Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Психология художественного творчестваной реорганизации системы театрального образова- ния, т.к. существующая насыщенность и жесткость учебного плана не дают места эксперименту в рамках вузовской программы. Необходимо искать пути для проведения подобного эксперимента на основе науч- но-обоснованной методики, опирающейся на обоб- щение всего опыта как педагогики, так и психологии творчества. Очевидны два направления поисков: изы- скание возможностей создания экспериментального курса при Театральном институте, но независимого от него методологически и организационно; сотрудниче- ство с другими организациями, также заинтересован- ными в результатах эксперимента, например, РАН или Международным институтом резервных возможнос- тей человека.
Остается отметить, что эти заметки не претендуют на исчерпывающее обоснование необходимости со- здания комплексной методики обучения актера с уче- том современных представлений о природе творчес- кого процесса, о которой шла речь. Объем статьи и те- ма сборника не позволяют этого сделать. К сожале- нию, пока приходится лишь ставить, но не решать проблему, которая все более актуализируется - про- блему интеграции усилий науки и сценической педа- гогики в развитии художественной одаренности. Нуж- но помнить, что аналогичный подход и задача были
624
ормулированы еще Станиславским кстати он же _ едложил И.П. Павлову практическое сотдниТес О, которому не дано было осуществиться i-сме
L"HO"- " """"" "Рпринит мние, среди них Гротовский, Барба и еще едини-
Их опыт на пути, предложенном Станислав бует исследования и обобщения; здесь же пк
IMOKO" " " РУет возмож 1я. " " "Рь-м наследникам
ГРАЧЕВА Л.В. <Воспитание> чупстц //Диагностика и развитие художестпениоН одаренности Сборник. - СПб., 1992, стр. 127-13 5.
Б.М. РУНИН О ПСИХОЛОГИИ ИМПРОВИЗАЦИИ
Человек присел к роялю и задумчиво перебирает клавиши. Еще ничего нет - ни идеи, ни темы, ни за- мысла. Ничего конкретного. Есть только настроение и прорастающая из него тоска по мелодическому позна- нию себя в мире и мира в себе. Есть смутная потреб- ность творческого самоосуществления. Перебирая клавиши, человек нащупывает точку приложения этой потребности, направление этого чувства, конту- ры этого музыкального состояния. Из непреднаме- ренного сцепления звуков постепенно возникает ло- гика их движения. Она несет в себе ритмический ри- сунок, проблески мысли, зачатки мелодии. И вот уже кажется, будто из самого процесса безотчетного, слу- чайного перебирания клавишей чудесным образом рождается музыка...
Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клекот...
Это - начало известного стихотворения Б. Пастер- нака (<Импровизация>. Кибернетик увидит за этой метафорой перебор случайных возможностей. Психо- лог - бессознательный поиск ассоциативной доми- нанты. Любитель поэзии - образ творческой окры- ленности. И каждый будет по-своему прав.
Импровизация как (<первотворчество>, как самая непосредственная попытка извлечь порядок из беспо- рядка, как чисто интуитивное самоопределение в хао- се впечатлений и эмоций, как свободный полет свое- вольной фантазии - все это знакомо представителям разных видов искусства. И все же импровизация им- провизации рознь. Например, в музыке она направле- на преимущественно на себя. В кинематографе, на- против, вовне. Да и самое понятие (<импровизация> вовсе не однозначно - его семантика далеко не во всяком контексте соответствует его этимологии. На-
626
олько, что оно может содержать и себе как позитив- w, так и негативный смысл.
Этимология настаивает на внезапности как на оп- деляющем признаке импровизации. При таком под- fffte интересующий нас феномен рассматривается Йежде всего как творчество без предварительной под- 1й"овки, как (<атака с хода>. Здесь акцентируется мо- IHT субъективной неожиданности, драгоценный тем,
0 он должен гарантировать максимальную непо- едственность развития художественной мысли, бе- ;ловную непредвзятость авторских суждений. Что-
1 и образы, и образные связи, и эмоциональные 1енки успели заявить о себе еще до того, как им пре- адят дорогу вездесущий здравый смысл, трезвая ана- ЕГИЧНОСТЬ и мудрый скепсис. ;.0днако вспомним нашу первую, еще школьную Тречу с феноменом импровизации - (<Египетские 1чи>. Ведь у Пушкина в этом отрывке упор делается столько на отсутствие предварительной подготов- 1, сколько на способность импровизатора мгновенно 1римилировать постороннюю идею, образно осваи- гь и претворять материал, предложенный извне. Это е не просто спонтанное лирическое самоосуществ- ьже, а публичное .и безотлагательное выполнение >рческого заказа. Это - умение сфокусировать в ный момент все силы души и ума, все запасы па- та и все причуды воображения на одной, продикто- 1ной кем-то специальной задаче. Да еще так, чтобы 1зу превратить эту задачу в личную и насущную. 1<Чужая мысль чуть коснулась вашего слуха и уже >ла вашей собственностию, как будто вы с нею но- пись, лелеяли, развивали ее беспрестанно>, - вы- азывает свое удивление Чарский заезжему итальян- И тот в свою очередь тоже считает неизъяснимой teHHO (<эту тесную связь между собственным вдох- вением и чуждой внешнею волею>. Тут уже не при- 1ится говорить об изначальной свободе и абсолют- непроизвольности рождения образов. Речь может скорее о (<сочинении на заданную тему>.
627
Тогда, может быть, для импровизации характерно и нечто другое. Нечто, хотя и не снимающее признака внезапности, однако позволяющее взглянуть надело и в ином аспекте. Быть может, суть как раз в мгновенной реактивности импровизатора, которая чудесно сокра- щает, сводит к минимуму или даже начисто аннулиру- ет временной промежуток между (<замыслом> и (<осу- ществлением>?
Да, видимо, эта (<совмещенность>, эта (<одномо- ментность> рождения и (<цели> и (<средств> полнее охватывает и глубже выявляет суть импровизации. И, пожалуй, ее легче всего проследить на примерах ис- полнительского творчества, наиболее наглядного и доступного для анализа. В самом деле, ведь оно осу- ществляется, во-первых, многократно, а во-вторых, публично, так что непредвиденное рождается в нашем присутствии.
Постоянные посетители концертов отлично знают, что Рихтер или Коган никогда не исполняют одну и ту же вещь точно, так, как играли ее прежде. Да и любите- лям театра хорошо известно, что, допустим, Смокту- новский или Ульянов в одних и тех же ролях, но в раз- ных спектаклях никогда не повторяют себя доско- нально. Каждое исполнение, если оно действительно творческое, а не механическое, неизбежно сопровож- дается какими-то новыми нюансами, свежими крас- ками, необычными оттенками. От раза к разу меняют- ся акценты, интонации, звучания, трансформируется сама пластика творческого поведения, самый характер воплощения личности артиста в создаваемом образе.
Происходит это по разным причинам. Иногда на такие экспромты артиста толкает смутная неудовле- творенность, непредусмотренный поиск лучшего ре- шения, безотчетная потребность экспериментирова- ния. Иногда - изменившееся творческое самочувст- вие, которое тоже исподволь диктует артисту свою во- лю. Иногда -необычная обстановка: непривычный репертуар, незнакомая аудитория, новый состав ис- полнителей и т.д. Отступление от прежней программы
628
ействий в таких случаях далеко не всегда осознается еполнителем загодя и часто поражает его самого. Разумеется, эта характерная для импровизации иновременность (<пароля> и (<отзыва> - прерога- ра не только исполнителя, но и (<сочинителя> тоже. гче всего объяснить этот феномен, когда речь идет о чинительстве примитивном, т.е. о вольных или не- льных подражаниях образцам или о (<вариациях на му>, особенно в музыке.
Так как образным мышлением в таких случаях ав- р себя не слишком обременяет, рука подобного со- нителя сама, помимо сознания, резво выводит со- цваемую мелодию, даже как бы опережая намерение. 1)бычно это - настойчивое повторение очень затре- 1нных кадансовых формул, как точек опоры, вокруг вторых крутятся, с постоянным к ним возвращением 1лучайные> сочетания>, - говорит Игорь Глебов (Б. фьев).
Но самое удивительное свойство импровизации в 14 и заключается, что она и в поистине изощренном 1)рчестве способна породить эту чудесную инверсию, да реализация как бы предшествует намерению, да рука как бысама ведет мысль, и созданное фик- уется, подхватывается и оценивается автором "iib постфактум. Больше того, именно эта инверсия то становится свидетельством подлинного взлета рческой энергии человека. Представьте себе такую ситуацию, будь то в музы- будь то в поэзии: ритмико-смысловая волна, вы- 1нная к жизни автором, внезапно подчиняет себе самого. И тогда, внимая ее (<несущей силе>, ее им- ентной логике, ее внутренней динамике, ее вы- Цнутым вперед велениям, он готов следовать и даль- 1 подсказанному ею курсу. Даже вопреки своим пер- Щачальным планам.
1В этом смысле импровизация может рассматри- 1ься как логическая и психологическая модель твор- Ского процесса вообще. Не случайно концепция, пасно которой творчество получает свое научное олкование в качестве (<опережающего отражения>
629
(как исторически, так и логически), приобретает все больше и больше сторонников. Во всяком случае им- провизация как творчество самородное и сиюминут- ное (<здесь и сейчас>), как творчество (<на лету и не- нароком> (Тютчев), как творчество (<навзрыд> (Пас- тернак), как (<мгновенная удача ума> (Ахмадулина) подарила нам немало истинных шедевров. (<Парадокс опережения>, когда желаемое реализуется у художни- ка раньше, чем он успевает осознать свое хотение, ста- новится фактором поразительных открытий. Порази- тельных хотя бы уже одним тем, что они были непред- сказуемы и для самого автора.
Импровизационное начало неотъемлемо входит в структуру подлинно художественного, т.е. подлинно оригинального познания, которое может быть осмыс- лено, в частности, как череда локальных импровиза- ций. Ведь творческий процесс экспериментален на всем его протяжении. И на каждом этапе - это не столько следование уже имеющимся планам и намере- ниям, сколько естественно складывающееся отступ- ление от них. Их пересмотр, даже их попрание. Тут на каждом шагу возникает нечто непредусмотренное са- мим автором.
Ведь как бы ни был отчетлив и совершенен замы- сел, произведение рассказывает автору самое себя лишь творясь, лишь развертываясь у него под рукой. И тут всегда должно найтись место для (<самопроиз- вольных>, (<нечаянных> решений. Потому что истин- ный художник в процессе работы ведет со своим тво- рением непрестанный диалог. Он нетолько направля- ет, но и поминутно вопрошает свое детище, доверчиво советуется с ним, а через него и с окружающей дейст- вительностью. И то, что ответные подсказки могут ре- шительно противоречить первоначальным наметкам автора, собственно и позволяет назвать это занятие познанием. Намерение и результат тут могут совпа- дать, а могут и не совпадать. И вот это несовпадение часто становится источником удивительных художе- ственных прозрений. В этом смысле художник в про-
630
ессе творчества не только получает то, что желает, но 1 желает то, что у него получается. , Момент импровизации ускоряет познавательный 1роцесс в искусстве. Он обогащает творчество по Методу (<проб и ошибок>, творчеством (<на- щупь>, творчеством (<скоропостижным>, творчест- ом (<вдруг> и (<напролом>.
Однако вернемся к пушкинскому описанию инте- есующей нас психологической ситуации. Как вы по- ните, Чарского удивило в ней, во-первых, .мгновен- ое творческое присвоение (<чужой мысли> и, во-вто- ых, отсутствие (<этого беспокойства, которое пред- вествует вдохновенью>.
Что касается (<чужой мысли> или (<чужой внешней ли>, как говорит о диктате полученного задания шкинский импровизатор, то проблема эта теперь статочно хорошо разработана. Только мы ее вслед за аниславским называем проблемой (<предлагаемых стоятельств>. Что же касается взаимоотношений <провизации и вдохновения, то тут дело обстоит 1ожнее.
Прежде всего возникает вопрос: о каком (<этом спокойстве> говорит Чарский? Ведь он имеет в виду , вдохновение, а нечто предшествующее ему. Быть жет, то состояние (<пред песен ной тревоги>, о кото- М уже в наши дни упомянула Ахматова? Или необ- цимость отдаться во власть еще неведомого потока гоциаций, а для этого отбросить обычные (фильтры, иглушить усилием воли придирчивый механизм от- ра? -
Из разговора Чарского с итальянцем следует, что К бы там ни было, а все же импровизация нуждается вдохновении и без него невозможна. И, наверно, о правильно. Но ведь и утверждение обратной зави- IMOCTH тоже, по-видимому, не будет ошибкой. Ско- fee всего тут все индивидуально и никак не поддается Меткой регламентации.
1>Сам Пушкин не раз высказывался по этому поводу го мнение общеизвестно. (<Искать вдохновения "гда казалось мне смешной и нелепой причудою, -
631
говорил он. - Вдохновения не сыщешь; оно само должно найти поэта>. Однако многие художники ина- че смотрели на эту проблему и как раз считали импро- визацию (<пусковым механизмом> творческого процесса.
Творчество по логике своей есть процесс самоорга- низации, самонастройки и здесь всегда важен отправ- ной момент, первый шаг. Импровизация, являясь творчеством (<врасплох>, может (<спровоцировать> вдохновение и счастливо задать тон всему дальнейше- му развитию художественной мысли.
Станиславский всю жизнь задавался фундамен- тальным вопросом: (<как сознательно возбуждать в се- бе бессознательную творческую природу для сверхсоз- нательного органического творчества>. В числе мно- гих его ответов на этот вопрос есть и такой: (<экс- промт и неожиданность - лучшие возбудители творчества>.
Когда-то, еще на заре Художественного театра, Станиславский нашел горячего сторонника свобод- ной, естественной манеры игры в лице Горького, ко- торый был тогда одержим идеей саморазвития харак- теров действующих лиц как на репетициях, так и по ходу спектакля. В одном из писем Станиславскому Горький мечтает о таком театре, где автор сможет по- добно Мольеру время от времени видоизменять пове- дение персонажей сообразно тому, как их понимают и чувствуют исполнители. Да и сами актеры, по мнению Горького, могли бы в таком театре вносить корректи- вы в свои роли уже на сцене. Он считал, что, прибегая к подобным импровизациям, можно (<оживить, при- вести в движение нетронутый слой тех личных впечат- лений бытия, который лежит в душе каждого и обыч- но изгнивает бесплодно или формируется чужими словами, в чужие формы...>.
Станиславский тоже считал, что импровизация ак- тивизирует бессознательные потенции художника, что она избавляет ум от инертности, что экспромты (<ос- вежают, дают жизнь и непосредственность нашему творчеству...>. Поэтому он такое большое значение
632
идавал упражнениям на (<если бы>. Он был убеж- 4, что с (<если бы> (если бы я оказался в таких-то едлагаемых обстоятельствах) начинается всякая об- щая жизнь, что это предположение нс просто пере- ЕИТ человека в воображаемую сферу, но и магически являет весь его умственный и чувственный опыт именительно к данному случаю. 1По-видимому, это (<если бы> не что иное, как та са- fi (<чужая мысль>, что была мгновенно подхвачена Ц1КИНСКИМ импровизатором. Ведь именно эта логи- позволила итальянцу сразу погрузиться в (<предла- [мые обстоятельства> двора Клеопатры. 1С помощью (<если бы> он, наверно, и приступил к выманиванию> художественного смысла из, говоря вами Станиславского, (<живых человеческих эле- атов собственной души, из своих эмоциональных Упоминаний...>. Для великого режиссера импрови- 1ия была дорога ее способностью с максимальной ественностью и непосредственностью пробуждать вйствию скрытые ресурсы нашего творческого по- ения.
В искусстве для Станиславского что - сознательно, Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|