Психология художественного творчества



40 страница


стях великих людей, стал отождествлять их с сумас-  

бродными фантазерами, духовидцами и фанатиками.  

Потом нашлись ученые, пытавшиеся доказать, что это  

соответствует действительности. Маро де Тур считал,  

что <гений - это невроз>, что <душевный склад гения  

и безумца одинаков>. По пословице - крайности схо-  

дятся. И если Вейнингер, не бывший врачом, <впаде-  

ние> гениев в состояние безумия объяснял ссылкой на  

такой слишком неопределенный момент, как непо-  

сильность бремени (<им стало слишком тяжело но-  

сить весь мир на своих плечах>), то фрейдисты пыта-  

лись гениальность объяснить научно, указывая на суб-  

лимацию неудовлетворенных желаний, <Эдипов ком-  

плекс> и т.д., хотя научность некоторых их подходов  

очень сомнительна.  

 

Так, Макс Граф считал, что <Летучий голландец>  

Вагнера - это поиск истинного материнского сердца  

и покоя - композитор якобы стремился, убегая в  

мальчишеские фантазии и материнские руки, найти  

покой. Людвиг Джекельс наполеоновские амбиции  

править миром объяснял выражением желания подчи-  

нить себя власти своей матери - Матери Земли. Али-  

са Скербер творчество Данте также объясняла только  

любовью к матери и Беатриче.  

 

Психоаналитики школы Альфреда Адлера считали  

великие творческие достижения результатом действия  

механизма компенсации за действительные или мни-  

мые недостатки. Так, по их мнению, Демосфен стал  

 

351  

 

величайшим оратором, стремясь компенсир01_.  

достатки своей речи. Бетховен стал непревзойде  

композитором по причине глухоты, сосредот  

внимание на слуховом опыте, непрестанно и :  

сивно тренируясь. Говоря это, автор забыла, 41,  

ховен был гений и до глухоты и после того, как  

И хотя фактор компенсации, по мнению сторон>  

Адлера, не единственный, но важнейший.  

 

Вопрос о близости, даже родстве невроза с rei  

ностью, о гении как безумце довольно активно с  

дается в современной западной психологии и иск  

воведении. По мнению Ланге Эйхбаума, девять J  

тых всех гениев ненормальные; практически, гоь,  

он, все гении - психопаты. Кретчер считал, что  

нии не следует видеть идеальный образ гармони  

человека. Психопатическое вырождение - постов  

возвращающийся, существенный и необходвв  

компонент гения. Комбинации отличного здороК  

высшей гениальностью, о чем писал Ницше, не с.  

ствует.  

 

Хок, американский исследователь гениальнс  

полагает, что этим мнениям противостоят против  

ложные. Так, Жильберт Кларк в книге <Шелли и.  

рон> пытался доказать, что физический недост  

Байрона, хотя и .очень влиял на его чувствитель,  

душу, был стимулом для компенсации и достиж  

высот совершенства. Вообще физический дефект  

болезнь, по мнению некоторых психологов, частот  

гут становиться источником гениальности. <Это1  

жет показаться ошеломляющим, но мы все жедо  

признать факт, что многие люди стали гениями,  

чив болезнь>.  

 

Чтобы дать представление о том, как ставит  

трактуется рассматриваемая проблема в совремеь.  

американской психологии, сошлемся на работы  

Карлсона. По его мнению, риск психического заЫ  

вания в общей массе - 5%. У гениев он значите  

выше. Следовательно, есть связь между творчес1  

потенциалом и психозом - таков его вывод. Эту!  

тину якобы дает исследование среди великих пиС  

 

352  

 

" композиторов, художников. Вот слова Карлсона:  

tiiecm людей один является носителем гена шизо-  

и, и совершенно очевидно, что все носители не  

Ф. быть творчески одаренными в такой мере, что-  

менять мировой порядок. Некоторые из них про-  

 

Q хорошие мыслители, проявляющие оригиналь-  

в более ограниченном масштабе. Но историчес-  

факты свидетельствуют о том, что люди, способ-  

е к блистательному мышлению самого высокого  

уровня, подобно Ньютону и Эйнштейну, должны быть  

носителями гена шизофрении>. Возможно, что у та-  

i индивидуумов есть и другие важные гены, но они  

пока не распознаны.  

 

Попытки очистить генофонд человечества и вывес-  

ти <чистые линии> талантливых ученых автор осужда-  

ет, ибо это сделать невозможно. Предрасположен-  

ность к близорукости, шизофрении, алкоголизму -  

это цена, которую платит человечество за высокую  

одаренность отдельных людей, без которых невозмо-  

жен прогресс.  

 

Карлсон считает, что <дефектный> ген вызывает  

болезнь, но в то же время он может обладать благо-  

творным действием. То же, а может и в большей мере,  

относится и к гену шизофрении. Но, в отличие от <ге-  

на алкоголизма>, он распространен равномерно -  

20% в популяции независимо от этнической принад-  

лежности. Карлсон считает, что наличие гена шизо-  

френии - один из стимулов высокой творческой ода-  

ренности, и приводит множество примеров наличия  

их у выдающихся людей и их родственников. По мне-  

нию Карлсона, этот ген был у Эйнштейна, а у его сы-  

на врачи констатировали шизофрению. Следователь-  

но, хотя Эйнштейн был душевно здоровым человеком,  

но он был носителем такого гена, что, несомненно,  

влияло на умственный и душевный строй этого гения,  

хотя и не вызвало заболевания.  

 

Американский психолог приводит целые списки  

гениев, страдавших душевными болезнями (Декарт,  

Паскаль, Ньютон, Фарадей, Дарвин: философы -  

 

Зак. 2027  

 

353  

 

Платон, Кант, Шопенгауэр, Эмерсон, Спенсер,  

ше, Джеймс и другие).  

 

Другой американский психолог, Рескин, пытИ  

найти связь между одаренностью и нарциссиа  

Особенности творческой личности: <Поглощено  

собой, ориентация на самого себя, богатая внутрь  

жизнь, первичные мыслительные процессы, ищ  

сивность, независимость, самоутверждение, поа  

ность в господстве и доминировании, готовносчп  

пользовать других людей, отсутствие эмпатики, >  

ристость и агрессивность, потребность в приз  

окружающими - якобы свойственны как творче  

личности, так и личности с чертами нарциссизма  

 

Сторонники идеи <гений - это невроз> чаще l  

ссылались на такие психические акты и состоя  

как интуиция, способность великих людей угадь  

отдаленные связи, предвидеть события (дар безу>  

мифической Кассандры) и особенно вдохнове  

Превращая образное выражение Горация о вдох)  

нии как <приятном безумии>, Уланда - <сладос  

безумии> и множество других поэтических харак  

стик этого состояния в научный тезис, они отожде  

ляют безумца и поэта, композитора и помешанжи  

этой связи вспоминаются также слова Л. Сте"  

вдохновение и впечатлительность - единстве  

оружие гения.  

 

Когда возбуждение (вдохновение) становится  

бенно сильным, то склонность к музыке оказыва  

преобладающим выражением духовной жизни чел  

ка. Это, по мнению Ломброзо, служит объснеН<  

почему среди гениальных безумцев так много Mj  

кальных знаменитостей. К их числу он относил 1л<  

Генделя, Моцарта, Шумана, Бетховена, Донице  

Перголези и других.  

 

Своеобразную трактовку вдохновению давал .  

Луначарский. Он отмечал в нем различные ста  

подчеркивал опасность срыва, перехода в свою пр<  

воположность на высших уровнях напряжения. В l  

дисловии к работе А.М. Евлахова <Конституцион  

ные особенности психики Л.Н. Толстого> он m  

 

354  

 

вдохновение, представляющее собой способность  

а к высшим по своей интенсивности напряжени-  

 

при дальнейшем повышении может уже привести  

трансу, к срыву: <В результате мы будем иметь вихрь  

знания, погасание этого сознания, судороги...> И  

ще: <Если же рядом с этой способностью высокого  

дпряжения творчества в момент так называемого  

вдохновения> средняя работа наблюдательности,  

" трудолюбия и т.д. оказывается сама по себе очень  

ццсокои, то мы будем иметь гениальную творческую  

работу или близкую к этому типу>.  

 

Ненормальные акты поведения, аморальные тен-  

денции творчества великих художников Луначарский  

увязывал прежде всего с социальными процессами, с  

характером эпох, сущностью классов. <Больные>, от-  

живающие классы порождают и больных выразителей  

(декаденты, дадаисты). <Здоровые классы и эпохи об-  

. ходят их>.  

 

Тем не менее, по мнению Луначарского, психопат  

может оказаться несколько дефектным в своей реаль-  

ной жизни, ибо его чрезвычайная возбудимость, не-  

уравновешенность его натуры, циклы его повышен-  

ных и пониженных настроений могут создать из него  

довольно несносного в общежитии человека. <Но все  

эти свойства как раз делают из него хороший художе-  

ственный инструмент... История литературы отмечает  

не только значительное множество психопатоидов в  

искусстве. Она отмечает также наличие подчас чрез-  

вычайно крупных художников, страдавших той или  

другой более или менее тяжкой психической болез-  

нью и часто кончавших свою жизнь катастрофой>.  

 

Но Луначарский не присоединился к выводам Ев-  

лахова о наличии патологических черт в психике Л:  

Толстого, как необоснованным и неудовлетворитель-  

ным, а всю его книгу оценил как<полуфабрикатдля  

марксистской мысли>. Не оспаривая очевидный факт,  

что гений, его мозг, психика так же могут быть по-  

вреждены заболеванием, как и мозг любого человека,  

и, естественно, патологическим образом отражаться  

на его творчестве, Луначарский тем не менее выступал  

 

355  

 

против попыток биологизировать литературоведе  

В своем докладе <Социологические и биологиче  

факторы в истории искусства> (1929), который, nq  

мнению, <во многом еще гипотетический>, он под1  

кивал, что хотя патологические моменты творч(  

нельзя игнорировать, но они не должны заслонят  

циальные моменты. Сам Луначарский связывал г  

логические моменты отдельных художников пре  

всего с упадком и разложением социальной и куль  

ной жизни определенных эпох.  

 

Концепция о гениальности как неврозе уже д;  

потеряла ореол сенсационности. По существу, она  

ровергнута, но, как хорошо известно из истории к  

туры, многие старые поверья и предрассудки, Щ  

пость которых давно доказана, продолжают жить 81  

лу консервативности человеческого сознания, иЩ  

логических и других причин. Указанной концепт  

удается находить себе сторонников еще и потому,  

многое в сложной человеческой психике еще не <1  

яснено, все еще не существует непогрешимых Kpij  

риев оценки поведения человека и его идей. И хо  

ходом времени наука все ставит на свое место, но,1  

правило, постфактум. Удивительные прозрения  

жера Бэкона (XI II век) в <Послании о тайных дейс  

ях искусства и природы и ничтожестве магии> о с<  

нии судов без гребцов, колесниц без лошади, о м  

тельных аппаратах, которыми бы управлял челове1  

подводных лодках для изучения дна моря и мне>  

других вещах, которые были реализованы через  

сколько столетий, в его время вызывали лишь noj  

зрения и сомнения в здравом уме их автора, -i  

 

Поддерживали жизнь рассматриваемой концепт  

.иногда и сами творцы, особенно художники. Так, "  

несси Уильяме считает, что лишь две категории л>  

<выпадают> из реальности и живут в своем собст  

ном мире - художники и <ненормальные>. Опро  

галась указанная, точка зрения и данными статист  

методами психологии и социологии. Хавлек Элли  

основе изучения гениев англичан, возражая Лом  

зо, показал, что связь безумия с гениальностьюа  

 

356  

 

юдается менее чем раз в двадцати случаях (из 1030  

-лйских гениев 44 умерли от помешательства).  

дрда, его опровержение больше напоминает дока-  

 

gJibCTBO. По его мнению, если у одаренного челове-  

отнять <демонический фермент беспокойства и  

ческой напряженности>, у него ничего не оста-  

gi-i, кроме обычной одаренности. <Энциклопедия  

рртаника> ссылается на исследования, которые по-  

звают, что гении меньше склонны к умственным  

рдестройствам, физической слабости, чем люди в це-  

лом. В какой-то мере об этом говорят данные Термана  

06 одаренных группах детей. Последние были сильны-  

ми, быстрыми и превосходили других доброжелатель-  

ным характером и нервной стабильностью. Невроти-  

ки среди них встречались редко. Данные, правда, ка-  

сались детей из обеспеченных семейств.  

 

Американский исследователь Хок также считает,  

что современные исследования не подтверждают мне-  

ние Ломброзо о том, что умственная болезнь может  

превратить неодаренного человека в одаренного.  

 

В жизни гения душевные болезни не играют боль-  

шей роли, чем в жизни других людей. Можно только  

указать на такое совпадение: у гениев и помешанных  

высокая степень возбудимости. Галлюцинации также  

могут в определенных условиях быть у вполне нор-  

мальных людей, испытывающих голод, жажду и т.п.  

Что касается ассоциаций, то они естественное явле-  

ние в психической жизни каждого человека. Говорят,  

что Моцарт при виде апельсина вспомнил неаполи-  

танскую песню, которую слышал пять лет назад, и на  

основе ее написал знаменитую кантату к опере <Дон  

Жуан>. Кроме того, как правильно считал известный  

немецкий философ К. Ясперс, не все мыслительные  

процессы построены на ассоциациях, есть среди них и  

свободновозникающие> формации.  

 

Небезынтересным является мнение строгого цени-  

теля статистики и количественных измерений Сай-  

онтона. Он приводит данные В. Гертцеля и М. Герт-  

1ля. которые считают, что 9% современных лидеров,  

включая и деятелей науки и искусства, страдали серь-  

 

357  

 

езными психическими болезнями, 2% поконь  

жизнь самоубийством и 3% делали попытки noi  

чить с собой. Эти болезни больше свойственны  

ческим личностям, чем лидерам, среди первь  

больше деятелей искусства. Якобы 25% выдаюц  

поэтов имели психические отклонения.  

 

По мнению самого Саймонтона, последние ис  

дования показывают, что среди гениев число пси  

ски больных не больше, чем среди остальной щ  

населения, и составляет 10%. Он считал также  

психические отклонения не способствуют творчев  

они, скорее, его последствия, результат неприятия  

ятельности и идей выдающихся личностей.  

 

Для полноты сюжета <гений-безумец> прив  

еще пример английского ученого Зимана, которй  

1974 году попытался обосновать <близость> или <с  

ство> гения и маньяка средствами математики на  

нове использования так называемой теории кат  

роф. Если охарактеризовать творческую личность;  

ного тремя параметрами - техникой, увлеченно  

и достижениями, то естественно предположить ме  

ними зависимость. Так, если увлеченность невел<  

то и достижения незначительны и растут они, ка  

техника, медленно. В случае же большой увлечен  

ти возникают качественно новые явления - рост  

стижений и рост техники может происходить ска  

ми. Это может привести в сферу наивысших дост?  

ний, именуемую областью гениев.  

 

Но если рост увлеченности не подкрепляется с  

ветствующим ростом техники, то это неизбежно  

водит к катастрофе, следствием которой явля4  

скачкообразное падение достижений, и тут мы уж  

падаем в другую сферу - область маньяков. "  

 

Обо всем этом более подробно можно прочита  

статье В. И. Арнольда <Теория катастроф> в жури  

<Наука и жизнь> (1989, No 10, с. 12-19).3десьже;  

водится математическая модель, иллюстрируя  

три параметра творческой личности.  

 

Скачки из состояния <гений> в состояние <ман1  

и обратно возникают на разных траекториях (этс  

 

358  

 

тируется математической моделью, приведенной  

" "казанной статье), а это говорит о том, что при до-  

ii-очно сильной увлеченности гений и маньяк могут  

дать ее одинаковой мерой и одинаковой техни-  

Ї различие между ними будет заключаться лишь в  

достижениях.  

 

Нам известно, насколько серьезное значение при-  

драл Зиман своей математической модели творчес-  

ки личности. Несомненно, что между достаточно  

ддльшой увлеченностью, такой же техникой и высо-  

ми достижениями существует очевидная зависи-  

мость. Однако эта модель не объясняет самого суще-  

ственного (с точки зрения различия в достижениях ге-  

ния и маньяка) - почему при относительно одинако-  

вых уровнях увлеченности и техники в одних случаях  

происходит скачок вверх (у гения), а в других - вниз  

(у маньяка). Вероятно, это можно объяснить только  

при помощи четвертого измерения, которое в данном  

случае может быть приложимо только к гению - яс-  

ное видение замысла и такое слияние увлеченности и  

техники в методе достижения цели, которое доступно  

лишь аналитическому, творческому мышлению.  

 

Слово <безумие> часто употребляют без привнесе-  

ния в него медицинского смысла о психической бо-  

лезни - в таком значении его употребляют, говоря,  

например, о <безумных идеях>. <Безумству храбрых  

поем мы славу>, - писал М. Горький. Этим сильным  

термином иногда подчеркивают исключительность  

идеи, ее грандиозность, ни с чем не сравнимую и не




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 569
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Поведение людей в организации » 3 страница
  • Поведение людей в организации » 8 страница
  • Поведение людей в организации » 7 страница
  • Поведение людей в организации » 6 страница
  • Поведение людей в организации » 5 страница
  • Поведение людей в организации » 4 страница
  • Поведение людей в организации » 1 страница
  • Поведение людей в организации » 2 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 3 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 1 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 2 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 4 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 5 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 6 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 7 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 8 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 9 страница
  • Берн Эрик » Секс В Человеческой Жизни » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь