Психология общих способностей



11 страница


профессией или их группой. лСистема профессиональных способностей» (ОАР)  

разработана для нескольких десятков профессий.  

 

Тестирование по GATB в США прошли десятки тысяч испытуемых. На  

сегодняшний день он является самым распространенным тестом общих способ-  

ностей.  

 

Батарея относится к тестам структуры интеллекта, но тестирует также пер-  

цептивные и сенсомоторные способности.  

 

Приведем список факторов и субтестов.  

 

1. G Д общие способности к обучению. Балл получается на основе сложе-  

ния показателей 3 тестов: вербального, числового и теста на восприятие  

трехмерного пространства.  

 

2. V Д вербальные способности. Измеряются тестом на выделение из груп-  

пы слов, которые имеют сходное или противоположное значение.  

 

3. N Д числовые способности. Тестируются двумя тестами: лАрифметиче-  

ские задачи» (50 задач) и лАрифметические упражнения» (50 простых  

заданий с одним действием).  

 

4. S Д пространственные способности. Тестируются заданиями на восприя-  

тие форм: испытуемому дается чертеж с разверткой объемной фигуры, он  

должен отобрать изображение, соответствующее развертке.  

 

5. Р Д восприятие формы. Измеряется двумя тестами. В первом тесте пред-  

лагается два набора фигур на двух частях листа. Фигуры одинаковы, отли-  

чаются лишь расположением и разворотом. Нужно найти идентичные  

фигуры. Во втором тесте требуется установить, какое из четырех изобра-  

жений соответствует образцу.  

 

6. Q Д мысленное восприятие слов (лскорость восприятия клерка»). Испы-  

туемый должен выявить идентичность написания слов в парах (150 пар).  

 

7. К Д двигательная координация. Испытуемый должен по образцу как мож-  

но быстрее нарисовать линии в квадратиках.  

 

8. F Д пальцевая моторика. Измеряется двумя тестами лпсихомоторной лов-  

кости». В первом тесте испытуемый должен, действуя обеими руками, вы-  

нимать стержни из отверстий верхней части доски и вставлять в отвер-  

 

 

 

 

 

 

 

стия нижней части доски. Тест повторяется трижды. Во втором тесте  

испытуемый одной рукой вынимает стержень и, поворачивая его, вставляет  

другим концом в то же отверстие. Тест повторяют три раза.  

9. М Д ручная моторика. Измеряется двумя тестами на пальцевую подвиж-  

ность. Даются доски со 100 отверстиями (50 в каждой половине).  

В верхней части доски вставлены металлические заклепки. На доске есть  

стержень с набором шайб. В первом тесте испытуемый должен взять  

заклепку, надеть шайбу и вставить их в нижнюю часть доски. Во втором  

тесте он должен вернуть заклепки и шайбы в исходное положение.  

 

Нетрудно заметить, что 8 субтестов в батарее являются бланковыми, а четы-  

ре требуют специального оборудования.  

 

Все субтесты являются высокоскоростными. При обработке результатов  

лсырые» оценки переводятся в стандартные, и затем анализируется их профиль.  

Тест GATB применяется более чем в 30 странах.  

 

В ФРГ на основе GATB создан немецкоязычный аналог Д тестовая батарея  

BET (Berufteignungstest). Так же как и GATB, он состоит из 12 субтестов и  

диагностирует 9 факторов.  

 

В нашей стране BET адаптирован сотрудниками ЛГУ В. К. Гайдой, О. С. Дей-  

некой, Н.Н.Ивановой и Е.С.Алешиной [17]. Были пересмотрены вербальные  

субтесты, осуществлен анализ трудности и дискриминантной способности за-  

дач. Валидизация и рестандартизация проводилась на группе старшеклассни-  

ков (120 человек). Факторная структура теста оказалась аналогична данным  

Г. Шмале и Г. Шмидке (ФРГ).  

 

Интеллектуальные субтесты батареи достаточно надежны (0,73-0,98).  

 

Разработчики теста проверили его (Тест общих профессиональных способ-  

ностей Д ТОПС) на внешнюю лтекущую» валидность и экспертную валидность  

(по интеллектуальным субтестам: 0,68-0,93).  

 

Тест ТОПС широко используется в профессиональной ориентации и иссле-  

довательской работе.  

 

В частности, автор этой книги применял ТОПС (интеллектуальные субтес-  

ты) при изучении связи между успешностью выполнения интеллектуальных те-  

стов и текущей школьной успеваемостью (оценками) по отдельным учебным  

предметам. Оказалось, что текущие оценки успеваемости независимы от оценок  

по интеллектуальным субтестам BET. Более того, оценки успеваемости по раз-  

ным предметам теснее связаны друг с другом, нежели субтесты BET. Исключе-  

ние составили данные по 9-му классу. Очевидно при переходе от 8-го к 9-му  

классу (исследование 1988 года) уровень сложности программ повышается, и  

успешность обучения в большей мере начинает зависеть от способностей, чем  

от других факторов (дисциплинированность, мотивация и пр.)  

 

Подведем итоги. Большинство тестов интеллекта, созданных на основе иерар-  

хических или структурных моделей, явно или неявно диагностируют общий ин-  

теллект (G Д фактор по Спирмену) и основные групповые факторы, а именно:  

 

пространственный, числовой и вербальный. Диагностические исследования пока-  

зывают, что так называемый лневербальный интеллект» является комплексным  

образованием, развитие которого определяется преимущественно опытом испы-  

туемого по взаимодействию с окружением, а общий и вербальный интеллекты в  

большей мере зависят от наследственных и биологических факторов (например,  

травматизации при родах). Подтверждение этого вывода мы найдем в главе,  

посвященной развитию интеллекта.  

 

 

 

 

 

Глава 4  

 

Развитие  

интеллекта  

 

ПСИХОГЕНЕТИКА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ  

 

Перед изложением результатов психогенетических исследований следует  

дать несколько пояснений, касающихся основных положений психогенетики, от-  

носительно новой для российской психологии специализации. Более подробное  

изложение аналогичного материала содержится в обзоре Б.И.Кочубея [I].  

 

Сначала дадим некоторые определения. Психогенетика изучает влияние ге-  

нотипа и среды на фенотипическую изменчивость поведения. Как правило, ос-  

новным способом психогенетического исследования является определение  

внутрипарного сходства поведенческих признаков монозиготных и дизиготных  

близнецов, а также родителей и детей (как родных, так и приемных). Монозигот-  

ными (МЗ) называются близнецы, содержащие идентичный набор генов. У дизи-  

готных (ДЗ) близнецов только половина генов одинакова. Аналогичный генети-  

ческий набор имеют сиблинги (родные братья и сестры). В психологических  

исследованиях анализируются вариации (дисперсии) признаков в родственных  

парах и между ними до 3-й степени (1-я степень: родителиДдети, дизиготные и  

монозиготные близнецы, сибсы; 2-я степень: дедушки (бабушки)Двнуки, дядя  

(тетя)Дплемянники; 3-я степень: кузены и другие родственники).  

 

Популяцией называется совокупность индивидов, населяющих определенную  

территорию и вступающих в браки между собой чаще, чем с другими предста-  

вителями вида. Любой параметр, по которому представители популяции отлича-  

ются друг от друга, называется признаком. Конкретное значение признака у ин-  

дивида называется фенотипом. Различие между индивидами популяции измеря-  

ется фенотипической дисперсией. Общая дисперсия (Vp) признака складывается  

из дисперсий, определяемых генотипом (G) и средой (Е).  

 

Применяется ряд моделей, представляющих отношения вкладов среды и гено-  

типа в фенотип. Наиболее распространенными являются однофакторная, двухфак-  

торная ортогональная и двухфакторная неортогональная модели.  

 

Однофакторная модель предполагает, что отклонение индивидуального фено-  

типа от генотипического значения определяется средовым влиянием (средовое  

отклонение). Генотипическое значение признака отождествляется со средним  

фенотипическим значением, а средовое влияние Д с дисперией. Корреляция их  

равна нулю.  

 

В двухфакторной ортогональной модели эффект среды рассматривается в  

качестве самостоятельного фактора, а не в качестве отклонения от среднего  

фенотипического значения признака, определяемого генотипом.  

 

В результате учитывается не только генетическая (VД) и средовая (Vp) со-  

ставляющие, а и составляющая, зависящая от взаимодействия генотипа и среды  

(VEG). Эта составляющая равна нулю только при аддитивности генотипа и сре-  

ды. Учет взаимодействия генотипа и среды основан на предположении, что изме-  

нение одной характеристики среды может приводить к разным фенотипным  

эффектам при различных генотипах.  

 

Наконец, двухфакторная неортогональная модель используется наиболее ча-  

сто. В ней учитывается не только эффект взаимодействия генотипа и среды, но и  

взаимосвязь генетической и средовой составляющих. Этот компонент отражает  

неравномерность распределения индивидов с различными генотипами по раз-  

личным средам. Соответственно при равномерном распределении популяцион-  

ных генотипов по средам ковариация Cov(GE) равна нулю.  

 

Основное уравнение модели выглядит следующим образом:  

 

Vp = Уд + V, + V + 2Cov(GE),  

 

где Vp Д общая дисперсия признака; Vg Д дисперсия, обусловленная генотипом;  

 

Vg Д дисперсия, обусловленная средой; VgQ Д дисперсия, обусловленная взаимо-  

действием генотипа и среды; Cov (GE) Д генотип-средовая ковариация.  

 

Причин неравномерного распределения генотипов по типам среды может  

быть несколько:  

 

1) активный поиск индивидами благоприятной среды;  

 

2) реакция среды (родителей, воспитателей, группы и т.д.) на индивидуаль-  

ные особенности ребенка;  

 

3) создание родителями, обладающими определенным генотипом, среды, бла-  

гоприятствующей проявлению данного генотипа у детей, или наоборот Д  

создание условий, препятствующих развитию соответствующих призна-  

ков у детей.  

 

Наличие ковариации генотипДсреда затрудняет анализ данных, поэтому ча-  

сто при сравнении МЗ и ДЗ близнецов полагают, что ковариация генотипДсреда  

равна нулю.  

 

 

 

 

 

Прежде чем ввести основное понятие психогенетики Д коэффициент наследуе-  

моеЩ Д рассмотрим разложение генетической составляющей общей дисперсии.  

Обычно показатель генетической дисперсии вычисляется по формуле:  

 

Vo = Уд + V,.  

 

где Уд Д дисперсия аддитивных значений, Vp Д дисперсия, обусловленная доми-  

нированием гена и проявляющаяся в отклонении значений фенотипа от его  

средних оценок.  

 

Если гены, обусловливающие признак, взаимодействуют аддитивно, то генети-  

ческое значение признака равно линейной функции лплюс-генов» (увеличиваю-  

щих значение признака). Но гены могут взаимодействовать и неаддитивно. И в  

этих случаях говорят о доминировании одного гена над другим (полном доми-  

нировании или сверхдоминировании).  

 

Коэффициентом генетической детерминации признака называется доля гене-  

тической вариативности в общей вариативности признака в популяции:  

 

G = V, / V,  

 

Коэффициентом наследуемости является отношение аддитивной генетиче-  

ской дисперсии к общей дисперсии (доля дисперсии, передаваемая от поколения  

к поколению):  

 

G = Уд / V,  

 

Иногда необходимо сравнивать эффект эпистатического взаимодействия меж-  

ду неаллельными генами, но обычно этот компонент в психогенетике опускается  

вследствие того, что по мере увеличения сложности взаимодействия между неал-  

лельными генами этот коэффициент значительно уменьшается.  

 

Существует и ряд других факторов, влияющих на генетическую дисперсию  

признака .(эффект близкородственных браков Д имбридинг, эффект браков по  

сходству или противоположности индивидуальных черт Д ассортативность), но  

их учет осуществляется лишь в некоторых узконаправленных исследованиях.  

 

Что касается средовых факторов, обусловливающих средовую составляющую  

дисперсии, то они разделяются на внутрисемейные и межсемейные. Поэтому и сре-  

довая дисперсия признака делится на внутрисемейную (В,) и межсемейную (VД)  

компоненты. Кроме того, выделяют случайную компоненту (VД), причиной ее яв-  

ляются ошибки измерения, внутрииндивидуальная вариативность признака и пр.  

 

Внутри компоненты Vg выделяют: VДД Д лобщий дом»; VДД Д одно поколе-  

ние; V.Д, Д среда, характерная для близнецов.  

 

Существуют модели, которые описывают влияние лиц старшего поколения на  

ребенка (как родителей, так и всех других членов семьи), содержание этих мо-  

делей подробно изложено в соответствующей литературе [2].  

 

Сегодня предложены весьма трудоемкие исследовательские планы выявле-  

ния относительного влияния среды и наследственности на изменчивость призна-  

ка. Наиболее точную, но трудоемкую и громоздкую схему предложил Кэттелл  

 

[З]. Метод анализа множественной абстрактной дисперсии (MAVA) требует об-  

следования 8 типов семей (до 2500 пар детей), а именно: 1) монозиготные (МЗ)  

близнецы, воспитанные вместе; 2) МЗ близнецы, воспитанные отдельно; 3) сибсы,  

воспитанные вместе; 4) сибсы, воспитанные отдельно; 5) полусибсы, воспитанные  

вместе; 6) полусибсы, воспитанные отдельно; 7) родные дети, воспитанные в  

одной семье; 8) неродные дети, воспитанные отдельно.  

 

Позже Иве [4] показал, что для большинства психологических исследований  

достаточно одного из двух наборов семей: 1) МЗ близнецы, воспитанные вместе;  

 

МЗ близнецы, воспитанные отдельно, и сибсы, воспитанные отдельно или 2) МЗ  

близнецы, воспитанные вместе; сибсы, воспитанные вместе, и сибсы, воспитанные  

в разных семьях.  

 

Несомненно, интеллект оказался наиболее привлекательным предметом ис-  

следований для психологов. Но, как замечает М. С. Егорова: лБольшинство ме-  

тодов психогенетики позволяет получить данные, по которым можно судить не  

о наследуемости изучаемой характеристики, а о роли наследственности в фор-  

мировании ее межиндивидуальных различий» [5].  

 

Со времени разработки метода, позволяющего различать монозиготных и  

дизиготных близнецов, исследования вклада генотипа в изменчивость общего  

интеллекта проводились очень интенсивно. В большинстве исследований выяв-  

лены высокие положительные корреляции между уровнем интеллекта монози-  

готных близнецов (0,62 < г < 0,92). Однако исследования, проведенные на близ-  

нецах, живущих вместе, подвергались объективной критике, так как высокие кор-  

реляции могли быть обусловлены совместным влиянием ряда средовых причин,  

как-то: время, проводимое близнецами вместе, стремление близнецов к сходству  

и различию, распределение ролей в паре и т. д. Поэтому большой интерес пред-  

ставляет изучение разлученных близнецов и приемных детей.  

 

В известном психогенетическом исследовании, проведенном Дж. Шилдсом,  

участвовали 34 пары МЗ близнецов, выросших вместе, 38 пар разлученных МЗ  

близнецов и 7 пар ДЗ близнецов. Причем многие из них (21 пара) были разлу-  

чены сразу после рождения, а остальные Д в период от нескольких месяцев до  

9 лет со дня рождения.  

 

Коэффициент внутренней корреляции по интеллектуальным тестам для раз-  

лученных МЗ близнецов оказался равным 0,77, для МЗ близнецов, выросших  

вместе, Д 0,76 и для дизиготных близнецов Д 0,51.  

 

В исследовании Г.Ньюмена (1937) [6] были получены столь же высокие  

корреляции: для монозиготных разлученных близнецов 0,51 < г < 0,73 по раз-  

личным интеллектуальным тестам. Н. Дэниел выявил высокие внутрипарные  

корреляции при обследовании с помощью теста Векслера (WAIS) 12 пар взрос-  

лых близнецов в возрасте от 22 до 77 лет и разлученных с рождения до 5 лет.  

 

Вербальный интеллект: 0,78.  

Невербальный интеллект: 0,49.  

Общий интеллект: 0,62.  

 

 

 

Все эти исследования подвергались в разное время критике за отсутствие  

контроля влияния экспериментатора на результаты тестирования, нерепре-  

зентативность выборок, искусственное завышение сходства близнецов по лич-  

ностным характеристикам из-за особенностей процедуры отбора испытуемых  

и т. д.  

 

В дальнейших исследованиях психогенетики пытались увеличить объем вы-  

борок, контролировать их репрезентативность, унифицировать условия проведе-  

ния тестирования.  

 

Приведем результаты наиболее известных психогенетических исследований,  

проведенных в 70-80-е годы. Наиболее часто упоминаются исследования Дж. Ло-  

элина и Р. Николса [7]. Авторы применили Национальный тест качества знаний  

(NMSQT), отобрав около 1500 пар однополых близнецов из 600 тысяч школь-  

ников 17 лет. Причем средний уровень интеллекта близнецов не отличался от




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 739
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Психология общих способностей » 7 страница
  • Психология общих способностей » 15 страница
  • Психология общих способностей » 14 страница
  • Психология общих способностей » 13 страница
  • Психология общих способностей » 12 страница
  • Психология общих способностей » 10 страница
  • Психология общих способностей » 9 страница
  • Психология общих способностей » 8 страница
  • Психология общих способностей » 16 страница
  • Психология общих способностей » 6 страница
  • Психология общих способностей » 5 страница
  • Психология общих способностей » 4 страница
  • Психология общих способностей » 3 страница
  • Психология общих способностей » 2 страница
  • Психология общих способностей » 1 страница
  • Психология общих способностей » 33 страница
  • Психология общих способностей » 24 страница
  • Психология общих способностей » 32 страница
  • Психология общих способностей » 31 страница
  • Психология общих способностей » 30 страница
  • Психология общих способностей » 29 страница
  • Психология общих способностей » 28 страница
  • Психология общих способностей » 27 страница
  • Психология общих способностей » 26 страница
  • Психология общих способностей » 25 страница
  • Психология общих способностей » 40 страница
  • Психология общих способностей » 23 страница
  • Психология общих способностей » 22 страница
  • Психология общих способностей » 21 страница
  • Психология общих способностей » 20 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь