|
Психология общих способностейлена еще в работах Гальтона. Напомним, что лтесты скорости» содержат лпро- стые задачи», а лтесты уровня» Д сложные задания, которые не может решить средний испытуемый за ограниченное время. Айзенк сводит факторы сложности и скорости воедино на основании того, что корреляция результатов простых тестов с ограничением времени решения и таких же тестов без ограничения времени близка к единице.
Опираясь на результаты своих исследований, Айзенк высказывает мнение о существовании трех основных параметров, характеризующих 10, среди кото- рых: скорость, настойчивость (число попыток решить трудную задачу) и число ошибок. В качестве единицы измерения интеллекта он предлагает использовать логарифм от времени, затрачиваемого испытуемым на выполнение заданий уров- ня трудности, при котором решаются все задачи теста.
Основным параметром, который Айзенк предлагает рассматривать как инди- катор уровня интеллекта, становится индивидуальная скорость переработки ин- формации.
Какие аргументы использует Айзенк для подтверждения своей точки зре- ния?
Во-первых, это результаты экспериментов Е. Рот, в которых выявлена зави- симость времени реакции от количества информации для испытуемых с разным
10: угол наклона прямых меньше для испытуемых с низким 10. Во-вторых, это результаты исследовании Эрлангенской школы, в первую очередь работы А. Йен- сена. Коэффициенты корреляции времени реакции выбора и 10 (тест Векслера или Равена) варьируют в пределах от -0,30 до -0,90. Для простой сенсомотор- ной реакции корреляция была невелика (-0,20). Чем больше единиц информа- ции перерабатывал испытуемый, тем выше была положительная корреляция 10 и времени реакции. Время реакции складывается из лвремени решения» и лвре- мени движения». При этом корреляция времени движения с 10 имеет обратный характер.
Наконец, факторные исследования Р. Л. Торндайка показали, что время реак- ции выбора имеет наибольшую нагрузку фактора О (0,58), уступая в этом отно- шении пространственному интеллекту (0,60).
Любое усложнение задания приводит к росту зависимости результатов его выполнения от 10.
Итак, Айзенк считает наиболее приемлемым показателем измерения интел- лекта время реакции выбора из множества альтернатив. Как видно, ему не удает- ся выйти из измерений лскоростьДтрудность». И уровень интеллекта характе- ризуется не просто скоростью мыслительных процессов, а и способностью рабо- тать с множеством альтернатив.
Но какова связь между этими двумя элементарными параметрами интеллек- та? Аргументы Айзенка в большей мере свидетельствуют о том, что фактор, обеспечивающий переработку сложной информации, детерминирует индивиду- альную продуктивность. Этот параметр я предпочитаю называть линдивидуаль- ный когнитивный ресурс».
Попытку разрешить дилемму лсложности» и лскорости» предпринял в 1984 году Л. Т. Ямпольский [8]. Он предположил, что скорость решения заданий теста, а также число решенных заданий зависят от их сложности.
Л. Т. Ямпольский разработал тест для анализа логико-комбинаторного мыш- ления на определение степени семейного родства. Тест состоял из двух субтес- тов, задания которых отличались.
В начале тестирования проводилась разминка на обобщение родственных отношений (лматьДсын», лдядяДплемянник»), после которой шла основная се- рия. Причем при проведении первого субтеста (5 мин) через каждые 30 мин фиксировалось число решенных задач, а при проведении второго Д время реше- ния каждого умозаключения.
Л. Т. Ямпольский провел факторизацию 15 линейно-независимых парамет- ров, характеризующих продуктивность испытуемого при выполнении теста.
В результате факторизации ему удалось выявить следующие факторы: 1) фак- тор времени решения, 2) фактор правильности решения простых задач, 3) фактор правильности решения сложных задач.
Корреляция факторов показала, что факторы не являются линейно-незави- симыми, а связаны друг с другом.
Ямпольский предложил модель интеллекта вида:
I. = Р. х РГ
где I Д уровень сложности;
I. Д успешность решения задачи г-го уровня трудности;
Р. Д правильность решения задач 1-й трудности;
Р, Д идеомоторная скорость.
Главный результат этого исследования состоит в том, что выявился не один фактор лсложности», а два Д по числу уровней сложности тестовых задач.
Подведем предварительный итог результатам исследований представителей монометрического подхода. Выявлено наличие по крайней мере двух факторов, определяющих успешность выполнения теста независимо от содержания теста:
фактор лскоростного интеллекта» и фактор лкогнитивной сложности» (или пре- дельных когнитивных возможностей). Причем последний, возможно, делится на ряд подфакторов, соответствующих определенным, объективно существующим уровням сложности задач.
КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТА
Когнитивные модели интеллекта имеют косвенное отношение к психологии способностей, так как их авторы подразумевают под термином линтеллект» не свойство психики, а некую систему познавательных процессов, обеспечивающих решение задач. Очень редко исследователи когнитивной ориентации выходят на проблемы индивидуальных различий и прибегают к данным измерительной пси- хологии.
Индивидуальные различия в успешности выполнения задач психологи выво- дят из особенностей индивидуальной структуры, обеспечивающей процесс перера- ботки информации. Факторно-аналитические данные, как правило, используются для верификации когнитивных моделей. Тем самым они служат как бы промежу- точным звеном, связывающим факторно-аналитические концепции с общепсихо- логическими.
МОДЕЛЬ Р. СТЕРНБЕРГА
Наибольшую известность в конце 80-хДначале 90-х годов получила кон- цепция интеллекта Роберта Стернберга. Р. Стернберг чрезвычайно плодовитый и деятельный автор, на его счету более 600 публикаций. В 1972 году он закончил с отличием Йельский университет, а затем Д аспирантуру в Стэнфордском университете. Сейчас он работает профессором психологии в Йеле.
Так называемая лиерархическая модель интеллекта» должна была объяснить отношения между: интеллектом и ментальными процессами, регулирующими поведение; интеллектом и личным опытом индивида; интеллектом и адаптив- ным поведением. Интеллект обеспечивает переработку информации. Модель Стернберга относится к числу скорее общепсихологических, нежели дифферен- циально-психологических концепций. Ученый объясняет различия в интеллек- туальной продуктивности различиями когнитивных структур индивидов.
Стернберг выделяет три типа компонентов интеллекта, отвечающих за пере- работку информации:
I. Метакомпоненты Д процессы управления, которые регулируют конкрет- ные процессы переработки информации. К их числу относятся: 1) призна- ние существования проблемы; 2) осознание проблемы и отбор процессов, пригодных для ее решения; 3) выбор стратегии; 4) выбор ментальной репрезентации; 5) распределение лумственных ресурсов»; 6) контроль за ходом решения проблем; 7) оценка эффективности решения.
II. Исполнительные компоненты Д процессы более низкого уровня иерар- хии. В частности, в так называемый процесс линдуктивного мышления» (успешность его определяется фактором О) входят, по мнению Стернбер- га, кодирование, выявление отношений, приведение в соответствие, приме- нение сравнения,обоснование,ответ.
У. Найсер, критикуя позицию Стернберга, утверждает, что количество ис- полнительских компонент может быть бесконечным, а их особенности определяются особенностями задач. По крайней мере, эта часть концепции Стернберга наименее детализирована и обоснована.
III. Компоненты приобретения знаний необходимы для того, чтобы субъект научился делать то, что делают метакомпоненты и исполнительные компо- ненты. Стернберг относит к их числу: 1) избирательное кодирование;
2) избирательное комбинирование; 3) избирательное сравнение.
Главное для человека в ходе познания Д отделить релевантную информа- цию от нерелевантной, сформировать из отобранной информации непротиворе- чивое целое.
В ходе решения задачи компоненты работают согласованно: метакомпо- . ненты регулируют функционирование исполнительных компонент и лпознава- тельных», а те в свою очередь обеспечивают обратную связь для метакомпо- нент.
Наиболее детально и обоснованно в концепции Р. Стернберга описан уро- вень метакомпонент. Он полагает, что основная трудность при решении задач состоит не в самом решении, а в правильном понимании сути задачи. Так, дети- олигофрены отличаются от нормальных детей тем, что нуждаются в полном и ясном объяснении условия задачи и путей ее решения. Таким образом, интел- лект есть способность учиться и решать задачи в условиях неполного объяс- нения.
Стернберг приводит аргументы и относительно важности выбора стратегий, но в целом они сводятся к объяснению предпочтений при решении разных задач меньшей нагрузки на кратковременную память. Причем в его аргументации фи- гурируют всего три типа стратегий: аналитическая, пространственно-синтетиче- ская и вербальная [20], что тождественно групповым факторам интеллекта.
Но главным в исследовании Р. Стернберга является изучение роли менталь- ных репрезентаций информации при решении задач. Стернберг выявил, например, что в задачах на аналогии с использованием названий животных разные испы- туемые используют либо кластерные, либо пространственные репрезентации. При решении линейных силлогизмов испытуемые также могут использовать вербальную или пространственную репрезентацию. Х
Очевидно, что вид предпочитаемой репрезентации знаний зависит не от со- держания задачи, а от индивидуальной структуры основных факторов интеллек- та, но, как я уже отмечал, Стернберга не очень интересуют индивидуальные раз-
личия. Весьма интересным, на мой взгляд, фактом, установленным Р. Стернбер- гом в результате экспериментов, является следующий: испытуемые, решающие задачи наиболее успешно, тратят относительно больше времени на планирование, выбор стратегии и кодирование условий задачи и очень мало Д на ее исполнение (операции с информацией). Неясно, однако, тратят ли они больше времени на планирование и репрезентацию по сравнению со лсредним испытуемым» либо по сравнению с собственным исполнительским этапом. Главным фактором, который всплывает в аргументации Стернберга, является фактор внимания. Он постоянно подчеркивает важность распределения ресурсов внимания относи- тельно важных и неважных этапов задачи, а также значения контроля над про- цессом решения. Например, дети ошибаются при счете предметов чаще всего потому, что считают некоторые предметы дважды, что Стернберг объясняет по- терей контроля над решением задачи.
Разумеется, внимание выступает как бы опосредующим звеном между бло- ком регуляции и планирования поведения (по А. Р. Лурия) и блоком когнитив- ным. Поясним это отношение простой схемой:
МОТИВАЦИЯ и РЕГУЛЯЦИЯ
Рис. 11. Отношения между мотивацией, вниманием и интеллектом
Поскольку Стернберг сосредоточивает свой исследовательский интерес на факторах лвнешних» по отношению к интеллекту, то на первый план у него неизбежно выходят избирательность, ресурс внимания, контроль и т. д. А соб- ственно интеллект теряется в лисполнительных компонентах» и лстратегиях».
Интеллект, по Стернбергу, лучше измерять в тех областях, где задачи явля- ются для индивида относительно новыми, а когнитивные навыки находятся в стадии автоматизации. Совершенно новые задачи будут непоняты, а хорошо известные решаются на уровне автоматизмов и не требуют интеллектуальных усилий.
Стернберг, исследуя обычных и интеллектуально одаренных детей, выявил, что способность к индивидуальному инсайту присуща именно одаренным, вме- сте с тем подсказки улучшают процесс решения задач обычными детьми, но мало влияют на продуктивность работы одаренных детей. Из этого следует, по Стернбергу, что одаренные дети более способны проявляться с новыми зада- чами и, добавим, делать это совершенно самостоятельно. С успешностью реше- ния новых задач коррелирует и способность к автоматизации интеллектуаль- ных навыков.
Стернберг считает, что его данные хорошо согласуются с концепцией Кэт- телла и данными факторно-аналитических исследований.
К сфере взаимодействия интеллекта с окружающим миром относятся такие проявления, как практический и социальный интеллект. По мнению Стернберга, интеллект служит целям обеспечения отношений индивида с внешней средой. Он выделяет три типа таких отношений: адаптацию, внутренний выбор и конст- руирование. В адаптивной функции интеллекта Стернберг видит причину крите- риальных различий в его структуре. В частности, высокая ценность времени, признанная западной культурой, объясняет, с его точки зрения, почему тесты интеллекта включают лимит времени и выявляют временные параметры. Мед- ленные и осторожные испытуемые остаются в проигрыше. Но не все культуры характеризуются таким бережным отношением ко времени. Например, в лати- ноамериканской культуре давление времени воспринимается, по мнению Стерн- берга, с меньшей серьезностью.
Такие типы отношений индивида со средой, как внутренний выбор и констру- ирование (формирование), скорее декларируются, чем объясняются в концепции Стернберга. На консервативного исследователя концепция Стернберга произво- дит впечатление незаконченной стройки в центре старого города: общий план реконструкции есть, но уж слишком он плохо привязан к местности; фундамен- ты новых сооружений (факты и закономерности) стоят, но стен еще нет; в строительстве используются части зданий, построенных другими архитекторами (без указания авторства) и т. д.
Концепции Айзенка и Стернберга противоположны по направленности. Айзенк Д последовательный лмонист», сторонник простых моделей. Стернберг Д сторонник многообразия и сложности. Айзенк сторонник лскоростного» факто- ра. Все эксперименты Стернберга и его аргументация направлены на отрицание роли скорости переработки информации для продуктивности интеллектуального процесса. Айзенк последовательно проводит линию лпсихофизиологической ре- дукции». Стернберг обращается к обыденному объяснению, экологическим и культурным обоснованиям.
Можно оценить теорию Стернберга как проявление лпостмодернизма» в ис- следованиях психометрического интеллекта.
Следует остановиться и на других исследованиях Стернберга, посвященных проблемам интеллекта. В 1981 году он предложил 150 экспертам-психологам и 500 неспециалистам перечислить свойства человека, а также виды человеческой деятельности, в которых проявляются линтеллект», лотсутствие интеллекта», лшкальный интеллект», линтеллект в повседневной жизни». Затем испытуемые оценивали по 7-балльной шкале, насколько эти особенности присущи лидеально умному человеку». Данные были обработаны с помощью корреляционного и факторного анализов.
В группе неспециалистов выделились три фактора: 1) способность к реше- нию проблем практического характера; 2) лвербальные способности»; 3) лсоци- альная компетентность». В корреляционной матрице, полученной на основе дан- ных экспертов, можно выделить три фактора: 1) лвербальные способности»;
2) способность к решению задач; 3) практический интеллект.
Глава 2
Одно из наиболее известных исследований Стернберга посвящено взаимоотно- шениям интеллекта, мудрости и креативности (общей творческой способности). С точки зрения Стернберга, эти понятия являются лпрототипическими», основны- ми для характеристики ума человека. Была проведена следующая исследователь- ская процедура: 200 профессорам разных дисциплин (истории искусства, фило- софии, физики, экономики) были посланы анкеты с просьбой описать эти поня- тия. Полученный список из 100 характеристик был вновь разослан 200 про- фессорам и студентам курса, который вел сам Стернберг. Все эксперты долж- Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|