|
Психология художественного творчествастях великих людей, стал отождествлять их с сумас- бродными фантазерами, духовидцами и фанатиками. Потом нашлись ученые, пытавшиеся доказать, что это соответствует действительности. Маро де Тур считал, что <гений - это невроз>, что <душевный склад гения и безумца одинаков>. По пословице - крайности схо- дятся. И если Вейнингер, не бывший врачом, <впаде- ние> гениев в состояние безумия объяснял ссылкой на такой слишком неопределенный момент, как непо- сильность бремени (<им стало слишком тяжело но- сить весь мир на своих плечах>), то фрейдисты пыта- лись гениальность объяснить научно, указывая на суб- лимацию неудовлетворенных желаний, <Эдипов ком- плекс> и т.д., хотя научность некоторых их подходов очень сомнительна.
Так, Макс Граф считал, что <Летучий голландец> Вагнера - это поиск истинного материнского сердца и покоя - композитор якобы стремился, убегая в мальчишеские фантазии и материнские руки, найти покой. Людвиг Джекельс наполеоновские амбиции править миром объяснял выражением желания подчи- нить себя власти своей матери - Матери Земли. Али- са Скербер творчество Данте также объясняла только любовью к матери и Беатриче.
Психоаналитики школы Альфреда Адлера считали великие творческие достижения результатом действия механизма компенсации за действительные или мни- мые недостатки. Так, по их мнению, Демосфен стал
351
величайшим оратором, стремясь компенсир01_. достатки своей речи. Бетховен стал непревзойде композитором по причине глухоты, сосредот внимание на слуховом опыте, непрестанно и : сивно тренируясь. Говоря это, автор забыла, 41, ховен был гений и до глухоты и после того, как И хотя фактор компенсации, по мнению сторон> Адлера, не единственный, но важнейший.
Вопрос о близости, даже родстве невроза с rei ностью, о гении как безумце довольно активно с дается в современной западной психологии и иск воведении. По мнению Ланге Эйхбаума, девять J тых всех гениев ненормальные; практически, гоь, он, все гении - психопаты. Кретчер считал, что нии не следует видеть идеальный образ гармони человека. Психопатическое вырождение - постов возвращающийся, существенный и необходвв компонент гения. Комбинации отличного здороК высшей гениальностью, о чем писал Ницше, не с. ствует.
Хок, американский исследователь гениальнс полагает, что этим мнениям противостоят против ложные. Так, Жильберт Кларк в книге <Шелли и. рон> пытался доказать, что физический недост Байрона, хотя и .очень влиял на его чувствитель, душу, был стимулом для компенсации и достиж высот совершенства. Вообще физический дефект болезнь, по мнению некоторых психологов, частот гут становиться источником гениальности. <Это1 жет показаться ошеломляющим, но мы все жедо признать факт, что многие люди стали гениями, чив болезнь>.
Чтобы дать представление о том, как ставит трактуется рассматриваемая проблема в совремеь. американской психологии, сошлемся на работы Карлсона. По его мнению, риск психического заЫ вания в общей массе - 5%. У гениев он значите выше. Следовательно, есть связь между творчес1 потенциалом и психозом - таков его вывод. Эту! тину якобы дает исследование среди великих пиС
352
" композиторов, художников. Вот слова Карлсона: tiiecm людей один является носителем гена шизо- и, и совершенно очевидно, что все носители не Ф. быть творчески одаренными в такой мере, что- менять мировой порядок. Некоторые из них про-
Q хорошие мыслители, проявляющие оригиналь- в более ограниченном масштабе. Но историчес- факты свидетельствуют о том, что люди, способ- е к блистательному мышлению самого высокого уровня, подобно Ньютону и Эйнштейну, должны быть носителями гена шизофрении>. Возможно, что у та- i индивидуумов есть и другие важные гены, но они пока не распознаны.
Попытки очистить генофонд человечества и вывес- ти <чистые линии> талантливых ученых автор осужда- ет, ибо это сделать невозможно. Предрасположен- ность к близорукости, шизофрении, алкоголизму - это цена, которую платит человечество за высокую одаренность отдельных людей, без которых невозмо- жен прогресс.
Карлсон считает, что <дефектный> ген вызывает болезнь, но в то же время он может обладать благо- творным действием. То же, а может и в большей мере, относится и к гену шизофрении. Но, в отличие от <ге- на алкоголизма>, он распространен равномерно - 20% в популяции независимо от этнической принад- лежности. Карлсон считает, что наличие гена шизо- френии - один из стимулов высокой творческой ода- ренности, и приводит множество примеров наличия их у выдающихся людей и их родственников. По мне- нию Карлсона, этот ген был у Эйнштейна, а у его сы- на врачи констатировали шизофрению. Следователь- но, хотя Эйнштейн был душевно здоровым человеком, но он был носителем такого гена, что, несомненно, влияло на умственный и душевный строй этого гения, хотя и не вызвало заболевания.
Американский психолог приводит целые списки гениев, страдавших душевными болезнями (Декарт, Паскаль, Ньютон, Фарадей, Дарвин: философы -
Зак. 2027
353
Платон, Кант, Шопенгауэр, Эмерсон, Спенсер, ше, Джеймс и другие).
Другой американский психолог, Рескин, пытИ найти связь между одаренностью и нарциссиа Особенности творческой личности: <Поглощено собой, ориентация на самого себя, богатая внутрь жизнь, первичные мыслительные процессы, ищ сивность, независимость, самоутверждение, поа ность в господстве и доминировании, готовносчп пользовать других людей, отсутствие эмпатики, > ристость и агрессивность, потребность в приз окружающими - якобы свойственны как творче личности, так и личности с чертами нарциссизма
Сторонники идеи <гений - это невроз> чаще l ссылались на такие психические акты и состоя как интуиция, способность великих людей угадь отдаленные связи, предвидеть события (дар безу> мифической Кассандры) и особенно вдохнове Превращая образное выражение Горация о вдох) нии как <приятном безумии>, Уланда - <сладос безумии> и множество других поэтических харак стик этого состояния в научный тезис, они отожде ляют безумца и поэта, композитора и помешанжи этой связи вспоминаются также слова Л. Сте" вдохновение и впечатлительность - единстве оружие гения.
Когда возбуждение (вдохновение) становится бенно сильным, то склонность к музыке оказыва преобладающим выражением духовной жизни чел ка. Это, по мнению Ломброзо, служит объснеН< почему среди гениальных безумцев так много Mj кальных знаменитостей. К их числу он относил 1л< Генделя, Моцарта, Шумана, Бетховена, Донице Перголези и других.
Своеобразную трактовку вдохновению давал . Луначарский. Он отмечал в нем различные ста подчеркивал опасность срыва, перехода в свою пр< воположность на высших уровнях напряжения. В l дисловии к работе А.М. Евлахова <Конституцион ные особенности психики Л.Н. Толстого> он m
354
вдохновение, представляющее собой способность а к высшим по своей интенсивности напряжени-
при дальнейшем повышении может уже привести трансу, к срыву: <В результате мы будем иметь вихрь знания, погасание этого сознания, судороги...> И ще: <Если же рядом с этой способностью высокого дпряжения творчества в момент так называемого вдохновения> средняя работа наблюдательности, " трудолюбия и т.д. оказывается сама по себе очень ццсокои, то мы будем иметь гениальную творческую работу или близкую к этому типу>.
Ненормальные акты поведения, аморальные тен- денции творчества великих художников Луначарский увязывал прежде всего с социальными процессами, с характером эпох, сущностью классов. <Больные>, от- живающие классы порождают и больных выразителей (декаденты, дадаисты). <Здоровые классы и эпохи об- . ходят их>.
Тем не менее, по мнению Луначарского, психопат может оказаться несколько дефектным в своей реаль- ной жизни, ибо его чрезвычайная возбудимость, не- уравновешенность его натуры, циклы его повышен- ных и пониженных настроений могут создать из него довольно несносного в общежитии человека. <Но все эти свойства как раз делают из него хороший художе- ственный инструмент... История литературы отмечает не только значительное множество психопатоидов в искусстве. Она отмечает также наличие подчас чрез- вычайно крупных художников, страдавших той или другой более или менее тяжкой психической болез- нью и часто кончавших свою жизнь катастрофой>.
Но Луначарский не присоединился к выводам Ев- лахова о наличии патологических черт в психике Л: Толстого, как необоснованным и неудовлетворитель- ным, а всю его книгу оценил как<полуфабрикатдля марксистской мысли>. Не оспаривая очевидный факт, что гений, его мозг, психика так же могут быть по- вреждены заболеванием, как и мозг любого человека, и, естественно, патологическим образом отражаться на его творчестве, Луначарский тем не менее выступал
355
против попыток биологизировать литературоведе В своем докладе <Социологические и биологиче факторы в истории искусства> (1929), который, nq мнению, <во многом еще гипотетический>, он под1 кивал, что хотя патологические моменты творч( нельзя игнорировать, но они не должны заслонят циальные моменты. Сам Луначарский связывал г логические моменты отдельных художников пре всего с упадком и разложением социальной и куль ной жизни определенных эпох.
Концепция о гениальности как неврозе уже д; потеряла ореол сенсационности. По существу, она ровергнута, но, как хорошо известно из истории к туры, многие старые поверья и предрассудки, Щ пость которых давно доказана, продолжают жить 81 лу консервативности человеческого сознания, иЩ логических и других причин. Указанной концепт удается находить себе сторонников еще и потому, многое в сложной человеческой психике еще не <1 яснено, все еще не существует непогрешимых Kpij риев оценки поведения человека и его идей. И хо ходом времени наука все ставит на свое место, но,1 правило, постфактум. Удивительные прозрения жера Бэкона (XI II век) в <Послании о тайных дейс ях искусства и природы и ничтожестве магии> о с< нии судов без гребцов, колесниц без лошади, о м тельных аппаратах, которыми бы управлял челове1 подводных лодках для изучения дна моря и мне> других вещах, которые были реализованы через сколько столетий, в его время вызывали лишь noj зрения и сомнения в здравом уме их автора, -i
Поддерживали жизнь рассматриваемой концепт .иногда и сами творцы, особенно художники. Так, " несси Уильяме считает, что лишь две категории л> <выпадают> из реальности и живут в своем собст ном мире - художники и <ненормальные>. Опро галась указанная, точка зрения и данными статист методами психологии и социологии. Хавлек Элли основе изучения гениев англичан, возражая Лом зо, показал, что связь безумия с гениальностьюа
356
юдается менее чем раз в двадцати случаях (из 1030 -лйских гениев 44 умерли от помешательства). дрда, его опровержение больше напоминает дока-
gJibCTBO. По его мнению, если у одаренного челове- отнять <демонический фермент беспокойства и ческой напряженности>, у него ничего не оста- gi-i, кроме обычной одаренности. <Энциклопедия рртаника> ссылается на исследования, которые по- звают, что гении меньше склонны к умственным рдестройствам, физической слабости, чем люди в це- лом. В какой-то мере об этом говорят данные Термана 06 одаренных группах детей. Последние были сильны- ми, быстрыми и превосходили других доброжелатель- ным характером и нервной стабильностью. Невроти- ки среди них встречались редко. Данные, правда, ка- сались детей из обеспеченных семейств.
Американский исследователь Хок также считает, что современные исследования не подтверждают мне- ние Ломброзо о том, что умственная болезнь может превратить неодаренного человека в одаренного.
В жизни гения душевные болезни не играют боль- шей роли, чем в жизни других людей. Можно только указать на такое совпадение: у гениев и помешанных высокая степень возбудимости. Галлюцинации также могут в определенных условиях быть у вполне нор- мальных людей, испытывающих голод, жажду и т.п. Что касается ассоциаций, то они естественное явле- ние в психической жизни каждого человека. Говорят, что Моцарт при виде апельсина вспомнил неаполи- танскую песню, которую слышал пять лет назад, и на основе ее написал знаменитую кантату к опере <Дон Жуан>. Кроме того, как правильно считал известный немецкий философ К. Ясперс, не все мыслительные процессы построены на ассоциациях, есть среди них и свободновозникающие> формации.
Небезынтересным является мнение строгого цени- теля статистики и количественных измерений Сай- онтона. Он приводит данные В. Гертцеля и М. Герт- 1ля. которые считают, что 9% современных лидеров, включая и деятелей науки и искусства, страдали серь-
357
езными психическими болезнями, 2% поконь жизнь самоубийством и 3% делали попытки noi чить с собой. Эти болезни больше свойственны ческим личностям, чем лидерам, среди первь больше деятелей искусства. Якобы 25% выдаюц поэтов имели психические отклонения.
По мнению самого Саймонтона, последние ис дования показывают, что среди гениев число пси ски больных не больше, чем среди остальной щ населения, и составляет 10%. Он считал также психические отклонения не способствуют творчев они, скорее, его последствия, результат неприятия ятельности и идей выдающихся личностей.
Для полноты сюжета <гений-безумец> прив еще пример английского ученого Зимана, которй 1974 году попытался обосновать <близость> или <с ство> гения и маньяка средствами математики на нове использования так называемой теории кат роф. Если охарактеризовать творческую личность; ного тремя параметрами - техникой, увлеченно и достижениями, то естественно предположить ме ними зависимость. Так, если увлеченность невел< то и достижения незначительны и растут они, ка техника, медленно. В случае же большой увлечен ти возникают качественно новые явления - рост стижений и рост техники может происходить ска ми. Это может привести в сферу наивысших дост? ний, именуемую областью гениев.
Но если рост увлеченности не подкрепляется с ветствующим ростом техники, то это неизбежно водит к катастрофе, следствием которой явля4 скачкообразное падение достижений, и тут мы уж падаем в другую сферу - область маньяков. "
Обо всем этом более подробно можно прочита статье В. И. Арнольда <Теория катастроф> в жури <Наука и жизнь> (1989, No 10, с. 12-19).3десьже; водится математическая модель, иллюстрируя три параметра творческой личности.
Скачки из состояния <гений> в состояние <ман1 и обратно возникают на разных траекториях (этс
358
тируется математической моделью, приведенной " "казанной статье), а это говорит о том, что при до- ii-очно сильной увлеченности гений и маньяк могут дать ее одинаковой мерой и одинаковой техни- Ї различие между ними будет заключаться лишь в достижениях.
Нам известно, насколько серьезное значение при- драл Зиман своей математической модели творчес- ки личности. Несомненно, что между достаточно ддльшой увлеченностью, такой же техникой и высо- ми достижениями существует очевидная зависи- мость. Однако эта модель не объясняет самого суще- ственного (с точки зрения различия в достижениях ге- ния и маньяка) - почему при относительно одинако- вых уровнях увлеченности и техники в одних случаях происходит скачок вверх (у гения), а в других - вниз (у маньяка). Вероятно, это можно объяснить только при помощи четвертого измерения, которое в данном случае может быть приложимо только к гению - яс- ное видение замысла и такое слияние увлеченности и техники в методе достижения цели, которое доступно лишь аналитическому, творческому мышлению.
Слово <безумие> часто употребляют без привнесе- ния в него медицинского смысла о психической бо- лезни - в таком значении его употребляют, говоря, например, о <безумных идеях>. <Безумству храбрых поем мы славу>, - писал М. Горький. Этим сильным термином иногда подчеркивают исключительность идеи, ее грандиозность, ни с чем не сравнимую и не Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|