|
Психология художественного творчествапричиной низкого развития музыкального
459
слуха. Приведу пример. Из практики обучения извест- 1 но, что многие дети в первом классе <теряют> интона- 1 цию. Ребенка начинают учить излагать свои мысли по 1 правилам устной и письменной речи - он перестает интонировать, голоса становятся похожими друг на друга. Учителя пения в сентябре восхищались музы- кальными способностями своих новых учеников, а в октябре, по их свидетельствам, ребят приходится учить заново, значительно ухудшается их чувствительность к точности музыкальной интонации.
Как видно из сказанного выше, нейрофизиологи- ческие различия в механизмах речевого и музыкаль- ного слуха проявляются в деятельности. Какое значе- ние это имеет для художественной практики? Для раз- вития способностей к тем видам художественного творчества, в которых огромная роль принадлежит ре- чи, очень важна чувствительность к интонации (не только к музыкальной, но и к речевой). Необходимое ранних лет заботиться о ликвидации противоречий между голосом и речью. Голос не должен влиять отри- цательно на выразительность w культуру устной речи, и наоборот. Такие сопоставления можно продолжать бесконечно.
Я привел лишь некоторые из многочисленных фак- тов, свидетельствующих о чрезвычайном разнообра- зии художественной деятельности, художественного, творчества, которые должны изучаться психологией j искусств, -j Каким путем эти проблемы могут быть решены? j В современной психологии есть понятие, имеющее j <рабочее> значение. Это понятие <интериоризация>, отражающее превращение внешнего во внутреннее, объективного в субъективное. Интериоризация харак- теризует линию превращения социального в индиви- дуальное, линию развития человека как сына общест- ва, народа. Социализация индивида связывает лич", ность многими каналами с историей. Историчное процесса социализации несомненна. Но есть и дрУ гой, более активный эффект социализации - эксте
460
ация - превращение внутреннего во внешнее. 1 любой творческой деятельности. дость с первых дней жизни проявляет себя и гель, слушатель, и как творец. Читателем чело- овится до того, как научится читать. Меха- териорйзации в области искусства часто неза- г человека. Человек выступает в роли зрителя, пя в течение всей жизни (например, благодаря средств массовых коммуникаций). Но если 1ризовать лишь в этом направлении художест- 1развитие личности, оказывается непонятно, в тепени окружающий мир становится регулято- эвеческой деятельности. Переход к экстерио-
происходит именно тогда, когда человек, се- дереработав все накопленное в процессе усво- итериоризации), пытается создать что-то свое. 1дляодного любим А. Блок, а для другого - В. ский? Это результат определенного развития ia. Избирательное отношение (фильтр) слуша- ителя, читателя к произведениям творца, ху- > вырабатывается в процессе экстериоризации И-
тия интериоризации и экстериоризации тесно . Чтобы возникла максимальная конгениаль- бщность (родство душ, характеров) творца и цимающего субъекта, нужен, как минимум, та-
сакие художники, которые не могут восприни- оцесс чужого творчества в момент творчества
tHoro. Другие, наоборот, должны потреблять твенную пищу в момент собственного произ- <.Иногда это взаимопроникновение протекает ЯО.
жественная одаренность - явление общена- 1. служащее целям развития искусства для тех, щдает, и для тех, кто его потребляет. нема художественной одаренности имеет вы- все основные магистрали психологии ис-
461
Выскажу некоторые гипотезы и соображения 06 операциональной стороне комплексного исследова- ния проблемы художественной одаренности, психо- логии художественного творчества.
1. Первая гипотеза касается и природы искусства и природы художественной одаренности, художест- венного таланта. С одной стороны, никакое искусст- во не существует без содержания, с другой стороны содержание- это познание, отражение, воплощение действительности в отличной от научного познания форме образов. Были, правда, попытки обойтись и без образов. Но образ в искусстве - не то, что подра- зумевают под образом психологи. Художественный же образ представляет собой слияние непосредствен- но данных, чувственных характеристик действитель- ности и той идеи, в которой выражается общая пози- ция художника.
Начать исследование необходимо с изучения пси- хологических особенностей художественного мышле- ния. Попытка представить искусство лишь с точки зрения эмоциональной направленности неправомер- на. Исследование художественного мышления долж- но стать орудием изучения содержания искусства. У художника должно быть такое своеобразие мышле- ния, которое обеспечивает художественно-образное отражение действительности. Структура интеллекта - первое, с чего нужно начать изучение одаренности. Как соотносятся невербальные и вербальные характе- ристики интеллекта? Каков удельный вес тех и дру- гих? Во всех видах искусства, за исключением поэзии, доминирующую роль играет невербальная подструк- тура интеллекта.
Гипотеза о доминировании невербального интел- лекта у художников, музыкантов, актеров, писателей диктует необходимость более пристального изучения особенностей их воображения.
2. Вторая существенная гипотеза связана с пред- ставлением о необходимости наличия биологических (психофизиологических, нейродинамических и т.д.) предпосылок художественной одаренности. Какова
462
фистика типологических особенностей выс- вной деятельности художественно одаренной ти? Исследования Б.М. Теплова показали, что тип высшей нервной деятельности чаще всего йет в том или ином парциальном виде в зависн- ет способов деятельности. В случае художест- k-одаренности должна быть поляризация типов. талант движет в музыку, другого - в сферу жи- у первых доминирует слуховая, у вторых - пая чувствительность. Специальных исследо- а эту тему не проводилось. 1кный круг вопросов связан с изучением эмо- .ной сферы личности художника, характера и эмоциональной экспансии, степени эмоцио- возбудимости. Многие ученые высказывали южение о том, что художественная одарен- 1ХОДИТСЯ на грани между нормой и патологией. >;рода преувеличения неизбежны, так как мы не диапазон колебаний эмоциональности творца. градация - обычный, <жизненный> стереотип чка, эмоциональные проявления <в фоне>, без к. Вторая градация - предельные, экстремаль- 1ктеристики в условиях неординарности высо- 1ряжения (например, в условиях сценических, гных выступлений). Какова мера этих града- ПЯредельных, оптимальных? Как связаны пока- рэмоциональности с другими характеристиками дуальности?
Цйопросы на современном научном уровне ус- 1изучаютсяЛ.Л. Бочкаревым и В.И. Кочневым. бдя плодотворного решения названных выше м необходимо всестороннее изучение динами- амирования и развития художественных способ- > От склонностей.-к призванию, от одаренно- < таланту - таков путь художественного разви- дности. Талант - это художественная одарен- Перекрытая> знаниями, умениями, навыками, кой, опытом. Ученых всегда соблазняла мысль дия высокой стадии развития художественных Вностей и одаренности, чтобы на научной осно-
463
ве можно было проанализировать психологические предпосылки формирования стиля, художественного мастерства... Однако на высоком уровне развития ма- стерства особенности человека как субъекта деятель- ности в значительной степени детерминированы соци- ализацией личности. Важно выявить природу художе- ственной одаренности на начальном этапе ее развития, разработать соответствующие методики диагностики художественных способностей для целей профотбора в условиях ранней профилизации обучения.
Каково нормальное развитие одаренности? Как че- ловек из некоторой аморфной стадии превращается в талантливую, гениальную личность? И обратно, поче- му иногда гений, талант превращается в посредствен- ность? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необ- ходимо не только знать механизмы формирования одаренности, но и располагать экспериментальными материалами, характеризующими динамику общего и специального (художественного) развития личности.
Бесспорно, для построения стратегии проведения исследования необходим хороший концептуальный аппарат. Однако мы имеем много прекрасных теорий, а проблемы художественного творчества и одареннос- ти до сих пор остаются недостаточно изученными. 1лавное: не концептуальный, а операциональный ап- парат. Недостаток многих исследований и теорий - отсутствие экспериментальных данных. И эти данные нужно собирать не только на высшем уровне, когда одаренность, талант развиты. Исследование должно быть проведено в школах, специальных (музыкаль- ных, художественных и т.д.) и общеобразовательных, для того чтобы помочь педагогам в будущем безоши- бочно диагностировать и развивать художественную одаренность и способности к художественному твор- честву. Это одна из важнейших научно-практических задач современной психологии искусств.
АНАНЬЕВ Б.Г. Задачи психологии искусства// - Художественное творчество. Сборник. - Л., 1982, С.236-242.
В.Б. БЛОК
СОПЕРЕЖИВАНИЕ И СОТВОРЧЕСТВО 1диалектика и взаимообусловленность)
шальная эффективность художественного твор- i, воздействие искусства и литературы на форми- Uie характера человека, на его мировоззрение, иные установки, сущностные особенности ху- гвенного восприятия - проблема как искусст- еская, так и психологическая. На протяжении дьного времени научная мысль не без успеха ве- людения над человеческим восприятием вооб- Нудожественным в частности, находила некото- ажные их закономерности. Нередко делались Не прогнозы даже о характере воздействия того "ного художественного произведения, его месте в (рной и шире - общественной жизни. Одна из остей на этом тернистом пути - соблазнитель- йёрчивость к результатам модных ныне социо- бского и культурологического анкетирования, уязвимого зачастую с позиций искусствозна- психологии. Как показывает историческая ,ка, сама по себе широкая распространенность йгииных художественных (и квазихудожествен- lanpocoB не отражает подлинного уровня влия- "юизведений литературы и искусства на общест- ! сознание.
ликование в 1965 г. <Психологии искусства> >1готского потому более всего стало сенсацией в ранных кругах нашего общества, что показало лепную возможность находить закономернос- циедля воздействия художественных произве- , непосредственно в их структуре. Но этого Ученый обосновал художественно-психологи- te реакцию как процесс сложносоставной и не- 1нно внутренне противоречивый на всем протя- и восприятия произведения, а не только в завер- яем взрыве, известном под аристотелевским наи-
465
менованием <катарсис>. Открытие это, сделанное в середине двадцатых годов, не находило последова- тельного развития в литературоведческих и искусство- ведческих трудах, не нашло, думается, надлежащей оценки и у многих психологов. Почему?
Потому, очевидно, что найди тогда и в дальнейшем открытие Выготского свое развитие и развернутую ар- гументацию, оно неминуемо вступило бы в конфликт скрепнущими в ту пору догмами, исходными для ме- тодологии художественно-критических приговоров. Они требовали в соответствии с тезисом о перманент- ном обострении классовой борьбы в социалистичес- кой стране и в мире понимания противоположностей как сил, жаждущих кровавого уничтожения друг дру- га. Затушевывалась, а то на практике и вовсе игнори- ровалась борьба противоположностей как непрелож- ное условие развития, как органика естественного су- ществования. Противоречие как непременное свойст- во художественных воздействия и восприятия в этих условиях могло предстать лишь в изрядно деформиро- ванном и вульгаризованном виде.
Противоречивость как живую характеристику ху- дожественного восприятия Выготский зафиксировал в процессе <противочувствовайия>(<противочувст- вия>). Оно вызывается во всех литературных произве- дениях, начиная с простейшей басни и заканчивая сложнейшим <Гамлетом>, по Выготскому, борьбой, противоречием между фабулой и сюжетом. Оно драз- нит, тормошит и направляет чувство читателя, побуж- дает его с нарастающим душевным напряжением усва- ивать прочитанное (или увиденное в театре) одновре- менно в двух противоположных планах - поверхност- ном и глубинном, причем источник эмоционального напряжения редко осознается. Ясно видно лишь вол- нение, вызываемое явными стычками героев, тем, что ученый с легким пренебрежением называл <обыкно- венной драматической борьбой>, которая в театре за- темняет суть содержания пьесы, того самого, что уне- сет с собой в жизнь эмоциональная память зрителя.
466
4м, что неосознанность или неполная осознан- йервопричины драматических впечатлений чи- Ш зрителя - один из основных постулатов КОН- ЕЙ Выготского. Нетрудно догадаться, что столь хо поддается-фиксации подлинное, а не при- 1для стереотипных умозаключений последейст- лдожественного восприятия. Все эти выводы ы, будь они опубликованы в свое время, чи- юрядные неудобства для той простейшей мето- т художественного анализа, который начинал- >нчался вопросом <Кто кого?>. щутем, Выготский дал ключ кэстетико-психо- скому исследованию, раскрыв понимание ху- венной гармонии не как ласкающей взор и слух пческой гладкописи и не как живописного изо- мия поединков положительного с отрицатель- огласно тем или иным идеальным представле- По Выготскому, достойная художественная ура насквозь конфликтна и тем замечательна, ответствует человеческим потребностям в ис- 1 как сильном и властном возбудителе глубоких, тонально окрашенных творческих процессов. кнейшее вдохновляющее противоречие, общее йех искусств, вызывает животворную раздвоен- гвпечатлений: мы видим в художественном про- рнии отраженную и выраженную в нем жизнь и в 1самое время отлично понимаем (хотя бы на от- ""яом плане сознания), что перед нами произведе- кусства, оцениваемое согласно его собствен- итериям. Пусть эти критерии историчны, из- 1ваы, корректируются личными и групповыми Грастиями и вкусами, но они относительно ус- 1вы в данный момент, в данном сообществе, об- эщем определенной степенью культуры. (радокс целостности художественного впечатле- 1непременно предусматривает его динамичную тооречивость: необходимо доверительное эмоци- ьное соотнесение прочитанного, увиденного, ус- нного со своим жизненным опытом, со своим 1ЯШНИМ душевным состоянием и вместе с тем
467
необходима увлекательная отстраненность от прочи- танного, увиденного, услышанного как отображения жизни, приподнятое настроение от встречи с искусст- вом как таковым. В комплексе художественного впе- чатления одна его противоположность стимулирует другую. Восхищаясь мастерством художника, чита- тель, зритель, слушатель интенсивнее ассоциирует со- зданные образы со своими жизненными наблюдения- ми, идеальными устремлениями, потребностями. Этот процесс, в свою очередь, поддерживает эстетический интерес к воспринимаемому.
Различные направления в искусстве, каждое по- своему, эмпирически или согласно продуманной про- грамме используют диалектику художественного вос- приятия, усиливая то одну, то другую его противопо- ложность. Впрочем, как мы попытаемся доказать, и каждая из них, в свою очередь, должна анализировать- ся диалектически, так как содержит свои неминуемые противоречия, приобретающие наибольшую очевид- ность, когда рассматривается в единой системе с ду- ховными потребностями реципиентов. Понятно, что при таком анализе неизбежна некоторая схематизация взаимосвязей, обычно сопровождающая попытки вы- делить какие-либо закономерности функционирова- ния искусства, нелегко поддающиеся объективации из-за своей изменчивости.
Уже кажется общепринятым в рассуждения о худо- жественном восприятии включать такие известные понятия, как <сопереживание> и <сотворчество>. Не- редко они употребляются почти как синонимы или Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|