|
Андреева Г.М. » Социальная психологиягического знания. Однако как бы внешне не были сход- ны эти процессы, суть проблемы, как она ставится в марксистской социальной психологии, принципиально отлична. Оба ряда отношений человека, и обществен- ные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом корни общения - в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Об- щение же и есть реализация всей системы отношений человека. <В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру, - го- ворит А. Н. Леонтьев, - всегда опосредованы его отно- шением к людям, к обществу>, т. е. включены в обще- ние. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные от- ношения людей, т. е. выявляются не только их эмоцио- нальные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т. е. безличные по своей природе отношения. Многообразные отноше- ния человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной си- стеме, где его место определяется не ожиданиями взаи- модействующих с ним индивидов, также требует опре- деленного <построения> системы его связей, а этот про- цесс и может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем, как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существо- вание общения одновременно и как реальности общест- венных отношений, и как реальности межличностных от- ношений. По-видимому, это и дало возможность Сент- Экзюпери нарисовать поэтический образ общения, как <единственной роскоши, которая есть у человека>.
Естественно, что каждый ряд отношений реализует- ся в специфических формах общения. Общение как реа-
лизация межличностных отношений - процесс, более изученный в социальной психологии. Иногда существу- ет тенденция отождествлять общение и межличностные отношения. Но хотя эти два процесса и связаны между собой, вряд ли можно согласиться с идеей их отождест- вления. Общение, в том числе в системе межличност- ных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельно- стью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т. е. дано и в случае положительного, и в случае отрица- тельного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует - в спе- цифических формах, даже когда отношения крайне обо- стрены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне, как реализации общественных отноше- ний. И в этом случае, общаются ли между собой груп- пы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны. Такое двойственное понимание общения - в широком и уз- ком смысле слова - есть специфический подход марк- систской социальной психологии. Его необходимость вытекает из самой логики понимания связи между меж- личностными и общественными отношениями.
Специальное внимание этому вопросу уделил в свое время Маркс. Описывая феномен общения, Маркс упо- треблял немецкий термин <УегеЬг> а не английское слово <коммуникация>. Это не было случайностью. Маркс хотел подчеркнуть связь общения с отношения- ми в человеческом обществе, что в гораздо большей степени схватывается словом <УегеЬг>, чем словом <коммуникация>. Для Маркса важно было подчеркнуть ту мысль, что общение - безусловный спутник челове- ческой истории (в этом смысле можно говорить о зна- чении общения в <филогенезе> общества), и вместе с тем безусловный спутник в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей.В первом плане мож- но проследить историческое изменение форм общения, т. е. изменение их по мере развития общества, вместе с
Леонтьев 1975, с. 289.
А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,
См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3, с, 19. См.: Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1973.
развитием экономических, социальных и прочих обще- ственных отношений. Здесь решается труднейший ме- тодологический вопрос: каким образом в системе без- личных отношений фигурирует процесс, по своей приро- де требующий <участия> личностей. Заслуга объяснения этой проблемы принадлежит Марксу. Выступая пред- ставителем некоторой социальной группы (например, класса), человек общается с другим представителем другой социальной группы (например, с представителем другого класса) и одновременно реализует два рода от- ношений: и безличных, и личностных. .Крестьянин, про- давая товар на рынке, получает за него определенную сумму денег, и деньги здесь - по Марксу - выступают важнейшим средством общения в системе некоторых об- щественных отношений. Вместе с тем этот же крестья- нин торгуется с покупателем и тем самым <личностно> общается с ним, причем средством этого общения высту- пает человеческая речь. На поверхности явлений дана эта форма непосредственного общения -коммуникация, но за ней стоит общение, вынуждаемое самой системой общественных отношений, в данном случае - отноше- ниями товарного производства. При анализе, тем более при социально-психологическом, можно абстрагировать- ся от <второго плана>, но в реальной жизни этот <вто- рой план> общения всегда присутствует. Хотя сам по себе он является предметом исследования, главным об- разом, социологии, и в социально-психологическом под- ходе он должен быть принят в соображение. Интерес- но, что в ранних работах Маркс употреблял термин <УегеЬг> в общеупотребительном смысле, как связь, контакт, причем именно речевой контакт (что теперь обычно обозначается словом <коммуникация>), а в бо- лее поздний период пришел к разведению двух значений понятия. Это нужно было ему сделать, чтобы подчерк- нуть факт существования общения как материального процесса, как почти синонима материальных отноше- ний, включить в понятие общения скрытые сущностные отношения индивидов. Именно поэтому Маркс писал, что <производство . . . предполагает общение. . . Фор- ма . . . общения . . . обусловливается производством> . Соответственно и рассматриваются два средства обще-
ния: язык и деньги. Можно, конечно, развести исследо- вание двух этих аспектов общения по различным дис- циплинам, что практически и делается, но при исследо- вании феномена внутри каждой из них иметь в виду его полное содержание.
Единство общения и деятельности
Так, в плане понимания общения в филогенезе наи- большую заинтересованность проявляет этология или социология, а в плане исследования его второго аспек- та - социальная психология. Но как для первого слу- чая небезразличны сугубо психологические моменты общения, так и для второго важно принятие в расчет и более глобальных характеристик общения. Однако при любом подходе прин- ципиальным является вопрос о свя- зи общения с деятельностью. В ря- де психологических концепций Запада возникла тенден- ция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы в конеч- ном счете пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динами- ку общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система дейст- вующих групп и индивидов, но как совокупность нахо- дящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут правильно, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения. Это дало основа- ние А. Н. Леонтьеву заметить, что в подобного рода ра- ботах индивид предстает, <скорее, как общающееся, чем практически действующее общественное сущест- во>.
В противовес этому в советской психологии прини- мается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто <обща- ются> в процессе выполнения ими различных общест- венных функций, но они всегда общаются в некоторой
" Маркс К. и Э н гель с Ф. Соч., т. 3, с. 19,
" Л е онтьев А, с. 271.
Н. Проблемы развития психики. М" 1965,
деятельности, <по поводу> нее. Таким образом общает- ся всегда деятельный человек: его деятельность неиз- бежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает опре- деленные отношения этого деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индиви- дов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью конста- тируется всеми исследователями, стоящими на точке зрения теории деятельности в психологии. Однако ха- рактер этой связи понимается по-разному. Иногда дея- тельность и общение рассматриваются не как параллель- но существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жиз- ни. В других случаях общение понимается как опреде- ленная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму дея- тельность можно рассматривать как условие общения. Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяют- ся две ее разновидности: в одной из них общение пони- мается как коммуникативная деятельность, или деятель- ность общения, выступающая самостоятельно на опреде- ленном этапе онтогенеза, например, у дошкольников, и, особенно, в подростковом возрасте. В другой - обще- ние в более общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая дея- тельность), и относительно нее отыскиваются все эле- менты, свойственные деятельности вообще (действия, операции, мотивы и пр.). Вряд ли очень существенно выяснять достоинства и сравнительные недостатки каждой из этих точек зрения: ни одна из них не отрица- ет самого главного - несомненной связи между деятель-
Ї Л омов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии.- В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975, с. 130.
"Ї Л е онтье в А. Н. Проблемы развития психики, с. 289. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации детского раз- вития.-<Вопросы психологии>, 1971, № 4.
Л е онтье в А. А. Общение как объект психологического исследования.- В кн.: Методологические проблемы социальной пси- хологии. М., 1975, с. 122.
ностью и общением, признает недопустимость их отры- ва друг от друга при анализе. Тем более что расхожде- ние позиций гораздо более очевидно на уровне теорети- ческого и общеметодологического анализа. Что касает- ся экспериментальной практики, то в ней у всех иссле- дователей гораздо больше общего, чем различного. Этим общим и является признание факта единства об- щения и деятельности и попытка зафиксировать это единство. На наш взгляд, целесообразно наиболее ши- рокое понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как сторона совместной дея- тельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват. Такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует широкому же пониманию самого общения: как важнейшего условия присвоения индивидом достижений исторического развития челове- чества, будь то на микроуровне, в непосредственном ок- ружении, или на макроуровне - во всей системе соци- альных связей.
Принятие тезиса о такой органической связи обще- ния с деятельностью диктует некоторые вполне опреде- ленные нормативы изучения общения, в частности на уровне экспериментального исследования. Один из та- ких нормативов состоит в требовании исследовать об- щение не только и не столько с точки зрения его фор- мы, сколько с точки зрения его содержания. Это тре- бование расходится с традицией исследования комму- никативного процесса, типичной для западной соци- альной психологии. Как правило, коммуникация изу- чается здесь преимущественно при посредстве лабора- торного эксперимента - именно с точки зрения фор- мы, когда анализу подвергаются либо средства комму- никации, либо тип контакта, либо его частота, либо структура как единичного коммуникативного акта, так и коммуникативных сетей. Если общение понимается как сторона деятельности, как своеобразный способ ее организации, то анализа одной лишь формы этого процесса недостаточно. Здесь может быть проведена аналогия с исследованием самой деятельности. Сущ- ность принципа деятельности в том и состоит, что в от- личие от традиционной психологии деятельность тоже рассматривается не просто со стороны формы (т. е. не
просто констатируется активность индивида), но со сто- роны ее содержания (т. е. выявляется именно предмет, на который эта активность направлена). Деятельность, понятая как предметная деятельность, не может быть изучена вне характеристики ее предмета. Подобно это- му суть общения раскрывается лишь в том случае, ког- да не просто констатируется сам факт общения и даже не способ общения, но его содержание. В реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом общается субъект, но по поводу чего он общается. Здесь вновь уместна аналогия с изучением деятельности: если там важен анализ предмета деятельности, то здесь важен в равной степени анализ предмета общения.
Ни та, ни другая постановка проблемы не даются легко для системы психологического знания: всегда пси- хология шлифовала свой инструментарий лишь для ана- лиза механизма пусть не деятельности, но активности, пусть не общения, но коммуникации. Анализ содержа- тельных моментов того и другого явления, можно ска- зать, не обеспечен методически. Но это не может стать основанием для отказа от постановки вопроса, предпи- санной как соображениями теории, так и общеметодо- логическими принципами. (Немаловажным обстоятель- ством является и <предписанность> предложенной пос- тановки проблемы практическими потребностями опти- мизации деятельности трудовых коллективов социалис- тического общества.)
Естественно, что выделение предмета общения не должно быть понято вульгарно: люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они свя- заны. Ради выделения двух возможных <поводов> об- щения в советской литературе разводятся понятия <ро- левого> и <личностного> общения. При некоторых об- стоятельствах (а именно при высшем уровне развития группы, что будет рассмотрено ниже) это личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, дело- вое, <предметно-проблемное>. Тем самым разведение
Социальная психология. Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М" 1975, с. 160.
" Х араш А. У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности.- В кн.: Методологичес- кие и теоретические проблемы социальной психологии. М., 1977, с. 30.
ролевого и личностного общения не является абсолют- ным. В определенных отношениях и ситуациях и то и другое сопряжено с деятельностью.
Идея <вплетенности> общения в деятельность позво- ляет также детально рассмотреть вопрос о том, что имен- но в деятельности может <конституировать> общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организует- ся и обогащается. Построение плана совместной дея- тельности требует от каждого ее участника оптималь- ного понимания целей, задач деятельности, уяснения специфики объекта ее и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позво- ляет осуществить <согласование> или <рассогласование> деятельностей индивидуальных участников.
Это согласование деятельностей отдельных участни- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|