|
Психология художественного творчестваз искривленное положение ноги напоминает о пере- ломе, бывшем следствием прыжка с балкона>.
<Надписи на пьедестале составлены из отрывков стихотворений и газетных статей политического со- держания, которые всегда на устах у нашего больного.
333
придающего им таинственное значение в смысл мека на рабство, в каком его держат теперь в бо, це, и на возмездие, какое он готовит за это>.
<Но самое замечательное из произведений бе. столяра - это трофей на голове статуэтки, служг так сказать, графическим изображением песенк) знаю, им ли самим сочиненной или только заим ванной из какого-нибудь сборника народных t: Каждому куплету песенки соответствует особой волическое изображение. Для первой строфы, щ мер, яд представлен в виде чаши, тут же нарисой пара кинжалов; саркофаг или ящик с крышкой i эмблемой слов окончить жизнь и гроб; любовь творяется двумя букетиками цветов.
Для второй строфы под изображением колокс мещены две скрещенные трубы, как олицетв(>1 похоронного звона; пестрая толпа третьей стр священник или, скорее, шляпа священника то1
Вот перевод этой песенки, воспроизведенной Ломброзо по рукописи автора.
Буду любить тебя Песенка
Яд я теперь для себя приготовил, Пару кинжалов держу у груди, С жизнью расстаться я сильно желаю, С жизнью печали и мрачной тоски. Буду любить тебя даже за гробом, Даже и мертвый все буду любить. Колокол мерно тогда зазвучит, Смерть всем мою возвещая; Звон погребальный к тебе долетит, Станешь ему ты внимать, дорогая. Буду любить тебя даже за гробом, Даже и мертвый все буду любить. Мимо тебя пронесут до могилы Прах мой в сопутствии пестрой толпы; Дряхлый священник, взобравшись на вилы, Вечную память тогда пропоет. Буду любить тебя даже за гробом, Даже и мертвый все буду любить.
334
i11,[, так что для полноты картины недостает толь- рцл. Нужно заметить, что нож и вилка - любимые "дя больного: изображение их служит эмблемой
____ nil агГ 1л nlT l-IIVTIrr/L г> UtnnTIA 111 гппагч1
ТОГО,
что он ест и пьет, находясь в неволе, <на галерах>,
pro выражению, и потому он всегда носит эти ору- д сделанные им самим из дерева, в петлице своего латья или на шапке>.
Здесь кстати будет снова припомнить, что у лика- ц легенды их пишутся именно таким способом, т.е. сунки перемежаются со стихами.
Подобное изобилие эмблем затемняет иногда мысл картин даровитейших художников, страдаю- щих галлюцинациями.
5) У некоторых, хотя и немногих, душевнобольных является, по замечанию Тозелли, странная склонность к рисованию арабесок и орнаментов почти геометри- чески правильной формы, но в то же время чрезвы- чайно изящных; впрочем, особенность такого рода обнаруживают только мономаньяки, у безумных же и маньяков преобладает хаотический беспорядок, прав- да, иногда тоже не лишенный изящества, как это до- казывает сообщенная мне Монти и нарисованная су- масшедшим картинка, с изображением какого-то зда- ния, составленным из тысячи мельчайших завитков, красиво перепутанных между собою на всевозможные лады.
6) Далее, у многих, в особенности у эротоманьяков, паралитиков и безумных, рисунки и поэтические про- изведения отличаются полнейшей непристойностью; так, один душевнобольной столяр вырезывал на углах своей мебели и на верхушках деревьев мужские поло- вые органы, что, впрочем, опять-таки напоминает скульптуру дикарей и древних народов, в которой по- ловые органы встречаются повсюду. Другой, капитан из Генуи, постоянно рисовал неприличные сцены. Иногда такие художники стараются замаскировать ничность своих рисунков и объяснить ее мнимыми Требованиями самого искусства, как, например, боль- и, воображавший, что изображает картину Страш- о суда, или патер, который рисовал обнаженные
335
фигуры и потом затушевывал их так артистически детородные органы, груди и пр. выделялись сц шенно ясно, и на упреки в непристойности возщ что ее находят лишь люди, враждебно относящий его рисункам. Этот же самый субъект часто изобд группу из трех лиц- женщину в объятиях двоих чин, из которых один был в шляпе патера (Раджа
Маньяк М., писавший иногда, как мы уже ви такие прелестные стихотворения, иллюстриров множеством рисунков с изображениями каких-э возможных животных, монахов или женщин и га вал им всем самые неприличные позы.
У некоторых, именно у паралитиков, цинизм-j являлся еще с меньшей сдержанностью. Так, я п одного старика, который рисовал женские под органы и писал самые непристойные двустишия головках писем к своей жене. Любопытное яв} представляли также два живописца, один из Ту, другой из Реджио, страдавшие манией величия: ) их было стремление к содомскому греху, основ; на той безумной идее, что они - боги, властителя ра, создаваемого ими тем же способом, как птии сут яйца. Один из них, обладавший замечательнь лантом, даже изобразил себя на картине, пис красками, в момент подобного создания мира, шенно голым, посреди женщин и различных ci лов своего могущества. Эта чудовищная картина производит перед нами древнее изображение бо ва египтян, Птифалло, и отчасти служит объясней происхождения этого мифа. -.
7) Общую черту большей части произведений масшедших составляет их бесполезность, ненужи для самих работающих, что вполне подтвержд изречением Гекарта: <Трудиться над созданием i чему непригодных вещей - занятие, свойстве только сумасшедшим>. Так, одна женщина, стр шая манией преследования, работала по целым rQ прелестно разрисовывая хрупкие яйца и лимоны по-видимому, без всякой цели, потому что всегда? тельно прятала свои произведения, так что даже
336
пою она считала своим лучшим другом, удалось gi-i, их только после ее смерти. В том же роде был уд того больного, который сшил себе только один о чем мы говорили раньше. Можно подумать, сумасшедшие, подобно гениальным артистам, то-
придерживаются теории искусства для искусства, ппью в извращенном смысле.
8) Иногда сумасшедшие создают и чрезвычайно по- лные вещи, но совершенно непригодные для них JUHO, и притом не по той специальности, какой они "режде занимались. Например, один помешавшийся нтендантский чиновник придумал и сделал модель ровати для беснующихся больных, до того практич- ной, что, по-моему, кровать эту следовало бы ввести в употребление; двое других чиновников сообща делали .прехорошенькие, покрытые резьбой спичечницы из бычьих костей, хотя пользы не могли извлечь никакой из этой работы, потому что отказывались продавать свои произведения. Впрочем, мне случалось видеть и много исключений из этого правила: так, меланхолик, страдавший манией убийства и самоубийства, устроил себе из костей, остававшихся от обеда, нож и вилку, что было для него очень полезно, так как, по приказа- нию директора, ему не давали металлических ножей и вилок. Мегаломаньяк, служитель кафе, лечившийся в больнице Колленьо, приготовлял там превосходную сладкую водку, хотя материалы, доставлявшиеся ему любителями этого напитка, были самого разнообраз- ного качества. Пятидесятилетняя женщина, страдав- шая припадками бешенства, сшила громадный ноч- ной чепчик в виде шлема и не могла уснуть иначе, как натянув его себе на лицо по самую шею; маньяк-пре- ступник из лучинок сделал себе ключ. Я не говорю здесь о тех, которые устраивали для себя настоящие кирасы из железа или камешков, так как в этом случае Работа вызывалась необходимостью защититься от во- ображаемых преследователей, и потому труд вполне вознаграждался полученными результатами.
9) В художественном творчестве сумасшедших, ко- чно, преобладают всевозможные нелепости как от-
337
носительно колорита, так и самих фигур, но бенно сказывается у некоторых маньяков вслед неравномерной, преувеличенной ассоциации ид) дающей места промежуточным оттенкам при а щении задуманного художником образа. У безу же встречаются перерывы в ассоциации идей, кэ видно, например, из того, что один из них, желаз бразить брак в Кане, превосходно нарисовал все: столов, а вместо фигуры Христа - огромный цветов.
Паралитики обыкновенно не умеют справит размерами изображаемых предметов, вследствие куры выходят у них одинаковой величины с лов ми, вишни - с дынями, или же, несмотря на всю тельность отделки, рисунок выходит какой-то Heaj ратный, точно картинки, нарисованные детьми. помешанный, воображавший себя вторым Верн изображения лошадей проводил только четыре ч а другой рисовал все фигуры вверх ногами.
В тех случаях, когда умопомешательство сопроц дается потерей памяти, так что больные и в разге) ной речи забывают некоторые слова, в рисунках ч замечается недостаток существенных частей его. один сумасшедший отлично нарисовал сидящег нерала, но забыл нарисовать, на чем он сидит.
10) У некоторых, в особенности у мономаш мы видим, наоборот, уже слишком большое изо мелочных подробностей, так что из желания т выразить идею рисунка они делают его соверши непонятным. На одном пейзаже, например, помей ном в Турине между не принятыми на выставку кгц нами, на видневшемся вдали поле все былинки (Я ливо отделялись одна от другой, или же в громад картине штриховка была сделана такая же тонкая в маленьком рисунке карандашом.
Иногда, кроме изобилия подробностей, замена еще полнейшее отсутствие перспективы, как, на1 мер, в рисунке, воспроизведенном здесь посредсЧ ксилографии, где все отдельные части сделаны ев шенно правильно, но, вследствие полнейшего 01
338
перспективы, в общем выходит какой-то сум- р Можно подумать, что это рисовал настоящий ху- цик, но учившийся в Китае или Древнем Египте.
знал троих подобных живописцев, из которых дн был мономаньяком, отличавшийся еще тем, что "ля письма употреблял печатные буквы, и двое - по- щанных. Кроме того, мне случалось видеть одного французского капитана-полупаралитика, рисовавше- го фигуры угловатыми линиями, точно египетские профили. Вышеупомянутый мегаломаньяк, сшивший себе один только сапог, сделал раскрашенный барель- еф, на котором фигуры своими непропорционально большими конечностями и крошечными лицами очень походили на священные картины XII столетия. Наконец, один больной вырезывал на трубках и вазах барельефы, совершенно сходные с теми, какие встре- чаются на древних орудиях из тесаного камня. Таким образом, эти примеры доказывают полную аналогию между психическим состоянием человека и внешними проявлениями его деятельности.
II) Некоторые из сумасшедших выказывают уди- вительный талант в подражании, в умений схватить внешний вид предмета, например, они совершенно точно срисовывают фасад больницы, головы живот- ных, но такие, хотя весьма тщательные, рисунки бы- вают обыкновенно лишены изящества и напоминают младенческое состояние искусства. Мне случилось видеть, что подобные картины нередко выходят до- вольно удачными у идиотов и кретинов, которые, по- жалуй, стоят в умственном отношении на одном уров- не с первобытными людьми.
Многие постоянно воспроизводят один и тот же сюжет; так, у Фриджерио был душевнобольной, всегда Рисовавший пчелу, которая отгрызает голову у мура- вья; другой, воображавший, что его расстреляли, чер- тил ружья, третий - арабески. Иногда это постоянст- во обусловливается прежними занятиями, например, У столяров и моряков и пр.
Последнее обстоятельство служит объяснением то- "о факта, что душевнобольные и даже совершенно по-
339
мешавшиеся достигают иногда значительной степ совершенства в своих рисунках вследствие постщ ного повторения известного сюжета. Сумасшедц вечно рисующий одни корабли, наконец станов1 артистом в их изображении. Впрочем, иногда эта< собность, как и внезапное появление поэтичес> литературного таланта, вызванное потерей рас ка, - например, у Фарина - обусловливается эне ей и напряженностью галлюцинации. Под влия{ их люди, никогда не бравшие кисти в руки, сразу д ются живописцами и даже художниками, как это и чилось с Блэком (о котором рассказывает Бри именно благодаря тому, что давно умершие люди гелы и пр., представлялись ему живо и совершенн четливо. Той же способностью обладал поэт-Mai Джон Клер; он уверял даже, что был очевидцем давно прошедшего времени и присутствовал пр> вершении казни над Карлом 1.
Действительно, все эти события он воспроиз на полотне поразительно правдиво, хотя не пол никакого образования и, следовательно, не мог: ствовать ничего из книг.
Впечатлительностью объясняется отчасти и ст к копированию картин и списыванию стихов, за] емая у тех из психически больных, от которых меньше можно было ожидать этого, - у безумные
Тут, очевидно, играет большую роль тот факт, ч потерей рассудка фантазия приобретает полный f стор и больной проникается сочувствием к произа ниям той же фантазии, тогда как у нормальных лЩ здравый смысл, не допускающий их до иллюзий галлюцинации, в известной степени подавляет эстетические и артистические наклонности. Хощ копировать можно лишь то, что хорошо видишь.
Отсюда уже понятно, каким образом самое иО ство может, в свою очередь, способствовать развЯ душевных болезней и даже вызывать их. ВазариЧ сказывает о живописце Спинелли, что когда он ПН многих бесплодных попыток нарисовал наконец цифера во всем его безобразии, то последний Я1
340
у go сне и укорял, зачем он изобразил его таким уро- Этот образ потом в продолжение нескольких лет ледовал Спинелли и едва не довел его до само- цства. Верга знал другого художника, который, "олгое время упражняясь в рисовании змеевидных ли- стал видеть их перед собою днем и ночью, под ко- gu даже превратившимися в настоящих змей. Это до ой степени мучило его, что он пытался утопиться.
Бывают случаи, что страсть к рисованию вызывает- не фантазией, но простым автоматизмом, развива- ющимся с особенной силой именно тогда, когда вся- ие другие проявления психической деятельности на- чинают слабеть. Нечто подобное мы видим в детях, оторые автоматически рисуют и пишут разные кара- кульки.
Что в известной степени тут имеет влияние ата- визм, доказывается нетолько сходством этих рисун- ков с монгольскими, но также и страстью сумасшед- ших к музыке. Вопрос этот был весьма обстоятельно разработан известным алиенистом и знатоком музыки Винья в его сочинении <По поводу влияния музыки>, изданном в Милане в 1878 году.
Музыкальное искусство у сумасшедших. Музыкаль- ные дарования, подобно способности к живописи, да- же еще в сильнейшей степени, чем эта последняя, сла- беют у тех душевнобольных, которые до заболевания слишком страстно занимались музыкой. Адриани за- метил, что музыканты, лечившиеся у него от умопоме- шательства, почти совершенно теряли свои музыкаль- ные способности и если иногда занимались музыкой, то совершенно машинально, иные же, лишившись рассудка, постоянно повторяли одну и туже пьесу или отдельные фразы из них. Винья говорит, что Доницет- ти, находясь в последнем периоде сумасшествия, оста- вался совершенно равнодушным, когда при нем игра- ли его любимые мелодии. В последних произведениях этого композитора отразилось роковое влияние болез- и. То же самое замечают музыкальные критики и в симфонии-увертюре к <Мессинской невесте>, напи- санной Шуманом во время припадков сумасшествия.
341
Но это нисколько не противоречит высказан> мною положению, что умопомешательство вызыл) артистические способности в субъектах, не имей их раньше, а, напротив, только доказывает, как эт уже видели относительно живописцев, в какой" чтожной степени сохраняется у музыкантов преле любовь к искусству, злоупотребление которым, MQ быть, и сделалось причиною их сумасшествия.
Впрочем, Мазон Кокс, заметивший, что мне виртуозы вместе с потерей рассудка теряли и му кальные способности, наблюдал также несколько < чаев, когда под влиянием психоза эти способнв усиливались. Несомненно, однако, что музыкалы талант появляется, иногда почти внезапно, всего 41 у меланхоликов, затем у маньяков и даже убезумк Я помню одного больного, совершенно потерявн Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|