|
Психология художественного творчествасвязей между зафиксированными в памяти чел общества условиями. В активном воображен> мечтательности и <беспочвенной> фантазии. ное воображение направлено в будущее и ore временем как вполне определенной категори человек не теряет чувства реальности, не стаей вне временных связей и обстоятельств). АктивЯ ображение направлено больше вовне, человека основном средой, обществом, деятельностью м1 ше внутренними субъективными проблемами. ное воображение, наконец, и пробуждается заД ею направляется, оно определяется волевыми у> ми и поддается волевому контролю.
Воссоздающее воображение - один из видов ного воображения, при котором происходит кс ирование новых образов, представлений у люде
368
ри с воспринятой извне стимуляцией в виде Ї мых сообщений, схем, условных изображений, р и т.д. Этот вид воображения широко использу- "> g различных видах человеческой практики. ,цный строй применения воссоздающего вообра-
иця таков: кто-то рассказывает, как найти нужный д незнакомом районе города и подробно описыва- лоный путь следования. При восприятии слов зникают образы, их системы, соответствующие санию улицы, знаки, ориентиры. С большей или
рнъшеи точностью представляется внешний вид описываемых мест.
Степень соответствия возникших образов действи- льности будет зависеть от точности и образности описания, а также от яркости и богатства воссоздаю- щего воображения слушателя.
Более сложные виды воссоздающего воображения, такие как воображение чертежей, географических карт, нотных записей, восприятие литературных про- изведений, требуют специальной подготовки, знаний и навыков.
Несмотря на то, что продуктами воссоздающего во- ображения являются совершенно новые, ранее не вос- принимаемые человеком образы, этот вид воображе- ния основан на прежнем опыте. К.Д. Ушинский рас- сматривал воображение как новую комбинацию бы- лых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воз- действия на мозг человека материального мира. 1лав- ным образом воссоздающее воображение - это про- цесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их ком- бинации. Советский психолог Е.И. Игнатьев подчер- кивает, что образы воссоздающего воображения явля- ются одной из форм отражения объективной деятель- "та, через которые человек познает природу мате- РИЗЛЬНЫХ вещей и явлений, в данный момент не Действующих на его органы чувств.
Проведенные по специальной методике исследова- ния, заключающиеся в предъявлении испытуемым не-
369
законченных рисунков, показали, что в обета информационного дефицита достаточно хара> актуализация конкретных, связанных с опытов циаций. .
Субъективно испытуемые отмечали легкост нии, проявляли большой интерес к их выполн Сравнение результатов исследований с таковьим но проведенными в обстановке частичной сенск депривации, показало удлинение промежутка i предложением задачи и ее выполнением. Это и было объяснить знакомством испытуемых с зада содержание рисунков было другим при первом) ром исследовании, хотя по степени сложност) были равноценными. Одной из характерных ос ностей воссоздающего воображения у большИ исследованных в условиях частичной сенсорнс привацни лиц являлись, с одной стороны, легк разования субъективных образов объективного i жания, с другой - обострение воспоминаний, ; ние ассоциаций воспринимаемого текста с раэлШ ми эпизодами своего личного опыта.
Советским психологом О. И. Никифоровой от но, что воссоздающее воображение у различны; дей развито не в одинаковой степени (различие i чении, жизненном опыте, индивидуальных особе стях). Ею выделено четыре типа литературного во дающего воображения.
Первый - наиболее слабое воображение. Прй нии описания пейзажа у таких испытуемых совс пробуждалась деятельность воображения, у нщ возникли наглядные представления о пейзаж.е могли пересказать содержание прочитанного тол общей форме, а
Второй. У испытуемых могут возникать предста) ния, но они в той ияи иной мере не соответствуют сту. Сложный процесс воссоздания художественй образа подменяется процессом конкретизации личного, индивидуального воспоминания, болеет менее сходного с образом описания.
370
TneiM. В этих случаях отмечалось прежде всего
тление точнее представить себе образ пейзажа по описанию. Лицам данного типа приходилось де- о анализировать текст. При чтении у них возни- 1и несоответствующие тексту воспоминания, но в цие от испытуемых второй группы они всегда доверяли эти воспоминания на основе анализа текс- J старались путем сознательной переделки воссоз- пй-гъ образы такими, какими их изобразил писатель. ocaowoe качество испытуемых Этого типа то, что они цет-ко определяли различия между образом литератур- ного описания пейзажа и своими воспоминаниями. Испытуемые могли воссоздать в воображении образ пейзажа по его описанию даже в случае, если они ра- нее никогда не видели в жизни такого или сходного пейзажа.
Четвертый. Полное приспособление воображения к своеобразию художественных описаний и полное под- чинение образных процессов глубокому и точному анализу текста. У таких читателей, - как пишет О.И. Никифорова: <сразу вместе, по ходу чтения, возника- ют представления, соответствующие образу пейзажа, созданному писателем. Никаких заметных операций воображения, никаких переделок представления у них не наблюдалось>. Образы возникли сами собой по ме- ре чтения текста. Эти испытуемые просто <видели> образы. Особенности данного типа в том, что образы возникали сразу без опосредованного воспоминания прошлых впечатлений.
Но образное воссоздание зависит не только от способностей к воссоздающему воображению, от Уровня знаний, но и от стилистических особенностей описания.
Как показали исследования, человеку легче воссоз- дать образ при синтетическом описании, и сам образ будет более правильным.
В наших прямых наблюдениях мы заметили тот Факт, что у некоторых людей, знающих какой-либо транный язык настолько, что они могли свобод- но читать на нем художественную литературу, но не
371
настолько, чтобы мыслить, оперировать понятия> абстракциями, при чтении художественных произв дений на этом языке образы воссоздающего вообр жения бывали настолько яркими и непроизвольным что порою возникает впечатление <как будто прокр чивается фильм>. При чтении художественной лт ратуры на родном языке подобного явления не зам чалось. Однако в обстановке сенсорной депривац такая же яркость образов присуща при чтении литед туры на родном языке, j
Антиципирующее воображение лежит в основе оче важной и необходимой способности человека - пр< восхищать будущие события, предвидеть результа своих действий и т.д. Этимологически слово <пред> деть> тесно связано и происходит из одного корня словом <видеть>, что показывает важное значен осознания ситуации и перенесения определенно элементов ее в будущее на основе знания или предуй дывания логики развития событий. 1
Антиципирующее воображение внутренне связав со структурой любой человеческой деятельности. Б лее примитивные и простые формы этого вида воо ражения есть у животных. Корни антиципирующе воображения уходят в сферу жизненно важных пр способительных механизмов мозга, в основе котор лежит принцип опережающего отражения действ тельности, то есть приспособление к будущим, еще наступившим событиям. Не будь этих механизмов,) одноживое существо не могло бы просуществовать минуты. Это - универсальное явление жизни, кот рое во многом определило все формы приспособ тельного поведения живой материи. Высшим проя лением этого принципа и является деятельность ант ципирующего воображения в его конкретных челов ческих формах: мечты, предвосхищение событи предвидение последствий своих действий и т.д. ;
Как и остальные виды воображения, антиципир ющее черпает <строительные> материалы из запас памяти, из знаний прошлого и настоящего, из пон1 мания логики развития определенных событий.
372
родаря антиципирующему воображению, человек ор- гциизует свою деятельность, исходя не только из свое- го личного опыта, но используя опыт других людей и всего человечества.
в новой и неизвестной ситуации человек не может не прибегать к методу проб и ошибок. Антиципирую- щее воображение помогает мысленно проделать ряд действий, исследовать предполагаемые варианты по- ведения, возможные последствия, на основе которых человек может тормозить и откладывать одни и акти- визировать другие действия. Человеку не нужно пры- гать с двадцатого этажа, чтобы узнать, как опасно та- кое падение. Наоборот, представление собственного падения с высоты и связанный с ним страх (что явля- ется, кстати, очень частым мотивом сновидений), а также воображаемая картина возможных последст- вий - повреждения, увечья, переломы, смерть и т.д. - удерживают многих людей от соблазна залазить на де- ревья и крыши, и обусловливают, казалось бы, ничем не обоснованный страх высоты.
Таким образом, благодаря этой способности, чело- век может <мысленным взором> увидеть, что произой- дете ним, с другими людьми или окружающими веща- ми в будущем. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ори-. ентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на собы- тия прошлого.
Эту ситуацию, возникающую в воображении, мож- но обозначить как ситуацию <как будто>. Принимая определенную социальную или личностную роль в та- кой ситуации, человек проверяет достоверность своих знаний о себе, а также о своей <экологии>, то есть о не- посредственно окружающей среде и окружающих лю- дях. Выдвинутые гипотезы проверяются в практичес- кой деятельности. Некоторые из них отбрасываются как неадекватные и несоответствующие действитель-
373
ности, другие, подтвержденные опытом, призна1 как правильные, и на примере их строятся новые.
Успех прогнозирования, соответствие предполаг, мых результатов действительным будет зависеть от- го, насколько материал антиципирующего вообраД ния объективен и соответствует действительное Степень правдоподобия предположения будет за< сеть от того, насколько в гипотезе учитываются из) стные факторы и законы природы и человеческого щества, а также противоречит ли данная гипотезах тановленным законам.
<Тени, отбрасываемые будущим>, как называ психологи представления о грядущих событиях, ол дания предстоящего, являются психологической альностью и могут служить причиной изменения вг треннего состояния человека, возникновения CK{ той готовности к реализации латентных импульс Антиципация будущего возможна благодаря имеь скрытой реакции ожидания, установочной реакш возникающей на основе действия воображения. 061 зы антиципирующаго воображения, связанные представлениями о будущем, настраивают органи1 на определенные действия, когда, казалось бы, н еще повода для таких мер. В результате человек в ощ ной ситуации оказывается более подготовленнь встрече с <непредвиденными> обстоятельствами. Э" аспект антиципирующего воображения особенно ; пешно разрабатывается в инженерной психологи психологии труда, в исследованиях поведения опер торов в аварийных ситуациях, где исход зависит умения предвидеть тенденцию назревающих собыТ> и предотвратить их.
Оценивая в целом особенности активного вообр жения в экстремальных условиях, связанных с части ной сенсорной депривацией, можно было прийти выводу об определенной активации этой психолог ческой функции. Активация воображения в состо нии сенсорного голода является, очевидно, одним компенсаторных механизмов, способствующих ад8 тации к новым необычным условиям.
374
удаление функции активного воображения может ззся особенно полезным для человека, занимаю- "осп поисками решения научной задачи, разработ- новых подходов, переосмысливанием полученных ее данных, анализом теоретических построений и гипотез.
Творческое воображение - это такой вид воображе- ния в ходе которого человек самостоятельно создает ццеые образы и .идеи, представляющие ценность для других людей или для общества в целом и которые во- площаются (<кристаллизуются>) в конкретные ориги- нальные продукты деятельности. Творческое вообра- жение является необходимым компонентом и осно- вой всех видов творческой деятельности человека. В зависимости от предмета, на который направлено во- ображение, различают научное, художественное, тех- нологическое воображение. Примером творческого воображения в науке, например, являются своеобраз- ные образы-понятия, в которых в наглядной форме проступает определенное понятие. В химии - это формула вещества, то есть специфический образ в ви- де рисунка дает полную характеристику данного веще- ства, указывает порядок связи атомов в молекуле и структуру их расположения в пространстве. В физи- ке - это наглядная модель строения атома, в биоло- гии - модель, образ молекулы белка и т.д.
Образы творческого воображения создаются по- средством различных приемов, интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения раз- личают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формиру- ются идеальные образы, и второй - операции, на ос- нове которых перерабатывается готовая продукция.
Одним из первых психологов, изучавших эти про- цессы, был Т. Рибо. В своей книге <Творческое вооб- ражение> он выделил две основные операции: диссо- циацию и ассоциацию. Диссоциация - отрицатель- ная и подготовительная операция, в ходе которой раз- дробляется чувственно данный опыт. В результате
375
такой предварительной обработки опыта элеме> его способны входить в новое сочетание.
Диссоциация - самопроизвольная операция, проявляется уже в восприятии. Как пишет Т. Рибо одну и ту же лошадь художник, спортсмен, торговец равнодушный зритель смотрят по-разному: <качест занимающее одного, не замечается другим>. Таким ( разом, вычленяются отдельные единицы из цела ной, образной структуры. Образ <подвергается нещ стан ной метаморфозе и обработке по части устра ния одного, прибавления другого, разложения части и утраты частей>. Без предварительной диссо ации творческое воображение немыслимо. Диссо1 ция - первый этап творческого воображения, э подготовки материала. Невозможность диссоц ции - существенное препятствие для творческого ображения.
Ассоциация - создание целостного образа из ментов вычлененных единиц образов. Ассоциация ет начало новым сочетаниям, новым образам. Кр, того, существуют и другие интеллектуальные оп ции, например способность, мыслить по аналог частным и чисто случайным сходством. Так, a6oi ны Австралии называли книгу <раковиной> то потому, что она открывается и закрывается: подо стремление одушевить все Рибо сводил к двум TV олицетворение и преобразование (метаморф Олицетворение состоит в стремлении одушевить предположить во всем, в чем есть признаки жиз даже в безжизненном, желание, страсть и волю. цетворение - неиссякаемый источник мифов, ( рий, сказок и т.д.
В исследованиях особенностей мышления кп ного населения тундры нганасан Таймыра обна вались тенденции к многообразным олицетворе и преобразованиям. Особенной силы эти npoij достигли в условиях патологии, являясь содеря галлюцинаторных переживаний при алкогс психозах и в условиях изоляции.
376
горными сверхъестественными существами нга- . являются няма, нгуо, коча, дямады, баруси. Например, Туй-нямы (мать огня), Коу-нямы (мать пниа), Кигеда-нямы (мать Луны), Сырада-нямы , д подземного льда). Мужчина - хозяин явлений роды: Кая-нгуо (бог грома), Но-нгуо выступает и олицетворение болезней. Нгуо обитает в верхнем нижнем мире. Нижний мир - Бодоербомоу (земля мертвецов) населен мертвецами.
Баруси - это сверхъестественные существа, иногда Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|