|
Гл.3/ 3.5 /ч 3. Восприятие ритма, звука и музыки. Антиципаторный эффект.Автор статьи: 404
Механизмы эмоционального реагирования на музыкальные произведения, на звуки определенной высоты, тембра, ритма и т.п., присущи не только людям, но и животным. Людям, безусловно, доступно осмысление и интеллектуализация музыкальных произведений больших форм. Гораздо меньшее значение для людей имеет коммуникативный аспект звука как такового, не осмысленного в словах. Коммуникация животных в этом смысле (на «базовом уровне»), возможно, более разнообразна и более обусловлена именно обработкой пространственно-временных факторов, пространственно-временными прогностическими механизмами, нежели человеческая речевая (семантическая) коммуникация, как можно предположить, изучая коммуникацию птиц, волков, обезъян и т.п. Е.Н. Панов пишет: "временные и пространственные харктеристики ситуации могут играть во взаимопонимании не меньшую, если не большую роль, нежели специфика формы сигналов", и далее, "форма сигнала еще ничего не говорит о его функции, если наблюдения строго не привязаны к временной координате". [296]. Двусторонние взаимодействия при коммуникации птиц, видимо, могут возникать при взаимодействии систем, каждая из которых обладает собственной ритмикой: при случайных совпадениях ритмов, многократных совпадениях или при активной настройке ритма одной особи на ритм другой. Здесь мы несколько уходим в сторону - подробное изучение эволюции и поведенческого значения антиципационного эффекта мелодики и ритма, видимо, еще предстоит открывать исследователям. Синкопы, каденции, ритм и размер, тональность звучания – все эти музыкальные приемы влияют на эмоциональное восприятие музыки и, собственно, звуков, включают определенные эмоции, вызывают эмоциональные и телесные реакции. При использовании эффектов совпадения-несовпадения ритмов с задаваемым нервной системой ритмом, а также эффекта комфорта-дискомфорта, возникающего при антиципации - «антиципаторный эффект» - мы имеем возможность использовать когнитивную регуляцию (или саморегуляцию) в сочетании с значительным эмоциональным эффектом. На этом принципе сочетания построены некоторые техники психотерапии (бинауральная стимуляция, ДПДГ/EMDR, майнд-машины и др.), и хотя изучение и практическое применение техник началось относительно не так давно – в конце ХХ века, результаты впечатляют. Также существуют и более длинные, циркадные (суточные) ритмы, адаптирующие организм к природной среде (ритм восхода-захода солнца). Они регулируются соответствующими структурами организма – органами чувств, мозгом (сетчатка глаза передает информацию об освещенности к супрахиазматическому ядру гипоталамуса, далее – эпифиз, выработка мелатонина и др). Соответственно, изменяются такие параметры, как температура тела (повышение к вечеру и снижение к утру), выработка гормонов, колебания давления и частоты сердцебиения, настроение, коммуникативные процессы и др. Еще более длительные ритмы «привязаны» к таким временным периодам, как неделя, месяц, год (природные ритмы, которые находят свое отражение в организме - приливов-отливов, лунных фаз и солнечной активности). Как показывают исследования, ритмичность свойственна не только отдельному организму, но и целым коллективам [231; 233; 265].
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|