|
Психология художественного творчествав, перспектива совершенствования театраль- агогики. Едва ли она может быть продуктив- ваясь в неподвижности. цций актер осуществляет действия, цель ко- пючает в себя цели изображаемого им на сце- IHO не тождественна им. В этом и заключает- эразие актерской игры. Оставаясь собой, ак- ен стать другим. Не превратиться в другого, а Чтиться. В перевоплощении самая глубокая <актерского искусства. <Играть роль> - зна- стать перед зрителем не самим собой, а кем- к. Такую игру и называют перевоплощением. временных актеров некоторые перевопло- 10 полной неузнаваемости. Так, О.П. Табако- >м из спектаклей было трудно узнать в роли й буфетчицы, а есть и такие, как О.Н. Ефре- > самых разных ролях он, казалось бы, меня- ?
и практике соответствуют и разные теории. > одним, актеру никогда не следует забывать, грает роль, что он не есть то лицо, которое ает, что он должен постоянно и твердо дер- аго или иного отношения к этому лицу, и зри-
597
тель должен всегда это видеть. Такой теории против стоят убеждения обратные: актер должен вполне и кренне верить в то, что он - это лицо; актер додж влезть в его кожу, усвоить все, что ему свойственно .S жить вполне и целостно его жизнью, - эта традицц идет от Гоголя, Щепкина и Станиславского. Таков) крайние взгляды. Они формулируются по-разному) более или менее категорично. Между сторонникам крайностей не прекращается борьба на протяжени чуть ли не всей истории театра.
Актерская практика свидетельствует о том, что вь соким искусством бывает перевоплощение самых ра; ных степеней; мера перевоплощения, следовательно не может служить мерой художественной ценности ) не должна поэтому регламентироваться. Но тем не ме нее вместе с полным исчезновением перевоплощен> исчезает и актерское искусство; оно исчезает и в -л случаях, когда перевоплощение переходит в превр! щение - когда делается самоцелью или поражает кг совершившийся факт. Отсюда следует: хотя перево площение является обязательной принадлежностью] особенностью актерского искусства, оно не являете его целью. Перевоплощение - специфическое, при сущее актерскому искусству (и только ему!) средств О нем часто и горячо спорят как раз потому, что сре, ство это одни принимают за цель, а другие, видя инь цели, отказываются от него вовсе; они забывают, чт средство это обязательно, что актерское искусство i может существовать без его применения.
Знание природы перевоплощения нужно не Д1 унификации актерского искусства, не для пролагав какого-то одного направления в нем, одной школы, i для богатства и разнообразия форм и направлений) границах этого искусства, для уяснения широты ег возможностей. Не так давно максимальное перево площение многими почиталось чуть ли не единствен ной целью и назначением актерского искусства. Те перь оно чаще совершенно отвергается. А задача за ключается в умелом и каждый раз творческом его ис пользовании. Для этого нужно знать, что оно такс
598
т, как возникает и в чем заключается - как ло происходит?
ок легко может представить себя танком, же- южным составом, собачкой - всем, что под- у минутная вольная фантазия; его партнеры >ез затруднений принимают подобные пред- я. Если актер перевоплотится в танк или же- ожный состав, то он предстанет, в сущности, бенком. Он перевоплотится в этого ребенка аевнобольного, воображающего себя тем или ктер не может предстать перед другими ни- № человека. В нем всегда останется узнаваем Если в самом условном представлении актеру ft- предстать какой-либо стихийной силой, божеством, духом, зверем, существом ска- 1о все то, чем именно он должен предстать, сего очеловечивается - так или иначе упо- я человеку. Значит, перевоплощение есть пе- щение в человека же. Никакого иного перево- я нет и быть не может. Человек, обладающий сачествами, предстает человеком же, облада- цугими качествами. С этого начинается, если < выразиться, <теория перевоплощения>. J же те качества, каких человек должен ли- каковы те, какие он должен приобрести, воплощение состоялось? в человека, которые подлежат перестройке, эоновке для перевоплощения, бесконечное ю. Что представляет собой данный человек? эчет? К чему стремится? Для чего? Что он де- эы достичь своей цели и почему он делает го, а не что-то другое? Когда и какие желания .никают? Все это - вопросы о действии. Оно Вониматься при этом в разных объемах - в текущей минуты, данного часа, дня, года, дел их, служебных, общественных и т.д. - таких № может быть множество. При достаточной .ответов в них будет содержаться и самая пол- ястгеристика. Она обнаружится в его целях и в <,к каким он прибегает для их достижения, -
599
даже то, о чем он сам не подозревает, что готов цать в себе, что тщательно скрывает, о чем лжет. Ч проявилось в намерениях, в целях, того просто не ществует.
Действия человека характеризуют его вполне к кретно, а потому несравнимо полнее любой другой рактеристики, не только анкетной или словесной тейско-бытовой, но даже и словесно-художест> ной - той, какая содержится в литературном прои дении. В действиях объективируется внутренний Человека как реально происходящий процесс, со L. тем, что, по его собственным представлениям, ему все и не свойственно.
Так, разве скупой не считает себя слишком щедр или расточительным? Злой - слишком добрым? Д рый - недопустимо эгоистичным? Разве моя скрыть любовь ил и ненависть?
Действие характеризует человека своим реальщ фактическим протеканием - не только тем, что че. век делает, но и тем, как он это делает. Внутренк мир человека раскрывается преимущественно в KI тексте многих и разных его дел, и перевоплощен проявляется поэтому в поведении относительно д) тельном.
Может ли актер в каких бы то ни было обстоятй ствах совершенно расстаться со своими собствен> ми, присущими ему, действиями? Нет Хотя бы по му, что человек ежеминутно совершает множес1 действий совершенно непроизвольно, не отдавая ci в том отчета, Может ли актер совершенно усвоить i кие бы то ни было чужие заданные ему действия? О видно, тоже нет. Ведь для этого ему нужно было бы i рестать быть самим собой, лишиться всего своего Ж1 ненного опыта, всех своих индивидуальных задать Значит, в перевоплощении происходит устранение тером-каких-то своих собственных действий и уев ние каких-то несвойственных ему действий.
В актерском перевоплощении бывает так: вс лишь одна черта образа, чуждая актеру, вносится и свою собственную логику поведения. Если 461
600
1щающая страсть, то полное и яркое пе- (ё налицо. Образ достоверен, актер неуз- МХАТ в 1930 г. В.А. Синицын играл Яго >к в 1939 г. В.О. Топорков играл Оргона в
и по-другому. Актер остается совершен- эй, но во все, что бы он ни делал по ро- некое чуть-чуть, которое делает его дей- 1иной демонстрацией того, что он на гра- ощения. Оно неуловимо, но очевидно. бдительность поведения: поскольку дей- осталисьего собственными, натуральны- 1вт возможность полного перевоплоще- правда, не осуществляется. Такое свое- 1воплощение как будто бы без перево- можно было видеть в <Принцессе г. Вахтангова, в <Голом короле> Шварца в 1>еменник>. Оно воспринимается обычно Тральная праздничность, приподнятость, дерзость искусства, пренебрегающая бы- 1ры> перевоплотились в <артистов>, а они Своеобразно...
тайности. От усвоенной актером, перво- экдой ему, характеризующей образ всепо- СТрасти, которую актер сделал своей стра- нив ей и сли с ней свою собственную Логику, до неоспоримого права и возмож- 1чески не реализуемого перевоплощения. рнце - актер, по собственному заказу и со Ими живущий чуждой ему жизнью; надру- р, мгновенно и легко входящий в чужую же легко ее покидающий, возвращающий- -своей собственной, вполне индивидуаль- - перевоплощение в того, кто любит ак- усство и владеет им, кто может свободно и 1ревоплощаться. Между этими крайностя- иечное разнообразие. ртист перевоплощается в один и тот же об- рывает его все с новых и новых сторон и в [влениях, как Ч. Чаплин и А. Райкин. Ино-
601
гда актер в каждой новой роли неузнаваем; иногд кажется почти не изменившимся. Видимо, ка творит так, как того требует его дарование.
Критерий успешности перевоплощения, в суцц. ти, прост. Он сводится к ответам на вопросы: открь. ет ли актер, перевоплощаясь, нечто новое в жизн человеке? Убедительно ли это открытие? Достато> ли и какова его значительность? А велики ли изме) нияв своей логике действий, сделанные для этого) тером, - это имеет значение, в сущности, второе пенное. Но открытие нового в человеке с помощ актерского искусства совершенно без перевоплои ния произойти не может. Такова его природа.
Когда актер подгоняет себя к заранее сочинени образу, - образ не получается... Когда он не думае образе, - он перевоплощается. Стремится к пере ваниям - они не придут; забудет о них- может б придут. Не в этом ли главное отличие профессиоп от любителя, дилетанта? Они не ведают этой тай искусства, им кажется, что нужно точно знать и<я мый результат, как во всех других практических де1 К.С. Станиславский утверждал, что в достигнуто) ревоплощении актер сам не знает, <где Я и где обД Налицо и тот, и другой. А границу если и можно q вести, то, пожалуй, только в <двухэтажности> эмоЩ практически там, где радость, наслаждение актера, мечают успех воспроизведения подлинности чув< переживаемых сценическим персонажем. Один (< строит поведение, а другой (<образ>) его осущест? ет. Но в актерском искусстве осуществление HUKQ полностью не совпадает с планом поведения. Щ меняется в процессе его осуществления, хотя ощ же остается исполнением роли. Потому и неизвес где <Я> и где <образ>.
В этом и заключается чуть ли не главный секре терского творчества: перевоплощение - это, в cyi сти, путь, направленный к нему, а не само перевод щение. Актер на спектакле каждый раз достигает заново, и работа его над ролью есть, по сути дела, j работка определенного направления к конечной uf
602
аец сказал: <Заботься о том, чтобы не быть эбеда придет сама>. В актерском искусстве нительная позиция, казалось бы, не может щего. На деле та же заповедь имеет, другое, ильное, а наступательное значение: не поз- цгсебя с верного пути какими бы то ни было (иле уклоняйся от него- образ будет. Он 1такой, какой тебе сегодня доступен на взя- Чении, если ты в нем уверен и если ты дви- ртра ты будешь способен на большее. Так я возможности художника, так растет актер пво, так совершенствуется мастерство и так перевоплощение. По остроумному опре- 1сМ. Кедрова, <актер подобен велосипедис- вижется, либо лежит на боку>. е непримиримо со статической определен- едоразумения часто возникают потому, что "г именно ее любой ценой, другие - во имя 1х оттенков и стремительности действия чу- ткой определенности. К.С. Станиславский Химическую определенность в природе ак- кусства, и в перевоплощении в частности. м искусстве она заключена в принципе иго действия>, в перевоплощении - в крат- кие: <от себя к образу>. Когда к формуле этой ;-и как можно дальше>, то в этом иногда тическое представление о конечной стан- [конец, можно отдохнуть от трудов и куда ому поскорее добраться. Но <как можно , 1 содержится в формуле Станиславского, в кен объективный закон. Как таковой, он 18 каждый раз своеобразно. Поэтому он не 1>ецепт и несовместим с ремесленными при- амом деле: что значит <от себя>? Нет двух раковых - от чего же <в себе>? Что значит 1? Его внутренний мир обнаруживается в 1-а действия определяются целями, - к ка- ям образа нужно идти от себя? пп физического действия уточняет формулу "цения: от своих совершенно реальных (фи-
603
зических) действий, от своего жизненного повед к целям образа, все более значительным - тем, к рые делают его, образ, заслуживающим интео Это - цели далекие, и <чем дальше, тем лучше> сверхзадаче роли. Но может ли увидеть, найти и во тить такие цели человек без достаточно широкого гозора? Чтобы создать путем перевоплощения об человека с широкими горизонтами и далекими ц ми, актер должен сам обладать широким кругозором стремиться к далеким целям. Поэтому в произведен актерского искусства всегда воплощается личность ,мого актера. Этот закон К.С. Станиславский наз] <сверх-сверхзадачей артиста> - именно она в кон. ном итоге определяет: сколь далекую и какую имен! цель найдет он в роли как сверхзадачу образа.
Бывают люди с грандиозными, но плохо o6oci ванными целями, бывают - с самыми скромными, хорошо обеспеченными. Масштаб человека, е(. можно так выразиться, определяется содержанием размерами его устремлений, а также и степенью i обоснованности. У одних средства обгоняют цель, других - цель не соответствует имеющимся сред вам. Сами по себе энтузиазм, одержимость и бла< намерения бессильны. Идеальные устремления и ; лечения художника реализуются в его произведет лишь в той мере, в какой он владеет средствами св( го искусства. Нормальный человек едва ли может д( го заниматься целью, в недостижимости которой убедился. Такая цель неизбежно трансформирует заменяется другой, более близкой и реально достиг мой. Так, вследствие недостатка средств, цели пр ближаются и упрощаются. Так художник иногда и степенно превращается в ремесленника.
И наоборот, само достижение цели (даже одно 31 ние средств ее достижения и того, что она практич( ки достижима) ставит новую цель, более значите ную, более далекую. Поэтому вооруженность среди вами, владение ими и знание их укрупняют цель. С> занное справедливо и для создаваемого актер образа. Он значителен, поскольку далеки его цели
604
беспрерывно удаляться по мере того, как 1Й своего поведения в роли все более точ- и ярко реализует борьбу за их достиже- аниславский советовал в работе над ро- 1ться <временной> сверхзадачей. По сути сверхзадача - временна, даже та, которая тся окончательной. Она неизбежно и бес- )чняется и совершенствуется, приближа- ижимому идеалу. Разумеется, если артист ся велосипедисту лежащему... 1чность законов актерского творчества ко- сом, что все они относятся к действию, т.е. к саждое мгновение которого не тождествен- дему и последующему. В этом причина не- избежной неопределенности в фиксации и йании конкретного действия. Это относит- Цятию <задача>. Достигнув решения одной Йипись в ее недостижимости в данных усло- р сейчас же переходит к следующей; их пер- еведет его к сверхзадаче. Практически начинается маршрут <от себя к Казалось бы, относительно просто: от своих {ений об образе. Свои возможности - это Йствовать, представления об образе - пред- 1-.о действиях изображаемого лица. Такое на- мается <от себя> потому, что в представлени- виях персонажа найдено звено, свойствен- 1(>му актеру. Этот <общий знаменатель> не родится легко и сразу. Тут нужны проница- и профессиональный опыт, а часто и по- 1иссера. Поиски бывают более или менее <в зависимости от уровня мастерства актера ) свободно он владеет действием) и от кон- понимания образа (насколько ясно, отчет- видит за текстом роли и пьесы поведение ). Первое из этих условий - профессио- ?хническая квалификация актера; второе - сественный, гражданский и философский гго интуиция.
605
К.С. Станиславский начинал работу над рольк>, чикова с В.О. Топорковым с <умения торговать умения дешево купить и дорого продать. Это уме было необходимо артисту, и оно же составляло в ную черту характера и поведения персонажа. Ра( В.О. Топоркова над ролью Оргона в <Тартюфе> н налась с умения <боготворить живого человек Это - <общий знаменатель> другого перевоплощен В работе над ролью Биткова в <Последних днях> Булгакова <общим знаменателем> В.О. Топоркову с, жило умение <подслушивать и подглядывать>.
Во всех этих случаях речь идет о тех качествах ар; ста, которые нужно не убирать для перевоплощен, как лишние, а, наоборот, укреплять и культивирова1 чтобы на основе свойственного артисту вознт Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|