|
Психология художественного творчестваственно, своей личностью, он оставался непонятым неудачником; зато он умеет придавать своим произве- дениям форму, которая не только встречает понима- ние, но и вызывает глубокое радостное впечатление. Невротик, возвращаясь к своим инфантильным склонностям, теряет социальные связи, тогда как ху- дожник, теряя их по той же причине, заново обретает их новым, только ему доступным путем. Он добивает- ся любви и уважения не обыкновенными способами; он завоевывает симпатии обходным путем - через глубины собственной личности.
Остается все же еще достаточно общих черт, чтобы психологически обосновать часто наблюдаемое сход- ство между художниками, с одной стороны, и нервно- и душевнобольными - с другой, между гением и бе- зумием.
Склонность к внезапным переменам настроения, незнание меры в любви и ненависти, неспособность к постоянному преследованию практических целей - все это объясняется усиленным влиянием бессозна- тельного на сознательный образ жизни. Постоянно повторяющийся мятеж примитивных душевных сил, которые, достигнув господства, сломили бы все возве-
денные культурой заграждения, вызывает глубокое неисчезающее чувство вины, превращающееся при помощи рационализации в моральную сверхчувстви- тельность, которая по временам снова заменяется дерзким переходом через все этические границы. Во- обще психические противоположности в сознании переносятся художником лучше, чем обыкновенным человеком, что снова объясняется ассимиляцией с бессознательной душевной жизнью, в которой проти- воположности легко уживаются друг с другом.
Обоим типам свойственна высокая раздражимость или чувствительность к раздражениям; это значит, что они часто реагируют по незначительному внешнему поводу несоответственным и кажущимся непонятным аффектом. Причина этой черты характера заключает- ся в том, что у них легче возникает реакция из бессоз- нательных источников аффекта, как следствие слу- чайного соприкосновения ведущих туда ассоциатив- ных цепей.
Отношение художника к внешнему миру уже пото- му совершенно своеобразно, что этот внешний мир для него имеет значение не столько арены страстей, сколько стимула для его творческой фантазии, а для этого достаточно незначительного внешнего опыта переживаний. Часто поражаются работе гения, кото- рый, не расширяя своих наблюдений за пределы узко- го круга, обнаруживает в своих произведениях чрезвы- чайно точное и детальное знакомство с душой челове- ка во всей ее глубине. Объяснение заключается в том, что душа человека несравненно шире той области, ко- торая представляется сознанию. В бессознательном похоронено все прошлое.нашего рода; оно подобно пуповине, прикрепляющей отдельного человека ко всему виду. Чем больше та область бессознательного, которая открылась гению, тем больше для него воз- можностей, отвлекаясь от своего сознательного <я>, воплощаться в чужие личности. Если Шекспир видел до основания душу мудреца и глупца, святого и пре- ступника, то он не только бессознательно был всем этим - таким может быть любой - но он обладал еще
20
отсутствующим у всех нас остальных дарованием ви- деть свое собственное бессознательное и из своей фантазии создавать самостоятельные образы. Все эти образы суть только бессознательное поэта, которое он, чтобы освободиться от него, выявил наружу, про- ецировал-
Художник может в очень мелких происшествиях пережить больше, чем обыкновенный человек в нео- бычайных приключениях; для художника все совер- шающееся вокруг него только повод узнать свое внут- реннее богатство. Его раздражительность только обо- ротная сторона этого феномена и должна проявляться в жизни, если он не использует своего богатства в сво- их произведениях, а избирает обыденный путь, дав во- лю своим аффектам в реальном мире.
Если мы попытаемся, наконец, выяснить из всего вышеизложенного значение искусства в развитии культуры, то мы придем к заключению, что художни- ки принадлежат к вождям человечества в борьбе за ус- мирение и облагораживание враждебных культуре ин- стинктов, когда какая-либо из привычных форм про- явления этих инстинктов стареет, то есть опускается ниже уровня культуры, и своей предательской фигу- рой мешает человечеству идти вперед, тогда личности, одаренные художественной творческой силой, осво бождают людей от связанного с этим вреда, оставляя им в то же время наслаждение; они переливают ста- рый инстинкт в новую, более привлекательную, более благородную форму. Если, наоборот, вытеснение в ка- кой-либо сфере становится во всей своей интенсивно- сти излишним, они первые чувствуют уменьшение давления, тяготевшего более всего над их духом; ис- пользуя новоприобретенную область свободы в искус- стве прежде еще, чем переворот стал заметен в жизни, они указывают миру дорогу.
РАН К О. Миф о рождении героя. - М., /997, с. 117-132.
л.с. ВЫГОТСКИЙ
ИСКУССТВО И ПСИХОАНАЛИЗ
До тех пор, пока мы будем ограничиваться анали- зом процессов, происходящих в сознании, мы едва ли найдем ответ на самые основные вопросы психологии искусства. Ни у поэта, ни у читателя не сумеем мы уз- нать, в чем заключается сущность того переживания, которое связывает их с искусством, и, как легко заме- тить, самая существенная сторона искусства в том и заключается, что и процессы его создания и процессы пользования им оказываются как будто непонятными, необъяснимыми и скрытыми от сознания тех, кому приходится иметь с ними дело.
Мы никогда не сумеем сказать точно, почему имен- но понравилось нам то или другое произведение; сло- вами почти нельзя выразить сколько-нибудь сущест- венных и важных сторон этого переживания, и, как отмечал еще Платон (в диалоге <Ион>), сами поэты меньше всего знают, каким способом они творят.
Не надо особой психологической проницательнос- ти для того, чтобы заметить, что ближайшие причины художественного эффекта скрыты в бессознательном и что, только проникнув в эту область, мы сумеем по- дойти вплотную к вопросам искусства. С анализом бессознательного в искусстве произошло то же самое, что вообще с введением этого понятия в психологию. Психологи склонны были утверждать, что бессозна- тельное, по самому смыслу этого слова, есть нечто на- ходящееся вне нашего сознания, то есть скрытое от нас, неизвестное нам, и, следовательно, по самой при- роде своей оно есть нечто непознаваемое. Как только мы познаем бессознательное, оно сейчас же переста- нет быть бессознательным, и мы опять имеем дело с фактами нашей обычной психики.
Такая точка зрения ошибочна, и практика блестяще опровергла эти доводы, показав, что наука изучает не только непосредственно данное и сознаваемое, но и
22
"цлыЧ ряд таких явлений и фактов, которые могут д п-ь изучены косвенно, посредством следов, анализа, создания и при помощи материала, который не только совершенно отличен от изучаемого предмета, но часто заведомо является ложным и неверным сам по себе. Так же точно и бессознательное делается предметом изучения психолога не само по себе, но ко- свенным путем, путем анализа тех следов, которые оно оставляет в нашей психике. Ведь бессознательное не отделено от сознания какой-то непроходимой сте- ной. Процессы, начинающиеся в нем, имеют часто свое продолжение в сознании, и, наоборот, многое со- знательное вытесняется нами в подсознательную сфе- ру. Существует постоянная, ни на минуту не прекраща- ющаяся, живая динамическая связь между обеими сферами нашего сознания. Бессознательное влияет на наши поступки, обнаруживается в нашем поведении, и по этим следам и проявлениям мы научаемся распоз- навать бессознательное и законы, управляющие им.
Вместе с этой точкой зрения отпадают прежние приемы толкования психики писателя и читателя, и за основу приходится брать только объективные и досто- верные факты, анализируя которые можно получить некоторое знание о бессознательных процессах. Само собой разумеется, что такими объективными факта- ми, в которых бессознательное проявляется всего яр- че, являются сами произведения искусства и они-то и делаются исходной точкой для анализа бессозна- тельного.
Всякое сознательное и разумное толкование, кото- рое дает художник или читатель тому или иному про- изведению, следует рассматривать при этом как позд- нейшую рационализацию, то есть как некоторый самообман, как некоторое оправдание перед собст- венным разумом, как объяснение, придуманное пост- фактум.
Таким образом, вся история толкований и критики как история того явного смысла, который читатель последовательно вносил в какое-нибудь художествен- ное произведение, есть не что иное, как история раци-
23
шГ Может всфЗр T >
онализации, которая всякий раз менялась по-своему, и те системы искусства, которые сумели объяснить, почему менялось понимание художественного произ- ведения от эпохи к эпохе, в сущности, очень мало вне- сли в психологию искусства как таковую, потому что им удалось объяснить, почему менялась рационализа- ция художественных переживаний, но как менялись самые переживания - этого такие системы открыть не в силах.
Совершенно правильно говорят Ранк и Сакс, что основные эстетические вопросы остаются неразреши- мыми, <пока мы при нашем анализе ограничиваемся только процессами, разыгрывающимися в сфере на- шего сознания... Наслаждение художественным твор- чеством достигает своего кульминационного пункта, когда мы почти задыхаемся от напряжения, когда во- лосы встают дыбом от страха, когда непроизвольно льются слезы сострадания и сочувствия. Все это ощу- щения, которых мы избегаем в жизни и странным об- разом ищем в искусстве. Действие этих аффектов, оче- видно, совсем иное, когда они исходят из произведе- ний искусства, и это эстетическое изменение действия аффекта от мучительного к приносящему наслаждение является проблемой, решение которой может быть да- но только при помощи анализа бессознательной ду- шевной жизни>.
Психоанализ и является такой психологической системой, которая предметом своего изучения избра- ла бессознательную жизнь и ее проявления. Совер- шенно понятно, что для психоанализа было особенно соблазнительно попробовать применить свой метод к толкованию вопросов искусства. До сих пор психоана- лиз имел дело с двумя главными фактами проявления бессознательного - сновидением и неврозом. И пер- вую и вторую форму он понимал и толковал как изве- стный компромисс или конфликт между бессозна- тельным и сознательным. Естественно было попы- таться взглянуть и на искусство в свете этих двух основных форм проявления бессознательного. Психо- аналитики с этого и начали, утверждая, что искусство
24
имает среднее место между сновидением и невро- Q и что в основе его лежит конфликт, который уже ерезрел для сновидения, но еще не сделался пато- генным>. В нем так же, как и в этих двух формах, про- дляется бессознательное, но только несколько иным способом, хотя оно совершенно той же природы. <Та- ким образом, художник в психологическом отноше- нии стоит между сновидцем и невротиком; психоло- гический процесс в них по существу одинаков, он только различен по степени...>. Легче всего предста- вить себе психоаналитическое объяснение искусства, если последовательно проследить объяснение творче- ства поэта и восприятие читателя при помощи этой теории. Фрейд указывает на две формы проявления бессознательного и изменения действительности, ко- торые подходят к искусству ближе, чем сон и невроз, и называет детскую игру и фантазии наяву. <Несправед- ливо думать, - говорит он, - что ребенок смотрит на созданный им мир несерьезно; наоборот, он относит- ся к игре очень серьезно, вносит в нее много одушев- ления. Противоположение игре не серьезность, но - действительность. Ребенок прекрасно отличает, не- смотря на все увлечения, созданный им мир от дейст- вительного и охотно ищет опоры для воображаемых объектов и отношений в осязаемых и видимых пред- метах действительной жизни... Поэт делает то же, что и играющее дитя, он создает мир, к которому относит- ся очень серьезно, то есть вносит много увлечения, в то же время резко отделяя его от действительности>. Когда ребенок перестает играть, он не может, однако, отказаться от того наслаждения, которое ему прежде доставляла игра. Он не может найти в действительно- сти источник для этого удовольствия, и тогда игру. ему начинают заменять сны наяву или те фантазии, кото- рым предается большинство людей в мечтах, вообра- жая осуществление своих часто любимых эротических или каких-либо иных влечений. <...Вместо игры он те- перь фантазирует. Он строит воздушные замки, творит то, что называют <снами наяву>. Уже фантазирование наяву обладает двумя существенными моментами, ко-
25
торые отличают его от игры и приближают к искусст- ву. Эти два момента следующие: во-первых, в фанта- зиях могут проявляться в качестве их основного мате- риала и мучительные переживания, которые тем не менее доставляют удовольствие, случай как будто напоминает изменение аффекта в искусстве. Ранк го- ворит, что в них даются <ситуации, которые в действи- тельности были бы чрезвычайно мучительны; они ри- суются фантазией, тем не менее с тем же наслаждени- ем. Наиболее частый тип таких фантазий - собствен- ная смерть, затем другие страдания и несчастья. Бедность, болезнь, тюрьма и позор представлены да- леко не редко; не менее редко в таких снах выполне- ние позорного преступления и его обнаружение>.
Правда, Фрейд в анализе детской игры показал, что и в играх ребенок претворяет часто мучительные пере- живания, например, когда он играет в доктора, причи- няющего ему боль, и повторяет те же самые операции в игре, которые в жизни причиняли ему только слезы и горе.
Однако в снах наяву мы имеем те же явления в не- измеримо более яркой и резкой форме, чем в детской игре.
Другое существенное отличие от игры Фрейд заме- чает в том, что ребенок никогда не стыдится своей иг- ры и не скрывает своих игр от взрослых, <а взрослый стыдится своих фантазий и прячет их от других, он скрывает их, как свои сокровеннейшие тайны, и охот- нее признается в своих проступках, чем откроет свои фантазии. Возможно, что он вследствие этого считает себя единственным человеком, который имеет подоб- ные фантазии, и не имеет представления о широком распространении подобного же творчества среди других>.
Наконец, третье и самое существенное для понима- ния искусства в этих фантазиях заключается в том ис- точнике, из которого они берутся. Нужно сказать, что фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудов- летворенный. Неудовлетворенные желания - побуди- тельные стимулы фантазии. Каждая фантазия - это
26
дуществление желания, корректив к неудовлетворя- щей действительности. Поэтому Фрейд полагает, что д основе поэтического творчества, так же как в основе д и фантазий, лежат неудовлетворенные желания, ццсто такие, <которых мы стыдимся, которые мы полжны скрывать от самих себя и которые поэтому вытесняются в область бессознательного>.
Механизм действия искусства в этом отношении совершенно напоминает механизм действия фанта- зии. Так, фантазия возбуждается обычно сильным, на- стоящим переживанием, которое <будит в писателе старые воспоминания, большей частью относящиеся к детскому переживанию, исходному пункту желания, которое находит осуществление в произведении... Творчество, как <сон наяву>, является продолжением и заменой старой детской игры>. Таким образом, худо- жественное произведение для самого поэта является прямым средством удовлетворить неудовлетворенные и неосуществленные желания, которые в действитель- ной жизни не получили осуществления. Как это со- вершается, можно понять при помощи теории аффек- тов, развитой в психоанализе. С точки зрения этой те- ории аффекты <могут остаться бессознательными, в известных случаях должны остаться бессознательны- ми, причем отнюдь не теряется действие этих аффек- тов, неизменно входящее в сознание. Попадающее та- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|