Психология художественного творчества



59 страница


окое распространение и присутствует в некоторых  

сменных психологических системах. Так, в 1960 г.  

писал: <Рекомбинирование предполагает деле-  

вычитание (отделение), сложение и умножение.  

относится к любой области мышления. Я видел и  

мнил образы золотых часов и горы, покрытой  

1)м. Я отделяю цвет от образа часов и прибавляю  

форме горы, в результате чего возникает мысль о  

ой горе, т.е. о предмете, которого я никогда не  

>.  

 

следовательно придерживаясь механистической  

гпции творчества, Уэлч уподобляет фантазию  

кновению новых причудливых образов в калей-  

>пе. <Чем крупнее калейдоскоп и чем больше в  

количество стеклышек, тем большее количество  

1х образов можно ожидать от него, тем сложнее  

"эти образы. Чем дольше человек вел наблюдение  

тем больше материала он собрал и чем больше  

ени он уделил перестановке элементов этого ма-  

1ла, тем выше шансы, что будет получено боль-  

количество ценных сочетаний идей>. Столь же  

объясняет Уэлч и другие проблемы фантазии:  

йнальность является результатом того, что автор  

исследователь испробовал достаточно большое  

йество комбинаций; если решение проблемы за-  

длительное время, то это означает только од-  

 

521  

 

но - в ходе решения необходимо было перебрать  

очень много вариантов комбинаций. Подобное объяс-  

нение возвращает нас к ранней бихевиористской кон-  

цепции проб и ошибок. Хорошо известно, что бихеви-  

ористы делали попытку изобразить умственную дея-  

тельность, в частности решение задач, как случайный,  

хаотический перебор различных способов решения. В  

основу этой концепций были положены многочис-  

ленные эксперименты (прежде всего Торндайка) над  

животными, в которых последние должны были либо  

найти путь к приманке, либо отпереть запертый ящик.  

Внещнее наблюдение за поведением животных в усло-  

виях проблемной ситуации действительно дает повод  

рассматривать их поведение как хаотический поиск по  

методу проб и ошибок. Однако гештальтпсихологи  

(Келлер, Вертгеймер и др.) показали, что решение жи-  

вотным задачи обусловлено в первую очередь схваты-  

ванием отношений, которые существуют между целью  

и средствами, ведущими к ней, чтб позволяет иногда  

<с ходу>, без многочисленных переборов, проб и оши-  

бок решить задачу. Особо ставился вопрос об условиях  

осуществления комбинаторной деятельности. Еще  

Линдворский указывал, что <фантастическая деятель-  

ность была бы невозможной, если бы ранее восприня-  

тые образы неукоснительно застыли в том качестве и  

тех связях, которые были обусловлены обстоятельст-  

вами восприятия>. Отсюда делается вывод о том, что  

представления должны обладать способностью к по-  

движности и <растворимости>, взаимному соедине-  

нию и проникновению. Меррей отмечает, что <основ-  

ными условиями творчества на всех уровнях являются  

следующие: достаточная концентрация в пределах  

Данной зоны различных мобильных или подвижных  

данностей, обладающих взаимным сродством, ...до-  

статочное распространение этих данностей>. Меррей  

среди условий творчества называет также предраспо-  

ложение к восприятию или, наоборот, к отвержению  

того, что приходит в голову, появляется в поле зрения  

и т.д., т.е. оценивание.  

 

522  

 

есомненно, указанные условия <фантазирова-  

подсказаны самой реальностью, но признание их  

еркивает недостаточность гипотезы рекомбина-  

160 теория только тогда обладает эвристической  

ft, когда она достаточно определенно предсказы-  

1от или иной эффект. Концепция же рекомбина-  

актически растворяется в огромном количестве  

дНительных гипотетических допущений.  

пытку спасти ассоциационистские взгляды на  

jteCTBO можно усмотреть в использовании некото-  

1сихофизиологических закономерностей для объ-  

йия феноменов открытия нового. Речь идет о си-  

ний, под которой подразумевается <появление,  

>здействии данного раздражителя, таких ощуще-  

.представлений, которые совсем для него ино-  

(и относятся по своему качеству к другим чувст-  

им системам>. Примерами синэстезии могут  

ть случаи цветового слуха, когда, скажем, те или  

1эвуки вызывают определенные цветовые пред-  

"иия.  

 

WM из первых обратил внимание на этот фено-  

>ренсис Гальтон, подробно описавший вообра-  

ае представления, сопровождающие некоторые  

истные и даже теоретические понятия. Так, один  

юшенных ученых сообщил, что числа от едини-  

1ста он мысленно располагает в форме подковы,  

IM число 50 находится на перегибе. Слоссон и  

[приводят многочисленные факты творческих  

.в основе которых, как они полагают, лежит си-  

(ия: <Гул самолета может вдохновить современ-  

:омпозитора... Дарвина стимулировала музыка, в  

1мя как. на музыкальное творчество Вагнера по-  

1ельно влияли богатые яркие краски>. Эти на-  

1ния при всей их занимательности являются  

поверхностными и не проливают свет на меха-  

1 творчества.  

 

523  

 

ЗАДАЧА И УСТАНОВКА  

КАК ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ  

 

Основной недостаток ассоциационизма заключа-  

ется в том, что он объясняет все явления психики об-  

стоятельствами, имевшими место в прошлом; други-  

ми словами, мысли, образы, поступки человека пре-  

допределены происходившими ранее событиями, воз-  

никшими и запечатлевшимися ранее ассоциациями.  

Тем самым принципиально исключается возможность  

творчества, кроме, как мы видели, случаев, относя-  

щихся к явлениям <серендипити>. Вот почему пред-  

ставители Вюрцбургской школы (Кюльпе, Ах, Бюлер,  

Мессер, Ватт), первыми выступившие с развернутой  

экспериментальной критикой ассоциационизма, сде-  

лали акцент на факторах, которые действуют в тот мо-  

мент, когда совершается умственная деятельность,  

выдвинув такие объяснительные понятия, как <уста-  

новка>, <задача> и <детерминирующая тенденция>.  

 

Здесь, однако, необходимо провести грань между  

заслугами вюрцбуржцев, какими они нам представля-  

ются в исторической перспективе, и сознательными  

целями их исследований. Экспериментальные работы  

этой группы психологов проводились в начале XX в.,  

когда одной из центральных психологических проблем  

являлась проблема образа. Вся <душевная> механика  

ассоциационизма сводилась к движению образов, их  

преобразованию, динамике; внутренняя жизнь челове-  

ка мыслилась как взаимодействие образов, их слияние,  

оживление, ослабление и т.д. Вюрцбуржцы как раз и  

провели исследования с целью выяснения правомер-  

ности сведения всего содержания психики к образам,  

ощущениям и чувствам. На основании этих исследова-  

ний был сделан вывод, представлявшийся в то время  

чрезвычайно оригинальным, поскольку он противоре-  

чил господствовавшим доктринам ассоциационизма:  

чистое мышление является, по существу, безобразным,  

свободным от наглядных представлений. (Сходные ре-  

зультаты получил несколько ранее Бине.)  

 

524  

 

зицание роли образов в умственной деятельности  

1раз послужило поводом для весьма распространен-  

) мнения, будто вюрцбуржцы прошли мимо про-  

<атики фантазии. Важно подчеркнуть, что вюрц-  

кцы вовсе не отвергали систему ассоциационизма,  

шь дополнили ее новыми объяснительными поня-  

ли, призванными, по их мнению, дать более адек-  

йое толкование экспериментальных фактов.  

1дним из таких понятий является понятие задачи,  

йрая мыслится как направляющая, организующая  

Ценция, подчиняющая себе движение ассоциатив-  

t цепей. Благодаря задаче соблюдаются правила ло-  

И, задача <обеспечивает определенный осмыслен-  

ряд репродукций>.  

 

Задача, поставленная экспериментатором или са-  

1 испытуемым, пробуждает в последнем установку,  

которой подразумевается внутренняя готовность,  

Являющая процессом выбора. Понятие установки,  

Известно, было введено в начале нашего века Мар-  

который объяснял ею перцептивные иллюзии, воз-  

ившие под влиянием многократных предваритель-  

i восприятий. Установка в трудах Марбе выступала  

психическая сущность, которая не может быть  

сана в терминах вундто-титченеровской психоло-  

Гт.е. в терминах ощущений, образов и чувств. Это  

оятельство очень импонировало вюрцбуржцам,  

вавшим за <собственное содержание> мыслитель-  

t процесса и <безобразную> мысль.  

олее того, они распространили это понятие, при-  

<вшееся ранее только для объяснения перцептив-  

1явлений, и на явления интеллектуальные. Тем са-  

М вюрцбуржцы предприняли попытку выйти за  

Делыассоциационистской <механики идей> и на  

о связей между содержаниями сознания постави-  

йязи и отношения между актуальным состоянием  

ания и предшествующими, а также будущими со-  

ниями.  

 

Понятие установки подверглось еще большему  

5щению в трудах Д.Н. Узнадзе и его школы, усмат-  

ающих в ней основополагающий принцип всей  

 

.525  

 

психологии личности. <Д.Н. Узнадзе, - указ]  

А.С. Прангишвили, - пришел к выводу, что нап  

ленность определяется ее предуготовленностыо ~  

тановкой. Готовность - установка к определенно]  

поведению, как его конституирующий момент, тра  

товалась Д.Н. Узнадзе как основная особенность (  

новная, общепсихологическая характеристика д(  

тельности личности в ее собственном содержании>.  

 

Разумеется, понятие установки в современн(  

трактовке значительно отличается от первоначально  

понятия, однако именно оно повернуло вниман  

..психологов к личностному аспекту умственной де)  

тельности. <Наиболее существенная черта устано]  

ки, - отмечает Джонсон, - ...это ее единство и непр  

рывность... Существует много мотивов и много в(  

буждающих стимулов, но в любой момент име  

только одна установка>. Таким образом, при HOMO]  

понятия <установка> впервые сделана попытка теор  

тически увязать умственную деятельность с особенн  

стями личности.  

 

Некоторые авторы провели ряд экспериментов ]  

изучению роли установки в творческой деятельное".  

Характерным в этом отношении является экспер  

мент, проведенный под руководством К. Тейлора. Bi  

пускники-студенты получили материалы для чтени  

причем одной группе была дана установка на сохра>  

ние, другой - на оценку, а третьей - на творчески  

улучшение материала. Оказалось, в частности, ч  

лучшие показатели по выполнению творческого за"  

ния были отмечены у тех студентов, которые им(  

установку на творческий подход. В данном случае  

тановка выступает как особая сущность, не подчи  

ющаяся нашему сознанию и действующая нередко}  

же вопреки воле человека. Тем самым понятия, Bi  

денные Вюрцбургской школой, позволили вплотн.  

подойти к проблеме бессознательного. Но, находят  

целиком в плену у господствовавшего тогда убежд<  

ния, будто психическое тождественно сознательно]  

вюрцбуржцы эту проблему даже не поставили; а п{  

менение ими интроспекции в качестве единствен>  

 

526  

 

JJtbHoro метода проникновснп> о щ-  

нных процессов логически зижделось на  

что мышление от начала до конца являет-  

ьным процессом и, следовательно, полно-  

1но самонаблюдению.  

йредставителей Вюрцбургской школы кри-  

итеми психологами, чьи концепции они  

.дополнить, и теми, кто дальше развивал их  

дедним относятся сторонники генетичес-  

iB на сущность психического, в частности  

и психолог Бюрлу, считавший, что <задачи,  

длинными логическими тенденциями,  

1руюТ, подобно любой тенденции, в силу  

(человеком воспитания и упражнений>.  

[и психолог Л.С. Выготский отметил,  

адача и заключающиеся в ней целевые  

пИЯ сами но себе определяют и регулируют  

;Я процесса, а некоторый новый фактор>,  

и вюрцбуржцами без внимания. Голланд-  

мог Ван де Хейр справедливо замечает, что  

(ия понятия <задача>, заключающего в се-  

и, <все еще остается открытым вопрос о  

заставляет задачу <двигаться> в сторону  

), релевантного вывода и как это получает-  

иации приводят к ответам, которые явля-  

"ми с логической точки зрения>.  

Звания Вюрцбургской школы занимают осо-  

1истории психологии. Несмотря на ряд про-  

,В концепциях этой школы и на нерешен-  

менных ею проблем, она осуществила пер-  

1ментальное изучение умственной деятель-  

<ека, в котором достойное место заняли  

/интуитивные умозрительные построения.  

к работам вюрцбуржцев стоят исследования  

1, который указал на различие между зада-  

>ленной экспериментатором, и задачей,  

.ей в качестве тенденции в сознании испы-  

.ло в том, что решающий нередко незамет-  

.ого себя ставит себе такие задачи, которых  

ыло в задании экспериментатора. Зельц по-  

 

527  

 

казал, что в одних случаях собственная задача де  

вительно помогает решению, в других же, наобо)  

служит помехой.  

 

Исследования Зельца подводят к осознанию в  

ного методологического принципа, заключающег  

в том, что один и тот же психологический фактор  

ляется причиной как положительных, так и отри)  

тельных эффектов. Все это, бесспорно, способство!  

ло упрочению взгляда на психологию как экспе{  

ментальную науку в отличие от смежных с ней нор(  

тивных наук - логики, этики и эстетики.  

 

Зельц также по-новому подошел к традиционт  

философской проблеме абстракции, которая в е  

трудах получила определенное психологическое о  

держание. Абстрагирование, по Зельцу, - важное yi  

ственное действие, играющее существенную роль щ  

решении различных заданий. Однако сам психоло]  

ческий механизм абстрагирования в работах 3ел1  

остается невыясненным.  

 

Зельц, наконец, по-новому поставил вопрос о i  

лях творческой деятельности, которая им мыслил.  

как <дополнение комплекса> или <заполнение 61  

ши>, т.е. стремление дополнить имеющуюся инф<  

мацию недостающими звеньями. Сходные взгляды  

цели мышления спустя почти полвека высказал Bai  

летт: <Мы должны довольствоваться рассмотрени  

мышления в качестве расширения очевидности, в <  

ответствиис очевидностью, таким образом, чтобы  

полнить пробелы в очевидности>. Разумеется, <доп<  

нение комплекса> - это также частный случай тв<  

ческой деятельности, но введение в круг рассматри  

емых проблем нового фактора как бы нарушай  

монополию одного единственного фактора и тот  

же ставит вопрос о различных целях творчества.  

 

ЗАКОНЫ ПОЛЯ КАК  

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ  

 

Психологическим направлением, еще более р  

кально выступившим против ассоциационизма, 61  

 

528  

 

[огия, представители которой изучали  

перцептивные, а также мнемические и  

>ные явления. Мы остановимся только  

г-гештальтпсихологами творческих про-  

йм, что, подобно вюрцбуржцам и Зельцу,  

касаясь творческой деятельности, из-  

>а <фантазия>).  

 

геенные особенности характеризуют ге-  

югию: во-первых, ярко выраженная тен-  

ютному подходу, т.е. стремление к объяс-  

(х частных явлений исходя из свойств це-  

кых, тенденция унифицировать законо-  

[хических процессов. В принципе обе эти  

1едует считать прогрессивными, однако,  

но, возражения вызывает их конкрет-  

 

поведение обезьяна проблемных ситуа-  

> приводит примеры <творческой> дея-  

йа этом эволюционном уровне: обезьяна  

Опалку как средство, с помощью которого  

1тать приманку: составляет сложную пира-  

кольких ящиков. Все эти действия не име-  

ЧПрошлом опыте обезьяны, и поэтому они в  

iepe могут быть сопоставимы с изобретени-  

1нные явления Келлер объясняет реоргани-  

)аза восприятия - улучшением гештальта  

О психического образа), который при воз-  

ни проблемной ситуации был несовершен-  

!M в силу внутренних законов психического  

<разевался в более совершенный.  

гештальтистов на творчество особенно об-  

изложены в итоговой и в то же время про-  

книге М. Вертгеймера <Продуктивное  

.Анализируя результаты своих экспери-  

наблюдений, а также открытия Галилея и  

на (с последним он был лично знаком),  

ф подчеркивает, что в ходе мышления чело-  

ривает и осознает особенности структуры и  

<я проблемной ситуации, в соответствии с  

он изменяет ситуацию в сторону ее улучше-  

 

529  

 

ния, при этом решающий замечает также пробел}  

<зоны нарушения> и т.д., опираясь на осмысление о<  

щей, целостной картины. Благодаря этому удаетс  

произвести перегруппировку, обнаружить структус  

ные центры, осмыслить роль, структурное местом  

значимость умственных операций, осмыслить резул  

таты производимых изменений в структурной иерар  

хии, наконец, выявить возможности отделения и пе1  

реноса отдельных черт.  

 

. Вертгеймером сформулированы следующие требе  

вания к людям, выполняющим творческую деятел1  

ность: не быть скованным выработанными навыкам1  

не выполнять работу механически, обращать внимав  

ние в первую очередь на проблему в целом, подходит  

к решению <с открытым умом> (без предрассудков




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 568
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь