Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Психология художественного творчества » 65 страница



Психология художественного творчества



65 страница


будет отражать только отдельные связи между восп  

нимаемыми предметами и явлениями.  

 

Видимая ограниченность речевых возможность  

действительности является основным принципы  

ным достоинством логического мышления и верб.  

ного общения, обеспечивающим однозначное вз  

мопонимание. Это отнюдь не случайность, требую]  

преодоления. Так, создание художественных обрг  

посредством тропов представляет собой по суще<  

новую организацию вербального материала с noi  

щью принципиально иных, не логико-дискретш  

контекстуальных связей. Тропы в поэтике создают-  

же эффект при восприятии, что и двойные изобр;  

ния, когда в одном и том же рисунке можно, в зав;  

мости от исходной установки, увидеть и пейза  

изображение человеческого лица. Вихологии и:  

стен рисунок-загадка Кьюби, получивший назва  

<Жена или теща?> На этом рисунке половина зр1  

лей видит изображение молодой женщины, сдела  

 

578  

 

1ьные - лицо старой ведьмы в ан-  

[ках такого типа эти различные воспри-  

тедовательны (мы видим сначала одно,  

изображение), тогда как в художест-  

1Иях определяющим является симуль-  

1мы читаем у А. Вознесенского: <По  

;я очи как буксующий мотоцикл>, мы  

!Менно и взгляд, и мотоцикл. Именно  

пьтанности восприятия между двумя  

азнательно для читателя, устанавлива-  

) связей, обогащающих каждый изоб-  

(ющих его за пределы привычного. Си-  

восприятия оказывается решающей  

f, что число связей между отдельными  

>в ничем не ограничено. Если бы между  

иожна только какая-то одна связь, как  

о между словами в обычном сообще-  

ньтанность восприятия практически ни-  

>ила бы к каждому из образов и художе-  

1>ект сравнения был бы равен нулю.  

1и происходит, когда используются ба-  

йдартные сравнения (<уста как розы>,  

Виды> и т.д.). От частого взаимодействия в  

Зке контексте между образами устанавли-  

-<>диозначная линейная связь. При неод-  

"тгреблении таких банальных сравнений  

же смысловом контексте в каждом об-  

Гся какое-то одно решающее качество.  

уразумевается, что губы свежи как розы  

[ны как розы, а глаза ярки как звезды.  

потенциальное богатство образа оказы-  

1енным этим привычным (и однознач-  

1Ятием. Экспериментально показано, что  

гтое употребление слов, особенно в про-  

i, облегчает нахождение стандартных свя-  

аовами, но лишает их образности. <Ожи-  

1й читателя такого клише приводит к тому,  

ния утрачивают свойство образов и вос-  

1Я только как условные понятия. Тем са-  

"я логико-вербальный контекст. Поэзия  

 

579  

 

дает большое количество доказательств, что дело i  

особенностях самих используемых слов, не в их <  

тертости> - достаточно немного изменить 061]  

контекст, и то же самое сравнение, воспринимавц  

ся ранее как шаблон, вновь оживает, образ станов>  

полнокровным, возвращается способность к устан  

лению многочисленных связей по законам образн  

мышления. Умение поэтов вернуть привычным  

тертым> словам их первоначальное богатство опр(  

ляется способностью ввести их в новый, неприв  

ный контекст. 1  

 

С другой стороны, чересчур неожиданные, наро  

то оригинальные сравнения, сопоставления дале<  

друг от друга предметов или явлений могут оказан  

неэффективными для создания художественного 41  

раза. В этом случае каждый из сопоставляемых Нд  

метов все равно воспринимается независимо дру)  

друга, отсутствует эффект их взаимного обогащены  

как бы слияния в нашем представлении, нет чувств  

ного переживания их единства. Читатель может  

поражен воображением автора, рискующего сое,  

нять несоединимое, но это удивление - скорее лс  

ческая, чем непосредственно эстетическая оценка.  

 

В настоящее время имеются прямые доказател  

ва решающего значения для творчества правопса  

шарного мышления, создающего специфичес  

пространственно-образный контекст. Показано, 1  

при органическом поражении левого полушария Щ  

га у художников и музыкантов практически не стр  

ют их артистические способности, а иногда даже И  

вышается уровень эстетической выразительное  

творчества, fj  

 

После тотального удаления менингеомы прав  

полушария поэт потерял способность к поэтическа  

творчеству, несмотря на полное выздоровление без  

ких-либо дефектов в сфере обыденного мышлени  

речи. Математик с опухолью в правой теменно-за  

лочной области утратил способность к оригинальн  

решениям задач при полной сохранности логическ  

мышления. За последние годы выявлена и разнш.  

 

580  

 

ни нейронов и межнейрональных связей  

Й-и правой височной долей, что согласует-  

ййми различиями функций.  

1йаиболее распространенные тесты на вы-  

обностей к творческому мышлению по  

ке подтверждают значение для творчест-  

разом организованных контекстуальных  

<пуемых просят предложить как можно  

>бов использования каких-нибудь обыч-  

>в обихода. За каждым из таких предме-  

>нно укрепилось только одно назначение  

тюг используется для того, чтобы гладить  

чных условиях никто не станет забивать  

)тя в принципе он для этого вполне под-  

пожение использовать привычный пред-  

, самыми фантастическими способами в  

мости направлено на проверку того, на-  

чны в сознании субъекта однозначные ли-  

ги между предметами и в какой степени  

;тупить место связям многозначным, ос-  

на учете максимального количества  

(дого из предметов. Подчеркнем, что для  

гэтих заданий необходимо не просто учи-  

йюобразие свойств данного предмета (его  

1ость), но и уметь приводить их во взаимо-  

йствами других предметов, т.е. создать об-  

екст. Другие методы оценки творческих  

1Й выявляют готовность к одномоментно-  

йвнию двух или более противоположных  

Ворон явления.  

 

КЯ понятия, введенные теорией информа-  

о сказать, что контекст, характерный для  

организации информации, обусловливает  

е энтропии, а контекст, в рамках которого  

яется образное постижение, способствует  

Юму увеличению энтропии, т.е. гораздо  

яорядоченности связей. Это соображение  

.существенную роль при дальнейшем рас-  

1особенностей физиологической активнос-  

рпроцессе решения творческих задач. .  

 

581  

 

Пока нам известно немного таких исследовав  

но их результаты заслуживают пристального вни1  

ния. Так, проводилась регистрация биоэлектричесю  

активности мозга (электроэнцефалограммы) у исд  

туемых с высоким и низким творческим потенциал  

(оцениваемым по результатам выполнения вышеук  

занных тестов) в состоянии покоя и в процессе рец  

ния творческих задач и задач, требующих формальц  

логических операций. Сопоставлялась представле  

ность основного ритма покоя (альфа-ритма) во в(  

трех состояниях. Между выраженностью альфа-рщ  

и степенью церебральной активации имеется обр,  

ная зависимость: чем выше активность восходящ.  

активирующей ретикулярной формаций, тем меньи  

альфа-ритма на электроэнцефалограмме. Автор об>  

ружил, что в состоянии покоя у BbicoKOTBOp4ecKHXJ  

дей альфа-ритм занимает меньшее время на ЭЭГ (э  

ктроэнцефалограмма более десинхронизирована),  

у лиц с низкими или средними творческими спое  

ностями. Это значит, что в состоянии относительнс  

покоя мозг творческих людей более активирован. П  

видимому, это можно объяснить тем, что творческ  

люди характеризуются большей сенсорной открыт  

тью, большей чувствительностью ко всем, даже мин  

мальным раздражителям, поступающим извне (без1  

кой повышенной чувствительности было бы нев  

можно творчество, основанное на способности к с  

приятию тех сигналов, которые не воспринимаю  

другими людьми). Отчасти в связи с этой повышен>  

чувствительностью творческие люди живут более i  

тенсивной духовной жизнью и у Них легче возника  

внутренние конфликты, что и может отражаться в(  

лее высокой церебральной активации в тех ситуаци  

когда другие субъекты быстро оказываются на rpi  

дремоты.  

 

Значительно более интересным оказалось то, 41  

процессе решения задач творческого характера утв  

ческих личностей альфа-ритм на энцефалограмме J  

же возрос, по сравнению с фоном, тогда как при pen  

нии задач на логическое мышление он снизился  

 

582  

 

кже уровня, до которого он снижался улиц  

средним уровнем творческих способностей  

фи любого типа задач. Это значит, что ли-  

"ими творческими задатками не только не  

мнительная активация мозговых структур  

м творческих задач, но более того - целе-  

leKOTOpoe снижение этой активности по  

16 состоянием спокойного расслабленного  

Щшя. Эти данные были подтверждены авто-  

QM исследовании. ЭЭГ регистрировалась у  

Студентов, каждая группа включала и твор-  

метворческих субъектов. Всем студентам  

процессе исследования рассказывать лю-  

1дшие на ум истории, но только студентов  

11пы просили рассказывать истории как  

Вре необычные. Оказалось, что именно при  

IIH только /творческих студентов, успешно  

Цйсся с этим заданием, резко увеличилась  

1нность альфа-ритма на ЭЭГ.  

колько подходов к объяснению этих ре-  

ожно предположить, что поскольку для  

личностей решение творческих задач яв-  

олее оптимальной формой деятельности,  

ность не вызывает сколько-нибудь выра-  

оционального напряжения и поэтому аль-  

оказывается на довольно высоком уровне.  

"некоторые аргументы против такой трак-  

-даже творческая деятельность обеспечи-  

йлм к ней личностям условия максималь-  

1ческого комфорта, трудно тем не менее  

йемупри этом уровень церебральной акти-  

вен быть не только ниже, чем при выполне-  

l задач, но даже ниже, чем в состоянии спо-  

асслабленного бодрствования. Творчест-  

дточно активная форма деятельности, а не  

Стояние удовольствия. К тому же известно,  

ские люди при выполнении этой работы,  

:о, испытывают состояние максимального  

<ьного подъема, иногда вплоть до экстаза,  

пасуется с гипотезой о снижении эмоцио-  

 

583  

 

нального напряжения. Наконец, если высокий аль  

индекс отражает снижение эмоционального напря  

ния, он должен быть равномерно представлен в 060  

полушариях мозга, а между тем есть основания с>  

тать, что при творческой деятельности это не так.  

 

В другом исследовании записывалась ЭЭГ с npaj  

го и левого полушария в процессе запоминания аб(  

рактных слов и конкретных, характеризующихся в,  

сокой степенью образности. Только при заучивав  

этих последних было выявлено значительно более qj  

раженное угнетение альфа-ритма в левой гемисфей  

чем в правой. При заучивании абстрактных слов с ни  

кой степенью образности межполушарных различ  

выявлено не было, и обе гемисферы были одинакс  

вовлечены в эту деятельность. Авторы предположу  

что такая более выраженная активация обусловле  

большей субъективной трудностью при заучиван1  

безобразных слов, что подтверждалось и субъект)  

ными отчетами испытуемых. Но этого объяснения i  

же недостаточно для того, чтобы понять, почему за,  

ние, адресованное преимущественно к правой reN  

сфере (а именно таким является заучивание обра;  

насыщенных слов), требует для своего успешного i  

полнения меньшей активации именно правой ге  

сферы. Традиционные нейрофизиологические npej  

ставления, согласно которым чем выше функционал  

ная нагрузка на ту или иную мозговую структуру, it  

больше она должна быть активирована, не позволя>  

прогнозировать .такие результаты. Нам представляв  

ся, что объяснение возможно при учете специфИ  

функции правой гемисферы. Если признать, что ее:  

дача - не просто оперирование образной информаи  

ей, а создание специфического контекста, не спое  

ствующего уменьшению энтропии, то приведет  

результаты будут более понятными. Чем выше уров  

энтропии, т.е. чем в меньшей степени требуется у  

рядочить информацию и чем она, следовательно, б.  

же к своему естественному состоянию в окружают  

субъекта среде, тем меньше требуется физиологич<  

ких затрат для такой ее организации и, значит,  

 

584  

 

вень дополнительной активации при  

,;им. Следует иметь в виду, что не всякое  

Це образами осуществляется по законам  

1?невербального контекста, и если задача  

1ак, что необходимо найти однозначную  

Образами, увеличение активационных из-  

1ЭЭГ не должно вызывать удивления. И  

й завершающем этапе творческого акта,  

ицая роль переходит к оценивающему и  

ему вербальному мышлению, активация  

>уктур становится обязательной.  

уические рассуждения, базирующиеся на  

Психофизиологических экспериментов,  

Щсколько неожиданное подтверждение в  

1>й практике. Многие могут вспомнить по  

1ггу или по опыту общения с творческими  

р> творческая .работа, даже очень длитель-  

йе сопровождается чувством утомления, и  

В- сопровождается чувством эмоциональ-  

te и прилива физических сил. Для творче-  

тей длительная рутинная механическая  

1леченности и поиска и даже просто дли-  

Кращение творческой деятельности неред-  

ея непереносимым и влечет за собой ухуд-  

УЧувствия. В то же время для людей с  

веской потенцией предпочтительнее вы-  

юбой самой скучной работы, чем необхо-  

йения интересных творческих задач.  

рйЫе параллели могут быть проведены так-  

циэе результатов психофизиологических  

Йй особых состояний сознания (например,  

Американский физиолог Орнштейн до-  

ительно показал, что эти состояния, судя  

Этическим особенностям, обусловлены от-  

М преобладанием функции правой геми-  

же время после выхода из этих состояний  

отмечается чувство отдыха, снятие физи-  

юихического утомления, повышенный ин-  

ни. Аэлектроэнцефалографически медита-  

1некоторые глубокие состояния гипнотиче-  

 

585  

 

ского транса характеризуются преобладанием вь  

амплитудного альфа-ритма. :  

 

Можно заключить, что первичное, образное щ  

ление является менее дорогостоящим для индиец  

это объясняет, почему в ситуации стресса переход  

кому мышлению обеспечивает одну из осно  

форм психологической защиты. Творческая дея  

ность, следовательно, является защитной для з,  

вья субъекта не только потому, что это оптимал  

способ реализации поисковой активности, но и  

му, что при этой деятельности создаются условиц  

наиболее полного использования особенностей  

вополушарного мышления. Можно предполагать  

нако, что только у людей с хорошими творчес  

способностями организация образного контекста  

можна при малых энергетических затратах и при  

ком уровне церебральной активации. Людям с ни  

творческой потенцией нужны большие усилия, i  

преодолеть сформированные в процессе онтог  

установки на жесткую упорядоченность и одно  

ность связей между предметами и явлениями.  

сформировать установки на логическое воспри  

мира, требовалась высокая активность церебраЩ  

систем, поскольку в детстве исходные преимуц  

ва - на стороне невербального мышления. Ил  

образное мышление является функционально  

зрелым на ранних этапах онтогенеза. Но чем б(  

усилий приложено в процессе воспитания для  

чтобы добиться доминирования логико-знак<  

мышления, тем больше усилий необходимо в дал  

шем для преодоления его ограниченности. У лк  

низкими творческими способностями дополн>  

ная церебральная активация нужна для <раскрой  

ния> образного мышления.  

 

Такое <раскрепощение> дается им с большим  

дом. В ряде случаев они пытаются решать творч  

задачи в формально-логическом ключе, то при э1  

силу неэнтропийности логического мышления,  

требуется высокая церебральная активация, ос  

если учесть, что использование этих форм мьп  

 

586  

 

творческих задач неадекватно. Задачи, не  

 

-ялогическому решению, вызывают, к то-  

юнальное напряжение с негативным зна-  

же проявляется усилением церебральной  

для людей наиболее творческих именно  

 

являются наиболее притягательными,  

[не столь сложна организация образного  

{ основные усилия, напротив, направле-  

репощение образного мышления, а на ог-  

:) потенциальных возможностей, ибо без  

йчения творчество превращается в хаос.  

ышесказанного вытекает, как существен-  

ает правильно строить воспитание и обу-  

(тируя их на развитие образного мышле-  

рюследствии оно не оказалось скованным  

If и рамками.  

 

иие укажем, что способности правополу-  

цления к созданию образного контекста  

цены, по нашим данным, при невротиче-  

юматических заболеваниях, и симптома-  

ри этих формах патологии творческие  

<значительно снижены и поддерживается  

1рокий и непродуктивный уровень цереб-  

вации. В то же время один из основных  

Предотвращающих развитие невротичес-  

ческих расстройств, связан с наиболее  

рением активности образного мышле-  

гниями.  

 

ЮВИДЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВО  

 

ючительном разделе статьи мы остано-  

ее частном вопросе, касающемся роли  

процессе творчества. Интерес к этому




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 601
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Блаватская Елена Петровна » Является Ли Самоубийство Преступлением » 1 страница
  • Психология художественного творчества » 43 страница
  • Психология художественного творчества » 51 страница
  • Психология художественного творчества » 50 страница
  • Психология художественного творчества » 49 страница
  • Психология художественного творчества » 48 страница
  • Психология художественного творчества » 47 страница
  • Психология художественного творчества » 46 страница
  • Психология художественного творчества » 45 страница
  • Психология художественного творчества » 44 страница
  • Психология художественного творчества » 52 страница
  • Психология художественного творчества » 42 страница
  • Психология художественного творчества » 41 страница
  • Психология художественного творчества » 40 страница
  • Психология художественного творчества » 39 страница
  • Психология художественного творчества » 38 страница
  • Психология художественного творчества » 1 страница
  • Психология художественного творчества » 2 страница
  • Психология художественного творчества » 60 страница
  • Психология художественного творчества » 68 страница
  • Психология художественного творчества » 67 страница
  • Психология художественного творчества » 66 страница
  • Психология художественного творчества » 64 страница
  • Психология художественного творчества » 63 страница
  • Психология художественного творчества » 62 страница
  • Психология художественного творчества » 61 страница
  • Психология художественного творчества » 3 страница
  • Психология художественного творчества » 59 страница
  • Психология художественного творчества » 58 страница
  • Психология художественного творчества » 57 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь