Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Психология художественного творчестваокое распространение и присутствует в некоторых сменных психологических системах. Так, в 1960 г. писал: <Рекомбинирование предполагает деле- вычитание (отделение), сложение и умножение. относится к любой области мышления. Я видел и мнил образы золотых часов и горы, покрытой 1)м. Я отделяю цвет от образа часов и прибавляю форме горы, в результате чего возникает мысль о ой горе, т.е. о предмете, которого я никогда не >.
следовательно придерживаясь механистической гпции творчества, Уэлч уподобляет фантазию кновению новых причудливых образов в калей- >пе. <Чем крупнее калейдоскоп и чем больше в количество стеклышек, тем большее количество 1х образов можно ожидать от него, тем сложнее "эти образы. Чем дольше человек вел наблюдение тем больше материала он собрал и чем больше ени он уделил перестановке элементов этого ма- 1ла, тем выше шансы, что будет получено боль- количество ценных сочетаний идей>. Столь же объясняет Уэлч и другие проблемы фантазии: йнальность является результатом того, что автор исследователь испробовал достаточно большое йество комбинаций; если решение проблемы за- длительное время, то это означает только од-
521
но - в ходе решения необходимо было перебрать очень много вариантов комбинаций. Подобное объяс- нение возвращает нас к ранней бихевиористской кон- цепции проб и ошибок. Хорошо известно, что бихеви- ористы делали попытку изобразить умственную дея- тельность, в частности решение задач, как случайный, хаотический перебор различных способов решения. В основу этой концепций были положены многочис- ленные эксперименты (прежде всего Торндайка) над животными, в которых последние должны были либо найти путь к приманке, либо отпереть запертый ящик. Внещнее наблюдение за поведением животных в усло- виях проблемной ситуации действительно дает повод рассматривать их поведение как хаотический поиск по методу проб и ошибок. Однако гештальтпсихологи (Келлер, Вертгеймер и др.) показали, что решение жи- вотным задачи обусловлено в первую очередь схваты- ванием отношений, которые существуют между целью и средствами, ведущими к ней, чтб позволяет иногда <с ходу>, без многочисленных переборов, проб и оши- бок решить задачу. Особо ставился вопрос об условиях осуществления комбинаторной деятельности. Еще Линдворский указывал, что <фантастическая деятель- ность была бы невозможной, если бы ранее восприня- тые образы неукоснительно застыли в том качестве и тех связях, которые были обусловлены обстоятельст- вами восприятия>. Отсюда делается вывод о том, что представления должны обладать способностью к по- движности и <растворимости>, взаимному соедине- нию и проникновению. Меррей отмечает, что <основ- ными условиями творчества на всех уровнях являются следующие: достаточная концентрация в пределах Данной зоны различных мобильных или подвижных данностей, обладающих взаимным сродством, ...до- статочное распространение этих данностей>. Меррей среди условий творчества называет также предраспо- ложение к восприятию или, наоборот, к отвержению того, что приходит в голову, появляется в поле зрения и т.д., т.е. оценивание.
522
есомненно, указанные условия <фантазирова- подсказаны самой реальностью, но признание их еркивает недостаточность гипотезы рекомбина- 160 теория только тогда обладает эвристической ft, когда она достаточно определенно предсказы- 1от или иной эффект. Концепция же рекомбина- актически растворяется в огромном количестве дНительных гипотетических допущений. пытку спасти ассоциационистские взгляды на jteCTBO можно усмотреть в использовании некото- 1сихофизиологических закономерностей для объ- йия феноменов открытия нового. Речь идет о си- ний, под которой подразумевается <появление, >здействии данного раздражителя, таких ощуще- .представлений, которые совсем для него ино- (и относятся по своему качеству к другим чувст- им системам>. Примерами синэстезии могут ть случаи цветового слуха, когда, скажем, те или 1эвуки вызывают определенные цветовые пред- "иия.
WM из первых обратил внимание на этот фено- >ренсис Гальтон, подробно описавший вообра- ае представления, сопровождающие некоторые истные и даже теоретические понятия. Так, один юшенных ученых сообщил, что числа от едини- 1ста он мысленно располагает в форме подковы, IM число 50 находится на перегибе. Слоссон и [приводят многочисленные факты творческих .в основе которых, как они полагают, лежит си- (ия: <Гул самолета может вдохновить современ- :омпозитора... Дарвина стимулировала музыка, в 1мя как. на музыкальное творчество Вагнера по- 1ельно влияли богатые яркие краски>. Эти на- 1ния при всей их занимательности являются поверхностными и не проливают свет на меха- 1 творчества.
523
ЗАДАЧА И УСТАНОВКА КАК ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Основной недостаток ассоциационизма заключа- ется в том, что он объясняет все явления психики об- стоятельствами, имевшими место в прошлом; други- ми словами, мысли, образы, поступки человека пре- допределены происходившими ранее событиями, воз- никшими и запечатлевшимися ранее ассоциациями. Тем самым принципиально исключается возможность творчества, кроме, как мы видели, случаев, относя- щихся к явлениям <серендипити>. Вот почему пред- ставители Вюрцбургской школы (Кюльпе, Ах, Бюлер, Мессер, Ватт), первыми выступившие с развернутой экспериментальной критикой ассоциационизма, сде- лали акцент на факторах, которые действуют в тот мо- мент, когда совершается умственная деятельность, выдвинув такие объяснительные понятия, как <уста- новка>, <задача> и <детерминирующая тенденция>.
Здесь, однако, необходимо провести грань между заслугами вюрцбуржцев, какими они нам представля- ются в исторической перспективе, и сознательными целями их исследований. Экспериментальные работы этой группы психологов проводились в начале XX в., когда одной из центральных психологических проблем являлась проблема образа. Вся <душевная> механика ассоциационизма сводилась к движению образов, их преобразованию, динамике; внутренняя жизнь челове- ка мыслилась как взаимодействие образов, их слияние, оживление, ослабление и т.д. Вюрцбуржцы как раз и провели исследования с целью выяснения правомер- ности сведения всего содержания психики к образам, ощущениям и чувствам. На основании этих исследова- ний был сделан вывод, представлявшийся в то время чрезвычайно оригинальным, поскольку он противоре- чил господствовавшим доктринам ассоциационизма: чистое мышление является, по существу, безобразным, свободным от наглядных представлений. (Сходные ре- зультаты получил несколько ранее Бине.)
524
зицание роли образов в умственной деятельности 1раз послужило поводом для весьма распространен- ) мнения, будто вюрцбуржцы прошли мимо про- <атики фантазии. Важно подчеркнуть, что вюрц- кцы вовсе не отвергали систему ассоциационизма, шь дополнили ее новыми объяснительными поня- ли, призванными, по их мнению, дать более адек- йое толкование экспериментальных фактов. 1дним из таких понятий является понятие задачи, йрая мыслится как направляющая, организующая Ценция, подчиняющая себе движение ассоциатив- t цепей. Благодаря задаче соблюдаются правила ло- И, задача <обеспечивает определенный осмыслен- ряд репродукций>.
Задача, поставленная экспериментатором или са- 1 испытуемым, пробуждает в последнем установку, которой подразумевается внутренняя готовность, Являющая процессом выбора. Понятие установки, Известно, было введено в начале нашего века Мар- который объяснял ею перцептивные иллюзии, воз- ившие под влиянием многократных предваритель- i восприятий. Установка в трудах Марбе выступала психическая сущность, которая не может быть сана в терминах вундто-титченеровской психоло- Гт.е. в терминах ощущений, образов и чувств. Это оятельство очень импонировало вюрцбуржцам, вавшим за <собственное содержание> мыслитель- t процесса и <безобразную> мысль. олее того, они распространили это понятие, при- <вшееся ранее только для объяснения перцептив- 1явлений, и на явления интеллектуальные. Тем са- М вюрцбуржцы предприняли попытку выйти за Делыассоциационистской <механики идей> и на о связей между содержаниями сознания постави- йязи и отношения между актуальным состоянием ания и предшествующими, а также будущими со- ниями.
Понятие установки подверглось еще большему 5щению в трудах Д.Н. Узнадзе и его школы, усмат- ающих в ней основополагающий принцип всей
.525
психологии личности. <Д.Н. Узнадзе, - указ] А.С. Прангишвили, - пришел к выводу, что нап ленность определяется ее предуготовленностыо ~ тановкой. Готовность - установка к определенно] поведению, как его конституирующий момент, тра товалась Д.Н. Узнадзе как основная особенность ( новная, общепсихологическая характеристика д( тельности личности в ее собственном содержании>.
Разумеется, понятие установки в современн( трактовке значительно отличается от первоначально понятия, однако именно оно повернуло вниман ..психологов к личностному аспекту умственной де) тельности. <Наиболее существенная черта устано] ки, - отмечает Джонсон, - ...это ее единство и непр рывность... Существует много мотивов и много в( буждающих стимулов, но в любой момент име только одна установка>. Таким образом, при HOMO] понятия <установка> впервые сделана попытка теор тически увязать умственную деятельность с особенн стями личности.
Некоторые авторы провели ряд экспериментов ] изучению роли установки в творческой деятельное". Характерным в этом отношении является экспер мент, проведенный под руководством К. Тейлора. Bi пускники-студенты получили материалы для чтени причем одной группе была дана установка на сохра> ние, другой - на оценку, а третьей - на творчески улучшение материала. Оказалось, в частности, ч лучшие показатели по выполнению творческого за" ния были отмечены у тех студентов, которые им( установку на творческий подход. В данном случае тановка выступает как особая сущность, не подчи ющаяся нашему сознанию и действующая нередко} же вопреки воле человека. Тем самым понятия, Bi денные Вюрцбургской школой, позволили вплотн. подойти к проблеме бессознательного. Но, находят целиком в плену у господствовавшего тогда убежд< ния, будто психическое тождественно сознательно] вюрцбуржцы эту проблему даже не поставили; а п{ менение ими интроспекции в качестве единствен>
526
JJtbHoro метода проникновснп> о щ- нных процессов логически зижделось на что мышление от начала до конца являет- ьным процессом и, следовательно, полно- 1но самонаблюдению. йредставителей Вюрцбургской школы кри- итеми психологами, чьи концепции они .дополнить, и теми, кто дальше развивал их дедним относятся сторонники генетичес- iB на сущность психического, в частности и психолог Бюрлу, считавший, что <задачи, длинными логическими тенденциями, 1руюТ, подобно любой тенденции, в силу (человеком воспитания и упражнений>. [и психолог Л.С. Выготский отметил, адача и заключающиеся в ней целевые пИЯ сами но себе определяют и регулируют ;Я процесса, а некоторый новый фактор>, и вюрцбуржцами без внимания. Голланд- мог Ван де Хейр справедливо замечает, что (ия понятия <задача>, заключающего в се- и, <все еще остается открытым вопрос о заставляет задачу <двигаться> в сторону ), релевантного вывода и как это получает- иации приводят к ответам, которые явля- "ми с логической точки зрения>. Звания Вюрцбургской школы занимают осо- 1истории психологии. Несмотря на ряд про- ,В концепциях этой школы и на нерешен- менных ею проблем, она осуществила пер- 1ментальное изучение умственной деятель- <ека, в котором достойное место заняли /интуитивные умозрительные построения. к работам вюрцбуржцев стоят исследования 1, который указал на различие между зада- >ленной экспериментатором, и задачей, .ей в качестве тенденции в сознании испы- .ло в том, что решающий нередко незамет- .ого себя ставит себе такие задачи, которых ыло в задании экспериментатора. Зельц по-
527
казал, что в одних случаях собственная задача де вительно помогает решению, в других же, наобо) служит помехой.
Исследования Зельца подводят к осознанию в ного методологического принципа, заключающег в том, что один и тот же психологический фактор ляется причиной как положительных, так и отри) тельных эффектов. Все это, бесспорно, способство! ло упрочению взгляда на психологию как экспе{ ментальную науку в отличие от смежных с ней нор( тивных наук - логики, этики и эстетики.
Зельц также по-новому подошел к традиционт философской проблеме абстракции, которая в е трудах получила определенное психологическое о держание. Абстрагирование, по Зельцу, - важное yi ственное действие, играющее существенную роль щ решении различных заданий. Однако сам психоло] ческий механизм абстрагирования в работах 3ел1 остается невыясненным.
Зельц, наконец, по-новому поставил вопрос о i лях творческой деятельности, которая им мыслил. как <дополнение комплекса> или <заполнение 61 ши>, т.е. стремление дополнить имеющуюся инф< мацию недостающими звеньями. Сходные взгляды цели мышления спустя почти полвека высказал Bai летт: <Мы должны довольствоваться рассмотрени мышления в качестве расширения очевидности, в < ответствиис очевидностью, таким образом, чтобы полнить пробелы в очевидности>. Разумеется, <доп< нение комплекса> - это также частный случай тв< ческой деятельности, но введение в круг рассматри емых проблем нового фактора как бы нарушай монополию одного единственного фактора и тот же ставит вопрос о различных целях творчества.
ЗАКОНЫ ПОЛЯ КАК ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Психологическим направлением, еще более р кально выступившим против ассоциационизма, 61
528
[огия, представители которой изучали перцептивные, а также мнемические и >ные явления. Мы остановимся только г-гештальтпсихологами творческих про- йм, что, подобно вюрцбуржцам и Зельцу, касаясь творческой деятельности, из- >а <фантазия>).
геенные особенности характеризуют ге- югию: во-первых, ярко выраженная тен- ютному подходу, т.е. стремление к объяс- (х частных явлений исходя из свойств це- кых, тенденция унифицировать законо- [хических процессов. В принципе обе эти 1едует считать прогрессивными, однако, но, возражения вызывает их конкрет-
поведение обезьяна проблемных ситуа- > приводит примеры <творческой> дея- йа этом эволюционном уровне: обезьяна Опалку как средство, с помощью которого 1тать приманку: составляет сложную пира- кольких ящиков. Все эти действия не име- ЧПрошлом опыте обезьяны, и поэтому они в iepe могут быть сопоставимы с изобретени- 1нные явления Келлер объясняет реоргани- )аза восприятия - улучшением гештальта О психического образа), который при воз- ни проблемной ситуации был несовершен- !M в силу внутренних законов психического <разевался в более совершенный. гештальтистов на творчество особенно об- изложены в итоговой и в то же время про- книге М. Вертгеймера <Продуктивное .Анализируя результаты своих экспери- наблюдений, а также открытия Галилея и на (с последним он был лично знаком), ф подчеркивает, что в ходе мышления чело- ривает и осознает особенности структуры и <я проблемной ситуации, в соответствии с он изменяет ситуацию в сторону ее улучше-
529
ния, при этом решающий замечает также пробел} <зоны нарушения> и т.д., опираясь на осмысление о< щей, целостной картины. Благодаря этому удаетс произвести перегруппировку, обнаружить структус ные центры, осмыслить роль, структурное местом значимость умственных операций, осмыслить резул таты производимых изменений в структурной иерар хии, наконец, выявить возможности отделения и пе1 реноса отдельных черт.
. Вертгеймером сформулированы следующие требе вания к людям, выполняющим творческую деятел1 ность: не быть скованным выработанными навыкам1 не выполнять работу механически, обращать внимав ние в первую очередь на проблему в целом, подходит к решению <с открытым умом> (без предрассудков Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|