|
Сказка Мальчик-с-пальчик | Пример системного анализа в расстановкеАвтор статьи: Карпенков Юрий Витальевич
Мальчик-с-пальчик Надежда Матвеева непревзойденный мастер проведения необычных форматов расстановок, в частности расстановок сказок и сказочных сюжетов. Предлагаем вашему вниманию описание одной из таких расстановок. Клиентка Клара (имя изменено) обратилась с запросом по поводу сильного беспокойства, возникшего внезапно, без каких-либо видимых причин. И этот запрос было решено проработать в методе «расстановка сказок».
Предварительная информация для группы. Терапевт: Расстановка сказки относится к расстановкам структурных элементов. Очень важно, чтобы клиент рассказал при группе, как он её помнит. Очень важно, чтобы всё предварительное интервью было сделано конфиденциально. Чтобы группа относилась непредвзято. Мы с клиентом знаем, о чем его жизненная ситуация, его жизненная сказка. А здесь в рабочем поле расстановки мы будем расставлять значимые фигуры сказки клиента. Значимые фигуры выделяются. И они ставятся в поле. Потом мы даем заместителям вчувствоваться в роли. С точки зрения техники, эта расстановка с самого начала является аутопоэтической, где первоначальный образ не фиксируют, а сразу отпускают в свободное плавание. Клиент видит в этой расстановке иногда какие-то истории своего детства. Иногда фигуры могут трансформироваться в фигуры рода. Фигура сказки попадает как бы в самый центр мишени. Мы просто не можем ничего себе придумать. Мы просто рассказываем сказку. А поле нам рассказывает, какая сказка семейной системы до сих пор живет в человеке. И мешает ему реализовывать свои идеи, мешает получать то, что хочется. Или пугает. Есть такие сказки семейных систем, которые нас пугают, и мы находимся в постоянном ужасе. Здесь важно всем участникам этой расстановки удержаться и не подсказывать, как правильно. Мне иногда очень трудно сдерживаться. Я иногда удивляюсь. Ведь я эту сказку точно читала и хорошо помню, а человек мне рассказывает про что-то совершенно другое. Один мужчина мне как-то рассказал, что Красная шапочка, в его интерпретации (!), зверски четвертовала волка. В его варианте нет такого, что пришли дровосеки, которых позвала Красная шапочка. И он мне в мельчайших деталях рассказывал. Я ему: «Вы так помните эту сказку… Интересно…» А он мне: «Это не я помню, оно так и было». Чем интересны расстановки сказок, что в них мы не ставим в поле фигуру самого клиента. В поле есть только фигуры сказки. Поэтому это нас никак не привязывает. Поэтому мы можем в образе расстановки увидеть фрагменты детских травм. Мы можем увидеть родительские сценарии. Мы можем увидеть сценарии бабушек и дедушек. А иногда несколько аспектов сразу. За что я люблю расстановки сказок, в расстановку сказки отправляешься как в путешествие и ты совершенно не знаешь, что будет. Единственно, что знаешь, что поле уже открылось.
Пересказ клиента сказки «Мальчик с пальчик» Клиент: Эта сказка мне так помнится. Жила была семья. Муж, жена, и дети. Детей было много – десять. Родители были не молодые. Они решили, что двух детей отвести в лес, чтобы их там оставить, потому что они поняли, что всех детей они прокормить не смогут. Была зима. Жили они в избушке рядом с лесом. На ночь глядя, взяли родители брата и сестру, и повели в чащу леса. Но когда они накануне об этом договаривались, брат с сестрой подслушали их разговор, и узнали, что задумали родители. Мальчик взял с собой кусочки хлеба или камешки. И когда родители повели их в лес, дети стали бросать по пути камешки и хлеб, чтобы найти по этим меткам дорогу домой… Терапевт: О чем для тебя сказка? Клиент: Сказка для меня о том, что с детьми обошлись несправедливо. Что может быть ужаснее, чем отвести детей в лес на растерзание диким зверям. Как такое можно сделать? Эта сказка, о жестокости и несправедливости. Холодящий ужас. Причиной такого поступка для родителей является бедность. А для меня еще и жестокость. Особенно, если взять тот факт, что почему-то именно на них пал жестокий выбор. Не всех детей отвели в лес, а только их двоих.
Фигуры расстановки:
*** Образ расстановки Фигура «Родители»: Крошки меня выбешивают. Воровство. Мне не хватает фигуры «Ночь». Мне хочется с ней об укрытии: «Укрой нас всех!» Многие наши дела делаются ночью. Фигура «Сестра»: Я хочу сказать родителям, какие они козлы. Меня очень радуют крошки хлеба. Как будто это прекрасные детские игрушки. С ними я чувствую себя защищенной. Мне даже жаль оставшихся детей. Фигура «Брат»: У меня крутится мысль как построить избушку, как добыть пропитание, как сестру защитить. Потрясывает. Надо что-то делать. Я отцу помогать не буду. Такое впечатление, что я в лес ушел с инструментом для обустройства самостоятельной жизни. Фигура «Оставшиеся дома дети»: Сильные противоречивые чувства раздирают. Я и родителей люблю, и брата с сестрой люблю. Мне хочется забиться в темный уголочек, накрыться одеялом и чтобы никто не знал, где я. Я боюсь думать, что они ушли. Мне хотелось бы верить, что это всё игра. И всё вернется на свои места. Фигура «Дом-очаг»: Я стабильный. Мне весело. Я не воспринимаю всерьез всё это. Это для меня игра. Фигура «Лес»: Я покровительствую брату. Я знаю, что если я ему помогу, то он с сестрой выживет. Я очень хочу, чтобы родители выразили внятно, чего они хотят. Я поддерживаю очаг. Я нейтральный и сильный. Готов помогать всем. *** Терапевт (клиенту): Когда ты на всё это смотришь, в тебе это как-то отзывается? Может быть какие-то фразы… Клиент: Мне удивительно то, что лес собирается защищать брата с сестрой. Мне очень созвучно то, что брат собирается строить дом и защищать сестру. Очень сильно отозвалось, когда оставшиеся дома дети сказали, что им самим тяжело. Ночь для меня как чувство вины, или стыда, её появление принесло значительное облегчение. Терапевт (клиенту): Может у тебя есть идеи насчет твоих бабушек и прабабушек, у кого могло быть чувство вины. Может быть кто-то ушел, а кто-то остался… Может одному наследства досталось больше, а кому-то меньше… Может быть есть истории?... Клиент: Трудно сказать… Фигура «Сестра»: Кто-то потерялся, и об этом все забыли. Под благими намерениями ночи делаются самые плохие дела. От этого хочется дистанцироваться. У нас были родители… род. Но сейчас мы с братом и это главное. Мы как другая ветка рода. Клиент: Во мне это отзывается так. Может быть этим двум детям несказанно повезло, что их в лес отвели. Их же двое. Терапевт: В том, что их было именно двое, содержится очень глубокая метафора. В сказке просто сказано, что родители просто приняли решение и повели их в лес. А то как родители это решение принимали? А вдруг род совсем прекратился бы, если бы кого-то не отправили в лес? И мы можем догадаться, что спаслись из страшной ситуации именно те, кого увели в лес. (На этих словах всю группу заместителей вовлекает в сильное волнение. Попадаем в тему…) И как жить тем, кто остался, зная, что те, кого увели в лес, наверняка умрут. Фигура «Оставшиеся дома дети»: «Глядя на сестру, я тоже так хочу! Мне очень дискомфортно! Я раздираюсь между реальным страхом и гипотетическими возможностями». Фигура «Сестра»: «Во мне поднимается волна гнева. Злобно. Словами это не выразить. Землю жрите, но подохните. Слова едкие». Фигура «Оставшиеся дома дети»: «Я её понимаю, мы за них не попросили. Но слова такие слышать обидно. Мы же маленькие были. Нас трясет. И все тело чешется». Терапевт: «А еще ночь… Как жить с этим чувством вины?» Фигура «Брат»: «Во мне злобы нет. Мне бы построить, оградить, защитить…» Фигура «Лес»: «Я начинаю шуметь и поднимается ветер». *** Клиент: «Мне не понятно, где я во всем этом…» Терапевт: Походи, посмотри, почувствуй, где тебе лучше всего будет. Клиент: Мне лес импонирует. Мне здесь нравится, потому что здесь безопаснее. Терапевт: Если бы ты взяла бы себе на вооружение качества, которые несет в себе лес, что бы это могло быть? Клиент: Лес сильный. Вернее он всесильный. Он помогает, защищает от врагов, может и наказать. Он мощный, справедливый, тихий. Он всегда накормит. На него всегда можно положиться. Надежность, защита и сила. Терапевт: Как бы ты вела себя в той ситуации, в который ты оказалась сейчас, если бы у тебя были эти качества? Клиент: Сложно. Лес ведь он сам по себе. Терапевт: Представь, что в своей жизненной ситуации ты сама по себе. Ты всесильна. Ты сама решаешь, что делать? Клиент: Я готова получить то, что мне положено, то, на что по вселенским законам я имею право. Терапевт: Именно в этот момент в поле чувствуется появление решения. Клиент: И готова с благодарностью передать всё добро дальше, своим детям. Терапевт: Расстановка сказки очень интересна тем, что было к примеру много семейных переплетений и травм. И они все разрешаются здесь сразу за одну расстановку. И все это решается на бессознательном уровне. Нам не нужно ничего вытаскивать на поверхность. И мертвые пошли к мертвым. Живые к живым. Братья-сестры примирились. Вспомнили тех, кто был забыт. Клиент: Очень мощные ощущения во всем теле. (завершение расстановки, заместители садятся на стулья) *** Круг посланий от заместителей после расстановки Терапевт предлагает каждому заместителю, который участвовал в расстановке, сказать по одному предложению, дать послание клиенту из своей роли. Это может быть одно слово, или одно предложение. И те, кто учится расстановкам, могут почувствовать, что каждое послание является решением.
Терапевт: «Ночь», на мой взгляд, это явно роль коллективного бессознательного, которая что-то забирает и что-то дает. И когда она что-то забирает и что-то дает, нам кажется, что это не так, как нам хочется. А потом это получается именно так, как нам нужно.
Терапевт: Мне пришло из поля, что тебе стоит сказать мужу, что ты веришь в то, что он сможет тебя защитить. «Я просто верю, что у тебя всё получится». *** Терапевт: Как ты себя чувствуешь? Клиент: Удивительно! Я конечно еще не до конца это всё осознаю… Я всё это посмотрю, осмыслю… Но всё что вы здесь прочувствовали, всё, что вы мне здесь сказали, было очень ценно.
В центре семейного консультирования "Ольвия" расстановки каждый день www.olvia-center.ru
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|