|
Психология художественного творчествадар слова, но постоянно игравшего a livre ouvert са трудные пьесы, и одного очень даровитого матемэ ка, который страдал меланхолией: совершенно нез ни музыки, ни контрапункта, он HMnpOBH3HpOBaJ фортепиано арии, достойные великого композит Другой субъект, впавший в безумие вследствие мс мании, в молодости учился музыке и во время бол< постоянно играл или импровизировал до самой с ти своей от паралича.
Тамбурини лечил одну женщину, сифилитик страдавшую мегаломанией; во время припадков я буждения она садилась за фортепиано и пела прек ные арии, но, вместо того чтобы аккомпанировать бе, импровизировала два различных мотива, ней> ших никакого соотношения ни между собою, к арией, которую она пела при этом.
Один юноша, лечившийся у меня в клинике OTI ланской проказы, сочинял новые и прелестные- сенки. Раджи писал мне об одной лечившейся у негода страдавшей меланхолией, что во время припадка играла нехотя и кое-как, но, по окончании его, про дила целые дни за роялем и с чисто артистическим1 лечением исполняла труднейшие вещи. Тот же 81
342
p,ntoaasi необыкновенное развитие музыкальных добностей у другой больной, у которой было ост- "горделивое помешательство: она постоянно пела ц Беллини, хотя и детонировала при этом. в музыкальном искусстве перевес тоже оказывает- по-видимому, на стороне мегаломаньяков и пара- тиков, по той же самой причине, как и в живописи, именно вследствие сильнейшего психического воз- буждения. Так, с одним из паралитиков во все продол- жение болезни бывали настоящие музыкальные паро- измы, во время которых он подражал всевозмож- ным инструментам и при исполнении тихих мест вы- казывал неописанное увлечение. Другая паралитичка, воображавшая себя французской императрицей, губа- ми и прищелкиванием пальцев исполняла марши для своего войска и пела в такт этим звукам.
Еще один больной-паралитик, считавший себя ге- нерал-адмиралом, тоже нередко пел какие-то моно- тонные мелодии. Оригинальный поэт и живописец мегаломаньяк М., писавший то прелестные, то неле- пые стихотворения, приведенные нами раньше, тоже писал или, скорее, кропал какие-то музыкальные пье- сы по новой, им самим изобретенной системе, ни для кого, впрочем, не понятной.
Маньяки всегда предпочитают быстрые темпы на высоких нотах, особенно при веселом настроении, и любят повторять припевы (Раджи). Впрочем, и вооб- ще все больные, хотя бы ненадолго попадающие в до- ма умалишенных, обнаруживают большую склон- ность к пению, крикам и ко всякому выражению сво- их чувств посредством звуков, причем всегда заметен известный размер, ритм. Причина этого явления, точ- но так же как и обилия между Сумасшедшими поэтов, будет нам вполне понятна, когда мы припомним мне- ние Спенсера и Ардиго, доказывающих, что закон Ритма есть наиболее распространенная форма прояв- ления энергии, присущей всему в природе, начиная от звезд, кристаллов и кончая животными организмами. Инстинктивно подчиняясь этому закону природы, че- ловек стремится выразить его всеми способами и тем с
343
большей напряженностью, чем слабее у него рассуд Потому-то первобытные народы всегда до страсти J бят музыку. Спенсер слышал от одного миссионс что для обучения дикарей он поёт им псалмы, и другой день почти все они уже знают их на память
Дикари даже и в разговорной форме употребят нечто вроде монотонного пения, напоминающего ши речитативы, а самое слово песня выражало вд нее время и понятие о поэзии, откуда произошло звание поэта - певец. Таинственные магические (1 мулы и заклинания древних всегда имели размер i ни, да и в настоящее время в деревнях разговор речь обилием модуляции голоса напоминает прос музыкальные .арии. Наконец, импровизаторы пр( носят свои стихи не иначе как нараспев и жестик> руют при этом всеми членами.
Спенсер прекрасно объясняет это тем, что пеЩ придает особенную силу естественному выражен чувств и состоит в систематическом комбинировав голосовых средств, смотря по тому, вызываются они радостью или печалью. <Всякое умственное щ буждение, - говорит он, - переходит в мускульное между ними существует неразрывная связь. Ребе прыгает и скачет при виде чего-нибудь блестящ Взрослый начинает жестикулировать под влияни; ощущений или сильного волнения, и чем оно сильно тем больше раздражается мускульная система. Лег боль вызывает стон, острая - крик: слабый - е<5 страдание мимолетно, высокий или низкий - ее, оно продолжительно, а в случае нестерпимых страЦ ний звук голоса повышается на квинту, на октаву иД же больше. В пении же душевное волнение также пд является дрожанием мускульных связок, отчего п исходит так называемое тремоло>. . ;
Весьма естественно поэтому, что в тех случаях, ке да возбуждение особенно сильно и где нередко да явление атавизма, как при сумасшествии, склонно к музыке оказывается преобладающим выражен> духовной жизни человека.
344
е самый факт служит в свою очередь объясне-
очему среди гениальных безумцев так много i ьных знаменитостей, каковы, например, Мо- латтре, Шуман, Бетховен, Доницетти, Перголе- феичт, Риччи, Рокки, Россо, Гендель, Дюссек, MW, Глюк и др. Кроме того, не следует забывать, "музыкальные композиции принадлежат к числу субъективных произведений человеческого ге- д _- они всего теснее связаны с аффектами и всего
ее с внешними формами проявления мысли, дствие чего для создания их необходимо вдохно- age самое пламенное, жгучее, наиболее губительно действующее на организм.
Исследование характера артистических наклоннос- ти у сумасшедших, может быть, принесет пользу не только для изучения их болезней, в которых еще столько темного, необъяснимого, но также и для са- мой эстетики или, по крайней мере, для эстетической критики, доказав ей, что злоупотребление символами, изобилие мелочных подробностей, хотя и совершенно верных с действительностью, цветистость слога, про- тивоестественное преобладание одного какого-нибудь цвета (недостаток, свойственный многим нашим ху- дожникам), циничность сюжетов и слишком преуве- личенная оригинальность принадлежат уже к патоло- гическим явлениями в области искусства.
ЛОМБРОЗО Ч. Гениальность и помешательство. - M.I995, с. 86-102.
Н.В. ГОНЧАРЕНКО
БЕЗУМИЕ ИЛИ СВЕРХРАЗУМ, ПОМЕШАТЕЛЬСТВО ИЛИ ОДЕРЖИМОСТЬ
Мысль, что гениальность - это безумие, оче> рая, ее высказывал еще Платон, считавший твоц во - <бредом, даруемым нам богами>. <В глу древности, - отмечал Луначарский, - художнИ поэт был непременно патологическим типом1 мнению Френсиса Гальтона, гениальность - от ние от нормы, как безумие, только в другую i Больше всех приложил усилий для доказатель зиса <гениальность - это дегенеративный по итальянский невропатолог Ч. Ломброзо.написа книгу <Гений и помешательство>, в которой он) нове мастерски подобранных и тенденциозно н кованных фактов о деятельности и поведении ва людей пытался доказать, что гениальность и не сущности, совпадают.
Француз Рибо назвал книгу Ломброзо <изоб) щей подозрительными и явно ложными документ но сам также высказал мысль, что <у большинсч ниальных людей встречается столько странностей центричности и физических расстройств всякого что патологическая теория имеет большую ве ность>. По его мнению, <нет ни одной формы из тения, которая не облекалась бы также и в форе шевной болезни> и что <между живым воображей галлюцинацией есть различие только в степени>, j
Правда, Ломброзо не всех гениев считал 6031 ми. Он собрал массу фактов о подергивании рук плеча, лицевых мускулов у великих художников ных, политиков, о странностях их характеров, < клоняющемся поведении, об аномалиях в стр( черепа. <Седина и облысение, худоба тела, а плохая мускульная и половая деятельность, ев венная всем помешанным, очень часто встречает великих мыслителей>.
346
f) ениальных людях, точно так же как и о сумас-
можно сказать, утверждал он, что они всю остаются одинокими, холодными, равнодуш- обязанностям семьянина и члена общества. нджело постоянно твердил, что его искусство gT ему жену. И хотя <Гете, Гейне, Байрон, Чел- Наполеон, Ньютон и не говорили этого, но сво- поступками доказывали еще нечто худшее>. главный вывод Ломброзо гласит: <Не подлежит ни-
ру сомнению, что между помешанным во время питля и гениальным человеком, обдумывающим и здаюшим свое произведение, существует полней- "gg сходство>. В качестве доказательства этого тезиса ц приводит шестнадцать отличительных особеннос- " гениев безумцев. Чтобы проиллюстрировать аб- сурдность вывода Ломброзо и его аргументов, мы не- которые из них приведем, дабы читатель сам мог со- ставить мнение об истинности этих доказательств и правомерности авторского метода.
Ломброзо считал, что для гениев характерно: отсут- ствие твердого характера (Руссо клеветал на себя и других, оставлял детей; Свифт, будучи духовным ли- цом, издевался над религией); они обнаруживают не- естественное, слишком раннее проявление способно- стей (Тассо говорил в 6 месяцев; Ампер в 13 лет уже был хорошим математиком); почти у всех них были отклонения в половой сфере. Одни развратничали смолоду; другие никогда не приносили жертв Венере (Ньютон; Карл XII); им не была свойственна усидчи- вость, они постоянно путешествовали (Тассо; Челли- ни; По); они часто меняли род занятий (Руссо; Гоф- ман; Гоголь; последний-де перепробовал все жанры литературы - это, пожалуй, самое удивительное дока- зательство): они были настоящими пионерами, ори- гинальность их доходила до абсурда; они обладали особенным - страстным, трепещущим, колоритным штилем; почти все мучились религиозными сомнения- ми; главные признаки ненормальности выражаются и "мом строении их устной и письменной речи, в не- логичности выводов, в противоречиях (Руссо любил
347
деревню, жил преимущественно в городе, наг< трактат о воспитании, а своих детей отдавал в npjj почти все душевнобольные гении придавали о значение своим сновидениям; многие из них обл. большим черепом, но неправильной формы. Но< существенная черта помешанных гениев - это? дование перемежающихся состояний экстаза (во дения) и упадка - у них это принимало патолог кий характер.
О противоречиях в поведении гениев, о том, ч- которые их поступки не являются безупречно точки зрения нравственности или Пресловутого вого смысла, мы уже говорили. Но эти факты не1 никаких оснований считать, что они чем-то OJ ются от других людей. Другое дело, что отклоне поведении необычного человека становится щ ным <всему миру>, а необычный поступок обы человека - только его соседям или коллегам. Onj тельно других <странностей> гениев, якобы свид ствующих об их ненормальности (высокое и р развитие способностей и т.п.), - это часто те пр< щества, которые и отличают их отдругихлюдей,э как душевнобольных, а именно как гениев. .;
Ломброзо зачисляет Канта в разряд безумцев1 ко потому, что последний считал: настанет время) да оплодотворение женщины будет происходит участия мужчины. Увы, такое время уже настало можем констатировать только проницательност та, а не его безумие.
Ненаучный подход Ломброзо обнаруживает при попытке поделить гениев на нормальных и L цев - последних у него значительно больше. OHJ вает имена гениев, которые отличались сильны гармоничным развитием черепа, что доказывала их мыслительных способностей, сдерживаемых; чей волей. Любовь к истине и красоте ни в ом них не заглушала любви к семье и отечеству. Oi когда не изменяли своим убеждениям и не дел. ренегатами или не уклонялись от своей цели, Hi сали раз начатого дела. Их отличала умеренно
348
1 ность характера. К их числу итальянский психи- И вносит Спинозу, Ф. Бэкона, Галилея, Данте, 1-ера, Колумба, Маккиавелли, Микеланджело, рз Но ведь мало кто из них подходит под эту ха- эристику. Разве убежденный проповедник бес- Р нципности Маккиавелли всегда руководствовался ько интересами истины; разве Микеланджело, ос- "рщий так много произведений поп finite, никогда бросал раз начатого; разве Вольтер не уклонялся от
оей чели и изменял своим убеждениям? А коле- дя между гвельфами и гибеллинами, между папа- ши и императорами Данте, пришедшего к выводу, что дст-венно верный путь - образовать <партию из са- мого себя>.
с другой стороны, многие из числа явных <гениев думцев>, примерами которых Ломброзо иллюстри- рует свою книгу, вполне могут подойти под характери- стику гениев без изъянов (в его понимании).
Свою несостоятельную концепцию родства гени- альности и помешательства Ломброзо пытается дока- зать не только анализом, вернее, бесконечными при- мерами <ненормальных> поступков гениев, но и как бы с другого конца- разбором творчества обычных, но психически больных людей, у которых он пытается найти черты гениальности. Гениальность у помешан- ных Ломброзо объясняет тем, что под влиянием стра- сти, фанатической веры и т.д. сила и напряжение ума заметно возрастают - болезненная экзальтация уве- личивает их в десятки раз. Ломброзо выражает надеж- ду, что изучение творчества гениальных сумасшедших полезно не только для психиатрии, но и для художест- венной критики, ибо злоупотребление символами, Цветистость слога, преобладание какого-нибудь одно- го цвета у художника, циничность сюжетов, слишком преувеличенная оригинальность <принадлежат уже к патологическим явлениям в области искусства>.
В чем прав врач Ломброзо, так это в возражениях ьтону, что гениальность может передаваться по на- Дству. По его мнению, наследственными бывают ько некоторые формы помешательства. Посвятив
349
сотни страниц в своей книге описанию <безумств> ниальных личностей, общности их поведения и по дения душевнобольных, Ломброзо в конце книги,1 бы стараясь смягчить сказанное, оговаривается,; он не делает крайнего вывода: гений - это нев умопомешательство. Просто <между гениальны людьми встречаются помешанные и между сумасц шими - гении>. <Такое заключение было бы ошиб ным, громадным заблуждением.> Вывод этот ника вяжется со всей книгой в целом (как не вспомнш раинскую пословицу <не умер Данила, так боляч1 давила>).
Читателя он старается подвести к другому нию-и все его сторонники именно такой вывод t дали. Макс Нордау, например, считал, что не вся безумец - гений, но всякий гений - безумец.
Литература по проблеме <гений и помешател1 у нас давно и заслуженно забыта, как не имеющаяя учной и познавательной ценности, но на Западе сюжеты продолжают достаточно активно обсужда на самых высших научных уровнях. Немаловажно i что среди сторонников рассматриваемых взглядов ли такие люди, как Фрейд, работы которого когда дали новый мощный стимул к их разработке, и в ка то мере А.В. Луначарский, который, правда, не рщ лял крайних выводов носителей этой точки зренищ
Французский профессор Г. Жоли в конце XIX i сетовал, что <число сочинений, посвященных пс шательству. и преступлению, очень велико и увел1 вается с каждым днем. Напротив того, сочинения священные исследованию гениальности, очень рел причем следует еще прибавить, что большинств них стремится почти всегда понизить свой пред стараясь выставить на вид пороки или слабости в ких людей...>.
Тема эта обсуждалась и у нас, особенно в 20-е г Так, П.И. Карпов писал, характеризуя людей, спо ных делать заключения по недостаточному количе признаков, что они мыслят как гении. <Правда, не циркулярные больные являются гениями, но вс(1
350
по нашему мнению, суть циклотимики, мысля- це по шаблону, свойственному и больным циркуляр- , психозом. Гению присуща именно возможность почения по недостаточному количеству призна- р и этот механизм мышления обогащает науку, ис- усство и технику новыми высокими ценностями, цережая жизнь на целые века>.
Гений многим кажется необычным, да он и есть по- роему явление незаурядное, яркое, чем-то непости- жимое в своей творческой мощи. Некоторые авторы справедливо указывают, что обыватель в своем вооб- рении, концентрируя внимание только на странно- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|