Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?

статья написана с использованием идей нового психологического направления - кинотерапии...
Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка

    Продолжаю цикл статей, посвященных тому, чему не учат в школе (или ВУЗе) - созданию счастливых семейных отношений. Причем сделаю ее наглядной - с помощью документального фильма, снятого британскими кинематографистами - очень сильной психологически и трогательной картины "Джон".

    Итак, по всем канонам кинотерапии - вначале: просмотр фильма. Затем: его обсуждение.
    



   В прошлой статье, которую за 7 дней прочитали более 24 тысячи человек, я писала о привязанности: https://www.psyoffice.ru/article/96072/.

     Про важность привязанности в детстве  - появления незримой связи между ребенком и наиболее значимой для него фигурой - мамой - много писал и Берт Хеллингер (основатель метода системных расстановок), и Джон Боулби (эмоционально-фокусированная терапия (ЭФТ)).

    В возрасте до 3 лет именно мама, а точнее - ее постоянная реакция на страхи и плач малыша - становятся тем фундаментом, на котором формируется доверие маленького человечка к большому миру. 
Этот "островок надежности" позволяет ребенку играть и исследовать мир самостоятельно. Или ненадолго оставаться одному - без мамы (как показано в первой части картины, в первые дни пребывания Джона в Доме ребенка).

    Что же происходит потом? За 9 дней (!) отрыва от матери поведение и самочувствие ребенка резко меняется. Он уже не доверяет никому - ни воспитателям, ни отцу, ни матери.
Малыш постоянно сосет палец - признак "госпитализма" - внутреннего одиночества.
Вместо "привязанности" формируется "созависимость" - жажда любви и - одновременно - неверие в ее получение.

    И вот эта - внутренняя, индивидуальная  модель надежной или ненадежной привязанности - формирует отношение уже взрослого человека как с противоположным полом, так и с собственными детьми.

     В фильме можно проследить, как последовательно  - за короткий срок - меняют друг друга 4 типа привязанности ребенка.

     1. Безопасная привязанность (см. - 1 день вынужденного пребывания малыша а Доме малютки).

     При наличии этого типа привязанности "домашнего "ребенка (типа Джона) можно ненадолго оставить одного.  Он чувствует себя в безопасности, и после короткой разлуки вновь нормально контактирует со значимыми взрослыми (идет на руки к отцу и легко отпускает его).

      Взрослея и создавая собственную семью, такие дети чувствуют себя в браке одновременно - и связанными - и  в некоторой степени - и свободными. Они - две личности. Я+Я. Основной признак таких счастливых семейных пар - они не боятся говорить друг другу о своих мыслях и чувствах - в том числе - негативных (обидах, злости, гневу). Не боятся получить в ответ непонимание или агрессию. Верят, что их услышат и помогут.

    (Два дня назад мой взрослый 26-летний сын, собирая сумку перед посадкой на самолет (возвращаясь после новогодних "каникул") в Москву, сказал мне: "Мама, ну не нервничай ты так и не подгоняй меня. Когда ты себя так ведешь - у меня самого коленки от страха начинают дрожать". Я поняла. И не обиделась.) 

    2. Тревожная привязанность (созависимость)

    После разлуки такие дети намертво "вцепляются" в  родителя (в фильме - Джон не желает отпускать папу и ищет замену близким людям - в виде добросердечной воспитательницы, но групповая работа не позволяет заботиться лишь об одном малыше!) Поэтому - уважаемые родители - задумайтесь, прежде чем "сплавлять" ребенка бабушке - или отдавать в ясли с 2 лет...

    Вырастая, такой человек будет стремиться к зависимым отношениям, "растворяясь" в личности другого и не оставляя место в себе для собственного развития.

    3. Избегающая привязанность.

    После отделения такие дети уже сами не желают принимать поддержку взрослых (что очень четко прослеживается в фильме - Джон даже не хочет, чтобы его накормили, хоть и голоден).

     Взрослые: отвержение близости, самодостаточность.
И 79-летняя мама-труженица, в одиночку воспитавшая сына, вздыхает: "Вот ему уже 50 - а никак не женится"...
А сколько нас - 40-50-летних женщин, переживших ад развода, гордо именуют себя "сильными" - а втайне мечтают "о нем, родном".  И на самом деле - просто боятся сделать первый шаг навстречу другому человеку, раскрыть свое сердце. Чтобы вновь не стало больно...

     4. Дезорганизованная привязанность.

  Хаотичность, непредсказуемость чувств и поведенческих реакции (в конце фильма).
  Часто у взрослых: способность лишь к флирту. И разрыв отношений по малейшему поводу.
  Нередка "любовная" зависимость...

   Последние 3 типа  относят  в ЭФТ к "ненадежной" привязанности.

   Самый крепкий брак - и самая сильная эмоциональная связь - лишь у партнеров с первым типом - безопасной привязанностью. Именно в таких семьях - взаимное уважение, равенство, гибкость ролей.

    У супругов же, имеющих ненадежные типы привязанности - чаще всего - жесткое разделение ролей. В отношениях они занимают либо доминирующую, или подчиненную позицию. 

   И в следующих статьях я напишу, как людям, имеющим тревожную и избегающую привязанность - научиться выражать свои чувства. Ведь на самом деле их с детства приучили молчать и говорить, лишь когда спросят. Быть - "покорной, заботливой, хорошей" супругой (-ом), "не выносить сор..."

   Прорабатывать надежность Ваших отношений с мужем мы будем с участниками видео-курса на 3 занятии. Чтобы присоединиться к группе, пройдите по ссылке:  http://intensivizmenamush.lptrend.biz

    До новых встреч, дорогие мои читатели! С вами была - Елена Ольхович.



Просмотров: 926
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Практики на исцеление "Детской части". Упражнение "Рондо" Джона Энрайта.
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • "Ученический суицид: работа "до" и "после".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь