Анастази А. » Психологическое тестирование



10 страница


лидным только в том случае, если конкретный опыт повышает его без  

заметного влияния на всю область исследуемого поведения.  

Тренировка. Влияние тренировки на тестовые результаты исследо-  

валось достаточно широко. Большинство работ было проведено англий-  

скими психологами относительно воздействия практики и тренировки на  

тесты, применяемые при распределении 11 -летних детей в средние  

школы разного типа (A.J. Yates, 1953, 1954). Как и предполагалось, сте-  

пень улучшения зависела от способностей и знаний, полученных при обу-  

чении ранее, характера теста, а также количества и типа предвари-  

тельных тренировок. Детям с недостаточным запасом знаний, по всей  

вероятности, специальная тренировка приносила больше пользы по срав-  

нению с детьми, обладавшими необходимыми знаниями и, следователь-  

но, уже подготовленными к тому, чтобд хорошо выполнить тест. Ясно,  

что чем теснее связь между содержанием теста и материалом трениров-  

ки, тем очевиднее улучшатся тестовые показатели. В то же время, чем  

больше инструкция будет ограничиваться содержанием конкретного те-  

ста, тем менее вероятно улучшение критериальной деятельности.  

В США Совет по вступительным экзаменам в колледж в связи с рас-  

пространенностью скоростных частных курсов для поступающих в кол-  

ледж провел несколько хорошо поставленных экспериментов по опреде-  

лению влияния тренировки на тест способности к обучению и обобщил  

результаты подобных исследований, проведенных независимо от работ  

совета (W.H.Angoff, 1971 в). В этих работах использовались различные  

методы тренировки, и проводились они с учащимися как государ-  

ственных, так и частных средних школ; в одной из них исследовались не-  

гритянские школьники из 15 городских и деревенских школ штата Тен-  

несси. Вывод из всех этих работ таков: маловероятно, чтобы интен-  

сивные упражнения в заданиях типа тех, что даются в тесте способности  

к обучению, приводили к явно большим достижениям, чем те, которые  

 

49  

 

ПРИРОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ  

 

показывают при повторном тестировании учащиеся после годичного  

обучения в средней школе.  

Основываясь на таких исследованиях Попечительский совет коллед-  

жей сделал относительно тренировки официальное заявление, в котором  

среди прочего говорилось следующее:  

 

<Результаты изучения тренировки учащихся выявили, что средний показатель может  

расти менее чем на 10 единиц в шкале, имеющей 600 делений. Не стоит думать, что столь  

незначительные изменения в показателях могут повлиять на решение в принятии в кол-  

ледж. Это верно еще и потому, что тесты просто дополняют школьные оценки и другие  

данные, принимаемые в расчет членами приемной комиссии... Способность в том значе-  

нии, в каком ее использует Совет колледжей, не является чем-то застывшим и неподвер-  

женным влияниям, ведь ребенок живет и обучается. Более того, конкретный тест способ-  

ности к обучению измеряет способность, которая, по-видимому, медленно и упорно  

растет под влиянием годами действующих условий домашней и школьной жизни, не от-  

зываясь при этом на необдуманные попытки наверстать упущенное время>.  

 

Следует также отметить, что Совет колледжей при создании соб-  

ственных тестов исследует типы новых заданий на подверженность тре-  

нировке (W.H. Angoff, 19718; L.W. Pike, F.R. Evans, 1972). Типы заданий,  

выполнение которых можно заметно улучшить краткосрочными занятия-  

ми или направленным обучением, исключаются из действующих форм  

тестов.  

Привычность. Влияние простого повторения, или привычности, на  

выполнение теста сходно с влиянием тренировки, но обычно менее выра-  

жено. Следует заметить, что привычность, как и тренировка, может из-  

менить природу теста, так как испытуемые при решении одних и тех же  

проблем могут использовать разные методы. Более того, некоторые  

типы заданий могут стать при повторном предъявлении более легкими.  

Например, задачи, требующие необычного решения и однажды уже ре-  

шенные, можно прямо использовать при выполнении сходных заданий  

в повторном тестировании. Поэтому результаты таких тестов, независи-  

мо от того, применялся ли повторно сам тест или его параллельная фор-  

ма, следует тщательно проверять.  

В некоторых работах рассматривалось влияние повторения в тестах  

интеллекта, проводимых через разные промежутки времени, от несколь-  

ких дней до нескольких лет (M.Y. Queresh, 1968). Исследовались как  

взрослые, так и дети, как нормальные, так и умственно отсталые, при  

этом использовались как индивидуальные, так и групповые тесты. Все  

работы отличает значимое улучшение результатов при повторении теста.  

Успехи не обязательно наблюдаются только при первых повторениях.  

Продолжаются они или нет при последующих применениях теста, по-ви-  

димому, зависит от трудности теста и способностей испытуемого. Значе-  

ние этих данных видно из результатов ежегодного тестирования 3500  

школьников вариантами разных тестов интеллекта (W.F. Dearborn,  

J. Rothey, 1941). Если один и тот же тест повторялся в последующие  

годы, средний IQ в группе возрастал от 102 до 113 и падал до 104, если  

тест заменялся другим. Из-за улучшения при повторных тестированиях  

IQ, полученный в первой и последней проверке, оказывается различным.  

Например, на IQ, равный 100, приходится примерно половина распреде-  

ления при первой проверке и меньше четверти при повторной. Такие IQ,  

хотя численно равны и получены в одном и том же тесте, могут, следо-  

вательно, означать нормальный уровень развития в одном случае и низ-  

 

50 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

Улучшение показателей было выявлено и при тестировании парал-  

лельными формами теста, хотя в этих случаях тенденция к возрастанию  

обычно была несколько меньшей. Сообщалось также, что значение пока-  

зателей возрастает, если взаимозаменяемые формы теста применяются  

непосредственно друг за другом или с интервалом от одного дня до трех  

лет (W.H.Angoff, 1971ft; R.C.Droege, 1966; E.A. Peel, 1951, 1952). Эти  

данные были получены при исследовании нормальных и интеллектуаль-  

но одаренных учащихся средних школ и колледжей, а также на выборках  

служащих. Данными о возможном распределении возрастания показате-  

лей при тестировании параллельными формами теста следует снабдить  

. руководства по тестированию и принимать во внимание при интерпрета-  

ции тестовых результатов.  

Искушенность. В этой связи следует также рассмотреть более об-  

щую проблему-искушенность в тестировании. Человек, имеющий об-  

ширный опыт в выполнении психологических тестов, приобретает тем  

самым определенные преимущества перед индивидом, впервые уча-  

ствующим в психологическом тестировании (A. W. Heim, J. G. Wallace,  

1949, 1950; J. Millman, C.H. Bishop, R. Ebel, 1965; A.G. Rodgei, 1936). От-  

части эти преимущества складываются из преодоленного чувства не-  

известности, развившейся уверенности в себе, сложившегося отношения  

к тестовой ситуации. Отчасти они есть результат определенного сход-  

ства содержания и функции большинства тестов. Знакомство с задания-  

ми общего типа и привычность к опросным листам также могут улуч-  

шить выполнение теста. Особенно важно принимать во внимание  

искушенность в тестировании, когда сравниваются показатели детей из  

школ разного типа, поскольку их опыт тестирования может быть самым  

различным. Небольшой ориентировки и практических занятий, типа опи-  

санных в этой главе ранее, может оказаться достаточно для минимиза-  

ции последствий искушенности в тестировании (М. Wahlstroi,  

F.J.Boersman, 1968). "  

 

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  

ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

Для того чтобы предотвратить неправильное употребление психологиче-  

ских тестов, возникла необходимость в соблюдении некоторых предосто-  

рожностей как относительно самих тестов, так и их показателей. Про-  

блемам распространения и использования психологических тестов  

посвящена большая часть <Этических норм психологов>-кодекса про-  

фессиональной этики, официально принятого Американской психологи-  

ческой ассоциацией (см. Ethical..., 1981). Принципы 13, 14 и 150 неразгла-  

шении результатов теста, интерпретации данных и его публикации  

относятся непосредственно к тестированию. Сфера действия принципов  

6 (конфиденциальность), 7 (ненанесение ущерба) и 9 (беспристрастность)  

хотя достагочно широка, но во многом применима и к тестированию.  

Некоторые из вопросов, рассматриваемых в <Этических нормах>, непо-  

средственно связаны с положениями <Норм для психологических  

и учебных тестов> (Standards for Educational and Psychological Tests,  

1974). Для более полного и глубокого понимания <Этических норм> чи-  

 

51 СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

тателю следует обратиться к <Справочнику по этическим нормам психо-  

логов> (Casebook on Ethical Standards of Psychologists, 1967) и <Этиче-  

ским принципам проведения исследований с людьми> (Ethical Principles  

in Conduct of Research with Human, 1973).  

 

КВАЛИФИКАЦИЯ ЛЮДЕЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ТЕСТЫ  

 

Требование, чтобы тесты использовались только достаточно квалифици-  

рованными экспериментаторами, является первым шагом по защите ин-  

дивида от неправильного использования тестов. Конечно, нужная квали-  

фикация меняется в зависимости от типа теста. Так, для правильного  

применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства лич-  

ностных тестов требуется относительно длительный период интенсивно-  

го обучения и наблюдения за процессом тестирования, в то время как  

для тестирования учебных достижений или профессиональной умелости  

нужна минимальная специальная психологическая подготовка. Следует  

также заметить, что студенты, участвовавшие в учебном тестировании,  

обычно не готовы к самостоятельному проведению тестов с другими  

людьми или к правильной интерпретации тестовых показателей.  

Хорошо подготовленный экспериментатор выбирает тесты, которые  

подходят как для той цели, с которой он проводит тестирование, так  

и для человека, которого он тестирует. Он знаком с литературой по выб-  

ранному тесту и способен оценить технические параметры таких его ха-  

рактеристик, как нормы, надежность и валидность. Он чуток к тем усло-  

виям, которые могут влиять на выполнение теста, в частности  

к упоминавшимся в гл. 2. Он делает выводы или дает рекомендации,  

только связав рассмотрение тестового результата (или результатов)  

с другой имеющей отношение к тесту информацией об индивиде. Глав-  

ное же, он должен быть достаточно осведомлен в науке о человеческом  

поведении, что позволит ему избежать неоправданных выводов при ин-  

терпретации тестовых результатов. Если тесты проводятся лаборантами,  

или ассистентами, или людьми других профессий, для обеспечения необ-  

ходимых условий правильной интерпретации выполнения тестовых зада-  

ний важно, чтобы их по крайней мере консультировал квалифициро-  

ванный психолог.  

Неверным представлением о природе и цели тестов, а также непра-  

вильной интерпретацией результатов теста объясняются многие из рас-  

пространенных критических замечаний в адрес психологических тестов.  

Отчасти трудности возникают из-за отсутствия понимания между спе-  

циалистами по психометрии и заинтересованными в ней людьми-препо-  

давателями, родителями, юристами, поступающими на работу и т.д. Ве-  

роятно, больше всего критикуются необоснованные выводы из IQ.  

Впрочем, не все неверные представления о тестах можно отнести за счет  

непонимания между психологами и непсихологами. Психологическое те-  

стирование само по себе постепенно отделяется от основных направле-  

ний развития науки о поведении (A. Anastasi, 1967). Возрастающая слож-  

ность психологии неизбежно приводит к увеличению специализации  

психологов. В этом процессе специалисты по психометрии все больше  

и больше сосредоточивают свое внимание на техническом совершенство-  

вании тестов и незаметно теряют представление о том, что происходит  

в смежных областях, таких, как педагогика, детская психология, психоло-  

 

52  

 

СОДЕРЖАНИЕ 1КИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

ские аспекты построения теста исподволь сужают психологический кру-  

гозор тестолога, хотя тестовые показатели могут быть правильно  

поняты только в свете соответствующих знаний относительно поведения,  

которое тест предназначен измерять.  

Кого считать квалифицированным психологом? Очевидно, из-за раз-  

нообразия областей исследования и, следовательно, специализаций  

в подготовке ни один психолог не может быть сведущим во всех обла-  

стях. Как признание этого факта, <Этическими нормами> установлено:  

<Психолог осознает границы своей компетентности и ограниченность  

своих средств и не предлагает своих услуг, а также не использует мето-  

дов, если они не удовлетворяют профессиональным стандартам, установ-  

ленным в конкретных областях исследования> (Ethical..., 1981, принцип  

2с). Полезно различать психологов, работающих в системе учреждений,  

например в школе, университете, клинике или государственных органах,  

и психологов, занимающихся частной практикой. Поскольку практикую-  

щий психолог менее зависим от оценок и суждений квалифицированных  

коллег, чем психолог, работающий в учреждении, он должен отвечать  

более высоким требованиям профессиональной квалификации. Это же  

справедливо в отношении психологов, осуществляющих контроль за ра-  

ботой психологов в различных организациях или консультирующих их  

персонал.  

Значительным шагом, повысившим профессиональные нормы и дав-  

шим общественности критерий для определения уровня квалифицирован-  

ности психолога, было принятие штатами законов о лицензиях и атте-  

стации психологов. В настоящее время почти все штаты имеют такие  

законы. Хотя термины <лицензия> и <аттестация> часто используются  

как равнозначные, в психологии аттестация обычно означает официаль-  

ное присвоение, звания психолог, в то время как предоставление лицен-  

зий относится к регулированию психологической практики, а это значит,  

что в законы о лицензиях должно быть включено ее определение. Но и  

в том и в другом случае законом обычно требуется степень доктора фи-  

лософии по психологии, определенное знакомство с практической дея-  

тельностью и удовлетворительная сдача квалификационного экзамена.  

Нарушение этического кодекса Американской психологической ассоциа-  

ции дает основание для отмены лицензий или аттестации. Поскольку  

большинство штатов приняло лишь более простые законы об аттеста-  

ции, предпринимаются усилия добиться утверждения закона о лицензиях.  

На более высоком уровне аттестация психолога осуществляется аме-  

риканским Советом по профессиональной психологии. При высоком  

уровне подготовки, опыте работы по специальности Совет присуждает  

дипломы в таких областях деятельности, как клиническая психология,  

психологическое консультирование, промышленная психология и психо-  

логия управления, а также педагогическая психология. В биографическом  

справочнике Американской психологической ассоциации перечисляются  

все специалисты, имеющие такие дипломы, их список можно также полу-  

чить, запросив его в самом Совете, основная функция которого-выдача  

необходимой информации о квалифицированных психологах. .Решения  

Совета как узкопрофессиональной организации не имеют той обязатель-  

ной силы, которая есть у организаций, выдающих лицензии и осущест-  

вляющих аттестацию психологов.  

 

Соответствует степени к-янпигтятя nr-uvrir  

 

53 СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ  

ПРОЦЕДУРЫ И МЕТОДИКИ ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

Право на приобретение тестов обычно представляется лицам, имеющим  

определенную квалификацию. В каталогах основных издателей тестов  

приводятся те требования, которым должны удовлетворять их покупате-  

ли, обычно правомочными признаются или профессиональные психоло-  

ги, или специалисты, чье образование может быть приравнено к психоло-  

гическому. Некоторые издатели распределяют тесты в зависимости от  

уровня квалификации использующих их людей, начинают с тестов дости-  

жений в учебной деятельности и тестов профессиональной пригодности,  

затем помещают тесты интеллекта и опросники по интересам и заканчи-  

вают клиническими методиками типа индивидуальных тестов интеллекта  

и основных личностных тестов.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 2150
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 13 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 5 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 6 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 8 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 9 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 10 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 11 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 12 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 4 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 14 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 15 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 16 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 17 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 18 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 19 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 20 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 1 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 21 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 22 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 23 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 24 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 25 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 26 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 27 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 29 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 30 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь