|
Музыкотерапия в деятельности школьного педагога-психологаАвтор статьи: Иванов Вячеслав Иванович
Музыка издавна привлекала внимание людей. Справедливости ради, стоит заметить, что музыка у древних африканских племён являла собой не столько музыку, как таковую. Это – и способ вхождения в трансовые состояния, достижения состояния просветления, через мерный, но в то же время несколько грозный и ритмичный бой барабанов. Музыка использовалась и как способ вызвать злых, или не очень духов, как способ изменить погоду. Ну, и само собой – как средство коммуникации, в том числе между отдельно взятыми племенами. В настоящее время, музыка, как таковая подрастеряла шарм таинственности. Никто уже не думает, что с помощью диджериду, например, можно вызвать духов умерших давно предков. Или, повлиять на погодно-климатические условия, как всей страны, или области, в целом. Так и конкретного, отдельного взятого региона. Может быть, конечно, где-то далеко, вдали от цивилизации ещё есть племена, где с помощью ударов больших африканских барабанов, дикое племя пытается вызвать дождь. При этом вождь племени с подозрением посматривает то на вспотевшего жреца, отбивающего ритм. То на безоблачное небо. Всё вышеописанное несравнимо далеко от современного человека, избалованного цивилизационными благами и живущего в сытом комфорте города. Современный человек избавлен от охоты, в прямом смысле этого слова. Избавлен от того, чтобы собственными руками строить себе жилище, возделывать сад и огород. Конечно, многие современные жители, в том числе – нашей прекрасной и необъятной страны каждый год открывают дачный сезон. Для того, чтобы посадить на дачах те или иные саженцы. Но – дача – отдых, своего рода гимнастика для мышц, которые устали от монотонной работы в офисе. Дача для современного человека отнюдь не тоже самое, что ежедневное возделывание огорода, для диких африканских племён. Для них это – ни разу не удовольствие, а прямой их долг, обязанность, которая может гарантировать, что будет сыто племя. Но, кое в чём современный человек схож с древними, или не очень древними племенами. – Это неописуемая любовь и тяга к музыке. И, хотя современный человек уже не обожествляет ни музыку как таковую, ни музыкантов, её исполняющую, он по-прежнему уверен, что музыка обладает целительной силой. Не зря, таким образом, музыкотерапия выделена в отдельный подвид арттерапии. О влиянии музыки на организм человека написано внушительное количество дипломных работ и диссертационных исследований. Современный мир не стоит на месте. Тоже самое можно сказать и о музыкальной индустрии, в целом. На сегодняшний день существует более двадцати всевозможных музыкальных направлений, включая всем уже известные панк-рок и блюз, и заканчивая совсем уж экзотическими жанрами, вроде – фри-джаза, или электросвинга. Американский теоретик музыки, мистер Джеральд Левинсон полагает, что музыка как таковая, обладает не менее сложной, развитой и выразительной системой коммуникации, нежели сам человеческий язык. Учёные из Heriot-Watt University решили зайти ещё дальше, в вопросах изучения музыки, и её влияния на людей. Им, в ходе небольшого экспериментального исследования, удалось выявить определённые закономерности, между предпочитаемым стилем музыки и характерологическими особенностями человека. Сам эксперимент состоял из двух основных частей. Первая часть эксперимента насчитывала 36518 людей, молодого возраста, с разных частей света. Их заданием, в данной части эксперимента было ранжирование более сотни (104, если совсем быть точным) жанров музыки, согласно их личным вкусовым предпочтениям. На второй части данного эксперимента задание усложнилось: участвующим в этом эксперименте следовало разделиться на пары, а затем – выявить черты характера своих партнёров, отталкиваясь от списка в десять самых слушаемых записей. Для анализа были избраны 5 качеств: открытость новому опыту, экстраверсия, вежливость, добросовестность и эмоциональная уравновешенность. В ходе данного экспериментального исследования, учёным удалось выяснить, что:
Получившиеся в ходе экспериментального исследования итоги, подтолкнули учёных к разработке уникальной, в своём роде модели, которая смогла бы детально продемонстрировать корреляционную взаимосвязь между характерологическими особенностями личности и теми, или иными музыкальными предпочтениями. Так что же такое музыка для современного человека? Каждый процесс деятельности, не исключая учебной деятельности, располагает к тенденции принятия ритмической формы. Это особенно заметно и видно в тех местах, где встречается звуковое сопровождение, определённый ритм сигналов, последовательно следующих друг за другом. По данным сигналам, возможно, судить и о равномерности употребляемой человеком энергии, о пространственном однообразии его движений. Вот чем является музыка. Известны случаи, когда музыку использовали как средство, для профилактики увеличения темпов производительности труда. В свою очередь, это оказало благоприятное положительное эмоциональное воздействие. Что позволяло поддерживать стабильно высокий и устойчивый уровень трудового ритма, на протяжении всего рабочего процесса. Бесспорно, что различные музыкальные инструменты по-разному воздействуют на человека. Максимальное влияние на организм человека, по мнению Е.И. Рогова оказывает именно органная музыка. При непосредственном выборе музыкальных композиций следует брать во внимание тот факт, что мелодичные произведения, рождают незамедлительную ответную реакцию, практически у всех слушателей. Учёными также выявлено, что наиболее ярко выраженную эмоциональную реакцию на то, или иное музыкальное произведение, проявляют люди со средним уровнем музыкальной культуры. Значит ли это, что такие люди физически не способны воспринять сложное музыкальное произведение, во всём его богатстве? Совсем нет. Это лишь говорит нам о том, что данная категория людей не способна расслышать определённых нюансов звучания, от них сокрыты некоторые сугубо технические моменты исполнения. При выборе школьным педагогом-психологом музыкальных произведений, следует также учитывать психологические свойства нервной системы лиц, которым будут продемонстрированы те, или иные музыкальные произведения. В учебных заведениях оптимальный результат возможен при частичном включении музыкальных передач, например на переменах. Место расположения громкоговорителей, тематика музыкальных передач, а также громкость и темп, обязаны регулироваться, согласно возрасту, музыкальных предпочтений, а также – степени занятости внимания. С целью задать обучающимся повышенную работоспособность, можно уже в вестибюле встречать учеников той, или иной музыкальной программой, призванной, в свою очередь на улучшение эмоционального фона учеников. Логичным и вполне закономерным было бы, если в данном случае, при входе, учеников встречала громкая, ритмичная музыка. Что, в свою очередь поможет проще войти в ритм учебной деятельности. На переменках же, наоборот, когда наблюдается пик активности, особенно в начальной школе, разумным решением будет транслировать спокойную, тихую, но негромкую музыку. Под конец же дня, музыку снова можно сменить на ритмичную. Музыкальные композиции, также, способны предупреждать развитие переутомления. Немаловажным будет заметить, что музыка, проигрываемая в учебном заведении должна только создавать фон, и не более. Допустимо слегка превзойти обычный уровень шума в помещении, где планируется воспроизведение музыкальных композиций, в среднем, на несколько децибел. Но, не больше трёх-четырёх. В своё время И.А. Гольдварг разработал программу. Её использование возможно в любом учебном заведении. Вместе с тем, нужно быть крайне осторожным, при транслировании материалов со словами. Так как это может не самым лучшим образом сказаться на общем уровне концентрации внимания школьников. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|