|
Психология художественного творчествасобой марионетку, которую приводят в движение не- видимые нити>. Эти нити в условиях добровольного диктата были сосредоточены в руках В.Э. Мейерхоль- да. Закрепощая интеллектуальную и эмоциональную сферы актера, он оставлял в распоряжении лишь ме- ханическую, исполнительную, избрав посредником - носителем собственных функций в актере - вещь, ма- ску. Надевая на актера маску - личину, Мейерхольд деперсонифицировал исполнителя, скрывал его Я, его сущность, характер, индивидуальную природу.
В философии Г.И. Гурджиева личность предстает как нечто не собственное, благоприобретенное, слу- чайное, данное воспитанием, образованием: все, что выучено путем имитации, все, что идет извне, выводы на основе информации, одежда, маска, а маска, как заметил однажды И. Ильинский, отнимала у персона- жа характер, индивидуальность, судьбу. В системе же Мейерхольда тезис об актере - носителе маски зани- мал центральное место, и не только потому, что позво- лял разоблачить профессиональные тайны театра, но, следуя концепции Гурджиева, давал возможность ак-
678
теру поставить себя на место персонажа, воспитать ис- кренность по отношению к себе и к нему. 1 В человеке нет постоянного Я, он - не единое, а Многое, иллюзорно предстающее единым в поимено- 1ванном физическом теле: (<Всякая мысль, чувство, 1желание, хотение есть некое Я. Они не связаны и не координированы друг с другом>. Любое Я в представ- лении Гурджиева и Успенского - лишь незначитель- рцая часть интеллекта в каждый иной момент бытия, ак каждая маска, гениально созданная Мейерхоль- дом - часть его интеллектуально-эмоционального Я, реализующегося в постановках. Каждое Я маски несет рреходящие мысль, желание, настроение, отражая од- но из множеств Я режиссера. 1 Маска постепенно, к концу 20-х годов, принимает на себя одно, бессменное Я. И нет ничего более есте- ртвенного и закономерного в том, что.она выражает уже нечто непреходящее, режиссер от тщательной ма- скировки собственной индивидуальности в детальной разработке каждой роли, приспособляемой к особен- ностям данного актера, приходит к запечатлению на Каждой актерской индивидуальности собственного Интеллектуального Я, когда почти каждый актер влю- Рой роли напоминает самого Меиерхольда,и работы в Учителе Бубусе>, (<Горе уму> предстают демонстра- цией ряда репетиционных показов мастера.
Сжатый контурами маски и однозначно опреде- ливший к ней отношение, актер уже не нуждается в 1>югущественном профессиональном даре - вообра- жении. Для механического человека, согласно кон- цепции ГИ. Гуджиева, воображение - помеха наблю- дению, сконцентрированному вниманию; оно некон- тролируемо, разрушительно по отношению к созна- 1Тельно принимаемым решениям, оно направлено не IHB предмет, а на околопредметнос пространство. А 1рассуждение по поводу предмета - воображение - 1<это ложь самому себе>. Посему актер вынужден пе- 1редать и этот (<инструмент> режиссеру Воображение требует идентификации с предметом игры, а маска не допускает этого. Проводя в состоянии идентифика-
679
ции более половины жизни, поглощаемый всем, его окружающим, человек не может отделить себя от идеи, чувства, объекта. В этом состоянии он неспосо- бен смотреть предвзято на объект его идентифика- ции, - констатирует Г. И. Гурджиев. Так, плотная ко- роста объектов идентификации год за годом покрыва- ет человека новыми и новыми одеждами, накладывает новые маски налицо. Философ настаивает на необхо- димости постоянно освобождать себя, ведь пока чело- век не-(<обнажается>, он не может (<видеть>.
В.Э. Мейерхольд обнажает не только сцену, способ организации (<строительного материала>, профессио- нальный прием, но и исполнителя, остающегося в прозодежде, не скрывающей выразительности тела- инструмента. Высшая степень этой тщательно выве- ренной свободы проявляется в откровенных акроба- тических и эксцентрических отступлениях, в демонст- рации (<простых, целесообразных и веселых движе- ний>. Так театр утверждался, действительно, как (<фабрика> актеров, чье искусство требовалось довес- ти до автоматизма, и для (<полугимнастов, полумимов новейшей формации>, по выражению Б. Алперса, (<воля и изобретательная выдумка главного механика становилась обязательным законом в этом малопо- движном и точно расчисленном мире>.
Актера такого типа - марионетки, потерявшего во- лю и самостоятельность творческого мышления, Гурд- жиев определяет как (<обычного актера>: (<Он не ма- жет сыграть роль, его ассоциации различаются. У него может быть только соответствующий костюм, он мо- жет хорошо или плохо усвоить необходимые позиции, повторить мимику, которую ему подсказал постанов- щик>. Это заключение вытекает из учения Гурджиева о наличии в человеке трех сил, единорожденных, но об- ладающих каждая независимой природой и повиную- щихся различным законам. Возможности (<обычного актера> ограничиваются лишь физической силой, ко- личество и качество которой зависят от структуры че- ловеческой машины. Известно, что театр Мейерхоль-
680
1да отдавал предпочтение профессионалу с трениро- 1;ванным, физически развитым (<послушным> телом. 1. Силой на порядок выше, качество которой зависит IOT интенсивности работы интеллектуал],iioi-o центра, владел сам Мейерхольд, а третья - высшая, моральная 1сила, зависящая от воспитания и наследстпенпости, в театральном процессе им в расчет не принималась. : Волей режиссера актер постепенно становился не (<действователем>, а (<выразительной (фигурой>; за- медленные движения в спектаклях со временем разо- рвались паузами, превратились п позы, словно актеры огради в (<Стоп!>. Это известное упражнение нашло Отражение в размышлениях Г. И. Гурджиева но поводу Достижения согласованной работы трех сил (или трех Центров) в человеке: человек не может дать себе само- му команду (<Стоп>, так как его воля не подчинилась 1)ы этому приказу; ведь позы - это меха> тческий на- 150? информации, поступающей извне. Следовательно, Знание не в человеке, а вовне его, - не в актере, а в ре- жиссере; именно он, комбинируя позы. создает целое. . Упражнение (<Стоп>, с философско-нснхологичес- кой точки зрения Г.И. Гурджиева, затрагивает одно- временно волю, мышление и внимание, чувство и Движение, тренируя деятельность трех сил,, воспиты- 5ая способность наблюдения за течением внутренних Процессов. К слову, не раз отмечалось, что актер теат- ра Мейерхольда действовал на сиене, как будто все время прислушиваясь к глубинным движениям в себе. Состояние (<Стоп> вначале полагает остановку всяко- го движения при сохранении выражения лица, взгля- ta, напряжения мышц. В состоянии прерванного дви- кения также должен приостановиться и ход мыслей. Тогда приходит возможность почувствовать собствен- ное тело в непривычных позах, как говорят актеры - оценить. Физическая сила проявляет себя в способно- сти расслабить все мышцы кроме функционирующих я, сохраняя тело в пассивном состоянии, иметь бодр- ствующими голову и лицо, говорящими - язык и гла- й. Психическая сила призвана не допустить собствен- ный интеллектуальный центр к размышлениям. Мо-
681
ральная сила ограждает от всех чувств, не касающихся настоящего момента, от всего, что не имеет существо- вания в данной реальности. При том, что моральная и психическая силы сосредоточены в режиссерской сфере, равно как и воля, мышление и отчасти чувство, то на долю актера-инструмента остаются внимание и движение. Согласно режиссерской партитуре спек- такля ограничены его позы и состояния; а ограничен- ное число определенных поз и внутренних состояний у художника Г.И. ГУрджиев определяет как его стиль.
Стиль спектаклей Мейерхольда определялся осо- быми, размеренными торжественными движениями актеров. Игровой рисунок Хлестакова, например, был задуман и воплощен в виде подчеркнуто механистиче- ской смены поз. Со временем в технике актера насту- пило преобладание неподвижных декоративных поз - состояний (<Стоп>; позы персонажей-масок соединя- лись лишь переходами-паузами; возникали лейтмоти- вы движений и складывались в систему, темпоритми- чески организованную не актером, а передвижениями панелей, круга, предметов вокруг него. Актер был уп- равляем посредством вещей. И зрителю порой каза- лось: вот-вот (<сломается механизм, управляющий движущимися площадками (<Мандата>, (<Ревизора>, и действующие лица остановятся в тех позах, в каких их застала поломка механизма...>
Упоминается, что В.Э. Мейерхольд с любопытст- вом наблюдал за (<механическими персонажами>, как творец наблюдает за тем, что он сотворил, и немудре- но: относительно них, если следовать далее концеп- ции Г.И. Гурджиева, он представал Перводвигателем. Философ ссылался на закон, согласно которому после толчка следует пауза, и всякая вещь движется столь долго, сколь длится ее импульс. Подобным образом толчок в мозгу приводит в действие вибрации. Каждое движение человека, включая мысли и чувства, являет- ся бессознательным переходом от одного автоматиче- ского фиксированного положения к другому, и произ- вольность их - иллюзия.
682
В этом умозаключении - философский и эстетиче- <ий ключ к механистичности в спектаклях (<Ман- ат>, (<Ревизор>, (<Горе уму>: мысль, управляемая во- 1ей, организует форму, но развившись в ней, как ба- )бочка в куколке, покидает ее с тем, чтобы создать но- 1?ую, адекватную своему новому качеству. Новая ентальность, организуя эпоху, оставляет безжизнен- ной физическую скорлупу как экспонат, как исчер- павшую себя форму. Особенно ярко эта идея осуще- ствлена в финале спектакля (<Ревизор>, когда живые 1ктеры искусно подменяются куклами. Но одновре- менно этот паноптикум предстает свидетельством ес- тественного завершения биомеханической системы Мейерхольда, по неизменному закону диалектики развивавшейся от обилия движений к абсолютному 1окою.
В работах Гурджиева встречаются высказывания, (то стиль движения и поз каждой эпохи, расы, класса неразрывно связан с некоторыми формами мышления [чувств, поэтому позы он определяет как формы мыс- лей и чувств, подчеркивая, что каждый человек обла- дет определенным количеством интеллектуальных и оциональных поз. Особенный интерес представля- я-ег-ераееужденггатутгаэтпгчениитюз в актерской про- цессии: (<Ваши обычные позы соответствуют роли дужанки, а вам необходимо сыграть роль графини. У рафини свои отличительные позы. Когда вам это из- естно, вам достаточно на сцене перейти от одной по- w к другой, поэтому какой бы вы ни были плохой ак- рисой, в течение всего спектакля вы будете графи- ей>. Но это близко мейерхольдовскому: если я сел в сложение опечаленного человека, то я могу опеча- литься... Гурджиев буквально вторит Мейерхольду: Эмоциональное состояние зависит от наших движе- ний; если человек принимает позу, которая у него со- ответствует чувству огорчения, тогда он очень быстро реально почувствует огорчение. Различные чувства - jhpax, безразличие могут быть вызваны искусственны- ми изменениями поз.
683
Видимо, с убеждением В.Э. Мейерхольда, что акте- рами руководит постоянная вера в четкость своей тех- нической игры, связано его постоянное требование умения (<самозеркалить> - то есть так изучить свое тело, чтобы приняв какую-либо позу, знать точно, как он выглядит со стороны. Это связано и со способнос- тью к (<рефлекторной возбудимости>: сценические слезы В.Э. Мейерхольд объяснял тем, что принимал ракурс, который вызывал по его индивидуальной при- способленности нужную реакцию. Сходились мнения Гурджиева и Мейерхольда и в том, что в необычной для человека позе он будет чувствовать, мыслить и по- знавать себя по-новому. У актера при точности физи- ческих движений и ракурсов тела, при правильно вы- бранной внешней форме появится и правильное со- держание, интонации, эмоции. И поэтому нет необхо- димости переживать испуг и потом - бежать, утверждал Мейерхольд, - мысль заставит актера бе- жать, а сам бег поможет испугаться. Возможно, это и справедливо - для театра Мейерхольда: ведь он сам, олицетворяя мысль, заставлял актера бежать и пред- писывал этим выразить испуг...
К началу 30-х годов в творчестве В.Э. Мейерхольда наступает новый период самоотрицания. Корректируя и отменяя собственные законы, он более терпимо от- носится к необходимому существованию психологи- ческих моментов в сценическом бытии, ждет от акте- ра на репетиции непосредственно рожденной, а не предуготовленной, предписанной интонации, испы- тывает некоторую потребность в самостоятельно мыс- лящем исполнителе. По воспоминаниям И. Ильин- ского ко времени постановки (<Свадьбы Кречинско- го> (1932 г.) чуть слабеет режиссерский диктат. С точки зрения творчества В.Э. Мейерхольда, путь которого в искусстве - бесконечное самоотрицание, эти явления закономерны, как безусловно неизбежен и поворот от биомеханики в рафинированном виде к синтезу ее в качестве авторского, режиссерского почерка с психо- логическим началом. Преодолению механичности - способа существования (<коллективного человека>
684
театра Мейерхольда есть обоснование в эзотерической
философии Гурджиева.
Человек, родившись сущностью, с течением жизни приобретает личностное, формируемое внешними. влияниями, начало. Но вместе с быстрым и ранним ростом личности слепое увлечение спортом, особенно играми, может весьма действенным образом остано- вить развитие сущности, то есть природного, врож- денного Я. Согласно закону аналогий (<коллективная : сущность> театра, злоупотребляя движением ради движения, увлекаясь эстетикой физического тела, со- 1вершенствуя атрибуты игры, в игре с маской обрекает 1-себя на инфантильность и теряет перспективу. В.Э. Мейерхольд - воплощение сильнейшего внешнего влияния, индивидуализированное личностное нача- ло, организуя театральное бытие (<коллективной сущ-
-ности> как игру, представление, эксцентрику, дав 1 жизнь, сам предопределяет и конечность биомехани- ческой системы.
Согласно концепции Г. И. Гурджиева, человек есть .фабрика, но при этом фабрика должна не только по- закрывать собственные потребности для продолжения существования, но и умножить (<данный начальный
капитал> - свой талант. В эзотерике это предстает в виде получения высшей энергии из низшей - транс- ?. формации соматической в психическую, что служит Основанием доктрины Гурджиева о материально-ду- ховном преображении - прохождении человека через 1семь основных психофизических состоянии для осу- ..ществления примата интеллекта над телом и эмоция- . ми в себе. Но для начала развития необходимо при-
знаться себе в отсутствии способности деяния, инди- видуальности, постоянного Я, волн и сознания как
многоуровневой структуры (<сон - бодрствование - самосознание - объективное сознание>.
Биомеханическая система практически исключала участие эмоционально-чувственно-мыслительных центров при работе актера над ролью, внутреннее дви- жение ограничивалось заданной статичностью обра- за-маски, разворачиваясь по горизонтали в пределах
6(S5
физического плана, и пути восхождения, вертикаль- ного развития сущности не предусматривалось.
Г.И. Гурджиев выделял семь центров, по которым последовательно по восходящей происходит преобра- жение человека: инстинктивный, сексуальный, меха- нический, эмоциональный, интеллектуальный, выс- ший интеллектуальный и высший эмоциональный. Три последних лежат за пределами понимания обыч- ного человека, хотя и могут быть развиты в течение жизни, приведя к единству и самосознанию, объек- тивному сознанию, объективной совести. Соответст- вующую категорию человека от рождения определяют физический, эмоциональный и интеллектуальный центры, каждый из которых имеет подобные же части: механическую, эмоциональную и интеллектуальную.
При исследовании принципа раздела (<сфер влия- ния> между В.Э. Мейерхольдом и актерами его театра выявляется феномен (<оккупации> режиссером или, в Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|