Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Психология художественного творчества
548
юмерность; он выступает даже не как де- скорее, как цель, которая, однако, дале- рюстигается.
1ания ученика СЛ. Рубинштейна А.М. показали, что необходимый анализ вовсе тся автоматически и что нужны особые lppbie подводят к нему испытуемого. Убеждаемся, что такие понятия, как <ана- р и т.д., могут применяться для описания iix умственных действий и соответствую- ITOB, но они не объясняют самого процес- дрельно, необходимо дифференцировать 1а.кономерности и выполняемые дейст- "р которых варьируется в зависимости от вида задания. Скажем, если в заданиях вставлены синкретически, тогда требует- диже явления одной сущности представ- ценно, тогда, наоборот, нужен синтез. м, различные качества предмета выступа- кта нерасчлененными (скажем, теплота и 1), правильное их познание неизбежно IF разделение, разграничение, анализ; с ны, постижение объективной сущности, Является в разрозненных фактах (скажем, уметов и обращении планет вокруг Солн- йна их объединении, синтезе. Но психо- 1роблема состоит в том, чтобы выяснить тва достижения нужных результатов: Произвести анализ или синтез, нужно оп- коеже из этих действий надо произвести. отдельные психологи, изучающие твор- ельность. Так, М.Г. Ярошевский пишет: психологическую характеристику мыш- 1чие от его предметного содержания СЛ. t усмотрел в операциях анализа и синте- Ьно формализованных логических поня- лм испарялось специфически творческое
азом, заимствованные из логики понятия Цсинтез>, отражающие определенные ре-
549
зультаты реального умственного процесса, не м<1 рассматриваться в качестве внутренних психологич ких закономерностей.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ИСТОЧНИК ФАНТАЗИИ
Во всех рассмотренных теоретических концепцц фантазии за исходный материал для творческой д тельности, который в дальнейшем подвергае трансформации, принимаются данные, почерпну из внешней реальности. Однако ряд психологов обд тили внимание на особую реальность в глубинах пб хики, которая, по их мнению, может также служи материалом фантазии. Мы имеем в виду взгляды пс хоаналитической школы. Учение Зигмунда Фрей получило достаточно широкое освещение и разносу роннюю оценку.
Нами будут рассмотрены только те данные псих анализа, которые имеют прямое отношение к проб матике фантазии.
Выясняя причины неврозов, Фрейд столкнуло явлениями, которые не могли быть объяснены в 7 минах господствовавшей в конце XIX в. психолог сознания. Адекватное объяснение новых фактов, п лученных в клинических условиях, потребовало дог щения, что структура <душевного аппарата> весы сложна и что наряду с легко обозреваемой самим суб ектом сознательной областью в человеческой психи существует еще одна область, также вполне реальны которая недоступна непосредственному наблюдени Эта область получила название, <бессознательно Мы видели, что представители Вюрцбургской шко) не смогли выйти за пределы психологии сознания, п лагая, будто понятия <психическое> и <сознательна тождественны по объему и содержанию. Что касает ряда философов- от Лейбница до фон Гартмана, широко пользовавшихся понятием <бессознатеЛ ное>, то они трактовали его в негативном смысле,} матривая в нем нечто, не наделенное теми признак
550
, присущи сознанию. Психоанализ сделал Вопытку проникнуть в психологическую сознательного, выяснить его содержатель- и основные закономерности. но, что психоанализ первоначально обра- щению одной из наиболее игнорировав- 1 фантазии - к сновидениям, которым -физиологи прошлого давали чрезвычай- ное объяснение, усматривая в них побоч- й.ный продукт разрядки нервной энергии ыа. Фрейд, проведя кропотливый анализ дни сновидений, показал, что все элемен- шя, какими бы бессмысленными, бессвяз- <епыми они ни казались, находятся в тес- >всей нашей внутренней жизнью и, следо- 1меют психологический смысл. Сновиде- йейду, выполняет важную биологическую [..именно охраняет сон путем иллюзорного 1 желаний, а также иллюзорного устране- щих сну раздражителей. разы сновидений, подобно другим фантас- бразам, имеют вполне реальные источни- > к этим источникам следует отнести не инюю реальность, но и внутреннюю пси- сизнь, зачастую неосознаваемую. ттазия, проявляющаяся не только в обра- аний, но и в произведениях искусства, под- пределенным закономерностям, которыми, т психоаналитики, управляется вообще вся пьная сфера. К ним относятся механизмы ещение акцента с одного явления на другое, дстановка безобидной ситуации вместо не- }й) и сгущения (соединение в одном образе fX образов или их отдельных черт). Особое Придается символам, замещающим лица, предметы, действия. 1змы сдвига, сгущения и образования сим- этасно учению Фрейда, проявляются в лю- 1 фантазии - в причудливых желаниях не- бредовых идеях психопата, в мифических
551
народных вымыслах и религиозных верованиях в тимных мечтах и поэтическом творчестве.
Переход из бессознательной сферы в сферу ее ния осуществляется при помощи так называемой екции. Эрнст Нейманн следующим образом иллк рирует явление проекции: <Подобно тому, как кине тографический аппарат, находящийся позади зр> лей, создает картину впереди них на полотне, то так же содержания бессознательного проецирук вовне и воспринимаются как данные внешнего ми{ не как содержания бессознательного. Так, <демон> ступает для личности не как часть ее, а как сущее живущее и действующее во внешнем мире>. И под но тому, как ребенок реализует свои желания в изоб] таемых им играх, художник, по мнению фрейдисто) своих произведениях, обычно в замаскирован> форме, реализует свои стремления. Например, ai лийский теоретик искусства Герберт Рид усматрива< поэме Кольриджа <Уныние> проекцию душевн< конфликта поэта, вызванного вспыхнувшей страс1 к жене друга. Внутренние конфликты, таким обра: как бы выносятся вовне, вследствие чего они o6pei новую форму, подчас весьма отличную от той, кот< была присуща глубинным переживаниям.
Разумеется, ввиду того что психоаналитичес1 концепция фантазии не базируется на почве эксп ментальных данных, обеспечивающих высокую с пень объективности выводов, некоторые толковая психоаналитиков отмечены субъективизмом и од1 сторонностью. Однако несомненно, что адеквата познание процесса фантазии требует серьезного i следования глубинных пластов психики.
Необходимо подчеркнуть, что просто ссылка термин <бессознательное> как на объяснительн принцип лишь создает иллюзию объяснения. Терм <бессознательное> имеет по меньшей мере два зна ния: во-первых, он служит для обозначения особ психической инстанции или сферы, т.е. имеет топои гический смысл; во-вторых, он выступает в качес характеристики психических явлений, указывает
552
определенного свойства - быть лег- 1рознанию. Однако ни одно из указан- 1>ие представляет собой теоретической >рая способна объяснить психологи-
юзиательном оживило интерес к про- . Однако призванная философами (в ircoHOM) и некоторыми психологами объяснения загадочных явлений пси- >е постижение, непосредственное схва- 1, сущности и т.д.) интуиция сама до сих манным понятием, отождествляемым [ инсайта (Рукетт), то с бессознатель- (наваемым (И.В. Бычко и Е.С. Жари- 1Й философской литературе отдельные 1емы интуиции освещены М.Бунге и ;ном.
,спор о бессознательном и его сущнос- ти с сознанием имеет общепсихологи- и выходит далеко за рамки рассмат- Sb проблем фантазии. Хотя многие фак- tDu помощи психоаналитической техни- ртвуюто реальности бессознательного, 1> виду; что его идеалистическая трактов- ать благодатной почвой для спекулятив- жих построений. Примером этому слу- <вейцарского психолога, ученика Фрей- :га.
ГИПОТЕЗА АРХЕТИПОВ
денью критиков психоанализа, как из- Ййяансексуализм> символики сновидений ктов фантазии. С целью создания более иной> системы Карл Юнг коренным об- гмыслил одно из основных понятий в - либидо. Согласно его учению, либидо собой всеобщую <психическую энер- образы фантазии, которые порожда- Йду, реальными либидинозными влече-
553
ниями, например сновидения о сожительстве с рью (так называемый Эдипов комплекс), трактуй Юнгам как стремление к освобождению от i чувств ответственности, так как только мать спое обеспечить состояние безмятежного уюта. Тем са примитивное биологическое влечение заменяется ким довольно сложным эмоциональным образов ем. Однако Юнг идет дальше: он приходит к вьц что символы передаются по наследству в виде так зываемых архетипов. Юнг и его школа говорят да коллективном бессознательном, которое опреде жизнь и творческую деятельность личности и це популяций. Символы и вообще образы фантази> Юнгу, обусловлены архетипами, т.е. априорным> страктными образцами, которые уже с момента ) дения человека наличествуют в его психике и пД ставляют собой <типические формы постижения <фактор, определяющий однообразие и регулярны нашего постижения>. Некоторые последователи Ю выдвигают предположение относительно существа ния специальных анатомо-физиологических субсц тов архетипов, нечто наподобие мнемических1 грамм, которые, однако, наследуются. В них я сохраняется вековечный опыт расы. г
В своей книге <Великая матерь> Э. Нейманн-i шет: <Когда психолог аналитической школы ( идет о школе Юнга. - И.Р.) говорит о прообразе архетипе Великой матери, он подразумевает н либо конкретное, существующее в пространстве] времени, а некий внутренний действенный образ 1 ловеческой психике>. Однако далее мы узнаем,] сам образ Великой матери является производны еще более древнего архетипа <уробороса>, предста ющего собой <символ изначального первичного. хического состояния... когда положительное и о цательное, мужское и женское... были перемеи между собой>.
Широко использует идею архетипов для объя ния произведений живописи и скульптуры Гер Рид. Различные персонажи и детали картины Пик
554
1<ахия> выступают в трактовке Рида в ка- агаации архетипных образов: бородач, под- й1 по лестнице, олицетворяет архетип муд- Цйнотавр - воплощение темных сил лаби- знательного, жертвенный конь - символ Ц сил либидо (влечений), наконец, дитя с Йоднятой руке - выражение высшего со- 1-
кий исследователь мифологии Леви- "?ит о том, что каждый ребенок <с самого йения имеет в форме набросков умствен- всю совокупность средств, которыми ис- 1гает человечество для определения отно- >е>.
французский исследователь мифологии - дчеркивает, что было бы неправильным волы к внешним явлениям: наоборот, по объяснение архетипам и символам надо бенностях человеческой психики. Поду- ет ничего, по существу, нового втворчест- Цисателей, которые в лучшем случае могут ровать полученные по наследству прооб- типы.
1архетипов, утверждая предопределен- <ктов фантазии, чисто умозрительна, она ,:нина экспериментальных, ни на клини- dx. Отрицая возможность создания прин- ового, крайняя идеалистическая концеп- шкаетея с крайними механистическими и фантазии, которые в продуктах творче- только подражание или перестановку, ре- "э. перцептивных образов. ношении представляет интерес высказы- тгора Генри Мура, чьи произведения сто- щепции архетипов широко использовали 1люстрации и подтверждения своих взгля- Иелогическая, инстинктивная, подсозна- "УЬ психики, несомненно, играет свою роль ульптора, он также обладает сознательным )ый не бездействует. Художник работает,
555
целиком сосредоточившись, причем сознательный дел его личности разрешает конфликты, организ воспоминания и предохраняет от попыток двигат] одновременно в двух направлениях>.
Итак, учение Юнга почти полностью выхолащи ет все конкретно-психологическое содержание б< сознательного и превращает его в формальную схе предопределяющую характер образов фантазии. S вполне законченная мистическая концепция, котор по своей идеалистической сущности приближается концепциям, усматривавшим в фантазии изначад ную, ничем не объяснимую силу. Однако в отличие) последних, которые все же наделяли фантазию сщ собностью творить новое, учение Юнга отводит ей 41 сто репродуктивную роль.
НЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ФАНТАЗИИ
Для объяснения феномена создания нового в следнее время немало авторов используют концещ заимствованные не только из смежных с психоло> наук (например, физиологии), но и из довольно о ленных от нее дисциплин, в частности математ1 физики и кибернетики. Среди таких авторов мы вид прежде всего самих психологов, обращающихся как за помощью к различным наукам в надежде на то, термины, понятия и законы этих наук окажутся б эффективными для объяснения психологических < тов, нежели специфические психологические тео В то же время некоторые специалисты в области ф ологии, математики и особенно кибернетики, ок ленные успехами в своей области, делают попытки стичь таких же результатов в психологии.
В материалах IV Всесоюзного съезда психол (Тбилиси, 1971 г.) представлено несколько работ, в торых изучались отдельные физиологические м низмы мышления и творчества (отметим попутно в указанных материалах съезда термин <фантах почти не употребляется). В одних из них содер
556
1яки на роль динамической стереотипии 1ский) и электрической активности мозга юв), а в других сопоставляются хорошо из- [хологические явления с некоторыми фи- :ими показателями (В.П. Зинченко, В.Ф. [. Гордон; Л.М. Веккер). увязать творческую деятельность с функ- i билатеральной асимметрией сделана в ( физиологическом исследовании Л.П. К.С. Точилова.
;ть указанных и других подобных исследо- 1ИЗИОЛОГИИ центральной нервной системы, не подлежит сомнению, однако едва ли Йаютсвет на проблемы, поставленные пси- нтазии, ибо они не объясняют даже самых 1"явлений, таких, как, скажем, роль инкуба- йадии, не говоря уже о главной проблеме - 1нии нового.
1нее время появился ряд работ, авторы ко- ВТ картину деятельности мозга по образу и ктронно-вычислительных устройств, хо- тельности имеет место обратная зависи- 1слительные машины представляют собой Ценную и пока что крайне одностороннюю ловеческого мозга. Например, американ- 1ог Кюби указывает, что <подобно ком- у производит <биты> информации путем ая, упорядочения, выбора и отбрасыва- >жения в последовательности, путем ря- :и разделения на основе хронологии, пу- ации на основе сходства, различения и узости и отдаленности, наконец, сумми- дирования>.
1Й способ проникновения в тайны челове- ка предельно упрощает его изучение - для >вого механизма или новой закономернос- ой нервной системы достаточно любую функцию или даже деятельность объя- I-M механизмом.
557
В физиологических исследованиях умственной J ятельности мы не находим ни одного принципиаль нового психологического факта; напротив, эти иса дования целиком и полностью опираются на ранее тановленные психологические данные.
Необходимо подчеркнуть, что в настоящее вре традиционный физиологический подход к проблем творчества все более вытесняется математико-инф< мационным подходом. Теория информации предст; ляет собой достаточно разработанную относительм самостоятельную математическую дисциплину, котх рая использует такие основополагающие понятия, энтропия, вероятность, случайная величина, шум (щ мехи), передача (трансмиссия) информации, инфо мационные вход и выход и т.д.
Понятия теории информации, бесспорно, дан возможность точнее, проще и конкретнее сформуд ровать психологические проблемы, а также легче в) явить логические противоречия в тех или иных пост латах. Благодаря терминам теории информации лег дифференцировать явления, которые трудно было 6 разграничить при помощи традиционной терминол гии, а благодаря критериям теории информации мо но более объективно судить о новизне, содержащей в том или ином высказывании.
На первых порах некоторые исследователи полаг ли, будто теория информации способна коренным о разом решить проблемы психологии творчества. Э убеждение подкреплялось тем обстоятельством, 41 Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|