|
Психология общих способностейляются уровнем образования испытуемых. Я же считаю, что связь иная: по- скольку успешность выполнения этих субтестов в наибольшей степени корре- лирует с общим IQ, а также в наибольшей степени определяется генетически (см. раздел лПсихогенетика общих способностей»), то скорее всего скорость накопления вербальных знаний определяет успешность и уровень образования.
Особняком стоит субтест лСходство». Результаты его выполнения говорят о способности к логическому мышлению, обобщению и абстрагированию. Оцен- ки по тесту ухудшаются при старении. Вероятно, успешность его выполнения в большей мере детерминирована лтекучим» интеллектом по Кэттеллу, нежели успешность выполнения других субтестов вербальной шкалы.
Субтест лАрифметический» диагностирует не только успешность решения вычислительных задач, но и произвольную концентрацию внимания. Результаты его выполнения зависят от профессии и уровня образования и мало изменяются при старении.
Субтест лПовторение цифр» наиболее слабо коррелирует с общим интел- лектом и направлен на определение объема кратковременной памяти и уровня активного внимания. Включение этого субтеста в шкалу Векслер обосновывал его диагностической ценностью: неспособность воспроизвести 4 цифры в пря- мом порядке свидетельствует о слабоумии. Прямое воспроизведение при старе- нии ухудшается незначительно, обратное Д несколько значительней.
Наиболее устойчивы по отношению к воздействию различных факторов (интуиция, общее состояние испытуемого, болезнь и пр.) результаты теста лСло- варный запас», поэтому его часто используют в качестве лточки отсчета» при анализе профиля оценок по субтестам шкалы Д. Векслера.
Невербальная шкала, или лшкала действий», состоит из 5 субтестов.
7. Шифровка (или Цифровые символы): является вариантом теста на кодо- вые замены. Испытуемый должен написать под каждой цифрой (всего 100) соот- ветствующий символ за 1,5 минуты. На бланке приводится лключ»: под каждой из 9 цифр нарисован определенный символ. Диагностируется зрительно-моторная скорость. Оценка успешности определяется числом правильно зашифрованных цифр.
8. Недостающие детали (или Завершение картинок): состоит из 21 кар- точки, на которых изображены картинки с отсутствующей деталью, и диагности- рует зрительную наблюдательность, а также способность выявлять существен- ные признаки. Время решения одной задачи Д 20 с. Правильный ответ оценива- ется 1 баллом.
9. Конструирование блоков (Кубики Косса): 40 заданий. Включает набор карточек с красно-белыми чертежами и набор красно-белых кубиков. Испытуе- мый должен, глядя на образец, собрать изкубиков картинку. Диагностируются двигательная координация и визуальный синтез. Оценивается точность и время решения.
10. Последовательные картинки: 8 серий картинок. Каждая серия пред- ставляет сюжет. Картинки предъявляются в определенной неправильной после- довательности. Испытуемый должен их правильно расположить. Диагностиру- ются способности организации целого из частей, понимания ситуации, экстрапо- ляции. Оценка определяется правильностью и временем решения.
11. Сборка объекта (Складывание фигур}: 4 задания. Испытуемый должен собрать фигуру хорошо знакомого предмета из отдельных деталей (фигуры лче- ловек», лпрофиль», лрука», лслон»). Диагностируется способность к синтезу цело- го из деталей. Оценка зависит от времени и правильности сборки.
В целом невербальная шкала диагностирует не только знания, но и способ- ность индивида к моторно-перцептивному взаимодействию с объектами окружа- ющего мира, зависящую от опыта деятельности.
Первоначально Д. Векслер полагал, что невербальный интеллект больше зависит от психофизиологических задатков индивида, но данные близнецовых исследований опровергли эту гипотезу.
Наиболее комплексным (принадлежность его к этой части теста весьма условна) тестом невербальной шкалы является лШифровка», диагностирующая свойства внимания, восприятия, координации. Результаты его выполнения быст- ро ухудшаются после 40 лет.
Наиболее информативным субтестом невербальной шкалы многие авторы считают лКубики Косса». Аналогичен по содержанию и тест лСборка объек- тов».
Успешность выполнения этих трех тестов зависит от развития сенсомотор- ной координации, между тем как результаты по тестам лНедостающие детали» и лПоследовательные картинки» не зависят от развития моторики, а в большей мере определяются когнитивными способностями. По мнению Векслера, успеш- ность выполнения этих двух тестов определяется опытом восприятия окружа- ющей среды и приобщенностью к культуре.
Итог проведения теста во многом зависит от того, какие складываются отно- шения между психодиагностом и испытуемым.
Тестирование производится по адаптивному алгоритму. Первые задания большинства вербальных субтестов (а также лКубики Косса») предназначены для лиц, подозреваемых в умственной отсталости. В случае, если испытуемый, не
подозреваемый в умственной отсталости, не выполняет задания основной серии, то ему предъявляются первые задания.
Процесс интерпретации результатов выполнения части вербальных тестов не полностью алгоритмизирован и предполагает активное участие эксперимен- татора.
Обработка и интерпретация результатов может проходить на трех уровнях:
1) подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербального и невер- бального интеллектов, 2) анализ профиля оценок выполнения субтестов испыту- емыми на основе подсчета соответствующих коэффициентов, 3) качественная интерпретация индивидуального профиля с привлечением данных наблюдения за поведением испытуемого в ходе обследования и прочей диагностической ин- формации.
Стандартный вариант обработки заключается в подсчете первичных лсы- рых» оценок по каждому субтесту. Затем лсырые баллы» по соответствующим таблицам переводятся в стандартные и отображаются в виде профиля. лСы- рые» оценки отдельно по вербальной и невербальной части суммируют, а затем находят по таблицам соответствующие показатели общего, вербального и невер- бального IQ (см. табл. 7).
Таблица 7. Классификация IQ-показателеи по Векслеру
IQ-показательУровень интеллектуального развитияПроцент выявления (по выборке 1,7 тыс. лиц от 16 до 64 лет) 130 и вышеВесьма высокий интеллект2,2 120-129Высокий интеллект6,7 110-119лХорошая норма»16,1 90-109Средний уровень50,0 80-89Сниженная норма16,1 70-79Пограничный уровень6,7 69 и нижеУмственный дефект2,2
Дополнительным является индекс возрастного снижения интеллекта. Со- гласно данным Векслера, все субтесты его батареи делятся на две группы: основ- ные, успешность выполнения которых мало зависит от возраста, и субтесты, ре- зультаты выполнения которых ухудшаются с возрастом.
К первым он отнес: лСловарный», лОсведомленность», лСоставление фигур», лОбнаружение недостающих деталей», ко второй группе Д лВоспроизведениие цифр», лОбнаружение сходства», лШифровка» и лКубики Косса».
коэффициент возрастного снижения интеллекта (DQ) равен:
ТНР - ТПР
DQ=
-х 100%,
ТНР
где ТНР Д показатель по субтестам с неизменными результатами, ТПР Д пока- затели по тестам с переменными результатами.
При анализе профиля выполнения субтестов используется ряд дополни- тельных индексов.
Важнейшей характеристикой является показатель разброса баллов, полу- ченных испытуемыми за выполнение каждого субтеста:
Si Xi - X|
1 =
11
ЕХг
где Хг Д балл за выполнение отдельного субтеста, а Х =
11
Наиболее часто употребляется коэффициент словарного разброса: разница между шкальной оценкой данного субтеста и оценкой по субтесту лСловарный запас». Значение баллов по этому субтесту, как правило, всегда выше, чем по другим, поэтому за исключением редких случаев отклонение является величи- ной отрицательной.
Алгебраическая сумма этих отклонений называется лсложным словарным разбросом»: его величина также почти всегда отрицательная. Оценка по субте- сту лСловарный» наиболее показательна для общего интеллекта и относительно стабильна при нарушениях адаптации индивида к среде.
Реже используют индекс модифицированного среднего разброса Д разницу между оценкой любого вербального субтеста и оценкой всех остальных вербаль- ных субтестов (кроме субтестов лЧисловые ряды» и лАрифметический») или баллом любого невербального теста и средней оценкой всех остальных невер- бальных тестов. Эта оценка отражает связь достижений испытуемого в отдель- ном субтесте с центральной тенденцией его достижений в остальных субтестах.
Иногда используют показатель лсреднего разброса» Д разницу между оцен- кой по одному из субтестов и средней арифметической оценкой всех субтестов (кроме субтестов лАрифметический» и лЧисловые ряды»). Этот показатель от- ражает отношения отдельных достижений субъекта к центральной тенденции всех достижений. В медико-психологической практике вычисление этих показа- телей используется для уточнения диагноза. Например, считается, что значитель- ная величина отрицательного словарного разброса является показателем психо- за, в частности, преобладание отрицательного словарного разброса в невербаль- ной части Д показатель депрессии, а резкое снижение уровня выполнения вербальных тестов относительно балла по субтесту лСловарный» является при- знаком прогрессирующего шизофренического процесса и т. д.
При индивидуальном тестировании используются более тонкие интерпрета- ции диагностического профиля по тесту Векслера.
Оценки по шкале Векслера сопоставлялись с оценками, которые получают те же испытуемые по шкале СтэнфордДБине. Как правило, интеллектуалы получа- ют более высокий балл по шкале СтэнфордДБине, нежели по шкале Векслера. Наоборот, интеллектуально отсталые получают более высокие оценки по тесту Векслера, нежели по тесту СтэнфордДБине.
Надежность WAIS весьма велика: 0,97, по шкале вербальной Д 0,96, а по шкале действий Д 0,93.
Наименее надежны лЗапоминание цифр», лСборка объектов» и лРасположе- ние картинок» (0,6). Наиболее надежен субтест лСловарный запас» (0,96).
Корреляция уровня успеваемости и результаты по вербальной шкале равны 0,40-0,50.
Факторизация теста WAIS, проведенная Дж. Коэном, дала следующие резуль- таты [10],
Обнаружен единый фактор, объясняющий 50 % всей дисперсии.
Выявлены 3 лгрупповых» фактора:
1. Вербальное понимание (лСловарный запас», лОсведомленность», лПонима- ние», лНахождение сходства»).
2. Перцептивная организация (главным образом Д лКонструирование бло- ков» и лСборка объектов»).
3. Обозначен Дж. Коэном как фактор лпамяти» и включает субтесты лАриф- метика», лЗапоминание цифр». Значение этого фактора резко возрастает на выборке пожилых людей.
Мне кажется, что Дж. Коэн получил классические результаты, аналогичные парциальным факторам, выделенным Спирменом: ллингвистические», лмеханиче- ские» и лчисловые» способности. Вдобавок третий фактор более тесно связан с лтекучим» интеллектом по Кэттеллу, отсюда повышение его значимости к старости.
Очевидно, тесты группируются не по виду лпроцесса», а по принципу сход- ства материала, заложенного в задании.
Шкала интеллекта для детей (WISC) вышла в 1950 году, усовершенствован- ный вариант WISC-R издан в 1974 году. Шкала предназначена для тестирования детей в возрасте от 6,5 до 16,5 года. В тест входят 12 субтестов, соответствующих субтестам теста WAIS, но дополненных более легкими однотипными заданиями.
В шкалу действия включен дополнительный субтест лЛабиринты». Кроме того, при проведении исследования субтест лПонимание» может быть заменен лЗапоминанием цифр», а субтест лЛабиринт» субтестом лКодирование». При диагностике субтесты вербальной и невербальной частей чередуются.
Показатели дополнительных тестов при подсчете IQ не учитываются.
Субтест лЛабиринт» состоит из возрастающих по трудности лабиринтов. Испытуемый должен выполнить его за определенный промежуток времени (най- ти выход), подсчитываются ошибки и регистрируется время.
Надежность теста WISC-R практически столь же велика, как и теста WAIS (см. табл. 8-9).
При повторном тестировании детей значение общего IQ возрастает на 7 единиц, вербального IQ Д на 3,5 единицы, невербального IQ Д на 9 единиц, что в очередной раз подтверждает предположение о наибольшей тренируемости невербального интеллекта.
Факторизация выявила 3 групповых фактора: общего вербального понима- ния, восприятия пространства и лпамяти» Д как и при анализе WAIS.
Психогенетические исследования показали, что наследственностью обуслов- лены оценки по субтестам лОсведомленность», лСловарный», лШифровка». Со- циальными факторами определяются оценки тестов лПонятливость», лНедоста- ющие детали», лПоследовательные картинки», лКубики Косса».
Наиболее трудными в выполнении являются субтесты лСловарный» и лСкладывание фигур», наиболее легкими Д лАрифметический», лКубики Косса», лНедостающие детали», лШифровка».
У детей с задержкой психического развития снижен вербальный интеллект. Между тем у воспитанников детских домов снижен невербальный интеллект (субтесты лПоследовательные картинки», лСкладывание фигур»). Это лишний раз подтверждает мысль о зависимости уровня развития невербального интел- лекта от опыта взаимодействия с социокультурной средой [II].
При дифференциальной диагностике задержки психического развития у де- тей особое значение имеют оценки по тестам лСходство», лСловарный» и лПо- следовательные картинки» [12].
Часто тест WISC применяется в дефектологической и патопсихологической диагностике, в частности при дифференцировке умственной отсталости от задер- жки психического развития. Наибольшие различия между нормой и задержкой психического развития (ЗПР) наблюдаются по субтесту лСходство» и невербаль- ной шкале, причем величина разброса значений в профиле у детей с ЗПР больше, чем у олигофренов.
В 1967 году опубликована версия теста Векслера для детей WPPSI (возраст 4Д6,5 года). Шкала состоит из 11 субтестов (10 основных, 1 Д дополнитель- ный). Восемь субтестов представляют собой облегченные и адаптированные варианты WISC. Три субтеста были разработаны заново.
Субтесты сгруппированы в вербальную и невербальную шкалы. При прове- дении диагностики субтесты WPPSI из вербальной и невербальной частей чере- дуются друг с другом. Эксперимент проводится как в один, так и в два приема.
В вербальную шкалу входят субтесты лОсведомленность», лСловарный за- пас», лАрифметика», лНахождение сходства», лПонимание» и дополнительный субтест лПредложения». В шкалу действий входят субтесты лДом животного», лЗавершение картинок», лЛабиринты», лГеометрические схемы», лКонструирова- ние блоков» (лКубики Косса»).
Новыми по сравнению с WISC являются субтесты лПредложения», лДом животного» и лГеометрические схемы». Субтест лПредложения» заменил тест
Тест WISC адаптирован А. Ю. Панасюком (1973) и издан Институтом гиги- ены детей и подростков Минздрава СССР. В варианте А. Ю. Панасюка замене- ны задания, не соответствующие условиям нашей страны. Изменения коснулись, в первую очередь, вербальной части Д субтестов лПонятливость», лОсведом- ленность», лСловарный» и, в меньшей мере, субтеста лСходство». Тест был про- верен на надежность сопоставлением результатов группы здоровых детей и группы олигофренов (стадия дебильности).
Данные здоровых и умственно отсталых детей различались на высоком уров- не значимости (а < 0,001). Оценка здоровых детей полностью укладывалась в нормативы, предложенные Векслером.
В 1992 году Ю. Филимоненко и В. Тимофеев выпустили лРуководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера». Авторы, исправив не- которые погрешности описания Панасюка, предприняли попытку унифицировать работу экспериментатора с WAIS и WISC. Методика выпущена Государствен- Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|