|
Психология общих способностейпрофессией или их группой. лСистема профессиональных способностей» (ОАР) разработана для нескольких десятков профессий.
Тестирование по GATB в США прошли десятки тысяч испытуемых. На сегодняшний день он является самым распространенным тестом общих способ- ностей.
Батарея относится к тестам структуры интеллекта, но тестирует также пер- цептивные и сенсомоторные способности.
Приведем список факторов и субтестов.
1. G Д общие способности к обучению. Балл получается на основе сложе- ния показателей 3 тестов: вербального, числового и теста на восприятие трехмерного пространства.
2. V Д вербальные способности. Измеряются тестом на выделение из груп- пы слов, которые имеют сходное или противоположное значение.
3. N Д числовые способности. Тестируются двумя тестами: лАрифметиче- ские задачи» (50 задач) и лАрифметические упражнения» (50 простых заданий с одним действием).
4. S Д пространственные способности. Тестируются заданиями на восприя- тие форм: испытуемому дается чертеж с разверткой объемной фигуры, он должен отобрать изображение, соответствующее развертке.
5. Р Д восприятие формы. Измеряется двумя тестами. В первом тесте пред- лагается два набора фигур на двух частях листа. Фигуры одинаковы, отли- чаются лишь расположением и разворотом. Нужно найти идентичные фигуры. Во втором тесте требуется установить, какое из четырех изобра- жений соответствует образцу.
6. Q Д мысленное восприятие слов (лскорость восприятия клерка»). Испы- туемый должен выявить идентичность написания слов в парах (150 пар).
7. К Д двигательная координация. Испытуемый должен по образцу как мож- но быстрее нарисовать линии в квадратиках.
8. F Д пальцевая моторика. Измеряется двумя тестами лпсихомоторной лов- кости». В первом тесте испытуемый должен, действуя обеими руками, вы- нимать стержни из отверстий верхней части доски и вставлять в отвер-
стия нижней части доски. Тест повторяется трижды. Во втором тесте испытуемый одной рукой вынимает стержень и, поворачивая его, вставляет другим концом в то же отверстие. Тест повторяют три раза. 9. М Д ручная моторика. Измеряется двумя тестами на пальцевую подвиж- ность. Даются доски со 100 отверстиями (50 в каждой половине). В верхней части доски вставлены металлические заклепки. На доске есть стержень с набором шайб. В первом тесте испытуемый должен взять заклепку, надеть шайбу и вставить их в нижнюю часть доски. Во втором тесте он должен вернуть заклепки и шайбы в исходное положение.
Нетрудно заметить, что 8 субтестов в батарее являются бланковыми, а четы- ре требуют специального оборудования.
Все субтесты являются высокоскоростными. При обработке результатов лсырые» оценки переводятся в стандартные, и затем анализируется их профиль. Тест GATB применяется более чем в 30 странах.
В ФРГ на основе GATB создан немецкоязычный аналог Д тестовая батарея BET (Berufteignungstest). Так же как и GATB, он состоит из 12 субтестов и диагностирует 9 факторов.
В нашей стране BET адаптирован сотрудниками ЛГУ В. К. Гайдой, О. С. Дей- некой, Н.Н.Ивановой и Е.С.Алешиной [17]. Были пересмотрены вербальные субтесты, осуществлен анализ трудности и дискриминантной способности за- дач. Валидизация и рестандартизация проводилась на группе старшеклассни- ков (120 человек). Факторная структура теста оказалась аналогична данным Г. Шмале и Г. Шмидке (ФРГ).
Интеллектуальные субтесты батареи достаточно надежны (0,73-0,98).
Разработчики теста проверили его (Тест общих профессиональных способ- ностей Д ТОПС) на внешнюю лтекущую» валидность и экспертную валидность (по интеллектуальным субтестам: 0,68-0,93).
Тест ТОПС широко используется в профессиональной ориентации и иссле- довательской работе.
В частности, автор этой книги применял ТОПС (интеллектуальные субтес- ты) при изучении связи между успешностью выполнения интеллектуальных те- стов и текущей школьной успеваемостью (оценками) по отдельным учебным предметам. Оказалось, что текущие оценки успеваемости независимы от оценок по интеллектуальным субтестам BET. Более того, оценки успеваемости по раз- ным предметам теснее связаны друг с другом, нежели субтесты BET. Исключе- ние составили данные по 9-му классу. Очевидно при переходе от 8-го к 9-му классу (исследование 1988 года) уровень сложности программ повышается, и успешность обучения в большей мере начинает зависеть от способностей, чем от других факторов (дисциплинированность, мотивация и пр.)
Подведем итоги. Большинство тестов интеллекта, созданных на основе иерар- хических или структурных моделей, явно или неявно диагностируют общий ин- теллект (G Д фактор по Спирмену) и основные групповые факторы, а именно:
пространственный, числовой и вербальный. Диагностические исследования пока- зывают, что так называемый лневербальный интеллект» является комплексным образованием, развитие которого определяется преимущественно опытом испы- туемого по взаимодействию с окружением, а общий и вербальный интеллекты в большей мере зависят от наследственных и биологических факторов (например, травматизации при родах). Подтверждение этого вывода мы найдем в главе, посвященной развитию интеллекта.
Глава 4
Развитие интеллекта
ПСИХОГЕНЕТИКА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Перед изложением результатов психогенетических исследований следует дать несколько пояснений, касающихся основных положений психогенетики, от- носительно новой для российской психологии специализации. Более подробное изложение аналогичного материала содержится в обзоре Б.И.Кочубея [I].
Сначала дадим некоторые определения. Психогенетика изучает влияние ге- нотипа и среды на фенотипическую изменчивость поведения. Как правило, ос- новным способом психогенетического исследования является определение внутрипарного сходства поведенческих признаков монозиготных и дизиготных близнецов, а также родителей и детей (как родных, так и приемных). Монозигот- ными (МЗ) называются близнецы, содержащие идентичный набор генов. У дизи- готных (ДЗ) близнецов только половина генов одинакова. Аналогичный генети- ческий набор имеют сиблинги (родные братья и сестры). В психологических исследованиях анализируются вариации (дисперсии) признаков в родственных парах и между ними до 3-й степени (1-я степень: родителиДдети, дизиготные и монозиготные близнецы, сибсы; 2-я степень: дедушки (бабушки)Двнуки, дядя (тетя)Дплемянники; 3-я степень: кузены и другие родственники).
Популяцией называется совокупность индивидов, населяющих определенную территорию и вступающих в браки между собой чаще, чем с другими предста- вителями вида. Любой параметр, по которому представители популяции отлича- ются друг от друга, называется признаком. Конкретное значение признака у ин- дивида называется фенотипом. Различие между индивидами популяции измеря- ется фенотипической дисперсией. Общая дисперсия (Vp) признака складывается из дисперсий, определяемых генотипом (G) и средой (Е).
Применяется ряд моделей, представляющих отношения вкладов среды и гено- типа в фенотип. Наиболее распространенными являются однофакторная, двухфак- торная ортогональная и двухфакторная неортогональная модели.
Однофакторная модель предполагает, что отклонение индивидуального фено- типа от генотипического значения определяется средовым влиянием (средовое отклонение). Генотипическое значение признака отождествляется со средним фенотипическим значением, а средовое влияние Д с дисперией. Корреляция их равна нулю.
В двухфакторной ортогональной модели эффект среды рассматривается в качестве самостоятельного фактора, а не в качестве отклонения от среднего фенотипического значения признака, определяемого генотипом.
В результате учитывается не только генетическая (VД) и средовая (Vp) со- ставляющие, а и составляющая, зависящая от взаимодействия генотипа и среды (VEG). Эта составляющая равна нулю только при аддитивности генотипа и сре- ды. Учет взаимодействия генотипа и среды основан на предположении, что изме- нение одной характеристики среды может приводить к разным фенотипным эффектам при различных генотипах.
Наконец, двухфакторная неортогональная модель используется наиболее ча- сто. В ней учитывается не только эффект взаимодействия генотипа и среды, но и взаимосвязь генетической и средовой составляющих. Этот компонент отражает неравномерность распределения индивидов с различными генотипами по раз- личным средам. Соответственно при равномерном распределении популяцион- ных генотипов по средам ковариация Cov(GE) равна нулю.
Основное уравнение модели выглядит следующим образом:
Vp = Уд + V, + V + 2Cov(GE),
где Vp Д общая дисперсия признака; Vg Д дисперсия, обусловленная генотипом;
Vg Д дисперсия, обусловленная средой; VgQ Д дисперсия, обусловленная взаимо- действием генотипа и среды; Cov (GE) Д генотип-средовая ковариация.
Причин неравномерного распределения генотипов по типам среды может быть несколько:
1) активный поиск индивидами благоприятной среды;
2) реакция среды (родителей, воспитателей, группы и т.д.) на индивидуаль- ные особенности ребенка;
3) создание родителями, обладающими определенным генотипом, среды, бла- гоприятствующей проявлению данного генотипа у детей, или наоборот Д создание условий, препятствующих развитию соответствующих призна- ков у детей.
Наличие ковариации генотипДсреда затрудняет анализ данных, поэтому ча- сто при сравнении МЗ и ДЗ близнецов полагают, что ковариация генотипДсреда равна нулю.
Прежде чем ввести основное понятие психогенетики Д коэффициент наследуе- моеЩ Д рассмотрим разложение генетической составляющей общей дисперсии. Обычно показатель генетической дисперсии вычисляется по формуле:
Vo = Уд + V,.
где Уд Д дисперсия аддитивных значений, Vp Д дисперсия, обусловленная доми- нированием гена и проявляющаяся в отклонении значений фенотипа от его средних оценок.
Если гены, обусловливающие признак, взаимодействуют аддитивно, то генети- ческое значение признака равно линейной функции лплюс-генов» (увеличиваю- щих значение признака). Но гены могут взаимодействовать и неаддитивно. И в этих случаях говорят о доминировании одного гена над другим (полном доми- нировании или сверхдоминировании).
Коэффициентом генетической детерминации признака называется доля гене- тической вариативности в общей вариативности признака в популяции:
G = V, / V,
Коэффициентом наследуемости является отношение аддитивной генетиче- ской дисперсии к общей дисперсии (доля дисперсии, передаваемая от поколения к поколению):
G = Уд / V,
Иногда необходимо сравнивать эффект эпистатического взаимодействия меж- ду неаллельными генами, но обычно этот компонент в психогенетике опускается вследствие того, что по мере увеличения сложности взаимодействия между неал- лельными генами этот коэффициент значительно уменьшается.
Существует и ряд других факторов, влияющих на генетическую дисперсию признака .(эффект близкородственных браков Д имбридинг, эффект браков по сходству или противоположности индивидуальных черт Д ассортативность), но их учет осуществляется лишь в некоторых узконаправленных исследованиях.
Что касается средовых факторов, обусловливающих средовую составляющую дисперсии, то они разделяются на внутрисемейные и межсемейные. Поэтому и сре- довая дисперсия признака делится на внутрисемейную (В,) и межсемейную (VД) компоненты. Кроме того, выделяют случайную компоненту (VД), причиной ее яв- ляются ошибки измерения, внутрииндивидуальная вариативность признака и пр.
Внутри компоненты Vg выделяют: VДД Д лобщий дом»; VДД Д одно поколе- ние; V.Д, Д среда, характерная для близнецов.
Существуют модели, которые описывают влияние лиц старшего поколения на ребенка (как родителей, так и всех других членов семьи), содержание этих мо- делей подробно изложено в соответствующей литературе [2].
Сегодня предложены весьма трудоемкие исследовательские планы выявле- ния относительного влияния среды и наследственности на изменчивость призна- ка. Наиболее точную, но трудоемкую и громоздкую схему предложил Кэттелл
[З]. Метод анализа множественной абстрактной дисперсии (MAVA) требует об- следования 8 типов семей (до 2500 пар детей), а именно: 1) монозиготные (МЗ) близнецы, воспитанные вместе; 2) МЗ близнецы, воспитанные отдельно; 3) сибсы, воспитанные вместе; 4) сибсы, воспитанные отдельно; 5) полусибсы, воспитанные вместе; 6) полусибсы, воспитанные отдельно; 7) родные дети, воспитанные в одной семье; 8) неродные дети, воспитанные отдельно.
Позже Иве [4] показал, что для большинства психологических исследований достаточно одного из двух наборов семей: 1) МЗ близнецы, воспитанные вместе;
МЗ близнецы, воспитанные отдельно, и сибсы, воспитанные отдельно или 2) МЗ близнецы, воспитанные вместе; сибсы, воспитанные вместе, и сибсы, воспитанные в разных семьях.
Несомненно, интеллект оказался наиболее привлекательным предметом ис- следований для психологов. Но, как замечает М. С. Егорова: лБольшинство ме- тодов психогенетики позволяет получить данные, по которым можно судить не о наследуемости изучаемой характеристики, а о роли наследственности в фор- мировании ее межиндивидуальных различий» [5].
Со времени разработки метода, позволяющего различать монозиготных и дизиготных близнецов, исследования вклада генотипа в изменчивость общего интеллекта проводились очень интенсивно. В большинстве исследований выяв- лены высокие положительные корреляции между уровнем интеллекта монози- готных близнецов (0,62 < г < 0,92). Однако исследования, проведенные на близ- нецах, живущих вместе, подвергались объективной критике, так как высокие кор- реляции могли быть обусловлены совместным влиянием ряда средовых причин, как-то: время, проводимое близнецами вместе, стремление близнецов к сходству и различию, распределение ролей в паре и т. д. Поэтому большой интерес пред- ставляет изучение разлученных близнецов и приемных детей.
В известном психогенетическом исследовании, проведенном Дж. Шилдсом, участвовали 34 пары МЗ близнецов, выросших вместе, 38 пар разлученных МЗ близнецов и 7 пар ДЗ близнецов. Причем многие из них (21 пара) были разлу- чены сразу после рождения, а остальные Д в период от нескольких месяцев до 9 лет со дня рождения.
Коэффициент внутренней корреляции по интеллектуальным тестам для раз- лученных МЗ близнецов оказался равным 0,77, для МЗ близнецов, выросших вместе, Д 0,76 и для дизиготных близнецов Д 0,51.
В исследовании Г.Ньюмена (1937) [6] были получены столь же высокие корреляции: для монозиготных разлученных близнецов 0,51 < г < 0,73 по раз- личным интеллектуальным тестам. Н. Дэниел выявил высокие внутрипарные корреляции при обследовании с помощью теста Векслера (WAIS) 12 пар взрос- лых близнецов в возрасте от 22 до 77 лет и разлученных с рождения до 5 лет.
Вербальный интеллект: 0,78. Невербальный интеллект: 0,49. Общий интеллект: 0,62.
Все эти исследования подвергались в разное время критике за отсутствие контроля влияния экспериментатора на результаты тестирования, нерепре- зентативность выборок, искусственное завышение сходства близнецов по лич- ностным характеристикам из-за особенностей процедуры отбора испытуемых и т. д.
В дальнейших исследованиях психогенетики пытались увеличить объем вы- борок, контролировать их репрезентативность, унифицировать условия проведе- ния тестирования.
Приведем результаты наиболее известных психогенетических исследований, проведенных в 70-80-е годы. Наиболее часто упоминаются исследования Дж. Ло- элина и Р. Николса [7]. Авторы применили Национальный тест качества знаний (NMSQT), отобрав около 1500 пар однополых близнецов из 600 тысяч школь- ников 17 лет. Причем средний уровень интеллекта близнецов не отличался от Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|