Кто то из мужчин еще хочет быть более мужественным а кому то и так хорошо.

Автор статьи: 404

Психотерапевтическая практика наполнена большим количеством случаев, из которых можно выделить отдельные, подходящие под ряд обращений. Так, например, многие примеры клиентов-мужчин складываются в общую проблему мужской идентичности, я называю такие случаи «обращение за мужественностью».

 

Это целая тема, которая требует отдельного описания и анализа. Я, наконец-то, подобрал, на основе чего можно проиллюстрировать идею – выбрал известную всем с детства сказу Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик». Такой образ мне подсказал один из клиентов, за что я ему крайне благодарен.

 

Надеюсь, что данный анализ приведет к многоаспектному рассуждению этой важной темы. В любом случае, не мог не поделиться столь значимым образом с читателями.

 

Мальчик-с-пальчик – как найти мужскую идентичность.

 

Сама сказка является удивительным миром детско-родительских отношений, которые являют собой сложную структуру. Родители каждый раз упорно отвозят в лес детей, но они возвращаются за счет смекалки самого младшего из братьев. У каждого взрослого (да и не только) читателя сразу возникает ряд вполне логичных вопросов:

 

- судя по всему, родители любят своих детей, но тогда зачем они все время пытаются оставить их в лесу и раз за разом отвозят туда, сколько бы они не возвращались?

 

- почему младший ребенок способен даже на подвиги, лишь бы вернуться в родительский дом?

 

- почему другие братья не проявляют хоть какой-либо изобретательности в попытках вернуться, а именно младший брат идет на все, чтобы это сделать?

 

В этой статье постараюсь ответить на все вопросы, тщательно проанализировав описанную семейную ситуацию.

 

Сказка и жизнь – проблемы отделения от семьи

 

Именно так я бы охарактеризовал основную идею сказки – детям сложно психологически отделиться от родителей. А самым младшим из них придется всех тяжелее. Мне кажется, что не случайно героя зовут Мальчик-с-пальчик. Это вполне характеризует не только его рост, но и прямо указывает на некую психологическую незрелость.

 

Очень часто именно младшие сыновья безуспешно пытаются обрести свою мужскую идентичность. Родители, в свою очередь, так же могут оказаться не готовы и не способны отпустить своего ребенка.

 

Как эта мысль подтверждается в сказке?

 

Даже после первого знакомства со сказкой можно выявить проблему неспособности родителей к полноценному и правильному отделению детей от семьи. Так как главным героем рассматриваемой истории является мальчик, то следует обратить внимание именно на отца. Ведь отец ответственен за воспитание мужественности сына, а так же он должен передать ему основы мужской идентичности, так как является эталоном мужественности в глазах своего ребенка.

 

Интересный факт, что в сказках существует некий «стандарт». Несостоятельные отцы или мачехи отправляют детей в лес, надеясь, что случай избавит их от лишних хлопот. Так и в истории о Мальчике-с-пальчик, его отец не хочет брать на себя ответственность. Ему нечем кормить сыновей, поэтому он предлагает жене отправить их в лес, высказывая странную идею – что пусть они все погибнут вместе, а родителям не придется стать свидетелями их смерти. Подобный страх означает, что мужественность не присуща отцу Мальчика-с-пальчик. Это является аксиомой на основании всего текста сказки.

 

Однако можно предположить, что все же отец обладает некоторой мужественностью, так как остальным шести сыновьям не страшно отделиться от семьи, проблема заключается лишь в самом младшем сыне. Получается, что отец отождествляется с мужественным началом (к тому же он представитель достаточно суровой профессии – дровосек), а сама метафора отправки сыновей  в лес несет мысль, что родителям всегда приходится расставаться с детьми. При этом каждый из детей должен выбрать свой путь – погибнуть или выжить.

 

Подобный момент всегда является кризисным в семье. Это отображается в слезах матери сыновей – она переживает за детей. Ее волнует их судьба, она винит себя в том, что послушалась совета мужа и согласилась на то, чтобы оставить сыновей одних в страшном лесу, где так много опасностей. Лес при этом отождествляется с самостоятельной жизнью, которая наполнена всевозможными рисками. И, вероятно, родители осознают, что дети не готовы к тому, чтобы выжить в данных условиях.

 

Впрочем, шесть первых сыновей согласились с поведением родителей, они приняли их идею сепарации от семьи. Но младший сын пытается всеми возможными способами вернуться в семью. Он не готов жить самостоятельно, поэтому ему приходится придумать способ, как вернуться обратно. Он уверен – родители будут счастливы, что он такой находчивый и всех спас, отождествляя самого себя с героем. Но зачастую героизм вовсе не в тех поступках, в которых мы его видим.

 

Итак, младший сын с помощью нехитрой системы камешков находит дорогу обратно. Родители рады, так как их постоянно мучали сомнения по поводу правильности своего решения. Но деньги в семье снова заканчиваются, и матери с отцом приходится вновь уводить детей в лес.

 

Стоит отметить, что передача мужественности происходит двухсторонне. Со стороны отца должно быть признание сына мужественным, обособленным, в чем-то предвосхищающим самого отца. Со стороны матери должно проявляться восхищение сыном, как мужчиной, гордость за него и признание его главой будущей семьи. Однако эта будущая семья должна существовать отдельно. Сын не должен становиться новым главой семьи вместо отца, иначе логика воспитания будет нарушена. А психологическая нецелостность мальчика повлечет за собой печальные последствия, выраженные в его несамостоятельности.

 

При идеальной системе воспитания дети сами должны уходить из семьи и искать свой путь. Для сыновей этот путь как раз может быть отождествлен с темным и дремучим лесом, ведь становление мужественности проходит лишь через суровые испытания, в которых мужчина должен развить способности лидера и главы. Но родителям Мальчика-с-пальчик приходится снова отводить детей в лес, в более дремучую и темную его часть. Они пытаются ввести своих сыновей во взрослую жизнь, оставить их с ней лицом к лицу, отпустить и принять факт того, что дети теперь должны пойти своей дорогой.

 

Мальчик-с-пальчик снова не готов отделяться от семьи, он пытается вернуться тем способом, который для него уже привычен. Он помнит радость родителей и уверен – они примут его обратно и признают, что ошиблись. Ему кажется, что все должно быть хорошо, а то, что происходит сейчас это не стандартное развитие жизни мужчины, а лишь ошибка, которую он в силах исправить. В этот раз он пытается отметить дорогу обратно хлебом. Таким образом, он пытается воспользоваться советами родителей и некоторым своим наследством не для того, чтобы построить новую жизнь, а попусту разбрасывает столь бесценный дар, рассчитывая вернуться с помощью него. Однако, как и случается в реальной жизни, все материальное, что нам дают родители, может пригодиться кому-то другому. Так и в сказке все крошки хлеба были съедены птицами. Мальчик-с-пальчик растерян и голоден. Он остался без средств к существованию и осознает невозможность обратного пути.

 

В этот момент на помощь мальчику должна прийти мужественность, но он не получил ее ни от отца, ни от матери. Он в буквальном смысле склоняется перед судьбой, не предпринимая каких-либо попыток бороться со сложившимися обстоятельствами, самостоятельно вставать на ноги, строить собственный дом. Идея о новой семье и новом своем доме даже не приходит ему в голову. Вместо этого он готов отдать свою жизнь Людоеду, выбирая первый попавшийся путь, который опасен и бездумен, но даже это не смущает Мальчика-с-пальчик, так как он полностью потерян.

 

Когда младшие дети сталкиваются с такими жизненными ситуациями в реалиях, они стоят на грани. В этот момент все уже решает судьба. Смогут ли они сами найти в себе силу и пройти по мужскому пути или станут жертвой случая, погибнув как личность или даже как физическое существо – воля случая. Но если мальчику в семье не досталось мужественности, если он не смог идентифицироваться, как мужчина, и познать свое мужское начало, то ему, так или иначе, приходится самостоятельно совершать подвиги и бороться с жизнью. При этом сражаться он будет сам с собой.

 

Необходимость мужского пути

 

Понятие «мужской путь» заключается не только в определенной характеристике поступков. Этому понятию обязательно должно сопутствовать окружение, состоящее из других мужчин, которые, в свою очередь, состоялись в своей мужской идентичности.

 

Мальчикам необходим пример настоящего мужчины. Это может быть отец, брат или дядя – самое главное, чтобы мужчина, на которого ориентируется мальчик, обладал всеми истинно мужскими качествами.

 

В случае, если такого примера у мальчика нет, то он попадает под действие «женской территории», а это приводит к возникновению таких «немужественных» черт и характеристик, как мягкость, гибкость, уступчивость и, в целом, женоподобность.

 

Соответственно, психологическое отделение от матери для сына важнее всего. Даже, если примера мужественности в семье нет, то сам по себе факт отделения от матери и попытки поиска мужественности «на стороне» - это единственный верный путь для становления мужской идентичности. В противном случае мы рискуем столкнуться с Мальчик-с-пальчик, который постоянно будет возвращаться домой, так как не будет иметь другой альтернативы. А в худшем случае он даже не сможет найти путь домой, а просто будет ждать, пока его найдет и вернет домой мать, которая подсознательно будет чувствовать психологическую зависимость и вину и обязательно пойдет за своим «мальчиком» в «лес».

 

В полноценной семье процесс по психологическому отделению сына от матери происходит обычно во взаимосвязи с двумя вариантами:

 

- идентификация с отцом.

- победа над отцом через символическое его «убийство».

 

Первое возможно, когда отец является воплощением мужественности и своим примером как бы воспитывает сына. Мальчик хочет быть похожим на отца – быть таким же сильным, защитником семьи, обеспечивать семью, быть главным, нести первое слово в каждом решении. Подобный мужской путь является прохождением мальчика через определенные этапы кризиса в своем развитии и описан в психологическом анализе, как «Эдипов комплекс».

 

Второй вариант возможен, если отец обладает мужественностью не настолько, насколько это необходимо. В таком случае мальчик может брать пример с других мужчин, при этом ему все равно нужно признание в семье, что он постиг мужскую идентичность и обрел свою собственную мужественность. Тем сильнее будет признание его мужественности матерью, чем явнее она будет видеть разницу между настоящим мужчиной (сыном) и своим мужем. Именно этот фактор в конечном итоге поможет сыну пройти свой мужской путь грамотно и не пострадать при этом психологически.

 

Инициация – как единственный путь к взрослой жизни

 

Мужчина – это процесс становления, но не право им быть, предназначенное с рождения. Каждому мальчику необходим процесс инициации, для того чтобы пройти свой мужской путь и обрести мужественность. В древности у народов были специальные обряды инициации, они были связаны со сложными испытаниями, когда мальчик через страх и боль становился мужчиной. Именно это и делает сына мужчиной – он должен научиться принимать решения сам, вне зависимости от сложности ситуации. Он должен научиться терпеть боль и быть сильным и храбрым.

 

Процесс «победить отца» является определенным кризисом развития, когда отец не готов уступить сыну, признав его мужественность. Таким образом, многие отцы угнетают сыновей, постоянно указывая на то, что их место где-то внизу, а вот они (отцы) всех лучше и куда уж мужественнее. Как уже упоминалось ранее, мальчику необходимо признание обоих родителей своей мужской идентичности, иначе приобретение последней будет связано с проблемами. Так и процесс «победить отца» является достаточно сложным. Если мужчина не «проигрывает» своему сыну, то последнему приходится обретать свою мужскую идентичность в долгом пути по жизни и поиске своего мужского пути.

 

Так и в рассматриваемой сказке – Мальчик-с-пальчик был сыном мужественного отца, но который не смог передать ему свой «мужской подарок». Младшему сыну пришлось искать другого мужчину, которого он бы смог победить. В сказочной истории им оказался Людоед, и победить его нашему герою пришлось в буквальном смысле этого слова.

 

Мальчик-с-пальчик убил Людоеда и забрал его сапоги-скороходы, а так же кошелек с золотом. На мой взгляд, сапоги-скороходы могут быть ассоциированы с быстрым переходом от мальчика к мужчине. Обычных «сапог» уже недостаточно, так как обряд такой инициации должен был произойти уже давно и естественным психологическим путем. А вот кошель с золотом вполне может быть той самой мужской идентичностью. Ведь именно он помогает Мальчику-с-пальчик принять важное решение – не вернуться домой, чтобы похвастаться богатством и, обеспечивая семью, продолжить жить с родителями (а ведь именно проблема с денежными средствами привела к изначальной ситуации), а пойти искать работу и начать строить собственную жизнь.

 

Так, счастливый конец сказки имеет и счастливую психологическую развязку. Мальчик-с-пальчик обрел мужественность, нашел свой путь, нашел работу и построил собственную жизнь отдельно от родителей, которые, как и должно было быть, гордились им.

 

Трудная и «несказочная» реальность

 

Современная жизнь давно уже утратила какие-либо обряды инициации мальчиков для постижения ими собственной мужественности. Общество, которые мы сейчас видим, все более и более наполняется женоподобными мальчиками и даже мужчинами. Но ни борода, ни наличие денег не меняют тот факт, что даже внутри самого мужественного внешне человека скрывается все тот же маленький мальчик, который хочет вернуться к матери.

 

Это проявляется и в сожительстве с матерью во взрослой жизни, и в создании браков, жена в которых выступает в роли матери, схожа с ней и выполняет ее обязанности. Такие мужчины чаще всего склонны к алкоголизму. Им некомфортно психологически, они не могут понять, что происходит не так и не находят другого выхода, потому что никто их этому не научил, а те тропы, по которым можно было пройти, как по мужскому пути, уже давно позади.

 

Так же стоит отметить, что мужчиной становятся, но не становятся им навсегда. Процесс поиска своей мужественности проходит как пример того, как надо действовать в дальнейшей жизни. Если мужчина перестает принимать мужские решения, теряет свою мужскую идентичность, то он превращается обратно в мальчика, которому уже будет гораздо сложнее стать мужчиной, а порой и просто невозможно.

 

Мысли психотерапевта – как быть и что делать?

 

Уже выяснили – обрести мужественность это не такой уж и простой проект для каждого мужчины. Как это бывает, какие есть пути, и что может случиться – мы рассмотрели в этой статье.

 

Если вернуться к практике психотерапевта, то можно с уверенностью сказать, что здесь специалисту придется много поработать со своим клиентом и потратить немало времени. Приходится не только работать, но и бороться с такими понятиями, как личностные образования, которые строились в клиенте всю его даже несознательную жизнь. Но тот процесс, который направлен на попытку найти путь к мужественности клиента, невозможен, если сам психотерапевт при этом не является сильной личностью, способной дать все необходимое своему клиенту.

 

Но одно можно сказать с точностью – если мать признает сына мужественным и восхищается им, если отец принимает сына, как мужчину, то сам сын должен взять эти бесценные дары и уйти из дома родителей, чтобы им не пришлось увозить его в темный лес. Ведь только самостоятельный уход с чувством благодарности, оставляет двери родного дома открытыми для периодических посещений в роли уже гостя.



Просмотров: 671
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • В поисках мужской идентичности: Мальчик-с-пальчик
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Если к другой уходит мужчина: не факт что она лучше, но подходит именно ему..
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • «Мужчина мечты!!!» – почему он так и остаётся в мечтах и что сделать, чтобы его воплотить?
  • Почему все так? За что мне это?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Как понять, что именно в моей жизни не так?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Не хочу быть такой как мама, или почему они со мной так...
  • Как мужчина может всего одной фразой обесценить все то, что вы ему говорите
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Можно я буду сам собой? Или почему я должен делать именно так.
  • Если мальчик поранил пальчик
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • Деньги и как сделать так, чтобы они всегда были.
  • Если все хорошо, но «что-то не так»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь