  

лесообразно, непроизвольно, иррационально и не поддается (в момент творче-  

ского акта) регуляции со стороны сознания. Деятельность побуждается опреде-  

ленной мотивацией, функционирует по типу лотрицательной обратной связи»:  

 

достижение результата завершает этап деятельности.  

 

В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчужде-  

ния человека от мира, направляется тенденцией к преодолению, функционирует  

по типу лположительной обратной связи»: творческий продукт только подстеги-  

вает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.  

 

Творчество есть жизнь бессознательного. Его механизм Д взаимодействие  

активного доминирующего бессознательного с пассивным (рецептивным), субдо-  

минантным сознанием.  

 

Общие творческие способности  

 

167  

 

 

 

Я. А. Пономарев  

 

Деятельность есть жизнь сознания. Ее психологический механизм сводится  

к взаимодействию активного, доминирующего сознания с пассивным (рецептив-  

ным), субдоминантным бессознательным.  

 

Психическая жизнь Д это процесс смены двух форм внутренней и внешней  

активности: творчества и деятельности. Локально в обыденной жизни домини-  

рует процесс деятельности: мы ставим цели, достигаем их или не достигаем, но  

кажется, что этот процесс вечен.  

 

Глобально же в жизни человека побеждает если не творчество, пробуждаю-  

щееся эпизодически, то процесс дезадаптации: биологическая смерть полагает  

предел любой деятельности. Поэтому стоит быть в заботах дня оптимистом,  

помня, как завещали латиняне, о смерти. Индивидуальный оптимизм локален,  

пессимизм Д глобален.  

 

Закономерен вопрос: почему одни люди проявляют преимущественно адап-  

тивную активность, а другие Д творческую? Какими особенностями психики опре-  

деляется преимущественное функционирование структуры лсознаниеДбессоз-  

нательное» в определенном режиме? Почему творческая активность одних людей  

более продуктивна, нежели других? Почему есть люди, в равной мере наделенные и  

творческими и интеллектуальными способностями?  

 

Окончательного ответа на эти и другие вопросы не найдено, но ряд исследо-  

ваний, о которых будет сказано в последующих главах, дает некоторую информа-  

цию относительно природы творческих способностей.  

 

 

 

168  

 

Глава 7  

 

Общие творчес!»  

 

К слову, сам термин лфункционирование», как и лфункциональная система»,  

неприменим для характеристики механизма, обеспечивающего творческую ак-  

тивность. Функциональная система служит для достижения полезного системе  

результата. Такое определение приемлемо для систем, обеспечивающих адаптив-  

ное (целесообразное) поведение, но не для систем, цель функционирования кото-  

рых не определена. Такое множество результатов креативной активности не  

является ограниченным: всегда может быть найден хотя бы еще один элемент,  

который может входить в это множество, расширяя границы его определения.  

 

ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТИ К ТВОРЧЕСТВУ.  

КОНЦЕПЦИЯ РЕДУКЦИИ ТВОРЧЕСТВА К ИНТЕЛЛЕКТУ  

 

Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих  

способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом.  

 

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одарен-  

ность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творче-  

ской активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведе-  

ния играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох,  

Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие). К числу основных черт творческой  

личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствитель-  

ность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.  

 

Особняком стоит концепция Д. Б. Богоявленской, которая вводит понятие  

креативной активности личности, полагая, что она обусловлена определенной  

психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с  

точки зрения Богоявленской, является ситуативно нестимулированной активно-  

стью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Кре-  

ативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности:  

 

летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям [10].  

 

2. Творческая способность (креативность) является самостоятель-  

ным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Гру-  

бер, Я. А. Пономарев). В более лмягком» варианте эта теория гласит, что между  

уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.  

Наиболее развитой концепцией является лтеория интеллектуального порога»  

Э. П. Торренса: если IQ ниже 115Д120, интеллект и креативность образуют еди-  

ный фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой  

величиной, то есть нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы  

с низкой креативностью [II].  

 

Предположение Торренса на удивление хорошо соответствует данным Д. Пер-  

кинса [12], согласно которым для каждой профессии существует нижний допус-  

тимый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не  

могут овладеть данной профессией, но если IQ выше этого уровня, то прямой  

 

 

 

связи межд»  

лении успеш-  

 

3. Высон-  

творческих:  

 

ской формьн  

ляют практп  

берг, Г. АЙЗ!  

В этом  

Айзенк,,  

и тестами П  

ность есть !  

творческое  

его получен  

прошлые з>  

задачи [13]  

 

В поел  

гласно Сте;  

 

зации дейл  

может Bbig  

вании. ECJJ  

творческоо  

 

Как бь  

тами. Сто»  

на резуль,  

ческая раз  

биография  

на основе  

шкалу Стт  

оценки дл  

достижега  

дика учи"  

выводы с  

Но тем и  

ность и I:  

 

Было:  

 

навыков  

Оказало  

Л. Терме  

по даннн  

лицу 15)  

 

Наин  

да, коте  

учащихл  

 

Общие творческие способности  

 

:ских  

 

связи между интеллектом и уровнем достижении нет. Главную роль в опреде-  

лении успешности работы играют личностные ценности и черты характера.  

 

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень  

творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфиче-  

ской формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разде-  

ляют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайс-  

берг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие).  

 

В этом разделе попытаемся рассмотреть третью точку зрения.  

 

Айзенк, опираясь на значимые (но все же невысокие) корреляции между IQ  

и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал мнение, что креатив-  

ность есть компонент общей умственной одаренности. Уайсберг утверждает, что  

творческое мышление диагностируется по качеству продукта, а не по способу  

его получения. Всякий познавательный процесс, с его точки зрения, опирается на  

прошлые знания и влечет их преобразования в соответствии с требованиями  

задачи [131.  

 

В последнее время распространение получила концепция Стернберга. Со-  

гласно Стернбергу, интеллект участвует и в решении новых задач, и в автомати-  

зации действий. По отношению к внешнему миру интеллектуальное поведение  

может выражаться в адаптации, выборе типа внешней среды или ее преобразо-  

вании. Если человек реализует третий тип отношений, то при этом он проявит  

творческое поведение [14].  

 

Как бы то ни было, теоретические рассуждения должны подкрепляться фак-  

тами. Сторонники редукции творческих способностей к интеллекту опираются  

на результаты эмпирических исследований, к числу которых относится класси-  

ческая работа Л. Термена и К. Кокс [15]. В 1926 году они проанализировали  

биографии 282 западноевропейских знаменитостей и попытались оценить их IQ  

на основе достижений в возрасте от 17 до 26 лет. Кроме того, они опирались на  

шкалу СтэнфордДВине для оценки их интеллекта в детстве. При этом в ходе  

оценки достижений учитывались не только интеллектуальные, но и творческие  

достижения, что априорно ставит под вопрос правильность выводов. Если мето-  

дика учитывает в IQ не только интеллектуальные, но и творческие показатели,  

выводы о связи CQ к Teapwc/wx .ообяостей являются артефактами метода.  

Но тем не менее результаты, полученные К. Кокс, получили широкую извест-  

ность и вошли во многие учебники психологии [16].  

 

Было проведено сравнение возрастных показателей приобретения знаний и  

навыков у знаменитых людей с аналогичными данными выборки обычных детей.  

Оказалось, что IQ знаменитостей значительно выше среднего (158,9). Отсюда  

Л. Термен сделал вывод, что гении Д это те люди, которых еще в раннем детстве  

по данным тестирования можно отнести к категории высокоодаренных (см. таб-  

лицу 15).  

 

Наибольший интерес представляют результаты Калифорнийского лонгитю-  

да, который организовал Л. Термен в 1921 году. Термен и Кокс отобрали из  

учащихся 95 средних школ Калифорнии 1528 мальчиков и девочек в возрасте  

 

170  

 

Глава 7  

 

ВАШИНГТОН  

 

ДАРВИН  

 

РЕМБРАНДТ  

 

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ  

 

МОЦАРТ  

 

ДИККЕНС  

 

ДЕКАРТ  

 

110  

 

120  

 

130  

 

140  

 

150  

 

160  

 

170  

 

180  

 

190  

 

200  

 

210  

 

I IQ в 26 лет  

I IQ в 17 лет  

 

Рис. 37. IQ знаменитых людей в возрасте 17 и 26 лет  

 

от 8 до 12 лет с IQ 135 баллов, что составило 1% от всей выборки. Уровень  

интеллекта определялся по тесту СтэнфордДБине. Контрольная выборка была  

сформирована из учащихся тех же школ. Выяснилось, что интеллектуально ода-  

ренные дети опережают своих сверстников в уровне развития в среднем на два  

школьных класса.  

 

В ходе исследования проводилось три среза по измерению IQ: 1927-1928,  

1932-1940 и 1951-1952 годы. Последняя проверка осуществлена Д.Фельдма-  

ном через 60 лет после начала исследования: он проверил достижения членов  

выборки Термена с 135 < IQ < 180 и с IQ > 180.  

 

800 мужчин с IQ, превышающим 135 баллов, входящих в выборку Термена,  

опубликовали к 50-м годам 67 книг (21 Д художественные произведения и 46 Д  

научные монографии), получили 150 патентов на изобретения, 78 человек стали  

докторами философии, 48 стали докторами медицины и т. д. Фамилии 47 мужчин  

вошли в справочник лЛучшие люди Америки за 1949 год». Эти показатели в 30 раз  

превысили данные по контрольной выборке.  

 

Надо сказать, что испытуемые, отобранные Терменом, отличались ранним  

развитием (рано начали ходить, говорить, читать, писать и пр.). Все интеллекту-  

альные дети успешно закончили школу, 2/3 получили университетское образо-  

вание, а 200 человек стали докторами наук.  

 

Что касается творческих достижений, то результаты не так однозначны. Ни  

один ранний интеллектуал из выборки Термена не проявил себя как исключи-  

тельно талантливый творец в области науки, литературы, искусства и т. д. Никто  

из них не внес существенного вклада в развитие мировой культуры.  

 

Интересно, что у членов обследуемой группы в 1955 году доход был в 4 раза  

выше среднего дохода на душу населения в США. Практически все они добились  

 

Глава 7  

 

Общие творческие способности  

 

171  

 

210  

 

Уровень  

а была  

>но ода-  

на два  

 

-1928,  

ельдма-  

членов  

 

ермена,  

и 46 Д  

к стали  

мужчин  

s 30 раз  

 

ранним  

ллекту-  

образо-  

 

[ны. Ни  

:ключи-  

. Никто  

 

Х 4 раза  

)бились  

 

 

 

Л. Термен  

 

высокого социального статуса. Таким образом, ранние интеллектуалы чрезвы-  

чайно успешно адаптировались в обществе. Интеллект не только не является  

препятствием, но служит необходимым условием достижения успеха в демок-  

ратическом обществе.  

 

Однако высокий (и даже сверхвысокий) уровень интеллекта не гарантирует  

творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом. Компен-  

сируется ли социальным успехом отсутствие творческих достижений? И столь  

ли привлекательна личная участь творческого человека, при всей прижизненной  

и (возможно!) посмертной славе? На эти вопросы я постараюсь ответить в  

следующих разделах книги.  

 

Отсутствие однозначной связи между интеллектом и креативностью стало  

основой двух исследовательских подходов, альтернативных редукционистскому.  

Их можно обозначить как личностно-мотивационный и психометрический,  

 

ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ  

 

Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к  

проблеме творческой личности: не существует особых творческих способнос-  

тей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действи-  

тельно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на твор-  

ческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование опре-  

 

 

 

172 Глава?  

 

деленной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям,  

то можно сделать вывод о существовании особого типа личности Д лЧеловека  

творческого».  

 

Знаниями об особенностях творческой личности психологи обязаны не столько  

своим усилиям, сколько работе литературоведов, историков науки и культуры,  

искусствоведов, которые так или иначе касались проблемы творческой личности,  

ибо нет творения без творца.  

 

Творчество есть выход за пределы заданного (пастернаковское лповерх ба-  

рьеров»). Это лишь негативное определение творчества, но первое, что бросается  

в глаза, Д сходство поведения творческой личности и человека с психическими  

нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, обще-  

принятого.  

 

Есть две противоположные точки зрения: талант Д это максимальная сте-  

пень здоровья, талант Д это болезнь.  

 

Традиционно последнюю точку зрения связывают с именем гениального  

Чезаре Ломброзо. Правда сам Ломброзо никогда не утверждал, что существует  

прямая зависимость гениальности и безумия, хотя и подбирал эмпирические  

примеры в пользу этой гипотезы: лСедина и облысение, худоба тела, а также  

плохая мускульная и половая деятельность, свойственная всем помешанным,  

очень часто встречается у великих мыслителей (...). Кроме того, мыслителям,  

наряду с помешанными, свойственны: постоянное переполнение мозга кровью  

(гиперемия), сильный жар в голове и охлаждение конечностей, склонность к  

острым болезням мозга и слабая чувствительность к голоду и холоду» [17].  

 

Ломброзо характеризует гениев как людей одиноких, холодных, равнодуш-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 761
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Блаватская Елена Петровна » Является Ли Самоубийство Преступлением » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь