Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Психология художественного творчествапишут П.В. Симонов и П.М. Ершов, - гла- ющую в структуре мотивов данной личности. екая активность порождается недостаточнос- я субъекта существующей нормы удовлетворе- >й потребности. Ситуация непреложно работа- доминирующую потребность, и бессмысленно эзарений на базе второстепенного для субъекта 1>.
>жественное восприятие - это безусловно вид ской активности, а входящее в его состав сопе- ние, посколькуонопроисходитсбольшим уча- 1-конструктивного воображения, - разновид- гой же активности. Среди потребностей челове- l немало таких, которые могут откликаться и без ой эмоциональной затраты на небесталанное >едение искусства, например гедонистическая ммуникативная. Но для того чтобы впечатление <лось, что называется, неизгладимо, преврати- одно из динамических образований эмоцио- >й памяти, воздействующих так или иначе на ение читателя, надо, чтобы оно внедрилось как орьбу главенствующей потребности с потребно-
-ей противоположными, причем, конечно, <на не> этой доминирующей потребности. 1ват впечатлением, имеющим ту или иную сугге- ую силу, бессознательной сферы психической 1ьности человека - непременное условие воз- аия на мотивацию его поступков, исходящую из этребностей. <Многие потребности, - пишут Симонов и П.М. Ершов, - не получают адекват- тражения в сознании субъекта, особенно если цет о наиболее глубоких, исходных потребнос- эт почему прямая апелляция к сознанию, на- 1Ивые попытки разъяснить <что такое хорошо и
сое плохо>, как правило, остаются удручающе
477
неэффективными. Еще Сократ был поражен алогич-1 ностью поведения человека, который знает, что хоро- шо, а делает то, что плохо. Человек ведет себя асоци- ально отнюдь не потому, что не ведает, что творит>. Далее П.В. Симонов и П.М. Ершов подкрепляют вы- сказанную мысль цитатами из Ф.М. Достоевского и А.А. Ухтомского, но с тем же успехом ее можно было бы развить, привлекая результаты исследований мно- гих современных психологов.
Воздействие художественных произведений на лю- дей тем более ценно, а его результаты именно потому столь трудно уловимы, что оно захватывает не только сознание, а порой и не столько сознание, сколько не- осознаваемые сферы психической деятельности, где вершит свое во взаимодействии со сложными <меха- низмами> потребностей и мотивов, то как бы сливаясь с ними, то включаясь как-то в борьбу между ними, подчас помогая победе той потребности, которой не хватало немногого, чтобы стать доминирующей.
Но, конечно, было бы опрометчиво сводить реаль- ное воздействие искусства только к прямому стимули- рованию каких-либо духовных потребностей содержа- нием произведений, еще менее убедительно - к по- ощрению благородных свойств характеров, хотя и то, и другое отнюдь не исключено. В любом случае, одна- ко, восприятие искусства лишь постольку способно сохраниться как долговременное впечатление той или иной эмоциональной насыщенности, поскольку отве- тит потребностям реципиента, войдет в динамический контакт с его стремлением к их удовлетворению, не- пременно специфическому, так как оно происходит в области воображения.
Существенным для характеристики особенностей художественного восприятия является его понимание как необходимости для целостного человека, <челове- ка-системы> с <обратной связью>, многосторонне раскрытой видным психологом А. Шерозия. Иными словами, художественное восприятие, осваивая про- изведение искусства и преломление в нем жизненных наблюдений и переживаний автора, приводит в дви-
478
вихическую деятельность самого читателя, ее ильный потенциал и ее процессы. Являясь ставным и объективно-субъективным, оно вникает в нерасчлененном виде, что таит в fK> суггестивную силу, ту самую, которую так аывают <загадочной> или <тайной>. уровневый комплекс художественного вос- IB некоторых исследованиях поглощает собст- йтетическое в искусстве, <красоту> его произ- 1, порой до полного ее исчезновения как якобы 8>уж существенную в реальном воздействии на ц. Нередко собственно эстетическое в искусст- йетью или почти полностью относят к его фор- время как о его содержании толкуют, прирав- 40 фактически к рациональной интерпретации Йдействительности. Тогда оказывается, что со- fianne, поскольку оно как бы вырывает персо- Цюдей или антропоморфизированных живот- 1зажи и т.п. из художественного контекста, со- ются с красотой только в том плане, что исхо- стетического идеала или восхищенной оценки тельных начал отображаемого художником сего - положительного героя). бреживание как составная часть художествен- ЬПриятия, конечно, по-своему соотносится и с ским идеалом, поддерживается или снижает- погическим отношением к объекту, возника- 1 эмоциональной основе, но этим сопричаст- эцесса специфике художественного не исчер- Ся. Любое проявление эмпатии, по внешним каМ аналогичное жизненному, здесь имеет свои Яости, отличающие ее от вызванной реальны- гоятельствами действительности. А поскольку ,-мы вправе сказать, что это специфическое со- йвание, во многом стимулированное воображе- фодни творчеству, отличному, однако, от твор- создателей художественных произведений. Оно ему противоречиво, совмещая в качестве про- ложностей хотя бы <чисто> жизненные черты с <и иного порядка.
479
В этом плане прежде всего отметим, что это сопере- живание никогда не отдается полностью отрицатель- ным эмоциям (хотя без них, конечно, не обходится), так как их фоном неизменно остаются эмоции, вы- званные искусством как искусством, а они всегда по- ложительные. Таково первое неизбежное противоре- чие сопереживания, само по себе вносящее корректи- вы в обыденные представления о его прямолинейном воздействии на сознание и подсознание читателя, якобы всегда готового усвоить художественное как об- разец для подражания.
Было бы неверным предполагать, что сопережива- ние читателя - это эмоции, оторванные от мысли. Обратим внимание на вывод Ф.В. Бассина: <Смысл в отрыве от переживания - это логическая конструк- ция, а переживание в отрыве от смысла - это скорее физиологическая категория>. Тем более применимо это положение к сопереживанию читателя, если толь- ко он взволнован подлинным произведением искусст- ва, а не его имитацией. Типическое же сопереживание читателя отнюдь не свободно от мышления, но боль- шей частью мышления не вербализованного, отнюдь не отлитого в законченные и, увы, нередко штампо- ванные фразы.
ЕщеЛ.С. Выготский убедительно и ярко раскрыл целостность внутренней, невербализованной мысли, ее непереводимость во внешнюю. Речь - это расчле- нённая мысль, перевод ее идиом в понятия, необходи- мые для человеческого общения во всех сферах дея- тельности, начиная с трудовой. Поэтому слова, иду- щие вслед за свернутой внутренней речью, не полно- стью ее передают сами по себе. <В нашей речи, - .писал Л.С. Выготский, - всегда есть скрытый под- текст. Мысль не выражается в слове, а совершается в нем>. Мысль предшествует слову, но ее вербализация - это не механический процесс, это не просто <обра- ботка> мысли, а ее пересоздание в новом качестве.
Концепция <подтекста> К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко направлена в конечном итоге на восприятие зрителем звучащей со сцены вер-
480
анной мысли во всей ее глубине, на восприя- ;з сопереживание, включающее в себя исо-
дтекст>, взятый великими режиссерами изжиз- усства, психологами возвращен в жизнь для на- воего объяснения и получил расширительное Й1ние. Нам же сейчас важно подчеркнуть, что 1умье в ходе художественного восприятия не за- собственную мысль читателя и не глушит ее, и даваясь в свернутом, невербализованном виде, 1менее активно функционирует, влияет на ха- и степень эмоциональной раскованности сопе- щия.
тащенные этими сведениями из научной пси- й, попробуем применить их к пониманию ха- 1 сопереживания - скажем так: неположитель- роям. В этом плане показательны произведения искусств.
аалюди смотрят на известную картину Репина, экающую, как Иван Грозны убивает своего сы- иу они больше сопереживают - преступнику э жертве? Не вызывает сомнений: несмотря на sac, который внушает здесь царь, именно он бе- ден сопереживание реципиента, пусть сложное, иное с безотчетным осуждением, сопровождае- итением свернутой, невербализованной мысли раки... Ведь на лице Грозного - взрыв злобы и ости уже как бы сводится на нет нарастающим виием перед собственным безумием, даже, по- 1) печатью обреченности.
переживание> - понятие, нетождественное >грольному <сочувствию>; оно и шире, и слож- противоречивее. В случае с картиной Репина оживание не означает нашего оправдания тира- ,оно отличает <человечное>, которое вдруг вы- >его смутной души на первый план нашего вос- ия, и по принципу контраста тем сильнее стано- пудожественное обличение. -глубоко сопереживаем Отелло, хотя, что ни го- нем хорошего, но все-таки благородный мавр
481
убил ни в чем не виновную Дездемону, - почему-то его доверчивость склонилась к злонамеренным измышле- ниям Яго, а не к нравственной чистоте любящей жены, Но нам нужно это противоречие, оно усиливает сопе- реживание, доводит его до трагического катарсиса.
Более того, мы сопереживаем шекспировскому Ри- чарду III, особенно, как это ни странно, в сцене с ле- ди Анной, когда он соблазняет женщину, у которой имеются веские основания его ненавидеть. Мы, быть может, ужасаемся собственному сопереживанию, по тем не менее оно есть, оно вызвано, по-видимому, восхищением титанизмом этого Поэта властолюбия, преступного цинизма, потому что по контрасту в этом образе заложено восхищение мощью человеческого разума, безграничность возможностей человеческой целеустремленности.
Мы ждем в одно и то же время и успехов каждой очередной интриги Ричарда, иго конечного немину- емого поражения, и это противоречие питает наше сложное сопереживание: мы и вместе с трагическим героем, и вдали от него, наше сопереживание сопря- жено с эмпатией и вместе с тем ее страшится, отвечая нашей потребности в торжестве справедливости, в на- казании зла, что и дает удовлетворение финалом тра- гедии.
И еще один пример - образ совсем иного звучания, но лишенный права согласно догматической эстетике претендовать на <положительность> - Остап Бендер из дилогии И. Ильфа и Е. Петрова - авантюрист, об- манщик, стяжатель... Правда, он герой комический, требующий, значит, к себе какого-то особого отноше- ния, в его образе явно угадываются некоторые приме- ты старого плутовского романа. Как бы то ни было, но наше сопереживание и даже сочувствие - явно на сто- роне Остапа. Чем же он симпатичен? Умен, наблюда- телен, ироничен не только к другим, но и к самому се- бе. Не причиняет явного ала хорошим людям, хотя ис- пользует их слабости, обнажает пустоту демагогии, смеется над тупостью, веяниями нелепой моды, мно- гим таким, что в самом деле недостойно уважения; од-
482
ачастую не бескорыстно смеется, а извлекает из 1этого выгоду. Почему же мы все-таки не прини- Ийдизко к сердцу тот, как будто очевидный факт, ланты Остапа направлены им к отнюдь не благо- й цели - к обогащению? Не кажется ли нам, что пение это - какое-то умозрительное, а увлекает 1е богатство, с которым, как потом выясняется, 1ком не знает что делать, а процесс бурной изоб- Щьной деятельности сам по себе, игра с опаснос- 1довольствие от обнажения всяческого пусто- -ва, претензий на значительность ничтожных тей, многого другого, высмеиваемого авторами браз их героя, в том числе и... жажды матери- излишеств. Противоречие? Несомненно. Но ке известно, что художественное восприятие IMO противоречиями, что оно призвано вызывать ложное противочувствование. о.т что, по-видимому, особенно важно для ак- ;ти и глубины читательского сопереживания. езусловно, отличается и эстетически облагора- явственно ощущаемый драматизм судьбы ко- сого героя - не в его будущей преждевременной 1не, в значительной мере условной, а в его фа- м одиночестве, определяемом социальным ом образа. Тут снова противоречие: Остап очень .во времени, он весь как художественный образ пен его атмосферой, жив его яркими примета- ми насыщен. А как характерен чужд своему вре- лотому что по его особости не в состоянии при- 1> к тем, кто строит социализм, так как остро чув- издержки происходящего, да и вообще не мо- .свойствам личности <слиться> с каким-нибудь "тгивом, не может и не хочет солидаризироваться рямыми нарушителями уголовного кодекса. >:с читателями <Двенадцати стульев> и <Золото- Ьнка> сближает Остапа Бендера его драматичес- ночество.
:мы подошли к необходимости для сопережива- <матизма художественного образа - важнейше- fero стимулятора. <Драматизм> как эстетическая
483
категория еще требует своего исследования, поиска точной дефиниции, объединяющей это понятие на- столько, чтобы оно оказалось равно пригодным для разных видов искусства. Для тех из них, что воспроиз- водят непосредственно образ человека, драматизм от- нюдь не тождествен <неустроенности> судьбы - тер- мин вообще расплывчатый, вряд ли полезный для те- ории художественного творчества и восприятия.
Произведение искусства воспринимается иначе по сравнению с жизненными явлениями. Понятно, что чудовищный поступок Грозного, глядя на картину мы отнюдь не оправдываем, но образ царя, как отмеча- лось выше, выражает кричащее противоречие, а образ его сына - однозначен: гибель есть гибель, смерть есть смерть, хотя бы и преждевременная, хотя бы и от руки отца.
Поиск читателем драматизма в художественном произведении, в идеале - эстетического потрясения, сопряжен как будто с удивительным стремлением ис- пытать отрицательные эмоции. Но такая <странность> отнюдь не исключена у человека и в жизни, - без ри- ска, без испытания человеком себя <на прочность> не было бы и прогресса.
<Существует ли... влечение к отрицательным эмо- циям, например, к страху, у человека? - спрашивает психоневролог В.А. Файвашевский. - Во многих слу- чаях поведение человека бывает таким, что с внешней стороны его невозможно объяснить иначе, как интен- сивным влечением к опасности. Достаточно вспом- нить завзятых дуэлянтов прошлого, различных аван- тюристов-кондотьеров и конкистадоров, путешест- венников-землепроходцев, азартных игроков, ставив- ших на карту все свое состояние, любителей рискованных видов спорта наших дней. Отметим при этом три обстоятельства. Во-первых, чаще всего эти люди материально обеспеченные, во всяком случае настолько, чтобы не беспокоиться о .поддержании своего повседневного существования. Во-первых, их сопряженные с опасностью действия доставляют им удовольствие (обратим на это особое внимание!
484
третьих, они субъективно не считают причи- их поступков стремление к опасности, а обос- к)т их прагматическими целями, риск же рас- >ают как нежелательное препятствие к их до- 1Ю>. Далее ученый говорит об <эмоционально- гельном восприятии негативной ситуации>, о потребность в биологически и психологиче- <цательных ситуациях проявляется в более или рвном виде столь широко, что эта тенденция, абсолютизирована без учета ее подчиненной отношению к потребностям в положительной лии, создает иллюзию существования у живого >а, в частности у человека, стремления к опас- ак самоцели>.
1 жизни. Тем более стремление испытать отри- йые эмоции на интенсивном фоне положитель- 1равданно в художественном восприятии, где <еть заведомо иллюзорна, хотя с помощью ак- работы воображения по-настоящему затраги- Вства, а сопереживание вызывает доподлинные смех. Поэтому если в жизни влечение котри- ным эмоциям, доставляющим удовольствие, Ья реализовать далеко не каждый, то встречи с гвом, насыщенным глубоким драматизмом, до- tu желанны всем, а мотивация, диктуемая в ко- А счете потребностью в эмоциях положитель- <евидна - нельзя только забывать о необходи- 1адесь обратной связи, т.е. о получении положи- fro через отрицательное. Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|