Психология художественного творчества



62 страница


 

548  

 

юмерность; он выступает даже не как де-  

скорее, как цель, которая, однако, дале-  

рюстигается.  

 

1ания ученика СЛ. Рубинштейна А.М.  

показали, что необходимый анализ вовсе  

тся автоматически и что нужны особые  

lppbie подводят к нему испытуемого.  

Убеждаемся, что такие понятия, как <ана-  

р и т.д., могут применяться для описания  

iix умственных действий и соответствую-  

ITOB, но они не объясняют самого процес-  

дрельно, необходимо дифференцировать  

1а.кономерности и выполняемые дейст-  

"р которых варьируется в зависимости от  

вида задания. Скажем, если в заданиях  

вставлены синкретически, тогда требует-  

диже явления одной сущности представ-  

ценно, тогда, наоборот, нужен синтез.  

м, различные качества предмета выступа-  

кта нерасчлененными (скажем, теплота и  

1), правильное их познание неизбежно  

IF разделение, разграничение, анализ; с  

ны, постижение объективной сущности,  

Является в разрозненных фактах (скажем,  

уметов и обращении планет вокруг Солн-  

йна их объединении, синтезе. Но психо-  

1роблема состоит в том, чтобы выяснить  

тва достижения нужных результатов:  

Произвести анализ или синтез, нужно оп-  

коеже из этих действий надо произвести.  

отдельные психологи, изучающие твор-  

ельность. Так, М.Г. Ярошевский пишет:  

психологическую характеристику мыш-  

1чие от его предметного содержания СЛ.  

t усмотрел в операциях анализа и синте-  

Ьно формализованных логических поня-  

лм испарялось специфически творческое  

 

 

азом, заимствованные из логики понятия  

Цсинтез>, отражающие определенные ре-  

 

549  

 

зультаты реального умственного процесса, не м<1  

рассматриваться в качестве внутренних психологич  

ких закономерностей.  

 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ  

КАК ИСТОЧНИК ФАНТАЗИИ  

 

Во всех рассмотренных теоретических концепцц  

фантазии за исходный материал для творческой д  

тельности, который в дальнейшем подвергае  

трансформации, принимаются данные, почерпну  

из внешней реальности. Однако ряд психологов обд  

тили внимание на особую реальность в глубинах пб  

хики, которая, по их мнению, может также служи  

материалом фантазии. Мы имеем в виду взгляды пс  

хоаналитической школы. Учение Зигмунда Фрей  

получило достаточно широкое освещение и разносу  

роннюю оценку.  

 

Нами будут рассмотрены только те данные псих  

анализа, которые имеют прямое отношение к проб  

матике фантазии.  

 

Выясняя причины неврозов, Фрейд столкнуло  

явлениями, которые не могли быть объяснены в 7  

минах господствовавшей в конце XIX в. психолог  

сознания. Адекватное объяснение новых фактов, п  

лученных в клинических условиях, потребовало дог  

щения, что структура <душевного аппарата> весы  

сложна и что наряду с легко обозреваемой самим суб  

ектом сознательной областью в человеческой психи  

существует еще одна область, также вполне реальны  

которая недоступна непосредственному наблюдени  

Эта область получила название, <бессознательно  

Мы видели, что представители Вюрцбургской шко)  

не смогли выйти за пределы психологии сознания, п  

лагая, будто понятия <психическое> и <сознательна  

тождественны по объему и содержанию. Что касает  

ряда философов- от Лейбница до фон Гартмана,  

широко пользовавшихся понятием <бессознатеЛ  

ное>, то они трактовали его в негативном смысле,}  

матривая в нем нечто, не наделенное теми признак  

 

550  

 

, присущи сознанию. Психоанализ сделал  

Вопытку проникнуть в психологическую  

сознательного, выяснить его содержатель-  

и основные закономерности.  

но, что психоанализ первоначально обра-  

щению одной из наиболее игнорировав-  

1 фантазии - к сновидениям, которым  

-физиологи прошлого давали чрезвычай-  

ное объяснение, усматривая в них побоч-  

й.ный продукт разрядки нервной энергии  

ыа. Фрейд, проведя кропотливый анализ  

дни сновидений, показал, что все элемен-  

шя, какими бы бессмысленными, бессвяз-  

<епыми они ни казались, находятся в тес-  

>всей нашей внутренней жизнью и, следо-  

1меют психологический смысл. Сновиде-  

йейду, выполняет важную биологическую  

[..именно охраняет сон путем иллюзорного  

1 желаний, а также иллюзорного устране-  

щих сну раздражителей.  

разы сновидений, подобно другим фантас-  

бразам, имеют вполне реальные источни-  

> к этим источникам следует отнести не  

инюю реальность, но и внутреннюю пси-  

сизнь, зачастую неосознаваемую.  

ттазия, проявляющаяся не только в обра-  

аний, но и в произведениях искусства, под-  

пределенным закономерностям, которыми,  

т психоаналитики, управляется вообще вся  

пьная сфера. К ним относятся механизмы  

ещение акцента с одного явления на другое,  

дстановка безобидной ситуации вместо не-  

}й) и сгущения (соединение в одном образе  

fX образов или их отдельных черт). Особое  

Придается символам, замещающим лица,  

предметы, действия.  

1змы сдвига, сгущения и образования сим-  

этасно учению Фрейда, проявляются в лю-  

1 фантазии - в причудливых желаниях не-  

бредовых идеях психопата, в мифических  

 

551  

 

народных вымыслах и религиозных верованиях в  

тимных мечтах и поэтическом творчестве.  

 

Переход из бессознательной сферы в сферу ее  

ния осуществляется при помощи так называемой  

екции. Эрнст Нейманн следующим образом иллк  

рирует явление проекции: <Подобно тому, как кине  

тографический аппарат, находящийся позади зр>  

лей, создает картину впереди них на полотне, то  

так же содержания бессознательного проецирук  

вовне и воспринимаются как данные внешнего ми{  

не как содержания бессознательного. Так, <демон>  

ступает для личности не как часть ее, а как сущее  

живущее и действующее во внешнем мире>. И под  

но тому, как ребенок реализует свои желания в изоб]  

таемых им играх, художник, по мнению фрейдисто)  

своих произведениях, обычно в замаскирован>  

форме, реализует свои стремления. Например, ai  

лийский теоретик искусства Герберт Рид усматрива<  

поэме Кольриджа <Уныние> проекцию душевн<  

конфликта поэта, вызванного вспыхнувшей страс1  

к жене друга. Внутренние конфликты, таким обра:  

как бы выносятся вовне, вследствие чего они o6pei  

новую форму, подчас весьма отличную от той, кот<  

была присуща глубинным переживаниям.  

 

Разумеется, ввиду того что психоаналитичес1  

концепция фантазии не базируется на почве эксп  

ментальных данных, обеспечивающих высокую с  

пень объективности выводов, некоторые толковая  

психоаналитиков отмечены субъективизмом и од1  

сторонностью. Однако несомненно, что адеквата  

познание процесса фантазии требует серьезного i  

следования глубинных пластов психики.  

 

Необходимо подчеркнуть, что просто ссылка  

термин <бессознательное> как на объяснительн  

принцип лишь создает иллюзию объяснения. Терм  

<бессознательное> имеет по меньшей мере два зна  

ния: во-первых, он служит для обозначения особ  

психической инстанции или сферы, т.е. имеет топои  

гический смысл; во-вторых, он выступает в качес  

характеристики психических явлений, указывает  

 

552  

 

определенного свойства - быть лег-  

1рознанию. Однако ни одно из указан-  

1>ие представляет собой теоретической  

>рая способна объяснить психологи-  

 

юзиательном оживило интерес к про-  

. Однако призванная философами (в  

ircoHOM) и некоторыми психологами  

объяснения загадочных явлений пси-  

>е постижение, непосредственное схва-  

1, сущности и т.д.) интуиция сама до сих  

манным понятием, отождествляемым  

[ инсайта (Рукетт), то с бессознатель-  

(наваемым (И.В. Бычко и Е.С. Жари-  

1Й философской литературе отдельные  

1емы интуиции освещены М.Бунге и  

;ном.  

 

,спор о бессознательном и его сущнос-  

ти с сознанием имеет общепсихологи-  

и выходит далеко за рамки рассмат-  

Sb проблем фантазии. Хотя многие фак-  

tDu помощи психоаналитической техни-  

ртвуюто реальности бессознательного,  

1> виду; что его идеалистическая трактов-  

ать благодатной почвой для спекулятив-  

жих построений. Примером этому слу-  

<вейцарского психолога, ученика Фрей-  

:га.  

 

ГИПОТЕЗА АРХЕТИПОВ  

 

денью критиков психоанализа, как из-  

Ййяансексуализм> символики сновидений  

ктов фантазии. С целью создания более  

иной> системы Карл Юнг коренным об-  

гмыслил одно из основных понятий в  

- либидо. Согласно его учению, либидо  

собой всеобщую <психическую энер-  

образы фантазии, которые порожда-  

Йду, реальными либидинозными влече-  

 

553  

 

ниями, например сновидения о сожительстве с  

рью (так называемый Эдипов комплекс), трактуй  

Юнгам как стремление к освобождению от i  

чувств ответственности, так как только мать спое  

обеспечить состояние безмятежного уюта. Тем са  

примитивное биологическое влечение заменяется  

ким довольно сложным эмоциональным образов  

ем. Однако Юнг идет дальше: он приходит к вьц  

что символы передаются по наследству в виде так  

зываемых архетипов. Юнг и его школа говорят да  

коллективном бессознательном, которое опреде  

жизнь и творческую деятельность личности и це  

популяций. Символы и вообще образы фантази>  

Юнгу, обусловлены архетипами, т.е. априорным>  

страктными образцами, которые уже с момента )  

дения человека наличествуют в его психике и пД  

ставляют собой <типические формы постижения  

<фактор, определяющий однообразие и регулярны  

нашего постижения>. Некоторые последователи Ю  

выдвигают предположение относительно существа  

ния специальных анатомо-физиологических субсц  

тов архетипов, нечто наподобие мнемических1  

грамм, которые, однако, наследуются. В них я  

сохраняется вековечный опыт расы. г  

 

В своей книге <Великая матерь> Э. Нейманн-i  

шет: <Когда психолог аналитической школы (  

идет о школе Юнга. - И.Р.) говорит о прообразе  

архетипе Великой матери, он подразумевает н  

либо конкретное, существующее в пространстве]  

времени, а некий внутренний действенный образ 1  

ловеческой психике>. Однако далее мы узнаем,]  

сам образ Великой матери является производны  

еще более древнего архетипа <уробороса>, предста  

ющего собой <символ изначального первичного.  

хического состояния... когда положительное и о  

цательное, мужское и женское... были перемеи  

между собой>.  

 

Широко использует идею архетипов для объя  

ния произведений живописи и скульптуры Гер  

Рид. Различные персонажи и детали картины Пик  

 

554  

 

1<ахия> выступают в трактовке Рида в ка-  

агаации архетипных образов: бородач, под-  

й1 по лестнице, олицетворяет архетип муд-  

Цйнотавр - воплощение темных сил лаби-  

знательного, жертвенный конь - символ  

Ц сил либидо (влечений), наконец, дитя с  

Йоднятой руке - выражение высшего со-  

1-  

 

кий исследователь мифологии Леви-  

"?ит о том, что каждый ребенок <с самого  

йения имеет в форме набросков умствен-  

всю совокупность средств, которыми ис-  

1гает человечество для определения отно-  

>е>.  

 

французский исследователь мифологии -  

дчеркивает, что было бы неправильным  

волы к внешним явлениям: наоборот, по  

объяснение архетипам и символам надо  

бенностях человеческой психики. Поду-  

ет ничего, по существу, нового втворчест-  

Цисателей, которые в лучшем случае могут  

ровать полученные по наследству прооб-  

типы.  

 

1архетипов, утверждая предопределен-  

<ктов фантазии, чисто умозрительна, она  

,:нина экспериментальных, ни на клини-  

dx. Отрицая возможность создания прин-  

ового, крайняя идеалистическая концеп-  

шкаетея с крайними механистическими  

и фантазии, которые в продуктах творче-  

только подражание или перестановку, ре-  

"э. перцептивных образов.  

ношении представляет интерес высказы-  

тгора Генри Мура, чьи произведения сто-  

щепции архетипов широко использовали  

1люстрации и подтверждения своих взгля-  

Иелогическая, инстинктивная, подсозна-  

"УЬ психики, несомненно, играет свою роль  

ульптора, он также обладает сознательным  

)ый не бездействует. Художник работает,  

 

555  

 

целиком сосредоточившись, причем сознательный  

дел его личности разрешает конфликты, организ  

воспоминания и предохраняет от попыток двигат]  

одновременно в двух направлениях>.  

 

Итак, учение Юнга почти полностью выхолащи  

ет все конкретно-психологическое содержание б<  

сознательного и превращает его в формальную схе  

предопределяющую характер образов фантазии. S  

вполне законченная мистическая концепция, котор  

по своей идеалистической сущности приближается  

концепциям, усматривавшим в фантазии изначад  

ную, ничем не объяснимую силу. Однако в отличие)  

последних, которые все же наделяли фантазию сщ  

собностью творить новое, учение Юнга отводит ей 41  

сто репродуктивную роль.  

 

НЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  

КОНЦЕПЦИИ ФАНТАЗИИ  

 

Для объяснения феномена создания нового в  

следнее время немало авторов используют концещ  

заимствованные не только из смежных с психоло>  

наук (например, физиологии), но и из довольно о  

ленных от нее дисциплин, в частности математ1  

физики и кибернетики. Среди таких авторов мы вид  

прежде всего самих психологов, обращающихся как  

за помощью к различным наукам в надежде на то,  

термины, понятия и законы этих наук окажутся б  

эффективными для объяснения психологических <  

тов, нежели специфические психологические тео  

В то же время некоторые специалисты в области ф  

ологии, математики и особенно кибернетики, ок  

ленные успехами в своей области, делают попытки  

стичь таких же результатов в психологии.  

 

В материалах IV Всесоюзного съезда психол  

(Тбилиси, 1971 г.) представлено несколько работ, в  

торых изучались отдельные физиологические м  

низмы мышления и творчества (отметим попутно  

в указанных материалах съезда термин <фантах  

почти не употребляется). В одних из них содер  

 

556  

 

1яки на роль динамической стереотипии  

1ский) и электрической активности мозга  

юв), а в других сопоставляются хорошо из-  

[хологические явления с некоторыми фи-  

:ими показателями (В.П. Зинченко, В.Ф.  

[. Гордон; Л.М. Веккер).  

увязать творческую деятельность с функ-  

i билатеральной асимметрией сделана в  

( физиологическом исследовании Л.П.  

К.С. Точилова.  

 

;ть указанных и других подобных исследо-  

1ИЗИОЛОГИИ центральной нервной системы,  

не подлежит сомнению, однако едва ли  

Йаютсвет на проблемы, поставленные пси-  

нтазии, ибо они не объясняют даже самых  

1"явлений, таких, как, скажем, роль инкуба-  

йадии, не говоря уже о главной проблеме -  

1нии нового.  

 

1нее время появился ряд работ, авторы ко-  

ВТ картину деятельности мозга по образу и  

ктронно-вычислительных устройств, хо-  

тельности имеет место обратная зависи-  

1слительные машины представляют собой  

Ценную и пока что крайне одностороннюю  

ловеческого мозга. Например, американ-  

1ог Кюби указывает, что <подобно ком-  

у производит <биты> информации путем  

ая, упорядочения, выбора и отбрасыва-  

>жения в последовательности, путем ря-  

:и разделения на основе хронологии, пу-  

ации на основе сходства, различения и  

узости и отдаленности, наконец, сумми-  

дирования>.  

 

1Й способ проникновения в тайны челове-  

ка предельно упрощает его изучение - для  

>вого механизма или новой закономернос-  

ой нервной системы достаточно любую  

функцию или даже деятельность объя-  

I-M механизмом.  

 

557  

 

В физиологических исследованиях умственной J  

ятельности мы не находим ни одного принципиаль  

нового психологического факта; напротив, эти иса  

дования целиком и полностью опираются на ранее  

тановленные психологические данные.  

 

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее вре  

традиционный физиологический подход к проблем  

творчества все более вытесняется математико-инф<  

мационным подходом. Теория информации предст;  

ляет собой достаточно разработанную относительм  

самостоятельную математическую дисциплину, котх  

рая использует такие основополагающие понятия,  

энтропия, вероятность, случайная величина, шум (щ  

мехи), передача (трансмиссия) информации, инфо  

мационные вход и выход и т.д.  

 

Понятия теории информации, бесспорно, дан  

возможность точнее, проще и конкретнее сформуд  

ровать психологические проблемы, а также легче в)  

явить логические противоречия в тех или иных пост  

латах. Благодаря терминам теории информации лег  

дифференцировать явления, которые трудно было 6  

разграничить при помощи традиционной терминол  

гии, а благодаря критериям теории информации мо  

но более объективно судить о новизне, содержащей  

в том или ином высказывании.  

 

На первых порах некоторые исследователи полаг  

ли, будто теория информации способна коренным о  

разом решить проблемы психологии творчества. Э  

убеждение подкреплялось тем обстоятельством, 41




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 533
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Психология художественного творчества » 32 страница
  • Психология художественного творчества » 22 страница
  • Психология художественного творчества » 23 страница
  • Психология художественного творчества » 24 страница
  • Психология художественного творчества » 25 страница
  • Психология художественного творчества » 26 страница
  • Психология художественного творчества » 27 страница
  • Психология художественного творчества » 28 страница
  • Психология художественного творчества » 29 страница
  • Психология художественного творчества » 30 страница
  • Психология художественного творчества » 31 страница
  • Психология художественного творчества » 21 страница
  • Психология художественного творчества » 33 страница
  • Психология художественного творчества » 34 страница
  • Психология художественного творчества » 35 страница
  • Психология художественного творчества » 36 страница
  • Психология художественного творчества » 37 страница
  • Психология художественного творчества » 38 страница
  • Психология художественного творчества » 39 страница
  • Психология художественного творчества » 40 страница
  • Психология художественного творчества » 41 страница
  • Психология художественного творчества » 42 страница
  • Психология художественного творчества » 11 страница
  • Психология художественного творчества » 1 страница
  • Психология художественного творчества » 2 страница
  • Психология художественного творчества » 3 страница
  • Психология художественного творчества » 4 страница
  • Психология художественного творчества » 5 страница
  • Психология художественного творчества » 6 страница
  • Психология художественного творчества » 7 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь