|
Гештальт - терапевт и клиент: феномены сотрудничестваАвтор статьи: Тарасенко Владимир Анатольевич
Содержание данной статьи многим может показаться довольно знакомым и даже тривиальным, не искрящимся какими-то особыми интеллектуальными изысками и научными открытиями. И все же... Для практикующих психологов и терапевтов статья может стать тем искомым и проверенным годами ориентиром в работе с клиентами, чей поиск еще не завершен. А для самих клиентов ее прочтение поможет снять массу естественных и, как мне представляется, волнующих вопросов типа: что со мной будет происходить во время терапии, сколько она будет длиться, с чем я встречусь на этом пути… Итак, начнем с самого, пожалуй, важного. Какова же цель помощи клиенту (цель терапии) в рамках гештальт-подхода? Цель – помочь человеку стать СВОБОДНЫМ. Именно свободным, а не счастливым, да простят меня гуманисты всех мастей. Таблеток для счастья у терапевта попросту нет. Он не маг и не волшебник, и даже не кудесник фарминдустрии. Он ВСЕГО лишь помогает клиенту восстановить (или обрести) способность быть свободным, т.е. больше видеть, чем сейчас, больше слышать, больше понимать, что тот делает со своей жизнью. Помогает научиться (именно научиться) обращаться с теми вещами, с которыми он не умел или же разучился обращаться. Речь идет об эмоциях, чувствах, способности их в себе распознавать, переживать, выражать. Связывать свои представления, убеждения и потребности с поведением (активным либо пассивным) и в итоге - с качеством бытия как таковым. Между прочим, такой путь не всегда приводит к счастью для клиента, правда, в прежнем его понимании счастья. Путь открывает новые возможности… К чему же в таком случае, спросите вы, сводится развитие клиента, если о нем уместно вести речь? Отвечу. Во-первых, уместно и оправдано. Во-вторых, развитие, словами классика гештальт-терапии Ф. Перлза, сводится к тому, чтобы восстановить баланс между организмом и средой, сделать человека осознанным, энергичным, созидающим. Ну, скажите, разве трудно заметить, оглядываясь вокруг, что многие люди в нашем социуме живут на очень низком или пониженном уровне энергии. При этом большинство из них прекрасно интеллектуализируют и рационализируют происходящее, находя практически всему умные объяснения и оправдания. Но то, что называется вкусом жизни, у них куда-то улетучилось, потерялось, просочилось в безжизненный песок, оставив после себя горечь и неудовлетворенность. Живительная способность радоваться, равно, как и гневаться испарилась. На службе у самосохранения конформистский принцип «жить как все, жить вполнакала». Но душа ищет прорыва, жаждет иного способа проявления себя в мире. И тогда человек идет к психологу (терапевту): вначале за облегчением состояния, пониманием и сочувствием, затем – за поддержкой, позже – за сопровождением на пути изменений. В литературе эта стадия носит название «клише». По сути, содержание этой стадии выражается в исполнении привычных, заданных еще в детстве ролей, разыгрывании стереотипных сценариев. Ролей на самом деле не много. Хорошо еще если с десяток наберется, но они не родные, они навязаны авторитетами раннего периода жизни – мамой, папой и другими значимыми людьми. («Хорошая девочка», «послушный сынок», «папина радость», «выродок, и в кого ты такой», «дебил, что с тебя взять», «неблагодарный, как ты можешь огорчать мамочку», «герой не для себя» и др.). Эти привычные роли мешают творческой адаптации и не способствуют развитию личности. Получается, имеем дело с ложным «Я», в основе которого интроецированные семьей образы и модели поведения. И тогда свою энергию человек вкладывает не в развитие своего истинного «Я», а в более искусное функционирование определенных, уже приросших к нему ролей. Попробуйте задать клиенту на ранней стадии терапии вопрос, где живет твое истинное «Я»? И, скорее всего, ваш вопрос повергнет его в ступор. Стоит сделать оговорку. Упомянутые выше роли приносят свои выигрыши и бонусы в виде: кому-то – должностей и материальных благ, кому-то – защищенности за чьей-то сильной спиной, кому-то – состояние «тишь да гладь…» Однако… Со временем «надежные» синицы в руках деградируют и девальвируют, и жизнь постепенно и незаметно обретает черты монотонности и скуки. Краски тускнеют, радость убегает в другие края. В чем же выход? Он - в движении к истинному «Я». Как вы думаете, какая естественная реакция будет у клиента, когда он соприкоснется с мыслью потерять свою привычную роль, ставшую ему обузой? Наверное, он испытает страх. Ну, как же! Ведь он так к ней привык и ничего другого не умеет! К тому же, придется признать, что многое в его жизни шло и идет не так, что само по себе не добавляет оптимизма. Кроме страха может возникать сильное чувство вины – ведь он не оправдал ожиданий значимых близких. Прошлое уже не устраивает, новое еще не родилось. Переживается некая подвешенность, неопределенность, что-то похожее на ощущение пустоты, вакуума. В силу названных выше аффектов и причин данная стадия в развитии клиента получила название «фобической». Он отчаянно ищет точку опоры, твердую почву под ногами. Если раньше опирался на мнения и представления о жизни других людей, то теперь перед ним стоит архи трудная задача – создать в самом себе фундамент, научиться опираться на себя. Фаза «тупика». Ее еще можно сравнить с ощущением падения на дно, которое сопровождается чувством утраты прошлых способов контакта с миром, обесцениванием прошлого. Приходит ощущение «я так больше не могу и не хочу». Ниже падать некуда. Все. Тупик. Но сидеть там кому же охота!? Ко всему прочему, вечные спутники - страхи и сомнения - никуда не девались. Они как нищие ходят по пятам и взывают к подаянию. Клиент может испытывать сильную боль. А терапевт может быть тем другим человеком, который способен отвести от края пропасти и показать, что жизнь только временно утратила краски, что она есть всюду - слева и справа от «тупика». Выход где? Он в пути к СВОБОДЕ. Если же не пережить фазу «тупика», попытаться ее игнорировать или проскочить, обманывая себя, то ничего хорошего из этой затеи не выйдет. Примеры? Их полно. Либо стремительное самоуничтожение любыми доступными средствами (алкоголь, наркотики, смертельные виды экстрима), либо вялотекущий медленный уход под рефрен самовнушения, мол, все так живут и побыстрей бы развязка. «Внутренний взрыв». Это четвертая фаза развития клиента в терапии. Ее содержание составляет «очная» встреча нарождающегося истинного «Я» с фальшивым «Я». Встреча подчас напоминает непримиримую схватку. Цель разборки – прояснить, как и зачем я жил до сих пор, для чего и каким способом взаимодействовал с другими людьми, от чего получал удовольствие, а от чего удовлетворение. На языке хирургии происходит вскрытие внутреннего нарыва. Естественно, боли избежать не удается. Но тот, кто трусливо от боли уклоняется и прячется, остается с носом, т.е. его развитие близко к нулю, а степень внутренней несвободы остается на прежнем уровне. Ради чего страдать, спрашивается? Вопрос вовсе не риторический. Ради обретения целостности личности путем преодоления дихотомии. И действительно, ранее отторгнутые и спроецированные на других людей части личности (например, такие полярности, как агрессия, гнев, зависть, ханжество и прочие, равно, как и миролюбие, терпимость, слабость, бескорыстие, доверчивость и т.д.) могут быть интегрированы и «приняты обратно» к себе. С помощью терапевта со временем клиент обретает устойчивость и способность быть «последним судьей самому себе». А дальше шелуха ложного «Я» отпадает вовсе, проявляя к жизни уникальное истинное «Я». Это фаза «внешнего взрыва». Что за этим? Творчество бытия, упоения жизнью как полетом, переживание всего спектра и глубины чувств. Радость от того, какой ты, что не имеет ничего общего с эйфорией от собственного совершенства. Это возможность творить отношения, удивляться и удивлять. И даже скорбеть о потерях, переживать утраты, излишне не драматизируя происходящее, понимая, что с гореванием к тебе возвращаются твои смыслы и ценности. Благодаря им человек обретает свободу, а вместе с ней – и привычку быть самим собой, т.е. быть аутентичным. И даже с чувством стыда, прежде токсичного и парализовывавшего активность личности, может произойти удивительная метаморфоза – у него появляются все шансы стать стержнем внутренней этики, чутким регулятором подлинности существования. Человек в состоянии стать достаточно сильным, чтобы быть открытым, и достаточно открытым, чтобы быть чутким.
Владимир Тарасенко. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|