|
Андреева Г.М. » Социальная психологиякоторые - осознанно или неосознанно - применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необ- ходимо определенное понимание вопроса о соотношении- общественного бытия и общественного сознания, взаи- моотношения общества и личности и т. д.
2. Частная (или специальная) методология - сово- купность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология есть реа- лизация философских принципов применительно к спе-
цифическому объекту исследования. Это тоже опреде- ленный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знания. В социальной психологии в связи с ее двойственным происхождением специальная методология формируется при условии адаптации мето- дологических принципов как психологии, так и социоло- гии. В качестве примера можно рассмотреть принцип деятельности, как он применяется в социальной психо- логии. В самом широком смысле слова философский принцип деятельности означает признание деятельности сущностью способа бытия человека, он есть реализация еще более общего принципа - принципа отражения, ког- да сознание рассматривается как высшая форма отра- жения, предполагающая активность личности. В социо- логии деятельность интерпретируется как способ суще- ствования человеческого общества, как реализация со- циальных законов, которые и проявляются не иначе как через деятельность людей. Деятельность и производит и изменяет конкретные условия существования индиви- дов, а также общества в целом. Именно через деятель- ность личность включается в систему общественных от- ношений. В психологии деятельность рассматривается как специфический вид человеческой активности, как некоторое субъектно-объектное отношение, в котором человек - субъект - определенным образом относится к объекту, овладевает им. Категория деятельности, та- ким образом, <открывается теперь в своей действитель- ной полноте в качестве объемлющей оба полюса - и по- люс объекта и полюс субъекта>. В ходе деятельности человек реализует свой интерес, преобразуя предметный мир. При этом человек удовлетворяет одни потребности, при этом же рождаются новые потребности. Таким об- разом, деятельность предстает как процесс, в ходе ко- торого развивается сама человеческая личность.
Социальная психология, принимая принцип деятель- ности, как один из принципов своей специальной методо- логии, адаптирует его применительно к основному пред- мету своего исследования - к группе. Поэтому в соци- альной психологии важнейшее содержание принципа
" Леонтьев 1975, с. 159.
А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,
55
деятельности раскрывается в следующих положениях: а) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают совер- шенно особые связи, например коммуникативные; б) по- нимание в качестве субъекта деятельности не только ин- дивида, но и группы, общества, т. е. введение идеи кол- лективного субъекта деятельности это позволяет ис- следовать реальные социальные группы как определен- ные системы деятельности; в) при условии понимания группы как субъекта деятельности открывается возмож- ность изучить все соответствующие атрибуты субъекта деятельности - потребности, мотивы, цели группы и т. д.; г) в качестве вывода следует недопустимость сведения любого исследования лишь к эмпирическому описанию, к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне определенного <социального контек- ста> - данной системы общественных отношений. Прин- цип деятельности превращается таким образом в свое- го рода норматив социально-психологического исследо- вания, определяет исследовательскую стратегию. А это и есть функция специальной методологии.
3. Методология - как совокупность конкретных ме- тодических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином <методика>. Однако в ря- де других языков, например в английском, нет этого термина, и под методологией сплошь и рядом понимает- ся именно методика, а иногда только она. (Впрочем, это последнее обстоятельство объясняется не столько осо- бенностями языка, сколько принципиальной позицией неопозитивистской философии, которая более всего рас- пространена в социальной психологии Запада и которая отказывается от рассмотрения методологических проб- лем более высокого уровня.) Конкретные методики (или методы, если слово метод понимать в этом узком смыс- ле), применяемые в социально-психологических исследо- ваниях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.
Суть введения предложенной <иерархии> различных методологических уровней заключается именно в том, чтобы не допускать в социальной психологии сведения всех методологических проблем только к третьему зна- чению этого понятия. Главная мысль заключается в том, что, какие бы эмпирические или экспериментальные ме-
тодики не применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любой методологический прием - анкета, тест, социометрия - всегда применяется в определенном <методологическом ключе>, т. е. при условии решения ряда более принципиальных вопросов исследования. Позже, при изложении различных конкретных проблем социальной психологии, эта связь будет раскрыта более подробно. Суть дела заключается также и в том, что философские принципы не могут быть применены в ис- следованиях каждой специальной науки непосредствен- но: они преломляются через принципы специальной ме- тодологии.
Теперь необходимо уточнить, что же понимается в со- временной логике и методологии науки под выражени- ем <научное исследование>. Следует помнить при этом, что социальная психология XX в. особенно настаивала на том, что ее отличие от традиции XIX в. состоит имен- но в опоре на <исследования>, а не на <спекуляции>. Противопоставление исследования спекуляции законно, но при условии, что оно соблюдается точно, а не подме- няется противопоставлением <исследование - теория>. Поэтому, выявляя черты современного научного иссле- дования, важно корректно ставить эти вопросы. Обычно называют следующие черты научного исследования: 1) оно имеет дело всегда с конкретными объектами, иными словами - с обозримым объемом эмпирических данных, которые можно собрать средствами, имеющи- мися в распоряжении науки; 2) в нем дифференцирован- ие решаются эмпирические (выделение фактов, разра- ботка методов измерения), логические (выведение од- них положений из других, установление связи между ними) и теоретические (поиск причин, выявление прин- ципов, формулирование гипотез или законов) познава- тельные задачи, 3) для него характерно четкое разгра- ничение между установленными фактами и гипотетичес- кими предположениями, поскольку отработаны процеду- ры проверки гипотез; 4) его цель - не только построе- ние объяснений фактов и процессов, но и предсказание их. Если кратко суммировать эти отличительные черты, их можно свести к трем: получение тщательно собран- ных данных, объединение их в принципы, проверка и использование принципов в предсказаниях.
Специфика научного исследования в со- циальной психоло- гии
Каждая из названных здесь черт научного исследования имеет спе- цифику в социальной психологии. Модель научного исследования, предполагаемая в логике и методологии науки, обычно строится на примерах точных наук и прежде всего физи- ки. Вследствие этого многие существенные для других научных дисциплин черты оказываются утраченными. В частности, для социальной психологии необходимо оговорить ряд специфических проблем, касающихся ка- ждой из названных сторон.
Первая проблема, которая встает здесь, - это проб- лема эмпирических данных. Данными в социальной пси- хологии могут быть либо данные об открытом поведе- нии индивидов в группах, либо данные, характеризую- щие какие-то характеристики сознания этих индивидов, либо психологические характеристики самой группы. Интересно, что по вопросу о том, <допускать> ли в ис- следование данные этих двух видов, в социальной пси- хологии идет ожесточенная дискуссия: в различных тео- ретических концепциях этот вопрос решается по-разно- му.
Так, в бихевиористской социальной психологии за данные принимаются лишь факты открытого поведе- ния; когнитивизм, напротив, делает акцент на данные, характеризующие лишь когнитивный мир индивида: образы, ценности, установки и пр. В марксистской тра- диции данные социально-психологического исследования могут быть представлены обоими их видами. Но это сразу выдвигает определенные требования и к методам их сбора. Источником любых данных в социальной пси- хологии является человек, но один ряд методов приго- ден для регистрации актов его поведения, другой - для фиксации его когнитивных образований. Признание в качестве полноправных данных и того и другого рода требует признания и многообразия методов.
Проблема данных имеет еще и другую сторону: ка- ков дшТЖёнбыть их объем? Соответственно тому, какой объем данных присутствует в социально-психологичес ком исследовании, все они делятся на два типа: а) кор- реляционные, основанные на большом массиве данных, среди которых отыскиваются различного рода корреля- ции, и б) экспериментальные, где исследователь работа-
ет с ограниченным объемом данных и где смысл рабо- ты заключается в произвольном введении исследовате- лем новых переменных и контроль за ними.Юпять-таки и в этом вопросе весьма значима теоретическая позиция исследователя: какие объекты, с его точки зрения, вооб- ще <допустимы> в социальной психологии (предполо- жим, включает ли он в число объектов большие группы или нет).
Вторая черта научного исследования - это интегра- ция данных в принципы, построение гипотез и теорий. И эта черта весьма специфично раскрывается в социаль- ной психологии. Теориями в том понимании, в каком о них говорится в логике и методологии науки, она во- обще не обладает. Как и в других гуманитарных нау- ках, теории в социальной психологии не носят дедук- тивного характера, т. е. они не представляют собой та- кой хорошо организованной связи между положениями, чтобы было возможно из одного вывести любое другое. В социально-психологических теориях отсутствует стро- гость такого порядка, как, например, в теориях матема- тики или логики. В таких условиях особенно важное место в исследовании начинает занимать гипотеза. Ги- потеза <представляет> в социально-психологическоТйг" исследовании теоретическую форму знания. Отсюда важнейшее звено социально-психологического исследо- вания - формулирование гипотез. Одна из причин сла- бости многих исследований - отсутствие в них гипотез или неграмотное их построение.
С другой стороны, как бы ни сложно было построе- ние теорий в социальной психологии, более или менее полное знание и здесь не может развиваться при отсут- ствии теоретических обобщений. Поэтому хорошая гипо- теза в исследовании не есть достаточный уровень вклю- чения теории в исследовательскую практику. Первый уровень обобщений, полученных на основании провер- ки гипотезы и на основании ее подтверждения, есть еще только самая первичная форма <организации> данных. Сл?ду.ашяи .шаг.-"переход..к- обобщениям более-выее- кого уровня, к обобщениям теоретическим В современ- ной социальной психологии можно говорить о двух ти- пах возможных теорий. Конечно, оптимальным было бы построение некой общей теории, объясняющей все проб- лемы социального поведения и деятельности индивида
Специфика научного Каждая из названных здесь черт исследования в со- научного исследования имеет спе- """Ї цифику в социальной психологии.
Модель научного исследования, предполагаемая в логике и методологии науки, обычно строится на примерах точных наук и прежде всего физи- ки, Вследствие этого многие существенные для других научных дисциплин черты оказываются утраченными. В частности, для социальной психологии необходимо оговорить ряд специфических проблем, касающихся ка- ждой из названных сторон.
Первая проблема, которая встает здесь, - это проб- лема эмпирических данных. Данными в социальной пси- хологйи"могутбыть либо данные об открытом поведе- нии индивидов в группах, либо данные, характеризую- щие какие-то характеристики сознания этих индивидов, либо психологические характеристики самой группы. Интересно, что по вопросу о том, <допускать> ли в ис- следование данные этих двух видов, в социальной пси- хологии идет ожесточенная дискуссия: в различных тео- ретических концепциях этот вопрос решается по-разно- му.
Так, в бихевиористской социальной психологии за данные принимаются лишь факты открытого поведе- ния; когнитивизм, напротив, делает акцент на данные, характеризующие лишь когнитивный мир индивида: образы, ценности, установки и пр. В марксистской тра- диции данные социально-психологического исследования могут быть представлены обоими их видами. Но это сразу выдвигает определенные требования и к методам их сбора. Источником любых данных в социальной пси- хологии является человек, но один ряд методов приго- ден для регистрации актов его поведения, другой - для фиксации его когнитивных образований. Признание в качестве полноправных данных и того и другого рода требует признания и многообразия методов.
Проблема данных имеет еще и другую сторону: ка- ков"долженбыть их объем? Соответственно тому, какой объем данных присутствует в социально-психологичес ком исследовании, все они делятся на два типа: а) кор- реляционные, основанные на большом массиве данных. среди которых отыскиваются различного рода корреля- ции, и б) экспериментальные, где исследователь работа-
ет с ограниченным объемом данных и где смысл рабо- ты заключается в произвольном введении исследовате- лем новых переменных и контроль за ними. Опять-таки II в этом вопросе весьма значима теоретическая позиция исследователя: какие объекты, с его точки зрения, вооб- ще <допустимы> в социальной психологии (предполо- жим, включает ли он в число объектов большие группы или нет).
Вторая черта научного исследования - это интегра- ция данных в принципы, построение гипотез и теорий. И эта черта весьма специфично раскрывается в социаль- ной психологии. Теориями в том понимании, в каком о них говорится в логике и методологии науки, она во- обще не обладает. Как и в других гуманитарных нау- ках, теории в социальной психологии не носят дедук- тивного характера, т. е. они не представляют собой та- кой хорошо организованной связи между положениями, чтобы было возможно из одного вывести любое другое. В социально-психологических теориях отсутствует стро- гость такого порядка, как, например, в теориях матема- тики или логики. В таких условиях особенно важное место в исследовании начинает занимать гипотеза. Ги- потеза <представляет> в социально-психологическоГй" исследовании теоретическую форму знания. Отсюда важнейшее звено социально-психологического исследо- вания - формулирование гипотез. Одна из причин сла- бости многих исследований - отсутствие в них гипотез или неграмотное их построение.
С другой стороны, как бы ни сложно было построе- ние теорий в социальной психологии, более или менее полное знание и здесь не может развиваться при отсут- ствии теоретических обобщений. Поэтому хорошая гипо- теза в исследовании не есть достаточный уровень вклю- чения теории в исследовательскую практику. Первый уровень обобщений, полученных на основании провер- ки гипотезы и на основании ее подтверждения, есть еще только самая первичная форма <организации> данных. -Следующий, щаг. -,лереход__к .обобщениям -бвлее--выев-- кого уровня, к обобщениям теоретическим В современ- ной социальной психологии можно говорить о двух ти- пах возможных теорий. Конечно, оптимальным было бы построение некой общей теории, объясняющей все проб- лемы социального поведения и деятельности индивида
в группе, механизмы динамики самих групп и т. д. Но более доступной пока представляется разработка так на- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|