|
Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?Автор статьи: Гусева Юлия Евгеньевна
Нередко от родителей можно слышать, что ребенок не может понять, что чувствует другой. Так, родители обращают внимание двухлетнего ребенка, что другому больно, а ребенок все равно дерется. Или пятилетний ребенок не понимает, что сейчас семья в сложной финансовой ситуации и просит новую игрушку. В психологической науке объяснение этому факту дает теория известного швейцарского психолога Жана Пиаже. Он ввел в научный обиход термин «эгоцентризм». Эгоцентризм проявляется в том, что человек смотрит на мир исключительно со своей точки зрения. Это неумение посмотреть на ситуацию иначе, со стороны другого. Жан Пиаже демонстрирует эгоцентризм детей с помощью интересного эксперимента, в котором детям предлагается описать ландшафт, созданный на столе перед ним (дом, гора, деревья). Когда с другой стороны стола сажают куклу и просят описать, что видит кукла, ребенок все равно описывает то, что видит сам. То есть, он не способен представить мир таким, каким его видит другой. Эгоцентризм характерен для детей дошкольного возраста в большинстве ситуаций. В начальной школе ребенок может в некоторых случаях посмотреть на ситуацию с точки зрения другого. Преодолевается эгоцентризм примерно к 12-14 годам. Зачем же родителям нужно знать об эгоцентризме ребенка? В первую очередь для того, чтобы учитывать эту особенность мышления ребенка в повседневной жизни. Приведу пример. Четырехлетняя Маша испачкалась на прогулке. Дети весело играли в догонялки и, конечно, иногда падали. Мама ругает Машу: «Маша, вот ты испачкалась, а мне стирать теперь все! Ты совсем не думаешь о маме! Сколько раз я тебе говорила, чтобы ты была аккуратной! Ты же видела, что на улице грязно, а ты в новой одежде, но все равно бегала». Может ли Маша, играя в интересную игру, думать о маме, которая будет стирать Машины вещи? К сожалению, это невозможно в четыре года. Мало того, Маша совершенно не понимает, что ужасного в том, чтобы постирать вещи. Наоборот, это же так интересно! Можно засыпать порошок в стиральную машину и нажимать кнопку, а потом смотреть, как крутится барабан. Поэтому слова мамы совершенно не эффективны. Кстати, в этом случае и мама проявила эгоцентризм. Она посмотрела на ситуацию только со своей стороны: со стороны взрослого. Она не увидела, что для девочки было важно поиграть со сверстниками. Не поняла того, что для ребенка не важно, новая на нем одежда или старая. Не подумала о том, что стирать вещи – это удовольствие для ребенка, а не работа и поэтому девочка не может понимать, что для мамы стирка неприятное занятие. Что же делать маме? Будет лучше, если мама предложит Маше пойти на улицу в одежде, которую не жалко испачкать, а после прогулки Маша сама сложит вещи в стиральную машину, развесит после стирки и даже погладит. Но не в качестве наказания, а просто так. И, конечно, взаимодействуя с ребенком, нам, родителям стоит обращать внимание на свое поведение. Не проявляем ли мы эгоцентризм?
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|