Нарциссичный педагог

Не дай, спаситель, волка в пастухи…

Григор Нарекаци

Учитель должен обладать максимальным авторитетом и минимальной властью.

Томас Сас

Педагогическая деятельность – лакомый кусок для нарциссически организованной личности. Деятельность педагога предполагает воспитательное воздействие, которое в широком смысле слова представляет собой целенаправленный процесс управления социализацией индивида, формированием его личности. Следующим компонентом педагогической деятельности является обучение, который представляет собой процесс передачи знаний, умений и навыков при взаимодействии педагога и учащегося. Ясно или не очень ясно осознавая эти компоненты, которые составляют основу педагогической деятельности, нарцисс чует своим пустым нутром  – место за учительским столом в средней школе или за кафедрой университета обеспечат ему бесперебойный источник питания. Отношения «педагог-ученик» изначально не равны, они ассиметричны, и уже только это обстоятельство дает нарциссичному педагогу ощущения всевластия и грандиозности. Поэтому в образовательных структурах нарцисс – не диковина.

Нарциссизм, как безнравственное явление, ужасен в любых областях человеческих отношений, особенное отвращение он вызывает в ситуациях, когда его нечистые руки прикасаются к самым беззащитным – к детям.

Такой педагог мало беспокоится о качестве обучения своих учеников, его также мало волнует их нравственное развитие и даже, наоборот, замечая честного, не испорченного лестью и подхалимажем ребенка, он будет стремиться к уничтожению этой непорочности.

Все, чего жаждет такой педагог, так это восторженной и преданной аудитории. Опасность состоит в том, что распознать такого педагога могут не все и, во всяком случае, не сразу. Нарцисс-педагог на какое-то время может даже стать всеобщим любимчиком: приятен с коллегами, внимателен к детям, участлив с родителями. Но по истечении какого-то времени нарциссизм станет появляться уже не такой милой форме: успехи коллег станут обесцениваться, внимание к детям заменится тиранией внимания к собственной персоне, участие к родителям – упреками и анализом их воспитательных стратегий.

Внимание к детям может быть разным. Педагог, который во главу угла ставит ребенка и его развитие, внимателен к его успехам, неудачам, настроению и отношениям в коллективе. Это внимание, в котором нет порой сложно уловимых теневых сторон внимания нарциссичного педагога. Нарциссичный педагог использует внимание, направляемое на ребенка, для накачки своего вечно голодного нутра, такое внимание развращает неокрепшую детскую душу. Впоследствии ребенок, соблазненный таким вниманием, часто незаслуженным, ждет его от педагога и становится от него зависимым. Особенно легко попадаются в ловушки нарциссичного педагога дети, чьи родители в силу разных причин проявляют к ним мало внимания. Тогда ребенок находит его у такого педагога. Впоследствии нарциссичный педагог, «зацепив» ребенка за нехватку родительского участия, может легко ним манипулировать, то отбрасывая, то приближая его обратно. Будучи отвергнутым, ребенок испытывает неприятное чувство брошенности и стремится, всячески угождая педагогу-нарциссу, заслужить его милость. Инфекция нарциссизма может поразить весь ученический класс или группу: в коллективе начинается соперничество за внимание «короля», за фаворитизм и приближенность. Благосклонность педагога-нарцисса к своим любимчикам и недовольство «козлами отпущения» создают атмосферу зависти среди детей, последствия которой неизвестно как далеко могут зайти.

Это первые учителя безнравственности ребенка – получать хорошие оценки без труда у такого педагога может оказаться весьма легко, просто нужно кормить его неуемный аппетит. Но не все дети попадаются на закинутую удочку на живца, кто-то, чувствуя опасность, отворачивается. Такой ребенок подвергает себя большой опасности и, если он будет силен духом, то превратится в настоящий объект ненависти нарциссичного педагога. Если ваш ребенок, не имеющий других проблем, начинает плохо учиться, имеет конфликты с учителем, не спешите во всем обвинять его или, возможно, себя. Обратите свое внимание на педагога, с которым у вашего ребенка что-то не так. И даже если все остальные дети в полном восторге от данного учителя, это не всегда повод обвинять ребенка. Возможно, ваш ребенок не хочет играть в нарциссичные игры, условия которых приняли остальные дети. Ребенок может стараться учиться сколько угодно и быть невероятно способным, никоим образом не проявлять неуважения к педагогу-нарциссу, но если он отказывается от «кормящей» роли, то такой педагог приложит все усилия, чтобы сделать из ребенка и бездельника, и ни на что не способного, и хама.

Педагог-нарцисс, надевший маску «доброго и внимательного», скинет ее в один момент, если вдруг его «подданные» проявят непослушание или не дадут необходимой дозы пищи его аппетиту. Как только что-то нарушит нарциссичные замыслы, будьте уверенны, нарцисс взорвется аффектом ярости, грозясь, а то и вовсе нанося безжалостные удары скипетром по испуганным от неожиданной и разительной перемены в их «милом» педагоге детям.

Если в жизни педагога, о котором идет речь, что-либо изменится, и он найдет дополнительные источники питания, он может стать равнодушным и совершенно отстраненным от дел ученического коллектива. Вчерашний педагог, интересующийся всем на свете, и даже тем, что его не должно касаться, становится абсолютно индифферентным и к детям, и к их делам. Брошенные фавориты изнывают в тоске по времени, когда их ласкали лучи славы их блестящего учителя, изгои могут начать мстить вчерашним верноподданным, в результате в коллективе царит нездоровая атмосфера, причина которой – нарциссизм педагога.

Не ведая, что значит соблюдать границы в отношениях с другими людьми, такие педагоги могут выпытывать у детей, как обстоят дела в их семье: пьет ли папа, какой размер пенсии у бабушки, часто ли плачет мама, сколько книг в библиотеке дедушки. Родителям такой педагог может твердить о всевозможных проблемах: в характере их детей, усвоении учебного материала, отношениях с другими детьми и о своих сверхстараниях, дабы их преодолеть. В результате у родителей может формироваться ложное представление об усилиях, прикладываемых педагогом в отношении их ребенка, что заставляет их чувствовать вину и стыд, преодолеть которые помогает благодарность, которая станет выражаться в энергетической подпитке нарцисса или даже материальных эквивалентах. Создание такого искаженного представления у родителей выгодно нарциссу вдвойне, принижая способности родителей и их детей, сам он чувствует себя «на высоте», а выражение чувства благодарности, восхищения и уважения за «неоценимые» старания педагога являются приятным «бонусом». Никаких угрызений совести за эту ложь нарциссичный педагог не испытывает, так как, напомню, то, что обычно грызет людей, не отягощенных нарциссической патологией, у нарциссов просто отсутствует.

Особенно «слабые» дети могут использоваться как доносчики информации о том, что происходит в ученическом коллективе, какие отношения между отдельными его членами и, конечно, как ученики относятся к такому педагогу.

Такой педагог, ввиду своей деструктивной зависти, способен разрушить все живое и хорошее, что происходит с детьми, которым достался нарциссичный наставник. Так, замечая возникновение дружбы, привязанности и симпатии между детьми, примитивно завистливый педагог постарается разрушить эти отношения – стравливая различными способами детей.

Каждый педагог, очевидно, стремится к тому, чтобы его ученики стали успешными людьми, способными к продуктивной деятельности и, возможно, впоследствии перерастающими своего учителя. Зависть нарциссичного педагога не дает шансов ощутить ту радость, которую способен пережить от успехов своих учеников нарциссически здоровый педагог. Нарциссичный педагог станет завидовать успехам своих учеников, стараться разрушить и обесценить их достижения. Особо одаренные молодые специалисты могут быть использованы таким педагогом в своих корыстных целях: работая, не покладая рук, нарциссичные придатки будут находиться в тени великого нарцисса, а то и вовсе будут не известны, как специалисты в своей области.

Как бы не развивались отношения учеников с их нарциссичным педагогом, все они – жертвы, которые требуют помощи от людей, могущих вмешаться в пагубную ситуацию, которую создает нарцисс-педагог. Руководители учебных заведений должны контролировать нарциссичные проявления своих подчиненных, психологи давать необходимую поддержку детям, которые оказались в сложной ситуации, а родители стремиться к тому, чтобы знать своего ребенка настолько, насколько это позволит ясно оценить причину его неприятностей в школе.



Просмотров: 410
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Педагог для одаренного ребенка
  • Взаимопонимание «педагог-ребенок-родитель»
  • Каким должен быть современный педагог?
  • Волшебная формула: Педагог - Мотивация - Ученик - Интерес
  • Профессия педагог-психолог
  • Педагог и общественное мнение
  • Родитель и педагог, кто кого?
  • Современный педагог и профессиональная этика.
  • Возможности применения гештальт-подхода в организации эффективного взаимодействия «педагог-ученик»
  • Эссе. «Педагог-психолог – профессия или призвание?»
  • Первый раз в детский сад ( особенности первого контакта ребенка и педагога)
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Профессии Геродота: историк, ученый, педагог, археолог, историк политолог, этнолог
  • Музыкотерапия в деятельности школьного педагога-психолога
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Рекомендации и советы по работе психолога-педагога со страхами у детей
  • Психотерапевтические возможности камнетерапии в профессиональной деятельности педагога-психолога
  • Взаимодействие педагога с детьми, пережившими насилие.
  • Что важно знать молодому специалисту о работе педагога-психолога в школе?
  • Особенности работы педагога-психолога с детьми,испытывающими тревогу и страх.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Рабочее место педагога-психолога
  • Девиантологическая компетентность как компонент профессиональной составляющей личности педагога
  • Роль психологических знаний в практической работе педагога
  • Психологические игры в работе педагога детского сада
  • Записки педагога-психолога
  • Консультативная работа педагога-психолога с родителями по проблемам школьной дезадаптации
  • Профилактика эмоционального выгорания педагога
  • Роль общения в работе педагога
  • Проблема: Эмоциональное выгорание педагога. Часть 1.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь