|
Психология художественного творчества
При попытке разобраться в существе современного мифа перед исследователем встает целый лес вопро- сов. Вот хотя бы некоторые из них: сохранились ли ос- новы - психологические, гносеологические, соци- альные - для рождения натурфилософского мифа в наши дни; что общего между ним и древним мифом и в чем различия; зачем нужен людям, обществу этот новый миф или от него только вред; как и кем он со- здается?
95
Каждый из этих вопросов требует обстоятельного t серьезного разговора, ответить на все эти вопросы i небольшой статье невозможно. Поэтому пoпpoбуe сосредоточиться на последнем, хотя бы потому, что oi наиболее конкретен.
В свое время Шеллинг, предвидя рождение новогсД мифа, задавался вопросом: <Как же может возникнут эта новая мифология в качестве измышления не одно-1 го какого-нибудь отдельного поэта, но в результате ра боты целого поколения, которое представит как бьв единую творческую личность?> ]
Как видим, Шеллинга смущало то обстоятельство что мифотворчество коллективно по своей природе. У мифа нет автора, поэтому автором его считается весь народ. Как же быть с мифом в эпоху, когда существует авторское право? Можно ли говорить о мифотворче-1 стве, когда мы сталкиваемся с догадкой, гипотезой или художественным образом? Ведь у каждой догадки, идеи есть автор.
Дело в том, что, когда мы говорим о коллективное творчестве народа, это, как нам кажется, не более че метафора. Творчество в своих истоках всегда индиви дуально. Просто в дошедших до нас мифах, преданиях уже не различимы те бесчисленные преобразования коррективы, добавления, которые вносились безьИ мянными рассказчиками на протяжении многих ве ков, как неразличим и первый толчок, первое <слово> легшее в основу предания, сказки, мифа. Говоря коллективности и безымянности мифа, мы имеем виду скорее результат, продукт мифотворчества, а н процесс его. Так, в наши дни С. Лем называет устоит чивое и вовсе не соответствующее истине представлен ние о древности марсианской цивилизации и о моле дости разума планеты Венеры таким коллективным безымянным мифом. Но ведь этот миф был когда-т чьей-то гипотезой, предположением. Современны мифы рождаются у нас на глазах, поэтому при рази воре о них нельзя пренебречь любой индивидуальн( догадкой или фантазией. Так как же и кем создается современный миф?
96
Прежний миф включал в себя и науку и искусство. Современный миф рождается при наличии развитых специализированных форм интеллектуальной позна- вательной деятельности человека - науки и искусст- ва - и современное мифотворчество ке является, ко- нечно, такой же отдельной, специализированной от- раслью в современном обществе. Оно осуществляется в трех сферах - в науке, в области популяризации зна- ний и в сфере собственно искусства. При этом оно не захватывает, разумеется, всю науку или все искусство. В искусстве активным натурфилософским и социаль- ным, прогностическим мифотворчеством захвачена научная фантастика - в этом, на наш взгляд, секрет ее специфики, проблема которой так активно обсужда- лась в критике. Этим объясняется и то; что она оказа- лась в искусстве в каком-то особом положении, не со- поставимом с положением любого из видов и жанров искусства, и то, что в ней явно усилены познаватель- ные, информационные моменты за счет эстетических, и то, что она подчас воспринимается не просто как беллетристика, а как некий общекультурный или со- циокультурный феномен. Писатель Лестер дел Рей сказал, что научная фантастика является литературой и одновременно <еще чем-то>. Это <что-то> и есть ми- фотворческая природа научной фантастики.
В тех областях науки, где господствуют доказатель- ные рассуждения, миф возникнуть не может. Еще К.А. Тимирязев выделял три этапа в научном исследова- нии: в начале интуиция и догадка, затем доказательст- во и, наконец, эксперимент. На двух последних этапах мифу места нет. Современный миф рождается, вырас- тая из научного знания в той области, где точное зна- ние кончается, в области догадок, сомнений.
В области полузнания, па первом этапе исследова- ния какой-нибудь проблемы науке просто необходим некий переизбыток гипотез, предположений, догадок. Нельзя, разумеется, преувеличивать роль таких-пост- роений в науке. Все эти модели действительности для Ученого всего лишь рабочие гипотезы, инструмент в процессе познания истины, они безжалостно отверга-
Зак. 2027
97
ются, если новые факты не подтверждают их. Но са- ми-то эти модели обладают относительной самостоя-Д тельностью. Их жизнь не ограничивается пределами кабинета ученого, и они зачастую поступают в более1 широкий социальный оборот. Мифом такие модели могут стать лишь соприкоснувшись с массовым созна-1 нием, поскольку, даже зарождаясь в недрах науки, на-j турфилософский миф существовать может только как1 массовое сознание.
" Больше того. Самый процесс современного натур- философского мифотворчества направляется не на- укой и не искусством, а закономерностями развитие как раз обиходного массового сознания, его внутрен-j ними потребностями, необходимостью создание <картины окружающего мира>, по выражению A.I Эйнштейна. 1
В механизме образования научной гипотезы и ми-1 фа немало общего (недостаток информации, вывод по аналогии), однако далеко не всякая научная гипотеза становится мифом, далеко не всякое знание подверга- ется мифологизации. Ведь в каждой науке - будь TQ биология, астрономия или физика - немало гипотез, предположений, догадок, однако большинство из ни остается все же достоянием только самой науки, в то время как другие становятся основаниями для новых мифов и получают самое широкое распространение.
Коллективное сознание (и здесь речь может идти действительно о коллективном сознании хотя бы по- тому, что мы не можем пока детализировать этот про- цесс) человечества, следуя каким-то не вполне еще понятным законам, безошибочно отбирает из всей суммы современных научных знаний и гипотез только те, которые совершенно необходимы для построения своего рода современной <мифологической картины мира>.
Современный миф рождается, на наш взгляд, В большой степени из потребностей космизации оби ходного массового сознания и подготовки его к стре мительно приближающемуся будущему.
98
Термин космизация появился в начале 60-х гг. в ра- ботах Е.Т. Фаддеева, но возник он как название уже формировавшегося явления. Началось же это движе- ние значительно раньше, и мифотворческое сознание работало давно, направляя отчасти усилия искусства и науки. Так, Г. Уэллс осознавал космизацию как прак- тическую задачу художника, когда писал в романе <Мир Вильяма Клиссольда>: <Если человек должен быть дан полностью, он должен быть дан сначала в его отношении к вселенной, затем - к истории и только после этого - в его отношении к другим людям и ко всему человечеству>.
Проблематику современной натурфилософской мифологии можно очертить уже довольно четко. Это космическое бытие человека; проблема внеземных цивилизаций, ответвлением от которой являются вся- кого рода предположения о посещении Земли гостями из космоса в далеком прошлом; это техническое во- оружение человечества, в том числе роботы и всякого рода мыслящие машины, ибо без них космос, как мы сейчас представляем, останется закрыт; наконец, это мифы о самом человеке, о неких скрытых силах, спя- щих в его организме, вроде телепатической способно- сти; последние мифы очень тесно увязаны со всей тех- нической проблематикой, поскольку речь идет о воз- можностях существования человека с его бренной би- ологической оболочкой в мире высоких энергий и в космическом пространстве; к последнему циклу при- мыкают и идеи автоэволюции и киборгизации. Совре- менный миф обязательно включает и <третью дейст- вительность>- будущее, точнее, он ориентирован в будущее, как прежний миф был ориентирован в про- шлое. Правда, и прошлое не забыто (мифы о При- шельцах и следах их пребывания на Земле). Все, что выходит за пределы очерченной проблематики, не на- ходит с нею сцепления, как правило, мифологизации не подвергается.
Выше мы сказали, что массовое сознание направ- ляет усилия науки и искусства на создание мифов. На первый взгляд, это звучит нелепо и даже оскорбитель-
99
гво еще куда ни шло, особенно если речь.1 чной фантастике. Но наука... 1 м не менее обращение науки к той или иной1 леме бывает подчас спровоцировано обиходным о1шлением, потребностями мифотворчества. 1
Это в первую очередь относится к проблеме вне-j земных цивилизаций. Долгое время строгая наука Hej касалась этой темы, и не без оснований: у нее не было1 фактов, материала, над которым можно работать, ибо никакой прямой информации о внеземных цивилиза- циях или даже жизни на других космических телах нщ было. Нет этого материала и теперь, хотя прошли уже1 конференции, в том числе международные, посвя-1 щенные этой проблеме, написаны сотни работ. Наука просто еще не готова своими методами решать этщ проблему, разумеется, захватывающе интересную. Hj доказательств тому немало. 1 Остановимся на некоторых из них. j Активизация интереса к проблеме внеземных ци-1 вилизаций наблюдается в начале 60-х гг. И тогда же участники дискуссий высказывали сомнения в праве науки заняться этими вопросами. Б. Оливер назвал <предположение, что в необозримом космосе сущест- вует жизнь где-то, кроме Земли>, <правдоподобным но ненаучным>, поскольку нет конкретных фактор его подтверждающих. И.С. Шкловский соглашался что <эта основная гипотеза (существование внеземны цивилизаций, -Т.Ч.), вообще говоря, может быть не верной>, так как <доказательств существования разуь ной жизни на других мирах пока еще нет>. И все я И.С. Шкловский писал, что рождается новая наук которой еще нет названия.
Наука, в основе которой лежит ненаучное предпо ложение и о предмете которой мы даже не знаем, су1 ществует ли он на самом деле, выглядит довольно странно. Не случайно организаторы первой конфе ренции в Грин Бэнк в 1961 г. одиннадцать ученых с ми ровыми именами держали в строгой тайне тему своег совещания и отчетливо сознавали, что, несмотря н потенциальную важность проблемы, обращение к не
100
ученого ставит его доброе научное имя на грань дис- кредитации.
Правда, А. Дж. У. Камерон высказал мысль, что раньше проблеме бнеземных цивилизаций не хватало научной состоятельности и что таковая появилась с работой Коккони-Моррисона. Но не исключено, что предложение искать сигналы внеземных цивилизаций на волне 21 см или на волне гидроксила (18 см) немно- гим совершенней уже выдвигавшихся в прошлом про- ектов посылать на Марс солнечные зайчики или засе- ять пшеницей большое поле в виде геометрической фигуры.
Показательно, что большинство ученых предпочи- тают высказывать свои предположения, касающиеся <братьев по разуму>, не в научных статьях, а в фантас- тических повестях и романах. Дорогу здесь указал еще К.Э. Циолковский, который, будучи в первую очередь ученым, а не художником и не обладая большим писа- тельским талантом, взялся за написание фантастичес- ких произведений, где изложил многие свои проекты, догадки, мечты, для которых в области точного знания не было пока места. Так же поступают сейчас многие крупные ученые, авторы научно-фантастических про- изведений.
И все-таки, несмотря на неподготовленность со- временной науки к решению этой проблемы, мы не считаем интерес к ней ни случайным, ни бесполез- ным. Он отвечал какой-то внутренней потребности общественного развития. В результате создан <образ мира>, включающий и <братьев по разуму>, и косми- ческое бытие самого человека. Но образ этот трудно приравнять к научной теории. В жарких спорах и дис- куссиях 60-70-х гг. рождалась не новая наука, как считал И.С. Шкловский. Рождались новые мифы.
Пытаясь разобраться в проблеме внеземных циви- лизаций, читатель попадает в царство аналогий и субъективных мнений. Даже практический проект Оз- ма вырос из аналогии - уровень технологического Развития цивилизации, от которой исследователи со- бирались получить сигнал, молчаливо предполагался
101
приблизительно равным нашему, на что указал впос ледствии И.С. Шкловский, s
Столь же сильна власть субъективного мнения. П утверждению Т. Фаина, на современном уровне реше- ния проблемы внеземных цивилизаций речь можно вести только о субъективной вероятности, а не о ста- тистической, которую можно вычислить. У. Салливан пишет: <Идеи о внеземной жизни неизбежно отража- ют личные симпатии авторов. Многие надеются, что жизнь существует еще где-нибудь во вселенной; увле- ченные их энтузиазмом, другие придумывают новые формы внеземной жизни, которые трезво настроен- ным ученым представляются абсурдными>. Симпсон,1 профессор Гарвардского университета, в одной из сво-1 их статей назвал даже экзобиологов <эксбиологами>,1 поскольку во всех подобных гипотезах явно ощутим тенденциозный подход.
Разумеется, ученые отдают себе отчет в опасностях этого рода, и наука, как всегда, пытается оградиться от мифотворчества с двух сторон - поставив барьер в за- щиту от неоправданных аналогий, с одной стороны, Щ от безудержного прожектерства - с другой. К. Саган,1 рассматривая проблему жизни и условий ее возникно- вения, предупреждает об опасности <планетного>,1 <жидкостного> и <водного шовинизма>, т.е. об опас-1 ности решать проблему целиком на основе земные аналогий. 1
Из стремления избежать этой опасности ученые1 ищут функциональное определение жизни, разума щ цивилизации, не ограниченное конкретными земны-j ми формами. 1
Защитой же от прожектерства служит предложен- ный И.С. Шкловским и принятый всеми участниками совещания в 1971 г. принцип <презумпции естествен- ности>, соответствующий общему принципу научные исследований - так называемой бритве Оккама.
Однако вполне уберечь науку от мифотворчества в той ее части, что связана с проблемой внеземных ци- вилизаций, невозможно, как невозможно избежать ни прожектерства, ни <земного шовинизма>, ни субъек"
102
рзма. И лишнее доказательство тому - неизбеж- g "а этом уровне осмысления проблемы размыва- g границ между гипотезой ученого и фантазией ху- дожника.
Интересно, что участники дискуссии 1971 г. и авто- книги <Внеземные цивилизации. Проблема меж- дррздной связи> ссылаются на произведения писате- .фантастов на тех же основаниях, как и на научные руды. <Туманность Андромеды> И.А. Ефремова, <Трудно быть богом> А. и Б. Стругацких, <Космичес- кая Одиссея 2001 года> А. Кларка, <Андромеда> и <Черное облако> Ф. Хойла оказываются аргументами в споре.
С подобным явлением мы зачастую сталкиваемся, когда вступаем в область полузнания, перехода от не- знания к знанию. Так, рисуя обобщенный и вероятно- стный <портрет> человека будущего, Л.Е. Этинген де- лает оговорку, что <в этот синтезированный портрет на равных правах входят и наблюдения антропологов, и домыслы фантастов, и эмоциональные пророчества журналистов>. А Коккони и Моррисон, выдвигая идею поисков сигналов внеземной цивилизации на волне атомарного водорода, признавались, что этот проект весьма напоминает научную фантастику.
За последнее время не без опоры на такое странное сближение науки и фантастики высказывались даже смелые предположения о возможном в будущем, при смене научной парадигмы, <размывании границ меж- ду строго научным, научно-популярным и фантасти- ческим жанрами>.
Трудно сказать, как изменится наука и представле- ние о ней, но несомненно одно: при любых переменах непременно сохранится необходимость проверять каждую гипотезу практикой, иначе наука утонет в субъективизме. Это значит, что сближения науки и фантастики не может быть на уровне доказательных рассуждений. Сближение осуществляется на уровне первоначальных гипотез, предположений, <безум- ных> идей и, кстати, далеко не во всех областях зна- ний. Такое сближение, на наш взгляд, наблюдается в
103
тех отраслях науки, которые волею судеб вовлечены Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|