Музыкотерапия в деятельности школьного педагога-психолога

Музыка издавна привлекала внимание людей. Справедливости ради, стоит заметить, что музыка у древних африканских племён являла собой не столько музыку, как таковую. Это – и способ вхождения в трансовые состояния, достижения состояния просветления, через мерный, но в то же время  несколько грозный и ритмичный бой барабанов. Музыка использовалась и как способ вызвать злых, или не очень духов, как способ изменить погоду. Ну, и само собой – как средство коммуникации, в том числе между отдельно взятыми племенами.

В настоящее время, музыка, как таковая подрастеряла шарм таинственности. Никто уже не думает, что с помощью диджериду, например, можно вызвать духов умерших давно предков. Или, повлиять на погодно-климатические условия, как всей страны, или области, в целом. Так и конкретного, отдельного взятого региона. Может быть, конечно, где-то далеко, вдали от цивилизации ещё есть племена, где с помощью ударов больших африканских барабанов, дикое племя пытается вызвать дождь. При этом вождь племени с подозрением посматривает то на вспотевшего жреца, отбивающего ритм. То на безоблачное небо.

Всё вышеописанное несравнимо далеко от современного человека, избалованного цивилизационными благами и живущего в сытом комфорте города. Современный человек избавлен от охоты, в прямом смысле  этого слова. Избавлен от того, чтобы собственными руками строить себе жилище, возделывать сад и огород. Конечно, многие современные жители, в том числе – нашей прекрасной и необъятной страны каждый год открывают дачный сезон. Для того, чтобы посадить на дачах те или иные саженцы. Но – дача – отдых, своего рода гимнастика для мышц, которые устали от монотонной работы в офисе. Дача для современного человека отнюдь не тоже самое, что ежедневное возделывание огорода, для диких африканских племён. Для них это – ни разу не удовольствие, а прямой их долг, обязанность, которая может гарантировать, что будет сыто племя.

Но, кое в чём современный человек схож с древними, или не очень древними племенами. – Это неописуемая любовь и тяга к музыке.

И, хотя современный человек уже не обожествляет ни музыку как таковую, ни музыкантов, её исполняющую, он по-прежнему уверен, что музыка обладает целительной силой. Не зря, таким образом, музыкотерапия выделена в отдельный подвид арттерапии. О влиянии музыки на организм человека написано внушительное количество дипломных работ и диссертационных исследований.

Современный мир не стоит на месте. Тоже самое можно сказать и о музыкальной индустрии, в целом. На сегодняшний день существует более двадцати всевозможных музыкальных направлений, включая всем уже известные панк-рок и блюз, и заканчивая совсем уж экзотическими жанрами, вроде – фри-джаза, или электросвинга.

Американский теоретик музыки, мистер Джеральд Левинсон полагает, что музыка как таковая, обладает не менее сложной, развитой и выразительной системой коммуникации, нежели сам человеческий язык.

Учёные из Heriot-Watt University решили зайти ещё дальше, в вопросах изучения музыки, и её влияния на людей. Им, в ходе небольшого экспериментального исследования, удалось выявить определённые закономерности, между предпочитаемым стилем музыки и характерологическими особенностями человека.

Сам эксперимент состоял из двух основных частей. Первая часть эксперимента насчитывала 36518 людей, молодого возраста, с разных частей света. Их заданием, в данной части эксперимента было ранжирование более сотни (104, если совсем быть точным) жанров музыки, согласно их личным вкусовым предпочтениям. На второй части данного эксперимента задание усложнилось: участвующим в этом эксперименте следовало разделиться на пары, а затем – выявить черты характера своих партнёров, отталкиваясь от списка в десять самых слушаемых записей.

Для анализа были избраны 5 качеств: открытость новому опыту, экстраверсия, вежливость, добросовестность и эмоциональная уравновешенность.

В ходе данного экспериментального исследования, учёным удалось выяснить, что:

  • Те, кто предпочитают блюз – обладают ярко выраженным творческим началом, они коммуникабельны, учтивы и вместе с тем…заносчивы;
  • Поклонники музыки джаз также как и любители жанра блюз оказались креативными, доброжелательными и вместе с тем, обладающие ярко выраженной завышенной самооценкой;
  • Приверженцы классической музыки имеют интровертный тип личности, однако у них также оказалось остро выражено чувство собственного достоинства, а также – выдающиеся творческие способности;
  • Любители музыки рэп – легко идут на контакт, однако вместе с тем довольно себялюбивы;
  • Фанаты оперы оказались вежливыми, культурными людьми, преисполненными чувства такта;
  • Фанаты музыки кантри выделились особым рвением к трудолюбию, а также – умением легко и свободно найти общие темы, с любым человеком;
  • Любители регги оказались людьми с высокой самооценкой, творческие натуры, легко идут на контакт с окружающими, однако трудолюбие – явно не их конёк;
  • Те, кто оказался любителем динамичной танцевальной (электронная музыка различных видов), музыки – оказались обладателями небольшого уровня творческих способностей, однако, следует заметить, что хорошие манеры – это не про них;
  • У тех, кто любит инди оказалась ярко выраженная заниженная самооценка, они не приучены к труду, к тому же, зачастую – плохо воспитаны;
  • Среди прочих нашлись и обожатели болливуда (эту музыку можно услышать не в одном индийском фильме) – оказались очень внимательными, отзывчивыми;
  • Фанаты тяжёлой музыки, наподобие хэви-метал, хардкор и т. д. — оказались людьми с низкой самооценкой, однако с высоким творческим потенциалом.

Получившиеся в ходе экспериментального исследования итоги, подтолкнули учёных к разработке уникальной, в своём роде модели, которая смогла бы детально продемонстрировать корреляционную взаимосвязь между характерологическими особенностями личности и теми, или иными музыкальными предпочтениями.

Так что же такое музыка для современного человека? Каждый процесс деятельности, не исключая учебной деятельности, располагает к тенденции принятия ритмической формы. Это особенно заметно и видно в тех местах, где встречается звуковое сопровождение, определённый ритм сигналов, последовательно следующих друг за другом. По данным сигналам, возможно, судить и о равномерности употребляемой человеком энергии, о пространственном однообразии его движений. Вот чем является             музыка.

Известны       случаи, когда музыку использовали как средство, для профилактики увеличения             темпов производительности          труда. В свою очередь, это оказало благоприятное положительное эмоциональное         воздействие. Что      позволяло поддерживать стабильно высокий и устойчивый уровень трудового ритма, на протяжении           всего   рабочего        процесса.

Бесспорно, что различные музыкальные инструменты по-разному воздействуют на человека. Максимальное влияние на организм человека, по мнению Е.И. Рогова оказывает именно органная музыка.

При непосредственном выборе музыкальных композиций следует брать во внимание тот факт, что мелодичные произведения, рождают незамедлительную ответную реакцию, практически у всех слушателей.

Учёными также выявлено, что наиболее ярко выраженную эмоциональную реакцию на то, или иное музыкальное произведение, проявляют люди со средним уровнем музыкальной культуры. Значит ли это, что такие люди физически не способны воспринять сложное музыкальное произведение, во всём его богатстве? Совсем нет. Это лишь говорит нам о том, что данная категория людей не способна расслышать определённых нюансов звучания, от них сокрыты некоторые сугубо технические моменты исполнения.

При выборе школьным педагогом-психологом музыкальных произведений, следует также учитывать психологические свойства нервной системы лиц, которым будут продемонстрированы те, или иные музыкальные произведения.

В учебных заведениях оптимальный результат возможен при частичном включении музыкальных передач, например на переменах. Место расположения громкоговорителей, тематика музыкальных передач, а также громкость и темп, обязаны регулироваться, согласно возрасту, музыкальных предпочтений, а также – степени занятости внимания.

С целью задать обучающимся повышенную работоспособность, можно уже в вестибюле встречать учеников той, или иной музыкальной программой, призванной, в свою очередь на улучшение эмоционального фона учеников. Логичным и вполне закономерным было бы, если в данном случае, при входе, учеников встречала громкая, ритмичная музыка. Что, в свою очередь поможет проще войти в ритм учебной деятельности. На переменках же, наоборот, когда наблюдается пик активности, особенно в начальной школе, разумным решением будет транслировать спокойную, тихую, но негромкую музыку. Под конец же дня, музыку снова можно сменить на ритмичную. Музыкальные композиции, также, способны предупреждать развитие переутомления.

Немаловажным будет заметить, что музыка, проигрываемая в учебном заведении должна только создавать фон, и не более. Допустимо слегка превзойти обычный уровень шума в помещении, где планируется воспроизведение музыкальных композиций, в среднем, на несколько децибел. Но, не больше трёх-четырёх.

В своё время И.А. Гольдварг разработал программу. Её использование возможно в любом учебном заведении.

Вместе с тем, нужно быть крайне осторожным, при транслировании материалов со словами. Так как это может не самым лучшим образом сказаться на общем уровне концентрации внимания школьников.



Просмотров: 558
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Музыка - и великая и ужасная. Ч.1. Звук, ритм, музыка и их воздействие на человека
  • Музыка - и великая и ужасная. Ч 2. Классическая музыка и музыкотерапия
  • О влиянии звуков/музыки на психологическое состояние человека
  • Психология музыки. Такое тоже есть?
  • Культ музыки и развитие личности
  • Музыка - и великая и ужасная. Ч.3. Музыкотерапия новой эпохи
  • Гл.3/ 3.5 /ч 3. Восприятие ритма, звука и музыки. Антиципаторный эффект.
  • Гл.3/ 3.5 /ч 1. Восприятие ритма, звука и музыки. Антиципаторный эффект.
  • Гл.3/ 3.5 /ч 2. Восприятие ритма, звука и музыки. Антиципаторный эффект.
  • Использование музыки в психологическом консультировании
  • Музыка, которая для детей.
  • Художник и Музыка (Несколько слов о М.К.Чюрленисе)
  • Уличная музыка как соприкосновение с собой
  • Как работает музыка: эмоциональная регуляция
  • Почему от музыки бывают «мурашки по коже»
  • Любовь, Смерть, Музыка
  • Ваше блестящее будущее зависит от музыки Моцарта?
  • Нам песня строить и жить помогает или музыка как ресурс.
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Музыка и мы
  • Музыка для релаксации
  • Музыка и беременность
  • Музыка под снегом
  • Музыка в работе
  • Музыка и стресс
  • Как на нас влияет музыка?
  • Музыка сердца
  • Музыка - ключ от всех дверей человеческой души. Аналитический взгляд.
  • Глубинная музыка фокусирования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь