Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Психология художественного творчества"рянно поддерживался периодически по- Ь-сообщениями о творческих <озарениях> утоящее время показано, что пережива- яий соответствуют определенные физио- "эказатели (десинхронизация биоэлект- явности мозга, быстрые движения глаз
587
при закрытых веках, падение мышечного тонуса бенно мышц диафрагмы рта и др.). В комплексе показатели формируют определенную картину, на ваемую фазой быстрого сна. У здоровых людей эта <. за наступает с равными интервалами 4-5 раз в течец ночи и занимает около 20-25% всего сна. Влагод открытию фазы быстрого сна появилась возможнс экспериментального изучения функциональной р сновидений.
Исследований, посвященных влиянию быстр сна и сновидений на процессы творчества, отно тельно немного. Установлено, что у лиц с высоки творческим потенциалом в сновидениях более выр жены первичные процессы мышления (т.е. более а тивно невербально образное мышление) по сравк нию с контролем. Лица с конвергентным типом мы> ления являются менее творческими и дают меньшее четов о сновидениях, чем лица с дивергентным тщц мышления. Наконец, лишение быстрого сна привод к значительному ухудшению в выполнении тестов творческое мышление (тесты Гилфорда), но не ух шает выполнение задач на запоминание. :
Все эти данные как будто подтверждают гипотезу том, что творческий акт осуществляется в самих сц видениях благодаря доминированию во время снов дений образного мышления. На первый взгляд, : хорошо согласуется также с представлениями о pel ющей роли образного мышления в процессах твор ства, изложенных в предыдущем разделе.
Но в действительности механизм положительно влияния быстрого сна и сновидений на процеа творчества окончательно не выяснен. Действителй ли творческий акт закономерно осуществляется в < мом сновидении и в этом одна из основных функц сновидений? Против этой точки зрения можно при сти ряд теоретических возражений и она не согласу ся с некоторыми экспериментальными данными. 1 испытуемым незадолго до сна предъявлялась для1 шения задача, требующая творческого подхода; :" проводились пробуждения в фазе быстрого сна и i
588
licb отчеты о сновидениях. Было установле- йержание сновидений по ряду критериев не щ> в тех случаях, когда после сна удавалось ачу, и в тех случаях, когда решение так и не бено. Между тем если бы процесс решения ядся во время самих сновидений, то разли- были бы проявиться. ние творческого экстаза и максимальной ности часто сопровождается сокращением теяьности сна, в том числе редукцией быст- езо всяких неприятных субъективных по- Это возможно только при снижении по- 18 быстром сне. Если приписывать сновиде- естве одной из основных задач непосредст- Цастие в творческом акте, то возникает пьная ситуация: при максимально успеш- ской деятельности редуцируется необходи- юй деятельности состояние. ется теоретических аргументов, то они сво- дующему. В предыдущем разделе мы под- 1, что образное мышление играет определя- i на этапе созревания творческого решения 11-Инсайта, <озарения>. Но заключительным Ьбого творческого акта является организа- ческий анализ и приведение в упорядочен- му результатов активности образного мыш- Гэтого этапа творческий акт останется, что 1, <вещью в себе>, будет представлять хаоти- ионаправленное движение отрывочных >зов и соответственно не будет иметь почти Социального значения. Для этого последне- йрчества решающим является взаимодейст- ьного и невербального мышления. [дении нарушены условия для такого взаи- >. Особенность сновидно измененного со- лючается в его своеобразной диссоциации. бки здорового человека, находящегося в со- гедрствования, сознание обеспечивает отра- ктивной реальности, абстрагирование зна- l реальности от себя как субъекта познания
589
и выделение себя из среды как субъекта позна] как <субъекта-личности> (последнее обеспечивая мовосприятие и самооценку и лежит в основе ста] ления социальных мотивов).
Во время сновидений человек не осознает себ дящим сновидения, т.е. нарушено отражение 061 тивной реальности и выделение себя как субъекта знания. Анализирующая и оценивающая функ) вербального мышления почти утрачивается, В рез тате нет и критического отношения к воспринимав му - спящий не удивляется никаким чудесам, пр< ходящим в сновидении, и не считает их невозмож ми и нелепыми. Происходит как бы пассивная ре трация сознанием результатов активности образ1 мышления.
Благодаря тому что образное мышление опери реальностью во всем ее многообразии и богатстве имосвязей, во время сновидений могут осознава такие качества предметов и их соотношения. KOTO] в период бодрствования не осознаются в силу кр ко-аналитической функции сознания, отвергакп их из-за внутренней противоречивости. Влащ этому сновидное изменение сознания может спо ствовать <озарению>. Примеров тому много и в ис1 стве, и в науке. Примечательно, что нередко откр( ние приходит во время сновидения скорее в форме тафоры, чем в завершенном, окончательном виде. особенно относится к научным открытиям. (Худо; ственные образы могут являться с большей непос ственностью.) Так, Кекуле увидел во сне змею, дер щую в зубах свой собственный хвост, и уже после п буждения осознал, что это образ формулы бензоль го кольца. Таким образом, открытия в сновидеш мало того что встречаются относительно нечасто (у тывая, что каждый видит в ночь 4-5 сновидений), < требуют дополнительной работы бодрствующего знания. Здесь проявляется важная закономерно> Именно то, что способствует инсайту, отрицател сказывается на следующем этапе творческого про са, когда необходимо превратить результаты акти
590
мышления из <вещи в себе> в вещь для .признавая, что в сновидениях есть опре- йдпосылки к творческому решению, мы одновременно констатировать, что эти " часто нейтрализуются другими свойст- [о измененного сознания. Следователь- ; творческого акта не может относиться -1ых функций сновидения. юго сна и сновидений остается другая влияния на творческий акт, влияния хо- >ванного, зато более надежного. Для рас- ого вопроса вернемся к представлениям как своеобразной форме поисковой ак-
[ечали, что состояние отказа от поиска, процессе решения конкретной сложной и важной задачи, может распространиться >угую деятельность. Это особенно отно- гнию внутреннего мотивационного кон- "1 от поиска решения такого конфликта в основе возникновения невротической ающей творческую продуктивность. исследования, проведенные на челове- 1ых, дают основание предполагать, что ьной задачей быстрого сна и сновидений ,ICK на психическом уровне, компенсиру- "от поиска в бодрствовании. Хотя сама за- "1шая состояние отказа, при этом в ряде тся нерешенной, такой компенсаторный ютвует восстановлению поисковой ак- ie пробуждения.
велико значение сновидений при невро- 1ениях осуществляется временное разре- [вационного конфликта. С этой целью активно используют все возможности об- (иления, и этому очень способствует отсут- Юля со стороны вербального мышления и ("то же время работа сновидений постоян- 1ется второй функцией сознания - функ- 1йя себя как <субъекта-личности>, которая
591
в сновидениях остается сохранной. После успе действия сновидений уменьшается невротич тревога и соответственно восстанавливаются TBO] кие возможности.
У сензитивных личностей выявлена зависим между образностью, подробностью, необычност> эмоциональной насыщенностью сновидений, co стороны, и творческой продуктивностью - с др Однако это не обязательно означает наличие пря ,причинно-следственных отношений. Установлю зависимость может отражать отношения 3Ha4HTej более сложные. Высокая сензитивность (т.е. чувс тельность ко всем изменениям среды) обеспечщ восприятие реальности во всей ее сложности и пр< воречивости. Это необходимая предпосылка yen ного творчества. Но это же в принципе является щ посылкой для развития внутренних конфликтов, nj ли эти конфликты не удается разрешить с помо1 механизмов психологической защиты, они могут] пятствовать творчеству. Одним из важнейших Mi низмов психологической защиты является быс сон. Чем выше функциональные возможности о< ного мышления, тем успешнее творчество и тем ( че сновидения. Сновидения действительно явля творческим актом, но с ограниченной задачей - разное мышление используется в них для решения тивационного конфликта. Таким образом, и твор кая продуктивность, и сновиденческая активно могут быть независимыми следствиями двух дру феноменов - сензитивности и силы образного мь ления. Но реальные отношения еще сложнее, ибо с видения, способствуя восстановлению поисковой тивности, и устраняя невротическую тревогу, тем мым косвенно содействуют творческой продукта сти. И наконец, состояние творческого подъ близкого к инсайту или непосредственно следую> за ним, может на какое-то время уменьшить пс ность в сновидениях за счет очень высокого yi поисковой активности. В эти периоды сам творч
592
"гдивая поглощенность любимым делом спасает от внутренних конфликтов. екные нами проблемы далеки от своего loro решения. Скорее речь идет о теорети- и и она должна быть проверена и уточне- ;ти, представляется целесообразным ши- авление динамики творческой активнос- ;стных своими достижениями в искусстве [зменениями их соматического здоровья, с поведения в обычных и стрессовых ситуа- бенностями сна (длительность, качество, ая удовлетворенность), с частотой и содер- )видений. Вопросы, касающиеся сна, по- .иаиболее легко поддаются изучению и в то огут многое дать для понимания механиз- ?ства,
щция структуры сна после предъявления ?ных задач относится к этому же направле- ое направление исследований должно соче- з психологических механизмов творчества с Ней биоэлектрической активности мозга 1ии логических и творческих задач. Чрезвы- :пективным представляется изучение влия- >рческие способности разнообразных воз- ; направленных на активацию образного мы- ода относится гипноз, медитация, специ- >мы пемхологического тренинга).
ЕНБЕРГ B.C. Психофизиологические аспекты <ения творчества // Художественное творчество. Сборник.-Л.. 19К2, с. 53-72.
П.В. СИМОНОВ, П.М. ЕРШОВ
ВОССОЗДАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПР( ЦЕССЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ АКТЕРА
Ренуара спросили: <Мэтр, что вал в искусстве - <как> или <что>1 Ренуар ответил: <Важно ~ кц
Индивидуальность человека - его темперамент,; рактер, личность - является предметом той спецщ} ческой разновидности познавательной деятельное которая именуется искусством. Наиболее очевид это обнаруживается в литературе и сценическом тв( честве, где одну из важнейших задач представляет) здание характеров действующих в художественна произведении лиц.
Стремление к творческим контактам между те ральным искусством и наукой о деятельности моэ представляет своеобразную традиции? отечественн культуры. Есть нечто знаменательное в том, что ряд с работой <Рефлексы головного мозга> ИМ. Сеченс мы находим план статьи А.Н. Островского <Об ак pax по Сеченову>, а теория высшей нервной деяте. ности и метод условных рефлексов И.П. Павлова седствуют в историческом времени с системой и <к тодом физических действий> К..С. Станиславского.
Теория Павлова привлекла к себе пристальное вн1 мание Станиславского. Он читает классическое пр изведение Павлова <Двадцатилетний опыт объект ного изучения высшей нервной деятельности (пове ния) животных>. На репетициях, в беседах с актера> Станиславский начинает употреблять физиологич кие термины. Когда Л.М. Леонидов заметил, чти трактовке Константином Сергеевичемобраза проф сора Бородина из пьесы <Страх> есть <что-то от Па лова>, Станиславский ответил ему: <До Павлова н далеко. Но учение его к нашей актерской науке пр менимо>.
594
ЦартистА.Э. Ашанин (Шидловский) орга- "fM Всероссийском театральном обществе 1авпо изучению творчества актера. Эту ла- гдозглавили ближайшие помощники Пав- Водкопаев и В.И. Павлов. Через Ашанина в передал свое согласие познакомиться с К.С. Станиславского, за что Станислав- Кодарил Ивана Петровича в письме от 27 14 г. К сожалению, смерть Павлова оборва- 11между двумя великими современника- ме, которое сулило столь многое и для те- нервной деятельности, и для сценичес-
гижений павловской школы не прошел и кольд. В связи с юбилеем Ивана Петрови- етьд направил Павлову поздравительную где отметил значение его трудов для тео- йОго творчества. В ответном письме Павлов остановился на опасности упрощения в оса добытых в лаборатории фактов на та- ю область человеческой деятельности, ка- ;я область художественного творчества. 50 подчеркнул индивидуальную неповто- эазОв, созданных артистом, значение той 1ной прибавки>, которую принято называть ым элементом, привносимым художником введение.
t время интерес к проблемам, возникаю- ежах психофизиологии и сценического ис- мвляли физиологи Л.А. Орбели, П.К. Ано- 1.1фролов, Э.Ш. Айрапетянц, И. И. Корот- 1м1оги Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.М. режиссеры В.О. Топорков. А.Д. Дикий, Ю.А. ЦГ.А. Товстоногов, О.Н. Ефремов. Отнюдь не претендуют ни на всесторонний 1>Х <пограничных> проблем, ни на обстоя- яожение истории вопроса. Каждый из нас Необходимости контакта своим путем. Мы Ций исходный пункт в виде <искусства сце- Гйереживания> К.С. Станиславского и от-
595
крытого им <метода физических действий>. 00061 но своим профессиональным интересам один из (П.М. Ершов) много лет занимается изучением дейс вий как материала актерского искусства, сопостав> мого с цветом в живописи, словом в литературе, з ком в музыке, движениями в балете. Интересы втор го (П.В. Симонова) привлечены к сфере эмоций как показателю овладения актером потребностями (мо-р вациями, стремлениями) изображаемого им лица.
Сфера художественного творчества так тесно связ на с человеческими переживаниями, что искусст] давно и справедливо стало пробным камнем для л< бой концепции, претендующей на сколько-нибу широкое обобщение в области психофизиологии эмс ций. Если вновь предлагаемая теория эмоций ничег не меняет и не уточняет в нашем понимании природ художественного творчества, это сразу же ставит п сомнение продуктивность и научную состоятельной новой концепции. Вот почему, предложив в 19641 <информационную теорию эмоций>, один из HI (П.В. Симонов) не мог уклониться от ее проверки и кусством.
Как мы постараемся показать ниже, далеко не вс< <гармонии> доступно <алгебре> логического анализ А вот для самой <алгебры> <гармония> - суровый дья, беспощадно вскрывающий бесплодность нау> образной схоластики...
Но творчество и технология (<гармония> и <алг( , ра>) в искусстве теснейшим образом взаимосвязаны постоянно переплетаются как в процессе, так и в i зультатах художественной деятельности. Крен в ту и другую сторону дает то стихийную эмоциональное легко выветривающуюся в беспомощность благих г рывов, то рационализм и рассудочность, уводящие i кусство от его реальных жизненных основ в сферу; ловных знаков, ребусов и абстрактных умозреш Технология и взлеты творческого вдохновения MOL, рассматриваться по отдельности (так чаще всего и 61 вает!), но авторы полагают, что не менее актуален ai- лиз взаимосвязи этих двух, столь непохожих один
596
дюсов художественной практики, рассмот- >, как сказывается один из этих полюсов на цировании другого. Речь идет о границах ра- юго и о том, что лежит вне этих границ. дальше занимаюсь преподаванием, - пишет нэногов, - чем больше становится учеников, Приходится задумываться о том, как все-та- вильно мы их учим ... главное и чуть ли не ное достоинство системы обучения искусст- - наличие методологии, оставленной нам вским ... использование открытых Стани- 1;Вечных законов поведения человека на сце- рот беда: существующий ныне способ обуче- зволяет нам добиться полного постижения )>ю основ режиссерского мастерства>. <Веч- чы поведения> должны обогащаться и уточ- выми знаниями. В этом заключена, по мыс- Категория: Библиотека » Психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|