Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 53 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 54 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 56 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 57
|
Для чего психологу нужен кабинет? Может быть, принимать клиентов дома? Или в кафе?Автор статьи: Чернышева Ульяна Владимировна
Дискуссиями на форуме навеяло... На первый взгляд, эти вопросы могут показаться странными. Те, кто уже немного соприкоснулся с методом гештальттерапии, кто сам попробовал быть в роли терапевта, кто был на интенсивах, знают, что то, что предоставляет терапевт клиенту – это некое «место» в своей жизни – как в виде своего внимания, своего присутствия, так и в прямом смысле этого слова – в виде пространства, где быть самим собой в присутствии другого человека. Пространство терапии – это место для встречи со своим внутренним миром и место для встречи с другим человеком. Обеспечить пространство для терапии – это важная часть работы терапевта. Может ли кафе быть таким местом? Может, если цель вашей встречи с клиентом – передача ему некой информации, знаний, если вы выступаете в роли эксперта-консультанта. Тогда ваша встреча с клиентом – это что-то вроде делового общения, в рамках привычных социальных ролей. В этом «плюсы» пространства кафе – ваш клиент будет не только в роли вашего клиента, но и в роли «посетителя» кафе, то есть косвенно он «обязуется» вести себя «прилично», не выходить за рамки социальных норм. Для единичной консультации кафе может быть хорошим выбором, если у вас есть уверенность в том, что в это кафе за соседний столик не придет шумная компания, что к вам не будет подходить официант с вопросами о заказе через каждые десять минут. Кафе – подходящее решение, если у вас нет цели, чтобы клиент встретился с собой-настоящим, без масок и ролей, если у вас нет задачи встретиться с его чувствами, которые могут быть довольно сильными, и с проявлениями этих чувств, которые могут оказаться «социально-неприемлимыми» - слезы, крики, рыдания, приступы астмы… если вы не планируете предоставить клиенту возможность экспериментировать с пространством – к примеру, сесть к вам ближе или дальше, не планируете искать путей к внутреннему миру клиента, помимо «рациональной беседы» - к примеру, предложить походить по комнате или изобразить телесно свое состояние и т.д., то есть кафе - идеальное место встречи, если вы не планируете заниматься гештальттерапией. Может ли таким местом быть ваш дом? Может, если у вас есть возможность обеспечить свое полноценное присутствие в процессе встречи – то есть не отвлекаться на пригоревшую кашу, не переживать о ребенке в соседней комнате, а также если ваши близкие люди будут в достаточной мере предупреждены о том, что вы в данный момент работаете и вас не нужно беспокоить. Из «плюсов» домашнего пространства - оно дает много ресурсов терапевту: не нужно тратить время на дорогу, есть возможность быть в любой комфортной для себя одежде, несмотря на погоду за окном, есть возможность поставить себе любимое кресло, повесить приятную для себя картину, заварить вкусный чай… - как об этом говорит старая пословица, «дома и стены греют». Из «минусов» пространства дома: зачастую в нем содержится масса фактов, сообщающих дополнительную информацию клиенту о вас, о вашем образе жизни, о вашем уровне дохода, о ваших привычках и так далее – фактов, о которых вы, возможно, не планировали рассказывать клиенту. И эти факты могут стать причиной дополнительных «переносных реакций» клиента. Как терапевту вам придется подготовиться к тому, что ваша личная жизнь и особенности вашего образа жизни могут стать темой клиента, могут оказать влияние на развитие отношений с клиентом. Итак, то, что пространство дома «личностно окрашено», так скажем, то, что в нем находятся ваши вещи, предметы, которые вам дороги, то, что оно косвенно «рассказывает» о вашем образе жизни и привычках – с одной стороны, ресурс, с другой стороны – «минус» этого пространства - косвенно, открывая дверь в свою квартиру, вы открываете дверь в свою жизнь. Готовы ли вы к тому, что клиент случайно столкнет вашу любимую вазу в прихожей? Или прогонит вашего кота из кресла? Готовы ли вы встретиться с вопросом клиента: «А почему у вас всегда такой беспорядок?» Готовы ли вы к замечаниям клиента по поводу вашего пространства, к примеру: «А шторы белого цвета здесь смотрелись бы лучше...»? Готовы ли вы к вопросам клиента про то, с кем вы живете? Второй «минус» пространства дома – его незащищенность. Если вы уверены в психическом статусе клиента, если он пришел по рекомендации – пространство дома будет хорошим выбором для вас. Однако, если это первая встреча с неизвестным вам клиентом, с которым вам, возможно, не удалось поговорить по телефону, а была только переписка на форуме – принимать такого клиента в своем доме – несколько рискованно для терапевта. О том, какие еще функции пространство может выполнять в психотерапии, какие требования к пространству могут быть у терапевта - продолжение следует :) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|